Феномен глобальной фрагментации. Новые императивы трансконтинентального сотрудничества Евразии и Латинской Америки
Феномен глобальной фрагментации. Новые императивы трансконтинентального сотрудничества Евразии и Латинской Америки
Аннотация
Код статьи
S0044748X0026846-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Плачинда Лариса Юрьевна 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
6-26
Аннотация

В статье анализируются текущее состояние мировой экономики и феномен глобальной фрагментации, возникший на фоне формирования новых региональных центров экономического роста. Особое внимание уделяется межконтинентальному сотрудничеству стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) с Евразией, в первую очередь, государствами — членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследуется влияние санкционного давления западных стран на развитие интеграционных процессов в ЕАЭС и Латинской Америке, а также выделяются перспективные направления наращивания сотрудничества оси «ЕАЭС — Латинская Америка».

Ключевые слова
Евразийский экономический союз, Латинская Америка и Карибский бассейн, трансконтинентальное сотрудничество, экономическая интеграция, фрагментация мирохозяйственных связей, регионализация, санкции
Классификатор
Получено
16.07.2023
Дата публикации
24.08.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
462
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Вопросы осмысления текущего состояния, а также перспектив трансконтинентального сотрудничества стран Евразии и Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) представляют собой широкое поле для разноплановых исследований и научно-практических разработок. Турбулентность развития международных отношений, а также осложнение глобального внешнеполитического и геоэкономического ландшафта обуславливают характер и предпосылки будущего взаимодействия двух мегарегионов.
2 Особенностью текущего момента является то, что перенастройка исторически сложившихся межрегиональных связей происходит довольно быстро. Новый период трансформации открывает для Евразии и стран ЛАКБ широкие перспективы, что обуславливает необходимость проведения качественной оценки и теоретического осмысления потенциальных направлений двустороннего внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества.
3 В области современных отечественных исследований региональной латиноамериканской и евразийской интеграции можно выделить работы таких известных российских ученых, как Д.В.Разумовского, изучавшего процессы «постлиберального» регионализма в Латинской Америке сквозь призму развития интеграционных процессов [1], а также торговое сотрудничество стран ЛАКБ с внерегиональными партнерами [2]. В своих работах автор предпринимает попытку проецирования «образа будущего», выделяя конкретные модели внешнеторгового латиноамериканского сотрудничества. Д-р экон. наук П.П.Яковлев, анализируя непосредственно экономические проекции развития стран Латинской Америки в рамках смены их моделей, приходит к выводу, что государства ЛАКБ в целом проиграли в ходе международной конкуренции и не смогли занять достойное место в глобальной иерархии [3]. По его мнению, указанные обстоятельства обуславливают появление трендов на усиление внутрирегионального сотрудничества латиноамериканских государств, а также активизацию широкоформатного интеграционного взаимодействия на континенте.
4 Региональная палитра построения многопрофильных отношений Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (La Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC), Союза южноамериканских наций (Unión de Naciones Suramericanas, Unasur) и стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) изложена в работе А.Н.Пятакова [4]. Автор также исследует специфику российско-латиноамериканских отношений в условиях новой геополитической реальности, справедливо отмечая, что «участие России в региональных латиноамериканских организациях выглядит скромно» [5].
5 Отдельный спектр отношений стран ЛАКБ с Бреттон-Вудскими институтами освещен в работе петербургских латиноамериканистов В.Л.Хей-феца и Д.А.Правдюк. Авторы проанализировали эффективность применения «неолиберальных рецептов» Международного валютного фонда (МВФ) по стабилизации макроэкономической ситуации и платежного баланса в ряде стран Южной Америки. Результаты их исследования показали, что МВФ будет стремиться преодолеть допущенные просчеты по страновым программам с целью улучшить сложившийся негативный имидж в регионе [6]. Однако широко известные проблемы, связанные с аргентинскими платежами, закономерно отдаляют достижение поставленной фондом цели на неопределенное время.
6 В рамках рассматриваемой темы считаем необходимым упомянуть работы Л.Н.Симоновой, рассмотревшей широкий круг вопросов, касающихся развития интеграционных процессов на евразийском пространстве и странах ЛАКБ [7, 8], а также Е.К.Березиной, выявившей целесообразность постоянного поддержания диалога в рамках формальных институциональных механизмов взаимодействия Андского сообщества и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [9].
7 Вызовы и перспективы евразийской интеграции в меняющемся мире освещены в работе Л.Э.Слуцкого, который по результатам проведенного анализа приходит к выводу, что, несмотря на высокую вероятность рецессии в крупнейших центрах мировой экономической системы, ЕАЭС оказался одним из интеграционных объединений, способных в определенной степени противостоять негативным тенденциям в мировой политике и экономике [10].
8 Аспекты межрегионального экономического взаимодействия госу-дарств — членов ЕАЭС со странами ЛАКБ затронуты в коллективной работе под редакцией В.Л.Хейфеца [11]. Комплексный и глубокий анализ места и роли Латинской Америки в системе международных экономических отношений (МЭО) приведен в масштабной работе сотрудников Института Латинской Америки РАН под ред. Л.Н.Симоновой [12].
9 Вместе с тем предмет изучения межрегионального взаимодействия оси Евразия — Латинская Америка является относительно мало разработанным, поскольку основная масса исследований по латиноамериканистике посвящена изучению интеграционного и экономического сотрудничества либо с партнерами по региону, либо с Китаем и/или азиатско-тихоокеанскими странами [13, 14, 15], Африкой [16, 17], Европейским союзом [18, 19].
10 Среди зарубежных исследований важно выделить монографию аргентинского ученого Андреса Сербина, который представил латиноамериканский взгляд на вопросы межконтинентального сотрудничества действующих интеграционных блоков по обе стороны Атлантики, а также внутреннего развития идеи Большой Евразии [20]. Монография является уникальной в своем роде, поскольку содержит экспертные оценки и латиноамериканское видение «издалека» развития интеграционного взаимодействия в Евразии, однако в ней не предусмотрены рекомендации по конкретным направлениям межконтинентального сотрудничества.
11 В рамках аналитической деятельности международных экономических организаций особый интерес представляет первый совместный исследовательский проект Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (Comisión Económica para América Latina y el Caribe, CEPAL), посвященный поиску конкретных точек сопряжения и интенсификации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между государства- ми — членами ЕАЭС и странами ЛАКБ [21]. Авторы исследования отмечают, что экономический потенциал межрегионального взаимодействия стран Евразии и Латинской Америки пока мало реализован, и высказываются за проведение дополнительных предметных эмпирических исследований в этой области.
12 Целью данной работы является обозначение перспективных направлений взаимодействия двух мегарегионов с учетом геополитической трансформации международных отношений и набирающего силу процесса регионализации мирохозяйственной системы.
13 Отметим, что феномен глобальной фрагментации появился сравнительно недавно. На протяжении нескольких десятилетий мировая экономика в основном строилась на принципах максимальной либерализации международной торговли товарами и услугами, а также на упразднении барьеров в ходе движения факторов производства (капитала и рабочей силы).
14 Практически безальтернативно доминировали принцип построения глобальной экономики на неолиберальных основах, а также идея реализации проекта «интеграция интеграций» с целью гармонизации разноплановых региональных экономических модальностей, существовавших во всех частях света [22, 23]. Философско-историческое обоснование указанным процессам еще в начале 1990-х годов дал американский философ и политэкономист Фрэнсис Фукуяма в своей работе «Конец истории и последний человек», который предсказывал торжество либеральной демократии западного типа по всему миру [24].
15 В январе 2023 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе эксперты МВФ впервые использовали такие понятия, как «геоэкономическая фрагментация» и «глобализация на низких темпах» (slowbalization) [25]. В аналитической статье, подготовленной специально для Давосского форума, моментом начала деглобализации МВФ определил мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., отнеся к этому процессу Brexit, экономическое соперничество США и Китая, ограничения, существовавшие в период пандемии COVID-19, санкции против России, разрыв логистических цепочек по принципу «дружелюбности» (friend-shoring) [26].
16 Очевидно, что глобальная хозяйственная система переживает непростые времена. Некоторые эксперты заявляют о полноценном структурном кризисе мировой экономики, выход из которого может затянуться на десятилетия [27, 28]. По мнению действующего члена коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии С.Ю.Глазьева, нынешний кризис мироустройства обусловлен объективными закономерностями долгосрочного экономического развития, возникающими из-за происходящей раз в столетие смены мирохозяйственных укладов [29]. Предыдущие кризисы сопровождались мировыми войнами, запустившими процесс смещения центров мировой экономики и соответствующих им вековых системных циклов накопления капитала [30].
17 Согласно недавнему прогнозу МВФ, темпы роста мировой экономики на ближайший пятилетний период будут самыми низкими за последние 30 лет [30]. Важно отметить, что МВФ при этом отмечает бóльшую резистентность и более высокие ожидаемые темпы экономического роста именно у развивающихся стран, нежели у развитых.
18 Особенностями нынешнего момента является то, что мировая экономика функционирует в условиях усиливающегося непрерывного мультишокового воздействия. Последствия пандемии коронавируса, высокие темпы инфляции при наличии крайне лимитированных инструментов денежно-кредитной политики центральных (национальных) банков, быстро растущая задолженность развитых и развивающихся государств, демонтаж глобальной платежной архитектуры, продовольственный и энергетические кризисы, отставание в реализации климатической повестки — далеко не полный перечень самых острых вызовов современности.
19 На наш взгляд, причины резко усилившихся процессов регионализации, усугубления кризиса неолиберального глобального порядка и развала базовых рыночных механизмов коренятся именно в том, что западные страны начали активно применять рестрикционные меры по перекрытию доступа к современным технологиям и финансовым услугам (санкции), вытеснять «неправильные» страны из цепочек глобальных поставок, ограничивать права на собственность, конфисковывать страновые валютные резервы и безответственно манипулировать согласованными нормами и процедурами, разрушая тем самым несущую конструкцию современных МЭО.
20 Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров в своей статье отмечает, что «в отчаянной попытке утвердить свое господство через наказание непослушных США пошли на разрушение глобализации, которую долгие годы превозносили как высшее благо всего человечества, обслуживающее многостороннюю систему мировой экономики» [32]. Глава внешнеполитического ведомства России идет дальше и констатирует завершившийся процесс превращения МВФ в инструмент достижения целей США и их союзников, включая цели военного характера.
21 Действительно, будучи опорным элементом Ямайской, а до этого Бреттон-Вудской мировой валютной системы, МВФ впервые в своей истории одобрил выделение 15,6 млрд долл. Украине, изменив собственные внутренние правила и процедуры [33]. Этот беспрецедентный шаг вызвал немало вопросов у международного сообщества, поставив перед руководством фонда неудобные вопросы относительно ряда других государств, которым также требуется финансовая поддержка со стороны многостороннего международного института.
22 Интересно, что буквально на следующий день после визита президента США Джо Байдена (2021 г. — н/в) в Киев МВФ публикует заявление Директора-распорядителя Фонда Кристалины Георгиевой, в котором она заявляет о непоколебимом намерении продолжать поддерживать Украину и даже полагает, что страна постепенно начнет экономически восстанавливаться уже в 2023 г. [34].
23 Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (2003—2011 гг; 2023 — н/в) на конференции в Париже, посвященной «Новому глобальному финансовому пакту», заочно подтвердил приведенный выше тезис российского министра иностранных дел, заявив, что ни МВФ, ни Всемирный банк более не отвечают интересам большинства развивающихся стран мира. Кроме того, бразильский лидер обвинил руководство МВФ в «самом безответственном поведении», когда фонд выделил Аргентине 44 млрд долл. — долг, который страна де-факто не может обслуживать, и призвал к построению более справедливой глобальной финансовой архитектуры [35].
24 Полагаем, что в качестве ответной меры на турбулентность в международных отношениях государства ЛАКБ начали укреплять собственные многосторонние институты развития (углубляя внутрирегиональное интеграционное взаимодействие), а также более активно искать новых внерегиональных партнеров.
25 Аргентина [36] и Венесуэла [37] заявили о своем желании присоединиться к объединению БРИКС. Шерпа Южно-Африканской Республики в БРИКС, посол по особым поручениям по Азии и БРИКС Анил Суклал заявил, что вступления в организацию добиваются 19 стран, из которых 13 подали соответствующие заявки [38]. По словам министра иностранных дел России, БРИКС можно назвать своего рода кооперационной «сеткой», накинутой поверх старых разделительных линий Север — Юг и Запад —Восток, поэтому все больше государств Глобального Юга хотят стать полноправными членами указанных организаций [39, 40].
26 Посол по особым поручениям МИД России, су-шерпа России в БРИКС П.Р.Князев указал на «кризис западноцентричной неолиберальной модели глобализации и необходимость формирования нового миропорядка, отражающего реальные потребности так называемого мирового большинства, прежде всего Глобального Юга и Востока» [41].
27 Страны БРИКС выступают за продолжение реформ многосторонних институтов, в частности, Совета безопасности ООН, Всемирного банка и МВФ, стремясь сделать мир более инклюзивным. В 2015 г. страны-члены открыли Новый банк развития (НБР), на базе которого могут создать клиринговый центр с целью развития расчетов в национальных валютах [42]. Кроме того, страны, входящие в БРИКС, разработали Соглашение об условных резервах (Contingency Reserve Arrangement, CRA) — механизм ликвидности, предназначенный для поддержки стран-членов, сталкивающихся с платежными трудностями. Таким образом, указанные инициативы демонстрируют намерение создать институты, представляющие интересы развивающихся экономик и обеспечивающие альтернативу существующим глобальным финансовым институтам.
28 Вместе с тем аналитики и эксперты в сфере международных отношений фиксируют тренды по усилению кооперационных связей внутри существующих региональных интеграционных блоков, как в Евразии, так и в странах ЛАКБ. [43, 44]. Практически «канул в Лету» период ультраполярного разделения латиноамериканских стран по вопросу о кризисе в Венесуэле и признании частью государств оппозиционера Хуана Гуайдо в качестве «действующего президента». С 1 января 2023 г. Венесуэла и Бразилия возобновили дипломатические отношения и вернулись к позитивной повестке развития двусторонних отношений по целому ряду направлений [45].
29 В течение последних нескольких лет успешно прошли саммиты CELAC под председательством Мексики и Аргентины. В прошлом году Сент-Винсент и Гренадины стали первым государством Карибского сообщества (Caribbean Community, CARICOM), председательствующим в CELAC [46]. При этом Мексике удалось вернуть формат CELAC, председательство в котором она приняла в 2020 г., к активной деятельности, сделав упор на вопросах, объединяющих все страны-участницы, а не на линиях размежевания [47]. В частности, было создано Космическое агентство Латинской Америки и Карибского бассейна (Agencia Latinoamericana y Caribeña del Espacio), призванное приобщить страны ЛАКБ к новейшим разработкам и технологиям в космической сфере. Приняты специальные декларации для саммита G20, Совета Безопасности ООН и Климатического саммита, выражающие коллективную позицию региона по самой широкой повестке дня: от несогласия с блокадой Кубы до проблем устойчивого развития, изменения климата, защиты языков коренных народов, а также вопросов по Мальвинским островам. Латиноамериканские страны создали Фонд CELAC по реагированию на стихийные бедствия (Fondo CELAC para la Respuesta Integral a Desastres) с целью реализации совместных действий по уменьшению эффектов от глобального изменения климата. Единогласно одобрен План самообеспечения в области здравоохранения (Plan de Autosuficiencia Sanitaria para América Latina y el Caribe) для разработки плана по противодействию возможным пандемиям в будущем.
30 В настоящий момент голоса латиноамериканских стран «звучат в унисон» в рамках CELAC-формата. Общая позиция Латинской Америки четко прозвучала на Саммите ЕU-CELAC, организованного впервые за восемь лет в Брюсселе 17-18 июля 2023 г. [48]. Лидеры ЛАКБ однозначно высказались за мультиполярный мир, обозначив желание и возможность проводить независимый курс в сфере международных политических и экономических отношений. Европейцы же, напротив, озабочены ростом влияния в регионе со стороны Индии и Китая, рассматривая последний в качестве угрозы своему глобальному доминированию в союзничестве с США.
31 Очевидно, что диктовать свои условия и принципы ведения хозяйственной деятельности у стран Запада в «привычном режиме» уже не получается (вопрос о создании зоны свободной торговли EU-Mercosur все еще не решен). Латиноамериканские партнеры доказывают, что принцип «единство в многообразии» действительно может служить достаточной базой для защиты и продвижения суверенных интересов региона на мировой арене.
32 С разницей в один день было объявлено о возобновлении работы Аргентины и Бразилии в Союзе южноамериканских наций (Unión de Naciones Suramericanas, Unasur) (6 и 7 апреля 2023 г. соответственно) [49]. Такая синхронность действий двух южноамериканских гигантов свидетельствует об их обоюдном стремлении укреплять интеграционные связи внутри континента, анонсировав планы по созданию расчетной валютной единицы (с возможной региональной проекцией), а также по развитию совместных проектов в области энергетики [50].
33 30 мая 2023 г. в столице Бразилии состоялся Саммит Unasur, первый за последнюю декаду, где присутствовал президент Венесуэлы Николас Мадуро (2013 г. — н/в), не принимавший участие в подобных встречах с 2015 г. [51]. Лидеры 12 стран решили учредить рабочую (контактную) группу на уровне министров иностранных дел по выработке дорожной карты интеграции государств Южной Америки. Более того, на саммите было заявлено о намерении совместно работать над выявлением «перекосов» во внутрирегиональной торговле, а также над упразднением односторонних протекционистских мер с целью создания действующей зоны свободной торговли (ЗСТ) в Южной Америке [52].
34 В рамках XXII Саммита глав государств и правительств стран — участниц Боливарианского альянса народов нашей Америки — Торгового договора народов (La Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra AméricaTratado de Comercio de los Pueblos, ALBA-TCP), состоявшегося в Гаване в декабре 2022 г., избран новый Исполнительный секретарь — венесуэлец Феликс Пласенсия [53]. В феврале 2023 г. новый глава ALBA-TCP выступил на конференции Нового международного экономического порядка, заострив внимание общественности на необходимости создания новой экономической и финансовой архитектуры в ЛКА, усиления интеграционной кооперации, достижения социальной справедливости [54], следуя альтернативным капиталистическому путем развития в духе идей Фиделя Кастро (премьер-министр 1959—1976 гг., председатель Совета министров 1976—2008 гг.) и Уго Чавеса (1999—2013 гг.).
35 В рамках II Евразийского экономического форума в мае 2023 г. глава ALBA-TCP заявил, что «очень важно сейчас обеспечить сотрудничество стран Латинской Америки, Карибского бассейна и России» и осуществлять более тесное взаимодействие между блоками в латиноамериканском регионе, основываясь на боливарианской идеологии и мультиполярном мировом устройстве [55].
36 С 1 января 2023 г. Россия приняла председательство в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. Наша страна обозначила стратегические приоритеты своей работы в части дальнейшего углубления интеграции на всех направлениях деятельности ЕАЭС — политической, экономической, промышленной, финансовой и технологической сферах [56].
37 В своем программном выступлении президент России В.В.Путин особо подчеркнул важность выстраивания взаимовыгодного и равноправного сотрудничества ЕАЭС с внешними партнерами и международными объединениями в части увеличения экспорта союзной продукции под брендом «сделано в ЕАЭС» в третьи страны и построения новых логистических цепочек, в том числе с государствами ЛАКБ [56].
38 В этом контексте представляется важным также отметить «разворот» во внешней политике Российской Федерации в сторону, противоположную от некогда традиционных партнеров в лице Европейского союза и США. Переориентация национального внешнеполитического вектора оформлена в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 [57].
39 В Концепции выделяется укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению, в качестве закономерного ответа на кризис мироустройства и обозначается активизация формирования региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции, включая создание разноформатных партнерств.
40 В части, касающейся стран ЛАКБ, в доктринальном внешнеполитическом документе говорится, что Россия намерена развивать отношения на прагматичной, деидеологизированной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное внимание поддержке латиноамериканских государств, подвергающихся давлению со стороны США и их союзников, углубляя многоплановое обоюдовыгодное партнерство с Бразилией, Кубой (страна-наблюдатель при ЕАЭС), Никарагуа, Венесуэлой.
41 Россия нацелена на увеличение взаимной торговли и инвестиций, в том числе в рамках сотрудничества с CELAC, Южноамериканским общим рынком (Mercado Común del Sur, Mercosur), Центральноамериканской интеграционной системой (Sistema de Integración Centroaméricana, SICA), ALBA-TCP, Тихоокеанским альянсом (Alianza Pacífica) и CARICOM. Таким образом, в Концепции построения обновленного внешнеполитического курса Российской Федерации обозначены цели и задачи по наращиванию сотрудничества практически со всеми существующими интеграционными объединениями стран ЛАКБ, включая расширение культурных, научных, образовательных, спортивных, туристических и иных гуманитарных связей с государствами региона.
42 Необходимо отметить, что, начиная с 2015 г., когда был формально образован ЕАЭС, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) удалось сформировать целый пакет двусторонних и многосторонних соглашений с латиноамериканским регионом. В рамках ЕАЭС предусмотрены следующие формы международного взаимодействия: меморандумы о сотрудничестве или взаимодействии (третьи страны, региональные интеграционные объединения), заключение торговых соглашений (преференциальные и непреференциальные) и предоставление статуса наблюдателя при союзе.
43 Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2023 г., утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 9 декабря 2022 г. № 17 [58], определяют планы по развитию сотрудничества с CEPAL, Mercosur, Андским сообществом (Communidad Andina de Naciones, CAN)1, Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (Secretaria de Integracion Economica Centroamericana, SIECA), а также с Республикой Перу, Республикой Эквадор, Республикой Чили (в рамках двусторонних меморандумов о сотрудничестве/вза-имопонимании). Отметим, что в упомянутом документе ничего не говорится о развитии сотрудничества с Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), с которой Евразийская экономическая комиссия подписала Меморандум о взаимопонимании 25 мая 2018 г. [59]
1. В августе 2021 г. одобрена Программа сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Генеральным секретариатом Андского сообщества в сфере конкурентной политики и правоприменения.
44 В рамках развития международного сотрудничества также предусмотрен институт государства — наблюдателя при ЕАЭС. На сегодняшний день единственной страной ЛАКБ, которой присвоен этот статус, является Республика Куба (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 13), что дает этой стране право участвовать по приглашению в заседаниях Коллегии, Совета Комиссии и консультативных органах при ЕЭК [60].
45 Таким образом, как в Евразии, так и в Латинской Америке идут естественные процессы по адаптации к изменяющейся мировой конъюнктуре. В том, что касается форматов межконтинентального сотрудничества, существующий потенциал взаимодействия двух регионов действительно широк. Однако географическая удаленность и, как следствие, осложненная логистика, а также слабая осведомленность о бизнес-потенциале рынков Евразии и ЛАКБ обуславливают недостаточное и отчасти фрагментарное развитие торгово-экономических контактов рассматриваемых мегарегионов.
46 Из всех государств — членов ЕАЭС только Российская Федерация обладает разветвленной сетью дипломатических, консульских и торговых представительств в Латинской Америке. Согласно данным CEPAL, устойчивые торговые потоки имеются у России и Беларуси [20], в то время как торговля других стран — членов ЕАЭС с ЛАКБ носит больше эвентуальный характер. Показательно, что торговля со странами ЛАКБ не превышает 3% в общем внешнеторговом обороте государств, входящих в ЕАЭС [61].
47 Для преодоления указанного барьера в части развития экспортного потенциала продукции государств — членов Евразийского экономического союза под брендом «сделано в ЕАЭС» представляется целесообразным рассмотреть возможность организации торговых домов (представительств) в наиболее крупных странах ЛАКБ.
48 В Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12 [62], упоминается о проработке вопроса создания совместных евразийских корпораций, которые при выходе государств-членов на внешние рынки позволят работать в духе взаимодействия и взаимопонимания.
49 Согласно данным Департамента статистики ЕЭК, в 2021 г. внешнеторговый оборот государств — членов ЕАЭС со странами — членами Mercosur увеличился на 67% по сравнению с 2020 г. При этом экспорт ЕАЭС увеличился в 2,3 раза, а импорт из стран Mercosur — на 21,3%, соответственно [63]. В январе 2022 г. внешнеторговый оборот ЕАЭС со странами Mercosur увеличился на 84,7% по сравнению с январем 2021 г.2 [64].
2. На момент подготовки статьи статистические данные по внешней торговле ЕАЭС доступны на сайте Евразийской экономической комиссии только за январь 2022 г.
50 Рис.1. Внешняя торговля ЕАЭС по странам
51

52 Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [63].
53 Из приведенного графика, характеризующего долю третьих стран во внешнеторговом обороте ЕАЭС, видно, что доля Европейского союза снижается, в то время как доля азиатских рынков растет. В то же время страны Mercosur в общем внешнеторговом обороте ЕАЭС занимают довольно скромную позицию по сравнению с европейским и азиатским регионами.
54 Внутристрановое перераспределение в ЕАЭС c точки зрения географии также неравномерно. Удельный вес, приходящийся на Россию в общем объеме экспорта ЕАЭС за январь-декабрь 2021 г., составлял 83,4%, в то время как на Армению приходилось 0,4%, Беларусь — 3,2%, Казахстан — 12,7%, Кыргызстан — 0,3% [65]. Таким образом, основной объем торговли товарами с государствами Латинской Америки приходится именно на Российскую Федерацию.
55 В связи с санкционным давлением на российские компании и их «вытеснением» с европейских и североамериканских рынков страны ЛАКБ стали рассматриваться отечественным бизнесом в качестве альтернативы упущенным возможностям. Для потребителей латиноамериканских госу- дарств большой интерес представляет продукция российских IT-компаний, которые могут помочь региону встроиться в стремительно развивающиеся глобальные процессы цифровизации, а также продукция сельскохозяйственного сектора (включая минеральные удобрения) и фарминдустрии [66]. При этом Россия традиционно занимает значительную долю рынка латиноамериканских стран по поставкам минеральных удобрений и входит в пятерку государств — крупнейших поставщиков [67].
56 Рис.2. Доля России в импорте удобрений стран ЛАКБ
57

58 Источник: составлено автором по данным CEPAL [67, p. 69].
59 Директор Латиноамериканского департамента МИД России А.В.Ще-тинин в интервью отмечает, что Латинская Америка представляет собой «дружественный регион, один из полюсов формирующегося полицентричного мира» [66]. Несмотря на введенные против России санкции, по итогам 2022 г. суммарный экспорт России в государства ЛАКБ вырос на 3,8%. Согласно данным, озвученным главой МИД С.В.Лавровым, Россия увеличила поставки удобрений и нефтепродуктов в страны ЛАКБ, а экспорт российской пшеницы возрос на 48,8% [68]. Здесь важно подчеркнуть, что Латинская Америка не вводила антироссийские санкции, за исключением Багамских островов [69].
60 В этой связи стоит отметить усилия Правительства РФ по развитию деловых контактов, в частности, с Республикой Куба по линии межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, оформления совместных соглашений в сфере торговли, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, строительства и образования [70].
61 Несмотря на геополитическую напряженность, торговля между государствами — членами ЕАЭС выросла практически на 14% и составила 83,3 млрд долл. в 2022 г. Правительство Российской Федерации активно работает над увеличением взаимного товарооборота, в том числе посредством развития независимой финансовой системы внутри ЕАЭС. Государства —члены союза уже согласовали подходы к расширению использования национальных валют, доля которых во взаимном товарообороте составила 85% в 2022 г. [70].
62 Однако, по данным CEPAL, Евразия и ЛАКБ практически не участвуют в совместных цепочках добавленной стоимости и главным образом обмениваются уже конечной продукцией. Крупные компании осуществляют инвестиции прежде всего в сферу добычи минеральных ресурсов и/или создание совместных сборочных производств [21].
63 По данным Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD), внутрирегиональная торговля стран ЛАКБ и государств СНГ значительно уступает объемам внерегиональной торговли с третьими странами. Соответствующее соотношение в двух регионах примерно одинаковое — 15% к 85% [72], что свидетельствует о важности внерегиональных рынков и обуславливает потенциал их межрегионального взаимодействия.
64 CEPAL выделил существенные возможности для развития промышленной кооперации Евразии и ЛАКБ в деле создания устойчивых цепочек добавленной стоимости по выпуску продукции, предназначенной как для внутрирегиональных рынков, так и для третьих стран (Иран, Турция и др.) [21]. В то же время CEPAL признает, что необходимо более тщательное и детальное исследование предметных секторов экономики государств — членов ЕАЭС и стран ЛАКБ для определения их комплиментарности по международной номенклатуре товаров и услуг.
65 Взаимное развитие туристического сектора стран Евразии и ЛАКБ пока лежит в теоретической, нежели практической плоскости. Отметим, что туристический сектор очень важен для некоторых стран Латинской Америки, в частности, карибских.
66 Первоочередными здесь являются аспекты налаживания маршрутов авиаперелетов и доступности цены туристического продукта для широкого потребителя. С 1 июля 2023 г. запущены прямые рейсы между Россией и Кубой, выполняемые авиакомпанией «Россия». Ожидается, что совокупный пассажиропоток с учетом чартерных и регулярных рейсов может по итогам 2023 г. составить порядка 150 тыс. человек, что соответствует допандемийным показателям [73, 74].
67 Значительно облегчает развитие взаимных туристических поездок наличие безвизового режима. Из стран ЕАЭС практически вся латиноамериканская зона является безвизовой лишь для российских граждан [69]. Однако задача по облегчению поездок граждан лежит исключительно в плоскости двусторонних отношений государств — членов союза со странами ЛАКБ. В этом вопросе в Евразии полностью отсутствует наднациональная компетенция.
68 Развитием туризма на интеграционном уровне занимаются в рамках Интеграционного секретариата по туризму в Центральной Америке, входящего в Центральноамериканскую интеграционную систему (Secretaría de Integración Turística Centroamericana, SITCA) [75]. Аналогичного органа в рамках ЕАЭС не существует. При этом вопросы разработки евразийских туристических маршрутов, создание единого информационного ресурса о туристических направлениях и объектах предусмотрено в рамочном документе «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
69 Обмен опытом в области интеграционного развития также является одной из перспективных сфер взаимодействия. В частности, в странах ЛАКБ накоплены обширные практики в сфере интеграционного межпарламентского взаимодействия и создания наднациональных парламентских структур.
70 На данный момент в рамках ЕАЭС не стоит задача развития взаимодействия государств-членов по парламентской линии, однако членов Центральноамериканского парламента уже начали приглашать на заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ в качестве наблюдателя [76].
71 Климатическая повестка является еще одним пунктом взаимных интересов стран Евразии и Латинской Америки. В 2021 г. объявлено о намерении развивать экономическое сотрудничество государств — членов ЕАЭС в рамках климатической тематики, исходя из принципов функционирования единого рынка ЕАЭС. Принят план мероприятий, в рамках которого, в том числе, прорабатывается возможность выработки странами — членами союза совместного подхода в целях реализации Парижского соглашения.
72 В мае 2023 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе Президент России В.В.Путин внес предложение о создании климатического и экологического клуба ЕАЭС, поскольку под российским председательством в союзе уделяется значительное внимание вопросам, связанным с изменением климата [77].
73 Таким образом, в рамках развития объективных процессов фрагментации мировой хозяйственной системы под давлением системных факторов, вызванных, по мнению отдельных экспертов, переходом к следующему технологическому укладу, развитие отношений между Евразией и странами ЛАКБ приобретает новые императивы.
74 Очевиден тот факт, что потенциал межконтинентального сотрудничества по обе стороны Атлантики весьма значителен. В то же время принципы интеграционного строительства региональных экономических структур в странах ЛАКБ имеют отличную природу от логики создания форматов наднационального взаимодействия в Евразии, включая стратегические подходы к развитию внешнеэкономических связей и «встраивания» в международную хозяйственную систему.
75 Формирующиеся региональные точки роста открывают возможности для налаживания партнерств оси «ЕАЭС — Латинская Америка» как в традиционных, так и в принципиально новых сферах МЭО: расчеты в национальных валютах и цифровых активах, межпарламентская дипломатия, взаимодействие по климатической повестке, формирование совместных цепочек добавленной стоимости, туризм и, безусловно, увеличение объема торговли товарами и услугами.
76 Разделяя мнение отечественных исследователей, упомянутое в начале статьи, относительно усиливающихся тенденций на развитие интеграционных связей внутри латиноамериканского региона, а также активной реализации задач по расширению внутриблокового взаимодействия государств — членов ЕАЭС, считаем, что страны Евразии и ЛАКБ будут выстраивать двусторонние отношения в рамках нового мультиполярного мирового устройства, основываясь, прежде всего, на своих национальных интересах с учетом экономической рентабельности и практической целесообразности межрегионального взаимодействия.
77 Отметим также важность того, чтобы все государства — члены ЕАЭС были заинтересованы в развитии экономического и инвестиционного взаимодействия с латиноамериканскими странами. Желательно также приступить к поступательному выравниванию имеющихся дисбалансов во внешней торговле ЕАЭС с ЛАКБ, расширяя направления взаимовыгодного сотрудничества.
78 В заключение отметим, что на фоне развязанной Западом антироссийской и антибелорусской политики, как подчеркивает известный отечественный ученый-латиноамериканист В.М.Давыдов, роль стран ЛАКБ серьезно возрастает: «В создавшихся сложных условиях наша страна ни в коей мере не может пренебрегать возможностями солидарности, лояльности, сотрудничества. У нас не так много внешнеполитических и внешнеэкономических резервов, и мы должны рационально подходить к их использованию. А Латинская Америка, безусловно, относится к числу таких резервов» [78].

Библиография

1. Разумовский Д.В. Конец «Постлиберального» регионализма в Латинской Америке? Латинская Америка, М., 2018, № 1, сс.25-44. Latinskaya Amerika. Moscow, 2018, N 1, pp. 25-44 (DOI S0044748X0000460-5-1) (In Russ.).

2. Разумовский Д.В. Торговое сотрудничество Латинской Америки с внерегиональными партнерами. Латинская Америка, М., 2016, № 3, сc.5-21. (DOI S0044748X0000616-6-1) (In Russ.).

3. Яковлев П.П. Модель «Nearshoring» – концепция новой экономики Латинской Америки. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 2, cc. 93-103. Available at: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/02_2023/09-YAKOVLEV.pdf (accessed 11.07.2023). (In Russ.)

4. Пятаков А.Н. Россия – Латинская Америка в XXI веке. Трудности и противоречия сближения. Июль 2020 г. Notes de l’Ifri. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/pyatakov_russia_latin_america_ru_2020.pdf (ac-cessed 11.07.2023). (In Russ.)

5. Пятаков А.Н. UNASUR: прагматичная мечта о единой Южной Америке. 21.08.2014. Российский совет по международным делам. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/unasur-pragmatichnaya-mechta-o-edinoy-yuzhnoy-amerike/ (accessed 11.07.2023). (In Russ.)

6. Хейфец В.Л., Правдюк Д.А. Деятельность МВФ в Латинской Америке в XXI веке: поиск новой парадигмы взаимоотношений. Латинская Америка, М., 2020, №10, сc. 54-67. (DOI 10.31857/S0044748X0011331-3) (In Russ.).

7. Симонова Л.Н., Плачинда Л.Ю. Развивая интеграцию, объединяя континенты. Международный «круглый стол» ЕЭК, ЭКЛАК и ИЛА РАН. Латинская Америка, М., 2017, №4, cс.84-89. (DOI S0044748X0000616-6-1) (In Russ.).

8. Симонова Л.Н., Плачинда Л.Ю. Встреча высокого уровня. Перспективные форматы сотрудничества ЕАЭС-ЦАИС. Латинская Америка, М., 2018, №4, сc.54-62. (DOI S0044748X0000561-6-1) (In Russ.).

9. Березина Е.К. Андское сообщество – Евразийский экономический союз: есть ли перспективы? Латинская Америка, М., 2023, № 3, сc.90-103. (DOI S0044748X0017754-8-1) (In Russ.).

10. Слуцкий Л.Э. Вызовы и перспективы евразийской интеграции в меняющемся мире. Экономическая статистика, М., 2023, Т.20, № 3, сc.46-55. (In Russ.).

11. От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений. Под ред. Хейфеца В.Л. Москва, Политическая энциклопедия, 2018, 494 с. (In Russ.).

12. Латинская Америка в системе международных экономических отношений. Под ред. Симоновой Л.Н. ИЛА РАН, М., 2020, 478 с. (In Russ.).

13. China y America Latina y el Caribe buscan profundizar su cooperación económica y commercial, en medio de incertidumbre global. El Segundo Foro de Inversion y Cooperación de Alto Nivel China-America Latina se realize en la sede de la CEPAL en Santiago de Chile. 16.10.2019. Available at: https://www.cepal.org/es/noticias/china-america-latina-caribe-buscan-profundizar-su-cooperacion-economica-comercial-medio (accessed 05.07.2022).

14. Leping Huang. Cooperacion economica: China-América Latina y el Caribe ante “la Franja y la Ruta”. 13.12.2022. Available at: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/sai-2022-0021/html (accessed 05.01.2023).

15. ECLAC: Impact of the ASEAN Economic Community and implications for Latin America. December 2020. Available at: https://www.cepal.org/en/publications/46513-impact-asean-economic-community-and-implications-latin-america (accessed 05.07.2022).

16. CEPAL: Las relaciones entre América Latina y África: potenciales o ilusorias? Febrero 2009. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/3695-relaciones-america-latina-africa-potenciales-o-ilusorias (accessed 05.07.2022).

17. Alvarez Uriarte, Miguel. Cooperación Economica Africa-America Latina. Octubre 1983. Available at: https://www.researchgate.net/publication/266337680_Cooperacion_economica_Africa-America_Latina (accessed 05.07.2022).

18. CEPAL: La relación económica entre América Latina y la Unión Europea. Agosto 1995. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/11990-la-relacion-economica-america-latina-la-union-europea (accessed 05.07.2022).

19. CEPAL: La Unión Europea y América Latina y el Caribe: inversiones para el crecimiento, la inclusión social y la sostenibilidad ambiental. Octubre 2012. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/3083-la-union-europea-america-latina-caribe-inversiones-crecimiento-la-inclusion (accessed 05.07.2022).

20. Andres Serbin. Eurasia y América Latina en un mundo multipolar. Icaria Editorial – Ediciones CRIES. Edicion para Espana y America del Sur. 2019, 200 p. Available at: http://up-rid.up.ac.pa/6225/1/andres_serbin.pdf (accessed 15.05.2022).

21. EEC-ECLAC joint report: The Eurasian Economic Union and Latin America and the Caribbean: A Transcontinental Partnership. United Nations, 2021, 113 p. Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/275/EEC-ECLAC-REPORT.pdf (accessed 15.05.2022).

22. Лисоволик Я.Д. О распространении практики «интеграции интеграций» в мировой экономике. Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/praktika-integratsii-integratsiy/ (accessed 04.05.2023). (In Russ.)

23. Арапова Е.Я. «Интеграция интеграций»: почему необходимо гармонизировать региональные экономические проекты. Available at: https://mgimo.ru/about/news/experts/integratsiya-integratsiy/ (accessed 04.05.2023). (in Russ.)

24. Фрэнсис Фукуяма. Конец истории и последний человек. Ермак, АСТ, 2004, 592 c. (in Russ.)

25. World Economic Forum. Global Economic Outlook: Is this the End of an Era? 2023. Available at: https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2023/sessions/global-economic-outlook-is-this-the-end-of-an-era (accessed 22.05.2023).

26. Kristalina Georgieva. Confronting Fragmentation Where it Matters Most: Trade, Debt, and Climate Action. Jan 16, 2023. Available at: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2023/01/16/Confronting-fragmentation-where-it-matters-most-trade-debt-and-climate-action (accessed 17.04.2023).

27. Мировая экономика в период больших потрясений. Под ред. Курдина А., Макарова И. и Григорьева Л. НИЦ ИНФРА-М, 2022, 576 с. (in Russ.)

28. Торкунов А.В. Глобализация, структурный кризис и мировое лидерство. Available at: https://mgimo.ru/upload/iblock /af9/af974e2f7628e8a041743788b0e0b8d9.pdf (accessed 05.05.2023). (in Russ.)

29. Глазьев С.Ю., Митяев Д.А. Перемены, которых не было сто лет. Российско-китайское стратегической взаимодействие на новом этапе. Россия в глобальной политике. 30.03.2023. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/peremeny-kotoryh-ne-bylo-sto-let/#_ftn1 (accessed 17.05.2023) (In Russ.).

30. Глазьев С.Ю., Айвазов А.Э., Беликов В.А. Циклически-волновые теории экономического развития и перспективы мировой экономики. М.: Научные труды Вольного экономического общества. 2019, № 5, cc. 177–211 (In Russ.).

31. IMF: World Economic Outlook, April 2023: A Rocky Recovery. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2023/04/11/world-economic-outlook-april-2023 (accessed 25.04.2023).

32. Лавров С.В. Подлинная многосторонность и дипломатия против «порядка, основанного на правилах». Россия в глобальной политике. 05.2023.. Available at: https://www.globalaffairs.ru/articles/podlinnaya-mnogostoronnost/ (In Russ.).

33. Kate Marino. How the war in Ukraine changed the IMF. AXIOS. Available at: https://www.axios.com/2023/04/17/ukraine-russia-imf-rules (accessed 01.05.2023).

34. Statement by IMF Managing Director Kristalina Georgeva at the Conclusion of her visit to Ukraine. February 21, 2023. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/02/21/pr2348-ukraine-statement-imf-managing-director-kristalina-georgieva-conclusion-of-visit (accessed 25.04.2023).

35. Gosman, Eleonora. Lula da Silva acusó al Banco Mundial y al FMI por la crisis argentina. Perfil. 23.06.23. Available at: https://www.perfil.com/noticias/internacional/lula-da-silva-no-se-olvida-de-la-argentina.phtml (accessed 24.06.2023).

36. El canciller de Lula da Silva habló de un posible ingreso de la Argentina a los Brics: “Seria la candidata defendida por Brasil”. La Nacion, 21.03.2023. Available at: https://www.lanacion.com.ar/el-mundo/el-canciller-de-lula-da-silva-hablo-de-un-posible-ingreso-de-la-argentina-a-los-brics-seria-la-nid21032023/ (accessed 10.05.2023).

37. Presidente Maduro: Venezuela se anota con los BRICS. Prensa Presidencial. Ministerio del Poder Popular para Relaciones Exteriores. Gobierno Bolivariano de Venezuela. 24.04.2023. Available at: https://mppre.gob.ve/2023/04/24/presidente-maduro-venezuela-anota-brics/ (accessed 24.05.2023).

38. Vecchiatto, Paul. BRICS Draws Membership Bids From 19 Nations Before Summit. Bloomberg. 24.04.2023. Available at: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2023-04-24/brics-draws-membership-requests-from-19-nations-before-summit (accessed 24.05.2023).

39. Заявление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова «Около 20 стран хотят присоединиться к БРИКС и ШОС». 27.02.23. Available at: https://www.m24.ru/news/politika/27022023/554155 (In Russ.).

40. Лавров заявил, что все больше стран хотят стать членами ШОС и БРИКС. ТАСС, 29.04.2023. Available at: https://tass.ru/politika/17644669 (In Russ.).

41. БРИКС как позитивная альтернатива для нового миропорядка. Материалы дискуссионной площадки «Валдай». Москва, 29 июня 2023 г. Available at: https://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/alternativa-dlya-novogo-miroporyadka/ (accessed 30.06.2023). (In Russ.)

42. НБР мог бы стать клиринговым центром при создании единой валюты БРИКС. 04.07.2023. Available at: http://infobrics.org/post/38763 (accessed 07.07.2023). (In Russ.)

43. ЕАЭС: новое качество интеграции. Материалы Петербургского международного экономического форума-2022. Available at: https://roscongress.org/news/eaes-novoe-kachestvo-integratsii-18-06-2022-1/ (accessed 05.07.2023). (in Russ.)

44. CAF y la CEPAL fortalecen la cooperación por el desarrollo en América Latina y el Caribe. 06.03.2023. Available at: https://www.cepal.org/es/comunicados/caf-la-cepal-fortalecen-la-cooperacion-desarrollo-america-latina-caribe (accessed 05.04.2023).

45. Venezuela y Brasil evaluan relación binacional para impulsar areas de cooperación. Sputnik Mundo, 17.05.2023. Available at: https://sputniknews.lat/20230517/venezuela-y-brasil-evaluan-relacion-binacional-para-impulsar-areas-de-cooperacion-1139582090.html (accessed 18.05.2023).

46. San Vicente y las Granadinas assume Presidencia pro tempore de la CELAC, Sistema Económico Latinoamericano y del Caribe. 25.01.2023. Available at: http://www.sela.org/es/prensa/notas-de-prensa/n/85293/san-vicente-y-las-granadinas-asume-presidencia-pro-tempore-de-la-celac#:~:text=25%20de%20enero%20de%202023&text=San% 20Vicente%20y%20las%20Granadinas%20fue%20elegida%20este%20martes%20para,Argentina%20durante%20el%20%C3%BAltimo%20a%C3%B1o. (accessed 20.05.2023).

47. La Presidencia Pro Tempore de México en la CELAC. Dos anos de revitalización del macanismo regional. Gobierno de México, Secretaría de Relaciones Exteriores, 2021. Available at: https://www.gob.mx/cms/uploads/attachment/file/729189/CELAC-30may22-rev_compressed.pdf (accessed 5.05.2022).

48. Yberry, Mariano. Latinoamérica llega fuerte a la cumbre UE-CELAC para hacer frente al proteccionismo europeo. 18.07.2023. SPUTNIK. Available at: https://sputniknews.lat/20230718/america-latina-llega-fuerte-a-la-cumbre-ue-celac-para-hacer-frente-al-proteccionismo-europeo--1141653405.html (accessed 18.07.2023).

49. Un regreso de Unasur cargado de escepticismo. Portal ALBA, 11.04.2023. Available at: https://portalalba.org/temas/unidad-latinoamericana-y-caribena/unasur/un-regreso-de-unasur-cargado-de-escepticismo/ (accessed 5.05.2023).

50. Argentina y Brasil relanzan la relación con el proyecto de una moneda común sin perder el real ni el peso, El Pais, 24.01.2023, Available at: https://elpais.com/argentina/2023-01-23/argentina-y-brasil-relanzan-la-relacion-con-el-proyecto-de-una-moneda-comun-sin-perder-el-real-ni-el-peso.html (accessed 20.04.2023).

51. La cumbre Unasur es enturbiada por divergencias sobre Venezuela. FIA (Fuerza Infromativa Azteca). 30.05.2023. Available at: https://www.tvazteca.com/aztecanoticias/cumbre-unasur-sudamerica-brasil-venezuela (accessed 31.05.2023).

52. Cumbre UNASUR: presidentes coincidieron en que “la integración regional debe ser parte de las soluciones”. Canal26. 30.05.2023. Available at: https://www.canal26.com/politica/cumbre-unasur-presidentes-coincidieron-en-que-la-integracion-regional-debe-ser-parte-de-las-soluciones--343554 (accessed 31.05.2023).

53. Declaración del la XXII Cumbre del ALBA-TCP en conmemoración de su 18 aniversario. Ministerio del Poder Popular para Relaciones Exteriores, Gobierno Bolivariano de Venezuela. 15.12.2022. Available at: https://mppre.gob.ve/2022/12/15/declaracion-xxii-cumbre-alba-tcp-conmemoracion-18-aniversario/ (accessed 24.04.2023).

54. Speech by the Executive Secretary of ALBA-TCP, Ambassador Feliz Plasencia, at the Congress on the New International Economic Order of the Progressive International in Havana. 27.02.2023. Available at: https://progressive.international/blueprint/58c5f30e-cf65-4380-994b-4f43707e08c0-plascencia-aportes-del-alba-tcp-para-la-declaracin-del-noei-2024/en (accessed 15.05.2023).

55. Второй Евразийский экономический форум. «ЕАЭС и Латинская Америка должны работать над созданием новой валютно-финансовой системы». 24.05.2023. Available at: https://forum.eaeunion.org/news/eaes-i-latinskaya-amerika-dolzhny-rabotat-nad-sozdaniem-novoy-valyutno-finansovoy-sistemy/ (accessed 25.05.2023). (In Russ.).

56. Обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина к главам государств-членов Евразийского экономического союза. 23.01.2023. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/70380 (In Russ.).

57. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом № 229 от 31.03.2023 г. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/70811 (In Russ.).

58. Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета № 17 от 9.12.2022 г. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437103/err_12122022_17 (In Russ.).

59. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Латиноамериканской экономической системой. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01417891/ms_31052018 (In Russ.).

60. Решение Высшего Евразийского экономического совета «О предоставлении Республике Куба статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе» № 13 от 11.12.2020 г. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428322/err_12012021_13 (In Russ.).

61. Выступление С.Ю.Глазьева, члена Коллегии (Министра) по интеграции и марко-экономике ЕЭК на Втором Евразийском экономическом форуме, 24-25 мая 2023 г., г. Москва. Available at: https://forum.eaeunion.org/news/eaes-i-latinskaya-amerika-dolzhny-rabotat-nad-sozdaniem-novoy-valyutno-finansovoy-sistemy/ (In Russ.).

62. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12. Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12 (In Russ.).

63. Внешняя торговля ЕАЭС по странам, январь-декабрь 2021 г. Департамент статистики Евразийской экономической комиссии. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Documents/2021_180/E202112_2_1.pdf (In Russ.).

64. Внешняя торговля ЕАЭС по странам, январь 2022 г. Департамент статистики Евразийской экономической комиссии. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Documents/2022/01/E202201_2_1.pdf (In Russ.).

65. Товарный состав экспорта товаров ЕАЭС по странам за январь-декабрь 2021 г., Департамент статистики Евразийской экономической комиссии. Available at: http://www.eurasiancom-mission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/trade-stat/tables/extra/Documents/ 2021_180/ E202112_10_1.pdf (In Russ.).

66. За океан. Чем Латинская Америка привлекает российский бизнес. 31.08.2022. Available at: https://sber.pro/publication/za-okean-chem-latinskaia-amerika-privlekaet-rossiiskii-biznes (In Russ.).

67. CEPAL: Perspectivas del Comercio Internacional de América Latina y el Caribe, 2022. Enero 2023. Available at: file:///C:/Users/Internet/ Documents/Latin%20America/CEPAL_Perspectivas%20del%20 Comercio%20Internacional.pdf (accessed 06.07.2023).

68. Лавров анонсировал турне по странам Латинской Америки. RTVI, 13.04.2023. Available at: https://rtvi.com/news/lavrov-anonsiroval-turne-po-stranam-latinskoj-ameriki/ (In Russ.).

69. «Важно, что латиноамериканцы не намерены поставлять вооружение в зону конфликта». Александр Щетинин – об отношениях с регионом. RTVI, 16.02.2023. Available at: https://rtvi.com/stories/vazhno-chto-latinoamerikanczy-ne-namereny-postavlyat-vooruzheniya-v-zonu-konflikta-aleksandr-shhetinin-ob-otnosheniyah-s-regionom/ (In Russ.).

70. Llega a Cuba una delegación rusa presidida por el vice primer ministro Dmitri Chernishenko. Sputnik Mundo, 18.05.2023. Available at: https://sputniknews.lat/20230518/llega-a-cuba-una-delegacion-rusa-presidida-por-el-vice-primer-ministro-dmitri-chernishenko--video-1139592063.html (accessed at 18.05.2023).

71. Ежегодный отчет Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. 23.03.2023. Available at: http://government.ru/news/48055/ (In Russ.).

72. Statistics of UNCTAD. Available at: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableView-er/tableView.aspx (accessed 05.05.2023).

73. Россия возобновила прямое авиасообщение с Кубой. Интерфакс. 01.07.2023. Available at: https://www.interfax.ru/world/909711 (accessed 04.07.2023). (in Russ.)

74. Rusia y Cuba reanudaron hoy los vuelos regulares. Cubadebate. 01.07.2023. Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2023/07/01/rusia-y-cuba-reanudaron-hoy-los-vuelos-regulares/ (accessed 04.07.2023).

75. Secretaría de Integracion Turistica Centroamericana. Available at: https://sitca.info/ (accessed 15.05.2023).

76. Центральноамериканский парламент будут приглашать на мероприятия Межпарламентской ассамблеи СНГ в качестве наблюдателя. Интерфакс, 14.04.2023. Available at: https://www.interfax-russia.ru/rossiya-i-mir/centralnoamerikanskiy-parlament-budut-priglashat-na-meropriyatiya-mpa-sng-v-kachestve-nablyudatelya (In Russ.).

77. Заседание Высшего Евразийского экономического совета. 25.05.2023. [Meeting of the Supreme Eurasian Economic Council]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71204 (accessed 25.05.2023). (In Russ.).

78. Латинскую Америку вписывают в многополярный мир. Коммерсантъ, 04.10.2017. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3428572 (accessed 26.05.2023) (In Russ.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести