Венесуэльский кризис и Россия
Венесуэльский кризис и Россия
Аннотация
Код статьи
S0044748X0006898-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Семенов Виктор Леонидович 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
46-59
Аннотация

В статье рассматриваются причины венесуэльского кризиса, факторы, обусловившие его обострение в 2017—2019 гг., а также роль России и других союзников Венесуэлы в предотвращении вооруженного вмешательства США в конфликт между правительством Николаса Мадуро и внутренней оппозицией во главе с Хуаном Гуайдо. Анализируются меры руководства Венесуэлы, правительств России, Китая и Турции, а также Международного Красного Креста по стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Автор отмечает, что следовавшие одна за другой санкции и другие меры, конечной целью которых было смещение правительства Н.Мадуро, к успеху не привели, хотя и создали серьезные дополнительные проблемы в решении задач, стоящих перед руководством страны. К наиболее важным позитивным результатам совместных действий правительства и союзных с Венесуэлой стран можно отнести отказ президента США Дональда Трампа от военного вмешательства во внутренний венесуэльский конфликт, а также то, что Венесуэле удалось существенно компенсировать прекращение поставок нефти в США ростом экспорта в страны азиатско-тихоокеанского региона. Автор отмечает решающую роль России в предотвращении агрессии США в Венесуэлу, ее роль в качестве кредитора в последней инстанции, а также ― в обеспечении критически важных поставок бензина, разбавителей для нефти и гуманитарной помощи. Ключ к урегулированию стоящих перед Венесуэлой острых проблем автор видит, прежде всего, в экономической сфере. Необходимо обеспечить перелом негативного тренда в добыче нефти, стабильность ее сбыта и погасить задолженность перед Россией и Китаем. Это может позволить Венесуэле перейти к накоплению ресурсов для подавления инфляции и урегулирования обязательств перед держателями венесуэльский облигаций.

Ключевые слова
Венесуэла, кризис, правительство, союзники, вмешательство, санкции, кредиторы, нефть
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект № 18-014-00053 «Венесуэла на перекрестке глобальных интересов: риски и возможности для России в условиях кризиса Боливарианского проекта».
Классификатор
Получено
27.08.2019
Дата публикации
21.10.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2709
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Крайнее обострение ситуации в Венесуэле связано с действием многих факторов. Важнейшими из них являются углубление начавшегося в 2013 г. социально-экономического кризиса и беспрецедентное давление, оказыва-емое на страну с августа 2017 г. правительством США. Однако следовавшие одна за другой санкции и другие меры, конечной целью которых было смещение правительства Николаса Мадуро, к успеху не привели. Правительство сохранило контроль над ситуацией, прежде всего, благодаря верности ему вооруженных сил и поддержке со стороны группы союзных стран, среди которых главную роль играет Россия.
2

Немного о предыстории кризиса

 

Необходимо понимать, что предпосылки кризиса такого масштаба и остроты созревали постепенно, а действия США стали одним из серьезных факторов его обострения лишь в течение нескольких последних лет.

3 Основной причиной развития кризиса, что отчасти признает и президент страны, стала бесхозяйственность, неумелая экономическая политика руководства. Еще при высоких ценах на нефть, в 2007 г., началось падение объемов ее производства, непрерывно продолжающееся до 2019 г. Важной причиной этого стал значительный рост социальных расходов, в том числе в сфере образования, здравоохранения и жилищного строительства, в ущерб инвестициям в разведку и разработку нефтяных месторождений. В 2006 г. объем средств, использованных на социальные цели, составивший 11,8 млрд долл., более чем вдвое превысил инвестиции в нефтяную промышленность [1, с.18]. Негативное влияние на выпуск нефти оказала и вынужденная массовая замена квалифицированных специалистов-нефтяников на военнослужащих, не имевших опыта работы в отрасли. Другими примерами неадекватной социально-экономической политики были решения, принятые в рамках провозглашенного в 2007 г. курса на построение так называемого «социализма XXI века» [2, с. 40], в частности, эмиссия необеспеченных боливаров для финансирования бюджетных дефицитов привела к гиперинфляции [3]. После обвального снижения мировых цен на нефть, начиная с 2014 г., кризисные процессы в стране резко ускорились.
4

Фактор Соединенных штатов

 

Санкции США впервые серьезно затронули экономику Венесуэлы в 2017 г., когда Вашингтон наложил запрет на получение кредитов и рефинансирование обязательств венесуэльскими компаниями и отдельными гражданами на американском рынке [4]. Эта мера привела, в свою очередь, к росту сроков реализации на рынке США многих других операций с участием венесуэльских партнеров. Еще одним ее следствием стал рост просроченной задолженности Венесуэлы как по внешним обязательствам правительства, так и венесуэльской нефтяной государственной компании Petróleos de Venezuela S.A. (PDVSA). К концу 2018 г. страна практически перестала обслуживать их. Платежи производятся только держателям одного из выпусков венесуэльских облигаций, а также (по решению международных арбитражей) в рамках компенсации конфискованных правительством Уго Чавеса в 2007—2011 гг. активов иностранных компаний в Венесуэле. В случае их просрочки страна может лишиться около 50% акций важнейшего из ее зарубежных активов — нефтеперерабатывающего завода Citgo в США, акции которого используются в качестве залога полученных кредитов, а также могут быть конфискованы в случае неисполнения Каракасом решений арбитражных судов.

5 Вашингтон, однако, не остановился на достигнутом и ужесточил давление, затрагивающее, в том числе, и интересы союзных с Венесуэлой государств, прежде всего России и Китая, что вполне предсказуемо могло вызвать их ответную реакцию. На предпосылках, причинах и целях нового витка агрессивных мер США целесообразно остановиться подробнее.
6 Усиление давления на Каракас связано, прежде всего, с электоральными процессами в США. Шансы Дональда Трампа, которому в ноябре 2020 г. предстоит подтвердить свой президентский мандат, могли бы существенно повыситься в случае достижения крупной политической победы в одном из стратегически важных районов мира. У американской администрации есть несколько вариантов, где такая победа гипотетически возможна, в частности, — Иран, КНДР и Венесуэла. Во всех этих районах происходит глобальное противостояние США, с одной стороны, и России и Китая — с другой. Вашингтон, в свою очередь, опирается на поддержку многочисленных сторонников. Как отметила газета Financial Times «Белый дом возглавил международную коалицию, призывающую к замене г-на Мадуро на посту президента лидером оппозиции Хуаном Гуайдо» [5].
7 Важнейшим внутренним фактором, используемым для усиления давления на Венесуэлу, стал переживаемый ею острый кризис и связанный с ним рост недовольства населения. Существует также несколько внешних факторов, имеющих существенное значение.
8 К внешним факторам, в частности, относится изменение политического ландшафта в Южной Америке. В двух ее крупнейших странах — Бразилии и Аргентине — после длительного доминирования «левых» правительств к власти пришли «правые» президенты Жаир Болсонару и Маурисио Макри. Кроме того, существенный сдвиг «вправо» произошел в политике Колумбии и Эквадора после того, как свои посты заняли президенты Иван Дуке, и Ленин Морено. Эти изменения способствовали росту активности образованной в августе 2017 г. многочисленной коалиции противников Венесуэлы в Западном полушарии — Группы Лимы, объединяющей, после выхода из нее в 2019 г. Мексики, 12 государств Латинской Америки и Карибского бассейна: Аргентину, Бразилию, Чили, Колумбию, Коста-Рику, Гватемалу, Гайану, Гондурас, Панаму, Парагвай, Перу и Сент-Люсию, а также Канаду. Президент Н.Мадуро приглашения на форум в перуанской столице в августе 2017 г. не получил. На саммите стран Северной и Южной Америки в Лиме в апреле 2018 г., также в отсутствии венесуэльского президента, входившие тогда в группу 13 государств Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) и Канада подписали «декларацию Лимы», в которой заявили о том, что не признают итоги майских (2018 г.) президентских выборов в Венесуэле, если «не будут обеспечены необходимые гарантии для свободного, справедливого, прозрачного и демократического процесса волеизъявления» [6]. Эта позиция была подтверждена на встрече министров иностранных дел группы в Лиме 4 января 2019 г. В подписанном ими заявлении они признали нелегитимным новый президентский срок Мадуро и призвали его передать власть Национальной ассамблее до проведения демократических выборов [7]. Мексика, в которой в декабре 2018 г. пришел к власти новый президент, была против [8].
9

Важным мотивом в пользу ужесточения политики Вашингтона в отношении Каракаса была возможность в перспективе, в случае прихода к власти в Венесуэле проамериканского правительства, не только вернуть себе ключевые позиции в ее экономике и, прежде всего, в нефтяной промышленности, но и облегчить достижение других целей — смещения левых правительств на Кубе и в Никарагуа. Американский профессор Уолтер Рассел Мид, являющийся членом совета директоров Freedom House*, а в прошлом бывший стипендиатом Генри А.Киссинждера по внешней политике США в Совете по международным отношениям (Council of Foreign Relations) в связи с этим отметил: «Надежда на исторические победы на Кубе и в Венесуэле и страх дорогостоящего поражения объединились, чтобы убедить администрацию Трампа принять некоторые из самых далеко идущих экономических санкций, которые когда-либо применялись. Вашингтон надеется, что санкции в отношении Центрального банка Венесуэлы, например, не позволят банку финансировать правительство Мадуро путем продажи его золотых резервов в размере 5,1 млрд долл. или заимствований у международных финансовых институтов» [9].

* Неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне. На 66-80% финан-сируется посредством грантов от правительства США. Сотрудники организации занимаются исследованиями состояния политических и гражданских свобод. В наблюдательный совет входят известные лидеры делового мира и профсоюзного движения, журналисты и ученые, а также бывшие дипломаты и государственные деятели. Объекты исследования — мониторинг демократических изменений в мире, поддержка и защита демократии и прав человека.
10 Гуайдо, являющийся председателем Национальной ассамблеи Венесуэлы, основываясь на ее решении не признавать легитимными президентские выборы (20 марта 2018 г.) и инаугурацию (10 января 2019 г.) президента Мадуро и ссылаясь на статью № 233 Конституции Венесуэлы, объявил себя временным президентом страны. После этого США стали оказывать ему беспрецедентную поддержку. 23 января 2019 г. Соединенные Штаты признали Гуайдо временным президентом, а 24 января «Государственный департамент США уведомил Федеральную Резервную систему о том, что г-н Гуайдо является агентом по доступу к венесуэльским активам в банках США» [10]. Таким образом, открыто вмешавшись во внутренние дела Венесуэлы, Вашингтон передал Гуайдо управление находящимися в США активами Государственной нефтяной компании Венесуэлы, а правительство Мадуро лишилось возможности получать деньги за поставляемую в США нефть.
11 В ходе последующей эскалации событий США играли роль координатора действий противников правительства Мадуро внутри и вне Венесуэлы, в то же время наращивая давление как на правительство и силовые структуры, так и на союзные с Каракасом страны. Вашингтон часто прибегал к дезинформации, сообщая, например, о готовности вооруженных сил перейти на сторону Гуайдо или о намерении Мадуро покинуть страну, а также к запугиванию, угрожая возможной военной интервенцией. Тем самым он стремился усилить и без того высокую напряженность, а также противоречия в венесуэльском обществе и провоцировать упаднические настроения.
12 Серьезная напряженность возникла, в частности, при попытке доставить в Венесуэлу, вопреки воле правительства, американскую гуманитарную помощь. Несмотря на требования венесуэльского правительства, Вашингтон в течение месяца отказывался отозвать из Каракаса персонал своего посольства.
13 Государственный секретарь США Майк Помпео посетил в январе 2019 г. Бразилию и Колумбию, через территорию которых в конце февраля Вашингтон пытался провезти в Венесуэлу продукты питания и лекарства, и встретился с их президентами Болсонару и Дуке. В ходе встречи с Дуке Помпео заявил, что «давние демократические традиции Колумбии делают ее естественным лидером региональных усилий по поддержке демократии и верховенства закона в Венесуэле» [11]. В начале 2019 г. колумбийский президент попытался возглавить региональную оппозицию Каракасу, предлагая руководителям многих стран игнорировать новое правительство Мадуро, приступившее к своим обязанностям 10 января. На территории Колумбии расположены семь военных баз США. Согласно заявлению Мадуро, на двух из них в городах Сантандер и Толемейда осуществляется подготовка наемников, которые при наличии определенных предпосылок могут быть переброшены на территорию Венесуэлы [12]. Дуке выступил против прилета в Венесуэлу двух российских стратегических бомбардировщиков и проведенных в декабре 2018 г. совместных учений [13]. Он также пригласил ряд руководителей латиноамериканских стран, в том числе президента Чили Себастьяна Пиньеру и президента Парагвая Марио Бенитеса, совершить 22 февраля 2019 г. поездку к границе между Венесуэлой и Колумбией: там на следующий день (23 февраля) должна была пройти колонна с гуманитарной помощью из США [14].
14 После провала попытки Гуайдо свергнуть в начале мая 2019 г. правительство Мадуро Трамп заметно изменил свою риторику по отношению к руководству Венесуэлы, считая, согласно заявлениям, сделанным в газете The Washington Post, «что его ввели в заблуждение по поводу того, как легко можно было бы заменить социалистического лидера молодой оппозиционной фигурой…». Президент США выражал неудовлетворение работой советника по вопросам национальной безопасности Джона Болтона… Kак отметил Трамп, интервенционистская позиция советника идет вразрез с точкой зрения президента о том, что Соединенные Штаты должны держаться подальше от иностранных «трясин» [15]. Сравнивая подход президента США к политике в Иране и Венесуэле, газета пишет: «Похоже, что у Трампа меньше сомнений в правильности его подхода по отношению к Ирану в связи с его твердым убеждением, что президент Барак Обама просчитался, заключив ядерную сделку с Тегераном. Трампу не нравится риторика в отношении Венесуэлы, которая, по его мнению, не представляет прямой военной угрозы для Соединенных Штатов. При осуществлении любого военного вмешательства в эту страну США рискуют столкнуться с Россией, которая поддерживает Мадуро и продает ему оружие» [15].
15 Несколько смягчила свой подход к урегулированию венесуэльского кризиса и Группа Лимы. В своем заявлении от 3 мая 2019 г. она «призвала к более широким консультациям в международном сообществе, в том числе к установлению контактов с Международной контактной группой… и с Кубой [16]. Эти намерения уже переходят в стадию практического воплощения.
16 Еще одним признаком ослабления напряженности вокруг Венесуэлы можно считать тот факт, что 31 мая правительство Бразилии отозвало приглашение посланнику лидера венесуэльской оппозиции Гуайдо представить свои дипломатические полномочия и заявило, что позже решит, принимать ли их вообще. Несмотря на то, что президент Бразилии Болсонару официально признал Гуайдо временным президентом Венесуэлы, Бразилиа не отозвала полномочия представителей Мадуро в стране.
17 Наконец, весьма убедительным и наглядным подтверждением того, что компания по захвату власти в Венесуэле оппозицией во главе с Гуайдо (несмотря на ее всестороннюю поддержку со стороны США) практически забуксовала, является незавидное положение примерно 1400 дезертиров — сотрудников венесуэльских силовых органов. После провала проходивших в течение трех месяцев антиправительственных акций они находились в Колумбии и жили в отелях в городе Кукуте за счет правительства этой страны, рассчитывая вернуться в Венесуэлу после государственного переворота. Но представители колумбийских властей с конца мая 2019 г. предложили им либо устраиваться на работу, либо, получив дополнительное пособие, перебраться в Перу, Эквадор или другую страну [17].
18

Роль России

 

Особая роль России в поддержке правительства Мадуро и противодействии США определяется многими факторами. Еще при президенте У.Чавесе РФ стала в стратегическим партнером Венесуэлы. В 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о военно-техническом сотрудничест- ве [18]. Оно предусматривает как поставки вооружения и военной техники, так и совместное производство продукции военного назначения для оснащения собственных вооруженных сил и поставки в третьи страны. В новом веке Россия заменила США в качестве основного поставщика вооружений и военной техники, а компания Роснефть вошла в число крупнейших партнеров венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA в сфере разведки и разработки нефтегазовых месторождений.

19 Во втором десятилетии нового века на компанию Роснефть приходится важнейшая часть инвестиционного и финансового сотрудничества двух стран. Согласно оценке агентства Reuters с 2010 г. Роснефть вложила в венесуэльские проекты около 9 млрд долл.[19] Кроме того, она предоставила кредиты в 6 млрд долл. в счет будущих поставок венесуэльской нефти [20]. Правительство России, в свою очередь, в 2017 г. реорганизовало на льготных условиях суверенные обязательства Венесуэлы на сумму в 3,15 млрд долл.[20].
20 Роль России как главной опоры Венесуэлы в сфере обеспечения ее безопасности была подтверждена в декабре 2018 г. во время встречи венесуэльского президента с Владимиром Владимировичем Путиным в Москве, а также последующими совместными учениями в Венесуэле. Президент и глава МИД России неоднократно и жестко заявляли о недопустимости вооруженного вмешательства во внутренний венесуэльский конфликт. Такая позиция России стала решающим фактором в обеспечении безопасности страны, что подтверждают и приведенные выше выводы газеты The Washington Post о причине изменения позиции США по Венесуэле. Эксперты некоторых ведущих исследовательских институтов США также признают, что Россия стала единственной страной, способной открыто бросить вызов агрессивной политике США. Например, в недавнем исследовании ученых из Института Киссинджера (Kissinger Institute), посвященном китайско-венесуэльским экономическим отношениям, такой вывод делается на основе сравнения реакции на действия Вашингтона со стороны России и Китая. В работе отмечается, что МИД России предупредил США о недопустимости их вмешательства в дела Венесуэлы, заявив, что «циничное, откровенное вмешательство во внутренние дела суверенного государства продолжается. Это должно прекратиться». В то же время, указывают авторы, ответ МИД Китая был более прагматичным и мягким, чем у России. Внешнеполитическое ведомство Пекина призвало «все стороны … сохранять спокойствие и достигать политического урегулирования путем мирного диалога» [21].
21 Однако можно констатировать, что поддержка Китаем правительства Мадуро растет, две страны все чаще выступают единым фронтом. Китай, в частности, присоединился к России в феврале 2019 г., наложив вето на разработанную США резолюцию Совета безопасности ООН, призывающую к новым президентским выборам в Венесуэле. Кроме того, Пекин запретил представителю Х.Гуайдо участвовать в запланированном заседании Межамериканского банка развития (МБР) в Китае, что побудило многостороннего кредитора отменить заседание [22].
22 27 мая 2019 г. МИД России заявил, что Москва готова присутствовать на переговорах между правительством Венесуэлы и оппозицией, проходящих в Осло, если участники сочтут это полезным. При этом российское внешнеполитическое ведомство предупреждало о недопустимости попыток любых внешних сил «навязать ультиматумы в адрес венесуэльского руководства» [23].
23 Яркой иллюстрацией твердости позиции России является поддержание в кризисный период на должном уровне военно-технического сотрудничества с Венесуэлой. Оно достигло значительных масштабов еще при президенте Чавесе. Как отметил в интервью 29 мая 2019 г. российский посол в Венесуэле Владимир Федорович Заемский, «среди прочего, Венесуэла приобрела штурмовые винтовки, многоцелевые самолеты, вертолеты моделей Ми-17, Ми-35 и Ми-26, танки Т-72, ​​а также различные системы противовоздушной обороны… и те контракты, которые мы подписали с 2006 года, предусматривали, среди прочего, подготовку венесуэльского персонала и техническое обслуживание этого оборудования» [24]. В конце прошлого года все еще действовали контракты на ракеты и системы ПВО.
24 Последним крупным контрактом, выполненным корпорацией Ростех в Венесуэле, стало строительство учебного центра для военных вертолетов в марте 2019 г. Для решения этой задачи в карибскую страну в этот период прибыли около 100 российских военнослужащих и оборудование военно-технического назначения, что, как отметили в российском МИД, «вызвало нервную реакцию в Вашингтоне» [25].
25 Отметим, что Пекин занял позицию, аналогичную российской, продолжив в 2019 г. сотрудничество с Каракасом в военно-технической сфере. 28 марта на остров Маргарита в Карибском море прибыла группа китайских военнослужащих, насчитывающая 120 человек [25]. Она доставила гуманитарную помощь и грузы военно-технического назначения.
26 Оценка действий России и Китая в газете The Washington Post подтверждает сделанные выше выводы: «В сочетании с поддержкой Китая усилия России, по-видимому, ослабили некоторые … факторы давления. Прибытие российских военнослужащих в этом месяце, судя по всему, свидетельствовало о готовности Москвы усилить свою поддержку Мадуро, а также о готовности его военной машины в то время, когда администрация Трампа не исключала военного вмешательства» [22].
27

Перспективы

 

В мае 2019 г. без широкого афиширования венесуэльское правительство осуществило меры, удивившие сограждан. Речь идет о либерализации цен (позволившей заполнить полки супермаркетов) и валютного рынка, в деятельности которого сейчас могут участвовать частные банки. Правительство отказалось (возможно, пока еще не совсем) от жесткого контроля над ценами и валютным обменом — двух основ венесуэльской экономической модели, которые оставались незыблемыми с 2003 г. Ужесточение контроля над ценами и валютным обменом, начиная с 2007 г., имело серьезные негативные последствия как для производства, так и для потребления и значительно ускорило кризисные процессы в стране.

28

Валютный контроль был отменен 2 мая 2019 г. с целью нарастить объем иностранной валюты, которая покупается и продается в стране [26]. Это привело к существенному уменьшению разрыва между официальным правительственным курсом суверенного боливара и его котировкой на неофициальном рынке (6421 боливар/доллар), составивший 4 июня 2019 г. 533 боливара, или 8,3% от рыночного курса* [27]. Однако рассмотренные изменения недостаточны для выхода из кризиса, потому что многие венесуэльцы не смогут купить необходимые товары по высоким ценам или обменять боливары на доллары по их (долларов) растущему курсу. Шаги, предпринятые правительством, создают предпосылки к оздоровлению экономики, но их следствием в краткосрочном плане станет дальнейшее ухудшение положения основной массы населения. Следующей мерой должно стать подавление инфляции, а затем — реорганизация внешних обязательств, которые просрочены на сумму более 10 млрд долл. Но для реализации упомянутых мер необходимы значительные валютные ресурсы.

* 10 мая 2019 г. разрыв между курсами составил 587 боливаров, или 10,1% от котировки параллельного рынка.
29 Однако венесуэльское правительство не может рассчитывать на получение стабилизационного пакета МВФ и средств от других международных организаций. Этому воспрепятствуют США и другие западные государства, пока в стране не будут проведены президентские выборы под международным контролем и не будут освобождены политзаключенные. Кроме того, правительство просрочило обязательства перед МБР [28]. Реальные возможности для реорганизации внешнего долга и быстрого подавления инфляции пока не сложились.
30 Перечень проблем можно было бы продолжить, но, очевидно, что в создавшейся тяжелой ситуации эффективнее рассмотреть потенциал, которым располагает правительство, чтобы удержаться «на плаву» хотя бы в краткосрочной перспективе.
31 Ключевыми факторами выживания Венесуэлы сейчас являются ее способность восстановить производство нефти и, что в условиях санкционного давления не менее важно, обеспечить новые рынки сбыта «черного золота», которое до февраля 2019 г. поставлялось в США. Критически важную поддержку Венесуэле оказывают Россия и Китай. Осенью 2018 г. эти две страны заключили с Венесуэлой соглашения, в соответствии с которыми они обязались вложить по 5 млрд долл. в увеличение производства нефти в рамках существующих совместных предприятий [29], [30]. Однако следует иметь в виду, что венесуэльская нефть, которая сейчас поступает в Китай и Россию, идет, главным образом, в счет погашения обязательств Каракаса по кредитам Пекина и Москвы. Кроме того, несмотря на усилия правительства и поддержку союзных стран добиться совокупного роста выпуска и экспорта нефти пока не удается.
32 Основными причинами того, что Венесуэла не может нарастить добычу и экспорт нефти, являются американские санкции, дефицит финансовых ресурсов, а также отключения (март 2019 г.) электроэнергии, охватившие значительную часть территории страны. Объем добычи нефти в январе 2019 г. составил около 1,1 млн барр./сутки. Однако в связи с тем, что Гуйдо передал полномочия по управлению венесуэльскими активами в США, и по причине отключения электроэнергии он сократился в марте до 0,7-0,8 млн барр./сутки [31]. В апреле объем добычи нефти вырос (в млн барр./сутки) до 1,04, но в мае снова снизился до 0,87. Последнее, согласно информации агентства Bloomberg, было связано с дефолтом, объявленным Каракасом по кредиту, полученному от Deutsche Bank в 2016 г., что привело к утрате Венесуэлой залога (20 т золота) и снижению финансирования нефтяного производства [32].
33 Изменения в объемах экспорта нефти определяются как динамикой ее добычи, так и проблемами ее сбыта на новых рынках, обусловленными американскими санкциями против государств-импортеров. Объем экспорта нефти, составивший в марте 2019 г. 843 тыс. барр./сутки, в апреле вырос до 955 тыс. барр./сутки, но в мае сократился до 816 тыс. барр./сутки [33].
34 Отметим, что падение экспорта нефти могло бы быть еще более значительным, если бы не поддержка, оказываемая Венесуэле компанией Роснефть, по поставке разбавителей, необходимых для доведения добываемого нефтяного сырья до международных стандартов качества, а также бензина, дефицит которого на внутреннем рынке Венесуэлы ощущается очень остро. До введения в январе американского эмбарго на продажу венесуэльской нефти в США они же и поставляли в страну разбавители и бензин в необходимых объемах. Венесуэльский импорт топлива и разбавителей в мае (в тыс. барр./сутки) снизился до 137,5 с более чем 200,0 в марте и апреле, в то время как национальный спрос оценивается примерно в 250,0 [32].
35 Растущее значение в противостоянии кризису приобретают экспорт золота, поступления от венесуэльских эмигрантов из-за рубежа и рост объемов гуманитарной помощи из России, Китая и от Международного Красного Креста (МКК).
36 Экспорт венесуэльского золота быстро растет, несмотря на угрозы санкций со стороны США. Его основным импортером является Турция, которая участвует в разведке, а также осуществляет рафинирование и сертификацию золота. В 2018 г. Турция импортировала из Венесуэлы золото и другие драгоценные металлы на сумму 867 млн долл. [34]. Об усилиях России по поддержке увеличения добычи золота Венесуэлой свидетельствует подписание в Москве во время визита Мадуро в декабре 2018 г. контракта, предусматривающего российские инвестиции в размере 1 млрд долл. в добычу полезных ископаемых в этой стране, прежде всего золота [35].
37 В существенный источник ресурсов для выживания населения Венесуэлы превращаются поступления от венесуэльских эмигрантов. Только с 2017 по 2018 г. они выросли с 1,2-1,5 [36] до 3,4 млрд долл. [37].
38 В ходе процесса по оказанию гуманитарной помощи народу Венесуэлы Россия поставила в эту страну в 2018 г. и первом квартале 2019 г. 320,2 тыс. т пшеницы. Кроме того, в феврале — апреле 2019 г. в карибскую страну было доставлено 15,2 т российских медикаментов. В апреле 2019 г. МКК предоставил первую партию помощи, включая 14 генераторов, 5 тыс. л дистиллированной воды и три комплекта хирургического оборудования. Используя каждый из этих комплектов, можно обслужить 10 тыс. пациентов [38].
39 В начале июня 2019 г. венесуэльский кризис подошел к рубежу, когда США использовали практически все возможные меры, чтобы сместить правительство Мадуро, однако оно устояло и, даже находясь в тяжелейшей ситуации, не идет на уступки. В то же время в лагере противников Венесуэлы наметились разногласия. Если ряд международных организаций, в том числе Контактная группа и Лимская группа, пытаются наладить диалог правительства с оппозицией, то Гуайдо в июне 2019 г. отверг необходимость проведения дальнейших прямых переговоров в Осло с Каракасом [39]. В апреле-мае 2019 г. ситуацию в противостоянии венесуэльского правительства с США и с оппозицией удалось переломить в пользу действующей власти. При этом трудно переоценить роль России в предотвращении возможного внешнего военного вмешательства в венесуэльский конфликт в марте-апреле 2019 г. Россия — единственная страна, предоставлявшая Каракасу кредиты после 2016 г. В апреле 2017 г. Роснефть выделила компании PDVSA авансовый кредит в размере более 1 млрд долл. [40]. В условиях санкционного давления США в 2019 г. Россия внесла большой вклад в дело обеспечения Венесуэлы такими критически важными нефтепродуктами, как бензин и разбавители нефти, а также оказала значительную гуманитарную помощь.
40 Венесуэле удалось существенно компенсировать прекращение поставок нефти в США ростом ее экспорта в страны азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего в Индию, а также в Китай и Россию. В марте 2019 г. Индия импортировала около 600 тыс. барр./сутки, а в начале того же года — примерно 300 тыс. барр./сутки [41]. Часть поступающей в Индию нефти направляется на принадлежащий компании Роснефть завод Nayara Energy. Однако в мае 2019 г. экспорт в Индию под давлением США сократился на треть. [32] Для того, чтобы избежать прямого столкновения с Вашингтоном, страны — импортеры венесуэльской нефти начинают переходить в расчетах с Каракасом на бартер. Так, аналитик индийского энергетического рынка Паола Родригес-Масиу считает, что индийские компании будут продолжать импортировать некоторое количество нефти, и «венесуэльская нефть будет продаваться в Индию в обмен на нефтепродукты, чтобы избежать отправки денег через финансовые системы, легко отслеживаемые властями США» [41]. Несмотря на санкции, правительство Венесуэлы наращивает экспорт золота. Заметно растут переводы венесуэльских эмигрантов своим семьям. Однако стране пока не удается остановить падение общего объема производства и экспорта нефти. Беспрецедентно возрос дефицит бензина, инфляция продолжает углубляться, накапливаются просроченные внешние обязательства. Переговоры в Осло застопорились, и пока возможности достижения компромисса между сторонами не просматриваются.
41 Представляется, что ключ к решению проблем в обозримой перспективе лежит, прежде всего, в экономической сфере. Необходимо переломить негативный тренд в добыче нефти и погасить задолженность компании PDVSA перед Россией и Китаем, которые, в свою очередь, взяли на себя обязательства увеличить инвестиции в производство венесуэльской нефти. Одновременно следует обеспечить стабильность ее сбыта. Решение указанных задач может позволить перейти к накоплению (и изысканию за рубежом) ресурсов для подавления инфляции и урегулирования обязательств перед держателями облигаций компании PDVSA и правительства. Достичь этих целей правительство Мадуро может лишь при поддержке России, Китая и других союзных стран.

Библиография

1. Сударев В.П., Дабагян Э.С., Семенов В.Л. Венесуэла: Боливарианская революция на новом этапе. М., ИЛА РАН, 2007, сс. 3-42.

2. Семенов В.Л. Венесуэльский кризис в контексте президентских выборов. Латинская Америка, 2018, № 12, cс. 37-48.

3. Nicolás Maduro tries to rescue Venezuela’s economy. The Economist, 23.08.2018. Available at: https://www.economist.com/the-americas/2018/08/23/nicolas-maduro-tries-to-rescue-venezuelas-economy (accessed 28.08.2018).

4. D.Edelman. Venezuela Sanctions Update 2017. Global trade, 01.12.2017. Available at: http://www.globaltrademag.com/global-trade-daily/venezuela-sanctions-update-2017 (accessed 23.07.2018).

5. Henry Foy. Pompeo and Lavrov fail to resolve US-Russia differences. Financial Times, 14.05.2019. Available at: https://www.ft.com/content/6397e80c-7645-11e9-bbad-7c18c0ea0201 (accessed 15.05.2019).

6. Jacqueline Fowks. La cumbre de las Américas sentencia el final de la era bolivariana en la región. El País, 15.04. 2018. Available at: https://elpais.com/internacio-nal/2018/04/14/actualidad/1523738995_165766.html (accessed 5.05.2010).

7. Mitra Taj. Mexico urges regional bloc not to meddle in Venezuela. Reuters, 4.01.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-politics/mexico-urges-regional-bloc-not-to-meddle-in-venezuela-idUSKCN1OY1R4 (accessed 20.04.2019).

8. El Grupo de Lima no reconoce la victoria de Nicolás Maduro. LA Vanguardia, 21.05.2018. Available at: https://www.lavanguardia.com/politica/20180521/443750301528/grupo-de-lima-no-reconoce-la-victoria-de-nicolas-maduro.html (accessed 3.06.2019).

9. Walter Russell Mead. Trump Takes Aim at Caracas and Havana. The Wall Street Journal. Washington, 22.04.2019. Available at: https://www.wsj.com/articles/trump-takes-aim-at-caracas-and-havana-11555972251?mod=searchresults&page=1&pos=11 (accessed 24.04.2019).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о военно-техническом сотрудничестве. М., 14.05.2001. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420383048 (accessed 20.05.2019).

11. Ian Talley, Bradley Olson. U.S. Backing of Venezuela Opposition Government Risks Putting State’s Oil Money in Limbo. Wall Street Journal, 24.01.2019. Available at: https://www.wsj.com/articles/u-s-backing-of-venezuela-opposition-government-risks-putting-states-oil-money-in-limbo-11548460424?mod=searchresults&page=1&pos=2 (accessed 5.05.2019).

12. Santiago Torrado. Pompeo elogia el compromiso de Iván Duque para restablecer la democracia en Venezuela. El País, 3.01.2019. Available at: https://elpais.com/internacional/2019/01/02/colombia/1546466675_278652.html (accessed 25.04.2019).

13. Nino Pagliccia. Have the Russian Military Aircrafts in Venezuela Breached the Door to 'America’s Backyard'? Venezuelanalysis,19.12.2018. Available at: https://venezuelanalysis.com/analysis/14191 (accessed 26.04.2019).

14. Presidente de Colombia critica maniobras militares de Venezuela con Rusia. Reuters, 12.12.2018. Available at: https://lta.reuters.com/articulo/colombia-venezuela-idLTAKBN1OB2LO-OUSLT (accessed 30.01.2019).

15. As Venezuela Aid Standoff Turns Deadly, Maduro Severs Ties With Colombia. The New York Times, 23.02.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/02/23/world/americas/venezuela-aid-live.html (accessed 15.05.2019).

16. Anne Gearan, Jost Dawsey, John Huson, Seung Min Kim. A frustrated Trump questions his administration’s Venezuela strategy. The Washington post, 5.05.2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/a-frustrated-trump-questions-his-administrations-venezuela-strategy/2019/05/08/ad51561a-71a7-11e9-9f06-5fc2ee80027a_story.html?utm_term=.3fdb087a3713 (accessed 15.05.2019).

17. Karen de Yong. Trump’s Latin American allies want change in Venezuela, but not U.S. intervention. The Washington Post, 9.05.2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/trumps-latin-american-allies-want-change-in-venezuela--but-not-us-military-intervention/2019/05/08/d61b21e4-7106-11e9-9eb4-0828f5389013_story.html?utm_term=.ca5b5c29c904 (accessed 12.05.2019).

18. Daniela Blandon and Ryan Dube. Venezuela’s Military Deserters Face Disappointment Across the Border. The Wall Street Journal, 29.05.2019. Available at: https://www.wsj.com/articles/venezuelas-military-deserters-face-disappointment-across-the-border-11559122202?mod=searchresults&page=1&pos=5 (accessed 29.05.2019).

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боли-варианской Республики Венесуэла о военно-техническом сотрудничестве. М., 14.05.2001 Available at: http://docs.cntd.ru/document/420383048 (accessed 20.05.2019).

20. Кристиан Лоу, Ринат Сагдиев. ЭКСКЛЮЗИВ. Как Россия закопала миллиарды долларов в зыбучие пески Венесуэлы. Available at: https://ru.reuters.com/article/topNews/idRUKCN1QV1I6-ORUTP (accessed 24.03.2019).

21. Russia says Venezuela to pay it back $3.15 billion over 10 years. Reuters, 15.11.2017. Available at: http://www.reuters.com/article/us-russia-venezuela-debt-details/russia-says-venezuela-to-pay-it-back-3-15-billion-over-10-years-idUSKBN1DF1OW (accessed 15.03.2019).

22. Stephen B. Kaplan and Michael Penfold. China-Venezuela Economic Relations: Hedging Venezuelan Bets with Chinese Characteristics. KISSINGER INSTITUTE. Washington, February 2019, p. 2. Available at: https://www.wilsoncenter.org/publication/china-venezuela-economic-relations-hedging-venezuelan-bets-chinese-characteristics (accessed 30.05.2019).

23. Mariana Zuñiga , Anthony Faiola and Anton Troianovski. As Maduro confronts a crisis, Russia’s footprint in Venezuela grows. The Washington Post, 29.03.2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/the_americas/as-maduro-confronts-a-crisis-russias-footprint-in-venezuela-grows/2019/03/29/fcf93cec-50b3-11e9-bdb7-44f948cc0605_story.html?utm_term=.1596a23cfd49 (accessed 9.05.2019).

24. Russia says it is ready to play role in Venezuela crisis talks in Oslo. Reuters, 27.05.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-politics-russia/russia-says-it-is-ready-to-play-role-in-venezuela-crisis-talks-in-oslo-idUSKCN1SX0RB (accessed 28.05.20/./19).

25. Thomas Grove. In a Blow to Maduro, Russia Withdraws Key Defense Support to Venezuela. The Wall street journal. New York, 2.06.2019 Availble at: https://www.wsj.com/articles/in-a-blow-to-maduro-russia-withdraws-key-defense-support-to-venezuela-11559486826 (accessed 2.06.2019).

26. M.K.Bhadrakumar. China’s PLA troops in Venezuela is game changer. INDIAN PUNCHLINE, 2.04.2019. Available at: https://indianpunchline.com/chinas-pla-troops-in-venezuela-is-game-changer/ (accessed 30.05.2019).

27. Venezuela: Central Bank devalues bolívar; liberalizes FX transactions. Focus Economics, 14.05.2019. Available at: https://www.focus-economics.com/countries/venezuela (accessed 8.06.2019).

28. Dolar today, 4.06. 2019. Available at: https://dolartoday.com (accessed 10.06.2019).

29. El BID suspende de manera inmediata préstamos a Venezuela por atrazos. EFE, 23.05.2018. Available at: https://www.efe.com/efe/america/economia/el-bid-suspende-de-manera-inmediata-los-prestamos-a-venezuela-por-atrasos/20000011-3625212 (accessed 15.12.2018).

30. Venezuela sold 9.9 percent of joint venture to China oil firm: Maduro. Reuters, 18.09.2018. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-china/venezuela-sold-9-9-percent-of-joint-venture-to-china-oil-firm-maduro-idUSKCN1LY2NN (accessed 15.05.2019).

31. Venezuela signs $6 billion investment deals with Russia: Maduro. Reuters, 6.12.2018. Available at: https://www.presstv.com/Detail/2018/12/07/582241/Venezuela-Russia-trade-invesetiment (accessed 25.02.2019).

32. Oil Market Update: Checking in on Venezuela. Center for Strategic International Studies, 16.04.2019. Available at: https://www.csis.org/analysis/oil-market-update-checking-venezuela (accessed 3.06.2019).

33. Ricardo Vaz. Venezuela: Oil Production Reportedly Down as Gov’t Defaults on Gold Swap. Venezuela Analysis, 5.06. 2019. Available at: https://venezuelanalysis.com/news/14523 (ac-cessed 4.06.2019).

34. Venezuela’s April Crude Exports Rise To 955,000 b/d After Blackouts. ENERGY ANALYTICS INSTITUTE, 24.04.2019. Available at: https://energy-analytics-institute.org/2019/04/24/venezuelas-april-crude-exports-rise-to-955000-b-d-after-blackouts (accessed 4.05.2019).

35. Kejal Vyas and Ian Talley. U.S. Plans Sanctions to Target Venezuela’s Gold Exports.The Wall Street Journal, 31.10.2018. Available at: https://www.wsj.com/articles/u-s-plans-sanctions-to-target-venezuelas-gold-exports-1541009068?mod=searchresults&page=1&pos=11 (accessed 15.11.2018).

36. Venezuela signs oil, gold investment deals with Russia: Maduro. Reuters, 5.12.2018. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-russia/venezuela-signs-oil-gold-investment-deals-with-russia-maduro-idUSKBN1O51WX (accessed 30.03.2019).

37. Daniel García Marco. Cómo las remesas (y su cambio en el mercado negro) están ayudando a sobrevivir a muchas familias en Venezuela. BBC, 5.03.2018. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-43192775 (accessed 7.06.2019).

38. Migrantes venezolanos enviaron más de $3.400 millones en remesas en 2018. Banca y Ne-gocios, 5.04.2019. Available at: http://www.bancaynegocios.com//migrantes-venezolanos-enviaron-mas-de-3-400-millones-en-remesas-en-2018 (Accessed 5.05. 2019).

39. First shipment of Red Cross humanitarian aid arrives in Venezuela. Reuters, 16.04.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-politics-red-cross/first-shipment-of-red-cross-humanitarian-aid-arrives-in-venezuela-idUSKCN1RS1VQ (accessed 3.06.2019).

40. Michael Stott. Venezuela opposition rejects more talks with Nicolás Maduro regime. Financial Times, 8.06.2019. Available at: https://www.ft.com/content/b4902e62-8983-11e9-97ea-05ac2431f453 (accessed 10.06.2019).

41. Russia’s oil giant Rosneft provides $6 billion loan to Venezuela. Uawire, 10.08.2017. Available at: https://www.uawire.org/news/russia-s-oil-conglomerate-rosneft-provides-6-billion-loan-to-venezuela (accessed 19.06.2019).

42. Venezuela continues exporting crude to India. Kallanishenergy, 21.03.2019. Available at: http://www.kallanishenergy.com/2019/03/21/venezuela-continues-exporting-crude-to-india/ (accessed 29.05.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести