- Код статьи
- S0044748X0017754-8-1
- DOI
- 10.31857/S0044748X0017753-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 3
- Страницы
- 90-103
- Аннотация
В статье на основе междисциплинарного подхода рассмотрен интеграционный опыт Андского сообщества (Comunidad Andina, CAN) в контексте его отношений с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). За период своего существования CAN не раз претерпевало внутренний кризис и реформирование институциональной модели, но сумело преуспеть в создании зоны свободной торговли и усилить внерегиональные связи. Инициативы сообщества и разветвленная институциональная структура во многом свидетельствуют об укреплении социально-экономического сотрудничества стран в области поддержки бизнеса, академического сообщества и коренных народов. CAN представляет интерес в контексте развития трансрегионального взаимодействия между ним и ЕАЭС. Обе структуры заинтересованы в обмене опытом и практиками в сфере интеграционного развития. По оценке автора, ключевыми задачами для CAN и ЕАЭС должны стать не только имплементация подписанных документов, но и постоянное поддержание диалога в рамках формальных институциональных механизмов, определение взаимовыгодных направлений сотрудничества.
- Ключевые слова
- субрегиональная экономическая интеграция, конкурентоспособность, зона свободной торговли, институциональное сотрудничество, трансрегионализм
- Дата публикации
- 16.03.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 517
В латиноамериканском регионе накоплен богатый опыт интеграционного развития. Главным консолидирующим институтом андского субрегиона Латинской Америки является CAN — одна из старейших интеграционных группировок в регионе. Оно обладает уникальной институциональной структурой, построенной по принципу наднациональности, где представлены интересы всех слоев населения; большое значение придается сохранению коренных народов и развитию андской идентичности. Страны, входящие в CAN, придерживаются принципов либерализации и свободной торговли, что обусловлено наличием разветвленной сети партнерских отношений по всему миру, включая государства Европейского союза, США, Китай. Тем не менее в отечественной и зарубежной литературе неоднократно подчеркивается, что в CAN происходит кризис, особенно сильно проявившийся в 90-х годах XX в., несмотря на попытки участников организации запустить новые интеграционные инициативы и реформировать ее. В настоящее время страны CAN заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС. В связи с этим необходимо определить, существуют ли реальные предпосылки или перспективы для сотрудничества между ЕАЭС и CAN. С этой целью в данной работе применялись методы сравнительного анализа моделей и институционных механизмов региональных интеграционных группировок, методы анализа документов и контент-анализа.
Особенности интеграционного пути Андского сообщества
Региональные организации, созданные в рамках Латинской и Карибской Америки (ЛКА), как правило, классифицируют по двум основным критериям: по типу организационной структуры (выделяя при этом механизмы региональной интеграции и региональные банки развития) и по направлению интеграции (группы, направленные на торговое или политическое сотрудничество). Механизмы региональной интеграции представляют собой объединения стран, расположенных недалеко друг от друга и имеющих ряд общих экономических и политических целей. Наиболее заметными инициативами в этой категории являются Общий рынок стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur), Система интеграции Центральной Америки (Sistema de la Integración Centroamericana, SICA), CAN, Карибское сообщество (Caribbean Community, CARICOM) и Тихоокеанский альянс (Alianza del Pacífico, AP) [1, p. 12].
Субрегиональной интеграции в ЛКА посвящено довольно много работ, в том числе и российских ученых. Так, П.П.Яковлев, оценивая международное сотрудничество стран ЛКА, ввел понятие «дипломатия интеграций» [2]. Д.В.Разумовский, исследуя особенности CAN, указал, что возврат группировки к формату зоны свободной торговли (ЗСТ) был обусловлен динамикой внутрирегиональной торговли, уровень которой был ниже, чем динамика внешнезональной торговли [3, с.12]. З.В.Ивановский выявил особенности интеграционной модели CAN по сравнению с Mercosur и CARICOM [4]. Зарубежные специалисты Джина Э.Акоста Рохас [5], Пия Риджироцци [6], Маркус Винициус Чилиатто-Леите [7] выявили тенденции развития латиноамериканского регионализма и их влияние на деятельность интеграционных группировок, тогда как Каролина Бланко Альварадо [8] и Джанин Агирре Очоа [9] исследовали причины кризиса CAN.
В работе А.А.Лавут подчеркиваются открытый характер экономик андских стран и их стремление к диверсификации рынков, в том числе и к установлению связей с ЕАЭС [10, с. 33]. В свою очередь В.М.Давыдов указал, что диверсификация отношений стран CAN обусловлена не только экономическими, но и политическими факторами, в частности, стремлением противостоять усилению их зависимости от США [11, с. 142]. В коллективной работе под редакцией В.Л.Хейфеца кратко упомянуты преимущества межрегионального экономического взаимодействия ЕАЭС со странами ЛКА [12], в то же время недостаточно внимания уделено сотрудничеству ЕАЭС с CAN.
Создание CAN1 (до 1997 г. — Андская группа) было связано с подписанием Картахенского договора в 1969 г. Согласно этому документу, основными целями интеграции являются: продвижение сбалансированного и гармоничного развития стран-членов на условиях справедливости и социально-экономического сотрудничества; ускорение роста и создание рабочих мест; содействие участию в процессе региональной интеграции с целью постепенного формирования общего латиноамериканского рынка [13]. В основе деятельности институциональных структур CAN лежит принцип наднациональности по типу Евросоюза, что делает группировку более устойчивой в реализации своих полномочий, в отличии от межправительственной институциональной модели Mercosur [4, c. 15]. Возникшее в период «закрытого регионализма» CAN действовало в условиях политики протекционизма и стратегии импортозамещения промышленности, пытаясь преодолеть препятствия для развития малых рынков и содействовать изменениям в производстве товаров, а также повысить общую экономическую эффективность [14, р. 2]. В то же время негативные эффекты (политический национализм и экономический протекционизм, снижение конкуренции) привели к постепенной трансформации интеграционной модели.
Начал действовать «открытый» регионализм, отражавший менявшуюся глобальную и региональную экономику, а также новые геополитические реалии периода окончания холодной войны. Его повестка определялась вопросами торговли и инвестиций [6, p. 6], ставилась задача «врастания в мировое рыночное пространство» [15, c. 20]. Реалии и тенденции «открытого» регионализма коснулись и CAN, принявшего новую неолиберальную модель на встрече в Галапагосе в 1989 г. Согласно данной модели, предполагалось устранение тарифов, формирование зоны свободной торговли (была создана в 1992—1993 гг.2) и программа либерализации [5, c. 47]. Была либерализована взаимная торговля телекоммуникационными, транспортными, туристическими, энергетическими и частично финансовыми услугами. Сложился общий инвестиционный режим, было введено понятие Андской транснациональной компании [16, c. 59]. В 1994—1996 гг. CAN предприняло попытку принятия единого внешнего тарифа, однако формирование таможенного союза шло довольно тяжело ввиду большого количества товаров-исключений.
Некоторые институциональные реформы привели к трансформации Андского пакта в CAN и формированию Андской системы интеграции [17, сс. 42-43]. Общая концепция «открытого регионализма», преобладавшая в 1990-х годах, уступила место новому латиноамериканскому региональному порядку, отличному от панамериканского прошлого и давшему старт ряду новых региональных и субрегиональных инициатив по содействию экономическому и политическому сближению между странами [7, c. 35]. В 2011 г. на встрече в Лиме президенты Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу высказали намерение укрепить и придать новый импульс андскому интеграционному процессу.
По мнению П.П.Яковлева, начало «левого поворота», связанного с преодолением негативных последствий неолиберальных реформ 1990-х годов, поставило в повестку дня ряда новых правительств стратегическую задачу доказать возможность обеспечения сочетания экономического роста и социального прогресса [18, cс. 78-79]. Среди участников CAN были как государства, придерживавшиеся курса на сближение с Северной Америкой, в первую очередь с США, так и страны левоцентристской направленности, которые ориентировались на построение национального государства с сохранением своей идентичности. Это создавало конфликт между участниками CAN в отношении моделей интеграционного развития. Факт подписания Колумбией и Перу соглашения о свободной торговле с США спровоцировал возражения Боливии, Венесуэлы и Эквадора, кризис в деятельности группировки и выход из нее Венесуэлы, присоединившейся к Mercosur [4, c. 18]. Кризис 2007 г. привел к тому, что CAN от формата таможенного союза вернулось к формату ЗСТ [9, c. 27].
Более заметны были успехи сообщества в институциональном развитии. Созданная за годы существования группировки наднациональная институциональная структура является наиболее разветвленной и продвинутой среди всех интеграционных объединений на континенте. Андская система интеграции включает в себя институты в области финансов, образования, здравоохранения, а также представляет интересы предпринимателей, профсоюзов, индейских народов, муниципальных властей [19]. Данная система превратилась в важный фактор межгосударственного сотрудничества стран-членов [11, c. 134]. Кроме того, заметные успехи были достигнуты в социальной сфере. Так, например, действуют Андская миграционная карта, Андский инструмент социального страхования, Андский инструмент медицинского страхования по защите прав работающих мигрантов [16, c. 59]. Страны CAN проводят общую политику в таких сферах, как защита прав интеллектуальной собственности, сельское хозяйство, государственные закупки и др. С 2005 г. в CAN действует безвизовый режим, а в 2001—2006 г. был введен паспорт единого образца [20, c. 157].
По мнению колумбийской исследовательницы К.Бланко Альварадо, в основе кризиса андского интеграционного процесса лежали не столько экономические сколько политико-правовые причины, связанные с неготовностью участников CAN к функционированию в условиях андской интеграции [8, c. 6]. К.Бланко Альварадо утверждает, что появление CAN выявило «отсутствие участия гражданского общества», что привело к кризису легитимности андского интеграционного процесса [8, c. 7]. Существует также точка зрения, что фактором децентрализации является сам Андский парламент, поэтому необходимо перейти к избранию депутатов прямым голосованием, учитывая различные конституционные и политические особенности стран, входящих в CAN [21, c. 355]. На фрагментацию CAN, ставшую одной из причин создания Тихоокеанского альянса (Alianza del Pacífico, AP), указывает мексиканская исследовательница Ана Ванесса Карденас Санатта [22, с. 106]. Преимуществом AP по сравнению с CAN стала гибкая организационная структура, опирающаяся на министерские встречи и дипломатию президентских саммитов, ограничившая политическую кооперацию координацией и развитием общих соглашений между странами-членами [22, с. 106]. Тем не менее AP был образован не в противовес CAN, а скорее с учетом новых трендов в мировой экономике и центров силы, ориентированных на Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).
В то же время, несмотря на существующие проблемы и кризис, CAN продолжает функционировать и развивать внерегиональное сотрудничество, одним из направлений которого становится ЕАЭС. Интерес CAN к ЕАЭС обусловлен стремлением обменяться опытом в поисках оптимальных решений актуальных экономических и социальных задач, возникших в связи с пандемией COVID-19, а также в деле изучения практического опыта ЕАЭС в сфере промышленности, энергетики и агропромышленном комплексе, включая цифровые технологии.
Правовые и институциональные механизмы взаимодействия CAN с ЕАЭС
С геополитической и геоэкономической точки зрения государства ЛКА не относятся к числу приоритетов внешней политике стран ЕАЭС. В то же время сегодня отношения регионов начинают развиваться по восходящей линии, что обусловлено глобальными тенденциями в мировой политике. После распада СССР в 1991 г. Москва попыталась переформулировать свое видение ЛКА, начав с полного безразличия к происходившим там экономическим и политическим процессам. Но уже в конце 1990-х годов российский министр иностранных дел Е.М.Примаков (1996—1998 гг.) впервые заявил, что отношения с ЛКА являются частью новой независимой внешней политики страны [23, p. 523].
На сегодняшний день на фоне стремительно развертывающегося геополитического противостояния Москвы с Западом можно говорить о постепенном возврате России в латиноамериканский регион, в том числе, и о ее ориентации на всестороннюю модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик государств ЕАЭС в условиях глобальной экономики. Латинская Америка все больше консолидируется как пространство стратегического интереса в формировании многополярного мира [24, сc. 70-71]. Тем не менее даже сейчас страны ЛКА в значительной степени выглядят не как приоритет, а как зона периферийного интереса и для Москвы [23, p. 523], и для ЕАЭС.
Колумбийский политолог и специалист в области международных отношений В.Рувинский отмечает, что Россия столкнулась в ЛКА с огромной конкуренцией со стороны Китая. Российским фирмам не хватает мощностей и финансирования, а более крупные компании (включая государственные корпорации) не выработали соответствующие стратегии [25, p. 4]. Американский ученый Роджер Канет поясняет, что в рамках российского подхода ЕАЭС представляет собой средство интеграции и модернизации экономики постсоветских государств, чтобы те могли более эффективно конкурировать в мировой экономике, тогда как большинство западных аналитиков видят Евразийский союз прежде всего как политический инструмент для восстановления контроля Москвы над постсоветскими территориями и населением [26, p. 14]. Доминирование России в ЕАЭС очевидно, и Москва в условиях геополитической турбулентности намерена продолжать использовать союз в качестве внешнеэкономического инструмента на международной арене.
В перспективе на 2023 г. ЕАЭС нацелен на развитие механизмов сотрудничества в рамках существующих договоренностей с ведущими латиноамериканскими региональными интеграционными и межгосударственными объединениями, а также на углубление торгово-экономического сотрудничества и поддержание диалога с отдельными странами (Аргентинская Республика, Республика Перу, Республика Эквадор, Республика Чили) [27]. В этом контексте П.П.Яковлев и применяет термин «дипломатия интеграций», означающий укрепление не только уже существующих дееспособных объединительных институтов и механизмов, но и создание новых форматов и инструментов торгово-экономического взаимодействия [2, c. 99]. Одним из преимуществ межрегионального экономического взаимодействия ЕАЭС с латиноамериканским регионом является взаимодополняемый характер экономик [12, cс. 13-14]. Сотрудничество ЕАЭС и ЛКА строится в форматах «регион — регион» и «страна — регион» [12, cс. 13-14] на основе концепции трансрегионализма [28, c. 55]. На сегодняшний день действуют двусторонние договоренности о сотрудничестве между ЕАЭС и Чили, Перу, Эквадором, Аргентиной, Кубой (в форме Меморандумов о взаимопонимании).
Среди латиноамериканских региональных интеграционных группировок, проявляющих интерес к деятельности ЕАЭС [29], можно отметить и CAN. Инициативы по взаимодействию России с CAN, как отмечает российский ученый В.М.Давыдов, были предприняты еще в 2000-х годах, когда были подписаны Протокол о намерениях между Андским предпринимательским консультативным советом и Национальным комитетом содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки, а также Протокол о создании Механизма политического диалога и сотрудничества между CAN и Россией (2001 г) [11, сс. 141-142]. На сегодняшний день заключены договоренности между ЕАЭС и CAN (2017 г.), Латиноамериканской экономической системой (Sistema Económica Latinoamericana, SELA) (2018 г.), Mercosur (2018) г., AP (2019 г.), SICA (2021 г.). С точки зрения правовой формы договоренности представляют собой меморандумы о взаимопонимании, за исключением декларации о партнерстве с AP.
Несмотря на наличие принятых меморандумов о сотрудничестве, на сегодняшний день серьезных успехов сотрудничества между ЕАЭС и CAN пока не достигнуто. В период до 2022 г., в соответствии в Меморандумом о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Mercosur, был создан Совместный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству, а также была принята Программа сотрудничества ЕЭК и Генерального секретариата CAN по вопросам конкурентной политики и правоприменения [27]. В ходе проведения встречи на тему «Региональная интеграция как средство реализации Целей устойчивого развития: опыт ЕАЭС» генеральный секретарь CAN Хорхе Эрнандо Педраса отметил, что повестка в области устойчивого развития на период до 2030 г. в условиях пандемии COVID-19 требует гораздо более твердой приверженности двустороннему, региональному и многостороннему сотрудничеству для достижения экономического подъема и реализации мер, позволяющих противостоять сложной социальной ситуации, которая существует во всем мире [30].
В августе 2022 г. президент Боливии Луис Арсе (2020 — н/в) предложил XXII Президентскому совету CAN дорожную карту из десяти пунктов, которая должна позволить блоку расширить возможности для диалога с остальными региональными, европейскими и азиатскими группами. Речь идет, в частности, о расширении торговых соглашений с ЕАЭС в дополнение к тем, которые уже заключены на двусторонней основе с некоторыми латиноамериканскими странами [31].
В марте 2017 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Генеральным секретариатом CAN. Меморандумы о взаимопонимании или сотрудничестве стал первым шагом к созданию платформ для обмена мнениями и передовым опытом, обеспечивая механизмы постоянного сотрудничества с перспективой более глубоких форм кооперации, включая соглашения о свободной торговле [1, c. 17]. Заключение подобных меморандумов подразумевает развитие «мягкого» права, т.е. норм, носящих рекомендательный характер [28, c. 50]. Меморандум направлен на содействие всестороннему сотрудничеству, а также предусматривает обмен информацией и опытом в области региональной экономической интеграции [32]. По данным Евразийской экономической комиссии, в 2020 г. товарооборот ЕАЭС с CAN составил 2,5 млрд долл., в том числе экспорт — 608,9 млн долл. и импорт — 1 891,4 млн долл. [33]. По сравнению с 2020 г. итоги с января по август 2021 г. свидетельствуют о существенном подъеме показателей торговли между ЕАЭС и CAN. За восемь месяцев 2021 г. товарооборот увеличился на 25,3% (до 2 047,7 млн долл.), в том числе экспорт ЕАЭС — на 74,4% (до 671,7 млн долл.), импорт — на 10,2% (до 1 376,1 млн долл.) [33]3.
В ходе Петербургского международного экономического форума-2022 член коллегии по интеграции и макроэкономике ЕЭК С.Ю.Глазьев справедливо оценивал экономический эффект от торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС с латиноамериканским регионом как недостаточный. В условиях роста конфронтации со странами Запада, по словам Глазьева, необходимо продолжать укреплять сотрудничество между ЕАЭС и странами Нового Света в целях преодоления торговых барьеров, которые возникли в условиях санкционной политики. Глазьев также поставил вопрос о переходе на новую валютную систему товарных расчетов, о создании новой торгово-экономической архитектуры, ядром которой гипотетически могло бы стать объединение БРИКС [34].
В 2021 г. была принята Программа сотрудничества Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Генерального секретариата CAN по вопросам конкурентной политики и правоприменения. Впервые такая программа была принята в отношении именно CAN; ни в Mercosur, ни в иных интеграционных группах ЛКА она не действует. Основное содержание документа направлено на реализацию сотрудничества между ЕАЭС и CAN через различные механизмы взаимодействия, в том числе институциональные (постоянную рабочую группу), обмен информацией и опытом, проведение консультаций в области конкурентной политики. Одним из направлений сотрудничества ЕАЭС и CAN является проведение образовательных программ, стажировок и тренингов [35]. Как отмечает член Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК А.А.Шаккалиев, в рамках утвержденной программы взаимный интерес могут представлять такие вопросы, как отмена роуминга и регулирования цифровых рын- ков [36]. Однако, в отличие от контактов с Mercosur, где предусмотрен институциональный механизм (Совместный комитет по торгово-экономи-ческому сотрудничеству с ЕАЭС), в отношениях CAN и ЕАЭС пока существует только постоянная рабочая группа.
Одним из ключевых результатов сотрудничества ЕАЭС и CAN стало проведение в октябре 2021 г. первого семинара «ЕАЭС — Андское сообщество». На нем С.Глазьев подчеркнул, что ЕАЭС «ценит возможность обмениваться практиками с такой старейшей региональной структурой, как Андское сообщество, которое прошло долгий путь интеграционного строительства» [33]. По оценке Глазьева, основными мерами в области сотрудничества ЕАЭС и CAN должны стать следующие: выработка единой экономической политики; координация реализации интеграционных проектов; гармонизация законодательства государств-членов; осуществление контроля за применением права сообщества и его единая интерпретация. В ходе семинара был обсужден ряд вопросов, посвященных мерам противодействия негативным экономическим последствиям пандемии COVID-19, использованию цифровых решений в различных сферах экономической активности и др. [33]. ЕАЭС интересен опыт CAN в таких областях, как использование и взаимное признании электронной цифровой подписи, практическое применение информационных баз данных государств-членов на взаимной основе, прослеживание движения товаров на внутреннем рынке, устранение барьеров в процессе перемещения граждан по территории сообщества, а также решение проблемы роуминга, природоохранная деятельность и регулирование в сфере экологии [37].
На сегодняшний день в России не выработана конкретная официальная стратегия по взаимодействию со странами ЛКА, но в таких документах, как, например, Стратегия национальной безопасности РФ от 2015 г., подчеркивается, что Россия развивает политическое, торгово-экономическое, военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в области безопасности, а также гуманитарные и образовательные контакты с государствами Латинской Америки и их региональными объединениями [38]. Концепция внешней политики РФ (редакция от 2016 г.) направлена на расширение сотрудничества с многосторонними объединениями и интеграционными структурами Латинской Америки и Карибского бассейна [39], но CAN там не упоминается.
В документе «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции ЕАЭС до 2025», напротив, упомянуто углубление сотрудничества с CAN и рядом других интеграционных группировок (Mercosur и AP), в том числе посредством организации совместных бизнес-форумов с целью оказания содействия деловым кругам в установлении прямых контактов и обмена опытом для более эффективного внутреннего развития и углубления экономического сотрудничества [40]. В документе говорится и про развитие взаимодействия с Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) в рамках соответствующих меморандумов [40]. Кроме того, опыт CAN может быть интересен с точки зрения анализа возможных интеграционных рисков в различных сферах, а также при институциональном совершенствовании ЕАЭС, что предусмотрено Стратегией-2025 [41].
По мнению генерального директора и члена Президиума Российского совета по международным делам (РСМД) А.В.Кортунова, концепция «Большого евразийского партнерства» может быть реализована и в других регионах мира, в том числе и в странах Южной Америки, в частности, в ходе решения таких общечеловеческих проблем, как борьба с изменением климата, с пандемиями, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, управление миграционными процессами [42]. Так, на первом семинаре CAN и ЕАЭС затрагивалась роль интеграционных объединений в контексте осуществления глобальных инициатив, включая Большое Евразийское партнерство и концепцию «Один пояс, один путь». Тем не менее на сегодняшний день речь идет не о полноценном присоединении CAN к «Большому евразийскому партнерству», а, скорее, об обмене опытом по осуществлению международной деятельности и выработке новых направлений для обмена интеграционными практиками [43].
Появление CAN в период «закрытого» регионализма было обусловлено стремлением обеспечить гармоничное развитие стран субрегиона, повышение их конкурентоспособности и развитие национального производства. Сообщество прошло долгий путь реформирования, претерпело серьезный кризис на пути к созданию таможенного союза ввиду разногласий по поводу вектора развития и отсутствием государства — «локомотива» интеграционной группировки. Выход Венесуэлы из объединения также его ослабил. Страны CAN, с одной стороны, решили отойти от модели создания полноценного таможенного союза, усилив двусторонние связи с внерегиональными партнерами на основе формата ЗСТ, а с другой стороны, стали источником пополнения других региональных организаций, в частности, Mercosur и AP. Тем не менее CAN добилось продвижения андской идентичности и в целом той модели интеграционного развития, которая наиболее приемлема для ее участников.
Усиление внерегиональных связей CAN с такими группировками, как ЕАЭС, во многом обусловлено стремлением к повышению конкурентоспособности стран-участниц и дальнейшему функционированию самого CAN. Эта субрегиональная группа накопила большой опыт в сфере интеграционного строительства и выхода из кризисных ситуаций, что представляет интерес для ЕАЭС, особенно в эпоху пандемии COVID-19 и преодоления ее последствий.
В связи с географической удаленностью и усложнившейся на сегодняшний день торгово-логистической системой сотрудничество ЕАЭС и CAN скорее всего будет ограничено Меморандумом о взаимопонимании и вряд ли продвинется до уровня заключения ЗСТ. Наличие нетарифных барьеров также сдерживает углубление контактов.
В целях повышения эффективности сотрудничества ЕАЭС с CAN необходимы не только практическое воплощение содержания документов о взаимодействии, но и выработка обоюдовыгодных направлений сотрудничества, в том числе и постоянное поддержание диалога в рамках существующих институциональных механизмов.
В постковидную эпоху реальными и перспективными направлениями сотрудничества ЕАЭС и CAN могут стать вопросы инклюзии, цифровые технологии в экономике, научно-техническое развитие, образование, фармацевтика. Взаимодействие с CAN укрепит позиции ЕАЭС в области продвижения таких инструментов «мягкой силы», как образование и наука. Кроме того, ЕАЭС может быть полезен опыт, накопленный CAN в сфере институционального развития и правовой интеграции. В более отдаленной перспективе CAN мог бы подключиться к инициативам «Большого евразийского партнерства» в области решения глобальных экономических и социальных вопросов.
Библиография
- 1. Economic Commission for Latin American and the Caribbean/Eurasian Economic Commission (ECLAC/EEC), The Eurasian Economic Union & Latin America and the Caribbean: A Transcontinental Partnership (LC/MEX/TS.2021/8/Rev.1). Mexico City, 2021, 113 p.
- 2. Яковлев П.П. Интеграция в Латинской Америке: центростремительные и центробежные тренды. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, M., 2017, 10(4), сс. 86-100. [Yakovlev P.P. Integraciya v Latinskoj Amerike: centrostremitel'nye i centrobezhnye trendy [Integration in Latin America: centripetal and centrifugal trends]. Kontury global'nyh transformacij: politika, jekonomika, pravo. Moscow, 2017, vol.10, N 4, pp. 86–100 (In Russ.).
- 3. Разумовский Д.В. Интеграция в Южной Америки на старте века: инициативы, трудности, достижения. Латинская Америка, M., 2011, № 4, сс.10–25. [Razumovskij D. Integraciya v Yuzhnoj Ameriki na starte veka: iniciativy, trudnosti, dostizheniya [Integration in South America at the start of the century: initiatives, difficulties, achievements]. Latinskaya Amerika, Moscow, 2011, N 4, pp. 10-25. (In Russ.).
- 4. Ивановский З.В., Лавут А.А (ред.). Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. Москва, ИЛА РАН, 2012, 120 с. [Ivanovskij Z.V., Lavut A.A. (ed). Integracionnye processy v Latinskoj Amerike: sostoyanie i perspektivy [Integration processes in Latin America: state and prospects]. Moscow, ILA RAN, 2012, 120 p. (In Russ.).
- 5. Gina E. Acosta Rojas, Germán Calfat y Renato G. Flôres jun. Comercio e infraestructura en la Comunidad Andina. Revista de la CEPAL, 2006. N 90, pp.45-60. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/11136/090045060_es.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 08.04.2022).
- 6. Riggirozzi P. Region, regionness and regionalism in Latin America: Towards a new synthesis. Latin American Trade Network Working Paper 130, 2010, 17 p. Available at: https://redlatn.flacso.org.ar/wp-content/uploads/2014/09/WP_130_RegionRegioness_Riggiro-zzi.pdf (accessed 08.04.2022).
- 7. Marcos Vinicius Chiliatto-Leite. Integración constreñida en América Latina: análisis a partir de una visión centro-periferia en el siglo XXI. Revista CEPAL, 2021, N 133, pp. 33-35.
- 8. Blanco A.C. La crisis de la Comunidad Andina. Revista de Derecho, 2014, N 42, pp.1-32. Available at: https://rcientificas.uninorte.edu.co/index.php/derecho/article/view/6788/6284 (accessed 08.04.2022).
- 9. Ochoa J. A., Morales M. A. P., & Payán S. M. D. La Comunidad Andina: un paradigma de Integración Económica en Latinoamérica. REICE: Revista Electrónica de Investigación en Ciencias Económicas, 2014, Vol. 2, N 3, pp.1-27. Available at: https://www.lamjol.info/index.php/REICE/article/view/1447 (accessed 08.04.2022).
- 10. Лавут А.А. Транстихоокеанское партнерство, Дональд Трамп и латиноамериканская интеграция. Латинская Америка, М., 2017, № 9, cc.19–35. [Lavut A.A. Transtikhookeanskoye partnerstvo, Donald Tramp i latinoamerikanskaya integratsiya [Trans-Pacific partnership, Donald Trump and Latin American integration]. Latinskaya Amerika, Moscow, 2017, N 9, pp. 19–35 (In Russ.).
- 11. Давыдов В.М. (ред.). Латинская Америка в современной мировой политике. Москва, Наука, 2009, 581 c. [Davydov V.M. Latinskaya Amerika v sovremennoj mirovoj politike [Latin America in the modern world politics]. Moscow, Nauka, 2009, 581 p. (In Russ.).
- 12. Хейфец В.Л. (ред). От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений. Москва, Политическая энциклопедия, 2018, 494 с. [Jeifets V.L. (ed). Ot bipolyarnogo k mnogopolyarnomu miru: latinoamerikanskij vektor mezhdunarodnyh otnoshenij [From Bipolar to Multipolar World: Latin American Vector of International Relations]. Moscow, Politicheskaya enciklopediya, 2018, 494 p. (In Russ.).
- 13. Acuerdo de intergracion subregional andino (Acuerdo de Cartagena), 1969. Available at: http://www.comunidadandina.org/acuerdocartagena.pdf (accessed 08.04.2022).
- 14. Sanahuja J.A. Post-Liberal Regionalism in South America: the case of Unasur. European University Institute, Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Global Governance Programme – 13, 2012, N 5, 31 p. Available at: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/20394/RSCAS_2012_05.pdf?sequence (accessed 08.04.2022).
- 15. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Фактор торговли в глобальных и региональных международных отношениях (режимный и институциональный подходы). СПб, ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019, 288 c. [Kosov Yu.V., Toropygin A.V. Faktor torgovli v global'nyh i regional'nyh mezhdunarodnyh otnosheniyah (rezhimnyj i institucional'nyj podhody). [Trade Factor in the Global and Regional International Relations (regime and institutional approaches)]. SPb, IPC SZIU RANHiGS, 2019, 288 p. (In Russ.).
- 16. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Латинской Америке как фактор содействия внешней торговле. Российский внешнеэкономический вестник, Москва, 2018, №4, cc. 51-67. [Kostyunina G.M., Kozolova O.A. Integratsionnyye protsessy v Latinskoy Amerike kak faktor sodeystviya vneshney torgovle [Integration in Latin America as a factor for foreign trade promotion]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, Moscow, 2018, N 4, pp. 51- 67 (In Russ.).
- 17. Рафалюк Е.Е. Региональная интеграция латиноамериканских государств: природа, содержание, разрешение споров. Москва, ИНФРА-М, 2016, 247 с. [Rafalyuk E.E. Regional'naya integraciya latinoamerikanskih gosudarstv: priroda, soderzhanie, razreshenie sporov [Regional integration of Latin American states: nature, content, dispute resolution: monograph]. Moscow, INFRA-M, 2016, 247 p. (In Russ.).
- 18. Яковлев П.П. Государство и общество в Латинской Америке: история и современность. Перспективы. Электронный журнал. Москва, 2015, № 3, cс. 63-82. [Yakovlev P.P. Gosudarstvo i obshchestvo v Latinskoj Amerike: istoriya i sovremennost' [State and Society in Latin America: then and now]. Perspektivy. Elektronnyj zhurnal, Moscow, 2015, N 3, pp. 63-82. (In Russ.). Available at: http://www.perspektivy.info/rus/gos/gosudarstvo_i_obshhest-vo_v_latinskoj_amerike_istorija_i_sovremennost_2014-02-28.htm (accessed 08.04.2022).
- 19. Sistema Andino de Integración SAI. Available at: http://www.comuni-dadandina.org/quienes-somos/sistema-andino-de-integracion-sai/ (accessed 08.04.2021).
- 20. Стрежнева М.С. Транснациональные политические пространства: явление и практика. Москва, Весь Мир, 2011, 376 c. [Strezhneva M.S. Transnacional'nye politicheskie prostranstva: yavlenie i praktika [Transnational Political Space: New Realities of International Development]. Moscow, Ves' Mir, 2011, 376 p. (In Russ.).
- 21. Carrión F. Procesos de descentralización en la Comunidad Andina. Quito, Ecuador: FLACSO, Sede: Organización de Estados Americanos, 2003, 426 p. Available at: https://biblio.flacsoandes.edu.ec/libros/digital/45113.pdf (accessed 08.04.2022).
- 22. Arévalo O.V. (ed). La Alianza del Pacífico y su impacto bilateral. Lima, 2020, 270 p.
- 23. Jeifets V.L. Dreaming on Latin America: Reflections on Russian Diplomacy in the Region. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, М., 2020, 20 (30), сс. 521-533. Vestnik RUDN. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija, Moscow, 2020, Vol. 20, N 3, pp. 521-533.
- 24. Мосейкин Ю.Н. La cooperación económica y comercial entre Rusia y América Latina. Moscow, RUDN, 2013, 224 p.
- 25. Rouvinski V. Russian-Venezuelan Relations at a Crossroads. 2019. Available at: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/media/documents/publication/russia-venezue-la_report_rouvinski_final.pdf (accessed 07.04.2022).
- 26. Kanet R.E. The failed Western challenge to Russia’s revival in Eurasia? International politics, 2015, Vol. 52, N 2, 21 p. Available at: https://www.ideals.illino-is.edu/bitstream/handle/2142/102030/TheFailedWesternChallengetoRussia39sRevivalinEurasia.pdf?sequence=1 (accessed 06.04.2022).
- 27. Решение ВЭС от 9 декабря 2022 года N 17 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год». [Reshenie VEES № 17 ot 09.12.2022 “Ob Osnovnyh napravleniyah mezhdunarodnoj deyatel'nosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza na 2023 god” [Decision of the SEEC No. 17 of December 9, 2022 "On the Main Directions of the International Activities of the Eurasian Economic Union for 2023"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1300254773 (accessed 12.12.2022) (In Russ.).
- 28. Березина Е.К., Торопыгин А.В. ЕАЭС расширяет международное сотрудничество: направление — Латинская Америка. Управленческое консультирование, СПб., 2021, № 3, cc. 43-57. [Berezina E.K., Toropygin A.V. EAES rasshiryaet mezhdunarodnoe sotrudnichestvo: napravlenie — Latinskaya Amerika [EAEU Expands International Cooperation: Latin American Trend]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, Saint Petersburg, 2021, N 3, pp. 43–57 (In Russ.).
- 29. Евразийская экономическая комиссия подпишет меморандум с Андским сообществом, ТАСС, 23.01.2017. [Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya podpishet memorandum s Andskim soobshchestvom [Eurasian Economic Commission will sign a memorandum with the Andean Community]. TASS, 23.01.2017. Available at: http://tass.ru/ekonomika/3965426 (accessed 24.11.21) (In Russ.).
- 30. La Comunidad Andina está atravesando un excelente momento. Jorge Hernando Pedraza, La libertad, 14.07.2021. Available: https://diariolalibertad.com/sitio/2021/07/14/la-comunidad-andina-esta-atravesando-un-excelente-momento-jorge-hernando-pedraza/ (accessed 27.09.2022).
- 31. Presidente plantea a la CAN acercamiento al Mercosur, la Unión Europea y la comunidad Euroasiática. Agencia Boliviana de Información, 29.08.2022. Available at: https://www.abi.bo/index.php/noticias/politica/26286-presidente-plantea-a-la-can-acercamiento-al-mercosur-la-union-europea-y-la-comunidad-euroasiatica (accessed 27.11.2022).
- 32. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Генеральным секретариатом Андского сообщества [Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Evrazijskoj ekonomicheskoj komissiej i General'nym sekretariatom Andskogo soobshchestva [Memorandum of Understanding between the Eurasian Economic Commission and the General Secretariat of the Andean Community], 2017. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413500/ms_29032017 (accessed 22.11.2021) (In Russ.).
- 33. ЕАЭС и Андское сообщество договорились об углублении сотрудничества. Евразийская экономическая комиссия, 26.01.2021 [EAES i Andskoe soobshchestvo dogovorilis' ob uglublenii sotrudnichestva [The EAEU and the Andean Community agreed to deepen cooperation]. Eurasian Economic Commission, 26.10.2021. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/eaes-i-andskoe-soobschestvo-dogovorilis-ob-uglublenii-sotrudni-chestva/ (accessed 22.11.2021) (In Russ.).
- 34. ПМЭФ-2022: выработаны конкретные предложения по стимулированию торгово-инвестиционного сотрудничества ЕАЭС и Латинской Америки в условиях новой экономической реальности. Евразийская экономическая комиссия, 17.06.2022 [PMEF-2022: vyrabotany konkretnye predlozheniya po stimulirovaniyu torgovo-investicionnogo sotrudnichestva EAES i Latinskoj Ameriki v usloviyah novoj ekonomicheskoj real'nosti [SPIEF-2022: specific proposals have been developed to stimulate trade and investment cooperation between the EAEU and Latin America in the context of the new economic reality]. Eurasian Economic Commission, 17.06.2022 (In Russ.). Available at: https://eec.eaeunion.org/news/pmef-2022-vyrabotany-konkretnye-predlozheniya-po-stimu-lirovaniyu-torgovo-investitsionnogo-sotrudnich/?sphrase_id=154780 (accessed 27.09.2022).
- 35. Программа сотрудничества Евразийской экономической комиссии и Генерального секретариата Андского сообщества по вопросам конкурентной политики и правоприменения [Programma sotrudnichestva Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii i General'nogo sekretariata Andskogo soobshchestva po voprosam konkurentnoj politiki i pravoprimeneniya [Cooperation Program of the Eurasian Economic Commission and the General Secretariat of the Andean Community on Competition Policy and Law Enforcement]. 2021. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01430428/ms_10112021 (accessed 24.11.2021) (In Russ.).
- 36. «Сильные-вместе». Евразийская экономическая комиссия, 13.12.2021 [“Sil'nye-vmeste” ["Strong-Together"]. Eurasian Economic Commission, 13.12.2021. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/speech/silnye--vmeste/?sphrase_id=93063 (accessed 15.04.2022) (In Russ.).
- 37. ЕАЭС и Андское сообщество договорились об углублении сотрудничества, TKS.RU, 27.10.2021 [AES i Andskoe soobshchestvo dogovorilis' ob uglublenii sotrudnichestva [The EAEU and the Andean Community agreed to deepen cooperation]. TKS.RU, 27.10.2021. Available at: https://www.tks.ru/news/nearby/2021/10/27/0002 (accessed 27.09.2022) (In Russ.).
- 38. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” [Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. N 683 “O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii” [Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1581846/ (accessed 05.04.2022) (In Russ.).
- 39. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V.Putinym 30 noyabrya 2016 g.) [Foreign Policy Concept of the Russian Federation (approved by President of the Russian Federation Vladimir Putin on November 30, 2016)]. (In Russ.). Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1538901/ (accessed 08.04.2022).
- 40. Решение ВЕЭС № 12 от 11.12.2020 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции ЕАЭС до 2025». [Reshenie VEES № 12 ot 11.12.2020 «O Strategicheskih napravleniyah razvitiya evrazijskoj ekonomicheskoj integracii EAES do 2025» [Decision of the SEEC No. 12 of December 11, 2020 "On the Strategic Directions for the Development of the Eurasian Economic Integration of the EAEU until 2025"]. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321 /err_12012021_12 (accessed 05.04.2022) (In Russ.).
- 41. Практические результаты и новые горизонты евразийской интеграции. Евразийская экономическая комиссия, 02.12.2021 [Prakticheskie rezul'taty i novye gorizonty evrazijskoj integracii [Practical results and new horizons of Eurasian integration]. Eurasian Economic Commission, 02.12.2021. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/speech/prakticheskie-rezultaty-i-novye-gorizonty-evraziy-skoy-integracii/?sphrase_id=93457 (accessed 18.04.2022) (In Russ.).
- 42. Кортунов А. Восемь принципов Большого евразийского партнерства. Российский совет по международным делам (РСМД), 25.09.2020 [Kortunov A. Vosem' principov Bol'shogo evrazijskogo partnyorstva [Eight principles of the “Great Eurasian Partnership”]. Russian International Affairs Council (RIAC), 25.09.2020. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vosem-printsipov-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva/ (accessed 18.04.2022) (In Russ.).
- 43. ЕАЭС и Андское сообщество договорились об углублении сотрудничества. Альта-Софт, 27.10.2021 [EAES i Andskoe soobshchestvo dogovorilis' ob uglublenii sotrudnichestva [EAEU and Andean Community agreed to deepen cooperation], Alta-soft, 27.10.2021. Available at: https://www.alta.ru/ts_news/84418/ (accessed 27.11.2022) (In Russ.).