Латинская Америка в поиске пути экологически устойчивого развития
Латинская Америка в поиске пути экологически устойчивого развития
Аннотация
Код статьи
S0044748X0004723-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Николаева Людмила Борисовна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
90-99
Аннотация

В Институте Латинской Америки РАН состоялась конференция на тему «Латинская Америка в решении глобальных проблем (изменения климата и охраны окружающей среды)». Участники мероприятия сосредоточились на анализе процессов, связанных с климатом, последствий его изменений для экосистемы и экономики, на национальных и международных усилиях по сдерживанию глобального потепления и защите окружающей среды.

Ключевые слова
климат, глобальное потепление, защита окружающей среды, устойчивое развитие, экологические проекты Евросоюза в ЛКА, Бразилия, Китай
Классификатор
Получено
06.03.2019
Дата публикации
26.04.2019
Всего подписок
94
Всего просмотров
2885
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Организатором состоявшейся научной конференции стал Центр экономических исследований ИЛА РАН. На мероприятие были приглашены ведущие специалисты, занимающиеся вопросами изменения климата и экологии Института географии РАН, Высшей школы экономики, Российского университета дружбы народов. Предваряя выступления участников конференции, кандидат экономических наук, директор Центра экономических исследований Людмила Николаевна Симонова приветствовала всех собравшихся и отметила важность и актуальность проблемы, необходимость всестороннего анализа изменения климата и его воздействия на жизнь людей, экономику, социальные условия и в целом на экосистему, а также вопросов защиты окружающей среды.
2 Сергей Михайлович Семенов, доктор физико-математических наук, научный руководитель Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А.Израэля, главный научный сотрудник Института географии РАН, выступил с докладом на тему «Современные изменения глобального климата: международные усилия по сдерживанию». Он отметил, что развитие мирового хозяйства в индустриальный период (условно с 1750 г.) привело к обогащению атмосферы парниковыми газами. Это — углекислый газ CO2, метан CH4, закись азота N2O и некоторые другие. Их основные антропогенные источники: для СО2 — сжигание ископаемого органического топлива и производство цемента, изменения в землепользовании; для CH4 — сельское хозяйство, переработка отходов, использовании энергии, сжигании биомассы; для N2O — сельское хозяйство (внесение азотных удобрений), установки внутреннего сгорания; для фторсодержащих газов — процессы промышленного производства, криогенные процессы, использование множества товаров широкого потребления. В результате увеличения уровней содержания этих веществ в атмосфере усилился парниковый эффект, что привело к глобальному потеплению в приповерхностном слое атмосферы. Некоторые последствия этого процесса вызывают обеспокоенность в научных и правительственных кругах. Поскольку проблема является глобальной, то ее решением занимается мировое сообщество под эгидой ООН. Разработаны и заключены международные климатические соглашения: Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1992 г.) и специальные соглашения в ее рамках — Киотский протокол (1997 г.) и Парижское соглашение (2015 г.). Они направлены на коллективные усилия стран по смягчению антропогенного воздействия на климатическую систему Земли и на адаптацию к изменениям климата.
3 В докладе «Изменения компонентов криосферы (снег, ледники, вечная мерзлота) в горных районах и их последствия» Станислав Сергеевич Кутузов, кандидат географических наук, зав. отделом гляциологии Института географии РАН, сфокусировался на влиянии климатических изменений на различные компоненты природной среды. В горных районах рост температуры воздуха зачастую превышает средние значения. Наблюдается зависимость потепления от высоты местности. Влияние климатических изменений проявляется в первую очередь в изменении компонентов криосферы. Повсеместно происходит уменьшение площади и объема ледников, сокращается длительность залегания снежного покрова, увеличивается температура многолетнемерзлых пород. Это, в свою очередь, приводит к изменениям гидрологического режима и риску возникновения опасных гляциальных явлений. Первое десятилетие XXI в. характеризуется наиболее негативным балансом массы горных ледников с начала наблюдений.
4 В горных районах прогнозируется увеличение стока рек в краткосрочной перспективе, и затем снижение стока за счет исчезновения ледников. Однако эти процессы неравномерны и зависят от локальных факторов, кроме того, изменение общего стока ожидается в верхней части бассейна, где доля ледникового питания наиболее высока. Особую обеспокоенность вызывают возможные изменения режима стока рек, являющихся основой для водозабора крупных городов в горах тропических широт (например, Ла-Пас — Боливия, Уарас — Перу).
5 Отступание ледников сопровождается формированием новых и увеличением площади и объема существующих приледниковых озер. Увеличивается опасность возникновения гляциальных селей. Эта проблема особенно актуальна для горных районов Южной Америки. Существуют примеры эффективных способов адаптации и снижения рисков, связанных с климатическими изменениями в горных районах (Уарас). Решения включают в себя повышение эффективности водоснабжения, организацию систем раннего предупреждения в случае возникновения опасных явлений, инфраструктурные и инженерные проекты по предотвращению прорывов ледниковых озер.
6 Вопросы изучения, прогнозирования и разработки мер по предотвращению негативных последствий изменения климата и криосферы являются крайне важными и актуальными, так как климатические изменения в горных районах уже влияют на хозяйственную деятельность и жизнь людей.
7 Ведущий научный сотрудник ИЛА РАН, кандидат экономических наук Людмила Борисовна Николаева остановилась на вопросе воздействия климатических изменений на экономику стран латиноамериканского региона, заметив, что понятие «экономика климатических изменений» (economía del cambio climático) уже прочно вошло в научный оборот. Кроме ученых этой проблемой серьезно озабочены эксперты Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), которые увязывают изменение климата с существующей моделью производства и потребления, основанной на использовании ископаемого топлива, сопровождающегося выбросами СО2, а также структурных сдвигов в системе землепользования и сельскохозяйственного производства, сведения лесов.
8 Повышение среднегодовой температуры планеты, которое уже является неоспоримым фактом, ведет к серьезным последствиям, среди которых — таяние ледников, повышение уровня мирового океана, изменение характера осадков, температурных режимов, характере и частоте экстремальных погодных явлений и стихийных бедствий. Все эти изменения прямо или косвенно влияют на все живое, на обеспеченность пресной водой и продовольствием, здоровье людей, процесс миграции и пр., а также на развитие ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, энергетика, транспорт, строительство, туризм. Выход из этой ситуации исследователи видят в переориентации современной парадигмы развития. Перед странами Латинской Америки, как и перед всеми государствами мира, стоит двуединая задача: принятие срочных мер по смягчению давления на климат, прежде всего путем снижения выбросов и концентрации парниковых газов, и одновременной адаптации к новым климатическим условиям. Под адаптацией понимается комплекс таких мер, как мониторинг, создание финансовых и институциональных механизмов и технологий снижения климатических рисков, изменение законодательства, система оценок затрат и выгод. Учет этих факторов и составляет суть экономики климатических изменений.
9 Странам региона предстоит разработать национальные климатические стратегии, связанные с переходом на путь устойчивого социально-эконо-мического развития. Пока же современный стиль развития региона нельзя назвать устойчивым. Он основан на бесконтрольном использовании ископаемых видов топлива, производстве и экспорте преимущественно сырьевых товаров, интенсивной эксплуатации природно-сырьевого потенциала. Латино-Карибская Америка (ЛКА) становится все более уязвимой не только по причине воздействия климатических изменений, но и в силу внутренней политики, в силу действий или бездействия в самом регионе. И речь идет не об экономическом росте как таковом, а его качестве, которое должно соответствовать Целям устойчивого развития. Особое внимание на этом пути уделяется инновациям: новые технологии в энергетике (переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и энергосберегающие технологии), транспорте (электромобили, использование более чистого топлива), сельском хозяйстве (биотехнологии, ресурсосберегающие технологии и пр.) позволяют если не остановить, то хотя бы свести к минимуму негативное воздействие на климат.
10 Алла Юрьевна Борзова, доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН, сосредоточилась на вопросах взаимодействия Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y del Caribe, CELAC) и Европейского союза (ЕС) в сфере устойчивого развития (экологическом аспекте). Проблемы, вызванные нещадной эксплуатацией природных ресурсов, становятся крайне актуальными для стран ЛКА, где окружающая среда подвержена серьезным угрозам, в частности, таким как обезлесение, загрязнение и засуха. Изменение природы землепользования стало влиять на состояние водного баланса, что приводит к засухам и дефициту питьевой воды, осложняя в свою очередь социальную ситуацию в городах. Понимание необходимости противодействия климатическим изменениям и наращиванию усилий по защите окружающей среды привело к единству действий, проведению общерегиональных форумов по устойчивому развитию. Правительства стран Латинской Америки разрабатывают региональные и национальные стратегии, финансируют меры по защите экосистем, сокращению обезлесения и деградации, сохранению биоразнообразия и видов дикой флоры и фауны. 26 латиноамериканских государств поддержали создание Платформы для зеленого роста в рамках Тихоокеанского альянса, где ставки делаются на рациональное использование природных ресурсов, сокращение вредного воздействия на окружающую среду и обеспечение экономической эффективности. В 2016 г. был создан Форум государств ЛКА по устойчивому развитию, где определены направления регионального сотрудничества, в том числе и в сфере экологии.
11

Сотрудничество с регионом в рамках CELAC, где государства формируют и выдвигают единую согласованную позицию, облегчает их взаимодействие, содействует рациональному использованию природных ресурсов, развитию «зеленой экономики». Введение таких программ, как EUROCLIMA, WATERCLIMA LAС, EURO-SOLAR, RALCEA, FLEGT South America, деятельность в рамках Фонда Белмонта* привело к достижению положительных результаты в деле улучшения экологической ситуации, сохранения природных ресурсов, гармоничного развития городов.

* Международный Фонд Белмонта, основанный в 2009 г., объединяет усилия финансовых и научных организаций для проведения междисциплинарных исследований в области изменения окружающей среды, направленных на смягчение последствий и адаптации к глобальным экологическим изменениям. — Прим. ред.
12 В своем докладе «Экологические проекты ЕС в Латинской Америке» заместитель директора ИЛА РАН, кандидат экономических наук Виолетта Макариосовна Тайар отметила, что защита окружающей среды является одним из приоритетов Евросоюза. Сегодня ЕС — один из лидеров в природоохранном сотрудничестве, и экологическая политика неразрывно связана с глобальными мероприятиями, проводимыми под эгидой ООН в сфере защиты окружающей среды. Во взаимодействии с ЛКА важным механизмом государственного сотрудничества и финансирования в решении климатических проблем является европейская официальная помощь развитию. Специализированные европейские экологические программы были сформулированы после 2007 г., исходя из приоритетов устойчивого развития, обозначенных и одобренных на регулярных межрегиональных саммитах глав государств и правительств ЕС и стран ЛКА. Европейско-латиноамери-канское сотрудничество в сфере экологии сфокусировано на трех направлениях: изменение климата (программы EUROCLIMA, EUROCLIMA+, CLIMACAP), возобновляемые источники энергии (программа EURO-SOLAR) и водные ресурсы (программы RALCEA, WATERCLIMA). В 2018 г. Евросоюз уве- личил финансирование программы EUROCLIMA+, ее бюджет составляет 88 млн евро и она охватывает 18 латиноамериканских стран. Акцент в данной программе делается на следующие направления: сохранение лесов, биоразнообразие, экосистемы, возобновляемая энергетика и энергосбережение, сокращение риска стихийных бедствий, экологически чистое производство продуктов и пр. Соискателями европейской программы EUROCLIMA+ являются общественные организации, технические институты, правительства стран ЛКА, частный и государственный сектор. В современных условиях на фоне выхода США из Парижского соглашения по климату Евросоюз является для государств ЛКА основным проводником госпрограмм по линии Север — Юг, нацеленных на решение глобальных проблем охраны окружающей среды. В этом контексте сотрудничество в сфере экологии, которое предлагается Евросоюзом, приобретает намного большее значение, чем раньше.
13 Анна Абрамовна Лавут, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований ИЛА РАН, рассказала о влиянии китайской экономической экспансии на экологию стран ЛКА. Она отметила, что развитие торгово-экономического сотрудничества государств ЛКА с Китаем стало главным событием в их внешнеэкономических отношениях в ХХI в. Оно повлияло на многие аспекты жизни в странах региона, в том числе на экологию. Большинство экспертов оценивают это влияние крайне негативно, что не лишено оснований. Отрицательные последствия китайской экспансии в регионе связаны главным образом с характером экономических отношений, которые очень быстро приобрели черты модели «центр — периферия». Китай импортирует нефть и сырье для своей промышленности (в основном металлические руды), а также сою и соевое масло, а экспортирует широкий круг промышленных товаров. Добыча минерального сырья относится к числу высоко водо- и углеродоинтенсивных отраслей, вызывающих рост эмиссии вредных газов. На латиноамериканский экспорт в Китай тратится вдвое больше воды и приходится на 12% больше выбросов газов в расчете на 1 долл. экспорта по сравнению с общим экспортом региона по причине большой доли сырья в импорте КНР из ЛКА.
14 Кроме добывающей промышленности серьезный вред природе наносят проекты в области инфраструктуры, в том числе энергетики, инвестиции китайских компаний в которые в последние годы превышают вложения в добычу минералов. Подобные проекты, необходимые для экономики региона, часто вызывают протесты общественности и защитников окружающей среды, недовольство деятельностью фирм КНР, хотя ущерб, наносимый природе объектами инфраструктуры, не зависит от того, кто их строит, и он может рассматриваться как плата за развитие.
15 В связи с торговыми конфликтами между США и Китаем в 2018 г. наибольшее беспокойство латиноамериканских экологов вызывает быстрый рост посевов сои в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Боливии и Уругвае вследствие отказа КНР покупать эту сельхозкультуру в США. Расширение посевов сои сопровождается прогрессирующим уничтожением лесов, что является одним из главных факторов ухудшения экологии в регионе.
16 В ближайшие десятилетия Китай и страны ЛКА планируют развивать сотрудничество, влияние которого на экологическую ситуацию в регионе будет зависеть, прежде всего, от политики центральных и местных властей латиноамериканских стран. Они должны укрепить природоохранное законодательство и ставить китайским компаниям условия по соблюдению мер по охране окружающей среды.
17

Алина Вячеславовна Щербакова, кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, выступила на тему «Биотопливо как часть политики Бразилии на пути реализации концепции устойчивого развития». По мнению докладчика, Бразилию можно назвать страной, эффективно развивающейся в соответствии с принципами устойчивого развития. В мировом рейтинге экологически чистой экономики (GlobalGreenEconomyIndex) за 2016 г. Бразилия заняла 10-е место среди80анализируемых стран мира и 1-е — среди государств Латинской Америки. Столь высокий результат рейтинга объясняется, прежде всего, тем, что в Бразилии реализуется программа стимулирования производства биотоплива. Страна является ведущим в мире производителем этанола из сахарного тростника, а по общему производству биотоплива лидировала вплоть до 2006 г., когда ее обогнали США.

18 Если вспомнить исторические аспекты производства этанола в Бразилии, то следует отметить, что страна начала его вырабатывать уже в начале XX в. Однако массовое производство, подстегнутое нефтяными шоками 1970-х годов, началось в 1975 г. с введением программы PROALCOOL. Благодаря государственной поддержке, а также внедрению в эксплуатацию автомобилей, которые могут ездить на чистом этаноле, сектор стал стремительно расти вплоть до конца 1980-х годов, когда падение цен на нефть, подорожание сахара и сокращение субсидий привело к спаду производства этанола. В 1997 г. топливный рынок Бразилии был постепенно либерализован, а цены отпущены в свободное плавание.
19 С 2002 г. цена на этанол не привязана к стоимости бензина, при этом в нескольких бразильских штатах установлены преференциальные акцизные налоги на этанол по сравнению с бензином. В 2003 г. внедрение транспортных средств с гибридным двигателем, которые способны работать на смеси этилового спирта и бензина, дало новый импульс развитию сектора. Поскольку гибридные авто в Бразилии продают в основном по той же цене, что и автомобили, работающие на традиционном топливе, около 90% всех продаж автомобилей в Бразилии сегодня приходится на модели с гибридным двигателем.
20  Бразилия остается самым успешным примером рационального производства биотоплива из сахарного тростника, растущего на бывших пастбищах. В отличие от США, которые используют кукурузу, являющуюся неотъемлемым звеном в пищевой цепочке, Бразилия наносит меньший вред мировой продовольственной безопасности. Но с приходом нового президента Жаира Болсонару (с 1 января 2019 г.) политика устойчивого развития Бразилии может быть подвергнута пересмотру, о чем свидетельствуют его заявления в ходе предвыборной компании. Однако практика показала, что Ж.Болсонару может отказаться от своих решений, как произошло, например, с заявлением о выходе из Парижского соглашения, которое он сам же впоследствии опроверг.
21 Выступление на тему «Подходы и деятельность Бразилии по сохранению биологического разнообразия в рамках Амазонского пакта» аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Некрасов Борис Игоревич начал с утверждения, что биологические ресурсы являются жизненно важными для социального и экономического развития человечества. Однако глубокое осознание важности угрозы исчезновения видов, вызванное деятельностью человека, пришло лишь в конце XX века. Страны Латинской Америки одними из первых подписали и ратифицировали Конвенцию о биологическом разнообразии в ходе работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Данный документ является отражением приверженности государств региона принципам устойчивого развития. Для Бразилии, страны с самым большим тропическим лесным покровом в мире, где сосредоточено около 12% всего биологического разнообразия планеты, сохранение этого биологического разнообразия является важнейшей задачей. Активная деятельность Бразилии на национальном уровне привела к принятию Стратегического плана сохранения биоразнообразия 2011—2020 гг., состоящего из 20 поэтапных шагов по сокращению его утраты. В региональном плане благодаря Бразилии была создана Организация Договора о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки с целью охраны окружающей среды, гармоничного и комплексного подхода стран-участниц к рациональному использованию природных ресурсов. По инициативе Бразилии бассейн Амазонки начал рассматриваться в качестве национального достояния, которое должно охраняться и быть защищено законодательно. В рамках Амазонского пакта были подготовлены стратегия в области сохранения биоразнообразия, программы PRONABIO и PROBIO, создана комиссия по сохранению биоразнообразия (Comissão Nacional da Biodiversidade, CONABIO), принят совместный план действий по сохранению биоразнообразия на территории бассейна Амазонки, направленный на координацию действий стран — членов данной организации.
22 С докладом «Защита окружающей среды и «чистая» энергетика в соглашениях о свободной торговле» выступила научный сотрудник Центра экономических исследований ИЛА РАН Марина Юрьевна Лосева. Она подчеркнула, что обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех является одной из 17 Целей устойчивого развития ООН, и данному вопросу уделяется особое внимание как в развитых, так и в развивающихся странах.
23 Страны латиноамериканского региона, которые стремятся следовать концепции устойчивого развития и интегрировать возобновляемые источники (ВИЭ) в энергобаланс, активно инвестируют в ВИЭ: так, в период с 2010 по 2015 г. инвестиции в данную сферу превысили 80 млрд долл. При этом Мексика вошла в десятку стран с наибольшими инвестициями в развитие возобновляемой энергетики. Тем не менее существует ряд барьеров, которые препятствуют развитию ВИЭ. К ним можно отнести отсутствие инструментов финансовой поддержки; высокую начальную стоимость установок; неотлаженную систему сервисных услуг, а также высокие импортные пошлины на продукты и компоненты; неблагоприятные налоговые режимы и негармонизированные стандарты и требования к определению страны происхождения. При этом отдельный механизм, регулирующий торговлю энергией или связанными с ее генерацией товарами (в том числе и ВИЭ), не разработан. Сложившаяся ситуация является причиной возникновение противоречий: с одной стороны, ведется диалог о поддержке «экологических товаров», с другой — инициируются торговые споры против стимулирующих ВИЭ тарифов.
24 Ввиду отсутствия прогресса на многостороннем уровне экологические аспекты включаются в региональные соглашения о свободной торговле (ССТ) уже начиная с 1990-х годов. При этом Североамериканское соглашение о свободное торговле (North America Free Trade Agreement, NAFTA) стало первым подобным торговым соглашением. Несмотря на попытку наладить регулирование в данной сфере, ВИЭ остаются весьма чувствительной областью торговли: при наличии внутреннего производства некоторые страны (как Аргентина или Бразилия) стремятся закрыть рынок от зарубежной конкуренции. В остальных случаях большинство товаров ВИЭ не облагаются пошлинами или взимаемые пошлины ниже, чем позволяется правилами ВТО. Данный подход способствует росту соответствующего товарооборота: так, если импорт солнечных панелей в ЛКА из Китая в 2011 г. составил 35 млн долл., в 2014 г. этот объем составил уже 435 млн долл.
25 Тем не менее, для достижения целей устойчивого развития и формирования сбалансированного энергобаланса в странах региона необходимо более детально прорабатывать в ССТ вопросы инвестирования, создания цепочек добавленной стоимости и трансфера технологий в привязке к торговле экологическими товарами.
26 Ведущий научный сотрудник ИЛА, кандидат экономических наук Элеонора Георгиевна Ермольева представила доклад на тему «Забота об окружающей среде как составная часть инновационной социальной политики». Она отметила, что некоторые страны Юга, и латиноамериканские в их числе, в последнее время используют комплексный подход к решению, с одной стороны, проблемы бедности, а с другой — проблемы охраны водных источников, лесов и других природных богатств. Пионером такого подхода в ЛКА стала Коста-Рика, где в 1996 г. была запущена Программа природоохранных выплат (Pago por Servicios Ambientales, PSA). Она была направлена на восстановление лесных массивов, площадь которых сильно сокращалась. Жителям, проживающим на лесных территориях и охраняющим леса от вырубки, через Национальный фонд охраны лесов (Fondo Nacional de Financiamiento Forestal, FONAFIFO) стали выплачиваться так называемые обусловленные денежные пособия.
27 Коста-риканский опыт не остался без внимания в Мексике, где в 2003 г. стартовала Программа выплат по охране гидроресурсов (Pago por Servicios Ambientales Hidrológicos, PSAH), а в 2006 г. в программу был включен «лесной компонент» (ProÁrbol Plan), согласно которому денежные средства стали выплачиваться индейским общинам, проживающим в мексиканской глубинке. Представители индейских общин обязаны следить за охраной вод и лесов, бороться с браконьерством и т.п. К настоящему времени гибридные программы, сочетающие адресное материальное вспомоществование бедному населению (Programas de transferencias condicionadas, PTC) с охраной природных ресурсов, действуют также в Колумбии, Перу, Уругвае, Чили. Однако, по мнению значительного числа исследователей, наиболее ярким и масштабным примером является бразильская программа «Bolsa Verde», в которой соединены механизмы PTC в ее бразильской модели «Bolsa familia» и лесозащитного проекта «Bolsa Floresta», ориентированного с 2007 г. на штат Амазонас. «Зеленый» проект распространялся и на другие бразильские штаты, образующие зону так называемой Легальной Амазонии (Amazônia Legal). Программа рассчитана на семьи, живущие за чертой бедности, местом обитания которых являются охраняемые территории. Таким семьям выплачивается адресная материальная помощь при условии, что, занимаясь традиционными промыслами, они не вредят лесным массивам.
28 Эксперты Программы ООН по развитию (United Nations Development Program, PNUD) рассматривают латиноамериканские модели социальной поддержки населения в сочетании с охраной окружающей среды как примеры «инновационной социальной политики, осуществляемой в рамках курса про-активного десаролльизма».
29 Подводя итоги, модератор конференции Л.Б.Николаева отметила, что страны Латинской Америки и Карибского бассейна, несмотря на относительно невысокий вклад в общую «копилку» загрязнений атмосферы, оказываются в числе государств, наиболее подверженных угрозе климатических изменений. Это не может не волновать научное сообщество и общественность, неравнодушную к экологической проблеме. В последние годы в регионе уделяют большое внимание анализу вопросов изменения климата и защиты окружающей среды. Последним проявлением этого стало подписание в 2018 г. представителями 24 латиноамериканских стран первого в своем роде соглашения о защите прав граждан на доступ к информации и участие в процессах принятия решений в области экологии и защиты окружающей среды — «Соглашение Эскасу» (El Acuerdo de Escazú). Л.Б.Николаева выразила удовлетворение заинтересованностью российских ученых в работе над этой проблематикой, многоплановостью и глубиной представленных на конференции докладов, интересным и весьма полезным обменом мнениями, который подтвердил важность и актуальность обсуждавшейся темы.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести