Аграрный вопрос был одной из центральных проблем Мексиканской революции 1910—1917 гг., и запрос на перераспределение земли и возврат земельных участков крестьянам индейского происхождения отражал представления о социальной справедливости. Штат Юкатан, расположенный на юго-востоке Мексики, представлял собой сложный в этносоциальном плане регион с крупными плантационными латифундиями. Тем не менее социальная напряженность не оформилась здесь в революционное движение, а революционные идеи были привнесены губернатором штата Сальвадором Альварадо Рубио (1915—1917 гг.). В данной статье рассматриваются основные векторы аграрной политики революционных правительств в Юкатане, отраженные, прежде всего, в законотворческой деятельности губернаторов Сальвадора Альварадо Рубио и Фелипе Каррильо Пуэрто (1922—1924 гг.), а также реакция на нее индейских крестьян. В результате проведенного исследования удалось показать, что аграрная политика 1920-х годов в целом не затронула исторически сложившийся экономический уклад штата. Плантации хенекена не включались в категорию земель, подпадавших под перераспределение, прежние владельцы сохранили свое экономическое и политическое влияние, а производство хенекена до конца 1920-х годов оставалось основой хозяйственной деятельности большинства коренных жителей.
В данной статье рассматривается проблема создания «нового общества» в штате Юкатан (Мексика) в период правления губернатора Сальвадора Альварадо, ознаменовавший собой начало революционных изменений в регионе. Сложная этносоциальная структура штата, в котором больше половины населения составляли индейские крестьяне, поставила перед новым революционным правительством задачу интеграции майяского населения Юкатана в современное цивилизационное пространство. Центральным элементом образовательной реформы С.Альварадо стало распространение рационалистической школы, в основе которой лежали принципы демонстративности, научности и гармоничного развития личности. Именно с этой целью в 1917 г. был открыт «Школьный город майя» — интернат, предназначавшийся исключительно для представителей индейцев майя, основными функциями которого была ликвидация неграмотности, обучение основным правилам гигиены, современным методам ведения сельского хозяйства и мелким ремеслам, а также подготовка будущих сельских учителей. Анализ архивных документов, касающихся работы «Школьного города майя», позволил выявить основные факторы, приведшие к тому, что этот проект потерпел неудачу. В ходе исследования были определены главные результаты образовательной политики Альварадо в штате Юкатан: создание законодательной базы, гарантирующей доступность школьного образования, развитие педагогической мысли, а также выделение проблемы распространения образования среди индейцев в особую сферу государственной политики.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека