Взаимодействие стран ЛКА с МВФ на современном этапе
Взаимодействие стран ЛКА с МВФ на современном этапе
Аннотация
Код статьи
S0044748X0026847-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Захарцова Анастасия Сергеевна 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
27-44
Аннотация

В статье рассмотрены ключевые моменты взаимодействия стран Латино-Карибской Америки (ЛКА) с Международным валютным фондом (МВФ) в период с 2018 г. по настоящее время. Автор останавливается на крупных кредитах, выданных организацией странам региона, а также на механизмах «превентивной» помощи и экстренного финансирования. В статье также рассмотрена связь между взаимодействием стран ЛКА с МВФ и характером их отношений с США — держателем крупнейшей квоты в организации. Изучив условия предоставления кредитов и динамику макроэкономических показателей стран-заемщиков, автор приходит к выводу, что взаимодействие с МВФ не способствует выходу из кризисов стран ЛКА, но может быть направлено на поддержку функционирования уже отлаженных мер.

Ключевые слова
Латино-Карибская Америка, Международный валютный фонд, взаимодействие, кредиты
Классификатор
Получено
17.05.2023
Дата публикации
24.08.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
254
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Латиноамериканские государства тесно взаимодействовали с МВФ в 1980—1990-х годах. Реализация программ, поддержанных МВФ, позволила улучшить ряд экономических показателей, но в некоторых случаях спровоцировала новые кризисы, и к началу 2000-х годов в странах региона накопилась некая усталость от деятельности Фонда. Тот факт, что в 2000—2010-е годы МВФ не выдавал странам Латино-Карибской Америки (ЛКА) крупные кредиты, объясняется как изменением политического ландшафта региона, так и улучшением и сохранением относительно благоприятной внешней конъюнктуры.
2 Взаимодействие стран латиноамериканского региона с МВФ в так называемый активный период было в фокусе внимания ряда исследователей. Многие из них в своих работах указывали на несоответствие принципов и подходов, продвигаемых МВФ, латиноамериканским реалиям, которое не только препятствовало восстановлению экономической стабильности, но и усугубляло кризисы (к примеру, М.Пастор [1] и О.Угартече [2]). Подобного подхода придерживаются такие отечественные латиноамериканисты, как А.В.Бобровников, В.А.Теперман, И.К.Шереметьев [3]. В свою очередь в ряде других исследований (Дж.М.Бофтон [4] и С.Эдвардс [5]) признается важность роли МВФ в деле выхода латиноамериканских стран из различных кризисов.
3 Активизация кредитной деятельности МВФ в регионе в 2018 г. дала повод для возрождения исследовательского интереса к данной тематике. Вопрос взаимодействия ЛКА с Фондом часто рассматривается применительно к конкретным странам (к примеру, статьи П.П.Яковлева [6], Н.Н.Хо-лодкова [7], А.С.Захарцовой [8]). Предпринимались попытки проследить эти отношения более комплексно и выявить определенные закономерно-сти [9]; эти подходы характерны для исследования, проведенного петербургскими учеными В.Л.Хейфецем и Д.А.Правдюк [10]. Автор данной публикации, используя в качестве методологической основы аналитический и системный подходы и статистические данные, ставит задачу выявить особенности взаимодействия ЛКА и МВФ на фоне пандемии COVID-19, в условиях преодоления ее последствий и в контексте современных геополитических сдвигов.
4 Несмотря на видимое «затишье» во взаимодействии латиноамериканских стран с МВФ в 2000-х годы, по ряду направлений сотрудничество продолжалось. В частности, эксперты Фонда осуществляли надзор за экономической политикой в рамках статьи IV Соглашения МВФ. Данные консультации предусматривают детальный анализ экономического и финансового положения и политики страны на национальном и международном уровнях.
5 Рекомендации, которые сотрудники МВФ давали по итогам консультаций, связаны не только с денежно-кредитной политикой стран, но и с мерами по улучшению конкурентоспособности экономик, инвестиционного климата, повышению эффективности банковского сектора, смягчению негативных последствий неблагоприятной внешней конъюнктуры. Рекомендации касались также предложений о проведении более глубоких реформ. Важно подчеркнуть, что, если страна намерена обратиться в Фонд за финансированием, то условия, выдвинутые МВФ, становятся обязательными для выполнения. При этом Фонд, как правило, становится проводником идей неоклассического толка.
6 С начала тысячелетия ряд стран ЛКА участвовал в консультационном механизме почти на ежегодной основе (Аргентина, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Чили и др.). Другие государства активизировали взаимодействие на данном направлении после глобального кризиса 2008—2009 гг. (Бразилия, Гватемала, Доминиканская Республика, Эквадор).
7 Следует понимать, что, несмотря на предпринятые после мирового кризиса 2008—2009 гг. меры по совершенствованию международной финансовой архитектуры и, в частности, по реформированию МВФ, данный институт остается крайне зависимым от позиции ограниченного круга государств. Перераспределение квот (на основании которых рассчитывается количество голосов стран-членов) в 2016 г. не привело к серьезным изменениям. Для 61 страны (в том числе для 53 развивающихся) квота была увеличена [11]. Однако США в настоящее время продолжают обладать 16,5% от общего числа голосов, в то время как по стратегическим вопросам решения принимаются специальным большинством в 70% или 85%. США могут заблокировать принятие решений даже в одиночку, и тем более — с привлечением союзников.
8 Закономерно, что при таком раскладе МВФ становится проводником интересов и идей узкого круга государств. Поддерживая кредитами определенные экономические программы, Фонд может простимулировать выработку нужных решений или, напротив, заблокировать невыгодные тренды. Хотя, безусловно, поскольку МВФ — многосторонняя организация, ее сотрудники вынуждены сглаживать подобный имидж.
9 С 2018 г. в кредитном портфеле МВФ резко возрастает вес стран ЛКА. Это связано рекордным по объему за всю историю организации кредитом, выданным Аргентине. В период с 2018 г. по настоящее время на латиноамериканский регион пришлось почти три четверти от всего одобренного объема кредитов МВФ и более половины — от объема средств, фактически взятых странами-членами. В свою очередь задолженность государств ЛКА перед Фондом достигает практически половины от общего объема.
10 ДОЛЯ ЛКА В ПОРТФЕЛЕ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ МВФ В 2018—2023 ГОДАХ (млрд долл.)
11

12 Источник: составлено автором на основании источника [12].
13 В 2020 г. по экономикам региона ударила пандемия. Падение объема ВВП в ЛКА на 7% в 2020 г. стало самым значительным по сравнению с тем, что происходило в других регионах мира [13]. В условиях пандемии средства МВФ стали для ряда государств важным источником финансирования. В период с марта 2020 по март 2022 г. Фонд предоставил финансовую помощь 90 странам по всему миру на общую сумму более 170 млрд долл., из которых 118,3 млрд долл. (почти 70%) было выделено странам ЛКА. Были задействованы механизмы, в рамках которых необходимо согласовывать с МВФ экономические программы; практиковалось и предоставление средств без каких-либо условий [14].
14 После пандемии помимо низких темпов экономического роста регион сталкивается с инфляционным давлением, нехваткой рабочих мест, падением объемов инвестиций и растущими нуждами в социальной сфере. В сочетании с усложнившейся мировой конъюнктурой это создает множество вызовов для экономической политики в странах ЛКА [15]. Как указывает В.М.Тайяр, усилились финансовые дисбалансы, имеется ряд нерешенных проблем в области инфраструктуры и логистики [16]. Со значительными сложностями, по словам Л.Н.Симоновой, в странах ЛКА происходит процесс цифровой трансформации технологического обновления [17]. Международные организации склонны интерпретировать сложившуюся ситуацию как крайне драматичную для региона, акцентируя внимание на слабых местах в экономике, поясняет П.П.Яковлев [18].
15 Рассмотрим конкретные примеры взаимодействия МВФ со странами ЛКА на современном этапе.
16 Аргентина. В 2018 г. Аргентине был одобрен рекордный по масштабам кредит МВФ (50 млрд долл., затем лимит увеличен до 57 млрд долл.). Страна обратилась в Фонд в условиях обвала песо и повышения цен, обусловленных целым комплексом факторов — от сильнейшей засухи до протекционистской политики США [19].
17 Большая часть преобразований, на реализацию который МВФ выдал кредит, была связана с необходимостью сократить дефицит бюджета. Для этого было необходимо провести налоговую реформу, пересмотреть схемы формирования бюджетов провинций, а также сократить некоторые расходные статьи бюджета. Говоря о намерении учесть «ошибки прошлого», связанные с осуществлением предыдущих программ Фонда в Аргентине, эксперты МВФ указывали на необходимость выделения определенной части средств на социальную сферу: был отмечены эффективные программы, которые следует сохранить, обозначено, что при ухудшении экономической ситуации расходы на социальную сферу могут быть увеличены.
18 Кредит Аргентине был выдан на фоне улучшения отношений с США, обусловленного сменой власти в этой латиноамериканской стране — избранием на президентский пост либерального кандидата Маурисио Макри (2015—2019 гг.) после двух десятилетий правления Киршнеров. Кроме того, говорят, что между Макри и Дональдом Трампом (2017—2021 гг.), занимавшим в тот период кресло президента США, были теплые личные отношения [10]. Для Белого дома укрепление связей с одной из крупнейших стран ЛКА имело важное значение на фоне неопределенного и отчасти напряженного характера отношений США и латиноамериканским регионом в этот период [20].
19 Реализация программы, поддержанной средствами МВФ, не дала быстрых положительных результатов. На фоне ухудшающейся экономической ситуации стал снижаться уровень поддержки президента Макри. На выборах 2019 г. победу одержал оппозиционный кандидат Альберто Фернандес (2019 — н/в), который говорил о необходимости реструктуризации аргентинского долга при сохранении обязательств перед кредиторами.
20 Так, несмотря на намерение МВФ уделять повышенное внимание уровню долговой нагрузки Аргентины, чрезмерный рост этой нагрузки предотвратить не удалось. Если на момент прихода к власти Макри в 2015 г. объем аргентинского государственного долга составлял 240 млрд долл., то к концу 2019 г. показатель достиг 313 млрд долл. Еще через год объем задолженности вырос до 333 млрд долл. [21].
21 В феврале 2020 г. по итогам экспертной миссии в Аргентину эксперты МВФ признали, что уровень задолженности страны неприемлем, и необходима реструктуризация долга. Однако, в соответствии с правилами Фонда, для реструктуризации задолженности по обязательствам самого МВФ необходимо заключать новое кредитное соглашение.
22 Позиция А.Фернандеса по вопросу взаимодействия с МВФ претерпела изменения за период его президентства. В 2020 г. он ставил под сомнение целесообразность взятого в 2018 г. кредита и говорил о необходимости разобраться, кто получил выгоды от сотрудничества с МВФ, при этом указывая на важность сохранения конструктивного диалога с организацией. Позднее, в 2021 г., риторика ужесточилась: президент требовал начать уголовное преследование тех, кто вел переговоры с МВФ, намекая на наличие закулисных договоренностей [22].
23 Вместе с тем расторжение обязательств перед МВФ негативно сказалось бы на положении страны на мировых финансовых рынках, что лишило бы Аргентину доступа к иным источникам финансирования. С учетом того, что А.Фернандес пришел к власти во многом на волне недовольства взаимодействием Аргентины с МВФ, продолжившееся сотрудничество страны с Фондом неоднозначно отразилось на имидже президента. Согласование новых шагов в рамках взаимодействия Аргентины и МВФ заняло несколько лет.
24 В феврале 2021 г. был принят Закон об укреплении устойчивости государственного долга, в соответствии с которым займы, объем которых превышает уровни, заложенные в бюджете, должны быть одобрены аргентинским парламентом [23]. Это касается и обязательств перед международными организациями. Данная мера призвана обезопасить страну от наращивания непосильной долговой нагрузки.
25 В январе 2022 г. истекал срок платежа по кредиту МВФ в объеме 730 млн долл. (а всего в первом квартале Аргентина должна была выплатить в Фонд 4 млрд долл.), что могло бы стать серьезной нагрузкой на аргентинские резервы. В этом контексте активизировались переговоры о новом займе. Первоначальные договоренности были достигнуты, но отсутствие окончательного решения успело сказаться на финансовом рынке: стоимость аргентинских облигаций снизилась, возрос показатель суверенного риска [24].
26 В своем заявлении о новых договоренностях с МВФ президент Фернандес отметил, что это соглашение не подразумевает проведения реформы трудового законодательства, не содержит требований по сокращению пенсий и в целом не накладывает жестких ограничений на государственные расходы, в частности, не фиксирует необходимости нулевого уровня бюджетного дефицита. По его словам, накопленный объем задолженности у Аргентины не оставлял стране будущего, а достигнутые договоренности открывают новые возможности. Фернандес отметил, что МВФ не выдвигает условия, а предоставляет ресурсы для реализации плана экономического восстановления и развития, разработанного именно внутри страны. В свою очередь достижение и обеспечение позитивной динамики позволят Аргентине исполнить все долговые обязательства [25].
27 11 марта 2022 г. после 13-часовых дебатов палата депутатов Национального конгресса Аргентины одобрила законопроект о соответствующем соглашении с МВФ. В поддержку закона выступили 202 депутата, про- тив — 37, воздержались 13. Вопрос о соглашении с МВФ расколол депутатов, входивших в правящую коалицию. Часть парламентариев настаивала на необходимости заключения новой договоренности с Фондом, часть (преимущественно сторонники киршнеризма) — категорически возражала против нового займа. Возобладала точка зрения, суть которой сводилась к тому, что хоть кредит и не решает накопившихся проблем, его получе- ние — единственная возможность избежать дефолта и его пагубных последствий для экономики и населения. Дискуссия сопровождалась уличным протестом у здания конгресса [26].
28 Кредит в размере 44 млрд долл. был согласован в рамках механизма расширенного кредитования на реализацию программы, направленной на укрепление государственных финансов и борьбу с инфляцией путем постепенного устранения эмиссионного финансирования дефицита бюджета и повышения эффективности мер денежно-кредитной и валютной политики [27].
29 Вместе с тем в течение 2022 г. разрешить указанные проблемы оказалось невозможным. Долговая нагрузка осталась крайне высокой. В ноябре 2022 г. Фернандес, выступая на встрече лидеров стран G20, указал на необходимость пересмотра размера платежей Аргентины по кредиту МВФ, а именно — снятия надбавок по платежам [28]. Процентная ставка по кредиту Аргентины является повышенной из-за его объема (сумма кредита составляет 1277% квоты страны в МВФ и превышает допустимые для низких ставок 187%) и срока (выдан на период более трех лет). Кроме того, в условиях роста процентных ставок мировых валют в 2022 г. увеличилась и ставка по специальным правам заимствования (Special Drawing Rights, SDR, SDRs), используемая МВФ, что также привело к увеличению размера аргентинских платежей [29]. По предварительным расчетам, в 2023 г. Аргентине предстоит выплатить МВФ более 19 млрд долл. [12]. При этом к концу 2022 г. международные резервы страны составляли около 37 млрд долл. [30].
30 Безусловно, на аргентинскую экономику сильнейшее влияние оказала пандемия, что повлекло за собой резкое ухудшение в 2020 г. и без того не блестящих экономических показателей. В 2023 г. негативное воздействие также оказала засуха, которая сказалась на уровне экспортной выручки. За последние годы относительно позитивную динамику демонстрируют уровень безработицы и объем дефицита государственного бюджета. Темпы экономического роста, объемы внешней торговли начали восстанавливаться в 2021 г., однако результат не закрепился, и на ближайшие годы прогнозы по этим показателям неблагоприятные. Инфляция в период с начала кредитных программ МВФ только росла — с 34% в 2018 г. до 72% в 2022 г. [13]. Помимо экономической ситуации на настроения аргентинского населения негативно влияет повышение тарифов на электроэнергию, особенно в рамках курса на ликвидацию субсидий в секторе [31].
31 Аргентине все сложнее справляться с обязательствами перед МВФ, что создает повод для проведения переговоров об очередном пересмотре договоренностей. США вынуждены занять сдержанную позицию, не находя выгодного решения: с одной стороны, представители таких стран, как Германия и Япония, не поддерживают идею о новом соглашении Аргентины с МВФ, с другой — латиноамериканские лидеры обращаются к президенту США с просьбой поддержать южноамериканскую страну на площадке МВФ [32; 33].
32 Эквадор. В 2019 г. Эквадору был одобрен кредит МВФ в объеме 4,2 млрд долл. Основной задачей, на решение которой Эквадор занял средства у МВФ в 2019 г., стала борьба с хроническим дефицитом бюджета, наблюдаемым с 2009 г.
33 При президенте Рафаэле Корреа (2007—2017 гг.) контакты с МВФ были минимальны (позднее он заявлял, что соглашение 2019 г. с МВФ — это инструмент влияния США и что статистические данные были искажены для обоснования необходимости получения кредита [34]). Сотрудничество активизировалось после прихода на президентский пост Ленина Морено (2017—2021 гг.) и пересмотра внешнеполитических и экономических приоритетов. Примечательно, что решение о предоставлении кредита МВФ было принято 11 марта 2019 г., а спустя месяц эквадорские власти объявили о лишении политического убежища Джулиана Ассанжа.
34 Кроме того, в качестве официальной денежной единицы Эквадор использует доллар США, внося определенный вклад в поддержание статуса данной валюты как универсальной. В соглашении с МВФ аспект долларизации также отражен: речь идет о необходимости сбалансировать уровень заработной платы (непропорционально выросшей из-за удорожания доллара) и производительности труда, чтобы улучшить ситуацию с конкурентоспособностью Эквадора [35].
35 Одним из ключевых моментов экономической программы стала тематика субсидирования цен на топливо. В целом, отмечает экономист Н.Р.Гутьеррес Сукилло, наличие топливных субсидий создало условия для накопления ряда проблем в эквадорской экономике: на фоне нехватки перерабатывающих мощностей: увеличился импорт топлива, фиксируются утечки топлива (контрабанда) в соседние страны, вырос уровень загрязнения окружающей среды [36].
36 В рамках реализации поддержанной МВФ экономической программы осенью 2019 г. было анонсировано принятие пакета мер по сокращению государственных расходов, в том числе ликвидация топливных субсидий. Однако в стране вспыхнули протесты, и менее, чем через две недели, президент Морено подписал указ, отменяющий непопулярное решение. Позднее был согласован ряд преобразований, направленных на сохранение доступа к средствам МВФ, в частности, в налоговой сфере [37].
37 Однако планы по внедрению преобразований сорвала пандемия COVID-19. Сказалась и неблагоприятная конъюнктура на мировом сырьевом рынке (нефть является ключевым экспортным товаром Эквадора): за первые месяцы 2020 г. биржевые котировки на нефть упали более, чем в 3 раза (с 68,68 долл. за баррель Brent 30 декабря 2019 г. до 22,82 на 31 марта 2020 г. [38]).
38 В мае 2020 г. Эквадор запросил экстренную помощь МВФ и получил 643 млн долл. А в сентябре 2020 г. стране был одобрен новый кредит МВФ в размере 6,5 млрд долл. Средства были выделены на поддержку эквадорской экономики в условиях пандемии и на обеспечение защиты уязвимых слоев населения [39]. Власти обязались начать сворачивать антикризисные меры и добиться сокращения государственного долга и бюджетного дефицита. Запланировано также проведение налоговой реформы (введение прогрессивной шкалы налогообложения), повышение эффективности сбора и прозрачности статистических данных, в частности, в сфере государственных закупок и задолженности. Для обеспечения корректного функционирования режима долларизации необходимо укрепить независимость Центрального банка и осуществлять надзор за устойчивостью финансового сектора. Отдельной темой стало применение антикоррупционного законодательства по международным стандартам: соответствующие поправки в уголовный кодекс были приняты в 2021 г. [40]
39 В целом после того, как кредитной программы МВФ начала осуществляться (в 2019 г.) эквадорская экономика демонстрируют относительно ровную положительную динамику. Объемы внешней торговли после 2020 г. восстановились, уровень безработицы снижается, сокращается объем государственного долга, а госбюджет в 2022 г. удалось вывести в незначительный профицит. Вместе с тем такой ключевой показатель, как темпы экономического роста, в рассматриваемый период оказался очень низким. Выйти на допандемийный уровень экономика Эквадора сможет только в 2023 г.
40 Коста-Рика и Гондурас. Субрегион Центральной Америки стал, по оценке В.Л.Хейфеца, своеобразным экономическим центром, где сходятся интересы ряда европейских, американских и азиатских государств [41]. При этом ведущим торговым и инвестиционным партнером этих стран являются США [42; 43]. Так, активное развитие в Коста-Рике высокотехнологичных производств, например, электроники и медицинского оборудования, во многом происходит благодаря североамериканским транснациональным корпорациям [44].
41 В мае 2021 г. Коста-Рика договорилась с МВФ о выделении средств в объеме 1,8 млрд долл. в рамках механизма расширенного кредитования. В целом поддержанная Фондом программа является логичным продолжением структурных преобразований, которые Коста-Рика проводила в рамках процесса присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1. Ключевыми элементами являются налогово-бюджетная реформа, поддержание денежно-кредитной и финансовой стабильности и укрепление независимости Центрального банка. Предполагается, что договоренность с МВФ будет способствовать упрощению доступа к иным многосторонним и двусторонним источникам финансирования [45].
1. Коста-Рика стала членом ОЭСР 25 мая 2021 г. Процесс присоединения шел с 2015 г.
42 Власти Коста-Рики обеспечили достижение значений показателей, которые необходимы для сохранения доступа к средствам МВФ. Эксперты Фонда отметили эффективную политику Центрального банка по контролю инфляции и наращиванию золотовалютных резервов, разработку законодательства в сфере банковского надзора, работу над механизмами социальных выплат (создание реестра получателей выплат и организация службы «одного окна»). С некоторыми затруднениями идет работа над законодательством в области заработной платы государственных служащих: одним из этапов стало определение единого уровня заработной платы для ряда должностей [46]. Кроме того, Коста-Рика стала первым государством — членом МВФ, запросившим средства из Трастового фонда на цели достижения стойкости и долгосрочной устойчивости, учрежденного весной 2022 г.2 [47].
2. Цель создания фонда — оказание помощи странам с низким и средним доходом и малым государствам в преодолении долгосрочных структурных проблем, которые представляют макроэкономические риски, включая изменение климата и пандемии.
43 Доступ к средствам МВФ (в объеме 323 млн долл.) в июле 2019 г. получил Гондурас (спустя год объем доступных средств был увеличен до 557 млн долл.). Кредит был направлен на поддержку программы экономических и институциональных реформ. Центральными элементами программы стали реформирование сектора электроэнергетики и пересмотр налогового законодательства. Преобразования в этих сферах призваны укрепить бюджетную устойчивость Гондураса, не ставя при этом под угрозу инвестирование и социальные расходы [48].
44 Реформирование сектора электроэнергетики подразумевает повышение эффективности работы государственной энергетической компании Empresa Nacional de Energía Eléctrica (ENEE), а также передачу независимому органу функций по регулированию тарифов. Финансовый кризис ENEE является серьезнейшим вызовом для экономики Гондураса: компания имеет задолженность в объеме около 3,2 млрд долл.; основным держателем этого долга является государство. Вместе с тем попытки приватизировать убыточные предприятия долгое время наталкиваются на социальное недовольство [49]. Среди других проблем экономики Гондураса можно назвать уровень государственной задолженности, низкий объем инвестиций, эмиграцию и коррупцию [50].
45 Как справедливо отмечает сотрудник ИЛА РАН А.Н.Пятаков, 2019 г. ознаменовался для Гондураса взрывом протестных настроений: страна пережила две волны недовольства, в апреле-июне и ноябре. Протесты были направлены против внесения изменений в трудовое законодательство, приватизации медицинских и образовательных учреждений, а также против коррупции [51]. Реализацию экономической программы затруднили пандемия и тропические ураганы «Эта» и «Йота» в ноябре 2020 г., что в совокупности создало крайне высокую нагрузку на социальный сектор. В 2021—2022 гг. власти Гондураса были вынуждены смягчить бюджетную политику.
46 В конце 2021 г. в стране прошли президентские выборы. Выигравшая их Ирис Сиомара Кастро3 в ходе предвыборной кампании говорила о необходимости достичь новых договоренностей с МВФ, в рамках которых от Гондураса не требовалось бы проведение налоговой реформы [52]. Для смягчения влияния энергетической реформы также был разработан механизм субсидирования электроэнергии [53]. Стоит подчеркнуть, что исторически вектор внешней политики страны довольно стабилен [49], так что серьезных изменений во взаимодействии с МВФ ожидать не стоит.
3. И.С.Кастро является супругой Мануэля Селайи, президента Гондураса в 2006—2009 гг. В период президентства Селайи был взят курс на проведение социально ориентированных реформ, а во внешнеполитической сфере — на сближение с Венесуэлой, что негативно воспринималось экономической элитой страны.
47 Cрок действия кредитных соглашений МВФ с Гондурасом истек в 2021 г. Вместе с тем власти продолжают придерживаться программы, поддержанной Фондом. Эксперты МВФ неоднократно совершали визиты в страну, и были начаты переговоры о модальностях новых соглашений между МВФ и Гондурасом [55].
48 Гондурас остается единственной страной центральноамериканского региона, который не имеет актуального решения МВФ в рамках консультаций по статье IV. Между тем наличие такой договоренности открыло бы стране доступ к ресурсам других организаций, а также дало определенный сигнал на рынках частного капитала [55].
49 Суринам. В 2021 г. МВФ одобрил Суринаму кредит в размере 688 млн долл. в рамках механизма расширенного кредитования. Кредит согласован на поддержку программы, основной целью которой является восстановление бюджетной устойчивости. Реформы предполагают повышение тарифов и ликвидацию субсидий на электроэнергию, реформирование системы налогообложения (введение налога на добавленную стоимость вместо налога на продажи, повышение налогов в горнодобывающем секторе, устранение ряда налоговых льгот).
50 На экономику Суринама оказывают негативное влияние высокая долговая нагрузка, неэффективная денежно-кредитная политика, нестабильность финансовой системы, коррупция. Для смягчения воздействия указанных факторов запланированы, в частности, переход к режиму плавающего валютного курса, введение контроля над объемом денежных резервов, реализация операций на открытом рынке, проведение переговоров с кредиторами [56].
51 На макроэкономические показатели Суринама также оказали воздействие растущие цены на сырьевые товары и продовольствие, а также разрывы глобальных цепочек создания стоимости. И хотя благоприятная конъюнктура на рынках нефти и золота обеспечила стабильные поступления в казну, власти Суринама не смогли придерживаться программы, согласованной с МВФ, и допустили послабления в бюджетной политике. На этом фоне Фонд приостановил предоставление средств [57].
52 В настоящее время ведутся переговоры о возобновлении выделения кредитных средств Суринаму в рамках действующей договоренности. На 2023 г. был утвержден проект бюджета, предполагающий профицит в 1,7%. В рамках данной бюджетной программы запланированы отказ от субсидирования цен на топливо и электроэнергию, сдерживание роста заработной платы госслужащих и одновременно увеличение расходов на социальную поддержку и инфраструктурные проекты [58].
53 Непростую задачу представляет собой урегулирование внешней задолженности Суринама. Были достигнуты договоренности с Парижским клубом и рядом партнеров на двусторонней основе. В мае 2023 г. Суринам условился о принципах соглашения по реструктуризации задолженности с Комитетом кредиторов, в который входят держатели 75% облигаций4. Речь идет о временном снижении процентной ставки, а также о том, что кредиторам будут перечислены средства от продажи нефти с месторождения «Блок 58» в качестве возмещения ущерба. Вместе с тем одним из ключевых государственных кредиторов — Китаем — на данном этапе договоренностей достичь не удалось [59].
4. Franklin Templeton Investment Management Limited, Eaton Vance Management, Grantham, Mayo, Van Otterloo & Co LLC, Greylock Capital Management LLC и T. Rowe Price.
54 Ситуация с долгом Суринама Китаю отражает один из кризисных аспектов положения, сложившегося в мировых финансах, а именно — соперничество за заемщиков между традиционными западными кредиторами и институтами (такими, как МВФ) и Китаем, за последние годы укрепившимся в роли кредитора. Важно отметить, что Китай, среди прочего, не налагает на страну-должника обязательств по строгому соблюдению критериев предоставления средств (однако может устанавливать более высокую процентную ставку [60]). В данной ситуации Китай не торопится реструктуризировать долг Суринама в соответствии с рекомендациями МВФ и настаивает на необходимости разрешить этот вопрос на двусторонней основе [61].
55 Колумбия, Мексика, Перу и Чили. С рядом стран ЛКА взаимодействие осуществлялось в рамках «гибкой кредитной линии» — сравнительно нового механизма МВФ, учрежденного в 2009 г. в ходе реформирования организации. Основными целями внедрения новых механизмов было устранение «стигмы» с кредитов МВФ и обеспечение возможности для стран получать от Фонда помощь в превентивном порядке, т.е. до того, как разразится кризис. Заключить договоренности с МВФ по механизму «гибкой кредитной линии» может страна, обладающая изначальными устойчивыми макроэкономическими показателями и осуществляющая успешную политику в тех случаях, когда она подвергается угрозе, в том числе потенциальной; кроме того, необходима стабильность ее платежного баланса. При этом предоставлять МВФ какую-либо экономическую программу не нужно. Страна, получившая доступ к «гибкой кредитной линии», может взять кредит в рамках согласованного лимита, а может не прибегать к заимствованию, используя договоренность как превентивный инструмент. Всего за время существования «гибкой кредитной линии» к механизму прибегли пять стран, из них четыре — латиноамериканские (Колумбия, Мексика, Перу, Чили) [62].
56 Большое значение придается превентивному характеру «гибкой кредитной линии». Поскольку одобрение доступа к механизму означает поддержку экономической политики страны со стороны МВФ, это служит своеобразным сигналом для рынка, свидетельствующим об устойчивости экономики и ее привлекательности для инвестиций. По той же причине переговоры по механизму должны проходить в строго конфиденциальном режиме: если по той или иной причине МВФ откажет стране в доступе к «гибкой кредитной линии», и об этом станет известно на рынке, это может затруднить получение финансирования или даже спровоцировать отток капитала.
57 Несмотря на то, что Колумбия и Мексика получили доступ к средствам в рамках «гибкой кредитной линии» еще в 2009 г. (Перу и Чили вошли в список в 2020 г.), впервые к фактическому заимствованию прибегла Колумбия в 2020 г. На данный момент это остается единственным случаем получения средств по данному механизму в регионе. Полученные Колумбией средства в объеме 5,4 млрд долл. были направлены на финансирование нужд в рамках борьбы с последствиями пандемии, а также для поддержания достаточного уровня ликвидности в условиях возросших внешних рисков [63]. Через бюджет средства были распределены в Фонд чрезвычайных ситуаций [64].
58 Панама и Ямайка. Похожий на «гибкую кредитную линию» инструмент МВФ — «линия превентивной поддержки и ликвидности». В этом случае требования для получения средств несколько более мягкие. В 2021 г. в рамках данного механизма Панаме был открыт доступ к 2,7 млрд долл. [65]. Фактически страна не прибегла к использованию этих средств, и они стали страховкой на случай нехватки ликвидности, а также указывали на то, что Фонд поддерживает политику, проводимую властями Панамы, в том числе и в рамках преодоления последствий пандемии COVID-19.
59 В частности, при заключении договоренности была подчеркнута важность следующих приоритетов: выход Панамы из так называемого «серого» списка Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) и сокращение бюджетного дефицита (за счет повышения собираемости налогов при сохранении и расширении уровня расходов на социальную сферу). В части перспектив экономического роста МВФ указал на необходимость комплексного развития различных секторов экономики, так как строительная отрасль, во многом обеспечивавшая препандемийный рост в Панаме, к настоящему времени отчасти исчерпала потенциал. На этом фоне особое значение приобретает внедрение инноваций, развитие критической инфраструктуры и совершенствование трудового законодательства [66].
60 Доступ к средствам в рамках «линии превентивной поддержки и ликвидности» получила и Ямайка. В 2023 г. была заключена договоренность на сумму 968 млн долл. Одновременно МВФ и Ямайка подписали соглашение на сумму 764 млн долл. по линии Трастового фонда на цели достижения стойкости и долгосрочной устойчивости. Применительно к Ямайке МВФ акцентирует внимание на климатической повестке и отмечает, что недавние договоренности между страной и Фондом должны простимулировать поддержку инициатив в области климата со стороны официальных кредиторов и частного сектора [67].
61 Особенностью текущего этапа взаимодействия стран ЛКА и МВФ является то, что с 2018 г. на регион приходится солидная доля портфеля активов организации. При этом задействованы различные механизмы: поддержка кредитными средствами определенных экономических программ, открытие превентивного доступа к средствам на основании соответствия показателей и политики страны ряду критериев, а также предоставление экстренной финансовой помощи.
62 Говоря об эффективности кредитных программ МВФ, необходимо отметить, что в случае, когда страна берет кредит у Фонда в условиях кризиса, заключение договоренности и следование в русле согласованной с организацией экономической программы не приводит к быстрому улучшению показателей. В свою очередь, в отсутствие острой кризисной ситуации средства МВФ служат для бюджета страны «подушкой безопасности», а также дают сигнал кредиторам и инвесторам о том, что Фонд одобряет ее экономический курс.
63 Необходимость обеспечить возврат кредитных средств вынуждает МВФ пристально следить за экономической политикой конкретных стран и региона в целом. Естественно, далеко не все латиноамериканские государства вовлечены в крупные кредитные программы МВФ. По сути, в рассмотренный период большая часть объема выданных Фондом средств в страны ЛКА приходится на Аргентину (60,5 из 89 млрд долл.). Однако так или иначе МВФ на постоянной основе взаимодействует с большинством государств региона, в частности, в рамках консультаций по вопросам экономической политики, проведение которых регламентировано его уставом.
64 В свою очередь, с учетом веса в МВФ Соединенных Штатов Фонд может использоваться в качестве проводника идей и интересов этой страны, в том числе направленных на сохранение за США и за долларом ведущей роли в мировой валютно-финансовой архитектуре.

Библиография

1. Pastor M. The International Monetary Fund and Latin America. Economic Stabilization аnd Class Conflict. New York, Routledge, 1989, 228 p.

2. Ugarteche O. Historia crítica del Fondo Monetario Internacional. Instituto de Investigaciones Económicas-UNAM, México, Universidad Nacional Autónoma de México, Instituto de Investigaciones Económicas, 2009, 133 p.

3. Бобровников А.В., Теперман В.А., Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации. Итоги экономических реформ первого поколения. М., ИЛА РАН, 2002, 282 с.

4. Boughton J.M. The IMF and the Latin American Debt Crisis: Seven Common Criticisms. IMF Paper, 1984, 23 p. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/IMF-Policy-Discussion-Papers/Issues/2016/12/30/The-IMF-and-the-Latin-American-Debt-Crisis-Seven-Common-Criticisms-1853 (accessed 11.02.2023).

5. Edwards S. The International Monetary Fund and the Developing Countries: a Critical Evaluation. National Bureau of Economic Research Working Paper, 1989, 35 p. Available at: https://www.nber.org/papers/w2909 (accessed 11.02.2023).

6. Яковлев П.П. Хроническая болезнь аргентинской экономики. Латинская Америка. М., 2018, №10, сc.10-24.

7. Kholodkov N.N. América Latina: problemas de recuperación económica. Iberoamérica. Moscow, N 3, 2018, рp. 33-56.

8. Захарцова А.С. Эффективность кредитов МВФ Аргентине и Эквадору. Латинская Америка. М., 2020, №8, сс.47-59.

9. Захарцова А.С. Эволюция деятельности Международного валютного фонда в Латинской Америке. Доклады и материалы Четвертого международного форума «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» (1-3 октября 2019 г.). СПб., ООО «Скифия-принт», 2020, сс. 2373-2380.

10. Хейфец В.Л., Правдюк, Д.А. Деятельность МВФ в Латинской Америке в XXI веке: поиск новой парадигмы взаимоотношений. Латинская Америка. М., 2020, № 10, сс.54-67.

11. IMF Quota and Governance Reform – Elements of an Agreement. International Monetary Fund. 31 October 2010. Available at: https://www.imf.org/external/np/pp/eng/2010/103110.pdf (accessed 16.06.2022).

12. IMF Finances. Available at: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/query.aspx (accessed 16.06.2023).

13. World Economic Outlook Database April 2023, International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2023/April (accessed 16.05.2023).

14. COVID-19 Financial Assistance and Debt Service Relief. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Topics/imf-and-covid19/COVID-Lending-Tracker#WHD (accessed 16.04.2023).

15. Estudio Económico de América Latina y el Caribe 2022 (LC/PUB.2022/9-P/Rev.1). Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Santiago, 2022, 273 p.

16. Тайар В.М. Латинская Америка и переформатирование мирового порядка. Мнения исследователей. Латинская Америка. М., 2022, №7, сс.100-105.

17. Симонова Л.Н. Цифровая трансформация экономики Латинской Америки. Латинская Америка. М., 2022, №5, сс.8-27.

18. Яковлев П.П. Мегатренды развития Латинской Америки и экономические интересы России. Латинская Америка. М., 2023, №6, сс.6-22.

19. Захарцова А.С. Эффективность кредитов МВФ Аргентине и Эквадору. Латинская Америка. М., 2020, №8, сс.47-59.

20. Захарцова А.С. Торговая политика Дональда Трампа и Латинская Америка. Российский совет по международным делам. 19.12.2018. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/torgovaya-politika-donalda-trampa-i-latinskaya-amerika/ (accessed 17.06.2021). (In Russ.).

21. Es ley el Fortalecimiento de la Sostenibilidad de la Deuda Pública. El Cronista. 11.02.2021. Available at: https://www.cronista.com/economia-politica/592172/ (accessed 16.06.2022).

22. Fernández en sus referencias al FMI, la Justicia y la oposición. La Nación. 28.02.2022. Available at: https://www.lanacion.com.ar/politica/como-cambio-ano-a-ano-el-discurso-de-alberto-fernandez-en-sus-referencias-al-fmi-la-justicia-y-la-nid28022022/ (accessed 16.06.2022).

23. Ley de fortalecimiento de la sostenibilidad de la deuda pública (Ley 27612). 11.02.2021. Available at: https://servicios.infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/345000-349999/347532/norma.htm (accessed 04.07.2022).

24. El Gobierno cerró el acuerdo con el FMI: están puliendo detalles y hoy pagarían los us $ 730 millones. El Cronista. 28.01.2022. Available at: https://www.cronista.com/columnistas/la-argentina-define-el-acuerdo-con-el-fmi-para-pagar-manana-us-730-millones/ (accessed 16.06.2022).

25. Palabras del presidente de la Nación, Alberto Fernández, sobre la negociación de deuda con el FMI, desde la Residencia Presidencial de Olivos. Casa Rosada – Presidencia, 28.01.2022. Available at: https://www.casarosada.gob.ar/informacion/discursos/48414-palabras-del-presidente-de-la-nacion-alberto-fernandez-sobre-la-negociacion-de-deuda-con-el-fmi-desde-la-residencia-presidencial-de-olivos (accessed 18.06.2022).

26. Diputados aprobó el acuerdo con el FMI. Télam Digital. 11.03.2022. Available at: https://www.telam.com.ar/notas/202203/585924-debate-diputados-acuerdo-fmi.html (accessed 18.06.2022).

27. IMF Executive Board Approves 30-month US$44 billion Extended Arrangement for Argentina and Concludes 2022 Article IV Consultation. International Monetary Fund, 25.03.2022. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2022/03/25/pr2289-argentina-imf-exec-board-approves-extended-arrangement-concludes-2022-article-iv-consultation (accessed 18.06.2022).

28. Fernández afirmó que son “insostenibles” los sobrecargos del FMI. Télam Digital, 14.11.2022. Available at: https://www.telam.com.ar/notas/202211/610897-alberto-fernandez-entrevista-francia-indonesia.html (accessed 16.01.2023).

29. ¿Cuánto paga de intereses la Argentina por su deuda con el FMI? Aire Digital, 19.11.2022. Available at: https://www.airedesantafe.com.ar/economia/cuanto-paga-intereses-la-argentina-su-deuda-el-fmi-n393170 (accessed 16.01.2023).

30. Banco Central de la República Argentina. Estadísticas. Available at: https://www.bcra.gob.ar/PublicacionesEstadisticas/Principales_variables.asp (accessed 16.05.2023).

31. Resolución 54 / 2023. Ministerio de Economía, Secretaria de Energía. 02.02.2023. Available at: https://www.argentina.gob.ar/normativa/nacional/resoluci%C3%B3n-54-2023-379081/texto (accessed 04.05.2023).

32. Posible acuerdo con el FMI, implicancias en el comercio exterior y el vínculo con China. CNN Radio Argentina, 19.06.2023. Available at: https://cnnespanol.cnn.com/radio/ 2023/06/19/posible-acuerdo-con-el-fmi-implicancias-en-el-comercio-exterior-y-el-vinculo-con-china/ (accessed 04.07.2023).

33. Argentina busca apoyo de EE.UU. en conversaciones sobre la deuda con el FMI. CNN Español. 23.06.2023. Available at: https://cnnespanol.cnn.com/2023/06/23/argentina-apoyo-eeuu-deuda-fmi-trax/ (accessed 24.06.2023).

34. Correa R. Ecuador’s emergency. Le Monde Diplomatique. November 2019. Available at: https://mondediplo.com/2019/11/04ecuador (accessed 06.07.2021).

35. Ecuador's New Economic Plan Explained. – International Monetary Fund. March 21, 2019. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2019/03/20/NA032119-Ecuador-New-Economic-Plan-Explained (accessed 16.06.2022).

36. Гутьеррес Сукилло Н.Р. Ликвидация субсидий на топливо в Эквадоре: социальный конфликт в октябре 2019 года. Проблемы конфликторазрешения в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 23 апреля 2020 года). Курск, Юго-Запад. гос. ун-т, 2020, сс.111-115.

37. Ley Orgánica de Simplificación y Progresividad Tributaria. 09.12.2019. Available at: https://www.sri.gob.ec/ley-organica-de-simplificacion-y-progresividad-tributaria (accessed 04.07.2021).

38. Brent. РБК Инвестиции. Available at: https://quote.rbc.ru/ticker/181206 (accessed 16.05.2023).

39. IMF Executive Board Approves 27-month US$6.5 billion Extended Fund Facility for Ecuador. International Monetary Fund. 30.09.2020. Available at: https://www.imf.org/en/ News/Articles/2020/10/01/pr20302-ecuador-imf-executive-board-approves-27-month-extended-fund-facility (accessed 16.06.2021).

40. Ley orgánica reformatoria del Código Orgánico Integral Penal en materia anticorrupción. 11.02.2021. Available at: https://asobanca.org.ec/wpcon-tent/uploads/2021/06/4_Ley-Orga%CC%81nica-Reformatoria-del-Co%CC%81digo-Orga%CC%81nico-Integral-Penal-en-materia-Anticorrupcio%CC%81n-Segundo-Suplemento-del-RO-de-17-02-2021.pdf (accessed 04.07.2022).

41. Хейфец В.Л. Центральная Америка и Россия: перспективы экономического и политического сотрудничества. Актуальные проблемы экономики и управления. М., 2016, № 4(12), сс.137-145.

42. International Trade Centre. Trademap. Available at: https://www.trade-map.org/Index.aspx (accessed 04.06.2023).

43. International Trade Centre. Investment Map. Available at: https://www.investmentmap.org/investment/search (accessed 04.06.2023).

44. Gereffi G., Frederick S., Bamber P. Diverse paths of upgrading in high-tech manufacturing: Costa Rica in the electronics and medical devices global value chains. Transnational Corporations. Vol.26, 2019, N1, pp.1-29. Available at: https://www.researchgate.net/publication/333118619_Diverse_paths_of_upgrading_in_high-tech_manufacturing_Costa_Rica_in_ the_electronics_and_medical_devices_global_value_chains (accessed 05.07.2021).

45. IMF Executive Board Approves a 36-month US$ 1.778 Billion Extended Arrangement under the Extended Fund Facility for Costa Rica and Concludes 2021 Article IV Consultation. Inter-national Monetary Fund. 01.03.2021. Available at: https://www.imf.org/ en/News/Articles/2021/03/01/pr2153-costa-rica-imf-exec-board-approves-36-mo-ext-arr-eff-concludes-2021-art-iv-consultation (accessed 16.06.2022).

46. Ley Marco de Empleo Público. N10159. 07.03.2022. Available at: https://vlex.co.cr/vid/ley-marco-empleo-publico-898524540 (accessed 04.07.2022).

47. IMF Reaches Staff-Level Agreement with Costa Rica on a Resilience and Sustainability Facility (RSF) and the Third Review under the Extended Fund Facility (EFF). International Monetary Fund. 04.10.2022. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2022/10/03/pr22330-imf-reaches-staff-level-agreement-with-costa-rica-on-rsf-and-the-third-review-under-the-eff (ac-cessed 16.01.2023).

48. IMF Executive Board Completes the Fourth Review Under the IMF’s Stand-By Arrangement and Arrangement Under the Stand-By Credit Facility for Honduras. International Monetary Fund. 13.09.2021. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/09/13/pr21262-honduras-imf-execboard-completes-4threv-under-imfs-sba-and-arrange-under-sbc-facility (accessed 16.06.2022).

49. Гондурас: инерция на пути перемен. М., ИЛА РАН, 2015. 115 с.

50. Analistas ven siete grandes desafíos económicos para Honduras este 2022. El Heraldo. 03.01.2022. Available at: https://www.elheraldo.hn/economia/desafios-economicos-honduras-gobierno-xiomara-castro-JYEH1508089 (accessed 16.01.2023).

51. Пятаков А.Н. Правый режим в Гондурасе: от стабилизации к краху (2017-2021). Латиноамериканский исторический альманах. М., 2022, №35, сс.181-213.

52. Castro buscaría nuevo acuerdo deuda con FMI para Honduras sin tocar impuestos. Infobae. 30.11.2021. Available at: https://www.infobae.com/america/agen-cias/2021/11/30/castro-buscaria-nuevo-acuerdo-deuda-con-fmi-para-honduras-sin-tocar-impuestos/ (accessed 16.01.2023).

53. Decreto Ejecutivo No. 01-2022. 04.02.2022. Available at: https://alertas.directo-riolegislativo.org/wp-content/uploads/2022/02/4-DE-FEBRERO-2022-GACETA-No.-35840.pdf (accessed 04.03.2023).

54. Honduras y el FMI retoman diálogo con vistas a un nuevo programa monetario. News-inamerica.com, 17.04.2023. Available at: https://newsinamerica.com/pdcc/boletin/2023/honduras-y-el-fmi-retoman-dialogo-con-vistas-a-un-nuevo-programa-monetario/ (accessed 16.05.2023).

55. Países de CA, excepto Honduras, avanzan en su relación con el FMI. El Heraldo. 27.04.2023. Available at: https://www.elheraldo.hn/economia/paises-centroamerica-excepto-honduras-avanzan-relacion-fmi-prestamos-FK13197174 (accessed 17.05.2023).

56. IMF Executive Board Approves Extended Arrangement Under the Extended Fund Facility for Suriname. International Monetary Fund. 22.12.2021. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/12/22/pr21400-imf-executive-board-approves-extended-arrangement-under-the-extended-fund-facility-suriname (accessed 17.06.2022).

57. Suriname and the IMF Reach Staff-Level Agreement on the Second Review of the Extended Arrangement Under the Extended Fund Facility. International Monetary Fund, 17.05.2022. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2022/05/17/pr22157-suriname-and-imf-reach-staff-level-agreement-on-second-review-of-extended-arrangement (accessed 16.06.2022).

58. Suriname and the IMF Reach Staff-Level Agreement on the Second Review of the Extended Arrangement Under the Extended Fund Facility. International Monetary Fund. 18.05.2023. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/05/18/pr23159-suriname-imf-reach-sla-2nd-review-extended-arr-under-eff (accessed 21.05.2023).

59. Exclusive: Suriname reaches debt restructuring deal with bondholders. Reuters. 04.05.2023. Available at: https://www.reuters.com/markets/suriname-bondholders-reach-debt-restructuring-deal-sources-2023-05-03/ (accessed 18.05.2023).

60. Horn S., Parks B.C., Reinhart C.M., Trebesch C. China as an International Lender of Last Resort. NBER Working Paper. N31105, April 2023, 40 p. Available at: https://www.nber.org/papers/w31105 (accessed 18.05.2023).

61. Trapped in the Crossfire of the U.S.-China Rivalry. The New York Times. 26.06.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/06/26/business/suriname-china-imf.html (accessed 26.06.2023).

62. Flexible Credit Line. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/About/Factsheets/Sheets/2016/08/01/20/40/Flexible-Credit-Line (accessed 16.06.2022).

63. Colombia Draws on IMF Flexible Credit Line to Address the COVID-19 Pandemic. International Monetary Fund. 03.12.2020. Available at: https://www.imf.org/ en/News/Articles/2020/12/03/pr20363-colombia-colombia-draws-on-imf-flexible-credit-line-to-address-the-covid-19-pandemic (accessed 16.06.2022).

64. Colombia hará uso de la línea de crédito flexible del FMI. Portafolio. 25.09.2020. Available at: https://www.portafolio.co/economia/colombia-hara-uso-de-la-linea-de-credito-flexible-del-fmi-545041 (accessed 16.06.2022).

65. IMF Executive Board Approves US$2.7 billion Precautionary and Liquidity Line for Panama to Address COVID-19 Pandemic. International Monetary Fund. 19.01.2021. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/01/20/pr2119-imf-executive-board-approves-billion-precautionary-and-liquidity-line-for-panama (accessed 16.06.2022).

66. IMF Executive Board Concludes 2022 Article IV Consultation with Panama. International Monetary Fund. 24.03.2023. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/03/24/pr2395-imf-executive-board-concludes-2022-article-iv-consultation-with-pa-nama (accessed 21.05.2023).

67. IMF Executive Board Approves US$968 Million under the Precautionary and Liquidity Line and US$764 Million under the Resilience and Sustainability Facility for Jamaica. International Monetary Fund. 02.03.2023. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/03/02/pr2357-jamaica-imf-executive-board-approves-usd-million-pll-usd-million-rsf (accessed 16.04.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести