- Код статьи
- S0044748X0014980-7-1
- DOI
- 10.31857/S0044748X0014980-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 6
- Страницы
- 6-18
- Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие Европейского союза с организациями гражданского общества стран Латинской Америки, анализируются содержание и цели этого диалога. Показана роль Европейского экономического и социального комитета в налаживании и развитии таких контактов, а также трудности, возникающие при их реализации. Приведены примеры совместных форумов и конференций, на которых формулировались конкретные требования организаций гражданского общества к правительствам своих стран. В выводах подчеркивается, что Европейский союз, преодолевая препятствия исторического, социального и культурного характера, продолжит эту работу, исходя из ее важности для формирования качественно нового уровня отношений между двумя континентами.
- Ключевые слова
- гражданское общество, неправительственные организации, Латинская Америка, Европейский союз
- Дата публикации
- 01.06.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 17
- Всего просмотров
- 1736
В последние десятилетия расширение и укрепление отношений Европейского союза (ЕС) со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) носит многосторонний характер –— экономический, политический и социальный. Неотделимой составляющей процессов развития этого сотрудничества является участие в них организаций гражданского общества, поддерживающих укрепление такого диалога как в отдельно взятых странах ЛАКБ, так и в рамках наднациональных объединений. В этом смысле большой ошибкой было бы недооценивать важность положительного влияния организаций гражданского общества на успешную реализацию двусторонних соглашений обоих регионов.
При изучении взаимодействия государств ЕС и стран ЛАКБ чаще всего в центре исследования оказываются экономические и политические аспекты этого процесса [1], [2], [3], [4], [5]. В то же время интерес к социальным аспектам сотрудничества двух регионов, с нашей точки зрения, проявляется слабо [6]. Еще меньше внимания ученые обращают на усилия Европейского союза по налаживанию диалога с институтами гражданского общества в странах ЛАКБ. Вместе с тем изучение характеристик диалога крупнейшего интеграционного объединения, каким является Европейский союз, с широкими общественными кругами огромного региона в другом полушарии представляет несомненный интерес. Следует иметь в виду, что ЕС остается крупнейшим донором гражданского общества в мире. Например, с 2021 по 2027 г. Европейская комиссия предполагает потратить на поддержку гражданского общества только через Европейский инструмент демократии и прав человека (ЕИДПЧ) 1,5 млрд евро [7].
Рассмотрение опыта взаимодействия ЕС с общественными организациями Латинской Америки интересно для России хотя бы с точки зрения возможности использовать инструментарий такого диалога при налаживании сотрудничества Евразийского экономического союза с общественными организациями как входящих в него стран, так и действующими за его пределами.
Тема сотрудничества ЕС с организациями гражданского общества ЛАКБ отчасти уже рассматривалась в ряде публикаций [8], [9], [10]. Но формат и масштабность такого диалога заслуживают того, чтобы посмотреть на опыт данного процесса шире: изучить содержание диалога, определить задачи, на решение которых он направлен. Важно также выделить субъекты этого диалога и рассмотреть формы его реализации, а также выявить трудности, возникающие при налаживании и поддержании двусторонних контактов. Интересно также разобраться в механизме выработки и принятия решений о развитии диалога в структуре руководящих органов Европейского союза. Рассматривать диалог как форму сотрудничества такого уровня и масштаба, конечно же, следует в динамике его многолетнего развития, а не ограничиваться отдельными событиями двух-трех последних лет.
В этой статье сделана попытка ответить на некоторые из поставленных вопросов на основе изучения официальных документов ЕС, материалов дискуссий и общественных форумов, деклараций встреч неправительственных организаций и других доступных документов и публикаций.
Два вектора развития отношений неправительственных организаций Латинской Америки с Европейским союзом
Подчас приходится сталкиваться с тем, что некоторые политологи недооценивают уровень развития институтов гражданского общества в странах Латинской Америки. В действительности же в последние десятилетия в большинстве латиноамериканских государств гражданское общество стало одним из активных субъектов социальных и политических процессов. Неправительственные организации (НПО) как выразители позиции гражданского общества поднимают острые социальные и экономические вопросы, занимают жесткие позиции в разных политических дискурсах.
Конечно, НПО действуют в условиях конкретной политической реальности, и их активность зависит от уровня развития институтов демократии и развитости политической системы, степени социальной напряженности и остроты тех или иных проблем в каждой конкретной стране. Самостоятельно определяя свои цели и задачи, НПО налаживают сетевое взаимодействие не только на национальном уровне, но и взаимодействуют с неправительственными организациями других стран. Часто эти контакты осуществляются в рамках больших международных проектов. Например, НПО Латинской Америки сотрудничают с такой неправительственной организацией, как «Международный план» (Plan International), которая была создана в Испании еще в 1937 г. [11]. Plan International работает в 75 странах, в том числе в 12 странах Латинской Америки, взаимодействуя с местными НПО. Свою задачу организация видит в продвижении гендерного равенства и поддержке детей и молодых людей в реализации их прав. Plan International стремится искоренить вредную практику детских браков и подростковую беременность, старается добиться того, чтобы девочки и молодые женщины могли играть ведущую роль в своей жизни и жизни своих сообществ.
Важно подчеркнуть, что таких организаций довольно много, и каждая из них самостоятельно определяет круг задач, которые она пытается помочь решить своим латиноамериканским партнерам. Практически все крупные европейские НПО и фонды реализуют свои программы в странах ЛАКБ совместно с местными НПО. Например, Фонд им. Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung, FES) из Германии занимается социально-политическими проектами в 21 стране ЛАКБ [12]. Цель его работы — способствовать укреплению демократических структур посредством самого широкого участия различных социальных групп, а также поддерживать реализацию политики, направленной на достижение социальной справедливости и выработку предложений в области социально-политического развития. С этой целью, помимо сотрудничества с партиями, союзами, государственными организациями, правительственными учреждениями и парламентами, FES также прилагает многочисленные усилия к налаживанию совместной работы с НПО, действующими в сфере экологии, защиты прав человека, поддержки независимых СМИ и др. FES, имея 18 офисов в Латинской Америке, также работает на Кубе и в Парагвае при поддержке представительств в соседних странах.
Важно иметь в виду, что диалог и развитие отношений НПО стран Латинской Америки и Европейского союза осуществляется не только путем установления двусторонних и многосторонних отношений между собой, как бы в горизонтальной плоскости, но и выстраивается по вертикали с властными структурами ЕС. В руководящих органах Евросоюза подчеркивают, что многоплановое сотрудничество с государствами ЛАКБ включает в себя стратегическое партнерство на основе всеобъемлющего Плана действий; тесные отношения с субрегионами ЛАКБ, заключившими политические и торговые соглашения; плотное двустороннее сотрудничество со странами, подписавшими Соглашения об ассоциации с ЕС [13].
Отметим, что укрепление сотрудничества Евросоюза и ЛАКБ за последние годы проходило на фоне широкой поддержки со стороны общественных структур и институтов гражданского общества. Подчеркивая свою приверженность стратегическому партнерству, ЕС старается выстраивать свои отношения со странами Латинской Америки на основе общих ценностей и интересов, которые поддерживаются в латиноамериканском обществе. К ним можно отнести стремление обеих сторон способствовать устойчивому развитию, соблюдать принципы верховенства закона и прав человека, поддерживать уважение к демократии.
Политика по развитию сотрудничества осуществляется Европейским союзом в том числе и через свои официальные представительства (посольства), которые называют «Делегации» (Delegaciones) [14]. В странах Латинской Америки работают 18 официальных представительств ЕС, и каждое из них поддерживает и развивает отношения с неправительственными организациями с учетом обстановки в стране и характером первоочередных задач. Например, проекты Европейской комиссии в Чили охватывают такие области, как управление и образование, водные ресурсы и энергия, а также права человека и безопасность [15].
Этот пример показателен, поскольку Чили стала одной из первых стран латиноамериканского региона, которая благодаря своему социально-экономическому положению вышла из системы официальной помощи в целях развития и, следовательно, из традиционного сотрудничества между правительствами в этой области. Однако Европейский союз продолжил поддерживать сотрудничество с чилийскими негосударственными структурами и НПО в широком диапазоне, финансируя проекты в таких областях, как укрепление гражданского общества в общественной жизни, права человека, окружающая среда, образование и культура [16].
Европейский союз через свое представительство в Сантьяго также поддерживает региональные проекты для Латинской Америки, посредством которых он дополняет усилия стран по вопросам, представляющим большой региональный и глобальный интерес, в которых Чили играет активную роль. Приоритетными направлениями сотрудничества с регионом являются безопасность, управление и прозрачность, инклюзивное человеческое развитие, устойчивое развитие и изменение климата.
Работа Европейского экономического и социального комитета с НПО Латинской Америки
В Евросоюзе накоплен определенный позитивный опыт организации социального и политического диалога с гражданским обществом как в рамках ЕС, так и за его пределами. Представители экспертного сообщества, а также члены различных организаций гражданского общества зарубежных стран, включая государства ЛАКБ, находят этот опыт полезным и многое из него готовы перенять. Исходя из этого, ЕС и Европейский экономический и социальный комитет (ЕЭСК), в частности, прилагают усилия для распространения своего опыта за рубежом [17].
Изучение практики развития диалога ЕС с организациями гражданского общества за рубежом показывает, что он может быть успешным только в случае, если соблюдается ряд условий. Первое из них — это существование демократических свобод в странах, где работают эти организации гражданского общества. Применительно к Латинской Америке это особенно важно, так как демократические формы правления установились во многих латиноамериканских государствах только в конце 1970-х годов.
Итак, посмотрим, как оценивается уровень демократического развития в странах региона в настоящее время самими латиноамериканцами. Вот данные авторитетного международного центра по изучению общественного мнения — «Латинобарометро» (Latinobarómetro). Цифры показывают, что уровень поддержки демократических институтов в Латинской Америке с 1995 г. по настоящее время колеблется от 48 до 63%. Политологи склонны объяснять это повышением уровня образования, а также снижением уровня бедности в странах региона. К сожалению, в последние годы этот показатель снижался, и по данным опроса 2018 г. он составил 48%. Правда, сторонниками «авторитарного правления при определенных обстоятельствах» были всего лишь 15% жителей Латинской Америки [18]. Таким образом, мы видим, что существующий уровень развития демократии для двустороннего взаимодействия объективно удовлетворяет обозначенному выше условию.
Вторым условием для успешного диалога Евросоюза с организациями гражданского общества стран ЛАКБ является готовность применить у себя опыт европейских институтов гражданского общества в выработке и принятии решений. Доказательством того, что организации гражданского общества Латинской Америки отвечают этому условию, можно считать подготовку ЕЭСК девяти Совещаний организованного гражданского общества «Европейский союз — Латинская Америка и Карибский бассейн» [19, 20].
Такие совещания проводились при подготовке саммитов глав государств и правительств Евросоюза, Латинской Америки и Карибского бассейна, что позволяло развивать диалог между организациями гражданского общества ЕС и ЛАКБ, а также способствовало укреплению этих организаций. Важно, что через этот механизм организации гражданского общества доносят свою точку зрения до глав государств. Работа совещаний и многочисленные контакты организаций гражданского общества показали, что для Латинской Америки важными являются следующие ценности, которым отдают приоритет в Европе:
- экономическое развитие и социальный прогресс как единое целое;
- обеспечение высокого уровня социальной защиты;
- защита наемного работника на уровне трудового законодательства;
- борьба с дискриминацией и представление равных возможностей;
- социальный диалог партнеров при заключении коллективных договоров;
- социальная инфраструктура (здравоохранение, система образования, общественный транспорт, газо-, водо- и электроснабжение) опирается на общественные (государственные) службы;
- решающая роль государства при решении социальных проблем, роль арбитра в спорах между социальными партнерами;
- искоренение социального отторжения и бедности, борьба с безработицей;
- достойная оплата труда, введение минимальной заработной платы;
- поддержка социальной справедливости и солидарности в обществе.
Однако именно здесь кроются серьезные проблемы для развития диалога с Евросоюзом. К сожалению, обеспечение социальной справедливости и создание социально ориентированной экономики для многих латиноамериканских стран остается пока только целью.
Проблеме социальной сплоченности в странах ЛАКБ уделяется особое внимание при налаживании диалога Евросоюза с гражданским обществом государств латиноамериканского региона. Европейский экономический и социальный комитет (ЕЭСК) даже подготовил специальный доклад «Социальная сплоченность в странах Латинской Америки и Карибского бассейна» (Social cohesion in Latin America and the Caribbean) [17]. В этом докладе был очерчен круг проблем на пути достижения социальной сплоченности, указаны способы достижения поставленных целей. Эксперты ЕЭСК считают возможным переход к устойчивому развитию при широком демократическом участии, которое включает в себя три основных компонента — экономика, социальное измерение и окружающая среда. По мнению авторов доклада, гражданское общество должно активно участвовать в выработке и принятии общих решений, чтобы поддержать политику устойчивого развития своих стран со стороны широких слоев общества. Европейский союз готов передать свой опыт включения организаций гражданского общества в национальное обсуждение различных проблем в своих странах, а также опыт создания механизмов выработки и принятия решений [21].
Налаживая диалог с организациями гражданского общества латиноамериканских стран, ЕЭСК стремится к тому, чтобы НПО соответствовали этому требованию. Европейский экономический и социальный комитет в каждой стране помогает укреплять институты гражданского общества, а при отсутствии необходимых структур для ведения широкого диалога оказывает помощь в их создании. В качестве примера можно назвать Совет экономического и социального развития Бразилии, который был сформирован как платформа для широких дискуссий в стране с участием представителей организаций гражданского общества. Этот опыт послужил примером для других стран региона.
В основе создания таких переговорных механизмов лежат вполне прагматичные цели. В контексте подписания Договоров об ассоциации и сотрудничестве с рядом стран и объединений ЛАКБ становится все более очевидно, что эффективное взаимодействие в любой сфере возможно только при условии вовлечения в него гражданского общества стран обоих регионов. Договоры между Евросоюзом и ЛАКБ будут успешно реализованы только в случае, если их поддержат самые широкие слои населения. Именно для этого Евросоюзу необходимы механизмы диалога на уровне гражданского общества. В этом заключается третье условие успешного взаимодействия ЕС и организаций гражданского общества стран ЛАКБ. Например, в Договоре об ассоциации между Европейским союзом и Чили впервые были прописаны механизмы диалога на уровне гражданского общества. В дальнейшем ЕЭСК стремился к тому, чтобы каждый договор об ассоциации с Евросоюзом предусматривал подобные механизмы.
Созданный в Чили Консультативный комитет, в который вошли представители ЕЭСК, а также организаций гражданского общества Чили, позволил обеспечить активное участие граждан в реализации заключенного соглашения. Этот опыт был признан успешным и применялся при подписании последующих договоров с другими странами и объединениями ЛАКБ. Взаимодействие с комитетами (подобными Консультативному комитету в Чили) давало возможность вычленить наиболее острые темы, беспокоящие гражданское общество. На заседаниях этих комитетов часто звучали призывы к правительствам латиноамериканских государств, например, развивать в своих странах социальную экономику.
Другой пример. Участники VII Встречи представителей гражданского общества ЕС и Латинской Америки потребовали от правительств своих стран обращать внимание на укрепление механизмов социальной защиты, включающих борьбу с безработицей, помощь людям с ограниченными возможностями, создание рабочих мест для молодежи и женщин, гарантированное пенсионное обеспечение и др. Представители гражданского общества ЕС и Латинской Америки были едины в понимании того, что «социальная экономика будет способствовать устойчивому развитию, достижению экономической и социальной сплоченности, даст возможность участвовать в распределении доходов производства, а также будет способствовать повышению занятости и обеспечит равные возможности для всех» [22].
Следует отметить, что не всегда оценки организаций гражданского общества Европы и Латинской Америки совпадают. Так, мексиканские неправительственные организации выступают за справедливые и равные двухсторонние отношения, позволяющие уменьшить неравенство, сложившееся между Мексикой и Евросоюзом. НПО пытаются доказать правительству Мексики, что отношения с развитыми странами должны выстраиваться с учетом «асимметрии» и неравномерного развития. Представители гражданского общества Мексики призвали власти страны к единству в стремлении достигнуть справедливых отношений с ЕС [9, с. 178].
Диалог Европейского союза с НПО региональных объединений Латинской Америки
Уже стало практикой, что перед подписанием крупных соглашений с региональными объединениями в ЛАКБ Евросоюз проводит широкое обсуждение основных положений этих договоров с представителями гражданского общества. Так, Европейская Комиссия организовала в Брюсселе 3 марта 2005 г. первый Форум гражданского общества по вопросам отношений «ЕС — Андское сообщество». Главной целью форума стал открытый обмен мнениями по вопросам настоящих и будущих отношений Евросоюза и стран Андского сообщества наций (Сomunidad Andina de Naciones, CAN). В повестку дня форума входило четыре темы: социальное сплочение, региональная интеграция, права человека и демократия, а также окружающая среда. Во встрече приняли участие около 70 представителей различных организаций гражданского общества (в большинстве своем из европейских стран), а также представители Европейской комиссии, Европейского парламента, правительств стран CAN и Европы.
Дискуссии на форуме разгорались вокруг самых острых проблем андского региона: права человека, колумбийская проблематика, распространение наркотиков, различные аспекты внутренней и внешней политики, обеспечение стабильности. В апреле 2007 г., перед первым туром переговоров о подписании Соглашения об ассоциации, представители гражданского общества были приглашены на встречу с членами Еврокомиссии, чтобы обменяться мнениями о ходе переговоров.
Другая встреча состоялась в ноябре — декабре 2007 г., в ней приняли участие уже 75 латиноамериканских НПО. На этой встрече выступили официальные представители CAN, участвовавшие в переговорах о подписании Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Представители гражданского общества со всей остротой подняли вопросы участия своих организаций в переговорах. Они также предложили обсудить условия выхода из соглашения и последствия его принятия для производителей. Представителей гражданского общества интересовали вопросы возможностей индустриализации на основе Соглашения об ассоциации с тем, чтобы перестать быть только экспортерами сырья. Для них было очень важно, чтобы в соглашении уважались различия в жизни, культуре и традициях народов ЕС и CAN, которые были названы «асимметрией». И, конечно, многие настаивали на включении в Соглашение об ассоциации таких тем, как права человека, культура, миграция, окружающая среда и некоторых других. Кроме того, на форуме была достигнута договоренность о дополнительных форматах встреч и каналах информации на региональном уровне после второго тура переговоров.
В апреле 2008 г. состоялась еще одна встреча в Брюсселе. Для поддержки гражданского общества стран — членов CAN в Европе был создан проект «Действие с гражданским обществом для Андского сообщества» (Acción con la Sociedad Civil para la Integración Andina, SOCICAN). Цель этого проекта состояла в том, чтобы создавать хорошо структурированную сеть гражданского диалога в CAN и гарантировать участие самого общества в процессе переговоров.
Аналогичный механизм был задействован перед подписанием Договора об ассоциации «Центральная Америка — Европейский союз» (2012 г.). Европейская комиссия и Группа миссий Центральной Америки при Европейском союзе (Grupo Centroamericano, GRUCA) выступили за проведение в январе 2004 г. в Брюсселе первого форума «Диалог с гражданским обществом ЕС — Центральная Америка по вопросам региональной интеграции». Второй форум прошел в марте 2007 г. в Тегусигальпе. Однако на этот раз организаторы диалога столкнулись с несогласием ряда НПО с материалами и выводами, подготовленными к форуму. За день до официального открытия мероприятия прошел другой, альтернативный форум — «Народный международный форум Центральная Америка — ЕС: торговля на основе справедливости и равенства возможна» [9, с. 181].
В ходе дискуссии, состоявшейся на альтернативном форуме, стало ясно, что в гражданском обществе стран Центральной Америки глубоко сомневаются в возможности справедливого экономического сотрудничества двух регионов со столь разным уровнем развития экономик. В этом проявилась фундаментальная проблема самой возможности партнерских отношений ЕС со странами Латинской Америки. Участники форума от Европы и Центральной Америки согласились обратиться к командам, ведущим переговоры, с предложением учесть эти сложности и противоречия при разработке торгового соглашения между ЕС и странами Центральной Америки. Участники форума заявили, что в основе будущего договора должны быть вопросы борьбы с бедностью и нищетой.
Участие НПО стран Mercosur в диалоге с Европейским союзом
В июне 2019 г. Европейский союз и государства — члены Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Cono Sur, Mercosur) — Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай — завершили переговоры по торговому соглашению как составной части Соглашения об ассоциации.
На этом примере важно остановиться отдельно, поскольку Mercosur и Бразилия, в частности, играют особую роль в отношениях с Евросою- зом [23], а организации гражданского общества наиболее активно участвовали в диалоге с властными структурами ЕС и правительствами своих стран. Комиссия обеспечивала полную прозрачность своей деятельности и постоянно информировала как государства, входящие в ЕС, так и Европейский парламент о каждом шаге переговорного процесса. Ход переговоров также постоянно обсуждался с организациями гражданского общества. В частности, комиссия публиковала в Интернете документы для обсуждения на переговорах и отчеты о раундах переговоров. Данная практика показывает, что прозрачность остается приоритетом комиссии в работе над проектом соглашения и при подготовке ее предложений для решений совета и парламента по подписанию и ратификации проекта [24].
Хотелось бы подчеркнуть, что в соглашении отводится важная роль институтам гражданского общества в реализации самого соглашения, включая положения о торговле и устойчивом развитии. Евросоюз и Mercosur обязуются информировать организации работодателей и работников, коммерческие структуры, группы по защите окружающей среды и другие НПО о том, как они реализуют соглашение. Как на национальном уровне, так и на совместном форуме, созданном для этой цели, эти группы гражданского общества смогут высказать свое мнение и вносить вклад в дискуссии о том, как реализуется торговая часть соглашения.
При всех благоприятных условиях диалог оказался крайне трудным. В начале 2019 г. более 600 европейских ученых и две организации из Бразилии, представляющие 300 групп бразильских коренных народов, призвали ЕС выступить в качестве «глобального лидера в поддержке прав человека, человеческого достоинства и сохранении пригодного для жизни климата, сделав устойчивое развитие краеугольным камнем своих торговых переговоров с Бразилией». В июне 2019 г. целый ряд НПО гражданского общества обратился с призывом к Европейскому союзу «использовать свое влияние для предотвращения ухудшения ситуации с правами человека и усугубления проблем, связанных с окружающей средой в Бразилии» [25].
Европейский экономический и социальный комитет провел 13 ноября 2019 г. слушания по подготовке Соглашения об ассоциации между ЕС и Mercosur. Участники обсуждения снова предприняли попытку уточнить ряд важных аспектов: позицию организованного гражданского общества по ключевым вопросам соглашения; оценить возможности и проблемы перед реализацией соглашения; оценить компромиссы и возможные последствия раздела соглашения о торговле и устойчивом развитии; изучить, как гражданское общество и консультативные структуры должны отслеживать влияние Соглашения об ассоциации с точки зрения улучшения прав человека и трудовых, социальных и экологических прав, а также строгого соблюдения международных конвенций или соглашений, которые стороны взяли на себя [26].
Касаясь гражданского общества как важного участника переговоров, следует отметить взаимодействие двух официальных структур, представляющих интересы гражданского общества от обеих сторон, — Консультативный экономический и социальный форум Mercosur (Foro Consultivo Económico Social del Mercosur, FCES) и Европейский экономический и социальный комитет. Эти два органа включены в учредительную структуру будущего договора (ст. 11 проекта договора), так как они представляют Совместный консультативный комитет (Межрегиональный консультативный комитет), в рамках которого представители обеих структур проводили встречи в течение последних лет. Диалог продолжается, а его формы и содержание станут яснее через некоторое время.
Говоря о диалоге организаций гражданского общества Латинской Америки с ЕС, следует подчеркнуть, что эпидемиологическая обстановка в мире, связанная с пандемией COVID-19, не могла не сказаться на деятельности организаций гражданского общества. В Мексике по этому поводу было проведено специальное исследование, которое показало, что многие НПО сталкиваются с финансовыми проблемами, отсутствием необходимых цифровых ресурсов, удаленной связи и многим другим [27].
Пандемия отразилась и на форме диалога ЕС с организациями гражданского общества стран Латинской Америки. Так, например, пятое заседание Совместного консультативного комитета (СКК) гражданского общества ЕС — Чили, учрежденного Соглашением об ассоциации ЕС — Чили, состоялось 15 мая 2020 г. уже в формате видеоконференции. На ней обсуждались такие вопросы, как влияние кризиса COVID-19 на сотрудничество, торговлю и инвестиции, достойный труд и неформальную экономику, а также повестка дня в области устойчивого развития. Обсуждались предложения по усилению роли Совместного консультативного комитета. Члены СКК приняли Заключительную декларацию по этим вопросам. Шестое подготовительное совещание СКК Евросоюз — Чили прошло 7 декабря 2020 г. также в формате видеоконференции [28].
Все это свидетельствует о поиске новых форм продолжения и развития диалога между гражданским обществом Латинской Америки и Европейским союзом, несмотря на возникающие трудности.
В заключение хотелось бы отметить, что Европейский союз, считая страны ЛАКБ своим стратегическим партнером, посредством диалогов и совместных форумов налаживает регулярный обмен мнениями не только между правительствами, но и между организациями гражданского общества обоих регионов. Очень важно, что стороны стремятся делать это на основе равенства, несмотря на наличие асимметрии в отношениях.
Отношения Евросоюза и государств ЛАКБ носят многоуровневый характер, в них вовлечено большое количество участников, включая гражданское общество. Установление и развитие диалога Евросоюза с гражданским обществом стран ЛАКБ ведется на трех уровнях — национальном, субрегиональном и региональном. ЕЭСК работает с неправительственными организациями в Латинской Америке и Карибском бассейне с 1990-х годов. Приоритеты этой европейской структуры включают в себя развитие организаций гражданского общества, экономическое и социальное развитие, региональную интеграцию и сотрудничество в многосторонней сфере.
Евросоюз предлагает странам ЛАКБ более широкий спектр взаимодействия на международной арене: сотрудничество в целях развития; политические диалоги и саммиты; соглашения о свободной торговле и координацию действий в решении глобальных проблем. Важно, что такая политика проводится не только на уровне официального Брюсселя и правительств государств — членов ЕС, но и гражданского общества.
Отметим, что правительства государств Евросоюза отдают себе отчет в том, что налаживание диалога с гражданским обществом стран ЛАКБ является сложным и долгим процессом, однако продолжают идти по пути формирования качественно нового уровня отношений между двумя регионами, преодолевая трудности исторического, социального и культурного характера.
Библиография
- 1. Ельникова В.Д. Основные направления межрегионального сотрудничества Европейского Союза со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (на примере саммитов ЕС–СЕЛАК). Проблемы постсоветского пространства. М., № 6 (1), 2019, сс. 33‒42. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-33-42
- 2. Ивановский З.В. Политические сдвиги в Латинской Америке и проблемы отношений с ЕС. Современная Европа. М., 2020, № 7, сс. 144‒154. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020144154
- 3. Калашников Н. Куба – ЕС: трудный путь к сотрудничеству. Современная Европа. М, 2020, № 7, сс. 155‒165. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020155165
- 4. Тайар В.М. Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия. Современная Европа. М., 2019, №4, сс. 16‒26. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420191626
- 5. Конева И.В. Трансатлантические отношения ЕС – Латинская Америка в конце XX – начале XXI вв. Научный диалог: История. Социология. Экономика. 2013, № 1(13), cc. 110–125.
- 6. Ермольева Э. Европейская социальная модель и возможности построения государства благосостояния в Латинской Америке. Современная Европа. M, 2020, № 7, cс. 166‒176. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020166176
- 7. World NGO Day: Statement by the High Representative/Vice-President Josep Borrell Available at: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_en/75229/World% 20NGO%20Day%20Statement%20by%20the%20High%20Representative/Vice-President%20Jo-sep%20Borrell (accessed 09.04.2021).
- 8. Канунников А.А. ЕС – Латинская Америка. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. Коллективная монография. Отв. ред. Громыко Ал.А., Носов М.Г. Москва, Весь Мир, 2015, сс. 393 – 439.
- 9. Канунников А.А. Гражданское общество: опыт стран Европейского союза и России. М.: ИЕ РАН; ИД Юриспруденция, 2017, 268 c.
- 10. Канунников А.А. Неправительственные организации и соглашение о свободной торговле Евросоюз – Мercosur. Латинская Америка. М., 2020, № 1, сс. 47-53. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S0044748X0007758-2
- 11. Plan-international: advancing children's rights and equality for girls in more than 75 countries. Available at: https://plan-international.org/organisation (accessed 09.04.2021).
- 12. La Friedrich-Ebert-Stiftung cuenta con proyectos sociopolíticos en 21 países de América Latina y el Caribe. Available at: https://www.fesmedia-latin-america.org/ (accessed 09.04.2021).
- 13. Council Conclusions on the Joint HR/Commission Communication on EU relations with Latin America and the Caribbean, "Joining forces for a common future". Brussels, 13 May 2019 (OR. en) 9241/19
- 14. Lista de delegaciones por región Available at: https://www.euro-parl.europa.eu/delegations/es/list/byregion (accessed 09.04.2021).
- 15. Proyectos de la UE en Chile. Available at: https://eeas.europa.eu/delegations/chile/area/projects_es (accessed 12.04.2021).
- 16. Los proyectos de la Comisión Europea en Chile. Available at: https://eeas.europa.eu/delegations/chile/1057/proyectos-de-la-ue-en-chile_es (accessed 12.04.2021).
- 17. European Economic and Social Committee. Social cohesion in Latin America and the Caribbean cohesión social. REX/152. Brussels, 5 January 2004. Available at: https://dmsearch.eesc.europa.eu/search/public (accessed 09.04.2021).
- 18. Latinobarómetro 2018. Informe 2018. Р. 15. Available at: https://www.latinobarometro.org/lat.jsp (accessed 09.04.2021).
- 19. Noveno Encuentro de la Sociedad Civil Organizada Unión Europea – América Latina y el Caribe - Ciudad de Panamá. Available at: https://www.eesc.europa.eu/es/agenda/our-events/events/noveno-encuentro-de-la-sociedad-civil-organizada-union-europea-america-latina-y-el-caribe-ciudad-de-panama (accessed 09.04.2021).
- 20. European Economic and Social Committee. Final declaration. Available at: https://www.eesc.europa.eu/es/documents/final-declaration/final-declaration-0 (accessed 09.04.2021).
- 21. Tercer Encuentro Sociedad civil organizada América Latina y Caribe-Unión Europea // F-CESE 2098/2004 FR-CVE/MP/mb. P. 4.
- 22. El VII Encuentro de la Sociedad Civil UE-América Latina pide un mayor reconocimiento e impulso de la Economía Social. Available at: http://www.observatorioecono-miasocial.es/actualidad-observatorio.php?id=2187 (accessed 09.04.2021).
- 23. Давыдов В.M. и др. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле. М.: ИЛА РАН, серия «Саммит», 2019, 146 с.
- 24. European Commission, tradoc 158143. Trade part of the EU-Mercosur Association Agreement. Available at: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/july/tradoc_158143.%20Regional%20Integration%20Clause.pdf (accessed 09.04.2021).
- 25. Fern. 340+ Organisations call on the EU to immediately halt trade negotiations with Brazil. Available at: https://www.fern.org/news-resources/340-organisations-call-on-the-eu-to-immediately-halt-trade-negotiations-with-brazil-1981/ (accessed 09.04.2021).
- 26. Hearing on the EU-Mercosur Association Agreement: The views of organized civil society. Available at: https://www.eesc.europa.eu/en/agenda/our-events/events/hearing-eu-mercosur-association-agreement-views-organized-civil-society (accessed 12.04.2021).
- 27. Sociedad civil organizada frente al COVID-19. Impacto, retos y acciones de resiliencia. Available at: https://educiac.org.mx/wp-content/uploads/2020/09/ResumenEjecutivo-SCOfrentealCovid19-VF.pdf (accessed 09.04.2021).
- 28. 5th meeting of the EU-Chile Joint Consultative Committee. Available at: https://www.eesc.europa.eu/en/agenda/our-events/events/5th-meeting-eu-chile-joint-consultative-committee (accessed 09.04.2021).