Творцы танго: Пульезе и Пьяццолла (окончание)
Творцы танго: Пульезе и Пьяццолла (окончание)
Аннотация
Код статьи
S0044748X0007342-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Косичев Леонард Анатольевич 
Аффилиация: Журналист-латиноамериканист
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
74-84
Аннотация

Танго уже давно признано национальным культурным достоянием и в Аргентине, и в Уругвае. Оно стало яркой чертой аргентинской и уругвайской идентичности. Потому у жителей побережья Рио-де-Ла-Платы столь трепетное отношение к своему любимому танцу — самому страстному из всех известных на земле. Данная статья посвящена выдающимся аргентинским музыкантам Освальдо Пульезе и Астору Пьяццолле. В ней прослеживаются изменения, которые эти творческие личности внесли в танго. О.Пульезе обогатил этот жанр, представив его звучание в современном духе. А.Пьяццолла пошел еще дальше: он стал родоначальником совершенно иного стиля, получившего название Новое танго. Старая, как мир, проблема: отношения власти и художника. С ней пришлось столкнуться и Пульезе, и Пьяццолле. Каждый из этих двух выдающихся аргентинских музыкантов решал ее по-своему. В России об этом известно мало. Полагаю, данная тема представляет интерес для читателей, и я попробую раскрыть некоторые подробности. Окончание. Начало см.: Латинская Америка, 2019, № 11.

Ключевые слова
Пульезе, Пьяццолла, танго, Новое танго, бандонеон
Классификатор
Получено
30.08.2019
Дата публикации
18.11.2019
Всего подписок
88
Всего просмотров
2627
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

ПУЛЬЕЗЕ И ПЕРОНИСТСКИЕ ВЛАСТИ

 

В долгой жизни Освальдо Пульезе были трудные периоды, когда он подергался гонениям за свою принадлежность к компартии Аргентины. Он вступил в ряды аргентинских коммунистов под влиянием событий гражданской войны в Испании (1936—1939 гг.). С самого ее начала О.Пульезе внимательно следил по газетам за сообщениями из далекой страны, где развертывалась первая в Европе битва с фашизмом. Все симпатии молодого музыканта были на стороне испанских республиканцев, он был потрясен их мужеством и стойкостью. Пульезе на всю жизнь запомнил их пронзительный лозунг «¡No pasarán!», провозглашенный руководителем испанских коммунистов Долорес Ибаррури (1895—1989) в своем выступлении по радио после первых известий о мятеже франкистов. Эти крылатые слова громким эхом прокатились по миру и стали антифашистским кличем. О.Пульезе говорил, что именно тогда окончательно сформировалась его политическая позиция.

2 Маэстро во многом был идеалистом. Он искренне верил в великие утопические идеалы своего времени, которые оказали огромное влияние на мир в ХХ в. Коммунистами были многие видные деятели латиноамериканской культуры, среди них такие всемирно известные, как Пабло Неруда, Жоржи Амаду, Диего Ривера, Давид Сикейрос, Оскар Нимeйер.
3 Пульезе с юности был одержим идеями социальной справедливости. Это привело к тому, что еще до вступления в компартию он принял активное участие в создании первого профсоюза музыкантов. Новая организация начала свою деятельность с забастовки. В результате артистам кабаре удалось добиться еженедельного дня отдыха и сокращения ночной работы на два часа. А из своего музыкального коллектива Пульезе создал кооператив артистов. Все творческие и финансовые вопросы решались сообща, оплата труда строилась на принципах равенства и справедливости. Между заработками руководителя оркестра и музыкантов не было большой разницы. Порой по настоянию маэстро он получал наравне с остальными, а то и меньше. Это вызывало недовольство руководителей других ансамблей как нежелательный прецедент.
4 Пульезе говорил, что при вступлении в компартию он полностью сознавал, какие опасности могут ожидать его впереди. Так оно и случилось. Маэстро преследовали за его убеждения не только во времена военных диктатур, но и в годы правления президента Хуана Доминго Перона (1895—1974). Основатель и лидер Хустисиалистской партии (Partido Justi-cialista, PJ) был неоднозначным, противоречивым человеком, его личность вызывала бурные споры современников. Он пришел к власти демократическим путем, два раза подряд выиграв президентские выборы (в 1946 и 1951 гг.), но сам прибегал к авторитарным методам правления. Х.Д.Перон осуществлял новый социальный курс, опираясь на профсоюзы. Он обещал найти что-то вроде третьего пути развития, отличного от капитализма и коммунизма, и апеллировал к модели «социально справедливой родины». Коммунисты и другие левые резко критиковали главу государства, характеризовали его программу как популистскую и демагогическую. Но Перон смог склонить на свою сторону бóльшую часть аргентинского рабочего движения. Время показало, что стремление вырвать трудовые массы из-под влияния перонизма было непосильной задачей для левых.
5

О.Пульезе, заключенный № 127. Не раз побывал в тюремных застенках по приказу перонистских властей

6 Перон стремился проводить независимую внешнюю политику и еще в 1946 г. установил дипломатические отношения с Советским Союзом. Когда в разгар холодной войны другие латиноамериканские страны под давлением США разрывали отношения с Москвой, Аргентина их сохранила. Но в то же время внутри страны Перон проводил «вакцинацию трудящихся против коммунизма». Он жестко действовал не только против коммунистов, но и против других своих идеологических оппонентов, в том числе в сфере культуры. Знаменитая актриса Мария Роса Гальо вспоминала, с чем ей пришлось тогда столкнуться: «По всем театрам начало циркулировать письмо с выражением поддержки Перону и Эве Перон. Ни мой муж Камило Да Пассано (актер. — Л.К.) ни Орестес Кавиглия (актер и режиссер. — Л.К.), ни я не хотели ставить под ним свои подписи. В результате мы не могли продолжать выступать в этой постановке, как и в других. Не оставалось никакого другого выхода, кроме как покинуть стра-ну» [1]. Перонистские власти подготовили «черный список», включавший имена известных артистов, певцов, музыкантов, независимых журналистов, которые не проявляли лояльности к правительству. В этом обширном перечне значился и Пульезе.
7 Сам президент любил танго, и даже когда-то принял участие в разрешении острого спора вокруг любимого жанра. Дело в том, что у песенного танго Аргентины была одна особенность — насыщенность его стихов словами и выражениями из лунфардо (lunfardo). В этом своеобразном жаргоне испанского языка причудливо смешались, часто деформируясь или обретая другой смысл, слова из разных языков, принесенных в Аргентину переселенцами из Старого Света. Постепенно лунфардо превратилось в язык социальных низов и мало-помалу вкрапливалось в общенародную разговорную речь. Жаргонные слова и обороты придавали особый колорит стихам танго. Оно становилось разносчиком лунфардо, которое было непонятно жителям других испано-язычных стран. Поэтому многие классические танго трудно поддаются переводу на другой язык.
8 Во имя сохранения «чистоты языка» после военного переворота в 1943 г. использование лексики лунфардо на радиостанциях Аргентины было полностью запрещено. Не все авторы и исполнители соглашались на пуританскую переделку текстов, считая, что это вытравило бы из них народный дух. Только после прихода к власти в 1946 г. президента Перона положение изменилось. Глава государства принял делегацию известных творцов танго. В неформальной беседе он сам с юмором употребил несколько слов из лунфардо. В результате этой встречи прежние запреты, ставшие предметом издевательств со стороны творческой интеллигенции, были отменены.
9 Однако в отношении Перона к оппозиционным деятелям культуры, особенно к коммунистам, верх брали его личные политические соображения. Пульезе перекрывали доступ на радио и телевидение, владельцев клубов и концертных залов запугивали, чтобы они не имели с ним дел. Самого «красного маэстро» часто арестовывали за участие в коммунистической деятельности. Последний раз в период второго правления Перона маэстро пробыл в заключении шесть месяцев — с января по июль 1955 г. Вместе с ним под стражей находились один из руководителей компартии Эктор Агости и известные писатели-коммунисты Рауль Ларра и Альфредо Варела. В тюрьме Пульезе написал в стиле танго песню «34 заключенных». Он часто включал в репертуар своего оркестра танго-песни с острым социальным содержанием. В отсутствие руководителя оркестр, как правило, продолжал давать концерты. В таких случаях музыканты «кооперативного оркестра» ставили бутылку с красной розой или гвоздикой на крышку пианино, пока маэстро отсиживал очередной срок за свои взгляды. Это было напоминанием об участи Пульезе. Тогда на улицах появлялись плакаты с надписью «El Tango Está Preso» («Танго в тюрьме»).
10 Пульезе не очень любил рассказывать о своих тюремных злоключениях. Но частые аресты не запугали его. Да и полицейские относились к популярному музыканту иначе, чем к другим заключенным. Дочь Пульезе Беба поведала о таком эпизоде: «Перед тем, как отправить отца в камеру, комиссар сказал ему: «Маэстро, вы должны меня простить, но я обязан отобрать у вас шнурки с ботинок и ремень». После этого приказал охранникам увести отца внутрь полицейского комиссариата. И добавил: «Дайте ему кофе и то, что попросит». Полиция всегда обращалась с ним хорошо» [2].
11 «Красный маэстро» никогда не навязывал своих убеждений музыкантам оркестра. Он с уважением относился к политическим взглядам других. В период первого правления Перона произошел такой эпизод. Оркестр готовился к участию в карнавале в клубе «Atlanta». Однако накануне пришел официальный запрет на его выступления. В оркестре были два перониста: первая скрипка Энрике Камерано и певец Альберто Моран. Они так высоко ценили своего маэстро за его талант и человеческие качества, что пытались заступиться за него перед властями. Э.Камерано и А.Моран, ссылаясь на «друзей в верхах», имеющих доступ к президенту, настояли на том, чтобы вместе с Пульезе направиться в президентский дворец. Там их принял высокопоставленный чиновник Сольвейра Касарес. Остальные музыканты ожидали решения на улице. С.Касарес сразу обратился к Пульезе со словами, которые композитору уже не раз приходилось слышать от представителей властей и полицейских чинов: «Дон Освальдо, бросьте вы эти глупости, не лезьте больше в эти конфликтные дела». Ответ маэстро, как всегда, был твердым: «Видите ли, сеньор, я не могу отказаться от моих политических убеждений, от моих духовных устремлений» [3]. Видя, что Пульезе непреклонен, чиновник покинул приемную на несколько минут, как он сказал, «для важного контакта». Вернувшись, он сообщил, что проблема урегулирована, и оркестр вместе со своим руководителем может выступать. Музыканты удалились, уверенные, что разрешение было согласовано с самим Пероном. Примечательно, что рядовые перонисты составляли значительную часть поклонников Пульезе. Таковы были парадоксы политической и культурной жизни Аргентины в период первого и второго президентства Перона.
12 Второе президентство Перона было прервано досрочно. В сентябре 1955 г. оппозиционные генералы осуществили военный переворот и свергли конституционного главу государства. Опальный политик отправился в изгнание и обосновался в Испании, откуда продолжал руководить PJ. Военным правительствам так и не удалось подавить перонистское движение. В 1973 г., 18 лет спустя после свержения, Перон возвращается на родину и в третий раз избирается президентом. За это время в Аргентине многое изменилось. Эволюционировало и перонистское движение: в нем появились разные течения, сильным стало его левое крыло. За годы изгнания многое переменилось и в самом Пероне. Теперь он хотел опираться не только на свое движение, как раньше, а искал поддержку во всех слоях общества для осуществления амбициозной реформаторской программы, которая получила большой резонанс в стране. Компартия была легализована и, как другие оппозиционные силы, на этот раз поддержала Перона.
13 Вновь избранный президент пригласил на специальный прием в свою резиденцию «Quinta de Olivos» видных деятелей культуры, в том числе тех, перед которыми чувствовал себя виноватым. Как писал уругвайский еженедельник Busqueda, президент Перон, увидев Пульезе, подошел к нему и протянул руку со словами: «Хочу извиниться перед Вами, маэстро, за прошлые дела…». «Не беспокойтесь, — ответил композитор. — Все уже забыто». «Только такие великие, как Вы, умеют прощать», — сказал Пе- рон [4]. Этот необычный диалог был беспрецедентным, о нем потом много писали в газетах, журналах и книгах. Последние слова Перона из этого разговора приводились также в несколько иной версии, причем со ссылками на самого Пульезе: «Спасибо за то, что умеете прощать» [3].
14

Пульезе надеялся, что новая политика Перона будет способствовать не только национальному примирению, но и укреплению независимого внешнеполитического курса. Маэстро приветствовал нормализацию отношений с Кубой, прерванных когда-то под нажимом США. У него было особое отношение к братскому народу этой страны. Он с восхищением относился к Кубинской революции и к людям, совершившим ее. Когда в апреле 1961 г. Фидель Кастро провозгласил, что Куба выбирает социалистический путь развития, Пульезе сочиняет «Milonga para Fidel» («Милонга для Фиделя»)*. Стихи для нее напишет музыкант оркестра Доминго Арсидиаконо под псевдонимом Д.Арсе:

* Милонга — песня и танец, предшественница танго.
15

Звучите струны гитары,

Я милонгу хочу пропеть

Для великого американца,

Что защищает свободу и честь.

Для великого американца,

Кто бороться нас научил

За достоинство человека

За хлеб и за мир.

16 Сохранилось лишь несколько экземпляров изданной тогда партитуры «Milonga para Fidel». Фактически весь тираж был уничтожен полицией. Звуковую запись этого произведения удалось сберечь: она была сделана в созданной Пульезе студии Ctentor, которую позже разгромили «стражи порядка».
17

После 7 лет военной диктатуры на президентских выборах 1983 г. победил радикал Рауль Альфонсин

18 Не лучшие времена настали для Пульезе и после того, как престарелый Перон внезапно ушел из жизни, пробыв последний раз на посту главы государства меньше года (12 октября 1973 г. — 1 июля 1974 г.). Как вспоминал маэстро, в этот короткий период, в отличие от прошлого, никто не чинил никаких препятствий для его концертной деятельности. Однако все изменилось после того, как пост главы государства в соответствии с Конституцией заняла вдова Перона Мария Эстела Мартинес де Перон (родилась в 1931 г.), бывшая вице-президентом. Пульезе сразу закрыли доступ на телевидение. Он считал, что это было делом рук Лопеса Реги — сначала всесильного министра, затем начальника федеральной полиции. Этого крайне правого политического деятеля недаром называли «аргентинским Распутиным». Неискушенная в политических делах правительница оказалась под его сильным влиянием, пока не была свергнута военными в 1976 г.
19

«ВЕЛИКИЕ ТОЖЕ ЗАБЛУЖДАЮТСЯ»

 

Астор Пьяццолла с уважением относился к тому, что Пульезе был последователен и принципиален в своих убеждениях. Даже после распада социализма в Советском Союзе и восточноевропейских странах он не отступил от своих убеждений, как это делали многие его идейные собратья. «Красный маэстро» не соглашался с теми, кто говорил ему, что он заблуждается в своих политических устремлениях. Тогда А.Пьяццолла воскликнул: «И что происходит с таким количеством коммунистов в мире и в Аргентине? Поэтому я восхищаюсь Пульезе: он никогда не отрекался от своего прошлого» [5]. Сам Пьяццолла не состоял ни в каких политических партиях. Поначалу у него были иллюзии в отношении перонизма. В 1951 г., когда приближалось завершение первого президентства Перона, Пьяццолла даже создает «Epopeya Argentina» («Аргентинскую эпопею») для симфонического оркестра, хора и чтеца в соавторстве с писателем-перонистом Марио Нуньесом. Написанный им текст восхваляет перонизм. Однако при жизни Пьяццоллы это музыкальное произведение так и не было исполнено и записано. Часть его партитуры потерялась.

20

Генерал Х.Р.Видела объявляет о взятии военными власти в свои руки, 1976 г.

21 Пьяццолла положительно оценивал первое президентство Перона. Но со временем разочаровался в главе государства. «О втором его президентстве, — говорил композитор, — будут судить, это уже видно сейчас, как о настоящем хаосе. А я ненавижу хаос» [6]. В связи с этим известный аргентинский музыкант Агустин Герреро отмечал: «До 1955 г. Пьяццолла не делал никаких открытых антиперонистских заявлений. Он объявил себя антиперонистом после падения правительства Перона» [7]. По мнению А.Герреро, с Пьяццоллой происходило то же самое, что и со многими другими музыкантами того времени: они не критиковали власть, чтобы «спокойно работать».
22 Позже великий композитор резко высказывался о Пероне, говорил, что знает «всю его ложь и обман». Свое негативное отношение к Перону и перонизму Пьяццолла выражал самым неожиданным образом. На президентских выборах 1983 г. победил кандидат от Гражданского радикального союза (Unión Cívica Radical, UCR) Рауль Альфонсин (1927—2009). Пьяццолла по-добро-му отозвался о новом главе государства, открыто заявив, что голосовал за него и объяснил почему: не хотел, чтобы выиграли перонисты. Но Пьяццолла был очень огорчен, когда его не пригласили на встречу с вновь избранным президентом Аргентины. Расстроенный композитор звонил в секретариат по культуре правительства радикалов и жаловался на то, что с ним так поступили. Однако теперь все деятели культуры, независимо от их политической ориентации, наконец-то могли дышать полной грудью. В стране восстановилась долгожданная демократия.
23

Писатель Х.Кортасар не простил А.Пьяццолле обед с диктатором Х.Р.Виделой

24 Годы последней военной диктатуры (1976—1983 гг.) были настоящим кошмаром для аргентинцев. Этот период вошел в историю под названием «грязная война». Тогда страну захлестнули беспрецедентные репрессии против политических оппонентов режима: массовые аресты, похищения, пытки, расправы без суда и следствия. Спасаясь от преследований, многие аргентинцы покидали родину и пережидали в эмиграции, пока пройдут тяжелые времена. Пьяццоллу упрекали за то, как он вел себя в годы военной диктатуры. И для этого были поводы. Так, при финансовой поддержке военных властей он совершил концертное турне по Европе и просил музыкантов своего оркестра не «говорить плохо» об аргентинском правительстве. Но другое творческое деяние Пьяццоллы выглядело совершенно иначе. Он сочинил пронзительную музыку к фильму режиссера Фернандо (Пино) Соланаса «Гардель в изгнании: Танго»El exilio de Gardel: Tangos»), посвященному горькой участи аргентинских беженцев, которые спасались от преследований диктатуры на чужбине. Правда, кинокартина появилась на экранах в 1985 г., уже после падения военной диктатуры в Аргентине. Пьяццолла по достоинству был отмечен французской премией как автор лучшей музыки к фильму.
25

Но и такое высокое признание, конечно, не затмило прошлые «пре-грешения» композитора. А среди них было скандальное согласие присутствовать на обеде с главой военного режима генералом Хорхе Рафаэлем Виделой (1925—2013)*. За этот поступок, который противники диктатуры сочли вызывающим, композитору пришлось заплатить высокую цену. Сам Пьяццолла так вспоминал об этом: «В Париже мне вслед кричали (аргентинские эмигранты. — Л.К.) «фашист», потому что я обедал с Виделой. Из-за этого разрушилась моя дружба с Хулио Кортасаром. Однажды мы встретились с ним в посольстве Мексики в Париже, и он отвернулся от меня. Я счел, что он ведет себя неразумно, потому что, полагаю, он, прежде всего, должен был спросить меня о том, при каких обстоятельствах я направился в Дом правительства…» [5, с. 86]. С тех пор Пьяццолла стал «нерукопожатным» для знаменитого писателя. Х.Кортасар до конца своих дней не изменил отношения к музыканту.

* При демократической власти Х.Р.Видела был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к пожизненному заключению за преступления, совершённые военной диктатурой. Умер в тюрьме.
26

Памятник А.Пьяццолле в его родном городе Мар-дель-Плата

27 Два известных всему миру аргентинца все последующее, уже совсем недолгое время, отпущенное им судьбой, не общались между собой. Оказываясь на одних и тех же мероприятиях в Париже, они демонстративно не замечали друг друга. Даже дочь Пьяццоллы от первого брака Диана, которая вместе со своим мужем вынуждена была эмигрировать в Мексику, публично заявила: она тоже не простит отцу его поступка. Композитор срочно полетел в страну ацтеков улаживать конфликт с дочерью. Позже Наталио Горин, автор книги о Пьяццолле, спросил своего героя: не раскаивается ли он в том, что принял приглашения диктатора Х.Р.Виделы? Композитор ответил: «Да какое это приглашение! Ко мне прислали двух типов в темных костюмах с письмом, в котором говорилось: «Президент Видела ждет Вас в такой-то день и в такой-то час»... Я вообще-то обладаю достаточной смелостью в определенных обстоятельствах, но в этом случае я счел, что вести себя, как эдакий мачо, бессмысленно» [5, сс. 85, 86]. Композитор ссылался на то, что на приеме присутствовали и другие актеры, художники и музыканты. Однако всеобщее внимание привлек именно Пьяццолла. То, как он объяснял свой поступок, не было принято противниками диктатуры.
28

Пьяццолле пришлось оправдываться и в других случаях. В годы правления Аугусто Пиночета (1973—1990) композитор выступил в Чили. Ему напомнили о том, что другие артисты, в том числе Джоан Мануэль Серрат*, отказались давать концерты в этой стране, тем самым выражая протест против режима Пиночета. Пьяццолла ответил так: «Я не делаю из этого политическую проблему. Я — музыкант, мне предлагают контракт, и я даю концерт, потому что живу этим. Д.Мануэль Серрат использует свое искусство в политических целях. Я с этим не согласен. В конце концов Пиночет не отказался от власти из-за того, что Серрат не поехал петь в Чили…» [5, с. 86]. Примечательно, что ранее Пьяццолла сочинил музыку для антифашистского фильма режиссера Эльвио Сото «Llueve sobre Santiago» («В Сантьяго идет дождь»). В киноленте рассказывается о драматических событиях в Чили, которые привели к свержению конституционного президента Сальвадора Альенде (1908—1973) и захвату власти военной хунтой генерала Пиночета. Потом композитор издал диск с этой музыкой, включив в него и посвящение С.Альенде («Presagio»).

* В материалах о певце на русском языке встречаются и другие транскрипции каталонского имени Joan.
29

Бюст О.Пульезе, установленный в его родном квартале в Буэнос-Айресе

30 Непоследовательность и политически вызывающие поступки сделали Пьяццоллу, пожалуй, самой полемичной фигурой среди его коллег. Режиссер Ф.Соланас дал такую характеристику композитору: «Это был музыкальный гений. Самый оригинальный музыкант, какого дала Аргентина… Но в идеологическом отношении это был человек с путаными взглядами, полный противоречий, сложный» [8]. Соланас даже называет композитора настроенным «антидемократически». Сам Пьяццолла, по свидетельству его дочери Дианы, однажды сказал о себе с долей иронии, что он — правый.
31 Известное выражение «Великие тоже заблуждаются» — это и о нем, о Пьяццолле. Но ничто не смогло негативно отразиться на высочайшем уровне признания его музыкального творчества. Оно стало ярким явлением в музыке ХХ столетия и триумфально перешло в XXI век.
32 ... Пьяццолла ушел из жизни в 1992 г. в возрасте 71 год. Пульезе умер в 1995 г., дожив почти до 90 лет. Память о нем увековечена в названии станции метро в Буэнос-Айресе и в скульптурной композиции, запечатлевшей музыканта вместе с оркестром. Эта скульптура находится в родном квартале Пульезе. Именем Пьяццоллы назван международный аэропорт в г. Мар-дель-Плата, где он родился. Там же ему поставлен памятник. Похожий памятник можно увидеть и в Буэнос-Айресе. Играя на бандонеоне, композитор обычно ставил одну ногу на стул, и эта поза стала его сценическим образом. Таким Пьяццоллу и изобразил скульптор в обоих своих творениях.

Библиография

1. La Nación. Buenos Aires, 08.XII. 2004 (accessed 05.02.2019).

2. La Nación. Buenos Aires, 02. XII.2005 (accessed 28.01.2019).

3. Passarelli B. Perón a Pugliese: “Gracias por Saber Perdonar”. Available at: https://futbolfierrosytango.wordpress.com/2016/05/19/peron-a-pugliese-gracias-por-saber-perdonar/ (accessed 07.02.2019).

4. Búsqueda. Montevideo, 02 al 08. 2017 (accessed 24.01.2019).

5. Gorin N. Astor Piazzolla. A Manera de Memorias. Buenos Aires, 1998, 283 p.

6. Neustadt B. Entrevista a Astor Piazzolla y Anibal Troilo. Available at: http://www.bernardoneustadt.org/contenido_86.htm (accessed 29.01.2019).

7. Belauza. El rescate de un Piazzolla peronista y mucho más. Available at: https://www.tiempoar.com.ar/nota/el-rescate-de-un-piazzolla-peronista-y-mucho-mas (accessed 23.01.2019).

8. Solanas P.: «La deuda es el mayor hecho de corrupción de la historia contemporánea de Argentina». Available at: http://www.jotdown.es/2014/07/pino-solanas-la-deuda-es-el-mayor-hecho-de-corrupcion-de-la-historia-contemporanea-de-argentina/ (accessed 04.02.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести