Роль концепции устойчивого развития в экономической политике Аргентины и Бразилии
Роль концепции устойчивого развития в экономической политике Аргентины и Бразилии
Аннотация
Код статьи
S0044748X0004720-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Смагина Александра Владимировна 
Должность: Студентка
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Щербакова Алина Вячеславовна
Должность: Доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
52-63
Аннотация

В статье анализируются внутриполитические и внешнеполитические меры правительств Аргентины и Бразилии, направленные на достижение целей устойчивого развития в области сельского хозяйства, энергетики и туризма. Авторы дают краткую характеристику общих тенденций внешней политики двух стран и рассматривают примеры влияния концепции устойчивого развития на формирование внутренней экономической политики Бразилии и Аргентины. В заключении делаются выводы о том, насколько повестка дня латиноамериканских государств-лидеров соответствует целям устойчивого развития в исследуемых областях.

Ключевые слова
Цели устойчивого развития, сельское хозяйство, энергетика, биотопливо, туризм
Классификатор
Получено
12.03.2019
Дата публикации
26.04.2019
Всего подписок
95
Всего просмотров
4152
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Концепция устойчивого развития — одна из самых обсуждаемых тем в условиях обострения социальных и экологических вопросов, а также проявлений кризиса развития современной экономической модели. Различные международные институты активно продвигают эту концепцию как новую парадигму развития общества, в рамках которой могут быть решены существующие проблемы.
2

Впервые определение понятию «устойчивое развитие» было дано в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (World Commission on Environment and Development, WCED), возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брунтланн. Комиссия сделала акцент на необходимости устойчивого развития, при котором «удовлетворение потребностей нынешнего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности»1. В настоящее время именно эта формулировка считается базовым определением устойчивого развития.

1. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». Организация Объединенных Наций. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
3 Основной программой, направленной на обеспечение устойчивого развития планеты, стали Цели развития тысячелетия, достижение которых предусматривалось к 2015 г. Эти чрезвычайно амбициозные цели были объективно недостижимы в установленные сроки, поэтому на саммите ООН по устойчивому развитию 2015 г., проведенном в Нью-Йорке, были определены новые 17 целей в области устойчивого развития и поставлены 169 задач с рекомендуемым сроком выполнения к 2030 г. Цели и задачи изложены в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», которая является самым масштабным из принятых на сегодняшний день программных документов ООН в сфере устойчивого развития. Мировое сообщество в настоящее время работает над достижением перечисленных целей, и в этом контексте приверженность концепции устойчивого развития является необходимым трендом внешней политики практически каждого государства, что подтверждается на примере таких латиноамериканских государств, как Аргентина и Бразилия, которые остаются флагманами всего региона как в экономическом, так и в политическом смысле, несмотря на то, что в социально-экономическом развитии обеих стран в последние годы возникли серьезные проблемы и трудности. Однако даже в периоды экономического спада эти государства не отказываются от приверженности этой концепции, хотя она и предполагает повышение затрат на природоохранные мероприятия.
4 17 сформулированных целей устойчивого развития (ЦУР) охватывают очень широкий круг сфер экономической и социальной политики, что дает основание для исследований в области претворения этих целей в жизнь в рамках тех или иных государств. В данной статье мы остановимся на трех блоках целей устойчивого развития. К первым двум относятся ЦУР в агропромышленной и топливно-энергетической сферах, так как именно эти области приложения данной концепции тесно переплетены между собой. Они опираются на одни и те же ресурсы, используют схожие технологии, а также непосредственным образом влияют на развитие друг друга. Мы также затронем совместные проекты латиноамериканских стран в сфере устойчивого развития туристического сектора, поскольку соседство Аргентины и Бразилии на такой привлекательной для туристов территории, как слияние рек Парана и Игуасу, явилось важной предпосылкой разработки совместных природоохранных концепций.
5

Роль концепции устойчивого развития в политике Aргентины

 

41 статья Конституции Аргентины гласит: «Все жители страны имеют право на благоприятную и сбалансированную окружающую среду, необходимую для развития человека и для того, чтобы продуктивная деятельность обеспечивала его потребности без ущерба для будущих поколений. Граждане обязаны охранять окружающую среду»2. Соответственно, упоминание устойчивого развития содержится даже в главном правовом документе страны.

  2. Constitución Nacional Argentina. — Casa Rosada. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
6

На государственном уровне внедрение концепции устойчивого развития в Аргентине обеспечиваетМинистерство окружающей среды и устойчивого развития. Над программами и инициативами, основными мотивами которых является поощрение устойчивого развития в стране, работает Национальная дирекция по устойчивому развитию. Цель каждой программы, так или иначе, заключается в решении базовых задач: экономический рост, социальная интеграция и защита окружающей среды, которые являются осями «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» в Аргентине. Согласование этих взаимосвязанных элементов, как заявлено на информационной странице Национальной дирекции по устойчивому развитию, ведет к устойчивому, всеобъемлющему и справедливому экономическому росту3. В Аргентине также действуетПрограмма развития ООН (United Nations Development Program, UNEP).

3. Desarrollo Sustentable. // Ministerio de Ambiente y Desarrollo Sustentable. Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
7

На негосударственном уровне важную роль играет Аргентинский деловой совет по устойчивому развитию (Consejo Empresario Argentino para el Desarrollo Sostenible, CEADS), являющийся местным ответвлением Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD). CEADS объединяет 88 ведущих аргентинских компаний из различных секторов экономики. Цели объединения: участие в определении государственной политики для создания благоприятной среды, позволяющей компаниям развиваться эффективно; принятие совместных решений и обмен информацией о проверенных инструментах; демонстрация на собственном примере того, что могут сделать компании для оказания содействия устойчивому развитию.

8

Правительство Аргентины проводит довольно прагматичную внешнюю политику, нацеленную, в первую очередь, на решение торгово-экономи-ческих задач: привлечение иностранных инвестиций и технологий, диверсификация направлений экспорта. Новую стратегию президента страны Маурисио Макри даже называют «наступательной агродипломатией»4, так как укрепление и расширение внешнеполитических связей имеет под собой основу в виде стремления усилить позицию Аргентины как поставщика сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. Сегодня Аргентине необходимо продвигать конкретную повестку дня, акцентировав внимание на вопросах интеграции, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, эксплуатации и необходимости защиты природных ресурсов. Эти темы являются важными не только для Аргентины, поэтому представляется перспективным развивать международное сотрудничество по этим направлениям. Интересно, что последний пункт этого списка непосредственно относится к теме устойчивого развития.

4. Н. М. Яковлева. Россия и Аргентина на пути к всеобъемлющему стратегическому партнерству. — Латинская Америка, 2015, № 9, с. 31-43.
9

Энергетика

Концепция устойчивого развития оказывает значительное влияние на сферу энергетики. Одной из целей «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» являетсяобеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. В их число входят альтернативные источники, и Аргентина активно использует возобновляемые ресурсы. Доля атомной энергетики в 2015 г. составила 2,5% от всей произведенной энергии, гидроэнергетики — 4,4%, геотермальной и солнечной — 0,07%, биоресурсов (биотопливо и отходы) — 5,7%, т.е. общая доля альтернативных источников в производстве энергии — 12,67% (в 2010 г. — 11%, в 2005 г. — 8%)5.

5. Argentina: Balances for 2015. — International Energy Agency. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
10

Одним из основных альтернативных источников энергии, развиваемых Аргентиной сегодня, является биотопливо: страна — один из крупнейших производителей биодизеля на основе сои и занимает первое место в мире по экспорту данного продукта6. Кроме того, еще в 2006 г. аргентинское правительство заявило, что планирует увеличить выработку атомной электроэнергии до 15-18% всей производимой электроэнергии7, что обусловило необходимость интенсификации сотрудничества в данной области с другими государствам, и главным перспективным партнером для Аргентины стала Россия. В мае 2011 г. в Москве был подписан Меморандум о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии между госкорпорацией «Росатом» и Министерством федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентины. Нельзя также не отметить сотрудничество в сфере гидроэнергетики: свыше 20% электроэнергии в Аргентине вырабатывается на российском оборудовании, в частности, на пяти ГЭС, турбины и генераторы для которых поставила российская компания «Силовые машины».

6. La Bioenergía en América Latina y El Caribe. El estado de arte en países seleccionados. — La FAO. — Available at: http://www.fao.org/3/a-as112s.pdf (accessed 12.11.2018).

7. Аргентинское атомное танго: заявка на лидерство. — Информационное агентство REGNUM. — Available at: https://regnum.ru/news/economy/2171798.html (accessed 12.11.2018).
11

Сельское хозяйство

На всей территории Аргентины внедрена система рационального использования ресурсов с опорой на так называемое точное сельское хозяйство (agriculturadeprecisión), и этот опыт может быть использован другими странами, заинтересованными в устойчивом развитии. Данная система базируется на применении новых методов управления сельскохозяйственным производством и увеличении его эффективности. В основе лежит изучение химических свойств почвы, ее плодородности и других факторов, влияющих на итоговый результат. После анализа полученных данных создается план оптимального использования каждого отдельного участка земли с учетом его специфических характеристик8. Это позволяет максимально эффективно использовать каждый участок земли, при этом во внимание принимаются возможности его отдачи в будущем без нанесения ущерба окружающей среде.

  8. A. Baños., T. Goenaga. Metodología para la evaluación económica de un proyecto de Agricultura de Precisión. Documentos de Investigación, Instituto Universitario IDEA, Junio de 2003.
12

С экономической точки зрения это можно выразить так:

  • бóльшие отдачи при том же уровне средств производства за счет их перераспределения;
  • те же отдачи при меньшем уровне средств производства;
  • бóльшие отдачи и сокращение средств производства.
13 «Точное сельское хозяйство» также позволяет повысить качество урожая за счет лучшей комбинации природных условий и используемых средств производства.
14

Другие природоохранные меры

Аргентина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Часть территории Аргентины относится к водоносному горизонту Гуарани. Это — один из крупнейших известных источников запасов пресной воды на планете, находящийся на территориях Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Эти четыре государства подписали Проект по охране окружающей среды и устойчивому развитию системы водоносного горизонта Гуарани, были разработаны общие правовые, технические и институциональные основы взаимодействия для управления и сохранения горизонта.

15 Кроме того, активно формируются внерегиональные экономические связи, особенно на уровне бизнеса. На территории Аргентины функционируют представительства торгово-промышленных палат различных стран, некоторые из которых реализуют проекты, связанные с устойчивым развитием. Так, существует неправительственная, автономная некоммерческая организация Аргентино-германская торгово-промышленная палата (Cámara de Industria y Comercio Argentino-Alemana, AHK). Она занимается продвижением инициатив, связанных с обменом знаниями и технологиями между Аргентиной и Германией, таким образом, содействуя устойчивому развитию промышленности и крупных городов. Ежегодно AHK организует «Megaciudades» и «GreenAr» — важные форумы по устойчивому развитию, целью которых является динамичное развитие сотрудничества между государственным и частным секторами. Таким образом, кооперация с Германией дает Аргентине возможность знакомства с новейшими технологиями, которые затем страна может применить на своей территории. Наличие как государственных органов, так и неправительственных организаций, занимающихся обеспечением устойчивого развития в Аргентине, доказывает тот факт, что власти страны понимают важность данной темы.
16

Роль концепции устойчивого развития в политике Бразилии

 

Бразилию можно назвать страной, развивающейся в соответствии с принципами устойчивого развития. В мировом рейтинге экологически чистой экономики (GlobalGreenEconomyIndex) за 2016 г. Бразилия заняла 10-е место среди 80-и анализируемых государств мира и первое среди стран Латинской Америки9.

  9. GGEI 2016. Measuring national performance in the green economy. — Dual Citizen LLC. The Global Green Economy Index. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
17

Бразилия разработала собственный план устойчивого развития, который называется «Повестка дня на XXI век для Бразилии». В нем обозначено шесть сфер: устойчивое сельское хозяйство; устойчивые города; инфраструктура и региональная интеграция; управление природными ресурсами; борьба с социальным неравенством; наука и техника.Для осуществления намеченных планов была сформирована Национальная комиссия по достижению целей устойчивого развития. Этот коллегиальный орган, созданный президентским указом, предоставляет консультационные услуги и призван содействовать развитию диалога между правительством и гражданским обществом. Основными задачами комиссии являются обеспечение прозрачности процесса осуществления «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» и поэтапное достижение целей устойчивого развития. В целях более успешного решения этих задач был создан План действий на 2017—2019 гг. В стране также работает UNEP.

18

На негосударственном уровне функционирует Бразильский деловой совет по устойчивому развитию (Conselho Empresarial Brasileiro para o Desenvolvimento Sustentável, CEBDS), являющийсяместнымответвлениемWBCSD. Этонекоммерческая гражданская ассоциация, заявленная миссия которой — содействие практической трансформации рынков и компаний через объединение бизнеса и общества в устойчиво развивающейся стране. В настоящее время CEBDS состоит из 60 крупнейших компаний страны, оборот продаж которых составляет 40% ВВП Бразилии.

19

Необходимо также упомянуть такой институт, как Бразильский банк развития (Banco Nacional de Desenvolvimento Econômico e Social, BNDES), цели которого заключаются в содействии устойчивому развитию национальной экономики путем финансирования проектов, направленных на создание новых рабочих мест и сокращения социального и регионального неравенства. Стратегически важные направления деятельности этого банка определяются федеральным правительством и зависят от основных задач развития экономики Бразилии, и в настоящее время этими приоритетами выступают технологические инновации, конкурентоспособность и, что особенно важно, политика устойчивого развития.

20

Являясь членом BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa), Бразилия поддержала идею создания Нового банка развития БРИКС (New Development Bank BRICS, NDB). В соглашение об образовании NDB были включены задачи по финансированию проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, и в документах, отражающих стратегию NDB на 2017—2021 гг., отмечается, что финансовая поддержка проектов в сфере устойчивого развития наряду с модернизацией инфраструктуры и финансированием в местной валюте являются приоритетными задачами10. Пять из шести проектов, профинансированных в первый год существования NDB, относились к зеленой энергетике, и политика NDB свидетельствует о том, что его главными целями станут стимулирование перехода стран-участниц к зеленой экономике, поддержка проектов возобновляемых источников энергии и совершенствование транспортной инфраструктуры11. Да и в целом именно в вопросах устойчивого развития роль BRICS может стать новаторской. Очевидно, что приоритеты объединения, выражающиеся через направления кредитования NDB, совпадают с приоритетами Бразилии, и сотрудничество стран-членов в сфере устойчивого развития является весьма перспективным.

10. NDB’s General Strategy: 2017—2021. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

11. С. В. Каратаев. Новый банк развития в международной системе координат. — Проблемы национальной стратегии, РИСИ. М., 2017, № 2, с. 106-134.
21

Сегодня Бразилия играет значительную роль не только на континенте, но и в мире, активно продвигая свои национальные интересы как в рамках BRICS, так и в других региональных и мировых объединениях. Бразилия также участвует в многосторонних переговорах по ключевым вопросам международной торговли, где нельзя не отметить инициативную роль ее экономической дипломатии, которая (на согласованной основе) выступает от лица развивающихся стран в диалоге «Север — Юг»12.

12. В. М. Давыдов, А. В. Бобровников. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М., ИЛА РАН, 2009, 234 с.
22

Энергетика

Нельзя не отметить, что переход к альтернативным источникам энергии является ярким примером внедрения концепции устойчивого развития. В случае с Бразилией этот переход действительно имеет место на практике: по имеющимся мощностям и выработке страна занимает второе место в мире по гидроэнергетике и четвертое по биоэнергетике13. В сфере энергетики Бразилия активно развивает отношения с Россией. Так, в начале 2017 г. «Росатом» выиграл тендер на поставку урана для бразильских АЭС, а на оборудовании, поставленном ПАО «Силовые машины», уже работают пять гидроэлектростанций, причем компания планирует локализовать производство гидротурбин на территории Бразилии14.

13. Renewables 2017 Global Status Report. — Renewable Energy Policy Network for the 21st Century. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

14. П. П. Яковлев. Россия — Латинская Америка: стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции. — Латинская Америка, 2017, № 12, с. 15-28.
23

Кроме того, Бразилия является одним из ведущих производителей этанола из сахарного тростника. «Этаноловая программа» не только способствует развитию технологического сотрудничества с США, ЕС и по линии Юг — Юг (с Индией, Нигерией, Ганой и др.), но и создает для страны новые рынки (например, в Японии). Именно благодаря Бразилии технологии производства биотоплива пришли в Африку, многие государства которой не имели своих источников для производства энергии. Бразильское предприятие сельскохозяйственных исследований (Empresa Brasileira de Pes-quisa Agropecuária, EMBRAPA), открывшее в 2000-е годы четыре своих представительства в Гане, Мали, Мозамбике и Сенегале, стало проводником таких изменений. Этим странам, а также Кении, Нигерии, Республике Конго, Судану, Уганде, Замбии была оказана помощь по переводу части сельхозугодий под выращивание тростника, а в Анголе даже создано совместное предприятие по производству этанола15.

15. А. Богуславский. Африка — Бразилия: перспективы сотрудничества Юг-Юг. — Рос-сийский Совет по Международным Делам. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
24

Конечно, у производства биотоплива есть и обратная сторона: оно усугубляет глобальную продовольственную проблему. Более 40 лет велись споры о том, приемлемо ли использовать растительную пищу, пригодную для потребления человеком, для корма скоту. По мнению экспертов Фонда международного развития ОПЕК (OPEC Fund for International Development, OFID), человечество не может себе позволить еще 30 лет спорить о том, можно ли «скармливать» растительную пищу автомобилям16. Проблему выбора между производством продуктов питания и использованием их для выработки биотоплива можно решить двумя путями. Первый — использовать для производства отходы пищевой промышленности, т.е. те субпродукты, которые не могут быть преобразованы в пищу или же переработка которых не является экономически выгодной. Например, была найдена технология выработки целлюлозосодержащего биотоплива из стеблей кукурузы. Правда, стоит оговориться, что стебли кукурузы могут быть использованы в качестве органического удобрения для почвы, однако большинство аграриев не используют их в этом качестве, считая отходами производства. Второй путь решения проблемы — производство биотоплива из субпродуктов, получаемых при изготовлении продуктов питания. Так, при производстве соевого масла образуется субпродукт, не имеющий пищевой ценности, однако являющийся прекрасным сырьем для производства биодизеля. То же самое можно сказать и о пальмовом масле.

16. Biofuels and food security. Summary of the OFID study prepared by IIASA. —The OPEC Fund for International Development (OFID). Vienna, 2009.
25

Сельское хозяйство

Упомянутая выше организация EMBRAPA также сыграла значительную роль в преобразовании сельского хозяйства в самой Бразилии в инновационную и ресурсосберегающую отрасль. Многие годы оно развивалось, в основном, благодаря расширению посевных площадей, в том числе и за счет вырубки лесов, что противоречит принципам устойчивого развития. Однако в последнее время темпы уничтожения ленных массивов снижаются. Это стало возможным благодаря тому, что сегодня бразильские аграрии, так же, как и аргентинские, постепенно внедряют систему «точного сельского хозяйства». EMBRAPA стремится привлечь иностранных специалистов в этой сфере и содействует внедрению новейших технологий, заимствованных у других стран.

26 EMBRAPA разработало стратегию под названием «Макропрограмма-1» (М1), позволяющую существенно модернизировать аграрный сектор страны. Стратегия включает в себя 18 направлений:
  • «точное» сельское хозяйство;
  • экологические услуги в аграрном секторе;
  • альтернативная агроэнергетика;
  • функциональные (наиболее полезные) продукты питания;
  • технологии для аквакультуры;
  • безопасные генетически модифицированные культуры;
  • высококачественная говядина;
  • наука и технология для органического сельского хозяйства;
  • сохранение национальных генетических ресурсов;
  • создание механизмов защиты растений;
  • леса для производства энергии;
  • нанотехнологии — почти невидимая сила;
  • устойчивое производство сахарного тростника для энергетического сектора;
  • технологии эффективного водопользования на предприятиях;
  • технологии для производства биодизеля;
  • улучшение кормовой базы для скота;
  • зонирование климатических рисков для малых предприятий.
27

В основе успешной деятельности EMBRAPA лежит так называемая теория вынужденных инноваций, подразумевающая взаимодействие между аграриями и учеными16. На текущий момент запущено уже шесть макропрограмм, направленных на повышение продуктивности бразильского сельского хозяйства. Они включают в себя повышение конкурентоспособности и устойчивости аграрного сектора, поступательное технологическое развитие, обмен аграрными технологиями и деловую коммуникацию, развитие семейного сельского хозяйства и бережное отношение к окружающей среде.

16. Biofuels and food security. Summary of the OFID study prepared by IIASA. —The OPEC Fund for International Development (OFID). Vienna, 2009.
28

В целом Бразилию можно считать успешным примером государства, выстраивающего свою политику в соответствии с концепцией устойчивого развития. Стоит отметить, что после выборов 2018 г., по результатам которых президентом страны с 1 января 2019 г. стал Жаир Болсонару, следует ожидать изменений во многих сферах внутренней политики Бразилии, в том числе в области устойчивого развития. Так, в ходе предвыборной кампании Ж.Болсонару неоднократно заявлял о том, что «Бразилия больше не намерена отводить 50% своей территории под индейские поселения, природоохранные зоны, национальные парки и прочие резервации, мешающие экономическому развитию»17. В повестку дня своего президентского срока Болсонару также включил слияние министерства сельского хозяйства и министерства окружающей среды, что грозит превращением Амазонии в сельскохозяйственную территорию18. Подобные заявления вызвали обеспокоенность всех защитников природы, поскольку в первую очередь под удар попадает амазонская сельва — богатейший по биоразнообразию регион планеты.

17. Ganó Bolsonaro, pierde la Amazonia: todo lo que esta victoria implica para el planeta. //El Confidencial, 29 de Octubre 2018. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

18. Jair Bolsonaro: ¿una amenaza para el Amazonas? — France 24, 31 de Octubre 2018. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018)
29

Однако текущие заявления Болсонару по данному вопросу неоднозначны. С одной стороны, есть высказывания о приверженности концепции устойчивого развития, которые бразильский президент высказал в Давосе на Всемирном экономическом форуме в январе 2019 г. «Окружающая среда должна гармонично сочетаться с экономическим развитием … Мы стремимся объединить усилия с остальными странами мира для снижения выбросов CO2 в целях сохранения окружающей среды»19. В этой же речи Болсонару подчеркнул, что Бразилия является примером для других стран с точки зрения сохранения лесов. С другой стороны, в ходе своего визита в Чили в марте 2019 г. Болсонару поблагодарил своего чилийского коллегу за то, что Чили примет в декабре 2019 г. 25-ю конференцию сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которую сама Бразилия принимать отказалась, но подчеркнул, что «Бразилия ничего не должна окружающей среде»20.

19. Bolsonaro dice que buscará conciliar desarrollo económico y medio ambiente. — Expanción, 22 de Enero 2019. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

20. Jair Bolsonaro afirmó que Brasil "no le debe nada" al Medio Ambiente — Infobae, 23 de Marzo 2019. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
30 Столь противоречивые позиции нового президента пока не позволяют сделать вывод о дальнейшей судьбе политики устойчивого развития в Бразилии. Бразильские ученые, занимающиеся окружающей средой, говорят о том, что, прежде чем делать конкретные выводы, надо дождаться более определенных заявлений и действий со стороны властей.
31

Туризм как общая сфера реализации устойчивого развития Одним из наиболее ярких примеров интеграции региона на базе устойчивого развития является сотрудничество в «зоне трехсторонней границы», где пересекаются интересы Бразилии, Аргентины и Парагвая. Эта зона представляет собой площадь около 2500 квадратных километров, в которой расположены города Фос-де-Игуасу (Бразилия), Сьюдад-дель-Эсте (Парагвай) и Пуэрто-Игуасу (Аргентина), связанные друг с другом двумя мостами через реки Парана и Игуасу. Водопады Игуасу и место пересечения границ трех государств привлекают сюда множество туристов, и в 2015 г. министры туризма соответствующих стран подписали декларацию, признавая эту территорию «зоной туристического интереса» и подчеркивая потенциал туризма как двигателя экономического и социального прогресса и средства борьбы с бедностью21, что соответствует задачам устойчивого развития. Решение о поощрении туризма в этой зоне отвечает необходимости консолидации региона на основе взаимодополняемости, солидарности и сотрудничества.

21. Paraguay, Brasil y Argentina declaran de interés turístico la Triple Frontera. — La Na- ción. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
32

Еще одним примером совместного воплощения концепции на практике является аргентинский Федеральный стратегический план устойчивого туризма (PlanFederalEstratégicodeTurismoSustentable,PFETS). В PFETS, как в первоначальной версии 2005 г., так и в актуализированных обновлениях за 2011 и 2014 гг. (с прогнозом до 2025 г.), подчеркивается необходимость выработки конструктивных и разнообразных предложений в сфере туризма, что должно основываться на сбалансированном развитии территорий и бережном отношении к окружающей среде22. План подразумевает экономический рост, социальную интеграцию и сохранение национального туристического наследия как составляющие устойчивого развития туристического сектора. Основываясь на этом плане, Аргентина активно развивает отношения с Мексикой. В рамках «Программы укрепления институционального сотрудничества и потенциала в сфере туризма между Соединенными Штатами Мексики и Аргентинской Республики» страны обмениваются опытом и перенимают друг у друга успешные практики23.

22. C. Toselli. El planeamiento estratégico aplicado al desarrollo del turismo. Algunas reflexiones sobre los planes turístico provinciales de Argentina. — Turismo y Sociedad, 2015, №17, p. 63-89.

23. Argentina y México intercambian experiencias en materia turística, formación y accesibilidad. — Cooperación Sur-Sur. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
33 Латиноамериканские государства, в особенности Аргентина и Бразилия как признанные страны — флагманы региона, не остаются в стороне от мировых политических трендов. Очевидно, что концепция устойчивого развития оказала влияние на международные отношения и на формирование внешнеэкономических связей. Заинтересованность стран в обеспечении устойчивого развития связана с тем, что ориентация на постулаты концепции может дать двойной позитивный эффект: во-первых, воплощение идей, заложенных в концепции, способствует преодолению экологических проблем, формированию более устойчивой экономической модели, решению вопросов, связанных с социальным расслоением общества, что важно для любого государства, особенно латиноамериканского. Во-вто-рых, приверженность целям устойчивого развития можно условно назвать вопросом престижа и рассматривать как способ повышения инвестиционной привлекательности и укрепления позиций стран на мировой арене.
34

Движение Аргентины и Бразилии в сторону устойчивого развития можно назвать успешным, что доказывается улучшением позиций обеих стран в рейтингах, оценивающих достижения государств на пути к устойчиво- му развитию. Например, в экологической сфере: согласно Environmental Performance Index, в 2018 г. Бразилия заняла 69-е место24, Аргентина — 74-е место25 в рейтинге, охватывающем 180 стран мира. В 2014 г. Бразилия находилась на 77 позиции26, Аргентина — только на 9327. То есть устойчивое развитие остается в повестке внутренней политики обеих стран, даже несмотря на сложное экономическое положение, сложившееся в обоих государствах в последние годы, и политическую нестабильность в Бразилии.

24. Country profile: Brazil. 2018 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

25. Country profile: Argentina. 2018 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

26. Country profile: Brazil. 2014 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

27. Country profile: Argentina. 2014 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: >>> (accessed 12.11.2018).
35 Бразилия уже достигла значительных успехов в вопросах устойчивого развития и является перспективным партнером для государств, пока находящихся на ступени ниже, чем и объясняется успешное формирование связей со странами Африки. Тем не менее для обеспечения устойчивого развития в некоторых областях (атомная энергетика и гидроэнергетика) Бразилия вынуждена приобретать технологии у более развитых в этом отношении государств. В рамках сотрудничества со странами региона концепция влияет, например, на формирование внешних связей Бразилии в туристической сфере, где интересы нескольких стран совпадают.
36 Аргентина в настоящее время испытывает нехватку передовых технологий и знаний (за исключением сельскохозяйственной сферы). Это объясняет тот факт, что, воплощая в жизнь концепцию устойчивого развития, страна вынуждена искать сотрудничества с более опытными игроками. Помимо этого данная концепция мотивирует формирование связей с региональными партнерами, оказывая влияние на развитие экологического туризма и сотрудничество в вопросах использования и защиты водных ресурсов, в сохранении которых заинтересована не только Аргентина.
37 В целом, несмотря на наличие ряда других, более важных, факторов, определяющих направления внешнеэкономической деятельности и политического сотрудничества, концепция устойчивого развития влияет как на формирование международных связей Аргентины и Бразилии, так и на планирование мер, предпринимаемых во внутренней экономической политики обоих государств.

Библиография

1. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». Организация Объединенных Наций. — Available at: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (accessed 12.11.2018).

2. Constitución Nacional Argentina. — Casa Rosada. — Available at: https://www.casarosada.gob.ar/images/stories/constitucion-nacional-argentina.pdf (accessed 12.11.2018).

3. Desarrollo Sustentable. // Ministerio de Ambiente y Desarrollo Sustentable. Available at: http://ambiente.gob.ar/desarrollo-sustentable/desarrollo-sustentable (accessed 12.11.2018).

4. Н. М. Яковлева. Россия и Аргентина на пути к всеобъемлющему стратегическому партнерству. — Латинская Америка, 2015, № 9, с. 31-43.

5. Argentina: Balances for 2015. — International Energy Agency. — Available at: http://www.iea.org/statistics/statisticssearch/report/?year=2015&country=ARGENTINA&product=Balances (accessed 12.11.2018).

6. La Bioenergía en América Latina y El Caribe. El estado de arte en países seleccionados. — La FAO. — Available at: http://www.fao.org/3/a-as112s.pdf (accessed 12.11.2018).

7. Аргентинское атомное танго: заявка на лидерство. — Информационное агентство REGNUM. — Available at: https://regnum.ru/news/economy/2171798.html (accessed 12.11.2018).

8. A. Baños., T. Goenaga. Metodología para la evaluación económica de un proyecto de Agricultura de Precisión. Documentos de Investigación, Instituto Universitario IDEA, Junio de 2003.

9. GGEI 2016. Measuring national performance in the green economy. — Dual Citizen LLC. The Global Green Economy Index. — Available at: https://dualcitizeninc.com/GGEI-2016.pdf (accessed 12.11.2018).

10. NDB’s General Strategy: 2017—2021. — Available at: http://www.ranepa.ru/images/media/brics/2017/NDB-Strategy-Final.pdf (accessed 12.11.2018).

11. С. В. Каратаев. Новый банк развития в международной системе координат. — Про-блемы национальной стратегии, РИСИ. М., 2017, № 2, с. 106-134.

12. В. М. Давыдов, А. В. Бобровников. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М., ИЛА РАН, 2009, 234 с.

13. Renewables 2017 Global Status Report. — Renewable Energy Policy Network for the 21st Century. — Available at: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2017/06/17-8399_GSR_2017_Full_Report_0621_Opt.pdf (accessed 12.11.2018).

14. П. П. Яковлев. Россия — Латинская Америка: стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции. — Латинская Америка, 2017, № 12, с. 15-28.

15. А. Богуславский. Африка — Бразилия: перспективы сотрудничества Юг-Юг. — Росcийский Совет по Международным Делам. — Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/afrika-braziliya-perspektivy-sotrudni-chestva-yug-yug/?sphrase id=9480933 (accessed 12.11.2018).

16. Biofuels and food security. Summary of the OFID study prepared by IIASA. —The OPEC Fund for International Development (OFID). Vienna, 2009.

17. Ganó Bolsonaro, pierde la Amazonia: todo lo que esta victoria implica para el planeta. //El Confidencial, 29 de Octubre 2018. — Available at: https://www.elconfidencial.com/mundo/2018-10-29/gana-bolsonaro-pierde-amazonia-planeta_1636847 (accessed 12.11.2018).

18. Jair Bolsonaro: ¿una amenaza para el Amazonas? — France 24, 31 de Octubre 2018. — Available at: https://www.france24.com/es/20181030-bolsonaro-selva-amazonas-brasil-ambiente (accessed 12.11.2018)

19. Bolsonaro dice que buscará conciliar desarrollo económico y medio ambiente. — Expanción, 22 de Enero 2019. — Available at: https://expansion.mx/mundo/2019/01/22/bolsonaro-dice-que-buscara-conciliar-desarrollo-economico-y-medio-ambiente (accessed 12.11.2018).

20. Jair Bolsonaro afirmó que Brasil "no le debe nada" al Medio Ambiente — Infobae, 23 de Marzo 2019. — Available at: https://www.infobae.com/america/america-latina/2019/03/23/jair-bolsonaro-advirtio-que-brasil-no-le-debe-nada-al-medio-ambiente (accessed 12.11.2018).

21. Paraguay, Brasil y Argentina declaran de interés turístico la Triple Frontera. — La Na- ción. — Available at: https://www.lanacion.com.py/2015/10/16/paraguay-brasil-y-argentina-declaran-de-interes-turistico-la-triple-frontera (accessed 12.11.2018).

22. C. Toselli. El planeamiento estratégico aplicado al desarrollo del turismo. Algunas reflexiones sobre los planes turístico provinciales de Argentina. — Turismo y Sociedad, 2015, №17, p. 63-89.

23. Argentina y México intercambian experiencias en materia turística, formación y accesibilidad. — Cooperación Sur-Sur. — Available at: https://www.cooperacionsursur.org/es/noticias-de-cooperacion-sur-sur/1008-argentina-y-mexico-intercambian-experiencias-en-materia-turistica-formacion-y-accesibilidad.html (accessed 12.11.2018).

24. Country profile: Brazil. 2018 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: https://epi.envirocenter.yale.edu/sites/default/files/2018-bra.pdf (accessed 12.11.2018).

25. Country profile: Argentina. 2018 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: https://epi.envirocenter.yale.edu/sites/default/files/2018-arg.pdf (accessed 12.11.2018).

26. Country profile: Brazil. 2014 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: http://archive.epi.yale.edu/epi/country-profile/brazil (accessed 12.11.2018).

27. Country profile: Argentina. 2014 EPI Country Rank. — Enviromental Performance Index. — Available at: http://archive.epi.yale.edu/epi/country-profile/argentina (accessed 12.11.2018).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести