В контексте темы соотношения различных типов межцивилизационного взаимодействия рассмотрение проблематики целостности закономерным образом подводит нас к необходимости проанализировать следующий ас-пект: вопрос, какую роль при определении путей и условий достижения целостности «пограничных» цивилизаций играет специфика соотношения в них внешнего и внутреннего.
Авторы поставили перед собой цель определить пути и условия достижения целостности цивилизационных систем Латинской Америки и России и сравнить их исторический опыт в том, что касается решения данной задачи. Выделяются как универсальные факторы формирования целостности, свойственные всем цивилизациям, так и специфические механизмы ее достижения и сохранения, свойственные цивилизационному «пограничью».
Статья представляет собой анализ книги В.М.Давыдова «Концептуальное позиционирование в русле регионоведения. Опыт латиноамериканистики и не только...» (М.: Издательство «Весь мир», 2023 г.) как с точки зрения ее жанрового своеобразия, так и с точки зрения научного содержания. Автор данного материала обосновывает мысль о том, что труд нынешнего научного руководителя ИЛА РАН органически вписывается в рамки общей и для России, и для Латинской Америки интеллектуальной традиции, отличительной чертой которой является синкретизм творческих стратегий: сочетание в рамках одного и того же текста черт научноаналитического и образно-эмоционального способов изучения реальности. Подобное сочетание типично для синкретического типа творческой личности (также характерного и для российской, и для латиноамериканской цивилизаций), сочетающего в себе черты «ученого» и «художника» (в самом широком смысле). При этом подчеркивается, что В.М.Давыдов — в первую очередь ученый, и главное, что определяет значимость его труда — это проведенный им научный анализ становления и развития регионоведческой научной школы латиноамериканистики в контексте сравнения с другими регионоведческими школами, представленными в отечественной науке. Труд Давыдова анализируется в универсальном контексте смены общенаучных парадигм в отечественной и мировой науке, выявляется когнитивная основа подхода Давыдова, опирающегося на тип рациональности, укорененный в российской духовной традиции, а именно — на ценностную рациональность, находящуюся в крайне противоречивом взаимодействии с капиталистической формальной рациональностью западного происхождения. По убеждению автора данной статьи, книга Давыдова является также яркой иллюстрацией мысли М.М.Бахтина о том, что главной отличительной чертой гуманитарного знания является его диалогический характер.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation