
Проблемы Дальнего Востока № 3, 2015 г. 

«Гласность с китайской спецификой»: некоторые 
современные тенденции в китаеязычном 

информационном пространстве 

© 2015 А. Карнеев 

Автор рассматриваетя постепенно меняющийся на глазах ландшафт публичной 
полемики в китаеязычном информационном пространстве, которое в условиях 
развития новых информационных технологий становится все более глобальным. 
Анализируется роль некоторых зарубежных китаеязычных СМИ, впервые став-
ших широко известными в период скандала с Бо Силаем. 
Ключевые слова: зарубежные СМИ, китаеязычные сайты и издания, борьба с 
коррупцией, Си Цзиньпин, Бо Силай, Чжоу Юнкан, идейно-политическая борьба, 
цензура в КНР. 

Отправной точкой для наблюдений и выводов, содержащихся в данной статье, 
стала начавшая раскручиваться особенно интенсивно с весны 2012 г. эпопея с известным 
китайским политиком-популистом Бо Силаем, вызвавшая в свое время колоссальный ин-
терес в самом Китае и далеко за его пределами и совпавшая по времени со сменой выс-
шей партийной власти в КНР. Беспрецедентный характер громких разоблачений и мно-
гих подробностей, связанных с фигурой Бо Силая и характером его деятельности, не мог 
не привлечь повышенного внимания публицистов и профессиональных китаеведов, по-
лучивших возможность заглянуть в обычно плотно закрытое от постороннего взгляда 
«нутро» китайской политической кухни. 

Дело Бо Силая, начавшееся еще при прежнем руководстве КНР (Ху Цзиньтао и 
Вэнь Цзябао)1, явилось началом последующих событий, которые мы наблюдали уже при 
нынешнем, пятом поколении китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином. Имен-
но в последние два с лишним года в стране развернулись не имевшая аналогов прежде 
кампания по борьбе с коррупцией в рядах государственных служащих, затронувшая даже 
функционеров самого высокого уровня, а также кампания по «исправлению стиля», чем-
то напомнившая массовые кампании идеологического перевоспитания эпохи классичес-
кого китайского социализма. 

Конечно, коррупционные скандалы случались и раньше. При этом, как отмечают 
некоторые китайские наблюдатели, именно скандал с Бо Силаем, потрясший Китай, по-
служил детонатором процессов, подлинные масштабы и смысл которых, видимо, можно 
будет осмыслить и проанализировать спустя определенное время. 

В этом смысле «чунцинское дело», начиная с того рокового момента, когда Ван 
Лицзюнь переступил 6 февраля 2012 г. порог американского консульства в Чэнду, дейст-

                                                           
Карнеев Андрей Ниязович, кандидат исторических наук, заместитель директора ИСАА при МГУ. 
Тел.: 8 (916) 651–93–75. 



«Гласность с китайской спецификой» 111 

вительно стало «ящиком Пандоры», так как открыло эпоху практически непрекращаю-
щегося скандала, когда едва ли не каждый новый день появляются новые сведения о сня-
тых с постов партийных и государственных деятелях, вскрываются данные о серьезных, 
а в ряде случаев — поражающих воображение масштабах взяточничества, казнокрадст-
ва, торговли протекцией и должностями, «сексуальной коррупции», а также о деятельно-
сти целых групп чиновников и близких к ним бизнесменов, не гнушающихся в ряде слу-
чаев прямым устранением конкурентов и неугодных2. 

Среди множества разнообразных аспектов всех этих процессов, достойных от-
дельного изучения, наблюдатели выделяют также фактор, имеющий отношение к инфор-
мационной сфере и делающий упомянутую выше атмосферу постоянного скандала осо-
бенно чувствительной с учетом традиционного для политической культуры Китая стрем-
ления держать публичную полемику и саму возможность распространения политической 
информации под строгим контролем. 

В последние годы китаеведами в России и других странах опубликовано немало 
работ, посвященных контролю за информацией в КНР, эволюции китайских государст-
венных и коммерческих СМИ и пространства публичной полемики в условиях экономи-
ческой глобализации и стремительного развития информационных технологий. Тем не 
менее, многие важные особенности информационного фронта борьбы за будущее Китая 
остаются недостаточно изученными. В частности, наблюдателями был подмечен своеоб-
разный феномен: те или иные детали политической интриги с Бо Силаем, а затем с Чжоу 
Юнканом, Гу Цзюньшанем, Сюй Цайхоу, Лин Цзихуа и другими высокопоставленными 
фигурами, да и вообще информация о том, что следующим «падшим тигром»3 станет та-
кой-то руководитель, становились известными задолго до официальных сообщений ин-
формагентств и газет — из Интернета, Вэйбо 4 , блогов и зарубежных китаеязычных 
СМИ, причем поражала степень достоверности всей этой информации, циркулировав-
шей сначала в качестве «гипотез» и «слухов», а затем подтверждавшейся официальными 
заявлениями дисциплинарных органов. 

По сложившейся традиции, издающиеся за пределами КНР на китайском языке 
газеты и журналы, которые не являются частью официальных информационных ресур-
сов китайского правительства или не относятся к небольшой группе пропекинских изда-
ний, считаются «враждебными зарубежными или реакционными СМИ», стремящимися 
нанести ущерб имиджу и интересам страны или подорвать власть Коммунистической 
партии Китая. Такие информационные издания в КНР, как правило, блокируются, и при 
отсутствии специальных знаний по использованию VPN, прокси-серверов и других про-
двинутых технологий обычный китайский пользователь не может зайти на их сайты. На-
пример, на протяжении многих лет блокируются сайты китайских служб «Голоса Амери-
ки», Би-Би-Си, Радио «Фри Эйша», не говоря о некоторых действительно яро враждеб-
ных КПК эмигрантских китаеязычных ресурсах, таких например, как сеть созданных ре-
лигиозной организацией «Фалуньгун» сайтов и газет5. Селективно блокируются и веду-
щие западные информационные издания на английском языке. Один из относительно не-
давних примеров — блокирование «Нью-Йорк таймс» в Китае после появления серии 
публикаций, сообщавших о наличии у членов семей ряда высших руководителей КНР 
крупных активов (в частности, о наличии у семьи экс-премьера Госсовета КНР Вэнь 
Цзябао активов на сумму 2,7 млрд долл.)6. По некоторым сообщениям, в КНР практику-
ются кратковременные блокировки сайтов «дружественных СМИ». Например, сингапур-
ская газета «Ляньхэ цзаобао», считающаяся довольно лояльной к позициям Пекина, под-
вергалась блокировке в тех случаях, когда на страницах газеты критиковались те или 
иные просчеты и ошибки китайского правительства7. 



112 А. Карнеев 

Тянь Лу в перечне «реакционных сайтов», блокируемых властями КНР, выделяет 
следующие группы: сайты сепаратистов разных мастей (помимо тайваньских, уйгурских 
и тибетских, упоминаются еще и организации, выступающие за независимость «Южной 
Монголии», Гуанси, Сычуани и др.); сайты неконвенциональных религиозных организа-
ций («Фалуньгун» и нелегальные христиане); сайты тайваньских политических партий и 
ведущих СМИ; китаеязычные редакции западных государственных СМИ типа «Голоса 
Америки», Радио «Свободная Азия» и др.; коммерческие западные СМИ типа CNN, 
«Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», гонконгские издания типа «Кайфан цзачжи» и 
«Эппл дейли», американские «Босюнь синьвэнь», «Довэй синьвэнь»; сайты диссидентст-
вующих политических групп, например, созданной еще в 1990-е годы «Демократической 
партии Китая», троцкистского «Чрезвычайного комитета КПК» и пр.8 

В самом начале эпохи Интернета китайское правительство, не жалея сил и 
средств, постаралось оперативно «оседлать» новые технологические возможности для 
того, чтобы не прозевать распространение нежелательных настроений и взглядов по-
средством виртуального пространства, инфильтрации антикоммунистической идеоло-
гии9. Не случайно КНР считается в мире страной, где создана «Великая китайская сте-
на Интернет-цензуры» и усилиями властей поддерживается целая армия штатных и 
внештатных проправительственных комментаторов (умао дан), призванных направлять 
общественное мнение пользователей в «правильное русло». На кону крайне важные ве-
щи и очень большая, жадная до политических новостей аудитория. В конце концов, в 
КНР в настоящее время насчитывается свыше 400 млн пользователей Интернета, вклю-
чая 346 млн пользователей широкополосного доступа и 233 млн пользователей мо-
бильного Интернета10. 

Но в случае с разоблачением таких «коррупционеров», как Бо Силай, Чжоу Юн-
кан и другие, парадоксальным оказалось то, что тональность официальных комментари-
ев была практически неотличима от материалов «враждебных» и «реакционных» сайтов, 
находящихся в Гонконге или в других странах. На это неоднократно обращали внимание 
некоторые деятели левого течения в КНР, те кто постоянно публикуется на страницах 
«Утопии», «Хора красных песен» и других подобных сайтов. Ван Хуэй, ведущий ученый 
из лагеря «новых левых», в частности, писал о своеобразном сговоре китайских офици-
альных СМИ с западными «капиталистическими медиа» по вопросу Бо Силая. Примеча-
тельно, что рассуждения о «враждебных СМИ» всерьез воспринимаются в основном 
лишь этой частью политического спектра. Именно деятели леворадикального и левопат-
риотического направлений постоянно призывают быть начеку относительно информаци-
онной войны, которую ведут против КПК базирующиеся на Западе китаеязычные СМИ. 
В других же частях политического спектра внешне также демонстрируется отношение к 
зарубежным СМИ как к «враждебным», но на деле данная риторика воспринимается ско-
рее как дежурная фраза, как дань прошлому. Видимо, в этом коренится причина того, что 
идеи и мнения, публикуемые в неподцензурной части китаеязычного Интернета (то есть 
за границей и в Гонконге) могут в настоящий момент более или менее свободно прони-
кать в страну и влиять на определенное количество пользователей внутри Китая. 

Характерен в связи с этим эпизод с бывшим секретарем парткома г. Нанкина 
Ян Вэйцзэ. Как известно, Ян был арестован дисциплинарными органами в январе 
2015 г. и стал таким образом «первым крупным тигром-коррупционером 2015 года». 
Но еще в сентябре 2014 г., когда в Интернете широко распространились «предположе-
ния» и «версии» о его предстоящем снятии с должности и расследовании, Ян Вэйцзэ, 
как и многие другие руководители, оказавшиеся в сходной ситуации, принялся активно 
«опровергать ложные слухи» (в китайском языке существует для этого специальный 
термин — пи яо). В частности, в веерной СМС-рассылке он написал: «Сейчас Интер-



«Гласность с китайской спецификой» 113 

нет в Китае хуже чем дацзыбао (газеты больших иероглифов. — Авт.) в годы «куль-
турной революции», а зарубежные враждебные СМИ еще более злобны и жестоки, чем 
японские интервенты в годы войны»11. То, что после ареста Ян Вэйцзэ стал предметом 
высмеивания тех самых зарубежных «враждебных сайтов», неудивительно. Но даже на 
официальном сайте сети «Синьхуа» посчитали необходимым написать: «У самого 
ж…а в дерьме, а дерьмом мажет Интернет… То же самое делали коррупционеры Лю 
Тенань, Сун Линь и др., но бумагой огонь не остановить, их преступления все равно 
обнаружились… Да, в Интернете есть немало недостатков и проблем, некоторые до-
вольно серьезные, например, распространяют слухи, клевещут, атакуют тех или иных 
лиц. Но в Интернете есть и позитивная энергия, он играет важную роль как инстру-
мент общественного контроля»12. Специалист по исследованиям в области правовых 
медиа из Политико-юридического университета Китая Чэнь Цзэжэнь считает, что изоб-
ражать зарубежные СМИ в виде «враждебных сил» неправильно, в этом проявляется 
неуверенность некоторых чиновников в себе. Он отмечает: «Не разобравшись толком в 
существе того или иного вопроса, у нас часто называют критику со стороны междуна-
родного общественного мнения «враждебными силами». В этом проявляется неуверен-
ность в себе некоторых руководителей, которые боятся, что народ узнает об этой кри-
тике, боятся, что эти мнения получат распространение, в этом также проявляется их 
боязнь контроля со стороны международного общественного мнения»13. 

Другими словами, в современном Китае, похоже, уже нет единого отношения к 
пресловутым «враждебным СМИ», и многим непонятно, кого сейчас в первую очередь 
считать «враждебными силами» 14 . Ведь внутренняя полемика между разного рода 
идейно-политическими лагерями в самом Китае сейчас по накалу страстей не уступает 
полемике с заграничными оппонентами. С другой стороны, зарубежные китаеязычные 
СМИ, а также внутрикитайские блоги и прочие подобные ресурсы в ряде случаев пре-
доставляют возможность вбрасывать в общество ту или иную информацию или идеи, 
которые по каким-то причинам до поры до времени неудобно публиковать в официаль-
ных газетах и журналах. Не исключено, что с помощью этих медиаресурсов те или 
иные фракции и группировки в правящем истеблишменте пытаются укрепить свои по-
зиции и ослабить конкурентов. 

Определенную степень сочувствия к тем или иным мнениям зарубежных СМИ 
можно почувствовать в блогах и форумах, где существует весьма высокая степень свобо-
ды самовыражения и нередки либеральные и прозападные настроения15. Там часто вы-
смеивают заскорузлые методы осуществления политической цензуры, боязнь демократи-
зации и свободных дискуссий по важным общественным вопросам, застывшие подходы 
официальных информационных изданий, особенно когда предпринимаются неуклюжие 
попытки, как в вышеуказанном случае, «опровергать ложные слухи». 

То, что воздействие и подоплека деятельности зарубежных информационных ре-
сурсов носят весьма непростой и подчас неоднозначный характер, иллюстрируют приме-
ры некоторых китаеязычных сайтов, работающих в США. Из довольно большой и пест-
рой группы организаций такого рода целесообразно остановить внимание на двух до-
вольно известных к настоящему моменту изданиях — «Босюнь синьвэнь»16 и «Довэй 
синьвэнь»17. Оба эти сайта, поддерживающиеся китайцами, проживающими в США, по-
лучили паблисити в разгар скандала вокруг Бо Силая и известны тем, что часто первыми 
сообщают те или скандальные подробности, связанные с коррупционными проявления-
ми в КНР, а также с предстоящими санкциями против тех или иных чиновников. Несмот-
ря на то, что оба сайта находятся в США, в материалах, размещаемых там, американская 
проблематика или вопросы жизни китайцев США почти не представлены, подавляющая 
часть материалов посвящена вопросам политической и общественной жизни в КНР, вну-



114 А. Карнеев 

тренней и внешней политике Китая, международным новостям, новостям из Гонконга и 
Тайваня, материалам по истории КНР, а также событиям из мира моды и развлечений. 
Кроме того, все материалы на обоих сайтах публикуются в упрощенной иероглифике, 
принятой в КНР в отличие от Тайваня, Гонконга и Сингапура. Это — свидетельство того, 
на какую читательскую аудиторию ориентированы такие издания, и очередное подтвер-
ждение мысли о том, что в современном глобализирующемся мире само пространство 
политических дискуссий на китайском языке приобретает все более глобальный харак-
тер. При этом между «Босюнь ньюс» и «Довэй синьвэнь», пытающимися позициониро-
вать себя как ведущие зарубежные китаеязычные информационные издания, возникают 
жесткие перепалки, в ходе которых стороны обвиняют друг друга в политической анга-
жированности и работе по указке то ли американских, то ли китайских спецслужб. Это 
не мешает им периодически ссылаться друг на друга, взаимно перепечатывать материа-
лы друг друга. На первый взгляд может показаться, что оба сайта весьма схожи в плане 
основных принципов работы и продвигаемых политических позиций. Однако это не сов-
сем так. 

Информационная сеть «Босюнь», аттестованная одним журналистом как «самый 
ненавидимый в Китае сайт»18, была создана в 2000 г. и изначально старалась специализи-
роваться на том, что нелегко было прочитать в материковых СМИ: конкретных случаях 
нарушения прав человека, махинациях девелоперских компаний, злоупотреблениях орга-
нов правопорядка, случаях массовых протестов и беспорядков на местах, коррупцион-
ных скандалах и политической борьбе в верхушке КПК19. Основателем «Босюнь» стал 
некий Вэй Ши, о котором известно то, что он — уроженец г. Баодин провинции Хэбэй, 
окончил в КНР университет и отправился на учебу в США, где учился в Университете 
Дьюка по специальности «электротехника», успел поработать в компаниях «Моторола» и 
«Юнилевер». Как и многие другие молодые китайцы, проведшие несколько лет в универ-
ситетах Америки, Вэй решил на родину пока не возвращаться, а попытать счастья в Но-
вом свете, создав в 2000 г. свой собственный бизнес-сайт «Босюнь ньюс». 

Дела сначала шли плохо, денег катастрофически не хватало, но на каком-то эта-
пе «Босюнь» заметили соответствующие американские структуры, заинтересованные в 
китаеязычных ресурсах, критически ориентированных по отношению к правительству 
КНР. По некоторым данным, начиная с середины нулевых годов, сайт «Босюнь» стал по-
стоянно получать гранты Национального демократического фонда (National Endowment 
for Democracy), причем суммы поддержки постепенно увеличивались. Начиная с 2011 г., 
когда на «Босюнь» обратила внимание ведущая американская пресса, Вэй Ши (который 
стал именоваться Уотсоном Мэном) стал часто давать интервью, рассказывать о том, ка-
ким образом сайт получает необходимую информацию20. Получается, что в основном ма-
териалы присылают со всего Китая «обиженные и оскорбленные», заинтересованные в 
придании публичности тем или иным случаям нарушения прав человека или другим зна-
чимым для общественности событиям, причем большинство их них выступают аноним-
но. Неизбежная тематика этих многочисленных интервью Мэна — цензура в СМИ КНР, 
непрозрачность власти, возмущение простых китайцев действующими порядками и же-
лание придавать гласности те или иные вопиющие случаи несправедливостей. 

«Основная идея, на основе который мы создали этот вебсайт, — сообщает У. 
Мэн, — это та модель, которую мы тогда уже хорошо понимали — мы хотели создать 
«онлайн-платформу» для граждан Китая, где они могли бы без всяких ограничений вы-
сказываться… Позднее я понял, что эта модель по сути дела и есть «гражданская журна-
листика». Сейчас это стало очень популярным, особенно при помощи социальных сетей 
типа Youtube. А «Босюнь» начал то же самое для Китая»21. Кроме того, владелец сайта 
постоянно жалуется на хакерские (DDos22) атаки против сайта его организации, совер-



«Гласность с китайской спецификой» 115 

шенно очевидно осуществляемые с территории КНР23. Но нигде в этих интервью преду-
смотрительно не поднимается тема финансирования этой «гражданской журналистики» 
правительством США. Например, в статье для организации «World Press Freedom 
Committee» Уотсон Мэн заявлял, что «наш сайт поддерживается гражданами-журнали-
стами и добровольцами. Никакого финансирования мы не получаем»24. 

Между тем, основной конкурент «Босюня» — «Довэй синьвэнь» приводит най-
денную им информацию (вполне официальную), что в 2006 г. «Босюнь» получил от На-
ционального демократического фонда 116 тыс. долл., в 2007 г. — 195 тыс., в 2008 г. — 
240 тыс., в 2009 г. — 295 тыс. долл.25 Впрочем, впоследствии отношения «Босюня» с На-
цдемфондом претерпели серьезные изменения, в период кризиса 2008–2009 гг. финанси-
рование резко сократили, и Уотсону Мэну пришлось искать новых спонсоров. Дальней-
шие события известны довольно плохо, в основном это слухи и догадки китайской эмиг-
рантской среды, в которых вращаются руководители сайта. Известно, что в дальнейшем 
сайт продолжал получать какие-то небольшие суммы от американских властей, но зато 
нашелся некий инвестор по фамилии Чжао, давно проживавший в США, однако имев-
ший неоднозначную репутацию в среде активистов так называемого демократического 
движения. Никто толком не знал источника происхождения его капиталов и чем он зани-
мается. Поговаривали, что за ним, возможно, стоят какие-то структуры из Китая, или ка-
кая-то влиятельная группировка в китайской политико-экономической элите26. 

Звездный час «Босюня» настал с началом в феврале 2012 г. политической интри-
ги вокруг секретаря чунцинского парткома Бо Силая, хотя до этого сайт уже успел заре-
комендовать себя как основной координатор неудавшейся попытки раскрутить в КНР так 
называемую жасминовую революцию по образцу «арабской весны». Вот как характери-
зует один американский журналист ажиотаж вокруг «Босюня» в тот период: «На протя-
жении всей захватывающей воображение интриги со скандалом вокруг Бо Силая был 
один информационный источник, который постоянно опережал на полшага всех осталь-
ных. Нет, это было не какое-то китайское издание. И нет, несмотря на то, что они очень 
старались, это была не какая-то из англо-американских газет. А этим изданием был «Бо-
сюнь», выглядящий по дизайну чисто любительским сайт, возглавляемый 47-летним вы-
пускником Университета Дьюка Уотсоном Мэном. Этот сайт уже давно был обязатель-
ным чтением для китайцев среди зарубежных сайтов, но постоянная точность, с какой он 
предсказывал события вокруг Бо Силая, привнесла новое качество в его авторитетность. 
Один работающий в Пекине эксперт сообщил корреспонденту «Уолл-стрит джорнал», 
что все высокопоставленные пекинские чиновники теперь читают «Босюнь»27. 

На самом деле, такое повышенное внимание западных СМИ, вероятно, было не-
обоснованным, но его можно объяснить с учетом ажиотажа того периода. Впрочем, и 
сам Уотсон Мэн в своих интервью признавал, что поскольку большинство материалов 
поступало из Китая анонимно, доподлинно удостовериться в правдивости сообщаемых 
слухов и версий не было возможности. Стало быть, нельзя было исключить, что сайт ис-
пользуется «втемную» теми или иными силами в Китае, с известными только им целя-
ми28. Хуже того, посыпались обвинения в том, что сайт не гнушается не только публика-
цией непроверенных слухов и домыслов, но и прямой фабрикацией такого рода сообще-
ний. Одним из ярких эпизодов в закрутившемся вокруг «Босюня» водовороте страстей 
было дело по обвинению в клевете, которое (возможно, с одобрения правительственных 
органов) инициировала в американском суде против сайта Чжан Цзыи — одна из самых 
титулованных и популярных актрис современного Китая, звезда мировой величины (са-
мые известные роли — в фильмах «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Час 
пик-2», «Мемуары гейши». Она подала в суд в Калифорнии обвинение в том, что Босюнь 
неоднократно на своих страницах изображал ее как проститутку, заработавшую около 



116 А. Карнеев 

100 млн долл. за секс с высокопоставленными чиновниками в китайской компартии 
(включая Бо Силая, с которым Чжан Цзыи якобы имела сексуальные контакты не менее 
десяти раз), а также другими лицами, и эта информация затем перепечатывалась многи-
ми другими китайскими и зарубежными СМИ29. 

Помимо Чжан Цзыи, процесс по делу которой, как известно, завершился публи-
кацией «Босюнем» извинений и сделкой, условия которой стороны договорились дер-
жать в секрете30, власти КНР и сами непосредственно приложили руку к тому, чтобы до-
полнительно увеличить известность сайта «Босюнь», подвергнув репрессиям некоторых 
постоянных авторов издания, проживавших внутри Китая. Так, в мае 2014 г. в Пекине 
был арестован постоянный автор разоблачительных материалов для Босюня некий Сян 
Наньфу, которого обвинили в «распространении ложных слухов» и в «соучастии в под-
стрекательстве к беспорядкам». Начиная с 2013 г., Сян Наньфу написал для сайта более 
тысячи статей, некоторые из них имели немалый общественный резонанс (не исключено, 
что часть из них писали другие авторы, а Сян лишь распределял деньги). Сян, в прошлом 
неоднократно осужденный за воровство, фактически являлся своего рода «старшим кор-
респондентом» «Босюня» в Китае, имел полномочия ставить задачи «народным журна-
листам», по своему усмотрению выплачивать гонорары. По большей части в материалах 
Сяна описывались душераздирающие истории насилия полицейских над беззащитными 
крестьянами, дома которых сносили для новой застройки, избиений беременных женщин 
и т.д. Находясь в заключении, Сян признался перед камерой, что умышленно по указа-
нию внешних сил и с целью обогащения фабриковал негативные новости, искажал дей-
ствительность, лгал на реальную жизнь в КНР, вводил в заблуждение читателей Интер-
нета, в чем теперь полностью раскаивается31. Позднее Сяну с учетом состояния здоровья 
заключение было заменено в ожидании суда на домашний арест. За несколько месяцев до 
ареста Сян Наньфу уже было арестовано несколько «народных корреспондентов» «Бо-
сюня» в Китае. Реакцией со стороны руководства сайта было заявление Уотсона Мэна о 
том, что признания Сян Наньфу, вероятно, стали следствием применения к нему властя-
ми тех или иных методов воздействия. Заявление же Сяна о том, что он имел возмож-
ность распределять крупные денежные средства, Мэн опроверг32. 

С другой стороны, есть некоторые сведения о том, что в последнее время сайт 
«Босюнь» занял более сбалансированную позицию: не критикует прямо политику Си 
Цзиньпина, а наоборот, приветствует разоблачения тех чиновников-казнокрадов, против 
которых ведет расследование Центральная комиссия по проверке дисциплины или ее 
территориальные органы. Это не означает, что сайт поменял политическое позициониро-
вание на пропекинское. Это не так. «Босюнь» продолжает размещать немало материалов 
о закулисье китайской политики, о притеснениях властями свободных блогеров, дисси-
дентов и публицистов либеральных взглядов, о случаях протестов против злоупотребле-
ний чиновников и массовых беспорядков на местах. Но все же есть ощущение, что неко-
торая трансформация постепенно происходит. 

Не менее интересна история развития сайта «Довэй синьвэнь», созданного прак-
тически одновременно с «Босюнем», в 1999 г. В первые 10 лет существования этого ре-
сурса, базировавшегося в Нью-Йорке, казалось, что он осуществляет ту же стратегию, 
что и «Босюнь»: публиковать все, что недоступно внутри Китая, особенно с упором на 
политические новости и разного рода неофициальные сведения, поступающие из КНР. 
«Довэй синьвэнь» довольно быстро занял нишу ведущего информационного издания, со-
общающего массу интересной и своевременной информации о политических процессах 
в материковом Китае. Еще в 2004 г. издаваемый в Гонконге авторитетный журнал «Яч-
жоу чжоукань» (азиатское дочернее издание журнала «Тайм») поместил «Довэй синь-
вэнь» на обложку одного из номеров с заголовком: «Тайна, стоящая за Довэй синьвэнь». 



«Гласность с китайской спецификой» 117 

В статье говорилось о том, что с некоторых пор многие чиновники, дипломаты, журна-
листы и политики в Китае, Гонконге и Тайване взяли за правило, приходя на работу, обя-
зательно заглядывать в «Довэй синьвэнь», это стало непременной частью их ежедневно-
го «информационного завтрака»33. На пике популярности «Довэй», по данным специаль-
ных исследований, имел 500 тыс. постоянных читателей в месяц и занимал 1-е место 
среди китаеязычных СМИ за пределами Китая34. 

Основателем «Довэй синьвэнь» явился литератор и публицист Хэ Бинь, уроже-
нец пров. Хунань. Он занимался журналистикой, в период студенческого движения 
1989 г. организовывал в Шэньчжэне сбор подписей в защиту одного либерального шан-
хайского журнала, закрытого властями. В разгар событий на Тяньаньмэне отправился в 
Пекин. Опубликовал большое количество материалов в заграничных СМИ о событиях 
в Пекине, в связи с чем попал в черные списки органов безопасности. Бежал из КНР в 
1989 г. и осел в Канаде. Является основателем нескольких газет и журналов китайской 
эмигрантской среды, автор книг «Партия принцев в коммунистическом Китае», «Архив 
высокопоставленных чиновников», «Новая элита КПК», «Биография Чжу Жунцзи» и 
ряда других35. 

«Довэй» с самого начала выделялся из числа других заграничных китаеязычных 
газет и журналов. В отличие от них, сайт давал не только критические по отношению к 
КПК материалы, но и официальные материалы «Синьхуа», «Чжунсиньван», тайваньско-
го Центрального информагентства. На страницах издания соседствовали материалы, по-
ложительно освещавшие политику властей КНР, статьи диссидентов и деятелей демокра-
тического движения и даже профалуньгуновских авторов36. Другими словами, если Уот-
сон Мэн с его «Босюнем» и «гражданской журналистикой» был «главным врагом» ки-
тайского народа с точки зрения властей предержащих, то всеядность Хэ Биня делала 
«Довэй синьвэнь», скорее, не рупором той или иной позиции, а площадкой, открытой для 
самых разных точек зрения. В связи с этим Довэй постоянно подвергался нападкам с раз-
ных сторон: в КНР он считался одним из самых ярких представителей «враждебных 
СМИ», в то время как за пределами КНР его постоянно обвиняли в пропекинской пропа-
ганде. Сам Хэ Бинь в нескольких интервью разъяснял свою позицию не как какой-то 
жизненный или политический оппортунизм, а вполне продуманную линию: «Довэй 
синьвэнь отличается от всех других китаеязычных СМИ, в том числе даже от западных 
СМИ, так как обычные СМИ всегда имеют идеологическую позицию, партийную бли-
зость или ориентируются на те или иные группы интересов… Мы избрали название «До-
вэй» (в переводе с кит. многомерный, многоаспектный. — Авт.), чтобы подчеркнуть это 
свое отличие от других СМИ, мы надеемся, что наш сайт не является озвучиванием ка-
кой-то одной позиции. Почему «Довэй» решил поступать именно так? По крайней мере, 
есть две причины. Одна — это то, что нынешний способ существования китайцев в ми-
ре, политические режимы — сложнее, чем у любой другой страны или народа. Есть ма-
териковый Китай, есть Гонконг и Макао, есть Тайвань, разница в социальных структурах 
и стиле жизни огромная, а кроме того, есть еще китайцы диаспоры. Но при этом между 
всеми этими частями китайского мира связи становятся с каждым днем все более тесны-
ми, и уже сейчас созрела необходимость иметь открытую площадку для того, чтобы луч-
ше понимать друг друга. «Довэй» и стал такой площадкой. Вторая причина — Китай 
сейчас переживает возрождение, трансформацию, развитие, этап реинтеграции с миро-
вой цивилизацией. Но у китайцев по отношению к будущему страны, к тому, нужно ли 
объединить весь китайский мир или стоять за независимость, какая форма государствен-
ности в большей степени подойдет Китаю, есть множество мнений. Если с терпимостью 
и инклюзивным подходом относиться к самым разным точкам зрения — тогда можно 
сделать спокойный и рациональный выбор путей развития страны»37. 



118 А. Карнеев 

Такое «инклюзивное» позиционирование «Довэй синьвэнь» многими восприни-
малось как утопизм, прекраснодушие и наивное желание быть в хороших отношениях со 
всеми, что, по мнению критиков, нереально в практической действительности. Слова Хэ 
Биня о том, что он одновременно является «рупором и пекинских властей, и китайского 
демократического движения», комментировались многими в том смысле, что в реальной 
политике невозможно быть полностью свободным от политической позиции или от фи-
нансирующей стороны, и что по сути «Довэй» обманывает читателей, выдавая себя за 
объективную платформу, дающую возможность звучать разным мнениям38. 

Всплеск интереса к «Довэю», так же как и к другим американским изданиям по-
добного рода, произошел после того, как начал раскручиваться скандал с Бо Силаем. В 
отсутствие какой-то внятной информации от официальных СМИ граждане КНР обрати-
лись к изданиям, подобным «Довэй синьвэнь», отмечал, например, британский журнал 
«Экономист»39. Другие издания подчеркивали, что небывалая популярность эмигрант-
ских веб-сайтов в Китае объясняется большим количеством «сливов» информации из 
недр правительственных структур40. 

В работе «Довэя», как и у других заграничных СМИ, было немало случаев пуб-
ликации неподтвержденных и непроверенных материалов. Так, в частности, в 2004 г. До-
вэй сообщил о том, что известная активистка событий на площади Тяньаньмэнь 1989 г. 
Чай Лин вернулась в КНР и занялась предпринимательской деятельностью, что, как вы-
яснилось, не соответствовало действительности41. Cайт также постоянно обвинялся в 
том, что материалы поставляются «люмпен-журналистами» (люман цзичжэ). Но особен-
но эмоционально публика восприняла продажу «Довэя» в 2010 г. предпринимателю из 
Гонконга по имени Юй Пиньхай, который, как считалось, действовал по указанию каких-
то сил в Пекине. Это было воспринято как «предательство», «отступничество», свиде-
тельствовавшее о том, что Хэ Бинь «сжег за собой все мосты», окончательно превратив 
«Довэй» в «бордель» и т.д. и т.п.42 

Впрочем, еще до продажи «Довэя» Хэ Бинь обвинялся в том, что на самом деле 
подоплека его детища представляет какой-то не особо привлекательный секрет. Так, в ча-
стности, некоторые зарубежные издания раскопали раннюю историю деятельности Хэ 
Биня. По их данным, Хэ происходит из бедной крестьянской семьи, не получил высшего 
образования. С 14 лет, покинув родные места, стал рабочим, а в 17 лет занялся журнали-
стикой. В 1991 г. Хэ Биня заметил некий тайваньский предприниматель, вместе с кото-
рым они зарегистрировали в Гонконге издательство «Минцзин чубаньшэ» («Минцзин» 
после продажи «Довэй синьвэнь» остался главным информационным предприятием Хэ 
Биня). После издания нескольких нашумевших книг издательство стало достаточно изве-
стным и впоследствии Хэ Бинь порвал со своим первым спонсором, решив пуститься в 
дальнейшее плавание по волнам медийного бизнеса самостоятельно43. Вскоре после соз-
дания в 1999 г. «Довэя» на сайт обратили внимание в Пекине и якобы Хэ Бинь продол-
жал оставаться руководителем издания лишь для видимости, а на самом деле сайт и его 
информационную политику контролировала группировка Цзян Цзэминя. При этом для 
сохранения конспирации сайту разрешалось по второстепенным вопросам резко крити-
ковать политику властей КНР, а по существенным — давать положительные материалы 
(сяо ма да банман — ругать по мелким вопросам, помогать по важным)44. 

Впоследствии, согласно тем же источникам, полезность Хэ Биня для пекинских 
властей уменьшилась, так как и внутри Китая влияние группировки Цзян Цзэминя стало 
ослабевать. Якобы в этом была подлинная причина продажи сайта пропекинской группе 
гонконгских предпринимателей. 

Сама по себе продажа «Довэй синьвэнь» в 2010 г. стала в зарубежной медийной 
среде своего рода сенсацией, тем более что новые владельцы ресурса предприняли не-



«Гласность с китайской спецификой» 119 

стандартный ход — перенесли всю редакцию издания в Китай, где она теперь находится 
в одном из пригородов Пекина. При этом продолжает сохраняться видимость того, что 
«Довэй синьвэнь» — это то же самое издание, что и раньше, одно из зарубежных «реак-
ционных СМИ». Довэй все еще зарегистрирован по старому адресу в районе Грейтнек на 
Лонг-Айленде в Нью-Йорке и позиционирует себя как «американский» новостной сайт. 
Как и раньше, он входит в число блокируемых властями КНР информационных ресурсов. 

По впечатлениям одного бывшего сотрудника «Довэя», покупка сайта магнатом 
с неоднозначной репутацией Юй Пиньхаем, имевшим обширные деловые интересы в 
КНР, была негативно воспринята сотрудниками редакции, многие авторы и сотрудники 
после этого ушли из «Довэя». «Созданная в 1999 г. компания «Довэй» была выдающимся 
достижением в сфере СМИ, созданным видными представителями китайской интеллек-
туальной элиты, перебравшейся из Китая за границу… до покупки компании у нас в ре-
дакции на Лонг-Айленде в Нью-Йорке одно время работало почти сто журналистов, каж-
дый выпуск издания был более ста полос. В те времена издание входило в список 2000 
крупнейших изданий мира. Конечно, это не может сравниться с сегодняшним «Довэем», 
который издается в пригороде Пекина Ичжуане, где работают несколько сот человек…»45. 
Опубликованный в Босюне анонимный текст «одного старого сотрудника» «Довэя» ут-
верждает также, что за Юй Пиньхаем стояла ни много ни мало группировка Бо Силая и 
Чжоу Юнкана. Тут разоблачительный тон критиков «нового Довэя» уже переходит в сти-
листику политического доноса: «Тот «Довэй», который существовал до 2009 г., всегда ак-
куратно и точно освещал подоплеку тех или иных дел, противодействовал идеологии 
«Фалуньгуна», давал отпор силам, выступавшим за раскол Китая, был площадкой, где 
представители интеллектуальной элиты могли высказывать свои мнения, спорить и поле-
мизировать, где аккумулировались идеи и голоса общественных деятелей изнутри стра-
ны и из-за границы. Тот «Довэй», который существует с 2010 г., по содержанию предста-
вляет собой непонятно что, полная мешанина всего и вся, все видные представители ин-
теллектуальной элиты покинули его. Но в возникшем хаосе и мешанине просматривает-
ся одна тенденция — поддержка Чунцина, поддержка Бо Силая, нанесение ущерба имид-
жу нынешней власти в Китае, особенно Си Цзиньпина и его соратников…»46. Понятно, 
что все эти взаимные обвинения и разоблачения нужно воспринимать в контексте остро-
го соперничества между зарубежными китаеязычными СМИ. Похожий конфликт возник 
между «Довэем» и «Фениксом» (Фэнхуан) — еще одним влиятельным неподцензурным 
СМИ (издается в Гонконге). Стороны также обвиняли друг друга в «тесной связи с груп-
пировкой Бо Силая и Чжоу Юнкана»47. 

Что же из себя представляет «Довэй синьвэнь» после переезда редакции в спе-
циальный экономический район Ичжуан под Пекином? Сайт действительно дает боль-
шое количество новостей в ежедневном формате, располагает неплохим дизайном. Вид-
но, что это крупное и хорошо оснащенное информационное издание, имеющее «нестан-
дартные возможности доступа» к актуальной информации. Оперативность и современ-
ные подходы к подаче информации выгодно отличают «Довэй» от СМИ, издаваемых 
внутри «великого китайского файе рвола». Сайт публикует немало эксклюзивных мате-
риалов, в результате чего на «Довэй» часто ссылаются другие информационные издания. 
Несмотря на все скандалы и дрязги его присутствие на информационном поле остается 
заметным. Нередко на «Довэй» ссылаются и российские СМИ48. Тем более, что ресурс 
часто публикует новости или комментарии по России или по тематике российско-китай-
ских отношений. Еще одной особенностью данного сайта является постоянная публика-
ция аналитических статей, посвященных актуальным и злободневным темам. Как прави-
ло, в той или иной форме проводится мысль о разумности и обоснованности предприни-
маемых властями КНР мер, будь то сфера внешней, внутренней политики или борьба за 



120 А. Карнеев 

власть в руководстве. Есть признаки того, что журналистам других СМИ КНР иногда да-
ют указания ориентироваться на отдельные передовицы «Довэя» как на установочные49. 

Конечно, всем понятна подоплека метаморфоз вокруг «Довэя» и ему подобных 
СМИ. Имеем ли мы в лице «Довэй синьвэнь» эффективный инструмент политики Отде-
ла пропаганды ЦК КПК и других партийно-государственных инстанций, умело упако-
ванный в оболочку «враждебного зарубежного сайта» и продвигающий нужные идеи в 
современной, яркой, иногда небесспорной форме? Тогда в дальнейшем мы увидим какое-
то количество новых «довэев» и «босюней»? Ведь возникает какой-то новый гибридный 
вид информационного ресурса, сочетающий различные типы информационных практик, 
западных и китайских. Но разумен и другой вопрос: насколько все это может органично 
сопрягаться с продолжающей оставаться по сути дела авторитарной политической систе-
мой, по-прежнему опирающейся на идею о безусловной монополии правящей партии, с 
проявившимися в годы правления пятого поколения китайских руководителей тенденци-
ями к активизации идеологического контроля и неомаоистской практики переобучения 
кадров в соответствии с «линией масс»? Насколько все эти технологии безобидны для 
правящего истеблишмента, уже и так серьезно разделенного политико-идеологическими 
и фракционными склоками? Ведь применение технологий «иностранных СМИ» для дос-
тижения задач «направления мыслей в правильное русло» есть, в определенном смысле, 
оружие обоюдоострое. И не является ли такая изощренная информационная стратегия 
уже начавшейся ползучей «гласностью по-китайски»? По крайней мере, представляется, 
что заинтересованных экспертов ждет немало наблюдений в этой сфере. 

 
 
 

                                                           
1. Исследование «чунцинского дела» было предпринято автором настоящей статьи в следующих 

публикациях: Карнеев А.Н. «Чунцинская модель»: что это было? // Пробл. Дальнего Востока. 
2013. № 3. С. 33‒41; Карнеев А.Н. «Чунцинская модель»: что это было? Часть 2-я // Пробл. 
Дальнего Востока. 2013. № 4. С. 45‒52; Карнеев А.Н. Чунцинская модель: Послесловие // Ки-
тай на пути к возрождению: К 80-летию академика М.Л. Титаренко / Ин-т Дальнего Востока 
РАН. М.: ИД ФОРУМ, 2014. С. 121‒138. 

2. Чжэнчжи чуаньянь паньцзюй чжуннаньхай. Шэй сяньфань цзянпай паньдола мохэ? [Полити-
ческие слухи заполнили собой Чжуннаньхай. Кто сорвал печать с ящика Пандоры группировки 
Цзян [Цзэминя]?] // Чжунго гуаньча (Сан-Франциско). 30.01.2015. URL: 
http://chinaexaminer.bayvoice.net/gb/ccpsecrets/2015/01/30/94491.html. 

3. Традиция называть крупных государственных чиновников, причастных к коррупции и прочим 
преступлениям, «крупными тиграми» возводится к высказыванию Си Цзиньпина в начале 
2013 г. о том, что в борьбе с коррупцией следует «в одинаковой степени бить и мелких мух, и 
крупных тигров» (цанъин далаоху ици да). Впрочем, ассоциация «тигров» с влиятельными пар-
тийными функционерами, замешанными в коррупции, существовала еще в гоминьдановском 
Китае, и хорошо известна история с попытками сына Чан Кайши Цзян Цзинго навести порядок 
в послевоенном Шанхае во второй половине 1940-х годов. 

4. Вэйбо — сервис коротких сообщений, китайский аналог Твиттера. 
5. К числу созданных сторонниками «Фалуньгуна» СМИ относятся, например, «Минхуй ванн», 

«Да Цзиюань», New Tang Dynasty TV и целый ряд других. 
6. Barboza D. Billions in Hidden Riches for Family of Chinese Leader // New York Times, 26.10.2012. 

URL: http://www.nytimes.com/2012/10/26/business/global/family-of-wen-jiabao-holds-a-hidden-
fortune-in-china.html?pagewanted=all&_r=0. 

7. Тянь Лу. Хайвай «фаньдун ванчжань» миндань дяоча: [Исследование списка «реакционных 
сайтов»] // Чжунго баодао чжоукань. 12.01.2010. URL: http://www.china-
week.com/html/5432.htm. 

8. Там же.  



«Гласность с китайской спецификой» 121 
 

9. Чжунго сян ваншан «дидуй шили» сюаньчжань [Китай объявляет войну «враждебным силам» в 
виртуальном пространстве] // BBC Chinese.com. 09.08.2000. URL: 
http://news.bbc.co.uk/chinese/simp/hi/newsid_870000/newsid_872200/872247.stm. 

10. Чжунго яньфан ван шан цзинвай дидуй шили [Китай осуществляет строгие меры по противо-
действию враждебным силам в сети] // Кань чжунго. 04.05.2010. URL: 
http://m.secretchina.com/node/347837. 

11. Кань «ян вэйцзэ мэн» жухэ индуй шэтань шэфу чуаньвэнь [Как чиновники типа Ян Вэйцзэ 
реагируют на слухи об их причастности к коррупции] // Синьхуа ванн. 08.01.2015. URL: 
http://news.xinhuanet.com/politics/2015–01/08/c_1113917651.htm. 

12. Там же. 
13. Цзао бяоцянь «вайго дидуй шили» чжухуа ваймэй цайфан цзяньнань [Получив ярлык «зару-

бежных враждебных сил», иностранным СМИ трудно работать в Китае] // Пинго жибао. 
31.12.2014. URL: http://hk.apple.nextmedia.com/realtime/china/20141231/53285153. 

14. Команда news.sina.com.cn проанализировала 50 тыс. случаев употребления в газете «Жэньминь 
жибао» словосочетания «враждебные силы» с 1949 по 2012 гг. Помимо «американского импе-
риализма», термин в разные годы означал: ревизионистов, «гоминьдановских реакционеров», 
преступные элементы, сторонников «буржуазной либерализации» и этнических сепаратистов. 
См.: Найсе нянь вомэнь дэ «дидуй шили» [«Враждебные нам силы» разных лет] // Цивэнь лу. 
07.09.2013. URL: http://qiwen.lu/21123.html. 

15. Существуют специальные ресурсы, занимающиеся мониторингом китайских СМИ и электрон-
ных ресурсов, а также Вэйбо и блогов. В результате то, что было удалено модераторами тех 
или иных сетей по причине «чувствительности» комментариев, можно найти в обзорах и ана-
лизе этих изданий. В частности, мониторинги такого рода выполняет China Media Project — 
программа Центра журналистики и исследований медиа Гонконгского университета. URL: 
http://cmp.hku.hk/ 

16. URL: http://www.peacehall.com/ 
17. URL: http://www.dwnews.com/ 
18. Rapoza K. China’s Most Hated Website and the Revolution it Can’t Launch // Forbes.com. 

29.03.2011. URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2011/03/29/chinas-most-hated-website-
and-the-revolution-it-cant-launch/ 

19. Шэнь Янь. Босюнь ван хэйму: [Темная подноготная сети Босюнь] // Довэй синьвэнь. 
14.10.2014. URL: http://blog.dwnews.com/post-808178.html. 

20. См., например: Taylor A. Meet the Man Revealing the Huge Scandals That The Chinese Government 
Doesn’t Want You to Know // Business Insider, April 25, 2012. URL: 
http://www.businessinsider.com/boxun-bo-xilai-watson-meng-china-hacked-2012–4. 

21. Там же. 
22. Distributed Denial of service. 
23. Morillo, Isolda and Bodeen, Christopher // Associated Press. Friday, April 20, 2012. Hacker attack 

underlines Web role in China scandal. URL: 
http://www.washingtontimes.com/news/2012/apr/20/hacker-attack-underlines-web-role-in-china-
scandal/ 

24. Meng W. Internet in China: Its Impact and Limits // World Press Freedom Committee. URL: 
http://www.wpfc.org/ChinaConfWatsonMeng.html. 

25. Шэнь Янь. Указ. соч. 
26. Там же. 
27. Taylor A. Op.cit. 
28. McGregor R., Hille K. Chinese Censors Hamstrung by US Site // Financial Times (Asia-Pacific). 

April 22, 2012. URL: http://www.ft.com/cms/s/0/fb55035e-8c51–11e1–9758–
00144feab49a.html#axzz3STOFjl4R. 

29. Meet China’s Public Frenemy № 1 (Watson Meng — Publisher of Boxun) // CLBR. Oct. 3, 2012. 
URL: http://cyberlawradio.wordpress.com/2012/10/03/clbr-seg-1-meet-chinas-public-frenemy-1-
watson-meng-publisher-of-boxun/ 

30. Zhang Ziyi Reaches Settlement With US-Based News Site After Libel Suit // The Hollywood Re-
porter. 18.12.2013. URL: http://www.hollywoodreporter.com/news/zhang-ziyi-reaches-settlement-us-
666540.  



122 А. Карнеев 
 

31. Бэйцзин ванминь цзай цзинвай ванчжань цзаояо мохэй гоцзя бэй синцзюй [Арестован житель 
Пекина, который на зарубежном сайте распространял ложные слухи и порочил государство] // 
Тэнсюнь синьвэнь. 13.05.2014. URL: http://news.qq.com/a/20140513/001517.htm. 

32. Сhina holds man for ‘fake anti-government’ articles // Taipei Times. Wed, May 14, 2014. URL: 
http://www.taipeitimes.com/News/world/archives/2014/05/14/2003590336. 

33. Ячжоу чжоукань вэньчжан: довэй дуцзя синьвэнь бэйхоу дэ мими [Статья в Ячжоу чжокань: 
тайна эксклюзивных материалов издания Довэй синьвэнь]. 19.07.2004. URL: 
http://archive.superlife.ca/2004/07/19. 

34. Zhou Min. Contemporary Chinese America. Immigration, Ethnicity, and Community Transformation. 
Philadelphia: Temple Univ. Press, 2009. P. 138. 

35. URL: http://prison.alliance.org.hk/?p=2472. 
36. Чжумин «фаньдун ванчжань» бяньцзюй мэйго довэй синьвэнь ван бэй шоугоу нэйму [Переме-

ны в знаменитом «реакционном сайте»: подоплека покупки американского сайта «Довэй синь-
вэнь»] // Чжунго ванн. 27.03.2010. URL: http://news.china.com.cn/rollnews/2010–
03/27/content_1288493_2.htm. 

37. Хэ Бинь тань довэй синьвэнь [Хэ Бинь беседует о «Довэй синьвэнь»] // Чжунго миньчжу 
чжэнъи дан. URL: http://www.cdjp.org/01/archives/00003666.shtml. 

38. Чжумин «фаньдун ванчжань»… 
39. Hidden News. The Rumour Mill Goes into Overdrive // The Economist. February 11th, 2012. URL: 

http://www.economist.com/node/21547307. 
40. Demick B. China’s Bo Xilai scandal revs up news media run by exiles // Los Angeles Times. May 18, 

2012. URL: http://articles.latimes.com/2012/may/18/world/la-fg-china-exiles-20120518/2. 
41. Чжумин «фаньдун ванчжань»… 
42. Там же. 
43. Ли Вэй. Чжуань хун Ху Вэнь! Миньцзин юэкань юй босюнь ван сетун цзочжань: [Специальная 

атака против Ху [Цзиньтао] и Вэнь[Цзябао]: Мицзин юэкань и Босюнь синьвэнь ведут скоор-
динированную атаку] // Кань чжунго. 15.09.2011. URL: 
http://www.secretchina.com/news/11/09/15/421247.html. 

44. Там же. 
45. Довэй шэньхоу бао мэнляо: довэй ван бэй бо силай чжоу юнкан шоумай нэйму цземи [Сенса-

ция от «глубокого горла» Довэй синьвэнь: разоблачение подоплеки покупки сайта Довэй синь-
вэнь Бо силаем и Чжоу Юнканом] // Босюнь синьвэнь. 18.01.2014. URL: 
http://www.boxun.com/news/gb/china/2014/01/201401182331.shtml#.VPSi0LOsWUA. 

46. Там же. 
47. Фэнхуан довэй цзяо э ху цзе хэй цайляо [Феникс и Довэй обмениваются оскорблениями, пуб-

ликуют компромат друг на друга]. (Перепост из Пинго жибао) // Босюнь синьвэнь. 18.01.2014. 
URL: http://www.boxun.com/news/gb/china/2014/01/201401182236.shtml#.VPSpwrOsWUA. 

48. См., например: Российско-китайские военно-морские учения — прикрытие от «цветных рево-
люций»? // Duowei News. 21.11.2014 (Duowei News, США). ЦентрАзия. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1416557520; ту же новость со ссылкой на «Довэй» 
дало Иносми.ру. URL: http://inosmi.ru/army/20141121/224405872.html. 

49. В августе 2014 г. гонконгская China Digital Times опубликовала попавшие в ее распоряжения 
сведения о том, что китайским СМИ рекомендовано опубликовать отрывки из статьи в «Довэй 
синьвэнь», посвященной роли Си Цзиньпина в «возрождении нации». Дословно в указаниях 
властей говорилось: Цин гэ мэйти цзай шуаншоуе яовэньцюй чжуаньцзай Довэй ван (ваймэй) 
«чжэн цзай хуаньсин чжунго дэ Си Цзиньпин» и вэнь, чжуи кунчжи пинлунь (Просим все 
СМИ перепечатать в разделе важных новостей на первом развороте статью из Довэнь синьвэнь 
(зарубежное СМИ) «Си Цзиньпин, который разбудил Китай», обратите внимание на то, чтобы 
контролировать все комментарии читателей). См.: China Digital Times. Авг. 2014. URL: 
http://chinadigitaltimes.net/2014/08/minitrue-promote-duowei-article-xi-jinping/ 


