К поиску фундаментальных сдвигов в общественно-политических функциях латиноамериканских военных
К поиску фундаментальных сдвигов в общественно-политических функциях латиноамериканских военных
Аннотация
Код статьи
S0044748X0022867-2-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
El papel de las Fuerzas Armadas en la América Latina del siglo XXI. Coord. Rafa Martínez. Centro de Estudios Políticos y Constitucionales. Madrid. Foros y Debates. 2022, 510 p. ISBN 978-84-259-1931-2
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пятаков Андрей Николаевич 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
104-110
Аннотация

В рецензии проанализирован фундаментальный научный труд группы авторов, посвященный проблематике латиноамериканских вооруженных сил в контексте общемировых тенденций. Представляется, что на данный момент эта книга является вершиной научного осмысления процесса освоения вооруженными силами региона новых общественно-политических функций. На основе анализа научной работы сделан вывод о том, что ее выход в свет может дать мощный импульс проведению исследований как в российской, так и в мировой латиноамериканистике, посвященных изучению военно-гражданских отношений и тенденции политизации вооруженных сил.

Ключевые слова
вооруженные силы, Латинская Америка, новые функции, политизация, милитаризация
Классификатор
Получено
29.07.2022
Дата публикации
14.11.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
326
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 С конца 2010-х годов в мировой политике все четче оформляются тенденции милитаризации общественной жизни и возрастания роли вооруженных сил в социально-политической сфере. Латинская Америка стала не просто очередным ярким примером этого процесса, но, пожалуй, вольно или невольно играет роль мировой лаборатории по отработке сценариев вовлечения военных в общественно-политическую жизнь государства. У данного процесса есть не только исторические предпосылки (в частности, опыт военных диктатур XX в.), но и стимулирующий фактор политической воли целого ряда латиноамериканскихполитиков (в первую очередь в Бразилии, Мексике, Венесуэле, Сальвадоре и других странах).
2

3 По наблюдениям автора данного материала, информационная волна по освещению фактов вовлеченности военных в политические процессы стала подниматься в период 2016—2019 гг. и к 2022 г. достигла уровня настоящего «медийного шторма». Накопленный эмпирический массив фактов и прецедентов требует теоретического осмысления, при этом бурлящая латиноамериканская реальность постоянно «подкидывает» новые и новые проявления уже ставшей устойчивой тенденции. Приведем лишь некоторые примеры событий 2022 г.: в Перу в условиях перманентного политического кризиса спикером конгресса стал отставной военный; Эквадор проводит конституционный референдум, на котором одним из вопросов стоит внесение в Основной закон поправки, касающейся наделения армии полицейскими функциями; в Мексике Национальная гвардия решением конгресса подчинена вооруженным силам (далее — ВС), а правовой режим, уполномочивающий военных реализовывать функции внутренней безопасности, продлен до 2029 г. (на 2023 г. запланирован референдум по этому вопросу); в Сальвадоре сформировавшийся в последние годы военно-гражданский альянс фактически стал базой выдвижения Найиба Букеле на второй президентский срок вопреки действующей Конституции; в Бразилии в преддверии президентских выборов все активнее обсуждаются сценарии прихода к власти военных путем «нового издания» государственного переворота, а число действующих и отставных военных, выдвинувшихся кандидатами на региональных и парламентских выборах, достигло беспрецедентных в политической истории страны показателей. Список можно было бы продолжить, однако и этого достаточно для иллюстрации прочно оформившейся в Латинской Америке тенденции.
4 Европейские и латиноамериканские политологи обладают довольно большим и интересным опытом научного осмысления указанного выше тренда, причем процесс этот начался весьма своевременно и шел оперативно — сразу, как только накопилась критическая масса свидетельств укрепления связи между военной и политической сферами. К 2022 г. уже вышло три фундаментальных исследования процесса политизации военных в регионе. В 2020 г. в колумбийском Университете им. Серхио Арболеды была опубликована работа аргентинской исследовательницы Рут Диаминт «Без курса. Стратегии обороны в Латинской Америке» [1]. В 2021 г. в колумбийском филиале германского Фонда Фридриха Эберта вышла в свет монография «Военные и государственная управляемость. Как меняются военные-гражданские отношения в Латинской Америке» [2]. Наконец, в 2022 г. в испанском Центре политических и конституционных исследований (Centro de Estudios Políticos y Constitucionales, CEPC) появилась книга коллектива авторов «Роль вооруженных сил в Латинской Америке в XXI веке». Именно этой публикации и посвящена данная рецензия.
5 Работа исследователей CEPC выделяется на фоне остальных не только количественными параметрами (наиболее объемная, большое количество авторов и хронологически самая поздняя), но главным образом качественными. Этот фундаментальный труд характеризуется самым широким спектром охвата тем и наибольшей глубиной исторического анализа. Монография выделяется и в библиографическом отношении, поскольку базируется на обширном массиве исследований проблемы политизации военных как в ХХ, так и в XXI вв. Объемный научно-справочный аппарат, ссылки на интернет-источники и публикации в ведущих латиноамериканских и мировых СМИ дают читателю возможность представить, насколько интенсивно данная проблематика обсуждалась в мировой прессе все последние годы. Авторы рассматриваемой научной работы переработали в добротный аналитический продукт материалы мировой прессы, освещавшей стремления военных к усилению своих общественно-политических функций.
6 Работе присущ и распространенный в западной науке гендерный подход. Словно пытаясь опровергнуть известный фразеологизм «у войны — не женское лицо», составители книги поставили перед собой цель собрать авторский коллектив с преобладанием политологов-женщин. Данная установка заявлена как программная уже в предисловии к изданию [2, p. 22]. Так, 16 глав книги написаны 20-ю авторами, 12 из которых — женщины.
7 В монографии охватывается широкий спектр теоретических вопросов, выходящих за рамки чисто латиноамериканской реальности. Этот круг проблем освещен в первой части книги, состоящей из шести глав. Особенность этой части работы заключается в преобладании общерегионального ракурса. В числе затронутых в ней проблем — связь между усилением либо ослаблением демократических институтов, с одной стороны, и динамической ролью института ВС в политике государств — с другой; рассматриваются общемировые и ибероамериканские (на примере Испании) тенденции формирования и налаживания конституционных основ функционирования ВС. С опорой на эмпирику собственно латиноамериканской реальности проанализированы такие вопросы, как направления преобразований полицейских структур; стремление властей вовлечь национальные ВС в процесс «излечения» социума от традиционной для региона «социальной язвы» — организованной преступности и криминалитета; уроки и практический опыт, вынесенный военными региона из участия в миротворческих миссиях, и др.
8

Вторая часть рассматриваемой книги посвящена страноведческому анализу, где тщательно прорисованы «портреты» конституционных основ, профили общественно-политической активности военных и модели гражданско-военных отношений1 в десяти государствах. Центральная Америка, Карибский регион и Северная Америка представлены Гватемалой, Сальвадором, Кубой и Мексикой; андский регион — Колумбией, Венесуэлой и Эквадором; Южная Америка — Бразилией, Аргентиной и Чили. Подобный выбор государств вполне обоснован и репрезентативен, поскольку отражает специфику наиболее ярких и заметных «игроков» в каждом из субрегионов Латинской Америки. Далее целесообразно ограничиться обзором первого блока книги, поскольку всеобъемлющее рассмотрение перипетий и коллизий в проблемном поле соотношения национальной политики и ВС на страновом уровне заслуживает отдельного анализа, выходящего за рамки рецензии. Регионально-теоретический блок открывает глава аргентинской исследовательницы Р.Диаминт «Ослабленные демократии и многофункциональные военные». Автор высказывает гипотезу об актуальной связи современной латиноамериканской реальности с военно-политическим прошлым региона, согласно которой «новые роли, взятые на себя военными, являются продолжением прежнего политического влияния офицерского состава» [3, p. 36]. В ходе апробации данной гипотезы Р.Диаминт проводит тонкую терминологическую настройку категориального аппарата анализа гражданско-военных (или военно-гражданских) отношений. В частности, определяется аналитический статус понятия «милитаризация политики» как частного случая «милитаризации». Помимо этого автор главы выстраивает логически взаимосвязанный ряд таких родственных понятий, как «милитаризация», «милитаризм» и «военщина» (militaridad), определяя существенные различия между ними [3, p. 44]. Затем, рассматривая процессы милитаризации политики в правом и левом сегментах политического пространства региона, исследовательница приходит к выводу, что дальнейшее усиление роли ВС, произошедшее, в том числе, в период пандемии COVID-19, «несет в себе риск ослабления демократической институциональности Латинской Америки» [3, p. 61].

1. Термин «гражданско-военные отношения» не является константой и используется в зависимости от акцентов. Если на первый план выходят гражданская доминанта и приоритет гражданского контроля, то используется данная последовательность. В западной политологии широко распространен и активно применяется именно термин «гражданско-военные отношения». В советской общественно-политической мысли при описании процессов в Латинской Америке (и не только в этом региональном разрезе) обычно использовался термин «военно-гражданские отношения».
9 Панорамный взгляд на институт ВС в контексте общемировых тенденций представлен в главе «Чего ждать от конституционных вооруженных сил в XXI веке?», принадлежащей перу редактора и составителя рассматриваемой работы испанского политолога Рафаэля Мартинеса. Анализируя данный государственный институт как глобальный феномен, автор приходит к выводу, что «вооруженные силы все чаще используются как средство международной политики, а не как оборонный инструмент» [3, p. 90]. Более того, фиксируя региональные различия функциональности военного аппарата, автор вычленяет закономерность, согласно которой «использование ВС исключительно при решении оборонительных задач является роскошью, которую могут себе позволить только богатые страны» [3, p. 93].
10 Лусия Даммерт — исследовательница из Голландии, ныне работающая в Университете Сантьяго-де-Чили, — в главе «Достижения и ограниченности полицейских реформ в Латинской Америке» проводит анализ данного силового института и вычленяет страновые особенности. Процесс приватизации безопасности выделяется как одна из базовых новейших тенденций в функционировании полицейских структур. Проанализировав недавние реформы, автор приходит к выводу, что «безопасность во всех латиноамериканских странах — это бизнес, растущий по экспоненте из-за возрастания гражданских потребностей, а также на фоне общественного мнения, что полиция не может противостоять этим проблемам» [3, p. 130]. На обширном эмпирическом материале исследовательница рассматривает феномен появления частных полицейских компаний, которые берут на себя функции государственных силовых институтов.
11 Глава «Организованная преступность и вовлеченность вооруженных сил Латинской Америки: примеры Мексики, Сальвадора и Уругвая», написанная аргентинскими политологами Каролиной Сампо и Хуаном Игнасио Перкоко, посвящена рассмотрению причин, вызывающих повсеместное углубление процессов криминализации, а также социально-экономического ущерба, наносимого ими государствам региона. Обобщая опыт борьбы с организованной преступностью в трех вышеназванных странах, авторы приходят к выводу, что в регионе нарастает тенденция к полициализации ВС. При этом общий тренд реализуется в разных форматах. Так, в Центральной Америке в ходе борьбы с феноменом марас военные сконцентрированы преимущественно на выполнении карательных функций, т.е. борются не с причиной проблемы, а с ее последствиями. В Южном конусе, примером которого является Уругвай, ВС в большей степени нацелены на профилактику правонарушений и ориентированы на выполнение сугубо контролирующих функций. Вместе с тем, констатируют авторы, феномен транснациональной организованной преступности, общий для Латинской Америки в целом, и упор на силовые методы борьбы, скорее, свидетельствует о том, что государство бессильно в борьбе против этого социального порока. Ученые постулируют императив интегрального подхода, не детализируя высказанное ими предложение.
12 Итальянская исследовательница из Флоренции Николь Жанн в пятой главе под названием «Опыт, извлеченный вооруженными силами из миротворческих миссий» касается проблемы, казалось бы, не имеющей прямого отношения к процессу политизации военных, «красной линией» проходящему через всю книгу. Однако в ее исследовании на первый план выведена проблема общественного престижа, который обретают военные, принимая участие в международных миссиях. Автор анализирует специфику отношений военных с гражданским обществом и с неправительственными организациями в ходе миротворческих операций. Все это создает необходимый социальный капитал и работает на улучшение имиджа ВС, что является очень важным элементом реализации их политических устремлений.
13 Завершающим «аккордом» регионально-теоретического блока является шестая глава «Миссии латиноамериканских вооруженных сил», написанная аргентинской исследовательницей Самантой Кассроу — ведущим экспертом международного исследовательского проекта «Сеть по изучению проблем безопасности и обороны в Латинской Америке» (Red de Seguridad y Defensa de América Latina). В главе в детальности проанализирован широкий спектр традиционных и нетрадиционных миссий латиноамериканских военных. Разделяя их на первичные и вторичные, автор приходит к заключению, что одна из новейших осваиваемых военными ролей в регионе — это роль политического арбитра: «Таким образом, арбитраж между политическими секторами также может быть определен как часть существующих на данном этапе функций. В некоторых странах уже было заметно, что поддержание внутреннего порядка в целом и надзор за полицейскими силами в частности тоже могут рассматриваться как миссии вооруженных сил» [3, p. 212].
14 Главные же акценты сделаны на двух аспектах миссий ВС— гуманитарном и контролирующем. На обширном фактологическом материале показано, как латиноамериканские военные неоднократно участвовали в реализации образовательных программ государства, распределении социальных дотаций и гуманитарной помощи в многочисленных чрезвычайных ситуациях и пр. Рассмотрена также история вопроса исполнения военными надзорных функций для обеспечения порядка в учреждениях пенитенциарной системы. К примеру, мы узнаем, что в Гватемале военные выполняют эту роль с 2000 г., а в Уругвае — с 2013 г. [3, p. 220-221].
15 К числу существенных нетрадиционных миссий латиноамериканских военных относится инфраструктурная, суть которой заключается в строительстве и восстановлении гражданских объектов. Так, автор отмечает: «Наконец, в рамках задач, связанных с созданием и обслуживанием инфраструктурных объектов, осуществлены строительство и ремонт дорог, автомагистралей, мостов или транспортных узлов, которые были разрушены, в частности, в результате стихийного бедствия, или связаны с потребностями местного населения» [3, p. 224]. Все это также способствует улучшению общественного имиджа военных в странах Латинской Америки и создает благоприятную почву для их кооптации во власть. В данной главе также показано, что в ходе пандемии COVID-19 в большинстве стран региона ВС взяли на себя многие функции, традиционно отводившиеся системе здравоохранения.
16 Таким образом, в рассматриваемой научной работе проанализирован очень широкий спектр процессов вовлечения ВС региона в выполнение общественно значимых задач, а нередко и вторжения в чуждую им в целом сферу политических отношений. В отечественной латиноамериканистике постепенно начинает пробуждаться исследовательский интерес к изучению как современного состояния ВС Латинской Америки, так и роли военного фактора во внутриполитической и международной жизни континента. Так, российские авторы уже проработали исторические аспекты проблематики военно-гражданских отношений в регионе [4]; составили классификацию национальных ВС [5, сс. 267-275]; осуществили сравнительный анализ институциональной специфики роли военных в левом и правом сегментах региона [6]; начато исследование процесса обретения военными институтами новых функций в целом [7] и в контексте пандемии [8]; очерчены контуры национальных профилей военно-силовых структур, в частности в Венесуэле [9; 10]. Применительно к международному ракурсу российские ученые затронули такие аспекты, как влияние США [11; 12] и Китая [13] на военный потенциал стран Латинской Америки, а также межрегиональное взаимодействие по линии силовых структур в ходе пандемии [14].
17 Без сомнения, рассмотренная в данной рецензии научная работа потенциально может стать импульсом активизации исследовательского интереса к кругу проблем, касающихся функционирования и политизации ВС региона. Будучи важной вехой в процессе изучения этого процесса, книга, написанная зарубежными учеными, вносит достойный вклад в развитие мировой латиноамериканистики.

Библиография

1. Diamint R. Sin Rumbo. Estrategias de Defensa en América Latina. Universidad Sergio Arboleda, Serie Política. Colombia, 2020, 290 p. ISBN: 978-958-5158-17-7

2. Grabendorff Wolf (Editor). Militares y gobernabilidad. Como están cambiando las relaciones cívico-militares en América Latina. Friedrich-Ebert-Stiftung en Colombia (Fescol). Bogotá, septiembre de 2021, 483 p.

3. El papel de las Fuerzas Armadas en la América Latina del siglo XXI. Coord. Rafa Martínez. Centro de Estudios Políticos y Constitucionales. Madrid, 2022, 510 p.

4. Belozerov V.K., Emelianov A.I., Sidorova G.M. Relaciones cívico-militares en América Latina. Iberoamérica, Moscow, 2019, N4, pр. 126-148.

5. Давыдов В.М., Николаева Л.Б., Семенов В.Л., Холодков Н.Н., Лавут А.А., Симонова Л.Н., Ермольева Э.Г., Пятаков А.Н., Дьякова Л.В., Мартынов Б.Ф., Ивановский З.В., Кудеярова Н.Ю., Шемякин Я.Г., Сударев В.П., Тайар В.М., Сафронова Е.И., Яковлева Н.М., Яковлев П.П., Разумовский Д.В. Перспектива устойчивого развития. Апелляция к общемировым и латиноамериканским реалиям. Под ред. Давыдова В.М. М., ИЛА РАН, Издательство «Весь мир», 2022, 448 с. [Davydov V.M., Nikolaeva L.B., Semenov V.L., Holodkov N.N., Lavut A.A., Simonova L.N., Ermol'eva E.G., Pyatakov A.N., D'yakova L.V., Martynov B.F., Ivanovskij Z.V., Kudeyarova N.YU., SHemyakin YA.G., Sudarev V.P., Tajar V.M., Safronova E.I., Yаkovleva N.M., YAkovlev P.P., Razumovskij D.V. Perspektiva ustojchivogo razvitiya. Apellyaciya k obshchemirovym i latinoamerikanskim realiyam]. [Perspective of sustainable development. Appeal to global and Latin American realities]. Moscow, ILA RAN, Izdatel'stvo «Ves' mir», 2022, 448 p. (In Russ.).

6. Manukhin A.A. Militares latinoamericanos entre la derecha y la izquierda. Iberoamérica. Moscow, 2020, N 1, pр. 69-89. DOI: 10.37656/s20768400-2020-1-04

7. Манухин А.А. "Новые функции" вооруженных сил в странах Латинской Америки: факты и интерпретации. Исторические Исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, М., 2019, № 1 (12), сс. 30-41. ["Novye funkcii" vooruzhennyh sil v stranah Latinskoj Ameriki: fakty i interpretacii] [The "new functions" of armed forces in Latin American countries: facts and interpretations]. Istoricheskie Issledovaniya. Zhurnal Istoricheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. Moscow, 2019, N 1 (12), pp. 30-41 (In Russ.).

8. Пятаков А.Н. Военные «ответы» в странах Латинской Америки и Европы на вызовы пандемии COVID-19: сравнительный анализ. Актуальные проблемы Европы. М., 2022, № 3 (115), cc. 67-86. [Pyatakov A.N. Voennye «otvety» v stranah Latinskoj Ameriki i Evropy na vyzovy pandemii COVID-19: sravnitel'nyj analiz] [Military «responses» in Latin America and Europe to the challenges of the COVID-19 pandemic: a comparative analysis]. Aktual'nye problemy Evropy. Moscow, 2022, N 3 (115), pp. 67-86. DOI: 10.312249/ape/2022.03.03 (In Russ.).

9. Iwanowski Z.V. Venezuela: crisis sistemática y relaciones cívico-militares. Iberoamérica. Moscow, 2021, № 3, p. 147-168. DOI: 10.37656/s20768400-2021-3-07

10. Пятаков А.Н. Вооруженные силы Венесуэлы: эпоха Уго Чавеса. Латинская Америка. М., 2019, № 6, сс. 18-38. [Pyatakov A.N. Vooruzhennye sily Venesuely: epoha Ugo CHavesa] [The armed forces of Venezuela: the age of Hugo Chávez]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2019, N 6, pp. 18-38. DOI: 10.31857/S0044748X0005097-5 (In Russ.).

11. Krivolapov O.O., Stepanova N.V. La cooperación de EE.UU. con países de América Latina en el ámbito de seguridad antes y después de la llegada de Joseph Biden al poder. Iberoamérica. Moscow, 2021, N 4, pp. 58-79. DOI: 10.37656/s20768400-2021-4-03

12. Манухин А.А. США и вооруженные силы стран Латинской Америки: в поисках новых форм влияния. Россия и Америка в XXI веке (электронное издание), 2019, № 1 [Manuhin A.A. The United States and the Latin American military: in search for new forms of influence]. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760004711-9-1/. DOI: 10.18254/S207054760004711-9 (In Russ.).

13. Евсеенко А. С. Расширение присутствия КНР и РФ в Латинской Америке как вызов американским интересам. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Волгоград, 2022, т. 27, № 2, сс. 163-177 [Evseenko A. S. Rasshirenie prisutstviya KNR i RF v Latinskoj Amerike kak vyzov amerikanskim interesam] [China’s and Russia’s growing footprint in Latin America as a challenge to American interests]. Bulletin of the Volgograd State University. Series 4: History. Regional studies. International relationships. Volgogrado, 2022, t. 27, N 2, pp. 163-177. DOI: 10.15688/jvolsu4.2022.2.14 (In Russ.).

14. Пятаков А.Н. Роль военно-гражданских каналов во взаимодействии США и стран Латинской Америки в контексте пандемии. США и Канада: экономика, политика, культура. М., 2021, № 7, сс. 70-75. [Pyatakov A.N. Rol' voenno-grazhdanskih kanalov vo vzaimodejstvii SSHA i stran Latinskoj Ameriki v kontekste pandemii] [The role of military-civil channels in the interaction between the United States and Latin America in the context of the pandemic] SSHA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura. Mosocw, 2021, N 7, pp. 70-75. DOI: 10.31857/S268667300015576-3 (In Russ.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести