ОГПМУЛатинская Америка Latinskaia Amerika

  • ISSN (Print) 0044748X
  • ISSN (Online) 3034-557X

Сравнительный анализ принципов буддизма и древней философии Китая

Код статьи
S004287440004801-6-
DOI
10.31857/S004287440004801-6
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №4
Страницы
118-129
Аннотация

Статья продолжает авторское исследование классической философии Китая при помощи языка современной теории познания и сопоставляет принципы буддизма и древнекитайской философии. Относительная завершенность и систематичность буддизма до его проникновения в Китай позволяет ограничиться общим очерком его ключевых понятий: причинность (карма), дискретность состояний сознания (дхарма), отсутствие самости (анатмавада), нераздельность состояния заблуждения (самсара) и пробуждения (буддха). Автор ставит под сомнение распространенную идею, что исходные принципы буддизма радикально отличны от предыдущей философской традиции Китая. Аргументация опирается на появившихся до проникновения буддизма классические трактаты конфуцианства: «Чжоу и», «Да сюэ» и «Чжун юн». Выбор источников обусловлен тем, что именно конфуцианство выступало с основной критикой философских идей и мировоззрения буддизма, и указанные тексты позволяют наиболее ярко проявить сходство и различия двух учений. В статье кратко рассмотрены идеи круга перемен (чжоу и), концепции постижения вещей (гэ у) и искренности (чэн и). В итоге, отмечается соответствие принципов буддизма и древней философии Китая. Таким образом, распространение буддизма на территории Китая утверждается не как вторжение чуждого мировоззрения, но как обновление и развитие культуры в соответствии с ее собственными основаниями.

Ключевые слова
китайская философия, сравнительная философия, буддизм, конфуцианство, «Книга перемен», познание, личность, культура
Дата публикации
17.05.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
875

Библиография

  1. 1. Васубандху 2000 – Васубандху. Учение о карме. Предисл., пер. с санскрита и комм. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000 (Vasubandhu, The Theory of Karma, Russian Translation).
  2. 2. Лунь-юй, Да Сюэ, Чжун Юн 2015 – Лунь-юй, Да Сюэ, Чжун Юн??•??•??. Пекин: Чжунхуа, 2015 (Lun Yu, Da Xue, Zhong Yong, in Chinese).
  3. 3. Сюй Шэнь 2007 – Сюй Шэнь??. Шовэнь цзецзы ????. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2007 (Xu Shen, Shuowen Jiezi, in Chinese).
  4. 4. Чаньские истины 1998 – Чаньские истины. Пер. с китайского, предисл. и комм. Е.А. Торчинова, К.Ю. Солонина. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1998 (Selected Chan Texts, Russian Translation).
  5. 5. Чжоу и 2011 – Чжоу и ?? [Книга перемен]. Пекин: Чжунхуа, 2011 (Zhou Yi, in Chinese).
  6. 6. Чжуан-цзы 2015 – Чжуан-цзы ??. Пекин: Чжунхуа, 2015 (Zhuangzi, in Chinese).
  7. 7. Щуцкий 2010 – Щуцкий Ю.К. И-Цзин. Древняя китайская «Книга перемен». М.: Эксмо, 2010 (Zhou Yi, Russian Translation).
  8. 8. Ю Хао-лян 2013 – Ю Хао-лян???. Мавандуй бошу «Чжоу и» шивэнь цзяочжу????????????? [«Книга перемен», текст на шелке из Мавандуй: транскрипция и комментарии]. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2013 (Yu, Haoliang (2013) Mawangdui Silk Text “Zhou Yi” Transcribe and Annotations, Shanghai guji, Shanghai, in Chinese).
  9. 9. Chan, Wing Tsit (1969) A Source Book in Chinese Philosophy, Translated and Compiled by Wing-Tsit Chan, Princeton University Press, Princeton.
  10. 10. Legge, James 1879 The Sacred Books of China: The Texts of Confucianism. Volume 16. The Yi King, Clarendon Press, Oxford.
  11. 11. Nagarjuna (1995) The Fundamental Wisdom of the Middle Way: Nagarjuna’s Mulamadhyamakakarika, Translation and Commentary by Jay L. Garfield. Oxford University Press, Oxford.
  12. 12. Wilhelm, Richard (1968) I CHING or Book of Changes, The Richard Wilhelm Translation, Rendered into English by Cary. F. Baynes, Routledge, London.
  13. 13. Ильенков 2009 – Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Логос. 2009. №1. С. 6–62.
  14. 14. Канаев 2017 – Канаев И.А. «Великое учение». Великое учение. Перевод с китайского и примечания И.А. Канаева // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 152–162.
  15. 15. Канаев 2018 – Канаев И.А. Китайский классический текст «Удержание Изначального» в свете современной теории познания. Удержание Изначального. Перевод с китайского и примечания И.А. Канаева // Вопросы философии. 2018. № 8. С. 127–138
  16. 16. Кобзев 2002 – Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература, 2002.
  17. 17. Лекторский 2017 – Лекторский В.А. Познание, действие, реальность // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 5–23.
  18. 18. Ма Жу-сэнь 2014 – Ма Жу-сэнь ???. Инюсюй цзягувэнь шиюн цзыдянь ????????? [Иньские гадательные надписи на костях: практический словарь]. Шанхай: Шанхай дасюэ, 2014.
  19. 19. Торчинов 2000 – Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  20. 20. Философия буддизма 2011 – Философия буддизма: энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011.
  21. 21. Фэн Ю-лань 2018 – Фэн Ю-лань???. Чжунго чжэсюэ цзяньши ?????? [Краткая история китайской философии]. Пекин: Синьсин, 2019.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека