В данном исследовании в историческом контексте рассматриваются две про-тивоположные идеологические и художественные идеи образа Испании на основе работ замечательных художников Игнасио Сулоаги и Хоакина Сорольи, чье творчество оказалось тесно связано с поисками национальной идентичности и размышлениями испанских интеллектуалов «поколения 98 г.». «Черная Испания» И.Сулоаги отражала восприятие национального образа в рамках дилеммы «что делать?»: европеизировать Испанию или оставить ее патриархальной, сохраняя традиции, подлинные кастильские ценности, «жизнь против разума и просвещения» (тезис Мигеля де Унамуно). «Белая Испания» импрессиониста Х.Сорольи при сохранении национального духовного богатства близка тезису Ортеги-и-Гассета об открытости Испании миру, «достижения синтеза жизни и разума», примирения «двух Испаний». Оба художника, представляя разные эстетические течения начала ХХ в. — тремендизм и костумбризм, смогли глубоко проникнуть в испанскую тему, отразить «суть Испании». Дуализм впечатлений об Испании как в художественном, так и в историческом и социальном смысле продолжает сохраняться и сегодня. Полотна Сулоаги и Сорольи читаются как исторические тексты и раскрывают множество признаков и явлений, которые скрыты в литературных и философских произведениях.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека