Особенности академической мобильности студентов из стран латино-Карибской Америки в современных условиях
Особенности академической мобильности студентов из стран латино-Карибской Америки в современных условиях
Аннотация
Код статьи
S0044748X0024994-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Медина Гонзалес Винисио Ксавиер  
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Иванова Наталья Евгеньевна
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
53-65
Аннотация

В статье рассмотрены векторы развития, особенности и основные тенденции академической мобильности латиноамериканских студентов на нынешнем этапе развития высшего образования. Авторы утверждают, что в последние годы вектор меняется в сторону получения образования в своем регионе, и выделяют ключевые причины этого процесса: традиционная склонность латиноамериканцев к добрососедству, активное развитие идеи «общего рынка знаний» в регионе, повышение уровня образования в ряде латиноамериканских государств, а также коррективы, внесенные пандемией COVID-19. Наряду с региональным вектором в статье исследована роль российских вузов и показано место Россотрудничества в системе академической мобильности. Отмечены факторы, способные повлиять на динамику академической мобильности латиноамериканских студентов в российские вузы.

Ключевые слова
академическая мобильность студентов, Латинская Америка, Эквадор, Программа Erasmus+, интернационализация, Европейское пространство высшего образования (ЕПВО).
Классификатор
Получено
16.12.2022
Дата публикации
04.05.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
470
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Активизация академической мобильности студентов-латиноамери-канцев прослеживается по мере интернационализации образования. В последние десять лет произошли серьезные изменения в области академической мобильности студентов региона, что обуславливает актуальность всесторонней проработки данного вопроса, в том числе для понимания возможностей привлечения молодежи из стран Латино-Карибской Америки (ЛКА) в российские вузы. Целью данной работы является выделение ключевых векторов развития академической мобильности студентов из стран ЛКА. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: выявить основные направления развития академической мобильности латиноамериканских студентов; проанализировать роль российских вузов в данном процессе и определить их основные конкурентные преимущества.
2 Вопросы академической мобильности рассматривались с различных сторон в работах современных авторов. Так, основные тенденции и проблемы интернационализации высшего образования проанализированы в трудах президента Российского университета дружбы народов (РУДН) В.М.Филиппова [1]. Данному вопросу посвятили свои исследования также зарубежные ученые: С.Херсчберг, Ю.Бенсчоп, М.Ван ден Бринк [2], В.К.Наранаян, П.М.Олк, С.В.Фурками [3]. Российские исследователи В.М.Агранович [4], А.Королева, В.Кобзева[5], Т.К.Ростовская, В.И.Ско-робогатова, Е.Е.Письменная, В.А.Безвербный [6] и ряд других проанализировали различные аспекты академической мобильности в России и за рубежом. Европейскому опыту развития академической мобильности посвящены труды специалиста Центра исследований политики в области высшего образования в Португалии ДжАлмейды Дж. [7], ученого из Гентского университета (Бельгия) Дж.Хуисмана [8] и ряда других. Российские специалисты Ю.П.Сорокина, А.В.Ханина [9] и А.В.Стабровская [10] изучали тенденции академической мобильности студентов в период пандемии COVID-19, в том числе актуальность виртуальной академической мобильности. Профессор РУДН А.Ю.Борзова уделяет внимание международному сотрудничеству в области высшего образования и роли российских вузов в подготовке высококвалифицированных кадров из других государств, в том числе из латиноамериканского региона.
3 Несмотря на довольно большое количество работ по данной тематике, на сегодняшний день остается ряд лакун, в том числе относящихся к перспективам привлечения студентов из ЛКА в Российскую Федерацию в контексте развития стратегического российско-латиноамериканского партнерства.
4

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРАН ЛКА

5 Активизация академической мобильности является стратегической целью развития современного образования, сильнейшим мотивом повышения образовательного, культурного и профессионального уровней молодежи. Перед странами ЛКА сегодня встает вопрос об усилении интеграции в мировое образовательное пространство, в том числе тесной взаимосвязи с Европейским пространством высшего образования (ЕПВО) [11]. В настоящее время академическая мобильность студентов из латиноамериканского региона с западноевропейскими вузами осуществляется в рамках программы Columbus, в которой участвуют 40 латиноамериканских и 20 европейских университетов. Традиционно основными бенефициарами были и остаются такие англоязычные страны, как США, Великобритания, Канада и Австралия [12]; также среди латиноамериканских студентов популярны Аргентина, Бразилия и Колумбия [11].
6 Огромную роль сыграла программа Европейского союза (ЕС) Erasmus+, в рамках которой поддерживаются различные проекты в области образования и профессионального обучения. В настоящее время действует новая программа, рассчитанная на 2021—2027 гг. Странами — партнерами Erasmus+ из латиноамериканского региона являются Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. В рамках развития академической мобильности латиноамериканских студентов в США функционирует программа Mecsus — аналог программы Erasmus+. Ее основные участники — Университет Сан-Диего, Автономный университет Нижней Калифорнии, Юго-Западный Колледж (США) и Центр высшей технической подготовки (Мексика) [11].
7 Важно подчеркнуть, что в последние годы в странах ЛКА четко прослеживается тенденция, отражающая стремление молодежи получать образование в рамках региона. Этому в первую очередь способствовали три фактора: активизация идеи «общего рынка знаний» в регионе; традиционное культивирование важности добрососедства у латиноамериканцев; ситуация, сложившаяся в связи с пандемией коронавируса, из-за чего студентам было легче перемещаться внутри региона, чем уезжать в другие страны, в частности, в европейские. На сегодняшний день в ЛКА насчитывается более 3 тыс. высших учебных заведений. Лидерами в области образования считаются Бразилия, Мексика и Аргентина; активно развиваются также университеты и институты в Чили, Колумбии и Эквадоре [13].
8 Как было отмечено выше, из-за пандемии COVID-19 темпы академической мобильности студентов существенно снизились, студенты столкнулись с рядом проблем. Так, некоторые программы были приостановлены, часть студентов в 2020—2021 гг. фактически обучалась дистанционно, проживая на родине. В этих условиях встал вопрос о серьезных доработках образовательных программ и их адаптации к современным реалиям. Актуальным стало развитие так называемой виртуальной академической мобильности [10], в которую также интегрированы студенты из стран ЛКА.
9

РОССИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЛКА

10 Сегодня иностранные студенты обучаются более чем в 700 российских вузах, почти 40% из них — в Москве или Санкт-Петербурге [14]. Важно отметить, что Россия всегда была привлекательна для студентов из латиноамериканских стран как с точки зрения качества образования, так и благодаря относительно невысокой стоимости обучения (по сравнению с американскими и европейскими вузами). Среди обучающихся из ЛКА наиболее востребованными в российских учреждениях высшего профессионального образования традиционно являлись специальности, относящиеся к сфере добывающей промышленности, инженерии, медицины. В последние годы в России больше всего студентов было из Колумбии, Эквадора и Бразилии. Так, по данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, до пандемии в России числились 1178 студентов из Колумбии, 1135— из Эквадора, 806 — из Бразилии. Доля обучающихся из стран ЛКА среди всех студентов, которые получали образование в российских вузах, составляла чуть более 2% [14].
11 Несмотря на пандемию и закрытие границ, в последние годы количество иностранных студентов в российских вузах выросло. В университетах, входящих в топ-100, доля иностранных студентов-очников в 2021—2022 учебном году увеличилась до 12%. Сохранить показатели академической мобильности в таких условиях помогли дистанционные образовательные технологии. Так, Высшая школа экономики (ВШЭ) запустила специальные международные программы студенческой онлайн-мобильности, что позволило повысить число иностранных слушателей [15]. В Казанском федеральном университете (КФУ) также внедрили университетскую цифровую образовательную платформу Studerus, обеспечившую оптимизацию процесса дистанционного обучения и привлечение в вуз большего количества иностранных обучающихся [16].
12 Среди конкурентных преимуществ обучения в России для латиноамериканских студентов можно выделить относительно невысокую стоимость при высоком качестве обучения, наличие сильных научных школ в области естественных наук и медицины. В ЛКА есть понимание, что в России еще с советских времен существуют образовательные программы, доказавшие свое превосходство за долгую историю [17]. По данным информагентства Sputnik Mundo, многие латиноамериканские студенты отмечают, что в российских вузах очень развита общественная жизнь, а внеучебная деятельность организована на самом высоком уровне [18]. Наличие ассоциаций студентов из стран ЛКА во многих российских вузах также является важной причиной выбора латиноамериканскими гражданами России как направления академической мобильности.
13 По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, наиболее популярными у иностранных студентов являются Российский университет дружбы народов (РУДН), Казанский федеральный университет (КФУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Омская гуманитарная академия и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова [16].
14 Россия заинтересована в увеличении количества иностранных студентов. Так, в 2020 г. президент РФ В.В.Путин поручил до 2024 г. удвоить численность иностранцев, приезжающих учиться в страну (в 2020 г. в России обучались около 315 тыс. иностранных граждан). Ответственным за выполнение этой задачи было назначено Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). В 2021 г. в России обучались 324 тыс. иностранных студентов, а в 2022 г. — 351 тыс. На январь 2023 г. этот показатель составил чуть более 400 тыс. граж- дан [19]. Очевидно, что целевого уровня (порядка 630 тыс. человек) достигнуть к обозначенной дате не удастся.
15 Одна из возможных проблем заключается в недостаточном количестве квот на обучение для иностранных граждан, особенно для стран Дальнего Зарубежья. Так, по данным Россотрудничества, с 2003 г. в России ежегодно выделяется не менее 15 тыс. таких квот (в 2023 г. эта цифра составила 30 тыс.). Иностранцы могут выбрать российский университет или институт из 450 государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в программе. Несмотря на то, что в Россотрудничество поступает огромное количество заявок от граждан СНГ, в агентстве фиксируется рост желающих обучаться в российских вузах из стран ЛКА [4]. Тем не менее, как уже отмечалось, доля латиноамериканских студентов в структуре иностранных обучающихся в отечественных вузах все еще мала и в последние годы не превышает 2-3% [14].
16 Еще один фактор — смещение вектора академической мобильности на сам латиноамериканский регион. Кроме того, в связи с проведением Россией специальной военной операции (СВО) на территории Украины и введением странами Запада беспрецедентных антироссийских санкций, сегодня сложно прогнозировать динамику показателей обучения студентов-иностранцев в российских вузах, в том числе молодежи из стран ЛКА. Фактическое приостановление участия России в Болонской системе, опасения иностранных граждан по поводу возможности расширения рамок СВО, проблемы с финансовой поддержкой от родителей из-за запрета на использование российскими банками системы SWIFT и другие проблемы могут негативно повлиять на динамику прием иностранных граждан в российские вузы. Некоторые латиноамериканские исследователи добавляют к этим негативным факторам беспокойство по поводу возможности девальвации рубля, закрытия воздушного пространства, роста цен и экономическую нестабильность в России в целом [20].
17 На наш взгляд, для привлечения студентов-иностранцев по программам академической мобильности в России необходимо предпринять ряд действенных шагов. В первую очередь важно расширить число квот для студентов из дружественных стран Дальнего Зарубежья. Среди них есть латиноамериканские государства, которые, например, не поддержали резолюцию Организации американских государств (Organization of American States, OAS), осуждающую действия России на Украине. В их число вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Сальвадор, Доминиканская Республика, Сент-Винсент и Гренадины.
18 Вопрос о расширении перечня соглашений о взаимном признании документов об образовании также остается актуальным, тем более в связи с выходом России из Болонской системы. На сегодняшний день в том или ином виде такие документы имеются с Боливией, Венесуэлой, Колумбией, Кубой, Никарагуа, Перу, Суринамом, Эквадором. Работа, связанная с признанием документов об образовании, в последние годы активно ведется и с Аргентиной.
19 Представляется, что хорошей возможностью для российских вузов является прием колумбийских студентов, которые в последние несколько лет массово выезжают за границу. Согласно информации, представленной Центром исследований и анализа конфликтов (Conflict Analysis Resource Center, CERAC), в связи с политической и экономической ситуацией, сложившейся в Колумбии, в 2022 г. миграция колумбийцев была одной из самых активных. Так, в указанном году Колумбию покинули 547 тыс. граждан, значительную часть которых составила молодежь. Отметим, что с обучением и трудоустройством колумбийских студентов во многих странах сегодня сложилась серьезная ситуация: закончив вуз, большинство из них не возвращаются на родину. Однако предложения по получению образования в России могут быть весьма интересными для них. Кроме того, по мнению ряда латиноамериканских исследователей, Россия зарекомендовала себя как одно из образовательных направлений для латиноамериканских студентов благодаря перспективам найти работу во время обучения и после его завершения [21].
20 В этой связи очевидна актуальность трудоустройства студентов и выпускников-латиноамериканцев в компании, работающие на территории России. В последние годы проводятся мероприятия по упрощению трудоустройства иностранных студентов. Так, в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» с августа 2020 г. трудоустройство обучающихся в российских вузах очно упрощено (теперь студенты могут вести трудовую деятельность в свободное от учебы время без получения разрешения на работу или патентов) [22]. Можно также отметить письмо Министерства образования и науки, в котором прописывается порядок принятия на работу иностранных студентов в российские компании. Согласно данному документу студенту-иностранцу необходимо предоставить работодателю лишь справку с места учебы [23].
21 Стоит также упомянуть меры по созданию специального консорциума совместно со странами ЛКА, который будет ориентирован на подготовку высококвалифицированных кадров. 24 ноября 2022 г. представители Министерства образования и науки РФ, Россотрудничества и дипломатического корпуса ряда латиноамериканских государств (в том числе Бразилии, Боливии, Венесуэлы, Панамы, Эквадора, Перу, Сальвадора, Парагвая и пр.) провели первую встречу по выработке ключевых направлений деятельности консорциума (сотрудничество в сфере высшего образования, совершенствование нормативно-правовой базы, предоставление государственных стипендий для обучения в российских вузах из средств российского бюджета, реализация межвузовских объединений и пр.) [24].
22 Полезным представляется изучение успешного советского опыта, в том числе деятельности общества «Знание», функционировавшего на всей территории СССР, благодаря которому в страны ЛКА выезжали советские преподаватели, работавшие, в том числе, и на репутацию советских учреждений высшего профессионального образования. К сожалению, после распада СССР эта практика приостановилась. Немаловажную роль в расширении процессов академической мобильности играл и созданный в 1961 г. Институт Латинской Америки, ставший одним из авторитетных центров латиноамериканистики. Сегодня значимое место в привлечении иностранных студентов, в том числе из стран ЛКА, занимают российские вузы.
23

РОЛЬ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ

24 В рамках данного исследования было отмечено несколько российских вузов, где обучаются иностранные студенты и у которых есть большой потенциал для дальнейшего приема абитуриентов. Так, РУДН является передовым по интернационализации учреждением высшего профессионального образования в России, где обучаются граждане 162 стран мира, за все время существования вуза здесь учились студенты из 28 стран ЛКА [25]. В РУДН высшее образование получают около 12% всех студентов-латиноамериканцев, проходящих обучение в российских вузах [14]. На 2022—2023 учебный год в университете числились 725 латиноамериканцев, 37,5% из них составили эквадорцы. В 2022 г. там было 272 студента из Эквадора (по сравнению с предыдущим периодом наблюдался прирост на 8,4%). Студенты из Колумбии составляют 11,7%, Боливии — 6,6%, Доминиканской Республики — 6,3%. Увеличилось количество студентов из Венесуэлы, Гватемалы, Колумбии, Кубы и других стран региона (см. таблицу).
25 Распределение студентов из Латинской Америки в РУДН по странам (2014—2022 гг.)
26
Страна 2014—2015 2015—2016 2016—2017 2017—2018 2018—2019 2019—2020 2020— 2021 2021— 2022
Антигуа и Барбуда 5 4 4 4 4 3 3 2
Аргентина 3 4 4 7 5 4 4 6
Белиз 0 0 1 1 1 1 1 0
Боливия 16 17 18 28 25 51 52 48
Бразилия 17 13 17 17 13 15 14 14
Венесуэла 26 27 12 22 18 15 25 30
Гайана 6 8 10 8 5 6 7 7
Гаити 23 16 11 10 9 20 36 39
Гватемала 10 9 7 4 3 7 4 11
Гондурас 1 1 1 2 2 3 5 5
Гренада 3 3 3 3 3 2 1 2
Доминиканская Республика 8 8 9 28 35 46 52 46
Колумбия 78 77 75 68 59 78 78 85
Коста-Рика 12 7 4 4 3 8 11 10
Куба 3 14 27 17 16 22 21 30
Мексика 17 17 10 10 13 18 17 17
Никарагуа 9 7 6 2 2 3 2 10
Панама 5 3 3 3 2 3 3 4
Парагвай 1 1 1 3 2 2 5 8
Перу 30 28 25 17 18 33 39 37
Сент-Винсент и Гренадины 15 15 14 6 5 5 4 3
Суринам 0 0 0 0 2 3 4 4
Тринидад и Тобаго 0 0 0 0 0 0 1 1
Уругвай 2 3 2 2 1 1 2 2
Чили 7 8 6 7 8 7 10 9
Эквадор 76 99 130 151 168 200 251 272
Сальвадор 10 25 23 19 17 19 28 15
Ямайка 36 36 31 19 16 10 6 7
Итого: 419 450 454 462 455 584 676 725

Источник: составлено авторами на основе базы данных ЕИС по состоянию на начало 2022 г. (РУДН)

27 РУДН, безусловно, является передовым российским высшим учебным заведением по подготовке студентов-иностранцев, в том числе из ЛКА. Это лидерство объясняется рядом таких факторов, как историческая репутация вуза как крупнейшего образовательного центра, где многие десятилетия обучаются иностранные граждане; многолетний опыт преподавания русского языка иностранцам по собственной методике; активная политика по привлечению иностранных студентов в страну и т.д. В последние годы РУДН подписал ряд соглашений о сотрудничестве с вузами Эквадора, Бразилии, Мексики, Перу. Так, в Эквадоре появился Центр русского языка РУДН, который функционирует при Национальной политехнической школе [26]. В Перу, Колумбии, Доминиканской Республике, Кубе и Бразилии открыты профильные классы по изучению русского языка. В Аргентине в 2020 г. был запущен онлайн-проект «Добро пожаловать в вузы Рос- сии» [27]. С 2017 г. РУДН реализует ряд программ на территории Эквадора, Колумбии и Перу по проведению совместных олимпиад, победители которых зачисляются на обучение на бюджетной основе [25].
28 Однако отметим, что ряд латиноамериканских стран представлен в РУДН крайне слабо. Так, за последние годы было мало студентов из Аргентины, Белиза, Никарагуа, Парагвая, Уругвая и ряда других государств региона. Причинами такого «географического расклада» (это относится не только к РУДН, но и к другим российским вузам) являются отсутствие соглашений о взаимном признании дипломов на уровнях соответствующих министерств и ведомств, недостаточный уровень образовательных контактов с представителями данных стран, популярность у латиноамериканских абитуриентов других вузов в рамках самого региона, наличие сильных учебных заведений в их родных странах (например, в Аргентине), недостаточное стимулирование академической мобильности среди молодежи правительствами тех или иных государств.
29 Еще одним крупнейшим вузом России, принимающим студентов из других государств, является МГУ им. М.В. Ломоносова — старейшее образовательное учреждение страны, известное за рубежом. Традиционно здесь также обучались студенты из стран ЛКА, а сегодня интерес к нему среди латиноамериканских студентов только растет. Как отметил ректор МГУ В.А.Садовничий, в начале 2022—2023 учебного года в МГУ был зафиксирован рост числа студентов из стран латиноамериканского региона, преимущественно из Мексики [28].
30 Несомненно, МГУ имеет ряд конкурентных преимуществ, что привлекает студентов из ЛКА: расположение в столице, давняя история и хорошая репутация, большой перечень образовательных программ, масштабная внеучебная деятельность, активная поддержка иностранных студентов, возможность трудоустройства во время и после обучения. Для иностранных студентов в МГУ создан специализированный портал, который в интерактивной форме рассказывает об особенностях обучения и содержит максимально полную информацию об университете [29]. В университете также работает специальный отдел координации академической мобильности, в рамках которого функционируют восемь направлений по разным странам.
31 Студенты активно вовлечены и во внеучебную деятельность, которая представлена культурными, спортивными, творческими и иными мероприятиями. Так, в МГУ можно заниматься практически всеми видами спорта (более 40 секций), регулярно проводятся соревнования и спортивные состязания, в том числе университетская Спартакиада. Среди творческих направлений — литературные, театральные, танцевальные студии. Отдельно следует выделить и деятельность Бизнес-клуба при МГУ, где студенты, в том числе граждане других государств, могут реализовать свои бизнес-идеи. Отметим также, что в МГУ действует портал «Карьера и профессиональное развитие», который оказывает студентам содействие в трудоустройстве в российские компании, а также в подборе стажировок по интересующим направлениям. Активно развивается научная жизнь, в качестве примера можно привести Ибероамериканский клуб МГУ, в работе которого принимают участие как студенты из стран ЛКА, так и россияне.
32 В рамках изучения практики академической мобильности выделим также популярный среди иностранных студентов региональный вуз — КФУ, расположенный в столице Республики Татарстан. Несмотря на то, что университет находится в провинции, в 2022 г. он стал вторым учреждением высшего образования после московского РУДН по количеству иностранных граждан. В КФУ обучаются более 10 тыс. студентов из 106 стран мира (всего 43 тыс. человек). Больше всего иностранных студентов в КФУ получают образование по таким специальностям, как «Лечебное дело» и «Стоматология».
33 К конкурентным преимуществам КФУ можно отнести следующие: более низкая цена обучения, чем в столичных вузах, возможность проживания в студенческом городке (Деревня Универсиады), развитая университетская инфраструктура, современное оснащение лабораторий. В вузе активно развиваются цифровые технологии, обеспечивающие возможность получать образование онлайн, а также оперативно решать возникающие в ходе обучения вопросы. В настоящее время в КФУ действует личный кабинет в университетской сети «Будь студентом», через который можно подать документы на поступление по образовательным программам вуза в своей стране.
34 Отметим, что интересным новым направлением, которое может привлечь дополнительное число студентов из стран ЛКА, является созданный в КФУ Центр латиноамериканской культуры. Основной задачей центра является осуществление культурного, научного, социального и образовательного обмена между российскими и латиноамериканскими студентами. Развитие сотрудничества со странами ЛКА, в том числе в рамках академической мобильности, считают в КФУ одним из перспективных направлений. Сегодня рассматриваются возможности заключения договоров с Бразилией и Аргентиной [30]. КФУ также является участником национальной программы по содействию научно-техническому сотрудничеству России с Колумбией, Венесуэлой и Кубой.
35 Таким образом, можно говорить о том, что в последние годы многие российские вузы стали уделять повышенное внимание привлечению иностранных студентов. Для этого, как нам представляется, необходимо активно проводить мероприятия, способствующие привлечению абитуриентов в российские вузы (олимпиады, классы русского языка, дни российской культуры), на территориях тех или иных стран; развивать дистанционные программы обучения; создавать максимально комфортные условия для обучения студентов-иностранцев; увеличить квоты по линии Россотрудничества на обучение граждан из ЛКА как региона стратегических интересов России.
36 Характер академической мобильности по всему миру в ближайшие годы будет серьезно меняться в связи с политическими, экономическими, социальными, технологическими и иными условиями. Для латиноамериканской молодежи вопросы академической мобильности останутся актуальными. Тем не менее векторы ее развития продолжат смещаться в соседние страны региона, где сегодня образование развивается быстрыми темпами. Что касается России, то в связи со сложившейся ситуацией, которая, в частности, привела к выходу страны из Болонской системы, прогнозировать динамику показателей академической мобильности в российские вузы в ближайшие годы довольно сложно. Однако тенденция лидирования некоторых высших учебных заведений России в приеме студентов из стран ЛКА может сохраниться. Для усиления роли отечественных вузов в процессе академической мобильности латиноамериканских студентов представляется важным реализовать комплекс мер по популяризации учебы в России, включая совместные мероприятия в области образования со странами латиноамериканского региона. Активизация деятельности в этом направлении позволит увеличить потоки латиноамериканских студентов в Россию, причем не только в крупнейшие российские города, но и в менее известные региональные вузы.

Библиография

1. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, М., 2015, т. 15, № 3, сс. 203-211 [Filippov V.M. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya: osnovnye tendencii, problemy i perspektivy [Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. Moscow, 2015, vol. 15, N 3, pp. 203-211 (In Russ.).

2. Herschberg C., Benschop Y., Van den Brink M. Selecting early-career researchers: the influence of discourses of internationalization and excellence on formal and applied selection criteria in academia. Higher Education. Nijmegen, 2018, vol. 76, pp. 807–825.

3. Narayanan V.K., Olk P.M., Fukami C.V. Determinants of Internship Effectiveness: An Exploratory Model. Academy of Management Learning and Education. New York, 2017, N 9 (1), pp. 61-80.

4. Агранович М.В. За границей берут урок: иностранцы едут в Россию за профессией. Российская газета. 2020, № 45 (8099). [Agranovich M.V. Za granicej berut urok: inostrancy edut v Rossiyu za professiej [They take a lesson abroad: foreigners go to Russia for a profession]. Rossijskaya gazeta. 2020, N 45 (8099) (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2020/02/25/kakie-proekty-pomogut-privlech-v-rossiiu-zarubezhnuiu-molodezh.html (accessed 13.03.2023).

5. Koroleva A., Kobzeva V. What Does Academic Mobility Mean in the 21st Century? International Experience of Young Russian Scholars and the Idea of University. Higher School of Economics Research Paper. Moscow, 2020, N 12. Available at: https://papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=3746313 (accessed 13.03.2023).

6. Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I., Pismennaya E.E., Bezverbny V.A. Incoming and outgoing academic mobility in Russia and abroad: main trends, administrative challenges. International Journal of Sociology and Social Policy, Moscow, 2020. Available at: https://www.isras.ru/publ.html?id=9197&type=publ&printmode (accessed 13.12.2022), https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091.

7. Almeida J. Understanding Student Mobility in Europe: An Interdisciplinary Approach. NY: Routledge, 2020, 244 p.

8. Huisman J. The Bologna Process in European and Post-Soviet Higher Education: Institutional Legacies and Policy Adoption. Innovation: The European Journal of Social Sciences. London, 2019, vol. 32(4), pp. 465-480.

9. Сорокина Ю.П., Ханина А.В. Исследование тенденций академической мобильности студентов вузов в условиях пандемии COVID-19. Ноосферные исследования. Иваново, 2021, т. 2, сс. 13-21 [Sorokina YU.P., Hanina A.V. Issledovanie tendencij akademicheskoj mobil'nosti studentov vuzov v usloviyah pandemii COVID-19. [Study of trends in academic mobility of university students in the context of the COVID-19 pandemic]. Noosfernye issledovaniya. Ivanovo, 2021, vol.2, pp.13-21 (In Russ.).

10. Стабровская А.В. Виртуальная академическая мобильность и формы ее реализации в условиях цифровизации высшего образования. Наука и школа. М., 2021, № 2, сс. 79-85. [Stabrovskaya A.V. Virtual'naya akademicheskaya mobil'nost' i formy ee realizacii v usloviyah cifrovizacii vysshego obrazovaniya [Virtual academic mobility and forms of its implementation in the context of digitalization of higher education]. Nauka i shkola. Moscow, 2021, N 2, pp. 79-85. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-79-85 (In Russ.).

11. Ярославцева О.В. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство. Научно-методический электронный журнал «Концепт». Киров, 2016, № 13, сс. 79-84 [YAroslavceva O.V. Perspektivy integracii latinoamerikanskoj sistemy vysshego obrazovaniya v mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo [Prospects for the integration of the Latin American system of higher education into the global educational space]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». Kirov, 2016, N 13, pp.79-84 (In Russ.).

12. Трофимова И.Н. Международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (на основе отчетов самообследования). Социодинамика. М., 2021, № 9, cc. 1-10 [Trofimova I.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo rossijskih vuzov i akademicheskaya mobil'nost' (na osnove otchetov samoobsledovaniya). International cooperation of Russian universities and academic mobility (based on self-examination reports)]. Sociodinamika. Moscow, 2021, N 9, pp. 1-10. DOI: 10.25136/24097144.2021.9.36241 (In Russ.).

13. Шакунов В.Н. Основные тенденции развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации. Научное обозрение. Педагогические науки. М., 2018, № 1, сс. 64-68. [SHakunov V.N. Osnovnye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v stranah Latinskoj Ameriki i Karibskogo bassejna v usloviyah globalizacii. [The main trends in the development of higher education in Latin America and the Caribbean in the context of globalization]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2018, N 1, pp. 64-68 (In Russ.).

14. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Выпуск 17. М., Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020, 180 с. [Obuchenie inostrannyh grazhdan v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Statisticheskij sbornik Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii [Education of foreign citizens in educational institutions of higher education of the Russian Federation. Statistical compendium of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. Gosudarstvennyj institut russkogo jazyka im. A. S. Pushkina, Moscow, 2020, Vol. 17, 180 p. (In Russ.).

15. Илюнина Т., Курилова А., Мишина В. Количество студентов-иностранцев в российских вузах в пандемию выросло. М. Ведомости. 9.07.2022. [Ilyunina T., Kurilova A., Mishina V. Kolichestvo studentov-inostrancev v rossijskih vuzah v pandemiyu vyroslo [The number of foreign students in Russian universities has increased during the pandemic]. Moscow, Vedomosti. 9.07.2022. (In Russ.). Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/06/09/925907-studentov-inostrantsev-viroslo (accessed: 13.12.2022).

16. Число иностранных студентов за три года выросло на 26 тыс. человек. Министерство науки и высшего образования РФ. 18.01.2023 [Chislo inostrannyh studentov za tri goda vyroslo na 26 tys. chelovek. [The number of foreign students has grown by 26,000 in three years]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya RF. 18.01.2023 (In Russ.). Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (accessed: 13.03.2023).

17. Lapuschin M. Estudiar en Rusia: una opción para estudiantes latinoamericanos. Available at: https://es.rbth.com/cultura/2013/07/02/estudiar_en_rusia_una_opcion_para_estudiantes_latinoamericanos_29591 (accessed 13.12.2022).

18. ¿Qué piensan los estudiantes latinoamericanos sobre la educación en Rusia? Sputnik Mundo. 9.12.2022. Available at: https://sputniknews.lat/20221209/que-piensan-los-estudiantes-latinoamericanos-sobre-la-educacion-en-rusia-1133254727.html (accessed 13.12.2022).

19. В российских вузах, несмотря на санкции, обучается 400 000 иностранных студентов. Ведомости. 26.01.2023 [V rossijskih vuzah, nesmotrya na sankcii, obuchaetsya 400 000 inostrannyh studentov [Russian Universities Enroll 400,000 Foreign Students Despite Sanctions] Moscow, Vedomosti. 26.01.2023 (In Russ.). Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/01/26/960487-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-400-000-inostrannih-studentov (accessed 14.03.2023).

20. Castillo M. Estudiantes peruanos en Rusia: “Nuestros casos no son iguales, pero incertidumbre es la misma” 6.03.2022. Available at: https://ojo-publico.com/3363/invasion-ucrania-incertidumbre-de-estudiantes-peruanos (accessed 14.03.2023).

21. Villanueva E. ¿Por qué los colombianos se van a estudiar a Rusia pese a la crisis? 11.03.2023. Available at: https://www.lafm.com.co/internacional/por-que-los-colombianos-se-van-a-estudiar-a-rusia-pese-a-la-crisis (accessed 13.03.2023).

22. Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 06.02.2020 № 16-ФЗ [Federal'nyj zakon “O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v RF” ot 06.02.2020 № 16-FZ [Federal Law “On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation” dated February 6, 2020 No. 16-FZ] (In Russ.) Available at: https://fzrf.su/zakon/o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-115-fz/ (accessed 14.12.2022).

23. Письмо Минобрнауки от 4.08.2020 №МН-5/7147 [Pis'mo Minobrnauki ot 4.08.2020 №MN-5/7147 [Letter of the Ministry of Education and Science dated August 4, 2020 No. MN-5/7147] (In Russ.). Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-04.08.2020-N-MN-5_7147/ (accessed 14.12.2022).

24. Golodnikov V. Rusia discute mejorar cooperación en materia de educación con 12 países de América Latina. 30.11.2022. Available at: https://es.rbth.com/educacion/90335-rusia-discute-mejorar-cooperacion-materia-educacion-america-latina (accessed 14.12.2022).

25. Официальный сайт Российского университета дружбы народов (РУДН) [Official site of the Peoples' Friendship University of Russia (PFUR)] (In Russ.). Available at: http://www.rudn.ru/about. (accessed 11.03.2023).

26. Официальный сайт Национальной политехнической школы Эквадора [Official site of the National Polytechnic School of Ecuador]. Available at: www.epn.edu.ec (accessed 11.03.2023).

27. Немцев Ю. Интерес к образованию в России со стороны стран Латинской Америки неуклонно растет. Международная жизнь. М., 23.04.2021. [Nemcev YU. Interes k obrazovaniyu v Rossii so storony stran Latinskoj Ameriki neuklonno rastet [Interest in education in Russia from the countries of Latin America is steadily growing]. Mezhdunarodnaya zhizn', Moscow, 23.04.2021 (In Russ.). Available at: https://interaffairs.ru/news/show/29907 (accessed 11.08.2021).

28. В МГУ рассказали об интересе к вузу в странах Азии и Латинской Америки. М., Русский мир. 16.01.2023 [V MGU rasskazali ob interese k vuzu v stranah Azii i Latinskoj Ameriki [Moscow State University told about the interest in the university in Asia and Latin America] Moscow, Russkij mir, 16.01.2023 (In Russ.). Available at: https://russkiymir.ru/news/309338/ (accessed 11.03.2023).

29. Интернет-портал для иностранных студентов МГУ [Internet portal for foreign students of Moscow State University] (In Russ.) Available at: https://studentin.msu.ru/ (accessed 13.03.2023).

30. Официальный сайт Казанского федерального университета (КФУ) [Official website of Kazan Federal University (KFU)] (In Russ.). Available at: https://kpfu.ru/about_university/strategicheskie-partnery/zarubezhnye-universitety/severnaya-i-juzhnaya-amerika/strany-latinskoj-ameriki (accessed 11.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести