В статье раскрываются особенности политики латиноамериканских государств в области кибербезопасности. Авторы оценивают влияние стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в особенности Аргентины, Мексики и Колумбии, в двух важнейших органах ООН — Группе правительственных экспертов и Рабочей группе открытого состава. Раскрывается роль Организации американских государств в процессе создания единой региональной системы кибербезопасности. Авторы приходят к выводу, что подходы стран ЛАКБ в разной степени созвучны весьма разнообразным подходам ведущих государств мира. Таким образом, нельзя говорить о единой позиции государств региона относительно международной кибербезопасности. В заключительном разделе статьи представлены соображения о том, как политика латиноамериканских государств может способствовать продвижению международной стратегии России в области киберпространства и информационной безопасности.
Страны Латинской Америки входят в первую десятку государств мира, в которых использование Интернета, социальных сетей, а также новых технологий – дипфейков или синтетических СМИ – вышло на новый уровень. «Цифровая дипломатия» как средство влияния на аудиторию посредством социальных сетей оказалась востребованным инструментом во внутренней и внешней политике многих государств, включая Уругвай, Бразилию, Венесуэлу и др. Инструменты этой «дипломатии» являются частью «цифровой силы», трактуемой как способность страны оказывать влияние на технологические и политические процессы, происходящие в мире. В данной статье рассматриваются цифровые инструменты влияния – «дипломатия хэштега» и дипфейки, которые наиболее часто применяются в странах Латинской Америки в ходе тех или иных политических событий. Если с помощью «дипломатия хэштега» осуществляется быстрая мобилизация населения, то дипфейки позволяют манипулировать аудиторией посредством создания синтетического контента, ложных новостей и событий, усиливая поляризацию мнений, распространение слухов и конспирологических теорий, а также побуждая к экстремистским действиям. Высокая эффективность и дезинформирующий потенциал технологии позволяют рассматривать немногочисленные примеры деструктивного использования интернет-ресурсов как угрозу национальной безопасности. Для иллюстрации активности государственных и негосударственных акторов в социальных сетях авторы приводят пример социальной платформы Tik-Tok. Методология исследования опирается на количественный сбор данных из социальных сетей, выявленных в режиме реального времени в латиноамериканском сегменте Интернета, и на их анализ. Результатом исследования стала классификация дипфейков, наиболее активно использующихся в политических целях. В статье анализируются примеры как деструктивного, так и «мягкого» применения дипфейков.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека