ДРЕВНЯЯ ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
ДРЕВНЯЯ ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация
Код статьи
S0044748X0000619-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
86-96
Аннотация
В статье анализируется процесс изучения верховной власти в державах доко-лумбовой Америки (у инков, ацтеков и майя) отечественной исторической наукой с момента возникновения интереса к данной тематике вплоть до наших дней. Рассматриваются основные работы по этой проблеме, проводится анализ развития историографии данного вопроса.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ, ИСТОРИОГРАФИЯ, МАЙЯ, АЦТЕКИ, ИНКИ, ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА
Классификатор
Дата публикации
01.08.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
801
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1 В.А.Б а ш и л о в, В.И.Г у л я е в. Изучение древних культур Латинской Америки в советской исторической науке. — Советская латиноамериканистика после победы
95
кубинской революции. М., 1981; V.A.B a s h i l o v, V.I.G u l y a e v. A bibliography of soviet
studies of the ancient cultures of Latin America. —- Latin American Antiquity, Vol. 1, № 1.
2 М.О.К о с в е н. Древнее Перу. — Исторический журнал. М., 1941, № 2, с. 95—97.
3 К.М а р к с и Ф.Э н г е л ь с. Избранные произведения, т 2. М., 1948, с. 177.
4 В.В.С т р у в е. Предисловие. — Дж.В а й я н. История ацтеков. М., 1949, с. 17.
5
В качестве примера приведем цитату из предисловия к работе Вайяна за авторством
В.В.Струве: «...общество ацтеков... было уничтожено бандой испанских авантюристов, возглавляемых Эрнандо Кортесом». — Указ. соч., с. 8.
6
Ю.В.Кнорозов занимался вопросами, связанными преимущественно с майяской письменностью и календарем. Подробнее см.: Ю.В.К н о р о з о в. Письменность индейцев
майя. М.-Л., 1963; е г о ж е. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975; е г о ж е. Заметки о календаре майя. Общий обзор. — Советская этнография, № 2—3.
7
Р.В.К и н ж а л о в. Культура древних майя. Л., 1971; е г о ж е. Орел, кецаль и
крест: очерки по культуре Месоамерики. Спб., 1991.
8
Всемирная история, т. 4. М., 1958, с. 72.
9
Народы Америки, т 2. М., 1959, с. 78.
10 Народы Америки, с. 290; Всемирная История, с. 81.
11 В частности, можно отметить следующие работы: H.C u n o w. Die soziale Verfassung des Inka-Reiches. Eine Untersuchung des altperuanischen Agrarkommunismus. Stuttgard,
1896; O.M a r t e n s. Ein sozialistischer Grossstaat von 400 Jahren. Die geschichtliche,
soziale und politische Grundlage des Reiches Tahuantinsuyu. Berlin, 1905; L.B a u d i n. A
socialist empire. The Incas of Peru. New Jersey, 1961 (перевод, французский оригинал вышел в
двадцатые годы).
12 Подробнее см.: В.И.Г у л я е в. Города-государства майя. М., 1979.
13 Подробнее см.: В.И.Г у л я е в. Под личиной ацтекского бога. М., 2006.
14 В.И.Г у л я е в. Скипетр и держава: к вопросу о царской власти у древних майя. — Вестник
древней истории, 1993, № 4; е г о ж е. Проблема становления царской власти у древних
майя. — Становление классов и государства. М., 1976.
15В.И.Г у л я е в. Скипетр и держава.., с. 59.
16 В.И.Г у л я е в. Государство ацтеков: отечественная историография вопроса. —
Власть в аборигенной Америке. М., 2006; е г о ж е : Город и общество в Центральной
Мексике накануне Конкисты. — Археология Старого и Нового Света. М., 1982.
17 В.И.Г у л я е в. Там же, с. 210.
18 В.И.Г у л я е в. Там же, с. 201.
19 И.М.Д ь я к о н о в, В. А.Я к о б с о н. «Номовые государства», «территориальные царства», «полисы» и «империи». Проблемы типологии. — Вестник древней истории, 1982, № 2.
20 В.И.Г у л я е в. Типология и структура древних государств Мезоамерики. — Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985, с. 55.
21В. А.Б а ш и л о в. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972.
22Там же, с. 201.
23Ю.А.З у б р и ц к и й. Инки-кечуа: основные этапы истории народа. М., 1975, с. 72.
24 Ю. А.З у б р и ц к и й. Индейцы Мексики (исторические и этнографические заметки). — Мексика: политика, экономика, культура. М., 1968, с. 159—197.
25 И.К.С а м а р к и н а. Община в Перу: очерк социально-экономического развития. М., 1975.
26 В.Е.Б а г л а й. Древнеацтекское государство: структура власти и управления. —
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.,
1995; е е ж е. Ацтеки: экономика политика, социально-политический строй. М., 1998. В
данной монографии излагаются без изменений те же положения, что и в статье.
27 В.Е.Б а г л а й. Там же, с. 233.
28 В.Е.Б а г л а й. Там же, с. 234—235.
29 В.Е.Б а г л а й. Там же, с. 234.
30 И.В.Б у т е н е в а. Астеки: имперская идеология и религиозно-нравственные
проблемы. — Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000.
31 А.В.К а л ю т а. Ацтеки: родство, гендер, возраст. Опыт историко-социологического исследования мезоамериканского общества XV—XVII вв. Спб., 2006.
32 А.В.К а л ю т а. Там же, с. 87.
33 А.В.К а л ю т а. Там же, с. 89—91.
96
34 А.В.К а л ю т а. Там же, с. 90.
35 А.В.К а л ю т а. Мотекусома Щойкоцин и Моктесума II: носитель власти в зеркале культур. — Власть в аборигенной Америке. М., 2006, с. 98.
36 Ю.Е.Б е р е з к и н. Инки: исторический опыт империи. Л., 1991, с. 161.
37 Ю.Е.Б е р е з к и н. Сакрализация власти в доиспанском Перу. — Сакрализация
власти в истории цивилизаций. М., 2005, с. 167.
38 Следует отметить, что данную точку зрения Березкин высказал еще раньше книге:
Ю.Е.Б е р е з к и н. Мочика: цивилизация индейцев северного побережья Перу в
I—VII вв. Л., 1983. Первоначально же теория диархичности власти в Тауантинсуйу была
сформулирована американским исследователем Томасом Зуидемой.
39 Д.Д.Б е л я е в. Государства майя в системе международных отношений классического периода. — Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие
и диалог интерпретаций. М., 2002.
40 Д.Д.Б е л я е в., А.А.Т о к о в и н и н. Сакральная власть майяских царей
(III-IX вв. н.э.). — Сакрализация власти в истории цивилизаций, ч.1. М., 2005.
41Там же, с. 151.
42 Е. А.С е м а к и н а. Идеологическая основа царской власти и ее региональные
особенности у майя классического периода (I тыс. н.э.). — Власть в аборигенной Америке.
М., 2006, с. 197.
43 Д.Д.Б е л я е в.Формирование и развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тыс. н. э.): Дис. … канд. ист. наук. М., 2001, с. 238.
44 Там же, с. 242.
45Там же, с. 245.
46 N.R a k u t z. Situación etno-política en la región del Cuzco en la víspera de la
formación del imperio incaico. — XXXII Convegno Internazionale di Americanistica. Perugia,
2010; е г о ж е : Tradición sobre las conquistas incáicas en las crónicas coloniales del Perú . —
XXXI Convegno Internazionale di Americanistica. Perugia, 2009.
47 Н.В.Р а к у ц. Религиозная политика инков и маргинальные группы населения империи. с. 49; е г о ж е. Религиозная политика инков: пример провинции Уамакучо. — Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций.
М., 2002; е г о ж е. «История инков» П.Сармьенто де Гамбоа о политической ситуации в
долине Куско накануне образования инкской империи. — Источники по этнической истории аборигенного населения Америки. М., 2012.
48 С. А.Созина. Тауантинсуйу — вершина Андской цивилизации. — История Перу с
древнейших времен до конца ХХ века. М., 2000.
49 Там же, с. 66.
50 H.C u n o w. Op. cit., р. 117.
51 Ю.Е.Б е р е з к и н. Инки: исторический опыт империи, с. 64—78.
52 Иерархия и власть в истории цивилизаций: тезисы докладов. М., 2006, 2009.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести