- Код статьи
- S0044748X0017755-9-1
- DOI
- 10.31857/S0044748X0017754-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 4
- Страницы
- 66-78
- Аннотация
В статье рассмотрено влияние на латиноамериканское общество пятидесятничества, которое стало очень популярным среди бедных и беднейших слоев населения. Переход в новую конфессию способствовал улучшению качества жизни за счет избавления от вредных привычек и обращения к семейным ценностям, но в то же время не оказал значительного макроэкономического эффекта. В последние годы протестанты стали значимым политическим фактором в латиноамериканской политической жизни, большую активность проявляют пятидесятники. Основное внимание они уделяют вопросам реализации норм христианской морали в политике. Так, крупнейшие пятидесятнические церкви Бразилии поддерживают некоторые партии правого спектра.
- Ключевые слова
- Латинская Америка, протестантизм, пятидесятничество, харизматическое движение, правые партии
- Дата публикации
- 04.05.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 380
В последние десятилетия в Латинской Америке значительно укрепились позиции протестантизма, особенно быстро росли пятидесятнические церкви. В данной статье сделана попытка оценить вклад пятидесятничества в социально-экономическое развитие общества и выявить основные тренды участия пятидесятнических церквей в политической жизни, политические предпочтения верующих и уровень влияния пасторов на своих прихожан. Учитывая, что вопросы политического участия евангелистов подробно освящены в работах перуанского социолога Переса Гуаделупе и отечественного исследователя Е.С.Галибиной-Лебедевой, эта статья носит преимущественно обзорный характер.
В период с 2000 по 2018 г. доля протестантов среди верующих Латинской Америки выросла с 10 до 18% [1]; примерно 50% из них принадлежали к пятидесятническим и независимым харизматическим церквям. Половина латиноамериканских протестантов (56 млн) проживает в Бразилии, где они составляют 26% населения. Протестантизм также активно распространился в Центральной Америке, при этом вторая по населению страна — Мексика — продолжает оставаться преимущественно католической, хотя доля протестантов выросла и там — с 7,5% в 2010 г. до 11,2% в 2020 г. [2, с. 91].
В Латинской Америке широко распространены протестантские церкви фундаменталистского направления. Вследствие этого чаще всего латиноамериканские протестанты воспринимают себя как единое сообщество и называют себя «евангеликами» («евангелистами»), а не пятидесятниками, баптистами, адвентистами или методистами. Наиболее крупными пятидесятническими церквями континента являются церкви Генеральная конфенция ассамблеи Бога в Бразилии (Convenção Geral das Assembleias de Deus no Brasil) — 8,5 млн человек и Христианские конгрегации Бразилии (Congregação Cristã no Brasil) — 2,5 млн [3, рр. 102-104].
ВЛИЯНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА НА ОБЩЕСТВО
Пятидесятничество существенно повлияло на низшие слои латиноамериканского общества. Благодаря значительной включенности верующих в жизнь церкви, заключающейся не только в участии в богослужениях, но и в организации совместного досуга, пятидесятничество дает латиноамериканским крестьянам, мигрирующим в города, ощущение некоего единства. В 1970-е годы среди пятидесятнических церквей стало распространяться Евангелие процветания — учение, гласившее, что Святой Дух должен обеспечить успех, здоровье и материальное благополучие праведному христианину. Многие новообращенные пятидесятники смогли улучшить свою жизнь, особенно это касалось представителей этнических меньшинств [4, р. 226]. В бедной среде даже небольшое повышение уровня благосостояния за счет отказа от табака и алкоголя имело заметный эффект, хотя значительная часть сэкономленных денег оставалась в церкви в виде десятины [5, сс. 100-101]. По данным статистики, младенческая смертность среди малообеспеченных у протестантов была на 10% ниже, чем у католиков. Обращение в протестантизм также оказалась для многих способом «завязать» с преступным миром [6, рр. 128-130]. Пятидесятники стараются привлечь каждого верующего к активному участию в жизни церкви. Многие вопросы церковной жизни решаются приходским советом [4, р. 227].
Крайне консервативное традиционное пятидесятничество постепенно смягчало свои взгляды. Convenção Geral das Assembleias de Deus no Brasil в 1999 г. признала различие между доктриной и обычаями. Было разрешено использование косметики, снят запрет на просмотр телевизора [3, сс. 102-104]. Отход от «изоляционизма» мог быть связан со сменой поколений: «дети верующих родителей» стремились к большей включенности в общественную жизнь, и им были менее свойственны религиозные крайности, присущие новообращенным. Конкуренцию традиционным пятидесятникам также составляли независимые харизматические церкви, практиковавшие те же духовные дары, что и пятидесятники, и выступавшие за активное участие верующих в общественной жизни.
Пятидесятнические (как и многие иные протестантские) церкви рассматривали социальные проблемы — бедность, неграмотность, преступность — как духовные; этим они отличались от адептов католической теологии освобождения, основанной на принципах христианского социализма, близкого к марксизму [7, сс. 2-3]. Для пятидесятников решением проблем является божественное вмешательство, способное изменить человека, для чего необходимо усиленно молиться и принести покаяние в грехах. В той мере, в какой хронические нищета и голод затрагивали членов общин, церковные лидеры решали эти проблемы посредством взаимопомощи или привлечения средств благотворителей.
Воздержание от алкоголя и табака стало маркером идентичности для большинства евангелистов. Такие социальные пороки, как алкоголизм или семейное насилие, рассматриваются как проблемы веры. Пятидесятники требуют от верующих признать греховное поведение, молиться и встать на путь духовного преображения. Если поведение адепта не меняется в лучшую сторону, членство в церкви может быть приостановлено, после чего он может быть исключен.
Пятидесятнические церкви стремятся создать новое жизненное пространство, позволяющее новообращенным уйти от мира, воспринимаемого как несправедливый, и найти убежище от жизненных невзгод. Таким образом, переход в пятидесятничество является формой эскапизма. Для членов общины создается социальная инфраструктура, включающая в себя организацию досуга и развлечений; особенно успешно в этом направлении работают крупные церкви, имеющие много тысяч прихожан. Спортивные мероприятия, библейские классы, рок-концерты в честь Иисуса и вечеринки для детей членов церкви способствуют сплоченности, а также оберегают детей от влияния улицы [8, рр. 174-175].
Женщины переходят в пятидесятничество чаще, чем мужчины. Обращение мужчин обычно способствует позитивным изменениям в семейной жизни. Пятидесятнические и евангельские церкви проповедуют ценности самодисциплины — честность, трезвость, трудолюбие и верность, — но они не учат персональному волеизъявлению и ответственности, необходимым для привития этих ценностей [8, рр. 176-177]. Женщины, регулярно посещающие богослужения, выходят замуж относительно рано и предпочитают официальный брак другим формам отношений [9, р. 1007].
Среди пятидесятников много мулатов и негров. Равенство в церкви помогло многим преодолеть комплексы, связанные с цветом кожи [10, рр. 116-117], а также вступить в межрасовый брак. Прихожанки пятидесятнических церквей Бразилии в три раза чаще выходили замуж за белых, чем остальные чернокожие женщины. В тоже время чернокожие, увидевшие реальное равноправие в церкви, более негативно относятся к проявлениям дискриминации в обычной жизни [10, рр. 120-124].
Подъем пятидесятнического движения происходил одновременно с ростом католического харизматического движения (к настоящему времени угасшего) и усилением влияния афробразильских культов. Это свидетельствует о существовании потребности в новой духовности, которой вполне отвечали пятидесятники, вещавшие о возможности совершения чудес и божественного исцеления. Влияние иерархически выстроенной католической традиции снижалось. Люди искали новые социальные связи и ценностные ориентиры, которые могли предложить им иные религиозные движения [11, рр. 17-18].
Пятидесятников отличают высокий уровень доверия к другим людям, а также ощущение полной удовлетворенности жизнью. Значительная их часть выбрала новую веру осознанно; активное участие в жизни церкви, включающее в себя социальную и благотворительную деятельность, приносит моральное удовлетворение. Исследование евангелистов Коста-Рики и Гватемалы показало, что большинство верит, что их материальное положение улучшилось после обращения, хотя каких-либо доказательств этого нет [12, р. 38]. Было также установлено, что по уровню бережливости и трудолюбия пятидесятники занимают третье место среди четырех религиозных групп, показав результаты ниже, чем традиционные протестанты и католики. Вероятно, это являлось не следствием негативного влияния пятидесятничества, а результатом того, что в данную конфессию чаще переходили представители низших слоев населения. Уровень образования оказывался более значимым фактором, чем деноминационная принадлежность [12, рр. 71-72].
Обращение в пятидесятничество не повышает уровень жизни, но улучшает его качество для новообращенного, поскольку помогает решить социальные проблемы, а также обрести новый смысл жизни. Первоначально пятидесятники избегали участия в общественной и политической жизни. Но постепенно ситуация изменилась: с 1980-х годов они стали выдвигаться на выборные должности. Рассмотрим основные политические предпочтения пятидесятников, их сходства и различия с остальными жителями Латинской Америки.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
В начале 2000-х годов исследователь Эрик Паттерсон изучил политические предпочтения протестантов и католиков, проживающих в Бразилии, Мексике и Чили. Он пришел к выводу, что большее значение имела не конфессиональная принадлежность, а религиозная вовлеченность. Воцерковленные протестанты и католики были ближе друг к другу, чем к своим светским единоверцам [13, р. 165]. Воцерковленные протестанты и католики в полтора-два раза реже заявляли о своем участии в демонстрациях и акциях протеста, чем их светские единоверцы. Данные социологов показали также, что набожные люди обоих конфессий чаще, чем не вовлеченные в активную церковную жизнь, выражали доверие правительственным и общественным учреждениям [13, рр. 149-150].
Невоцерковленные протестанты несколько чаще участвовали в «несистемных» политических акциях, чем светские католики [13, рр. 106-107, 140]. Это можно объяснить тем, что переход в протестантизм (без серьезного воцерковления) мог являться формой проявления социального протеста. В Бразилии протестанты чаще голосовали за левые партии, что было связано с тем, что приверженцы этой конфессии относились к бедным слоям общества [13, р. 65].
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Первоначально пятидесятники считали, что верующие не должны быть вовлечены в политику, чтобы не запятнать свои свидетельства о Христе. Этим они отличались от большинства протестантов, которые рассматривали политическую активность как социальное выражение христианства. Впрочем, в первой половине XX в. традиционные протестанты в Латинской Америке были слишком малочисленны, чтобы вести успешную политическую деятельность. Наиболее многочисленные бразильские протестанты в 1934 г. создали Евангелическую конфедерацию Бразилии (Confederação Evangélica do Brasil), просуществовавшую до военного переворота 1964 г. Пятидесятники не принимали активного участия в деятельности данной организации [14, р. 155].
Латиноамериканские протестанты как организованная сила начали участвовать в политической жизни в 1950-е годы. Отдельные попытки избраться в парламент и на должности в исполнительной власти были предприняты в Бразилии и Перу; кандидаты, как правило, не являлись пятидесятниками [15, рр. 11-13]. Рост политической активности пятидесятников был связан, в том числе, с появлением церквей харизматического направления, власть в которых всецело принадлежала пастору-основателю. Основной причиной участия протестантских церквей в политике являлась защита выбранного образа жизни. Во второй половине XX в. их деятельность была связана преимущественно с противодействием Римско-католической церкви и борьбой за свободу вероисповедания. В XXI в. евангелисты в сотрудничестве с консервативными католиками выступали против политиков, поддерживавших легализацию однополых браков и стремящихся к пересмотру традиционного подхода к воспитанию [16].
Участие протестантов в политической системе можно проследить на примере самой большой и населенной страны Латинской Америки — Бразилии. Первым значительным успехом протестантов стали выборы 1986 г. В конгресс были избраны 32 протестанта (из них 18 — пятидесятники). После этого успеха крупнейшие пятидесятнические объединения Conven-ção Geral das Assembleias de Deus no Brasil и Всемирная церковь «Царство Божие» (Igreja Universal do Reino de Deus) стали играть значимую роль в бразильской политике. Пасторы мобилизовали своих прихожан; использовался лозунг «Братья голосуют за братьев», что могло подкрепляться «пророчествами» [17, рр. 148-149]. Депутаты принадлежали к разным партиям, постепенно увеличивалась поддержка правых политиков. Это было связано, в том числе, и с противоборством с католиками, среди которых были сильны левые настроения [18, p. 31].
Выборы 1994 г. привели к противостоянию между пятидесятническими союзами; результатом этой борьбы стало соглашение о «десяти заповедях этического голосования». В документе говорилось: «В политической сфере мнение пастора должно быть услышано только как слово гражданина, а не как божественное пророчество. Ни один избиратель не должен чувствовать себя виновным за то, что его политические взгляды отличаются от взглядов его пастора» [14, р. 157].
Пятидесятническая церковь Convenção Geral das Assembleias de Deus no Brasil связана с основанной в 1990 г. правоцентристской Социал-христи-анской партией (Partido Social Cristão, PSC). Лучший результат на выборах был достигнут в 2010 г., когда PSC получила 3,3% голосов (в 2022 г. — 1,2%). В 2012 г. была образована правая партия Патриот (Patriota), также аффелированная с Convenção Geral das Assembleias de Deus no Brasil. В 2022 г. она получила 1,4% голосов. Члены церкви выдвигаются и от других партий. Несколько раз прихожане Convenção Geral das Assembleias de Deus no Brasil назначались на пост федеральных министров. В 2005 г. Igreja Universal do Reino de Deus содействовала созданию Бразильской республиканской партии (Partido Republicano Brasileiro), позднее переименованной в Республиканцев (Republicanos), которая также имела правоцентристскую направленность. Племянник основателя церкви, епископ Марсело Кривелла, был избран мэром Рио-де-Жанейро в 2017 г., а в конце 2020 г. арестован по подозрению в коррупции [19]. В 2022 г. Republicanos успешно участвовали в выборах, получив 6,91% голосов в палате депутатов и 4,19 %— в федеральном сенате. В настоящее время Republicanos занимают 41 место в парламенте, PSC представлена четырьмя депутатами [20].
Следует отметить, что у бразильских пятидесятников не было продуманной политической повестки, кроме декларированного стремления защитить библейские ценности. Кроме того, некоторые бразильские политики-пятидесятники не соответствовали нормам христианской морали и были обвинены в коррупции [17, рр. 148-149]. Выступающий с идеей построения теократического государства основатель Igreja Universal do Reino de Deus Эдир Маседу, по данным журнала Forbes, в 2015 г. владел состоянием в 1,1 млрд долл. [21].
Протестанты, вплоть до последних лет, получали в 1,5-2 раза меньше мест в органах власти, чем могли бы, с учетом их доли в населении Бразилии [22, р. 76]. На выборах 2014 г. в палату депутатов были избраны 67 членов протестантского вероисповедания от 23 партий, представлявших 26 различных евангельских общин [23, рр. 74-76]. На выборах 2018 г. — по разным оценкам — прошли от 84 членов палаты депутатов и 7 сенато- ров [24] до 105 членов палаты депутатов и 15 сенаторов [25]. В настоящее время в Бразилии 76 депутатов (14,8%) являются протестантами, еще 83 человека (16,2%) назвали себя «христианами» [26]. По мнению профессора религиоведения Университета содружества Вирджинии Эндрю Чесната, это является новой формой самоидентификации латиноамериканских протестантов [27]. Вместе с тем это также может являться стремлением политиков быть «своими» как для католиков, так и для протестантов.
ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Первоначально пятидесятники держались в стороне от политики не только по религиозным соображения. Они были немногочисленны и бедны. Как только пятидесятники получили доступ к тем, кто находится у власти и рассудили, что членов церкви довольно много, и они обладают серьезным влиянием, необходимым для успешного участия в политике, они отказались от принципа неучастия. В основе лежала прагматичная оценка, согласно которой выгоды перевешивали издержки. Следование предписанию из Послания к Римлянам «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим: 13:1) было не религиозным догматом, а практическим советом, который стоило принимать, когда это было полезно. Этот же прагматизм позволил избежать чрезмерного вовлечения в политику [15, рр. 12-13], которая является средством, но не целью. Для церквей важнее увеличивать количество прихожан, а не добиваться электорального успеха.
Формы политической активности протестантов можно разделить на две категории.
1. Протестантская партия. В Бразилии крупные пятидесятнические церкви Convenção Geral das Assembleias de Deus no Brasil и Igreja Universal do Reino de Deus сотрудничают с «дружественными» партиями правоцентристского направления, представленными в парламенте. Партии правого спектра, связанные с евангелическими церквями, получали места в законодательных собраниях центральноамериканских стран. Наибольший успех был достигнут в Коста-Рике в 2018 г. Партией национального возрождения (Partido Restauración Nacional, PRN), получившей 18% голосов избирателей. В следующем году эта партия и отколовшаяся от нее Новая республиканская партия (Partido Nueva República, PNR) получили 12% голосов. Аналогичные результаты были достигнуты партиями, связанными с евангеликами Гватемалы. Отметим, что в Гватемале доля протестантов превысила 40%, в Коста-Рике приблизилась к 30% [2, с. 91].
2. Протестантский фронт. Объединение, в которое могут входить как евангелисты, так и представители других конфессий, разделяющих общие ценности. В парламенте Бразилии существует объединение Парламентский евангельский фронт (Frente Parlamentar Evangélica do Congresso Nacional, FPECN) [28]. В 2015 г. в FPECN входили 198 депутатов, 50% которых принадлежали к партиям правого спектра, 30% — к центристским, 20% — к левым партиям [29]. В 2019 г. количество членов фронта увеличилось до 203 человек, при этом доля правых депутатов выросла до 67%, доля центристов составила 26%, а левых — снизилась до 7% [30]. Число участников FPECN почти вдвое превышало число депутатов протестантского вероисповедания. Существенный рост процента депутатов правого спектра среди участников FPECN мог быть связан, в том числе, с поляризацией политических предпочтений бразильского общества в последние годы [31].
В 2016 г. в Гватемале президентом был избран политик протестантского вероисповедания Джимми Моралес, до него президентами дважды становились генералы-протестанты. Избирательная компания Дж.Моралеса проводилась под лозунгом борьбы с коррумпированной и прогнившей старой системой (впрочем, вскоре после триумфа на выборах в коррупционном скандале оказались замешаны его брат и сын) [32, р. 24].
По мнению Е.С.Галибиной-Лебедевой протестантские церкви превратились в новый субъект политики в регионе. Поддерживая на выборах правых кандидатов различного уровня, они меняют политический расклад сил в Латинской Америке. [33, с. 88] Заметим, что существует опыт привлечения евангелистов и их оппонентами. В Мексике в 2018 г. победу на президентских выборах одержал левый политик Андрес Мануэль Лопес Обрадор. В его коалицию «Вместе мы сделаем историю» вошла, в том числе, правоцентристская Партия социальной встречи (Partido Encuentro Social, PES), связанная с евангелистскими (в первую очередь пятидесятническими) кругами [34, р. 36].
Религиозная принадлежность оказывает влияние на электоральные предпочтения, но она является только одним из определяющих факторов. В Бразилии 19% опрошенных протестантов сказали, что они голосовали за тех кандидатов, на которых им указали в церкви [3, рр. 108-109]. В 2018 г. 70% евангелистов в стране во втором туре президентских выборов отдали свои голоса за правого популиста Жаира Болсонару (2019—2022 гг.); впоследствии его поддержка снизилась, в основном среди женщин-протестантов [35]. По данным социологических опросов перед выборами 2022 г. за Болсонару собирались голосовать немногим более 60% евангелистов [36].
В десяти крупнейших странах Латинской Америки за последние полвека только четыре раза количество евангелистов в парламенте было сопоставимо с общим числом верующих. Это произошло в Бразилии в 1986 г. [22, р. 76], Коста-Рике в 2018 [22, р. 100], Панаме в 2014 [22, р. 120] и Перу в 1990 [22, р. 130]. В большинстве случаев процент политиков протестантского вероисповедания в парламентах оказывался существенно ниже процента верующих их конфессии. В большей степени евангелисты представлены в парламентах Бразилии и стран Центральной Америки. По мере распространения протестантизма получить голоса представителей этой конфессии становилось все важнее. Бывший президент Бразилии Ж.Болсонару позиционировал себя как человека с неопределенной религиозной идентичностью — он представлял себя как католика, но был перекрещен в протестантской церкви и женат на протестантке [37].
В последние годы политическая активность протестантов возросла, что, в первую очередь, было связано с вопросами нравственных ценностей и противостоянием ЛГБТ-сообществу. В 2018 г. Межамериканский суд по правам человека (Corte Interamericana de Derechos Humanos) выступил в поддержку однополых браков. Значительная часть латиноамериканцев, особенно евангелики и консервативные католики, религиозность которых значительно выше, чем у европейских единоверцев, выступили резко против. В движении за защиту традиционных ценностей ведущую роль играют политики пятидесятники. Их поддерживают протестанты других деноминаций и католики. Во многих странах проводились марши в защиту традиционных ценностей, активными участниками которых были пятидесятники. Вследствие этого протестанты получили четверть мест в парламенте Коста-Рики, а пастор и певец Фабрисио Альварадо неожиданно вышел во второй тур (его поражение в выборах связывают с тем, что он выступил против поклонения Богоматери и тем самым потерял поддержку части католического электората) [22, рр. 101-102].
Переход к участию в политике не сопровождался теологическими изменениями. Пятидесятники по-прежнему ожидают скорого Второго пришествия Христа и придерживаются строгого противопоставления добра и зла. Предметом их политического участия является ограниченный круг преимущественно моральных вопросов, связанных с сексуальностью и семьей, а также с проблемами, представляющими непосредственный интерес для церкви, в частности, предоставление налоговых льгот и льгот на трансляцию радио- и телепередач, придание религиозным праздникам статуса выходного дня [3, рр. 108-109].
Вполне вероятно, что количество депутатов протестантского вероисповедания в парламентах увеличится, причем они будут представлять разные партии. Политическое предложение евангелистов актуально для тех, кто хочет защитить христианские ценности в политике; евангелики выступают с предложением о морализации данной сферы жизни общества. [38, рр. 13-14]. Уже сегодня они в определенной степени подменяют христианско-социальные партии католического толка в деле защиты традиционных ценностей [38, р. 95]. В то же время евангелисты не разработали полноценной социальной доктрины. Не факт, что это возможно в принципе, так как конкретные политические предпочтения могут очень сильно различаться. Вспомним слова Христа, говорившего «Царство мое не от мира сего» (Иоанна: 18: 36).
ПЯТИДЕСЯТНИКИ И ДИКТАТОРСКИЕ РЕЖИМЫ
Для истории Латинской Америки характерны военные перевороты и установление диктаторских режимов. Военные при поддержке правых свергали левые режимы. В 1960—1970-е годы среди католиков Латинской Америки получила распространение «теология освобождения», авторы которой попытались совместить христианство и марксизм. Христианской миссии отводилась роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, в том числе через политическую деятельность, нередко допускалась возможность установления социальной справедливости путем революции. В результате распространения «теологии освобождения» традиционный союз католической церкви с правыми политиками в ряде стран был разорван.
Пятидесятники в те годы, как правило, не принимали прямого участия в политике и к диктатурам относились вполне лояльно. В Бразилии в 1964—1985 гг. во время 20-летнего правления военной диктатуры — Третьей Бразильской республики — пятидесятники отчасти заменили католическую церковь в качестве клиента правительства. Благодаря доступу к беднейшим слоям населения пятидесятнические церкви представляли интерес для властей. Они считались безобидными, могли беспрепятственно продолжать миссионерскую деятельность и смогли добиться значительного роста [3, рр. 111-112].
Чилийский диктатор Аугусто Пиночет (1974—1990) поддерживал отношения с лидерами пятидесятников, некоторые из них публично оказывали ему поддержку. После военного переворота самопровозглашенный совет пасторов опубликовал декларацию «евангельская позиция», в которой указывалось, что «вмешательство вооруженных сил в исторический процесс в Чили было Божьим ответом на молитвы тех верующих, которые видят в марксизме максимальное выражение сатанинских сил тьмы» [22, рр. 86-87]. В свою очередь Пиночет лично участвовал в открытии самой крупной пятидесятнической церкви в Сантьяго [13, р. 89]. В это же время католическая церковь со следующего после переворота года стала дистанцироваться от режима. Это являлось следствием демократизации церкви после Второго Ватиканского собора 1962—1965 гг. [39].
В Гватемале правительство, боровшееся с левыми в конце 1960-х — 1970-е годы, зачастую лучше относилось к протестантам, поскольку католицизм ассоциировался с «теологией освобождения» [13, рр. 165-167]. Пятидесятники сотрудничали с правительством, поддерживали военных и для многих представителей среднего класса и элит Гватемалы являлись некой альтернативой католической церкви [15, р. 10]. В 1980—1990-е годы к власти в стране дважды приходили пятидесятники. В результате военного переворота 1982 г. власть оказалась в руках генерала пятидесятнического вероисповедания Хосе Эфраин Риос Монтт. Он оставался у власти один год, а в 2000—2004 гг. был избран председателем конгресса. В 1991—1993 гг. президентом был его единоверец Хорхе Серрано Элиас.
В Колумбии пятидесятники были аполитичны, считая власть исходящей от Бога, а политику — частью мирской сферы. Многие из них были привержены милленаристскому дискурсу, что еще больше отдаляло их от политики. В вооруженном конфликте в Колумбии между левыми партизанами и правительством, которому оказывали помощь правые военизированные формирования, пятидесятники поддерживали последних. Благодаря этой позиции они снискали благосклонность в глазах военных, которые проводили «чистку» нелояльных церковных общин. Пятидесятники создали четыре политические партии и ряд ассоциаций и даже подписали соглашение с правительством («малый конкордат»), предоставляющее им признание и некоторые льготы. Как и в случае с Бразилией, в Колумбии протестанты, участвовавшие в политике, были приверженцами тех же ценностей семьи и морали, что и католическая церковь [40, р. 12]. В Перу пятидесятники входили в состав комитетов самообороны — местного ополчения, выступавшего на стороне правительства против повстанцев маоистской организации «Светлый путь» (Sendero Luminoso) [41, рр. 273-274].
Некоторые пятидесятники присоединились к левым демократическим движениям, но это были рядовые верующие, а не представители религиозного истеблишмента. Они участвовали в левых общественных движениях в Бразилии [3, рр. 111-112] и поддерживали в Чили президента от блока Народное единство (Unidad Popular, UP) Сальвадора Альенде (1970—1973) [13, рр. 223-225].
Таким образом, очевидно, что руководство пятидесятников проявляло сервилизм по отношении к диктаторским режимам. Причины этого, вероятно, заключались в том, что пятидесятнические церкви преимущественно носили национальный характер, и поэтому их структуры и руководство оказывались уязвимыми. Римско-католической церкви намного проще сохранить независимость благодаря влиянию Ватикана в мире. Руководство Римско-католической церкви не поддержало «теологию освобождения», но, начиная с 1980-х годов, последовательно выступало в защиту прав человека. Возможно, политические предпочтения единоверцев из США также могли повлиять на лояльное отношения руководства пятидесятнических церквей к диктаторским правым режимам.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пятидесятничество широко распространилось в Латинской Америки к 1990-м годам. В условиях популярности «теологии освобождения» в католической среде военные режимы не препятствовали его развитию, поскольку его последователи-протестанты были лояльны по отношению к власти. Пятидесятничество быстрее распространялось среди черного населения, а также среди беднейших слоев, а наибольшее развитие получило в Центральной Америке и Бразилии. Распространение пятидесятничества способствовало улучшению качества жизни многих людей: те, у кого были проблемы с алкоголем, бросали пить, укреплялись семьи, люди чувствовали поддержку единоверцев. Тем не менее данных о том, что распространение пятидесятничества способствовало экономическому росту и повышению уровня жизни нет, хотя в 1990-е годы многие исследователи ожидали именно этого.
По мере увеличения количества пятидесятников вырастало их электоральное значение. Политики протестантского вероисповедания чаще принадлежали к партиям правого спектра, и в последние годы доля правых увеличилась. При этом многие протестанты относились к бедным слоям населения, и потому должны были бы оказываться ближе к левым. В голосовании за правых большее значение имели вопросы моральной повестки, в том числе поддержка левыми ЛГБТ-движения и тому подобных явлений, не совместимых с ортодоксальным христианством.
Влияние, которое оказывали евангельские церкви на политический выбор прихожан, было довольно ограничено у традиционных протестантов и несколько больше у пятидесятников, последнее связано с более серьезной ролью руководителей церквей. Пятидесятники в Бразилии довольно активно взаимодействовали с определенными политическими партиями правого спектра. Вероятно, влияние евангелистов продолжит расти, они вместе с консервативными католиками будут оказывать значительное воздействие на моральную повестку Латинской Америки.
Библиография
- 1. ¿Cuál es su religión? Análisis Online. Corporación Latinobarómetro, Santiago. Available at: https://www.latinobarometro.org/latOnline.jsp (accessed 22.03.2023).
- 2. Мязин Н.А. Распространение пятидесятничества в странах Латинской Америки. Латинская Америка. М., 2022, № 9, сс. 83-97 [Miazin N.A. Rasprostranenie pjatidesjatnichestva v stranah Latinskoj Ameriki [The spread of Pentecostalism in Latin America]. Latinskaja Amerika. Moscow, 2022, N 9, pp. 83-97 (In Russ.). (DOI: 10.31857/S0044748X0017752-6).
- 3. Von Sinner R. Pentecostalism and Citizenship in Brazil: Between Escapism and Dominance. International Journal of Public Theology. Leiden, 2012, vol. 6, N 1, pp. 99-117 (DOI: 10.1163/156973212X617208).
- 4. Smith C.L. Pentecostal Presence, Power and Politics in Latin America. Journal of Beliefs & Values. London, 2009, vol. 30, N 3, pp. 219-229 (DOI: 10.1080/13617670903371530).
- 5. Забаев И.В. Проблема хозяйственной этики современного пятидесятничества в работах Д. Мартина. Социологический журнал. М., 2010, № 3, сс. 100-101 [Zabaev I.V. Problema hozjajstvennoj jetiki sovremennogo pjatidesjatnichestva v rabotah D. Martina. [The problem of economic ethics of modern Pentecostalism in the works of D. Martin]. Sotsiologicheskij Zhurnal. Moscow, 2010, N 3, pp. 100-101 (In Russ.).
- 6. Potter J.E., Amaral E.F.L., Woodberry R.D. The Growth of Protestantism in Brazil and Its Impact on Male Earnings, 1970-2000. Social Forces. Oxford, 2014, vol. 93, N 1, pp. 125-153 (DOI: 10.1093/sf/sou071).
- 7. Галибина-Лебедева Е.С. Политическая роль католической церкви и религии в Латинской Америке XXI в. Мировая политика. М., 2018, № 3, cc. 3-24 [Galibina-Lebedeva E.S. Politicheskaja rol' katolicheskoj cerkvi i religii v Latinskoj Amerike XXI v. [The Political Role of the Catholic Church and Religion in Latin America in the XXI Century]. Mirovaja politika. Moscow, 2018, N 3, рр.3-24 (In Russ.).
- 8. McCleary R.M. Pentecostals, Kinship, and Moral Economy in Guatemala. Journal of Markets & Morality. Grand Rapids, 2018, vol. 21, N 1, pp. 167-189.
- 9. Verona A.P., Dias C.J., Fazito D., Mirando-Ribeiro P. First conjugal union and religion: Signs contrary to the Second Demographic Transition in Brazil. Demographic Research. Rostock, 2015, vol. 33, 985-1014 (DOI: 10.4054/DemRes.2015.33.34).
- 10. Burdick J. What is the color of the Holy Spirit? Pentecostalism and Black Identity in Brazil. Latin American Research Review. Cambrige, 1999, vol. 34, N 2, pp. 109-131.
- 11. Hurbon L. Globalization and Religious Change in the Caribbean (eds. Maingot A., Eguizábal C.). Religion in Latin America. Hemisphere. Albuquerque, 2010, vol. 19, N 1, pp. 17-18.
- 12. Smith K. Max Weber and Pentecostals in Latin America: The Protestant Ethic, Social Capital and Spiritual Capital. Thesis dissertation for the degree master of arts, Georgia State University, 2016, 76 p.
- 13. Patterson E. Latin America's Neo-Reformation Religion's Influence on Contemporary Politics. Latin American studies social sciences and law. New York & London, Routledge, 2005, 184 p.
- 14. Freston P. «Neo-Pentecostalism» in Brazil: Problems of Definition and the Struggle for Hegemony. Archives de Sciences Sociales des Religions. New York & London, Routledge, 1999, N 105, pp. 145-162.
- 15. Cleary E.L. Introduction: Pentecostals, Prominence and Politics (ed. Cleary E.L.). Power, politics and Pentecostalism in Latin America. New York & London, Routledge, 1998, pp. 1-24.
- 16. Taylor Boas C. The Electoral Representation of Evangelicals in Latin America. Oxford university, 2019. Available at: https://oxfordre.com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-1748 (accessed 22.06.2022).
- 17. Adeboye. O. Pentecostal Challenges in Africa and Latin America: A Comparative Focus on Nigeria and Brazil. Afrika Zamani. Dakar, 2003-2004, N 11-12, pp. 136-159.
- 18. Freston, P. In Search of an Evangelical Political Project for Brazil a Pentecostal “Showvention”. International Journal of Holistic Mission Studies. London, 1993, vol. 9, N 3, pp. 26-32.
- 19. Crivella M. Rio mayor arrested over bribery claims. BBC, 22.12.2020. Available at: https://www.bbc.com/news/world-latin-america-55410064 (accessed 22.03.2021).
- 20. Bancada Actual. Portal da Câmara dos Deputados. Available at: https://www.camara.leg.br/deputados/bancada-atual (accessed 15.12.2022).
- 21. Edir Macedo & family. 2015 billionaires net worth. Forbes. 03.02.2015. Available at: https://www.forbes.com/profile/edir-macedo/?sh=7a5401dc2fcf (accessed 22.10.2021).
- 22. Pérez Guadalupe J.L. Evangelicals and Political Power in Latin America. Instituto de Estudios Social Cristianos. Lima, 2009, 192 p.
- 23. Абрамова М. Религиозный фактор в современном политическом дискурсе стран Латинской Америки. Тетради по консерватизму. М., 2019, № 3, cc. 74-76. [Abramova M. Religioznyj faktor v sovremennom politicheskom diskurse stran Latinskoj Ameriki [The religious factor in the modern political discourse of Latin America]. Tetradi po konservatizmu. Moscow, 2019, N 3, pp. 74-76 (In Russ.). (DOI: 10.24030/24092517-2019-0-3-67-78).
- 24. Eleições 2018: bancada evangélica cresce na Câmara e no Senado. Departamento Intersindical de Assessoria Parlamentar. Brasilia, 18.10.2018. Available at: https://www.di-ap.org.br/index.php/noticias/noticias/88900-eleicoes-2018-bancada-evangelica-cresce-na-camara-e-no-senado (accessed 15.11.2019).
- 25. Veja quais deputados e senadores fazem parte da bancada evangélica. VOL, Brasilia 15.9.2020. Available at: https://congressoemfoco.uol.com.br/legislativo/veja-quais-deputados-e-senadores-fazem-parte-da-bancada-evangelica/ (accessed 16.10.2021).
- 26. Fonseca N. As Igrejas que Dominam a Nova ala Evangélica na Câmara. Agência Pública. 02.02.2023. Available at: https://apublica.org/2023/02/as-igrejas-que-dominam-a-nova-ala-evangelica-na-camara/ (accessed 03.02.2023).
- 27. Event Transcript: Religion in Latin America. Pew Research Center. 20.11.2014. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2014/11/20/event-transcript-religion-in-latin-america/ (accessed 22.02.2021).
- 28. Frente Parlamentar Evangélica do Congresso Nacional. Câmara dos Deputados. Brasilia, 17.04.2019. Available at: https://www.camara.leg.br/internet/deputado/frenteDetalhe.asp?id=54010 (accessed 22.02.2022).
- 29. Frente Parlamentar Evangélica do Congresso Nacional. 09.11.2015. Available at: https://www.camara.leg.br/internet/deputado/frenteDetalhe.asp?id=53658 (accessed 22.02.2022).
- 30. Frente Parlamentar Evangélica do Congresso Nacional. 17.04.2019. Available at: https://www.camara.leg.br/internet/deputado/frenteDetalhe.asp?id=54010 (accessed 22.02.2022).
- 31. Окунева Л.С. Президентские выборы 2018 г. в Бразилии: буря и натиск. Латинская Америка. М., 2018, № 12, сс. 22-36. [Okuneva L.S. Prezidentskie vybory 2018 g. v Brazilii: burja i natisk. [The 2018 Brazilian presidential election: the storm and the onslaught.] Latinskaja Amerika. Moscow, 2018, N 12, pp. 22-36 (In Russ.). (DOI: 10.31857/S0044748X0002313-3).
- 32. Levine D.H. Religion and Politics in Latin America since the 1970. (eds. Maingot A., Eguizábal C.) Religion in Latin America. Hemisphere. Miami, 2010, vol. 19, N 1, pp. 22-28.
- 33. Галибина-Лебедева Е.С. Протестантские церкви и секты как новый субъект политики в Латинской Америке. Мировая политика, М., 2019, № 3, cс. 72-91 [Galibina-Lebedeva E.S. Protestantskie cerkvi i sekty kak novyj sub’ekt politiki v Latinskoj Amerike [Protestant Churches and Sects as a New Subject of Politics in Latin America]. Mirovaja politika, Moscow, 2019, N 3, pp. 72-91 (In Russ.).
- 34. Garma C. Religión y política en las elecciones del 2018. Evangélicos mexicanos y el Partido Encuentro Social. Alteridades. México, 2019, vol. 57, N 29, pp. 35-46.
- 35. Smish A.E. Religion is shaping Brazil’s presidential election - but its evangelicals aren’t the same as America’s. The Conversation. 26.09.2022. Available at: https://theconversation.com/religion-is-shaping-brazils-presidential-election-but-its-evangelicals-arent-the-same-as-americas-190509 (accessed 27.09.2022).
- 36. Ellsworth B., Cardoso F. Bolsonaro shores up evangelical support in tight Brazil election. Reuters. 27.10.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/bolsonaro-shores-up-evangelical-support-tight-brazil-election-2022-10-27/ (accessed 28.10.2022).
- 37. Albuquerque C. Playing with religious identity. Development and Cooperation. 29.09.2019. Available at: https://www.dandc.eu/en/article/brazils-president-jair-bolsonaro-won-election-thanks-votes-conservative-christians (accessed 22.02.2022).
- 38. Pérez Guadalupe J.L. ¿Políticos Evangélicos o Evangélicos Políticos? Los Nuevos Modelos de Conquista Política de los Evangélico. (eds. Pérez Guadalupe J.L, Grundberger S.) Evangélicos y Poder en América Latina. Breña – Lima, 2018, рр. 11-106.
- 39. Смелова М.Н., Кансино Тронкосо У. Чили: церковь и диктатура 1973-1989: исследование политической роли католической церкви и ее конфликта с военным режимом. Отечественная и зарубежная литература. М., 2000, № 5, cc. 111-117 [Smelova M.N., Kansino Tronkoso U. Chili: cerkov' i diktatura 1973-1989: issledovanie politicheskoj roli katolicheskoj cerkvi i ee konflikta s voennym rezhimom. Social'nye i gumanitarnye nauki [Chile: The Church and the Dictatorship 1973-1989: A Study of the Political Role of the Catholic Church and its Conflict with the Military Regime]. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Moscow, 2000, N 5, pp. 111-117 (In Russ).
- 40. Ríos S. Religious diversity in Colombia (eds. Maingot A., Eguizábal C.). Religion in Latin America. Hemisphere. Miami, 2010, vol.19, N 1, pp. 11-12.
- 41. Freston P. Evangelicals and Politics in Latin America. Transformation. Oxford, 2002, vol. 19, N 4, pp. 271-274.