Текущее состояние венесуэльской экономики в сравнении с российским экономическим кризисом начала 1990-х годов
Текущее состояние венесуэльской экономики в сравнении с российским экономическим кризисом начала 1990-х годов
Аннотация
Код статьи
S0044748X0004721-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шаповалов Владимир Владимирович 
Должность: Доцент
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
64-75
Аннотация

В работе предпринята попытка провести аналогии между текущим венесуэльским экономическим кризисом и состоянием российской экономики начала 1990-х годов. Экономические показатели Венесуэлы за период с 2014 по 2018 г. напоминают тренды, наблюдавшиеся в России с 1990 по 1994 г. Сравнение проводилось с целью последующего возможного использования российского опыта для стабилизации экономики Венесуэлы.

Ключевые слова
экономика Венесуэлы, кризис в России начала 1990-х годов, экономическая политика, сравнительный анализ, анализ экономического развития
Классификатор
Получено
19.02.2019
Дата публикации
26.04.2019
Всего подписок
94
Всего просмотров
1889
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Боливарианская Республика Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти, превосходя по этому показателю Саудовскую Аравию, Канаду, Ирак, Россию и другие нефтедобывающие страны. На долю латиноамериканского государства приходится около 1/5 мировых запасов нефти1. Однако, несмотря на наличие природных богатств, экономика Венесуэлы уже несколько лет поражена тяжелейшим кризисом, который в настоящее время находится в центре мирового внимания. Интерес подогревается тем, что правительство страны практически прекратило предоставлять статистические данные.

1. BP Statistical Review of World Energy 2017
2

В Венесуэле сегодня наблюдаются спад ВВП, значительный дефицит бюджета, гиперинфляция, рост бедности населения2. Страна не способна производить достаточного количества товаров для удовлетворения потребительского спроса. Сельское хозяйство находится в упадке, существует риск нехватки продовольствия3. Добыча нефти — на рекордно низком уровне ввиду недостатка инвестиций в отрасль. Гиперинфляция и недостаток валютных поступлений затрудняют доступ населения к предметам первой необходимости, включая медикаменты и продукты питания4. Наблюдается резкий всплеск уличной преступности, в том числе грабежей и убийств.

2. Available at: >>>

3. Available at: >>>

4. Available at: >>>
3 Правительство Венесуэлы регулярно анонсирует меры по стабилизации экономической ситуации. Среди декларируемых приоритетов — снижение зависимости экономики от экспорта нефти, развитие национального предпринимательства и преодоление последствий санкций третьих стран.
4

В августе 2018 г. руководство страны приняло «Программу восстановления, роста и экономического процветания», благодаря которой предполагается достичь стабилизации экономики5. Планируется снизить бюджетный дефицит за счет повышения налогов и эффективности налогового администрирования, а также пересмотреть систему оплаты коммунальных услуг и сократить уровень контрабанды бензина. При этом правительство намерено сохранить гарантии социальной защиты населения. Стабилизацию цен в стране правительство собирается обеспечить за счет достижения баланса внутреннего предложения, прежде всего продовольственных и потребительских товаров, а также стимулирования внутреннего спроса за счет повышения покупательной способности населения. Восстановлению экспорта, особенно в сырьевом секторе, и достижению диверсификации структуры экономики будет способствовать привлечение инвестиций. Появление криптоактива El Petro направлено на создание параллельной системы расчетов, защищенной от санкций третьих стран.

5. Available at: >>>
5

В конце 2018 г. по приглашению венесуэльской стороны в Каракас прибыла делегация российских экспертов. Цели визита— ознакомление с текущим положением в стране, изучение правительственной программы восстановления, роста и экономического процветания, а также предоставление консультаций в области управления экономикой в кризисной ситуации6. Делегацию возглавил заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Анатольевич Сторчак. В состав группы вошли представители Минфина, Центробанка, Минэкономразвития, Федеральной налоговой службы, Федерального Казначейства, Минэнерго, посольства России в Венесуэле, компании «Роснефть».

6. Available at: >>>
6 Была организована серия встреч с высшим руководством Венесуэлы, сотрудниками министерства народной власти по экономике и финансам, Центрального банка, Национальной объединенной службы таможенного и налогового управления, органа Надзора за деятельностью институтов банковского сектора Венесуэлы, государственной нефтяной компанией «Petróleos de Venezuela S.A.» и Инспекции по криптоактивам.
7 Российские эксперты провели консультации по мерам экономической поддержки в целях преодоления кризиса, в том числе по перестройке структуры экономики. Полученная в ходе консультаций информация о текущем состоянии венесуэльской экономики напомнила о тенденциях, наблюдавшихся в российской экономике в начале 1990-х годов.
8 В данной работе предпринята попытка сравнить состояние экономик двух стран за соответствующие периоды с целью возможного последующего использования российского опыта в преодолении венесуэльского кризиса.
9

Сравнение текущего венесуэльского кризиса и состояния российской экономики начала 1990-х годов

 

Для сравнения были выбраны доступные данные по экономике Венесуэлы за период с 2014 по 2018 г. и показатели, характеризующие состояние российской экономики с 1990 по 1994 г. Основу анализа составили материалы Всемирного банка, Центрального банка Венесуэлы, Банка России и Росстата, а также данные Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и мирового энергетического статистического обзора компании «British Petroleum» (BP). Ситуация в двух странах сравнивались по следующим показателям: динамика реального ВВП, бюджетный дефицит, инфляция, безработица, золотовалютные резервы, добыча нефти, прямые зарубежные инвестиции, рождаемость и смертность населения, уровень бедности, а также по ряду других показателей.

10

Динамика реального ВВП

Экономический спад в Венесуэле продолжается уже пятый год подряд. За период с 2013 г. реальный ВВП страны сократился почти на 40% и, вероятнее всего, отрицательная динамика сохранится в ближайшем будущем7. В России в период с 1990 по 1994 г. ВВП сократился на 42%, а экономический спад продолжался еще два года8.

7. Available at: >>>

8. Available at: >>>
11

12 Падение ВВП двух стран за рассматриваемые периоды имеет схожую динамику. В первый год кризиса падение составило -3,9% для Венесуэлы и -3% — для России, на второй год оно значительно ускорилось, достигнув пика на третий год в -17% и -14,5%, соответственно. На четвертый год произошло замедление темпов падения экономик в обоих государствах, которые вновь ускорились на пятый год.
13

14

Бюджетный дефицит

В Венесуэле дефицит бюджета наблюдается ежегодно с 2006 г. и на конец 2017 г., по данным Центрального банка Венесуэлы, превысил 20%.

15 На протяжении многих лет, начиная с 1991 г., Россия жила в условиях значительного бюджетного дефицита, измеряемого двузначными цифрами. Пик дефицита, по данным Росстата, пришелся на 1994 г., составив 36%.
16

Значительный дефицит бюджета, вызванный падением доходов, при сохранении социальных расходов в соответствующие периоды затруднил доступ обеим странам к финансированию на международных ранках9.

9. Available at: >>>
17

Инфляция

И Россия, и Венесуэла столкнулись в своей экономической истории с гиперинфляцией. Высокая инфляция (от 14,4 до 56,2%) наблюдалась в Венесуэле и до 2013 г.10. В 2017 г. МВФ прогнозировал рост цен в стране на уровне около 2500% на следующий год, однако, по оценкам МВФ, в декабре 2018 г. он уже превысил 1300000%, и ожидается его ускорение до порядка 1 млн процентов в 2019 г.

  10. Available at: >>>
18 В России, по данным Росстата, рост цен достиг исторического максимума в 1992 г., превысив 2500%. В последующие годы наблюдалось постепенное замедление инфляции.
19

20

21

22

23

Безработица

Безработица в Венесуэле продолжает постепенно расти, за исключением небольшого снижения в 2015 г. На конец 2017 г. ее уровень составил 7,66%11.

  11. Available at: >>>
24

В России уровень официальной безработицы в период кризиса начала 1990-х годов постепенно рос, за исключением 1992 г., увеличившись к 1994 г. до 8,08%12.

12. Available at: >>>
25

Золотовалютные резервы

Золотовалютные резервы в обеих странах снижались в период кризиса. По данным Центробанка Венесуэлы с 2014 г. по сентябрь 2018 г. размер совокупных золотовалютных резервов страны сократился с 22 млрд долл. до 8,5 млрд долл. По данным МВФ объем резервов в России в 1993 г. и в Венесуэле 2017 г. находился примерно на одном уровне и составлял 9,8 млрд долл.

26

27

28

Добыча нефти

Венесуэла в настоящее время добывает значительно меньше нефти, чем Россия в период кризиса начала 1990-х годов. В обеих странах кризисный период сопровождался значительным сокращением добычи.

29

30 В России, по данным ОПЕК, в 1994 г. добывалось 6,4 тыс. баррелей нефти в сутки по сравнению с 10,3 тыс. в 1990 г. В 2018 г. в Венесуэле добывалось менее 1,6 тыс. баррелей в сутки по сравнению с 2,7 тыс. в 2014 г.
31

Инвестиции

В Венесуэле продолжается масштабный отток инвестиций. В России в период кризиса начала 1990-х годов наблюдалось постепенное замедление оттока инвестиций. Согласно статистике МВФ около 1,5 млрд долл. инвестиций ушло из Венесуэлы в 2016 г. и из России — в 1992 г.

32

33

Рождаемость и смертность населения

В Венесуэле, по данным МВФ, рождаемость падала с 19,62 человек на 1000 в 2014 г. до 19,03 в 2016 г. Смертность за тот же период увеличилась с 5,53 до 5,61 человек на 1000.

34 В России, по сведениям того же источника, в период кризиса наблюдался заметный спад рождаемости населения с 13,4 человек на 1000 в 1990 г. до 9,4 человек на 1000 в 1993 г., который сопровождался увеличением смертности с 11,2 до 15,7 человек на 1000, соответственно.
35

Уровень бедности

В настоящее время в Венесуэле наблюдается чрезвычайно высокий уровень бедности, превышающий в настоящее время 50% населения (данные МВФ). Доходы венесуэльцев в 2015 г. вернулись на уровень 1975 г. По данным Росстата уровень бедности в России в 1992 г. составлял 33,5%, снизившись до 22,4% в 1994 г.

36

Прочие факторы

В дополнение к проведенным выше аналогиям можно выделить еще несколько схожих моментов, характеризующих кризисы в России и в Венесуэле. Сегодня степень участия государства в экономике Венесуэлы чрезвычайно высока, с чем Россия также знакома. Трудовое законодательство в обеих странах имеет ярко выраженную социальную направленность. Социальные расходы и обязательства составляют значительную часть расходов бюджета.

37

Российские и венесуэльские кризисы явились вызовом для финансовой стабильности и социально-экономического развития двух стран. Бурно развивалась теневая экономика, в которую вовлекалось значительное количество работоспособного населения. Улицы превращались в вещевые и продуктовые рынки. Наблюдался дефицит большинства товаров и услуг. Имела место «долларизация» внутренних расчетов. Квалифицированные кадры эмигрировали — страны столкнулись с как называемой утечкой мозгов13. Коррупция поразила все сферы, включая поставки продовольствия, таможенное оформление товаров и уплату налогов. Гиперинфляция оказывала давление на активы банковской системы. Стимулирующая бюджетная политика совпадала с эмиссионным покрытием дефицита. Госдолг и расходы на его обслуживания были кране высоки.

13. Available at: >>>
38

Возможные пути выхода Венесуэлы из экономического кризиса

39

Фискальная политика

Основу доходов бюджета Венесуэлы составляют НДС, налог на прибыль и налог на банковские переводы. В части налога на прибыль применяется прогрессивная шкала. Ставки налога в финансовом секторе для банков и страховых компаний составляют 45%. Существует налог на безналичные банковские переводы, которым облагаются транзакции 130 тыс. предприятий. В нефтяной отрасли своя система налогообложения: доходы от продажи нефти направляются на покрытие социальных обязательств.

40 В стране уже был повышен НДС до 16% и планируется его дальнейшее увеличение до среднего по странам Латинской Америки уровня (21%). В части налогового администрирования был введен ежедневный сбор налогов.
41 Цены на бензин в Венесуэле устанавливает государство. Размер контрабанды топлива из Венесуэлы в Колумбию, обусловленный чрезвычайно низкими ценами на венесуэльских заправочных станциях, оценивается в несколько миллиардов долларов в год. Правительство планирует ввести рыночную цену на бензин (около 0,9 долл. за литр) для грузового и пассажирского транспорта. Граждане Венесуэлы будут иметь право получать определенное количество литров бензина в месяц по льготным ценам по предъявлению государственного удостоверения и с использованием биометрической идентификации. Остальной бензин будет отпускаться по рыночным ценам. Ожидается, что предлагаемые меры сократят избыточное внутреннее потребление топлива и масштабы его контрабанды, что соответственно снизит нагрузку на бюджет страны.
42 В настоящее время в Венесуэле коммунальные услуги фактически бесплатны и косвенно субсидируются из бюджета. Правительство планирует повысить основные коммунальные тарифы, прежде всего для юридических лиц. Таким образом, бюджетную консолидацию в Венесуэле планируется обеспечить, прежде всего, за счет повышения доходов и некоторого сокращения госрасходов при максимальном сохранении социальных обязательств перед населением. Подобные меры применялись в России.
43 Помимо изучения российского опыта в области увеличения и диверсификации источников бюджетных поступлений, а также повышения эффективности налогового администрирования Венесуэле можно предложить рассмотреть вопрос создания стабилизационного фонда, формируемого за счет нефтяных доходов.
44

Монетарная политика

Дефицит бюджета Венесуэлы сегодня покрывается за счет масштабной монетарной эмиссии. Центробанк Венесуэлы заявляет о намерении ужесточить монетарную политику через повышение норматива обязательных резервов банковской системы до 40% и значительного сокращения ежемесячного прироста денежной массы М2.

45 Пока инфляция в Венесуэле продолжает расти рекордными темпами не только за счет эмиссии, но и под давлением высокого неудовлетворенного внутреннего спроса в отсутствие сбалансированного внутреннего предложения. Особенно это проявляется в продовольственной сфере. Ограничение монетарной эмиссии в Венесуэле могло бы создать предпосылки для последующей либерализации цен с целью устранения дефицита товаров.
46 В 1991 г. в России происходил масштабный рост денежной массы при спаде предложения и нарастающем товарном дефиците. Наблюдалась нехватка продовольствия. В результате в январе 1992 г. были либерализованы розничные и оптовые цены на большинство категорий товаров. Государство продолжало контролировать цены лишь на некоторые категории социально значимых товаров. В результате произошла коррекция товарного предложения. Однако продолжавшаяся эмиссия и избыточное льготное кредитование приоритетных отраслей экономики вызвали резкий всплеск инфляции, которую удалось стабилизировать лишь спустя несколько лет.
47

Восстановление экспорта и диверсификация экономики

Чтобы остановить процесс сокращения добычи нефти в Венесуэле, необходимо незамедлительно привлечь дополнительные инвестиции. На период реализации Программы восстановления, роста и экономического процветания с расходов на импортное оборудование для нефтяной отрасли, необходимое для увеличения добычи нефти, не будет взиматься НДС, а нефтяные компании будут освобождены от уплаты налога на прибыль.

48 Среди предоставляемых льгот, можно также выделить беспошлинный ввоз в Венесуэлу оборудования, транспорта и средств для ведения сельского хозяйства. Венесуэла могла бы также диверсифицировать свою экономику за счет приватизации части государственных предприятий.
49 Россия обладает обширным опытом применения различных моделей привлечения инвесторов, а том числе международных, к добыче ресурсов. Несмотря на то, что нефть до сих пор остается основной статьей российского экспорта, нашей стране удалось существенно снизить зависимость экономики от нефтяной конъектуры.
50

Расчеты

Венесуэльская национальная валюта — суверенный боливар — сегодня не может полноценно выполнять функцию платежного средства ввиду гиперинфляции. Неоднократные попытки денежных реформ в стране пока не увенчались успехом. Использование Венесуэлой криптоактива El Petro в международных расчетах могло бы помочь обойти санкции со стороны США, которые фактически сегодня заблокировали проведение внешних венесуэльских платежей14.

14. Available at: >>>
51 Россия прошла через ряд денежных реформ и в итоге сегодня рубль является полностью конвертируемой валютой со свободно плавающим курсом.
52 Возможно, было бы корректнее сравнить Венесуэлу с сопоставимыми по размеру экономик странами, доходы бюджета которых сильно зависят от поступлений от продажи нефти. Однако проведенные аналогии позволяют сделать вывод о том, что успешный опыт Российской Федерации в деле преодоления кризиса начала 1990-х мог бы быть востребован и в Венесуэле.
53 России, в свою очередь, полезно было бы изучить венесуэльский опыт создания альтернативных традиционным механизмов проведения международных платежей в условиях ограничений, вводимых третьими странами.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести