MORENA как новая ведущая политическая сила Мексики
MORENA как новая ведущая политическая сила Мексики
Аннотация
Код статьи
S0044748X0003709-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Манухин Алексей Анатольевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт Латинской Америки РАН
Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
17-30
Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки появления на политической сцене Мексики новой партийной силы — Движения национального возрождения (MORENA) во главе с Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором. Исследуются процесс формирования MORENA, ее электоральная стратегия, взаимодействие с традиционными партиями, значение ее успеха на всеобщих выборах 2018 г. Также уделено внимание мерам по реализации намеченной программы реформ.

Ключевые слова
Мексика, политическая система, партии, выборы, MORENA, Лопес Обрадор
Классификатор
Получено
04.12.2018
Дата публикации
06.02.2019
Всего подписок
94
Всего просмотров
3535
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

В электоральном цикле 2018 г. в Латинской Америке мексиканские выборы занимают особое место. Это обусловлено тем, что, во-первых, Мексика обладает второй крупнейшей экономикой и является вторым по численности населения государством в регионе, а, во-вторых, значением самих выборов по целому ряду количественных и качественных характеристик. В ходе предвыборного процесса произошла стремительная, хотя и ожидаемая перегруппировка общественно-политических сил, главным проявлением которой стал успех новой партии — Движения национального возрождения (Movimiento de Regeneración Nacional, MORENA). Ее лидер и основатель Андрес Мануэль Лопес Обрадор, безуспешно боровшийся за президентское кресло на выборах 2006 и 2012 гг., на этот раз одержал убедительную победу и 1 декабря 2018 г. вступил в должность президента Мексики на шестилетний срок. Происхождение, электоральная стратегия MORENA, ее подход к реализации масштабной программы реформ представляют интерес не только с точки зрения развития Мексики, но и для изучения таких проблем, как смена и преемственность политических элит, феномен успешности современного «национального популизма».

2

Рассматриваемый электоральный процесс стал своего рода референдумом по итогам шестилетнего правления старейшей на мексиканской политической сцене Институционно-революционной партии (Partido Revolucionario Institucional, PRI). На предыдущих выборах в 2012 г. PRI сформировала избирательную коалицию Компромисс ради Мексики (Compromiso por México, CM), в которую также вошли праволиберальная Партия Новый альянс (Partido Nueva Alianza, PANAL) и Мексиканская экологическая зеленая партия (Partido Verde Ecologista Mexicano, PVEM). Команда кандидата от PRI Энрике Пеньи Ньето (2012—2018), победившего тогда с 38,2% голосов, поставила перед собой задачу избавить партию от имиджа авторитарной и сросшейся с государством структуры. На фоне недовольства мексиканцев итогами правления двух администраций правоцентристской Партии национального действия (Partido Acción Nacional, PAN) эта тактика позволила PRI привлечь избирателей на свою сторону1. Сразу после победы Пенья Ньето подписал «Пакт ради Мексики» с руководством двух других ведущих партий — правой PAN и левой Партии демократической революции (Partido de la Revolución Democrática, PRD)2.

1. Мексика: парадоксы модернизации. М., ИЛА РАН, 2013, с. 137–141.

2. Presidencia de la República: el Pacto por México. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
3

Соглашения пакта предусматривали развитие демократических свобод, ускорение экономического роста, повышение конкурентоспособности бизнеса, совершенствование правосудия, обеспечение безопасности, борьбу с коррупцией. Задачи предстояло решать путем так называемых структурных реформ, в результате которых бюджетный дефицит сократился почти вдвое (с 2,4% ВВП в 2012 г. до 1,3% в 2017 г.)3. Энергетическая реформа позволила частному бизнесу инвестировать в государственные нефтяную и электроэнергетическую отрасли, что способствовало модернизации сектора и притоку иностранных капиталов. Банковская реформа расширила возможности кредитования бизнеса и физических лиц. Реформа в сфере образования была нацелена на усовершенствование методов обучения и оценки результатов, а также на расширение частной инициативы. Тем не менее оценка населением правления Пеньи Ньето имела отрицательную динамику: его рейтинг с 54% в 2012 г. снизился до 23% в 2014 г., а в январе 2017 г. — до рекордно низких 12% (правда, к осени того же года он вырос до 28%)4. Недовольство отчасти было вызвано падением экономических показателей. Если в 2012 г. прирост ВВП составил 3,6%, то в 2017 г. — лишь 2%. За первое полугодие 2018 г. прирост равнялся 2,6%, с прогнозом на снижение показателя до 1,9% в 2019 г.5. Произошло падение ВВП на душу населения с 10 580 долл. в 2014 г. до 8443 долл. в 2016 г., после чего показатель незначительно поднялся до 8902 долл. в 2017 г.6. В нестабильном положении находится мексиканская валюта: в 2017 г. началось падение стоимости песо по отношению к доллару, уровень инфляции достиг 6,6% по сравнению с 2,8% в 2016 г.7. Даже до этого резкого скачка наблюдался последовательный рост потребительских цен по отношению к заработной плате8.

3. A.N. Borovkov. México ante la opción electoral. — Iberoamérica, 2018, № 1, p. 9.

4. Low Ratings for Peña Nieto. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

5. International Monetary Fund. Report for Selected Countries and Subjects. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

6. El Banco Mundial. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

7. Inflación acelera a 4,9% en agosto. — Forbes México, 07.IX.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

8. En diez años, la canasta básica salió del alcance de 63% de los mexicanos // La Vanguardia, 14.IX.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
4

Не оправдались надежды избирателей на преодоление вопиющего разрыва между доходами граждан. Формально количество бедных сократилось на 3,5% с 2014 г. и составило во второй половине 2017 г. 43,6% (53,4 млн человек), однако произошло это по большей части вследствие официального снижения показателя уровня крайней бедности9. При этом Мексика занимала второе после Бразилии место в Латинской Америке по числу миллионеров. Значительно вырос поток денежных переводов мексиканцев, работающих за рубежом, — в основном в США. В 2018 г. 2,7% ВВП приходились на переводы из-за рубежа, что делало Мексику четвертой страной по этому показателю в мире после Индии, Китая и Филиппин. Ряд штатов страны в значительной степени зависят от зарубежных денежных переводов (remesas): так, в Сакатекасе этот показатель составляет 16,7%, в Мичоакане — 15,8%, в Наярите — 13,2%10.

9. ¿De qué tamaño es la pobreza en México? — Milenio, 12.VI.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

10. Las remesas en México llegaran a US $33000 millones en 2018 y US $35000 millones en 2019. — BBVA Bancomer, 05.IX.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
5

Несмотря на неоднократно декларировавшиеся планы по диверсификации внешнеэкономических связей, незаменимым остается экономическое партнерство с США. Численность мексиканских мигрантов в США к концу 2017 г. достигла 12 млн человек, из которых 5,6 млн являются нелегальными мигрантами11. По этой причине процесс реформирования Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), а также ужесточение миграционной политики США, инициированное администрацией Дональда Трампа (2017 — н/в), стали для Мексики главными внешнеполитическими вопросами 2017—2018 гг.

11. Migración mexicana a los Estados Unidos, más viva que nunca: BBVA Bancomer. — Forbes México, 21.XI.2017. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
6

Еще одной болезненной для мексиканцев темой стала беспрецедентная эскалация насилия. В 2017 г. в стране произошли 31 174 убийств (25 убийств на 100 тыс. жителей и 70 убийств в день). Таким образом, рост этого показателя составил 26,9% по сравнению с 2016 г.12. В семи из десяти убийств применялось огнестрельное оружие. Борьба с криминалом стала одной из ключевых тем общественных и политических дискуссий еще с тех времен, когда администрация Фелипе Кальдерона (2006—2012) от PAN начала «фронтальное наступление» армии на позиции наркокартелей. Пенья Ньето в свою очередь попытался сделать упор на повышение профессионального уровня полиции и судебных органов, но количество жертв криминала в период его правления превысило показатели, зафиксированные при Ф.Кальдероне.

12. Instituto Nacional de Estadística y Geografía: Defunciones por homicidios 2017. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
7

В мировом индексе восприятия коррупции агентства «Transparency International» по итогам 2017 г. Мексика с 29 баллами оказалась на 135-м месте из 180 (используется шкала от 0 до 100 баллов, где 0 означает самый высокий воспринимаемый уровень коррупции, а 100 — самый низкий; чем выше место, тем меньше уровень коррупции)13.

13. México cae seis lugares en índice global de corrupción. — El Universal, 22.II.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
8

Серьезные изменения наблюдались в состоянии партийно-политических сил страны. Прежде всего, речь идет о сближении двух старейших партий Мексики — PRI и PAN, а также о снижении конкурентного потенциала PRD из-за усиления в ней тенденций к фракционизму. На фоне разочарования значительной части населения итогами правления последних двух администраций это и стало предпосылкой для создания новой партии левоориентированными ветеранами мексиканской политики. Ключевой фигурой в этом процессе стал А.М.Лопес Обрадор, один из основателей PRD в 1989 г. До появления PRD он возглавлял в родном штате Табаско региональное отделение PRI и стал одним из местных функционеров, выразивших недовольство итогами выборов 1988 г. В 2000 г. Лопес Обрадор был избран главой Федерального округа Мехико, когда PRD заняла в столице лидирующие позиции14. Он выдвигал ряд инициатив, связанных с социальной сферой, и в 2004 г. занял второе место в мировом рейтинге мэров фонда «City Mayors»15.

14. C.C. Arzate. Las corrientes políticas en el Partido de la Revolución Democrática en el Distrito Federal (1997–2012). — Foro Internacional, 2017, № 1 (227), p. 149–163.

15. López Obrador, segundo mejor alcalde del mundo // La Jornada, 08.XII.2004. — Available at: http://www.jornada.com.mx/2004/12/08/013n1pol.php%20 (accessed: 11.10.2018).
9

MORENA была основана в 2011 г. в качестве гражданского объединения, задачей которого была мобилизация участников избирательной коалиции Прогрессистское движение (Movimiento Progresista, MP) в составе PRD, Партии труда (Partido del Trabajo, PT) и партии Гражданское движение (Movimiento Ciudadano, MC). В тот момент MORENA насчитывала 4 млн сторонников и 179 тыс. функционеров разного уровня16.

16. R. Bolívar Meza. Morena: el partido del lopezobradorismo. — Polis, 2014, № 2, p. 76.
10

После выборов 2012 г. в рядах MP возникли разногласия по вопросу о приемлемости Лопеса Обрадора в качестве лидера последующих электоральных кампаний. Верные ему сторонники приняли решение о превращении MORENA в политическую партию. На ее первом национальном конгрессе в ноябре 2012 г. Лопес Обрадор был избран председателем Национального совета партии. В январе 2014 г. состоялась Учредительная ассамблея MORENA, ее официальная регистрация Национальным избирательным институтом состоялась в июле 2014 г. На тот момент численность партии достигала почти 500 тыс. человек17.

17. Acuerdo del Consejo General del Instituto Nacional Electoral. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
11

Политологи весьма сдержанно оценивали шансы новой партии на электоральный успех. Неизменно подчеркивалась институциональная слабость и чрезмерно важная роль ее харизматичного лидера Лопеса Обрадора18. Интересен простой и довольно архаичный механизм выбора кандидатов в депутаты: две трети были избраны путем жребия, одну треть составили аффилированные с партией представители академического сообщества, эксперты, активисты экологического и правозащитного движений, деятели культуры и спорта. Это позволило критикам обвинить партию и ее руководителей в самых худших проявлениях «касикизма» («вождизма»)19, однако на выборах 2015 г. в палату депутатов MORENA стала четвертой по числу мандатов (35) партией в палате депутатов, в то время как результаты всех ведущих партий ухудшились: PRI потеряла 9 мест, PAN — 6, PRD — 48. MORENA отняла пальму первенства у PRD в Федеральном округе и штате Кинтана-Роо.

18. R. Bolívar Meza. Op. cit., p. 74.

19. J.A. Aguilar Rivera. Las razones de la tómbola. — Nexos, 01.IV.2015. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
12

Во втором партийном конгрессе в ноябре 2015 г. приняли участие 1600 делегатов. Был избран Национальный исполнительный совет, состоящий из 21 члена20. Уже в начале 2016 г. на сторону движения стали переходить члены PRI, PAN и PRD. Первоначально это связывали с предположительным сговором руководства трех партий перед выборами губернаторов, однако в дальнейшем процесс только усилился: все больше представителей других партий стали входить в MORENA или заявлять о поддержке кандидатуры Лопеса Обрадора на президентских выборах 2018 г.

20. Conoce a los 21 integrantes del Comite Ejecutivo Nacional de Morena. — Regeneración, 21.XI.2015. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
13

Мексиканские исследователи указывали на то, что уже первые успехи партии свидетельствовали о том, что она превратится в главного «агента» трансформации традиционной трехпартийной политической системы Мексики. В отличие от PVEM, которая первой среди малых партий преодолела на промежуточных выборах 2009 г. рубеж в 6%, но была вынуждена войти в альянс с PRI, MORENA действовала в законодательных органах независимо. Одной из основных причин успеха называли лидерские качества Лопеса Обрадора, который еще на этапе своей карьеры в PRD сплачивал вокруг себя различные фракции21.

21. R.E. Toledo, J.P. Navarrete Vela. MORENA en la reconfiguración del sistema de partidos en México. — Estudios políticos, 2016, № 37, pp. 83–84, 92–96.
14

Не преуменьшая значения фигуры Лопеса Обрадора, следует подчеркнуть, что именно процесс партийного строительства MORENA сыграл важную роль в повышении ее шансов на электоральный успех. Характерной чертой партии стало умение привлекать в свои ряды видных политиков. Генеральным секретарем партии стала Ейдколь Полевнски, с 2006 по 2012 г. занимавшая пост сенатора штата Мехико от PRD. С 2002 по 2004 г. она возглавляла Национальную палату промышленности и трансформации (Cámara Nacional de Industria y Transformación, Canacintra). В конце 2017 г. министром внутренних дел в правительстве Лопеса Обрадора стала Ольга Санчес Кордеро, в прошлом член Верховного суда, первая в истории женщина, получившая должность публичного нотариуса г. Мехико22.

22. AMLO “destapa” a su gabinete; Olga Sánchez Cordero para Segob. — El Heraldo de México, 14.XII.2017. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
15

Еще более симптоматичным стал переход в лагерь сторонников Лопеса Обрадора крупных политиков из PRI, среди которых — бывшие министры внутренних дел Мануэль Бартлетт и Эстебан Моктесума. Настоящей сенсацией стало заявление о поддержке лидера MORENA мультимиллионером Альфонсо Ромо Гарсой, владельцем «Casa de Bolso» — крупнейшей фондовой управляющей компанией в Латинской Америке и членом консультативного совета Всемирного банка (ВБ) по латино-карибскому региону. В 2000 г. Ромо Гарса активно участвовал в президентской кампании Висенте Фокса (2000—2006), выступал за обновление и демократизацию политической системы и не был замечен в сочувствии популизму23. Сначала он играл роль связующего звена между Лопесом Обрадором и миром мексиканского и зарубежного крупного бизнеса, привлек экспертов, работавших над Национальным планом 2018—2024 г. и программой преобразований, а затем занял пост начальника предвыборного штаба MORENA.

23. Así conoció Andrés Manuel al multimillionario que lo respalda. — Forbes México, 20.II.2017. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
16

С 2015 г. рассматривались возможности создания коалиции между MORENA, PRD, PT и MC, однако камнем преткновения стали губернаторские выборы в штате Мехико 2017 г. Ключевой фигурой от MORENA на выборах стала Дельфина Гомес, родом из семьи скромного достатка, бывшая учительница начальной школы. В 2012 г. при поддержке левого крыла PRD в штате она была выдвинута кандидатом на выборах мэра своего родного г. Тескоко и одержала уверенную победу над кандидатом от PRI, а в 2015 г. получила мандат в палате депутатов от штата Мехико. Лопес Обрадор сделал ставку на Гомес в ходе кампании 2017 г., считая, что она — ключевая фигура для подрыва монополии PRI в штате24. Руководство PRD тогда отказалось поддержать Гомес, в связи с чем Лопес Обрадор категорически отказался входить с этой партией в коалицию. В декабре 2017 г. MORENA создала альянс Вместе сотворим историю (Juntos Haremos Historia, JHH) с PT и молодой умеренно-консервативной Партией Социальная встреча (Partido Encuentro Social, PES).

24. Delfina Gómez, la maestra que busca reprobar al PRI en el estado de México. — El País, 02.VI.2017. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
17

Главными противником MORENA на выборах 2018 г. была PAN, которая объединила усилия с PRD, опираясь на многолетний успешный опыт подобных альянсов на выборах губернаторов. Создание коалиции к выборам 2018 г. должно было укрепить позиции национального секретаря PAN Рикардо Анайи в борьбе с такими конкурентами, как бывший губернатор штата Пуэбла Рафаэль Морено Валье и супруга экс-президента Ф.Кальдерона Маргарита Савала. 5 сентября 2017 г. было объявлено о создании коалиции Гражданский фронт за Мексику (Frente Ciudadano por México, FCM), в который вошли PAN, PRD и MC. Это привело к расколу в руководстве на «кальдеронистов» и сторонников Анайи, а М.Савала в знак протеста вышла из партии и приняла участие в выборах как независимый кандидат. В дальнейшем коалиция получила название Вперед за Мексику (Por México al Frente, PMF) и в январе 2018 г. была зарегистрирована с Р.Анайей в качестве кандидата.

18

Положение PRI было еще сложнее: партия должна была ответить за неисполнение обещаний, данных в 2012 г. В конце ноября 2017 г. кандидатом был утвержден бывший министр финансов Хосе Антонио Мид Курибренья, пользовавшийся репутацией хорошего профессионала, не замешанного в коррупционных скандалах или нарушениях на выборах, а также не состоявшего в PRI. На выборы PRI снова пошла вместе с PVEM и PANAL в составе союза Все за Мексику (Todos por México, TPM).

19

Драматичная ситуация сложилась в столице: судьбоносным было противостояние на выборах главы правительства г. Мехико 2018 г. двух сильных кандидатов-женщин. Генеральному секретарю PRD Алехандре Барралес противостояла Клаудия Шейнбаум из MORENA, делегат от муниципалитета Тлалпан в городской ассамблее. К.Шейнбаум — известный ученыйфизик и эколог, член межправительственной группы экспертов по изменению климата, в 2007 г. получившая Нобелевскую премию мира. Ключевыми пунктами ее программы стали повышение безопасности граждан в г. Мехико, противодействие коррупции, отчетность выборных чиновников, модернизация перегруженной городской транспортной системы, борьба с загрязнением воздуха, решение проблем с питьевой водой25.

25. Propuestas de Alejandra Barrales para la CDMX. — Available at: https://www.alcaldesdemexico.com/notas-principales/propuestas-de-alejandra-barrales-para-la-cdmx/(accessed: 11.10.2018).
20

А.Барралес выступала с похожей повесткой, делая больший акцент на проблемах образования и здравоохранения26. Кандидатом от PRI стал Микель Арриола, в прошлом генеральный директор Мексиканского института социального страхования (Instituto Mexicano de Seguro Social, IMSS). Примечательно, что эти кандидаты в ходе кампании должны были критиковать бюджетную политику, проводившуюся в годы правления PRD, в том числе в период, когда городом руководил Лопес Обрадор, однако зачастую наблюдалось объединение Арриолы и Барралес против Шейнбаум. Согласно опросам, после небольшого падения рейтинга в ноябре 2017 г. популярность Лопеса Обрадора только возрастала, достигнув к июню 50%. За MORENA были готовы проголосовать 40% избирателей, то есть в два раза больше, чем за PAN или за PRI, чьи результаты были примерно равны27. Лидер MORENA постоянно находился в контакте с электоратом, совершая один тур по стране за другим. Нельзя сбрасывать со счетов и мастерское использование независимых агентов, работавших на кампанию Лопеса Обрадора. Особенно велика здесь была роль руководителя кампании Татьяны Клотьер, которая активно управляла продвижением образа кандидата через социальные сети, взаимодействуя с блоггерами, мастерами по созданию интернет-мемов, лидерами молодых общественных движений. Она с впечатляющими результатами защищала лидера в ходе дебатов с руководителями партий-соперников28. Т.Клотьер в прошлом была «системным» политиком, в последствии стал независимым и присоединилась к лагерю Лопеса Обрадора. Учитель по профессии, дочь кандидата в президенты от PAN на выборах 1988 г. Мануэля Клотьера, ранее она состояла в этой партии и избиралась депутатом от штата Нуэво-Леон. Именно она была инициатором создания интернет-проекта «Открой глаза шире», в популярной форме рассказывавшего о MORENA и ее планах.

27. La certeza de Tatiana Clouthier. — El Gatopardo, 12.X.2018. — Available at: >>>> (accessed: 15.10.2018).

28. Pejenomics: hacia una economía para todos. — Available at: >>>> (accessed: 15.10.2018).
21

На региональном уровне огромная работа была проведена такими маститыми политиками, как Рикардо Монреаль (бывший губернатор штата Сакатекас, сенатор по общенациональному списку), Марсело Эбрард (министр иностранных дел в кабинете Лопеса Обрадора, глава правительства г. Мехико (2006—2012), вступивший в MORENA только в 2018 г.), Берта Лухан (предшественница Е.Полевнски). Большой резонанс вызвала публикация брошюры «Pejenomics» (от прозвища Лопеса Обрадора «peje» — «простак», по аналогии с «Reaganomics»), в которой было показано, что проект Лопеса Обрадора содержит разумные и решительные меры по стимулированию занятости и экономического роста29. Тем не менее даже на исходе предвыборной кампании в отношениях с бизнесом возникало отчуждение: в конце мая 2018 г. пять крупных бизнес-групп (FEMSA, «Grupo México», «Vasconia», «Coparmex», «Grupo Chihuahua») выступили с обращениями к своим сотрудникам, чтобы те «голосовали взвешенно», не забывая об угрозе «возврата к популизму 1970-х годов», с которым ассоциировали социально-экономический курс президента Луиса Эчеверрии (1970—1976)30.

29. Empresarios ya votaron…contra AMLO. — El Universal, 31.V.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

30. Tribunal Electoral de Puebla ratifica el triunfo de Martha Erika Alonso. — El Excélsior, 11.X.2018. — Available at: >>>> (accessed: 15.10.2018).
22

Результаты выборов были впечатляющими, хотя победу MORENA никак нельзя было назвать неожиданностью. За Лопеса Обрадора проголосовали 53,19% избирателей, или более 30 млн человек. Анайя получил 22,27%, Мид — 16,4%, независимый кандидат Хайме Родригес — 5,23%. Из 32 субъектов федерации Анайя смог одержать победу лишь в штате Гуанахуато, который известен как оплот PAN. В пяти из девяти субъектов, где проходили выборы губернаторов, победила MORENA: в штатах Чьяпас, Табаско, Морелос, Веракрус, г. Мехико. В штате Пуэбла развернулась острая борьба между кандидатом от блока JHH Мигелем Барбоса Уэртой и кандидатом от PMF Мартой Эрикой, супругой бывшего губернатора Рафаэля Морено Валье. MORENA предъявила иск о подтасовке более 10% голосов, после рассмотрения которого в течение трех месяцев электоральный трибунал штата вынес решение в пользу М.Эрики31.

31. Morena es la mayoría en 19 de 26 Congresos locales. — El Universal, 04.VII.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
23

В палате депутатов победившая коалиция получила 308, а в сенате — 59 мест, из которых MORENA взяла 191 и 55 соответственно. Таким образом, количество мандатов движения в конгрессе выросло на 317 мест; PAN потеряла 78 мест, PRI — 235. PRD получила восемь мандатов в сенате, 21 — в палате депутатов, а MC — семь и 27 соответственно. Еще более впечатляющая картина сложилась на выборах местных конгрессов: в 19 из 26 штатов, где проходили данные выборы, MORENA набрала большинство, а в г. Мехико получила 31 место из 33, то есть триумф был полным32.

32. Plan de la Nación Completo, 2018–2024. México, MORENA, 2017, p. 170–174.
24

Среди предложений MORENA на первом месте стоит стимулирование экономического развития страны путем ревизии самой важной из «структурных реформ» уходящей администрации — энергетической. Правительство Лопеса Обрадора стремится к снижению внешней энергетической зависимости, чему должна способствовать реконструкция нефтегазовой компании PEMEX («Petróleos Mexicanos») и Федеральной электроэнергетической комиссии (Comisión Federal de Electroenergía, CFE) в целях обеспечения повышения их производительности и взаимодействия с частными фирмами. Планируется восстановить работу шести нефтеперерабатывающих заводов, построить еще два, а также активизировать деятельность по поиску новых месторождений углеводородов, усовершенствовать систему управления энергетическим сектором, в том числе за счет большей отчетности руководства PEMEX и свободы отраслевых профсоюзов, реструктурировать долги PEMEX и CFE33. В отличие от MORENA как PAN, так и PRI в своих предвыборных программах рассматривали энергетическую реформу как успешную и не нуждающуюся в серьезных корректировках34. В электоральных блоках под руководством PAN и PRI отдельные пункты энергетического плана MORENA, в частности, касающиеся защиты окружающей среды, поддерживают MC и PVEM, однако ни одна из этих партий не выступила с предложениями по работе крупнейших госкомпаний в секторе35.

33. Partido Revolucionario Institucional. Proceso electoral federal 2017–2018. Plataforma electoral. México, 2018, p. 9. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

34. Movimiento Ciudadano. Plataforma Electoral 2017–2018. Un Proyecto de Nuevo País. México, 2018, p. 37–38. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

35. Jóvenes construyendo el futuro. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
25

Намечены масштабные изменения в социальной сфере. Образовательная реформа давно является одной из главных «мишеней» партии. Заявлена цель укрепления системы бесплатного всеобщего среднего образования, при этом недовольство учителей, объединенных в Национальный профсоюз работников образования (Sindicato Nacional de Trabajadores de Educación, SNTE), вызывает положение реформы о самоуправлении школ, предусматривающее сокращение госфинансирования и рассматривающееся как предлог для коммерциализации образования. MORENA планирует перераспределить средства из федерального бюджета, а также бюджета штатов на нужды образования, провести реформу Национального института оценки образования (Instituto Nacional para la Evaluación de la Educación, INEE), усилить постоянное взаимодействие между школами, вузами, бизнесом и научно-исследовательскими центрами. В течение шести лет предполагается открыть до 100 государственных университетов. Одним из обязательных условий перехода к «образованию для всех» является программа стипендий для студентов, молодых людей, желающих получить работу, а также для работодателей, планирующих реализовывать проекты с привлечением молодых квалифицированных специалистов. В рамках этого плана в сентябре 2018 г. избранный президент и его команда объявили о запуске экспериментального проекта «Молодежь строит будущее», которая предусматривает выделение до 300 тыс. стипендий на обучение и 2300 мест для трудовых стажировок. Именно этим определяются сжатые сроки подачи заявок на участие — с 1 октября по 31 декабря 2018 г.36. Конечными целями являются расширение рынка труда в Мексике, снижение эмиграции, уменьшение социальной базы организованной преступности. Координатор партии большинства в палате депутатов Марио Дельгадо заявил, что MORENA «не оставит ни запятой» от образовательной реформы предыдущей администрации37.

36. No quedará ni una coma de la reforma educativa: Mario Delgado.12 de septiembre de 2018. — Cámara de Diputados. LXIV Legislatura. Coordinación de Comunicación Social. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

37. Proyectos de Bienestar Social. — Transición 2018. Proyectos Prioritarios. — Available at: https://transicion.mx/propuesta/ (accessed: 11.10.2018).
26

В области пенсионной политики предложено вдвое увеличить пенсии, установив минимальный размер в 1274 песо (примерно 65 долл.) в месяц. Пенсионный возраст для основных категорий граждан предложено установить на уровне 68 лет, а для представителей коренных народов — 65 лет. В условиях общественной дискуссий о сужении сферы деятельности или даже приватизации IMSS и Института безопасности и социальной защиты государственных служащих (Instituto de Seguridad y Servicios Sociales de los Trabajadores del Estado, ISSSTE) правящая ныне партия дала гарантии их сохранения38. Более того, было предложено включить в сферу действия этих институтов новые категории граждан, в частности, однополые пары и лиц, отбывших тюремное заключение. Первым доступ к системе будет предоставлен для снятия «исторической вины» перед ЛГБТ-сообществом, которому ранее отказывали в социальном страховании39. С инициативой об осужденных выступил эпатажный «неофит» в партии, блогер Педро Каррисалес Бесерра из штата Сан-Луис-Потоси. Несмотря на вспыхнувшие горячие дебаты, фракция MORENA положительно отнеслась к предложению. Предполагается, что заключенные, работая во время отбывания наказания, будут делать взносы в свои личные фонды IMSS и Института национального жилищного фонда трудящихся (Instituto Nacional del Fondo de la Vivienda de los Trabajadores, Infonavit)40.

38. Morena propone que gays y lesbians accedan a IMSS e ISSSTE igual que los otros derechohabientes. — Televisa. 05.IX.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

39. Reos trabajarán para tener Seguro Social y crédito Infonavit: El Mijis. — El Sol de México, 07.X.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

40. López Obrador anuncia reducción de su sueldo y desata polémica con la Suprema Corte. — RT, 17.VII.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
27

Задолго до начала избирательной кампании и формирования предвыборной платформы MORENA позиционировала себя в качестве последовательного борца с системной коррупцией, проявления которой руководство и активные сторонники партии видят в неоправданно высокой заработной плате чиновников, законодателей, членов Верховного суда (последние являются самыми высокооплачиваемыми госслужащими в Мексике, получая почти 652 тыс. песо, или около 33 250 долл. в месяц). Выполняя обещание, уже в июле 2018 г. избранный президент объявил о сокращении на 40% своей президентской зарплаты. Таким образом, она составляет 108 тыс. 248 песо (5520 долл.) в месяц против 270 тыс. (13 770 долл.) у Пеньи Ньето41. 11 сентября 2018 г. депутаты MORENA выдвинули проект нового Закона о республиканской экономии (Ley de austeridad republicana). Его суть состоит в том, что ни один госчиновник в Мексике не сможет зарабатывать больше, чем действующий президент (соответствующий пункт содержится в ст. 127 Конституции, но не исполнялся по причине отсутствия регулирующих норм). Существенно сократятся расходы на находящихся в их распоряжении транспортные средства, охрану (на нее будут иметь право лишь работники, связанные с общественной и государственной безопасностью), поездки за рубеж за госсчет42. Чиновники будут предоставлять полную информацию о целях своих поездок по стране и за рубеж вместе с планом расхода средств. Наконец, повышению эффективности управления призвана служить и децентрализация правительства, размещение 13 из 16 министерств не в столице, а в других городах страны. Еще одной целью реформ, помимо борьбы с коррупцией, является сокращение бюрократии. Уже на стадии презентации плана многие чиновники разных уровней дали понять, что будут вынуждены уйти с занимаемых ими должностей43.

41. Mario Delgado: austeridad debe ser principio de l gobierno permanente. 12 de septiembre de 2018. — Cámara de Diputados. LXIV Legislatura. Coordinación de Comunicación Social. – Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

42. La austeridad republicana. — El Economista, 12.IX.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

43. Plan de Nación Completo 2018–2024, p. 59–63.
28

В предвыборных платформах большинства партий фигурировала тема безопасности, однако они избегали указаний на прямые меры, рекомендуемых для улучшения обстановки. В Национальном плане MORENA содержится предложение провести реформу судебной системы, которая будет включать пересмотр статуса судей с помощью введения новых экзаменов. Предполагается предоставить бóльшую автономию Генеральной прокуратуре и внести изменения в Уголовный кодекс с целью уравнять работников правосудия с другими лицами, если они совершают преступление44. Предложено также создать Национальный блок безопасности, подчиняющийся непосредственно президенту, в который войдут министр финансов и генеральный контролер финансов. Данная мера должна разрушить связи, обеспечивающие поддержку криминальных групп. Относительно спорного вопроса об использовании армии для борьбы с преступностью в плане указывалось, что продолжение этой практики возможно лишь при условии принятия соответствующего закона о безопасности, который ее легализует. Следует отметить, однако, что основной акцент в программе и риторике партии делается на создании рабочих мест, развитии образования, повышении гражданской активности.

44. Ibid., p. 68.
29

Активную полемику, как в Мексике, так и за рубежом вызвали заявления тогда еще кандидата в президенты Лопеса Обрадора о возможности проведения переговоров с лидерами наркокартелей, амнистии для значительного количества осужденных за меньшие преступления45. Несмотря на то, что страна устала от «войны с наркотиками», многие увидели в планах избранного президента капитуляцию перед преступным миром. Дискуссию также вызвало предложение легализовать употребление марихуаны и выращивание мака в медицинских целях. В июле 2018 г. на повестку было поставлено воссоздание Федерального министерства общественной безопасности, а в августе 2018 г. в г. Сьюдад-Хуарес (штат Чиуауа) под председательством избранного президента был проведен Форум национального примирения и согласия. Несколько комиссий, в которые вошли избранные федеральные и местные депутаты, представители науки, правоохранительных органов, общественные активисты, заслушивали сотни дел, касающихся убийств и исчезновения людей. Вслед за общенациональным форумом аналогичные встречи прошли в ряде штатов Мексики46. В сентябре 2018 г. Лопес Обрадор объявил о создании Гражданской гвардии (Guardia Civil), которая возьмет на себя часть функций армии и будет оказывать помощь полиции47. Рефреном на форуме в г. Сьюдад-Хуарес звучала идея о недопустимости борьбы с насилием «путем еще большего насилия», однако скептики справедливо указывали на то, что улучшение условий жизни, повышение доходов населения не обязательно автоматически приведет к кризису крупных преступных группировок48. Можно ожидать, что в сфере борьбы с преступностью другие партии постараются максимально дистанцироваться от MORENA, подвергая критике любые ее неудачи.

45. AMLO analiza amnistía a los líderes del narco para garantizar la paz. — El Universal, 02.XII.2017. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

46. Consulta Nacional y Foros de Escucha. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

47. Anuncia López Obrador una Creación de la Guardia Civil Nacional. — El Excélsior, 29.IX.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

48. R. Orozco. ¿Negociar con los carteles del narcotráfico en México? — Revista Sur, 13.VIII.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
30

Критики Лопеса Обрадора считают особенно рискованными планы MORENA проводить общенациональные консультации по проектам реформ. Этот принцип был одним из ключевых в идеологии и практике PRD еще в 1990-е годы. В августе 2018 г. в каждом штате был запущен электронный опрос по образовательной реформе, в ходе которого граждане могли высказать свои предложения по улучшению качества преподавания, обеспечению реальной доступности всеобщего обучения и т.п.49. Серьезный резонанс в октябре 2018 г. вызвала первая консультация — по проекту строительства международного столичного аэропорта, который уже несколько лет бурно обсуждался в стране. В результате вместо уже начатого строительства нового аэропорта в г. Тескоко близ столицы, за которое выступало руководство MORENA, населением была выбрана опция модернизации аэродрома на бывшей военной авиабазе СантаЛюсия с созданием дополнительных полос50.

49. Equipo de López Obrador convoca a consulta nacional sobre educación. — El Excélsior, 18.VIII.2018. — Available at: >>>> (accessed: 17.11.2018).

50. Esta es la pregunta que se hará en la consulta nacional del NAIM. — El Sol de México, 15.X.2018. — Available at: >>>> (accessed: 17.11.2018).
31

Вторая общенациональная консультация прошла в конце ноября 2018 г. и касалась проектов развития транспорта, технологической инфраструктуры, социального обеспечения. Среди сформулированных десяти вопросов были запуск поезда «Maya» для стимулирования экономического развития юго-востока страны, строительство нефтеперерабатывающих заводов, введение всеобщего бесплатного медицинского обслуживания, выплата стипендий для молодежи, повышение пенсий. По девяти из десяти вопросов было получено свыше 90% положительных ответов51. Важно, что руководство MORENA поставило задачу о внесении поправки в ст. 35 Конституции, которая закрепила бы «национальные консультации» в качестве постоянного инструмента в сфере законодательства52.

51. Gana el Sí en todos los proyectos de la consulta de AMLO. — Publímetro, 26.XI.2018. — Available at: >>>> (accessed: 28.11.2018).

52. AMLO quiere reformar al artículo 35 para hacer más consultas populares. — Forbes Mexico, 07.XI.2018. — Available at: >>>> (accessed: 28.11.2018).
32

С учетом наличия абсолютного большинства в обеих палатах конгресса новое правительство обладает неограниченными возможностями для проведения в жизнь своей программы реформ, однако в этом кроется и существенный риск. Тревожным симптомом можно считать сохранение — через несколько месяцев после выборов — накала страстей, в рамках которого MORENA обвиняет традиционные партии и СМИ в манипулировании, а противоположный лагерь продолжает изображать сторонников Лопеса Обрадора апологетами «социализма по-венесуэльски». Есть еще один повод атаковать MORENA: ссылаясь на значительное число в ее руководстве выходцев из PRI, многие утверждают, что по сути ничего, кроме цвета флага бывшей правящей партии не изменилось, а самые дальновидные ее члены сумели вовремя перестроиться53.

53. ¿Existe el PRIMOR? — El Economista, 06.VI.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
33

Впрочем, есть все основания полагать — и некоторые факты уже свидетельствуют об этом, — что новое руководство страны будет стремиться придавать каждой из своих инициатив не просто общенациональный, но и многопартийный характер. Мексиканские аналитики говорят о наличии в правительстве двух течений — «непримиримого» и «компромиссного». Представляется, однако, что ради самосохранения власти смогут предотвратить расколы и выстроить тесное взаимодействие с другими партиями. Это крайне важно в связи с тем, что в семи штатах, несмотря на победу Лопеса Обрадора, при голосовании за депутатов и сенаторов кандидатам от блока JHH избиратели предпочли представителей PMF54.

54. Voto cruzado: en 7 estados votaron por AMLO, pero no por sus diputados y senadores. — Animal Político, 03.VII.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
34

Без серьезной трансформации политических взглядов Лопеса Обрадора — довольно быстрой по ряду пунктов — победа MORENA была бы маловероятна. Так, критикуя «властную мафию», он поспешил успокоить крупный бизнес, демонстративно проведя переговоры с руководством Координационного предпринимательского совета (Consejo Coordinador Empresarial, CCE) сразу же после первой рабочей встречи с Пеньей Ньето55. Вопреки опасениям, связанным с «антиамериканизмом» Лопеса Обрадора, националистическая составляющая его взглядов весьма умеренна. Показательно его выступление в Центре им. Вудро Вильсона в США еще в сентябре 2017 г., в котором он в качестве инструмента создания рабочих мест для мексиканцев и помощи мигрантам, желающим вернуться на родину, представил проект «свободной зоны» для обеспечения технологического развития и повышения занятости в приграничном районе56.

55. AMLO se reune con empresarios de CCE. — El Universal, 04.VII.2018. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).

56. AMLO, Morena and the 2018 Elections. — Available at: >>>> (accessed: 11.10.2018).
35

Хотя как Трамп, так и Пенья Ньето стремились до смены власти в Мексике подписать новое трехстороннее торговое Соглашение между США, Мексикой и Канадой (United States — Mexico — Canada Agreement, USMCA), приоритетность отношений с Вашингтоном сохранится для Мехико и при Лопесе Обрадоре.

36

В программе MORENA нет ничего, что предполагало бы изменение конституционного строя, при этом наблюдается стремительное обновление правящей элиты наряду с возвращением в большую политику «ветеранов» прошлого. Правящая партия продемонстрировала способность привлекать в свои ряды беспартийных, а также умелое владение технологиями интернет-пропаганды. Воспользовавшись разочарованием электората в PAN и PRI, мобилизовав запрос на «обновленный левый проект», MORENA смогла осуществить задачу, с которой не справилась PRD, — дать недовольным массам ощущение наличия организующей силы. Появление и успех таких объединений, как MORENA, свидетельствуют о новой парадигме в современной политике, где практически не работает традиционное деление на «правых», «левых» и «центр». По итогам выборов 2018 г. Мексика не только подтверждает особую роль страны в Латинской Америке, но и дает повод для размышлений о путях трансформации политических систем в мировом масштабе.

Библиография

1. Мексика: парадоксы модернизации. М., ИЛА РАН, 2013, с. 137–141.

2. Presidencia de la República: el Pacto por México. — Available at: http://www.presidencia.gob.mx/wp-content/uploads/2012/12/Pacto-Por-M%C3%A9xico-TODOS-losacuerdos.pdf (accessed: 11.10.2018).

3. A.N. Borovkov. México ante la opción electoral. — Iberoamérica, 2018, № 1, p. 9.

4. Low Ratings for Peña Nieto. — Available at: http://www.pewglobal.org/2017/09/14/poor-ratings-for-pena-nieto-political-parties/ (accessed: 11.10.2018).

5. International Monetary Fund. Report for Selected Countries and Subjects. — Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01/weodata/index.aspx (accessed: 11.10.2018).

6. El Banco Mundial. — Available at: https://datos.bancomundial.org/indicador/NY.GDP.PCAP.CD?locations=MX%20 (accessed: 11.10.2018).

7. Inflación acelera a 4,9% en agosto. — Forbes México, 07.IX.2018. — Available at: https://www.forbes.com.mx/inflacion-agosto-2018-acelera/ (accessed: 11.10.2018).

8. 8 En diez años, la canasta básica salió del alcance de 63% de los mexicanos // La Vanguardia, 14.IX.2018. — https://vanguardia.com.mx/articulo/en-diez-anos-la-canasta-basica-salio-del-alcance-del-63-de-los-mexicanos (accessed: 11.10.2018).

9. ¿De qué tamaño es la pobreza en México? — Milenio, 12.VI.2018. — Available at: https://www.milenio.com/elecciones-mexico-2018/de-que-tamano-es-la-pobreza-en-mexico (accessed: 11.10.2018).

10. Las remesas en México llegaran a US $33000 millones en 2018 y US $35000 millones en 2019. — BBVA Bancomer, 05.IX.2018. — Available at: https://www.bbva.com/es/remesas-mexico-llegaran-us33000-millones-2018-us35000-millones-2019/ (accessed: 11.10.2018).

11. Migración mexicana a los Estados Unidos, más viva que nunca: BBVA Bancomer. — Forbes México, 21.XI.2017. — Available at:https://www.forbes.com.mx/migracion-mexicana-hacia-eu-esta-mas-viva-que-nunca/ (accessed: 11.10.2018).

12. Instituto Nacional de Estadística y Geografía: Defunciones por homicidios 2017. — Available at: http://www.inegi.org.mx/lib/olap/consulta/general_ver4/MDXQueryDatos.asp?proy (accessed: 11.10.2018).

13. México cae seis lugares en índice global de corrupción. — El Universal, 22.II.2018. — Available at: http://www.eluniversal.com.mx/nacion/seguridad/mexico-cae-seis-lugares-en-indice-global-de-corrupcion (accessed: 11.10.2018).

14. C.C. Arzate. Las corrientes políticas en el Partido de la Revolución Democrática en el Distrito Federal (1997–2012). — Foro Internacional, 2017, № 1 (227), p. 149–163.

15. López Obrador, segundo mejor alcalde del mundo // La Jornada, 08.XII.2004. — Available at: http://www.jornada.com.mx/2004/12/08/013n1pol.php (accessed: 11.10.2018).

16. R. Bolívar Meza. Morena: el partido del lopezobradorismo. — Polis, 2014, № 2, p. 76.

17. Acuerdo del Consejo General del Instituto Nacional Electoral. — Available at: https://repositoriodocumental.ine.mx/xmlui/bitstream/handle/123456789/79312/CGex201407-%2014_ap_3.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 11.10.2018).

18. R. Bolívar Meza. Op. cit., p. 74.

19. J.A. Aguilar Rivera. Las razones de la tómbola. — Nexos, 01.IV.2015. — Available at: https://www.nexos.com.mx/?p=24566%20 (accessed: 11.10.2018).

20. Conoce a los 21 integrantes del Comite Ejecutivo Nacional de Morena. — Regeneración, 21.XI.2015. — Available at: https://regeneracion.mx/conoce-a-los-21-integrantes-del-comite-ejecutivo-nacional-de-morena/ (accessed: 11.10.2018).

21. R.E. Toledo, J.P. Navarrete Vela. MORENA en la reconfiguración del sistema de partidos en México. — Estudios políticos, 2016, № 37, pp. 83–84, 92–96.

22. AMLO “destapa” a su gabinete; Olga Sánchez Cordero para Segob. — El Heraldo de México, 14.XII.2017. — Available at: https://heraldodemexico.com.mx/pais/amlo-exministra-olga-sanchez-segob/ (accessed: 11.10.2018).

23. Así conoció Andrés Manuel al multimillionario que lo respalda. — Forbes México, 20.II.2017. — Available at: https://www.forbes.com.mx/asi-conocio-andres-manuel-al-multimillonario-que-lo-respalda/ (accessed: 11.10.2018).

24. 24. Delfina Gómez, la maestra que busca reprobar al PRI en el estado de México. — El País, 02.VI.2017. — Available at: https://elpais.com/internacional/2017/06/01/mexico/1496300579_282839.html (accessed: 11.10.2018).

25. Claudia Sheinbaum: Innovación y Esperanza. — Available at: http://www.claudiacdmx.com (accessed: 11.10.2018).

26. Propuestas de Alejandra Barrales para la CDMX. — Available at: https://www.alcaldesdemexico.com/notas-principales/propuestas-de-alejandra-barrales-para-la-cdmx/ (accessed: 11.10.2018).

27. Cierra AMLO con ventaja. — El Financiero, 26.VI.2018. — Available at: https://www.pressreader.com/mexico/el-financiero/20180627/283235918774902 (accessed: 11.10.2018).

28. La certeza de Tatiana Clouthier. — El Gatopardo, 12.X.2018. — Available at: https://gatopardo.com/reportajes/no-194-septiembre-2018/tatiana-clouthier/ (accessed: 15.10.2018).

29. Pejenomics: hacia una economía para todos. — Available at: http://www.aeinoticias.com/wp-content/uploads/Pejenomics.pdf (accessed: 15.10.2018).

30. Empresarios ya votaron…contra AMLO. — El Universal, 31.V.2018. — Available at: http://www.ejecentral.com.mx/empresarios-ya-votaron-contra-amlo/ (accessed: 11.10.2018).

31. Tribunal Electoral de Puebla ratifica el triunfo de Martha Erika Alonso. — El Excélsior, 11.X.2018. — Available at: https://www.excelsior.com.mx/nacional/tribunal-electoral-de-puebla-ratifica-triunfo-de-martha-erika-alonso/1270821 (accessed: 15.10.2018).

32. Morena es la mayoría en 19 de 26 Congresos locales. — El Universal, 04.VII.2018. — Available at: http://www.eluniversal.com.mx/estados/mayoria-de-morena-en-19-de-26-congresos-locales (accessed: 11.10.2018).

33. Plan de la Nación Completo, 2018–2024. México, MORENA, 2017, p. 170–174.

34. Partido Revolucionario Institucional. Proceso electoral federal 2017–2018. Plataforma electoral. México, 2018, p. 9. — Available at: http://pri.org.mx/bancoinformacion/%20files/Archivos/PDF/26851-1-11_40_53.pdf%20 (accessed: 11.10.2018).

35. Movimiento Ciudadano. Plataforma Electoral 2017–2018. Un Proyecto de Nuevo País. México, 2018, p. 37–38. — Available at: https://repositoriodocumental.ine.mx/xmlui/handle/123456789/95063%20 (accessed: 11.10.2018).

36. Jóvenes construyendo el futuro. — Available at: https://jovenesconstruyendoelfuturo.stps.gob.mx/ (accessed: 11.10.2018).

37. No quedará ni una coma de la reforma educativa: Mario Delgado.12 de septiembre de 2018. — Cámara de Diputados. LXIV Legislatura. Coordinación de Comunicación Social. — Available at: http://www5.diputados.gob.mx/index.php/esl/content/download/120724/605594/file/12septiem%3Cspan%20class= (accessed: 11.10.2018).

38. Proyectos de Bienestar Social. — Transición 2018. Proyectos Prioritarios. — Available at: https://transicion.mx/propuesta/ (accessed: 11.10.2018).

39. Morena propone que gays y lesbians accedan a IMSS e ISSSTE igual que los otros derechohabientes. — Televisa. 05.IX.2018. — Available at: https://noticieros.televisa.com/historia/morena-propuestas-2018-gays-lesbianas-imss/ (accessed: 11.10.2018).

40. Reos trabajarán para tener Seguro Social y crédito Infonavit: El Mijis. — El Sol de México, 07.X.2018. — Available at: https://www.elsoldemexico.com.mx/mexico/sociedad/reos-trabajaranpara-tener-seguro-social-y-credito-infonavit-el-mijis-2053383.html (accessed: 11.10.2018).

41. López Obrador anuncia reducción de su sueldo y desata polémica con la Suprema Corte. — RT, 17.VII.2018. — Available at: https://actualidad.rt.com/actualidad/281754-lopez-obradoranuncia-reduccion-sueldo (accessed: 11.10.2018).

42. Mario Delgado: austeridad debe ser principio de l gobierno permanente. 12 de septiembre de 2018. — Cámara de Diputados. LXIV Legislatura. Coordinación de Comunicación Social. – Available at: http://www5.diputados.gob.mx/index.php/esl/content/download/120724/%20605594/fi%3Cspan%20class= (accessed: 11.10.2018).

43. La austeridad republicana. — El Economista, 12.IX.2018. — Available at: https://www.eleconomista.com.mx/opinion/Austeridad-republicana-20180912-0031.html (accessed: 11.10.2018).

44. Plan de Nación Completo 2018–2024, p. 59–63.

45. Ibid., p. 68.

46. AMLO analiza amnistía a los líderes del narco para garantizar la paz. — El Universal, 02.XII.2017. — Available at: http://www.eluniversal.com.mx/elecciones-2018/amlo-plantea-analizar-amnistia-lideres-del-narco-para-garantizar-la-paz (accessed: 11.10.2018).

47. Consulta Nacional y Foros de Escucha. — Available at: https://www.consultareconciliacionnacional.org/ (accessed: 11.10.2018).

48. Anuncia López Obrador una Creación de la Guardia Civil Nacional. — El Excélsior, 29.IX.2018. — Available at: https://www.excelsior.com.mx/nacional/anuncia-lopez-obrador-creacion-de-una-guardia-civil-nacional/1268377 (accessed: 11.10.2018).

49. R. Orozco. ¿Negociar con los carteles del narcotráfico en México? — Revista Sur, 13.VIII.2018. — Available at: https://www.sur.org.co/negociar-con-los-carteles-del-narcotraficoen-mexico/ (accessed: 11.10.2018).

50. Equipo de López Obrador convoca a consulta nacional sobre educación. — El Excélsior, 18.VIII.2018. — Available at: https://www.excelsior.com.mx/nacional/equipo-de-lopez-obrador-convoca-a-consulta-nacional-sobre-educacion/1259568 (accessed: 17.11.2018).

51. Esta es la pregunta que se hará en la consulta nacional del NAIM. — El Sol de México, 15.X.2018. — Available at: https://www.elsoldemexico.com.mx/mexico/politica/esta-es-la-pregunta-que-se-hara-en-la-consulta-nacional-del-naim-2126652.html (accessed: 17.11.2018).

52. Gana el Sí en todos los proyectos de la consulta de AMLO. — Publímetro, 26.XI.2018. — Available at: https://www.publimetro.com.mx/mx/nacional/2018/11/26/estos-son-los-resultados-de-la-segunda-consulta-nacional-ciudadana-de-amlo.html (accessed: 28.11.2018).

53. AMLO quiere reformar al artículo 35 para hacer más consultas populares. — Forbes Mexico, 07.XI.2018. — Available at: https://www.forbes.com.mx/amlo-quiere-reforma-al-articulo-35-para-hacer-mas-consultas-populares/ (accessed: 28.11.2018). (accessed: 28.11.2018).

54. ¿Existe el PRIMOR? — El Economista, 06.VI.2018. — Available at: https://www.elecono-mista.com.mx/opinion/Existe-el-PRIMOR-20180606-0155.html (accessed: 11.10.2018).

55. Voto cruzado: en 7 estados votaron por AMLO, pero no por sus diputados y senadores. — Animal Político, 03.VII.2018. — Available at: https://www.animalpolitico.com/2018/07/voto-cruzado-senado-diputados-eleccion/ (accessed: 11.10.2018).

56. AMLO se reune con empresarios de CCE. — El Universal, 04.VII.2018. — Available at: http://www.eluniversal.com.mx/elecciones-2018/amlo-sale-rumbo-reunion-con-empresarios-enhotel-%20de-la-cdmx (accessed: 11.10.2018).

57. AMLO, Morena and the 2018 Elections. — Available at: https://www.wilsoncenter.org/event/amlo-morena-and-the-2018-mexico-elections (accessed: 11.10.2018).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести