Статья посвящена вопросу восприятия Латинской Америки советскими карикатуристами в конце 1970-х — середине 1980-х годов. Исполняя заказ власти, художники играли роль пропагандистов, транслируя конкретные идеологические установки широким народным массам. Так, на страницах наиболее влиятельного сатирического издания СССР — журнала «Крокодил» — публиковалось большое число материалов, связанных со злободневными событиями международной жизни. Латинская Америка сама по себе мало интересовала карикатуристов, однако им удалось создать ряд ярких и запоминающихся образов, не обладавших при этом национальной спецификой. Образы диктаторов (Аугусто Пиночета, Анастасио Сомосы, Хосе Наполеона Дуарте, Альфредо Стресснера) воспроизводят стереотипы 1930—1950-х годов, связанные с изображениями фашистских преступников, что не позволило сделать их актуальными. Вместе с тем карикатура демонстрирует смещение идеологических акцентов, переход от пропаганды национально-освободительных движений к принципам стабильности и борьбы за мир. Таким образом, советская идеология трансформировалась из наступательной в оборонительную.
В статье анализируется процесс целенаправленного формирования образа Аугусто Пиночета (1974—1990 гг.) ведущим сатирическим изданием СССР — журналом «Крокодил». На первом этапе (1973 — декабрь 1974 гг.) Пиночет фигурирует в источниках лишь как один из руководителей хунты, его лидерство в ней не подчеркивается. Лишь с конца 1974 г. можно говорить о становлении пропагандистского образа А.Пиночета как хрестоматийного кровавого диктатора, олицетворявшего собой чилийскую хунту. В многочисленных карикатурах, появившихся в конце 1974 — середине 1985 г., подвергаются критике внутренняя (террор против мирного населения, преследование левых сил, неолиберальные экономические реформы) и внешняя (превращение страны в марионетку США, заигрывание с реакционными режимами в странах «третьего мира») политика Пиночета. С середины 1980-х годов количество материалов «Крокодила», посвященных Чили, резко сокращается, в основном перепечатываются рисунки зарубежных художников, в которых на первый план выходит оценка режима Пиночета как отмирающего. Материалы кампании свидетельствуют о кризисе советской политической карикатуры, который привел к ее исчезновению как элемента отечественной политической культуры.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека