В статье рассматривается актуальный этап межгосударственных отношений между Аргентиной и странами, входящими в неформальное межгосударственное объединение BRICS, анализируются состояние и перспективы развития экономических связей и двусторонней торговли. Автор определяет причины интереса аргентинских лидеров к взаимодействию с BRICS, прослеживает траекторию их участия в саммитах группы, выделяет факторы, которые в перспективе могут способствовать вхождению Аргентины в состав группы и возможные последствия такого шага. Подчеркивается роль России в привлечении этой южноамериканской страны к работе в различных форматах BRICS и анализируется современное состояние двустороннего сотрудничества.
За четыре с лишним десятилетия жизни в условиях демократии в Испании и Португалии произошли глубокие экономические и политические перемены, во многом изменившие общественный облик этих государств, их место и роль в системе мирохозяйственных связей. При этом иберийским странам пришлось пройти через суровые испытания, связанные с мировым кризисом 2008—2009 гг., который на десятилетие задержал их экономический рост. Однако сегодня Мадрид и Лиссабон демонстрируют одни из самых высоких в Европейском союзе темпы прироста ВВП. Вместе с тем, существующие внутренние проблемы, а также глобальные и региональные потрясения и вызовы последних лет ставят перед ними новые задачи. В этом сложном контексте дополнительный импульс получают отношения с Россией, развивающиеся вопреки всем международным осложнениям.
10 декабря 2019 г. в Аргентине на руководящие посты вернулись перонисты, которые в 2015 г. уступили власть оппозиции во главе с Маурисио Макри (2015—2019). Оппозиция тогда победила с обещанием провести структурные реформы и на этой платформе выправить макроэкономические дисбалансы, сократить государственный долг, преодолеть изоляцию от мировых кредитных организаций и фондов, обеспечить приток в страну иностранных инвестиций, снизить налоговую нагрузку на бизнес, обуздать инфляцию. За четыре прошедших года президенту М.Макри и его команде не удалось решить эти и другие экономические проблемы, что не позволило им выиграть выборы 27 октября 2019 г. При этом корни нынешнего кризисного состояния берут начало в экономической политике, проводившейся перонистами в предшествующий период. В данной статье анализируются задачи, которые встают перед новым президентом-перонистом Альберто Фернандесом, показано, как может измениться внешнеэкономическая повестка аргентинских властей. По мнению автора, ключевая проблема современного исключительно сложного этапа развития аргентинской экономики заключается в том, что он отмечен целым рядом негативных факторов, устранение которых требует не только взвешенных и точных решений исполнительной власти, но и напряжения усилий всей нации, а также максимально благоприятной конъюнктуры внешних финансовых и товарных рынков. Особое внимание в статье уделено состоянию и перспективам торгово-экономических связей Аргентины с ключевыми партнерами, включая США, Китай и Россию. Подводятся политические итоги правления перонистов.
Государство всеобщего благосостояния в Испании — составная часть единого социального пространства Евросоюза, «средиземноморская» разновидность европейской социальной модели, представленная также Португалией, Италией и Грецией. В результате длительной эволюции государство всеобщего благополучия достигло в Европе той стадии, когда можно подводить итоги, оценивать достижения и неудачи, изучать проблемы и искать пути решения. Этому и посвящена книга известного экономиста, профессора Роберто Веласко, изданная в 2019 г. в Мадриде и привлекшая, как и его предыдущие работы, широкое внимание научной общественности в Испании. Монография испанского коллеги дала повод исследовательской группе сотрудников Института Латинской Америки РАН, имеющих научные труды по социальной тематике, провести анализ состояния социального государства. Затронутые проблемы, резко обострившиеся в период пандемии коронавируса, одной из главных жертв которой стала Испания, подчеркивают актуальность данной темы.
На рубеже второго и третьего десятилетий XXI в. Латинскую Америку захлестнули волны системного кризиса, в очередной раз латиноамериканские страны вступили в зону повышенной турбулентности. Характерной особенностью нынешнего этапа кризисных потрясений стало испытание на прочность всех экзистенциальных структур жизнедеятельности региона (и без того переживавшего не лучшие времена) невиданной доселе пандемией COVID-19. Эпидемия коронавируса, поставившая ряд государств Латинской Америки буквально на грань выживания, возникла в контексте ухудшающегося экономического положения, близкой к коллапсу социальной ситуации, политической нестабильности и акцентировала существующие и назревающие «болевые точки» в странах региона. Таким образом, в Латинской Америке образовалось тесно переплетенное триединое пространство системного сбоя — экономический обвал, обострение социально-политической обстановки и проблемные зоны в сфере здравоохранения. В статье дана характеристика указанных трех составных частей системного кризиса: проанализирован экономический крах современного латиноамериканского популизма, прочерчен социальный ландшафт, на фоне которого развивались массовые протесты 2019 г., и, наконец, вскрыты причины «попадания» региона в эпицентр пандемии COVID-19, несмотря на географическую удаленность Латинской Америки от очага возникновения коронавируса.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека