Роль католической церкви в регулировании внутреннего вооруженного конфликта в Колумбии
Роль католической церкви в регулировании внутреннего вооруженного конфликта в Колумбии
Аннотация
Код статьи
S0044748X0018053-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Илевич Михаил Владимирович 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
67-74
Аннотация

Внутренний вооруженный конфликт в Колумбии законсервировал феномен насилия как структурный элемент общества. Колумбия остается одной из наиболее религиозных стран континента, где католическая конфессия превалирует, а католическая церковь является институтом, пользующимся наибольшим доверием населения, что позволяет ей влиять на политический ландшафт. Она выступает в роли социального регулятора и морального проводника нации, продвигая «культуру мира» в противовес насилию, которое является следствием внутреннего вооруженного конфликта. В рамках институционального подхода в статье исследуется роль католической церкви, ее программа и деятельность в ходе внутреннего вооруженного конфликта в стране. Определяются этапы миротворческой деятельности церкви.

Статья заняла третье место в конкурсе молодых исследователей, состоявшемся в рамках пятого международного форума «Россия и Иберо-Америка в глобализирующемся мире: история и современность», который прошел в Санкт-Петербурге в октябре 2021 г.

Ключевые слова
католическая церковь, Колумбия, FARC, ELN, регулирование конфликта, посредничество
Классификатор
Получено
09.10.2021
Дата публикации
24.01.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
1029
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Гражданская война в Колумбии вот уже более полувека оказывает негативное влияние на политическую систему страны. Начиная еще с 40-х годов XX в. в этом вооруженном противостоянии прослеживаются явный след политического католицизма, различная степень вовлеченности церкви в процессе регулирования конфликта на разных его этапах. Католическая церковь на ранней стадии войны занимала неоднозначную позицию по отношению к так называемым герильерос, или партизанам левого толка, однако в дальнейшем ее приверженность мирному урегулированию конфликта и участие в переговорном процессе, безусловно, сделали церковь одним из гарантов политической стабилизации страны.
2 Важно отметить, что католическая церковь как в период «Эры насилия» (La Violencia) (1948—1958 гг.), так и в конфликте между правительством и повстанческими группировками была одной из сторон конфликта. Церковь представляла собой в социальном, политическом и мировоззренческом плане неоднородную структуру, являясь и одним из катализаторов конфликта, и консолидирующим элементом во время мирного процесса, призывая конфликтующие стороны к переговорам и нередко предлагая свои посреднические услуги. Поэтому данного актора можно описать, опираясь на мнение выдающегося американского социолога и конфликтолога XX в. Кеннета Болдуинга, как «бихевиоральную» единицу, — организацию, способную подвергаться качественным изменениям и сохраняющую при этом свою идентичность [1], в данном конкретном случае — конфессиональную.
3 Исследования, касающиеся роли католической церкви в колумбийском миростроительстве и ее противодействии политическому насилию, стали появляться в 90-е годы XX в. Первопроходцем в данном предметном поле стал колумбийский историк Рикардо Ариас Трухильо. В своей статье 1993 г. «Колумбийская церковная иерархия и мирный процесс Белисарио Бетанкура (1982—1986)» [2] он впервые попытался проанализировать деятельность церковного института времен президенства Б.Бетанкура в переговорном процессе между правительством и левыми боевиками Революционных вооруженных сил Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC). Р.Ариас подчеркивал бинарность католической церкви и неоднородность ее позиции в отношении переговоров с повстанцами. Для заполнения «научного вакуума» в изучении данной проблематики в 1993 г. был создан Колумбийский институт изучения религий (Instituto Colombiano para el Estudio de las Religiones), представлявший собой научно-исследовательский центр по исследованию феномена религии в колумбийском обществе в качестве фактора развития государства и общества, а также субъекта межрелигиозного диалога между обществом, государством, религиозными группами и научным сообществом.
4 Увеличивающееся количество работ по изучению участия церкви в конфликте вызвано растущей ролью самой католической церкви в мирном процессе. Однако зададимся вопросом: каким образом данный институт сумел стать одним из главных участников конфликта, медиатором в переговорах и одним из гарантов миростроительства? Для начала необходимо выделить и проанализировать четыре главных этапа миротворческой деятельности церкви (1986—1994, 1994—2002, 2002—2010, 2010—2016 гг.), в ходе которых последняя действует различными методами и с разной степенью вовлеченности в процесс.
5

1986—1994 годы. Церковь — сторона, заинтересованная в урегулировании конфликта

6 В конце 70-х годов XX в. стала очевидна невозможность достижения мира силовым путем, к тому же возросшая активность FARC и других партизанских групп требовала от правительства бóльших ресурсов для борьбы с вооруженными группировками. В период президентства Беласио Бетанкура (1982—1986 гг.) проводилась правительственная кампания, целью которой был поиск мирных путей разрешения конфликта. В мае 1984 г. правительство заключило с FARC соглашение о прекращении огня. Условиями, которые сделали перемирие возможным, стали создание левой партии Патриотический союз (Unión Patriótica), в которую вошли сторонники партизан, и объявление амнистии за политические преступления членам FARC. Позиция католической церкви по вопросам переговоров с повстанцами была неоднозначной. Традиционно консервативно настроенные иерархи церкви посчитали мирные переговоры при Б.Бетанкуре капитуляцией гражданской власти перед партизанами, следовавшими марксистско-ленинским принципам. Вполне очевидным стал последующий отказ Епископальной конференции Колумбии от диалога с Комиссией мира, образованной в 1981 г. по инициативе колумбийского кардинала Марио Револьо Браво с целью создать инфраструктуру для переговорного процесса. Наиболее консервативные епископы сделали вывод, что причиной социально-политического кризиса в стране стало «отсутствие моральных принципов, которое привело к углублению безнравственности, охватившей все слои общества» [3].
7 Коренной перелом произошел в 1986 г. и был связан с визитом папы Иоанна Павла II в Колумбию. В речи, озаглавленной «С миром Христовым на дорогах Колумбии», папа напомнил о важности сохранения миссионерской деятельности церкви, социального равенства, евангелизации в духе социальной доктрины католицизма и поиска мира в стране [4]. Слова понтифика побудили епископат переосмыслить роль и место церкви в вооруженном конфликте. Вскоре после визита папы Епископальная конференция учредила Комиссию за жизнь, справедливость и мир. С приходом к власти президента Вирхилио Барко (1986—1990 гг.) на 48-м собрании Епископальной конференции 1987 г. католическая церковь официально заявила о готовности быть посредником на мирных переговорах: «Мы подтверждаем нашу готовность к диалогу… мы предлагаем свои посреднические умения» [5].
8

1994—2002 годы. Церковь — ключевой медиатор — акселератор мирных переговоров

9 Начиная с 1990-х годов церковь усиливала свою посредническую роль в конфликте и выстраивала инфраструктуру для дальнейшего миростроительства. Она выступала в качестве альтернативы, когда процесс переговоров затормаживался, и было необходимо его форсировать, так происходило и при администрации Сесара Гавирии (1990—1994 гг.). Однако периодом, когда церковь фактически превратилась в главного инициатора диалога между сторонами конфликта, стали годы президентства Эрнесто Сампера (1994—1998 гг.).
10 На этом этапе католическая церковь в рамках программы «План пастырства на пути к миру», принятой Епископальной конференцией в 1994 г., предприняла попытку институционализации мирных переговоров. 4 августа 1995 г. Епископальная конференция под председательством епископа Педро Рубиано учредила Комиссию национального примирения (Comisión de Conciliación Nacional, CCN). Комиссия была создана как автономная и независимая организация, сформированная из представителей различных слоев общества, деятельность которых была направлена на выстраивание диалога с участниками конфликта. CCN стремилась последовательно подчеркивать свою автономность и независимость от правительственного курса. Важное значение имело официальное признание правительством этой организации в качестве наблюдателя и медиатора в переговорном процессе, а также широкий состав комиссии, куда вошли представители гражданского населения, до этого изолированного от диалога с партизанами и незаконными военизированными группировками [6].
11 Помимо приобщения различных социальных групп к мирному процессу католическая церковь и CCN стремились к интернационализации колумбийского конфликта, к привлечению международных акторов. В конце деятельности администрации Сампера, в феврале 1998 г., были инициированы мирные переговоры с леворадикальными партизанами Армии национального освобождения (Ejército de Liberación Nacional, ELN), которые продолжились при новой администрации Андреса Пастраны (1998— 2002 гг.). В 1998 г. в немецких городах Вюрцбург и Майнц были организованы встречи делегатов ELN, Национального совета мира (Consejo Nacional de Paz) и членов CCN. Встреча стала возможной благодаря кооперации колумбийской и немецкой конференций епископов, которые также принимали участие в этих переговорах. В дальнейшем, в феврале 2001 г., Епископальная конференция создаст Специальную комиссию (Comisión Especial), которая будет отслеживать статус продвижения переговоров с ELN. Позже в комиссию войдут епископы епархий Барранкабермеха, Сонсона, Риохачи и Арауки, а главной целью станет выстраивание контактов как с ELN, так и с ультраправыми боевиками Сил самообороны Колумбии (от исп. Autodefensas Unidas de Colombia, AUC).
12

2002—2010 годы. Церковь — умеренный посредник, активный миротворец

13 Новый этап посредничества католической церкви начинается с приходом к власти президента Альваро Урибе (2002—2010 гг.). Администрация А.Урибе избрала новый курс для решения вооруженного конфликта, используя стратегию «жесткой руки» для борьбы с повстанцами.
14 Тем не менее церковь продолжала выстраивать диалог с боевиками и в начале декабря 2002 г. ультраправые AUC объявили о готовности к переговорам и прекращению огня. А.Урибе и незаконные вооруженные формирования парамилитарес изъявили обоюдное желание видеть церковь в качестве арбитра на переговорах. 15 июля 2003 г. представители церкви выступили наблюдателями при подписании между правительством и группами парамилитарес договора Санта-Фе-де-Ралито, который предполагал демобилизацию 32 тыс. боевиков к 31 декабря 2005 г. В договоре подчеркивалась особая роль католической церкви. Так, 8 пункт гласит: «Благодарим католическую церковь за участие в этом мирном процессе и предлагаем ей продолжать сопровождать его в качестве гаранта прозрачности и приверженности сторон миру в Колумбии» [7].
15 Несмотря на разнообразие позиций внутри церкви, абсолютное большинство религиозных деятелей ратовало за умиротворение участников конфликта, за установление мира в стране. Епископы стали уделять больше внимания социальным проблем. В 2003 г. на 75-й конференции епископов Колумбии обсуждались пути решения вооруженного конфликта, подогреваемого аграрным кризисом, неспособностью правительства бороться с бедностью, присутствием и ростом незаконных вооруженных формирований в сельской местности, незаконным оборотом наркотиков и выращиванием запрещенных сельскохозяйственных культур.
16 Таким образом, поскольку консервативное правительство было крайне мало заинтересовано в переговорах с левыми повстанцами, католическая церковь диверсифицировала свою деятельность в сфере миротворчества, начав развивать собственные гуманитарные программы, уделять бóльшее внимание мирным инициативам и мероприятиям на субнациональном, национальном и региональном уровнях. Согласно сведениям, почерпнутым из базы данных коллективных действий за мир (DATAPAZ), с 1978 по 2006 г. католическая церковь была актором, выдвинувшим наибольшее количество инициатив за мир, — около 95,5% всех мирных акций со стороны религиозных институтов было предложено именно католической церковью [8].
17 В период президентства А.Урибе католическая церковь перенаправила свои административный и экономический ресурсы для продвижения мобилизационных инструментов в виде гуманитарных миссий и миротворческих акций, привлекая гражданское население к миростро-ительству и, тем самым, избегая излишней политизации.
18

2010—2016 годы. Церковь — общественный консолидатор и/или поляризатор

19 Победу на выборах в 2010 г. одержал Хуан Мануэль Сантос, который запустил новый и вместе с тем исторический раунд переговоров. Стало известно, что церковь приветствует действия нового президента и будет содействовать налаживаю диалога между FARC и правительством. В 2010 г. колумбийский архиепископ Рубен Салазар встретился с представителями Ватикана с целью консультаций. Итогом встречи стало официальное согласие Святого Престола при необходимости вмешаться в переговорный процесс [9].
20 В 2012 г. прошла эпохальная встреча представителей FARC и членов правительства Колумбии в Осло (Норвегия), которая определила повестку дня и состав переговорных групп на предстоящем диалоге в Гаване. Процесс мирных переговоров, длившийся четыре года при содействии Колумбийской епископальной конференции и Ватикана [8], завершился 24 ноября 2016 г. подписанием «окончательного соглашения о прекращении конфликта и построении стабильного и прочного мира» с FARC. Католическая церковь Колумбии и Ватикан одобрили инициативу сторон, однако, не видя необходимости прямого вмешательства, выполняли в ходе диалога вспомогательную функцию. Тем не менее в последующих событиях, происходивших в Гаване, важное значение будет иметь участие в них папы Франциска. В 2015 г. папа заявил о своем пастырском визите на Кубу в сентябре с целью содействия мирному диалогу. Одним из ключевых факторов, сыгравших роль акселератора в мирном урегулировании конфликта, стал приезд понтифика в Колумбию, который должен был состояться при условии, что мирные переговоры с FARC будут успешными [10].
21 Для администрации Сантоса было очевидно, что мирное соглашение будет подписано, однако итог плебисцита 2 октября 2016 г. об одобрении заключения мирного договора с FARC стал «черным лебедем» для президентской команды и поставил под удар все усилия по мирному урегулированию: 50,2% проголосовавших высказались против мирного соглашения, в то время как лишь 49,8% — за. Подобные итоги голосования свидетельствовали о высоком уровне поляризации колумбийского общества [11]. В чем же причина таких результатов, и какова роль христиан и католической церкви в том, что колумбийские граждане проголосовали именно так.
22 Незадолго до плебисцита стало окончательно ясно, что, несмотря на пастырские наставления Франциска, колумбийская католическая церковь крайне неоднородна. Кампания «За» была представлена христианским меньшинством: меннонитами, пресвитерианами, лютеранами, православными, Гваделупской католической церковью, христианским базовыми общинами и отдельными католиками во главе с архиепископом Кали Дарио де Хесусом Монсальве, поддерживавшим президента Сантоса и жившим преимущественно на сельской периферии, где война и насилие стали частью привычной жизни, в отличие от крупных городов. Кампанию «Против»/«Нет» проводили сторонники Урибе во главе с самим бывшим президентом, нынешним президентом Колумбии Иваном Дуке Маркесом и бывшим генеральным прокурором страны Алехандром Ордоньесом — ультракатоликом, связанным с консервативными орденами, такими, как Opus Dei, ультрамонтанистским Священническим братством св. Пия X, а также крайне правым Орденом запрещенной легитимности [12]. Они смогли мобилизовать бóльшее количество католиков, которые традиционно были аффилированы с консервативными силами, а также консолидировали евангелистов-фундаменталистов, выступавших против изначального варианта мирного договора, подрывавшего, с их точки зрения, основы традиционного института семьи [13].
23 Несмотря на неочевидные результаты плебисцита, модифицированный вариант мирного соглашения был подписан и вступил в силу 29 ноября 2016 г. Так завершился многолетний конфликт с одной из ведущих партизанских группировок — FARC. Католическая церковь восторженно встретила наступление мира, однако «плебисцитный синдром» и евангелистский фактор в нем, направленный против мирного соглашения, заставили церковь действовать на опережение. После заключения договора, в декабре 2016 г., папа Франциск встретился с лидерами кампании «За» — Х.М.Сантосом и «Против» — А.Урибе в Ватикане с целью сохранить хрупкий мир и достичь компромисса [14].
24 Папский визит в сентябре 2017 г., по-видимому, сыграл определенную консолидирующую роль в рядах духовенства, хотя и не избавил от глубинного раскола. Определенные круги католической церкви и мирян Колумбии также стремились переосмыслить неоднозначное отношение церкви к конфликту, которое привело к ее внутреннему расколу [15]. Крайне важной с точки зрения национального примирения стала кампания 2017 г. «Тысяча подписей за прощение» [16]. Она была инициирована представителями церкви, христианских общин, орденами и верующими, которые просили прощения за проступки католической церкви в годы войны.
25 Таким образом, католическая церковь на протяжении всего конфликта играла неоднозначную роль. Она представляет собой уникальный, весьма неоднородный, социально-политический институт, способный действовать крайне полярно, одновременно являясь радикализирующим и миротворческим компонентом. О колумбийской католической церкви нельзя говорить как о едином целом, в ней существуют различные течения, порой противоположные. Однако эволюционное развитие социальной доктрины церкви привело ее к принятию своей новой роли — посредника между конфликтующими сторонами и одного из гарантов процесса умиротворения. Несмотря на весьма широкий идеологический спектр, существующий внутри данного института, он продолжает выполнять функцию посредника и миростроителя, морального воспитателя и носителя новой «культуры мира», противостоящего насилию, бедности и глубокому социально-эконо-мическому расслоению, негативным последствиям действующей экономической модели, кризису институтов, которые разлагают колумбийское общество изнутри. Церковь продолжает оставаться институтом, который пользуется наибольшим доверием населения в деле достижения мира, переживающем очередной кризисный этап.

Библиография

1. Boulding K.E. Conflict and defence: A general theory. NY, Harper&Row, 1963, 376 p.

2. Arias T.R. La jerarquía eclesiástica colombiana y el proceso de paz de Belisario Betancur 1982-1986. Historia Crítica, 1993, N 8, pp. 52-65. Available at: https://www.researchgate.net/publication/26498408_La_jerarquia_eclesiastica_colombiana_y_el_proceso_de_paz_de_Belisario_Betancor_1982-1986 (accessed 20.06.2021).

3. Conferencia Episcopal de Colombia XLVIII Asamblea Plenaria del Episcopado. Available at: https://www.cec.org.co/sites/default/files/WEB_CEC/Documentos/Asamblea-Plenaria/1987/XLVIII%20 Asamblea%20plenaria%20del%20Episcopado%20Mensaje%20pastoral%20-%20Comisión%20de% 20los%20Derechos%20Humanos%20-%201987.pdf. (accessed 21.06.2021).

4. Bonilla R.L. Entre altares y mesas de diálogo. El episcopado colombiano en acercamientos de paz con grupos armados ilegales (1994-2006). Bogotá, Biblioteca IEPRI, 2015. 415 p.

5. Con la paz de Cristo por los caminos de Colombia. Conferencia Episcopal Colombiano. Available at: https://www.cec.org.co/sites/default/files/WEB_CEC/Documentos/Asamblea-Plenaria/1986/XLV%20Asamblea%20Plenaria%20del%20Episcopado%20Mensaje%20Pastoral%20con%20ocación%20de%20la%20visitaapostolica%20del%20Santo%20Padre%20%20JUAN%20PABLO%20II%20-%201986.pdf (accessed 20.06.2021).

6. Acuerdo de Santa Fe de Ralito. UN Peacemaker. Available at: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/CO_030715_Acuerdo%20de%20Santa%20Fe%20de%20Ralito.pdf (accessed 21.06.2021).

7. Iglesia y Farc se reúnen para hablar sobre ajustes al acuerdo de paz. RCN Radio. 01.11.2016. Available at: https://www.rcnradio.com/colombia/iglesia-farc-se-reunen-hablar-ajustes-al-acuerdo-paz (accessed 23.06.2021).

8. Colombian church and Vatican discuss peace road map. Colombia Report. 05.08.2010. Available at: https://colombiareports.com/colombian-church-and-vatican-discuss-peace-road-map/ (accessed 23.06.2021).

9. Fr. García-Durán М. Peace Mobilization in Colombia and the Role of the Roman Catholic Church. Available at: https://cpn.nd.edu/assets/243411/2008_mauricio_garcia_duran_peace_mobilization_in_colombia_and_the_role_of_the_roman_catholic_church.pdf (accessed 25.06.2021).

10. McElwee J.J. Francis promises visit to Colombia in 2017, if FARC peace deal succeeds. 12.02.2016. Available at: https://www.ncronline.org/news/vatican/francis-promises-visit-colombia-2017-if-farc-peace-deal-succeeds. (accessed 25.06.2021).

11. Plebiscito 2 octubre 2016 República de Colombia. Plebiscito 2 octubre 2016 República de Colombia. Available at: https://elecciones.registraduria.gov.co/pre_plebis_2016/99PL/DPLZ ZZZZZZZZZZZZZZZZ_L1.htm. (accessed 29.06.2021).

12. La caverna de Iván Duque. El País. 16.05.2018 Available at: https://elpais.com/internacional/2018/05/15/colombia/1526401037_967975.html (accessed 29.06.2021).

13. Plebiscito por la paz: el decisivo voto de los evangélicos. Semana. 16.9.2016 Available at: https://www.semana.com/nacion/articulo/plebiscito-por-la-paz-el-voto-de-los-evangelicos-es-decisivo-para-la-campana/494042/ (accessed 29.06.2021).

14. El Papa recibe a Santos y Uribe en el Vaticano. El País. 16.12.2016. Available at: https://elpais.com/internacional/2016/12/16/actualidad/1481890517_795867.html (accessed 20.06.2021).

15. Colombia’s Catholic Church refrains from endorsing FARC peace deal. Colombia Report. 19.08.2016 Available at: https://colombiareports.com/colombias-catholic-church-refrains-endorsing-farc-peace-deal/ (accessed 20.06.2021).

16. Nicolás. ¿Por qué algunos católicos le pedirán perdón a la familia de Jorge Eliécer Gaitán? El Catolicismo. 08.03.2018 Available at: https://www.elcatolicismo.com.co/iglesia-hoy/colombia/por-que-algunos-catolicos-le-pediran-perdon-la-familia-de-jorge-eliecer-gaitan. (accessed 29.06.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести