История завоевания Мексики, географические представления в Средние Века и Эпоху Возрождения
В статье рассматривается правовое и социально-экономическое положение индейской знати в вице-королевстве Новая Испания — обширном административном образовании, созданном испанскими завоевателями на территории Мексики и Центральной Америки в 1535 г. Основной акцент делается на политике испанской короны по отношению к местной знати и факторам, которые ее определяли. Отмечается заинтересованность испанских светских властей и католической церкви в сохранении привилегированного статуса индейской элиты для использования ее в качестве посредников в управлении основной массой индейского населения. Ставится также вопрос о стратегиях адаптации представителей аборигенных элит к новым социальным, экономическим и культурным условиям на примере трех конкретных случаев: детей последнего доиспанского правителя «ацтекской империи» Моктесумы Шокойоцина, потомков последнего правителя государства тарасков (пурепеча) Цинцичи Таганшуана II на западе Мексики и миштекских касиков Оахаки — исторической области на юго-западе Мексики. В каждом конкретном случае подробно рассматривается имущественное и правовое положение данных представителей аборигенной знати, степень их общей испанизации и вовлеченности в экономические и социальные отношения вице-королевства. Делается вывод о довольно быстрой и успешной интеграции индейской элиты в колониальное общество за счет хорошо разработанной и реализованной стратегии адаптации к новым экономическим, социальным и культурным реалиям, включая «добровольное» принятие христианства.
В статье рассматривается конструирование образов «иного» и «инаковости» на основе исследования хроник завоевания Америки и Сибири XV—XVII вв., где описываются образы мифических народов, которым присущи черты чудовищ. Основной акцент делается на общих особенностях видения «иного» испанскими и русскими хронистами. Эти особенности восходят к античной мифологии и космографическим представлениям греческих и римских авторов, а также библейской традициям Ветхого и Нового Завета. Речь идет о приписывании коренным народам Америки и Сибири зооморфных черт и «аномального», с точки зрения хронистов, поведения, об отождествлении их с мифическими народами на периферии ойкумены, которые были описаны античными авторами; о корреляции между присутствием мифических народов и наличием несметных сокровищ, что являлось основной причиной сбора любой доступной информации о них в дальних землях.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека