- Код статьи
- S0044748X0017110-0-1
- DOI
- 10.31857/S0044748X0017110-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 11
- Страницы
- 33-47
- Аннотация
В статье описан опыт Чили в области мобилизации финансовых ресурсов для борьбы с изменениями климата, смягчения их негативных последствий и адаптации к изменению климата. Кратко представлен обзор сопутствующих факторов и проанализирован процесс формирования государственной политики по финансированию расходов, связанных с указанной выше сферой. Перечислены основные институты, механизмы, источники и направления финансирования. Рассмотрены международные и национальные инициативы и меры по мобилизации ресурсов институциональных инвесторов и факторы, препятствующие финансированию. Сделан вывод о целесообразности изучения опыта Чили в контексте решения подобных проблем в России.
- Ключевые слова
- институциональные инвесторы, государственная климатическая политика, мобилизация ресурсов для противодействия климатическим изменениям
- Дата публикации
- 02.11.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 1393
В тексте Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) признается тот факт, что уязвимость всех государств перед угрозой изменения климата одинакова, и содержится призыв к принятию мер по смягчению его последствий и адаптации к изменениям климата. Это особенно актуально для государств, не обладающих достаточными ресурсами для самостоятельного финансирования таких мероприятий в полном объеме. Здесь особую роль играют институциональные инвесторы, которые, с учетом имеющегося у них объема финансовых ресурсов, способны внести существенный вклад в защиту климата. Во многих странах реализованы подходы по регулированию деятельности институциональных инвесторов и меры по стимулированию их более активного участия в климатическом финансировании.
В последние годы комплекс вопросов, связанных с устойчивым развитием в странах Латинской Америки, вызывает широкий интерес научного общества. В 2017 г. вышла монография, посвященная проблемам инновационного развития в странах этого региона, где наряду с другими достижениями отмечены тенденции и успехи ряда государств в развитии «зеленой» экономики, а также пути международного сотрудничества [1]. В 2018 г. Институт Латинской Америки РАН (ИЛА РАН) провел конференцию «Латинская Америка в решении глобальных проблем (изменения климата и охраны окружающей среды)», на которой были рассмотрены пути реагирования на климатическую угрозу странами региона, а также национальные и международные усилия по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним [2]. Проблеме институционального развития в современных условиях посвящена работа отечественного исследователя В.М.Давыдова [3], в которой проанализирован опыт первых лет реализации концепции устойчивого развития. Ученый делает вывод о том, что в странах Латинской Америки эта концепция может быть перспективной при условии не только перестройки существующих механизмов регулирования, но и создания новых институтов с государственным участием. О необходимости структурных экономических изменений для решения проблем устойчивого развития пишет Л.Н.Симонова, которая анализирует проблемы технологического обновления и модернизации производственной инфраструктуры [4]. На пути к устойчивому развитию необходимо преодолеть технологическую отсталость и повысить конкурентоспособность экономики.
Авторы указанных выше работ справедливо отмечают уязвимость стран региона перед климатической угрозой. Они также констатируют стремление правительств к достижению целей устойчивого развития ООН и выполнению обязательств в рамках Парижского соглашения по климату. Однако вопросы финансирования остаются недостаточно освещенными, хотя в последнее время в международной повестке широко обсуждается формирование механизмов финансирования, привлечения институциональных инвесторов и развития международного сотрудничества. Финансирование проблем, связанных с изменениями климата, может стать в этих странах стимулом для развития новых технологий и обмена международным опытом.
Климатическая тематика прочно вошла в число национальных приоритетов и является предметом государственных доктрин и стратегий многих стран. В Чили это направление уже в течение многих лет стоит на повестке дня государственной политики как один из приоритетов развития. Ключевыми здесь являются реформа энергетики в направлении развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и формирование рентабельной системы энергоснабжения, работающей без сезонных срывов, характерных для традиционной гидроэнергетики [5]. Географические условия различных регионов страны хорошо изучены и благоприятны для развития таких видов энергетики, как геотермаль-ная [6], солнечная [7] и ветровая [8].
Актуальность и перспективы развития ВИЭ анализировались и обосновывались учеными разных стран [9], а также экспертами международных финансовых организаций [10]. Чилийский опыт оценивается в аналитических документах международных фондов и банков развития [11, 12] как пример удачного применения инструментов финансирования программ, связанных с изменениями климата. В российских источниках эта тема нашла свое отражение с позиции оценки перспектив развития солнечной энергетики [13], а также с точки зрения изучения возможности применения чилийского опыта [14].
Цель данной работы — выявить главные черты успешного опыта Чили в области климатического финансирования проектов, связанных с изменениями климата, обозначив при этом основные проблемы в этой сфере. При подготовке статьи автор опирался на открытые источники информации специализированных организаций, российскую и зарубежную научную литературу, а также на аналитические обзоры и статистические материалы международных организаций. При обработке информации применялись анализ, синтез, а также исторический, статистический, системно-структурный и причинно-следственный методы.
Климатические проблемы Чили
Уязвимость Чили в природоохранном отношении определена географическими и историческими условиями. Вырубка лесов, загрязнение воздуха, процессы опустынивания, эрозия почвы, нехватка воды, сокращение биоразнообразия — основные проблемы, которые характерны для многих стран и которые усугубляются в условиях современного изменения климата. Специфика Чили состоит в том, что значительная часть территории страны расположена в труднодоступных горных или пустынных районах, где отсутствует электроснабжение, и население отапливает жилые помещения углем, что приводит к дополнительному загрязнению воздуха. Другой особенностью Чили является нарушение экологических систем, возникшее в результате многолетней горнодобывающей деятельности.
Отсутствие значительных запасов нефти и газа ограничивает возможности энергетики, в связи с чем в 2015 г. была принята Государственная энергетическая стратегия «Энергия 2050» [15], ориентированная на достижение долгосрочных целей в четырех стратегических направлениях:
- обеспечение качества и безопасности услуг в энергетической сфере;
- сохранение энергетики в качестве основы экономики страны;
- «экологизация» энергетики и развитие ВИЭ;
- повышение энергетической эффективности и развитие экологического образования.
В «Стратегии» указаны целевые показатели на 2025, 2030, 2035 и 2050 гг. по каждому из четырех направлений. Документ позволяет государственным регуляторам и компаниям ориентироваться в национальных долгосрочных приоритетах и выстраивать свои стратегии в соответствии с ними. В то же время быстрое развитие ВИЭ позволяет пересматривать ранее установленные планы и ставить более амбициозные задачи, чем указано в документе. Государственная политика по финансированию вопросов, связанных с климатом
Чилийская модель социально-экономического развития имеет неолиберальную основу в сочетании с адресной социальной политикой и включает в себя эффективную экономику, ориентированную на модернизацию и инновации. Кроме того, чилийская модель предполагает консолидированную демократию, прагматическую внешнюю политику и открытость к партнерскому участию в глобальном мире [16]. Дефицит природных энергоресурсов и ограниченность бюджетных средств компенсируется амбициозной государственной политикой по продвижению ВИЭ и активным сотрудничеством с международными донорами. Дополнительным стимулом к развитию ВИЭ стало то, что за период 1990—2010 гг. в результате интенсивного промышленного развития объем эмиссии парниковых газов (ПГ) вырос на 83,5%, а в энергетике — на 104%, в основном за счет развития транспорта, горнодобывающей промышленности и сокращения площади лесов [17]. Правительство Чили с 2004 г. последовательно развивает законодательную и нормативную базу, оказывает прямую государственную поддержку инвестициям в разработку новых технологий и реализацию масштабных климатических проектов, а также создает условия для привлечения инвестиций и международной финансовой помощи. В 2006 г. была принята первая государственная стратегия в области климатических изменений, в 2008 г. — национальный план действий на период до 2012 гг. [18], а в 2015 г. — долгосрочная программа «Энергия 2050. Энергетическая политика Чили», ставшая ключевым стратегическим документом в этой области.
На рисунке 1 представлены основные институты, ответственные за выработку и реализацию государственной политики в сфере климата. Ведущим институтом является министерство охраны окружающей среды. В его состав входит Департамент изменений климата, отвечающий за проведение исследований и выработку рекомендаций. Министерский совет по устойчивому развитию и климату, включающий в себя представителей ключевых министерств, занимается выработкой предложений по государственной политике для президента страны. Государственный консультационный совет объединяет представителей экспертного сообщества, научных организаций, гражданского общества, деловых кругов и профсоюзов. В каждом из министерств, имеющим отношение к климатической тематике, созданы рабочие группы с координаторами, взаимодействующие с межминистерским техническим комитетом по вопросам изменения климата.
Организационная структура механизма климатического финансирования представлена на рис. 2. Механизм позволяет использовать частное финансирование и привлекать институциональных инвесторов наряду с государственными ресурсами и международными донорами.
В 2019 г. при содействии Межамериканского банка развития (Banco Interamericano de Desarrollo, BID) были выработаны новая государственная стратегия по климату, а также программа по развитию финансирования вопросов, касающихся климата. В стратегии предусмотрены следующие меры по трем основным направлениям:
Рис 1. Институты, разрабатывающие политику в сфере климата
Рис. 2. Механизм финансирования проектов по климату
__________
Источник: составлены автором по [17].
- поднять уровень информированности общества о состоянии климата и его изменениях, повысить степень достоверности и надежности научно обоснованной статистической и аналитической информации для формирования приоритетов и принятия государственных решений;
- создать механизм мобилизации финансовых ресурсов, включая международных доноров и выпуск суверенных «зеленых» облигаций;
- развивать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Из стратегии вытекают задачи, которые должны быть решены в ближайшие два года: определить объем и график необходимых инвестиций и разработать «дорожную карту» по достижению углеродной нейтральности1; составить список инвестиционных проектов, включая те, которые необходимо финансировать из бюджетных средств; разработать план выпуска государственных «зеленых» облигаций и приступить к их эмиссии; 4) выработать «“Зеленую” дорожную карту 2020+», согласовав ее с государственными органами, частными инвесторами и заинтересованными участниками финансового рынка. Таким образом, государственная политика рассматривает финансирование проектов, связанных с климатом, как один из национальных приоритетов и призывает к объединению усилий различных секторов экономики и заинтересованных групп инвесторов [19, 20].
Источники финансирования проектов, связанных с климатом
Источниками финансирования программ, связанных с климатом, являются бюджетные и внебюджетные средства, международные доноры, «зеленые» облигации.
Бюджетное финансирование реализуется в основном тремя способами: субсидиями, фискальными инструментами и через государственных институциональных инвесторов. Примером субсидии является инвестиционная программа InvestChile, реализуемая с 2005 г. В рамках этой программы правительство поддерживает проведение исследований в области технологий ВИЭ, в частности, предоставляя субсидии объемом до 40% от стоимости работ. С 2014 г. министерство энергетики финансирует программу продвижения ВИЭ в корпоративный сектор, через которую компании, использующие ВИЭ, получают налоговые льготы. С 2009 г. правительство финансирует программу развития ВИЭ в сельских районах (Programa de Energización Rural y Social, PERYS), в рамках которой субсидируются работы по проектированию, строительству и эксплуатации электростанций с использованием ВИЭ, а также обучение специалистов. Налоговые льготы предоставляются в различных ситуациях: например, вычеты налогов для владельцев недвижимости при использовании ими солнечных батарей, а также преференции для малых (до 10 кВт) электростанций, используемых в домашних хозяйствах, передающих излишки выработанной с помощью ВИЭ энергии в общую сеть [21].
В 2014 г. был организован государственный энергетический фонд (Energy Access Fund) для финансирования работ по обеспечению доступности электроэнергии с использованием ВИЭ, а также для продвижения технологий ВИЭ в сельскохозяйственную и лесную отрасли [22]. Средства фонда идут на создание малых электростанций и на разработку новых технологий в этой области. Государственное агентство экономического развития (Corporación de Fomento de la Producción de Chile, CORFO) — важный источник климатического финансирования. С 2005 г. CORFO участвует в реализации большинства климатических проектов, а также в предоставлении субсидий и льготных займов в рамках программы InvestChile для выполнения предпроектных работ и НИОКР [17].
Внебюджетные источники пока слабо используются, но в настоящее время обсуждаются возможности совместного сотрудничества между основными институциональными инвесторами. Создана рабочая группа по организации ГЧП для развития «зеленого» финансирования, куда входит министерство финансов, Центральный банк и ряд крупных частных институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании, биржа и др.).
Международные доноры — активные участники финансирования проектов по климату. Для них Чили представляет собой страну, с которой удобно работать и где правительство успешно координирует деятельность международных партнеров, сочетая их с усилиями национальных инвесторов. Государственное участие в таких проектах ограничено вкладами правительства в неденежной (натуральной) форме, либо в виде грантов. Важнейшими международными финансовыми организациями для Чили являются: Всемирный банк, Межамериканский банк реконструкции и развития, Зеленый климатический фонд (Green Climate Fund, GCF) и Глобальный экологический фонд (Global Environment Facility, GEF). На двусторонней основе активно работает правительство Германии, которое с 2008 г. финансирует программу развития солнечной энергетики в рамках своей Международной климатической инициативы.
«Зеленые» облигации (Green Bond Principles, GBP) с 2019 г. применяются для привлечения дополнительных ресурсов. Чили первой из стран Латинской Америки при поддержке BID приступила к их выпуску, согласно «Принципам “зеленых” облигаций», принятым Международной ассоциацией рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA) [23]. Объем первого выпуска составил 1,42 млрд долл. с доходом 3,5%, самым низким за всю историю страны, объем второго — 860 млн долл. Целевое назначение облигаций — финансирование ВИЭ, низкоуглеродного транспорта, управления водными ресурсами и энергоэффективности зданий. Появление облигаций вызвало интерес у более 300 инвесторов, многие из которых впервые решились на инвестиции в Чили, и в короткое время привлекло инвестиций на сумму 7 млрд долл. [24]. В 2020 г. были выпущены новые 12-летние облигации на 750 млн долл. с доходом 2,6%, а также дополнительные 30-летние облигации предыдущего выпуска 2019 г. с доходом 3,28% на сумму 900 млн долл. Спрос на эти облигации более чем в два раза превысил объем их выпуска. Кроме того, появились облигации, номинированные в евро, объемом 1,3 млрд евро (20 лет) и 0,7 млрд евро (12 лет). Таким образом, общий объем выпуска государственных «зеленых» облигаций составляет 6,228 млрд долл. [25].
Направления финансирования проектов по климату
Основными направлениями являются сектора экономики, где происходит генерация и эмиссия ПГ (энергетика, общественные и жилые здания, транспорт, экологические системы и сельское хозяйство), а также экологические системы, требующие защиты от климатических изменений.
Энергетика является одним из основных направлений финансирования проектов, связанных с климатом, поскольку производит около 78% всего объема ПГ в Чили [26]. Главное здесь — развитие ВИЭ в тех формах и объемах, которые наиболее подходят к местным условиям. Для этого реализуется программа InvestChile, а также PERYS для продвижения технологий в сельские районы. Созданный в 2014 г. государственный энергетический фонд (0,8 млн долл.) финансирует строительство малых солнечных электростанций в труднодоступных районах. Министерство энергетики продвигает ВИЭ в рамках своей программы объемом 85,5 млн долл., предоставляя налоговые льготы компаниям, использующим ВИЭ. В области ветровой энергетики Чили является лидером среди стран своего региона, привлекая инвесторов и выделяя территории под строительство электростанций в тех районах, где имеются значительные ресурсы ветровой энергии. С 2020 г. с участием немецкой компании Enercon реализуется крупный инвестиционный проект по строительству 140 ветровых установок общей мощностью 980 МВт, что приведет к выработке 2000 ГВт·ч электроэнергии в год [27].
Общественные и жилые здания как крупные потребители энергии вносят свой вклад в эмиссию ПГ. С 2010 г. действует закон, направленный на стимулирование использования солнечных батарей строительными компаниями при конструировании и строительстве зданий и владельцами недвижимости при эксплуатации зданий [28]. Закон предусматривает налоговые льготы для строительных компаний и для домашних хозяйств, использующих солнечные батареи, а также гарантирует владельцам малых электростанций передачу в общую сеть излишков электроэнергии по выгодным тарифам [29].
Транспортная сфера обладает значительным потенциалом с точки зрения снижения эмиссии ПГ. Основные усилия направлены на модернизацию городского транспорта, внедрение электробусов, создание транспортной инфраструктуры и совершенствование логистики. Наиболее крупный проект был реализован в 2018—2019 гг. в Сантьяго, где удалось модернизировать систему городского транспорта на основе ГЧП с участием правительства, муниципалитета и коммерческих компаний [30].
Экологические системы страны весьма уязвимы [31]. Территория Чили расположена в нескольких климатических зонах и подвержена неблагоприятным природным явлениям — землетрясениям, засухам, агрессивному воздействию океана на протяжении более 4 тыс. км береговой линии, а также снежным лавинам в горах. Правительство уделяет большое внимание сохранению биоразнообразия, восстановлению лесов и охране экосистем и организует финансирование этих проектов, используя такие источники, как федеральный и региональные бюджеты, институциональные инвесторы и международные доноры [32]. Для финансирования защиты национальных парков и заповедников создана Национальная лесная корпорация (Corporación Nacional Forestal, Conaf) — частная организация, входящая в состав министерства сельского хозяйства. В защите охраняемых территорий также участвуют около 500 различных частных организаций и инициатив в форме ГЧП. Созданы специальные государственные фонды, управляющие этими территориями, куда направляются частные инвестиции с целью создания привлекательных условий для туристического бизнеса [33].
Меры по мобилизации институциональных инвесторов
Для мобилизации институциональных инвесторов в проекты по климату Чили выдвигает различные инициативы в области стратегического планирования, развития законодательства и нормативно-правового регулирования, а также привлекает иностранные инвестиции и сотрудничает с международными организациями, занимающимися вопросами климата.
Новые обязательства в рамках Парижского соглашения по климату были приняты в 2020 г. под влиянием того, что за период 2010—2019 гг. были привлечены инвестиции в развитие ВИЭ на сумму более 15 млрд долл., и страна стала одной из самых привлекательных в мире по инвестициям в развитие ВИЭ. Использование ВИЭ на электростанциях стало дешевле, чем строительство и эксплуатация новых объектов с использованием ископаемого топлива. Обязательство по достижению 20% уровня выработки электроэнергии за счет ВИЭ к 2025 г. было выполнено еще в 2018 г. В связи с этим в 2020 г. Чили взяла на себя новые, более амбициозные обязательства по сравнению с принятыми ранее в 2015 г. в рамках Парижского соглашения [34]. Новые обязательства сформулированы в следующих пяти тезисах:
- социальная направленность. Новые повышенные обязательства направлены на решение национальных задач социального развития;
- ускоренное снижение эмиссии ПГ. Ранее Чили собиралась снизить к 2030 г. годовой объем эмиссии на единицу ВВП на 30% по сравнению с 2007 г. до уровня 131 млн т в год при условии получения определенной международной финансовой помощи. Согласно новым обязательствам, снижение эмиссии начнется раньше, и к 2030 г. эмиссия составит 95 млн т без предварительного условия о предоставлении помощи. Таким образом, Чили выдвигает более амбициозные инициативы, чем другие страны, и готова двигаться более быстрыми темпами, чем среднемировые, а именно: темпы Чили соответствуют ограничению роста средней температуры не более чем на 2°, в то время как действующие суммарные обязательства всех стран соответствуют ограничению роста в 3;
- переход от относительных целей к абсолютным. В рамках прежних обязательств формулировалось снижение эмиссии ПГ в терминах «на единицу ВВП», что при определенных условиях может приводить к росту абсолютных объемов эмиссии. Новые обязательства устанавливают предел эмиссии в терминах физического объема — не более 95 млн т ПГ к 2030 г., что является намного более прозрачным и легко проверяемым критерием. Это означает, что Чили фактически выполнила призыв, содержащийся в Парижском соглашении в адрес промышленно развитых стран, о переходе с целей, сформулированных в относительных единицах, на цели, выраженные в абсолютных цифрах;
- установление эмиссионного лимита на период до 2030 г. Среди новых обязательств указан ожидаемый объем эмиссии ПГ по годам и суммарный объем за весь период с 2020 по 2030 г. Большинство других стран указывает лишь ориентировочные объемы годовой эмиссии, которые планируется достичь к 2030 г. без указания суммарного объема эмиссии за весь период. Поскольку температура чувствительна к накопленному количеству эмиссии, то поставленная цель является амбициозной и строгой;
- ограничения эмиссии «черного» углерода. Отдельно от цели сокращения эмиссии ПГ ставится задача по снижению объема эмиссии «черного» углерода2.
Углеродный налог в Чили был введен в 2014 г. в дополнение к существовавшему ранее акцизу на моторное топливо и применяется с 2017 г. в отношении крупных эмитентов ПГ в промышленности и в энергетике. Налог взимается с производителей электроэнергии из ископаемого топлива, использующих мощности более 50 МВт и не взимается с мелких производителей, а также с производителей энергии, использующих биомассу и ВИЭ [35]. Ставка налога составляет 5 долл. за 1 т СО2, что значительно ниже, чем в большинстве других стран. Налогооблагаемый объем выбросов CO2 в 2017 г. составил около 2,65 млн т в год, что составляет около 40% всего объема выбросов ПГ.
В 2015 г. крупнейшая биржевая площадка страны ввела в действие чилийский аналог индекса устойчивости по примеру индекса Доу Джонса. Введение индекса способствует практическому распространению принципов ответственного инвестирования среди участников биржевых операций. Для привлечения институциональных инвесторов в «зеленый» сегмент финансового рынка биржа в 2017 г. опубликовала «Руководство по проведению ответственных инвестиций для эмитентов» [36], в котором прописаны принципы отбора инвестиционных проектов, процедуры рассмотрения и утверждения заявок, требования к эмитентам и к отчетности.
Инициатива по отказу от использования угля в энергетике была предпринята правительством в 2018 г. в связи с успехами по развитию ВИЭ. Несмотря на то, что традиционно доля угля в энергетике была высокой (40%), было принято решение о прекращении строительства новых угольных электростанций, и оно было поддержано Ассоциацией генерирующих компаний Чили. В настоящее время специальная рабочая группа экспертов изучает все действующие угольные станции с точки зрения возможности и целесообразности их остановки, принимая во внимание технологические, социальные, природоохранные и экономические аспекты. __________ Поддержка инвестиций в развитие «зеленого» водорода является частью государственной политики. «Зеленым» водородом называется искусственно синтезируемый из воды водород с помощью ВИЭ, который является экологически чистым топливом и может быть альтернативой нефтепродуктам, в частности в гибридном автотранспорте, что может значительно снизить уровень эмиссии ПГ. Правительство поддерживает развитие технологий производства и хранения «зеленого» водорода через законодательство и нормативно-техническое регулирование, а также прямым финансированием через CORFO. Планируется создать крупный научно-исследовательский центр по разработке технологий синтеза «зеленого» водорода и его хранения, который может стать одним из мировых лидеров в этой области [37].
Барьеры
Наличие доступных и коммерчески привлекательных технологий еще не гарантирует успешной реализации проектов по климату из-за наличия специфических барьеров, среди которых выделяют финансовые (слабые стимулы для инвесторов, дополнительные затраты на управление рисками, субсидии на традиционные виды топлива, низкая доходность инвестиций, транзакционные затраты и др.) и нефинансовые (законодательные, административные, технологические, институциональные, информационные и др.) [38]. Некоторые из этих барьеров существенно сдерживают институциональных инвесторов [17].
Одним из главных финансовых барьеров является необходимость долгосрочных и весьма рисковых инвестиций. Правительство стремится смягчить эту проблему, разделяя риски с инвесторами, а также с помощью международных доноров. Серьезным барьером является также риск, связанный с обменным курсом. Многие проекты выполняются иностранными компаниями, и их финансирование рассчитывается в долларах, что влечет за собой опасность девальвации национальной валюты, поэтому требуется дополнительное страхование, приводящее к удорожанию проектов. Для нейтрализации таких рисков используются хеджирование, либо специальные международные инструменты в рамках Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA), либо специальные обменные фонды.
Нефинансовые барьеры также представляют значительную проблему. Энергетическая система Чили децентрализована и состоит из ряда разрозненных комплексов, а многие районы страны расположены в труднодоступной горной или пустынной местности. Все эти факторы усложняют реализацию многих проектов по климату, связанных с необходимостью передавать выработанную энергию в общую сеть. Правительство решает эту задачу путем стимулирования строительства дополнительных сетей, а также создавая возможности для соединения между собой существующих сетей. Негибкое законодательство является еще одним барьером. Все проекты в области климатического финансирования, независимо от масштабов и используемой технологии, регулируются едиными законами и подзаконными актами, что не всегда удобно, особенно применительно к небольшим проектам. Правительство планирует ввести дифференцированные подходы к регулированию проектов с использованием разных технологий [39].
В последние годы растет актуальность организации системы финансирования проектов, связанных с климатом, в глобальном масштабе для обеспечения устойчивого развития мировой экономики и противодействия негативным последствиям изменения климата [40]. В странах с переходной экономикой процесс формирования институциональных механизмов финансирования указанных выше проектов имеет ряд особенностей, которые могут быть актуальными для поиска путей стимулирования институциональных инвесторов в России [41]. Пример Чили, весьма уязвимой в климатическом отношении, показывает, что за сравнительно небольшое время возможно создать основу регулирования в области финансирования программ и проектов по климату. В стране разработаны и продолжают совершенствоваться стратегические документы, позволяющие институциональным инвесторам формировать свою стратегию участия в финансировании этих проектов. Не обладая значительными природными и бюджетными ресурсами, но умело пользуясь имеющимися возможностями, чилийцы подняли климатическую повестку на высокий уровень государственных приоритетов. Эта страна выработала амбициозную стратегию в области защиты климата и благодаря международной помощи стала одним из региональных лидеров в области финансирования проектов по климату и программ устойчивого развития. Этот опыт заслуживает изучения при формировании политики Российской Федерации в области климата.
Библиография
- 1. Возможности и пределы инновационного развития Латинской Америки. Отв. ред. Симонова Л.Н. М., ИЛА РАН, 2017, 552 с.
- 2. Николаева Л.Б. Латинская Америка в поисках пути экологически устойчивого развития. Латинская Америка. М., 2019, № 5, сс. 90-99.
- 3. Davydov V.M. Enfoques conceptuales para interpretar la problemática del desarrollo sostenible. Iberoamérica. Moscow, 2020, N 4, рp. 5-23. DOI: 10.37656/s20768400-2020-4-01.
- 4. Simonova L.N. Renovación tecnológica y desarrollo sustentable de América Latina. Iberoamérica. Moscow 2021, N 2, pp. 5-34. DOI: 10.37656/s20768400-2021-2-01.
- 5. Costos marginales, estrategias comerciales y regulación. Available at: http://www.centralenergia.cl/2011/09/20/costos-marginales-estrategias-comerciales-y-regulacion/ (accessed 01.06.2021).
- 6. Chile usa sus volcanes para avanzar en su transformación energética. Available at: https://www.nytimes.com/es/2017/08/14/espanol/america-latina/renovables-chile-cerro-pabellon.html (accessed 01.06.2021).
- 7. A Solar Saudi Arabia. Available at: https://www.washingtonpost.com/sf/world/ 2017/03/31/while-trump-promotes-coal-other-countries-are-turning-to-cheap-sun-power/ (accessed 01.04.2021).
- 8. Wind Energy in Chile. Available at: https://www.borgenmagazine.com/wind-energy-in-chile/ (accessed 01.05.2021).
- 9. Reporte Anual 2016. Coordinador Eléctrico Nacional. Available at: https://www.coordinador.cl/wp-content/uploads/2017/05/Reporte-Anual-2016.pdf (accessed 01.02.2021).
- 10. Renewable energy to power irrigation in the Atacama Desert. Available at: https://www.iadb.org/en/news/renewable-energy-power-irrigation-atacama-desert (accessed 01.02.2021).
- 11. Chile's third biennial update report. Available at: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/5769410_Chile-BUR3-1-Chile_3BUR_English.pdf (accessed 01.06.2021).
- 12. Climate Change Strategies 2020. Available at: https://reliefweb.int/report/world/climate-change-strategies-2020 (accessed 01.04.2021).
- 13. Акимова В.В. Сравнительный анализ траекторий развития солнечной энергетики в Чили и Бразилии. Латинская Америка. М., 2019, № 9, cс. 64-75. DOI: 10.31857/S0044748X0006155-9.
- 14. Yarygin G. O. The renewable energy revolution in Chile. Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность. Доклады и материалы третьего международного форума. Санкт-Петербургский государственный университет. 2017, сс. 501 – 509.
- 15. Energy 2050. Chile’s Energy Policy. Available at: https://www.energia.gob.cl/sites/default/files/energia_2050_-_politica_energetica_de_chile.pdf (accessed 01.09.2021).
- 16. Дьякова Л.В. Новое правительство Чили: перед вызовами справедливости и эффективности. Мировая экономика и международные отношения. 2015, № 5, сс. 71-80.
- 17. Holmes I., Moya G. et. al. Considerations for a Climate Finance Strategy in Chile. 2016. 125 p. Available at: https://www.jstor.org/stable/resrep17703.10 (accessed 01.03.2021).
- 18. Chile National Climate Change Action Plan 2008 — 2012. Available at: http://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/wp-content/uploads/laws/1306-ENtranslation.pdf (accessed 01.04.2021).
- 19. Jaramillo M. How Chile’s new finance strategy can support it achieve carbon neutrality. Available at: https://blogs.iadb.org/sostenibilidad/en/how-chiles-new-finance-strategy-can-support-it-achieve-carbon-neutrality/ (accessed 01.09.2021).
- 20. Cullen K. How did Chile become a global climate leader? Available at: https://ensia.com/articles/chile-climate-leader-cop25/ (accessed 01.06.2021).
- 21. Clean energy targets in Chile: 20/25 and the contribution of solar power. Available at: https://www.centreforpublicimpact.org/case-study/clean-energy-targets-chile-2025/ (accessed 01.06.2021).
- 22. Renewable Energy Policy Brief. Chile Available at: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2015/IRENA_RE_Latin_America_Policies/IRENA_RE_Latin_America_Policies_2015_Country_Chile.pdf?la=en&hash=304E17839F669D9E62CD40C68391A31364F97892 (accessed 01.06.2021).
- 23. The IDB supports Chile in a sovereign green bond development. Available at: https://www.iadb.org/en/news/idb-supports-chile-sovereign-green-bond-development (accessed 01.06.2021).
- 24. Sovereign Green Bonds: 4 reasons to pay attention in LAC. Available at: https://blogs.iadb.org/sostenibilidad/en/sovereign-green-bonds-5-reasons-to-pay-attention-in-lac/ (accessed 01.06.2021).
- 25. Chile makes 3rd sovereign green issuance: Record rates for Jan 2020 Climate Bonds certified transaction. Available at: https://www.climatebonds.net/2020/02/chile-makes-3rd-sovereign-green-issuance-record-rates-jan-2020-climate-bonds-certified (accessed 01.06.2021).
- 26. Chile's Third Biennial Update Report 2018. Available at: https://www4.unfccc.int/sites/SubmissionsStaging/NationalReports/Documents/5769410_Chile-BUR3-1-Chile_3BUR_English.pdf (accessed 01.05.2021).
- 27. Chile advances South America's biggest wind farm. Available at: https://www.windpowermonthly.com/article/1674269/chile-advances-south-americas-biggest-wind-farm (accessed 01.04.2021).
- 28. Chile: Tax Rebate for Construction Companies. Available at: https://www.solarthermalworld.org/news/chile-tax-rebate-construction-companies (accessed 01.06.2021).
- 29. Clean energy targets in Chile: 20/25 and the contribution of solar power. Available at: https://www.centreforpublicimpact.org/case-study/clean-energy-targets-chile-2025/ (accessed 01.05.2021).
- 30. UITP Summit 2019, Enel X wins with its Santiago e-buses. Available at: https://corporate.enelx.com/en/stories/2019/06/uitp-summit-2019-award-buses-electric (accessed 01.04.2021).
- 31. Chile. Vulnerability as strength addressing climate change. Available at: http://taisgadealara.com/2016/07/chile-vulnerability-as-strength-addressing-climate-change/ (accessed 01.04.2021).
- 32. Nature-based solutions to climate change: stories from Chile. Available at: https://reliefweb.int/report/chile/nature-based-solutions-climate-change-stories-chile (accessed 01.06.2021).
- 33. Avery H. Chile conservation: Project finance for permanence. Available at: https://www.euromoney.com/article/b1hhkl965pcydc/chile-conservation-project-finance-for-permanence (accessed 01.06.2021).
- 34. Leprince-Ringuet N. Chile's Enhanced Climate Plan Sets an Example for Other Countries. Available at: https://www.wri.org/blog/2020/07/chiles-enhanced-climate-plan-sets-example-other-countries (accessed 01.06.2021).
- 35. Taxing Energy Use 2019: Country Note – Chile. Available at: https://www.oecd.org/tax/tax-policy/taxing-energy-use-chile.pdf (accessed 01.06.2021)
- 36. How to include environmental, social and corporate governance factors: Design and Construction of Sustainability Reports. Guidance for Issuers. Available at: https://sseinitiative.org/wp-content/uploads/2014/08/2017-Design-and-Construction-of-Sustainability-Reports-Santiago-Exchange.pdf (accessed 01.02.2021).
- 37. Government of Chile Supports Green Hydrogen. Available at: https://fuelcellsworks.com/news/government-of-chile-supports-green-hydrogen/ (accessed 01.05.2021).
- 38. Стимулирование климатического финансирования. Available at: http://rusecounion.ru/sites/default/files/UNDP-Catalysing_RUS_Dec2011.pdf (accessed 01.05.2021).
- 39. Electricity Regulation in Chile 2020: overview. Available at: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-019-3060?transitionType=Default&contextData= (sc.Default)&first Page=true (accessed 01.05.2021).
- 40. Чувахина Л.Г. Экономической "цунами" японской экологической катастрофы. Финансовый журнал. М., 2011, № 3, сс. 33-44.
- 41. Мингалева Ж.А. Институциональные особенности международного финансирования программ адаптации к климатическим изменениям. Финансовый журнал. М., 2020, № 4, сс. 10–25.