Парагвай: «картизм» как вызов устойчивости политической системы
Парагвай: «картизм» как вызов устойчивости политической системы
Аннотация
Код статьи
S0044748X0028266-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кудеярова Надежда Юрьевна 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
23-37
Аннотация

Всеобщие выборы, состоявшиеся в Парагвае 30 апреля 2023 г., выявили новую конфигурацию политических сил в стране. По итогам электорального цикла произошло усиление позиций правящей партии Colorado, а традиционная оппозиция уступила голоса избирателей политикам-популистам. Однако уверенная победа Colorado повышает уровень внутрипартийного противоборства. Санкции, введенные США против бывшего президента Орасио Картеса (2013—2018 гг.), стали ответом на снижение накала антикоррупционной борьбы и ухудшение функционирования государственных институтов в стране. Одной из главных задач избранного президента Сантьяго Пеньи является ускорение темпов экономического роста. Сохранение внешнеполитического курса, обусловленного идеологическими предпочтениями предыдущей эпохи, может повлечь за собой нарастающее давление аграрного лобби, заинтересованного в развитии отношений с Китаем.

Ключевые слова
Парагвай, Сантьяго Пенья, выборы, санкции, популизм, импичмент, Тайвань
Классификатор
Получено
07.06.2023
Дата публикации
10.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
280
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 30 апреля 2023 г. в Парагвае прошли всеобщие выборы, которые подвели итог правлению Марио Абдо Бенитеса (2018—2023 гг.) и обозначили основные ориентиры нового политического цикла. Прошедшие пять лет были сопряжены со множеством кризисных процессов в политической сфере, развивавшихся на фоне пандемии COVID-19. Противоборство М.Абдо и Орасио Картеса (президента страны в 2013—2018 гг.) завершилось своеобразной победой последнего и приняло форму убедительного успеха на президентских выборах 2023 г. Сантьяго Пеньи, кандидата Национальной республиканской ассоциации — партии Колорадо (Asociación Nacional RebublicanaPartido Colorado, ANRPC).
2 Задачами данной статьи являются анализ итогов завершившегося политического цикла и выявление основных проблем развития Парагвая на предстоящие пять лет, в том числе во внешнеполитической сфере. Качественная и количественная оценки электорального процесса рассматриваются в соотношении с социально-экономической практикой и спецификой современной истории страны. Материал анализируется в русле классической дихотомии левые/правые, а также в рамках диапазонов между патернализмом и либерализмом, авторитаризмом и демократией. Такой подход созвучен многофакторному подходу британских политологов С.Кристи и А.Мельцера, изучавших анархизм и идеологии политических партий [1]. Тенденция к поляризации и кризис традиционных партий усилили запрос на популизм [2], в рамках которого «истинный народ» противопоставляется «коррумпированной элите», а политика рассматривается как выражение «общей народной воли» [3, p. 543]. Методология исследования основана на типологии политических режимов, предложенной российским политологом В.Я.Гельманом, в которой конфигурация конкретной политической ситуации анализируется через такие переменные, как акторы / институты / ресурсы / стратегии [4]. Характеристики политического режима даются с учетом типологизации, разработанной российским исследователем З.В.Ивановским в отношении латиноамериканских стран. Ученый, опираясь на методологию The Economist [5], объединил четыре категории — полноценные и несовершенные демократии, гибридные и авторитарные режимы — с осью идеологического противопоставления правых и левых [6, с. 65]. В контексте данного исследования описанные выше методы применяются не столько для сравнения, сколько для структурирования конкретного странового материала. В качестве «референтной модели» используются материалы Latinobarómetro [7], что позволяет сопоставить выводы, основанные на конкретно-историческом анализе современного материала, с результатами, полученными с помощью опросных методов. В совокупности предложенные подходы позволяют составить объемную картину парагвайской политической динамики.
3

ИТОГИ ВЫБОРОВ: КРАХ ПРОГНОЗОВ И КЛАССИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ОППОЗИЦИИ

4 В ходе электоральной кампании 2023 г. избирались президент в паре с вице-президентом, члены Национального двухпалатного конгресса — 45 сенаторов и 80 депутатов, 17 губернаторов и 17 советов департаментов.
5 Процедурой, к которой приковано основное внимание, традиционно считаются президентские выборы. По предварительным прогнозам, основные кандидаты должны были получить фактически равное количество голосов. Ожидалось повторение результатов 2018 г., когда электорат разделился пополам между избранным президентом и его основным соперником. Однако итоги выборов не принесли ожидаемой сенсации. Набрав 42,7% голосов (1 292 072 голоса), президентом стал Сантьяго (Санти) Пенья в тандеме с многолетним президентом ANRPC Педро Аллианой. Несмотря на то, что относительный результат по сравнению с 2018 г. стал ниже, абсолютное число голосов поддержки несколько выросло (результаты М.Абдо в 2018 г. — 46,4%, 1 206 067). В то же время основной кандидат оппозиции Эфраин Алегре, возглавивший политическую коалицию Национального согласия (La Concertación Nacional, CN), созданную на основе Подлинной либеральной радикальной партии (Partido Liberal Radical Auténtico, PLRA), оказался в непредвиденном глубоком спаде — опросы предрекали ему если не победу, то результат, сопоставимый с результатом победителя. Однако Э.Алегре смог набрать лишь 27,5% (830 842 голосов). Основным сюрпризом стало третье место Парагвайо (Пайо) Кубаса, набравшего 22,9% (692 663) голосов.
6 Результаты выборов, с одной стороны, подтвердили уже имевшийся расклад сил, а с другой — обозначили переход доминирования ANRPC на новый уровень, что также имеет определенные последствия.
7 Рис. 1 Динамика выборов в Конгресс (сенат и палата депутатов)
8

9 Источник: построено автором по данным TSJE за соответствующие годы.
10 Усиление позиций правящей ANRPC в конгрессе выразилось в том, что члены этой партии получили абсолютное большинство в обеих палатах (рис. 1). Сходные результаты были лишь четверть века назад — в 1998 г. Другим итогом стала утрата движением Широкий фронт (Frente Guasu, FG) статуса третьей политической силы. В течение десяти лет FG обеспечивало одной из традиционных партий возможность доминирования в конгрессе. По разным причинам эта политическая сила ассоциировалась с «левой» повесткой в Парагвае [8]. Однако в 2023 г. лидер FG Фернандо Луго (президент страны в 2008—2012 гг.) не был избран в конгресс, а партия получила только одного представителя в сенате. В ближайшие пять лет FG не будет играть серьезную роль в формальной политике.
11 Правящая партия, относящаяся к правоконсервативному полюсу, является наследницей режима Альфредо Стресснера (1954—1989 гг.), режима, в котором «правая повестка» означала антикоммунизм и доступ к собственности через близость к диктатору и поддержку госаппарата. Подобное слияние власти и собственности весьма далеко отстоит от классической идеологии правого консерватизма, поскольку крайне важный для последней тезис преемственности базируется на институциональной стабильности, частной собственности и конкуренции. Следствием такого понимания преемственности становится неприемлемость коррупционной эксплуатации исполнительной и законодательной власти. В совокупности обозначенные характеристики затрудняют отождествление правящей в Парагвае партии с классическим консервативным крылом. Однако в соответствии с одним из распространенных современных восприятий консерватизма ему приписываются качества патернализма и противостояние современной левой повестке разнообразия. В этом контексте ANRPC можно отнести к консервативному идеологическому крылу.
12 Парагвай стал единственной страной в латиноамериканском регионе, где за последние пять лет партийная принадлежность избранного президента не изменилась. В целом за 30 лет демократического развития такое изменение произошло лишь однажды — в 2008 г. Следовательно, ключевым электоральным событием становились внутрипартийные первичные выборы, которые, по сути, играли роль скрытых общенациональных. В декабре 2022 г. прошли праймериз, на которых С.Пенья в связке с П.Аллианой стал кандидатом на пост президента, получив 51,7%. Этот тандем был выдвинут партийным движением Честь Колорадо (Honor Colorado), которое возглавляет О.Картес. Сам же Картес выиграл битву за ставшее вакантным место президента ANRPC у занимавшего на тот момент пост главы государства Абдо, набрав 50,6% против 37,8% голосов, соответственно [9].
13 Для С.Пеньи это была вторая попытка борьбы за президентский мандат [10, сс. 41-42]. Он родился в 1978 г., окончил бакалавриат Католического университета Асунсьона, обучался в магистратуре Колумбийского университета в Нью-Йорке. Работал в африканском департаменте Международного валютного фонда, затем был членом совета директоров Центрального банка Парагвая, занимал пост министра финансов в правительстве О.Картеса. Биография С.Пеньи интересна тем, что продолжительное время он считался членом оппозиционной PLRA и для участия электоральном проекте в октябре 2016 г. вступил в ряды ANRPC.
14 В 2023 г. программные установки С.Пеньи во многом были в русле так называемого традиционалистского дискурса. Среди основных предложений было озвучено создание бесплатных центров по уходу за детьми (детских садов) для облегчения режима работы членов семей, борьба с голодом, основанная на замораживании цен на бензин и базовую продуктовую корзину, а также реализация программы борьбы с наркозависимостью. В качестве приоритета Пенья обозначил стимулирование развития Парагвая с фокусом на экономику и безопасность граждан — занятость, инвестиции в человеческий капитал, здравоохранение и образование. Он также обещал создать 500 тыс. рабочих мест [11], что выглядит весьма амбициозной задачей для страны с населением 6,7 млн человек.
15 Накануне выборов высказывалось мнение, что на плечи С.Пеньи ляжет бремя связи с его политическим «крестным отцом» О.Картесом: внутри партии нет «пеньизма», а есть «картизм». «Власть заимствована у Картеса, и Пенья должен будет укрепить свою автономию. А в случаях, связанных с жестким противостоянием фракций, в партии Colorado есть другие влиятельные лидеры, которые могут оказать активное сопротивление» [11]. Тем не менее сложно представить причину, по которой прагматичный Пенья должен будет отстраниться от «картизма».
16 Другой важной особенностью электоральной кампании стала неэффективность коалиционных действий оппозиции. Стратегия PLRA состояла в объединении разрозненных мелких партий, но этот математически правильный шаг в очередной раз был опровергнут политической практикой. Коалиция Согласие для нового Парагвая (Concertación Para un Nuevo Paraguay, CN) была сформирована летом 2022 г. Ее основу составили PLRA, FG и уже известные партии Любимая родина (Partido Patria Querida, PPQ), Национальная встреча (Partido Encuentro Nacional, PEN), «Cделаем!» (Partido Político Hagamos, PPH), Демократическая прогрессистская партия (Partido Democrático Progresista, PDP), Фебреристская революционная партия (Partido Revolucionario Febrerista, PRF), Национальный крестовый поход (Partido Cruzada Nacional, PCN) и другие, преимущественно небольшие, объединения левоцентристского толка. Однако стабильную коалицию создать не удалось, и к началу кампании ее покинула часть FG, а также PCN. Выход последних крайне негативно отразился на итоговых результатах выборов.
17 Пайо Кубас, лидер PCN, решил «сыграть собственную партию» и покинул CN в августе 2022 г. Этот представитель знакового города Сьюдад-дель-Эсте, расположенного на Тройной границе, громко заявил о себе в 2018 г., когда смог избраться в сенат. Уже тогда он выделялся на общем фоне эмоциональным популизмом и харизматичной страстностью в противостоянии с истеблишментом. Впоследствии за буйное поведение он был лишен мандата. Имевшийся ресурс популярности подталкивал П.Кубаса к индивидуальной программе действий.
18 В декабре 2022 г. на праймериз CN прогнозируемо победил Э.Алегре в паре с Соледад Нуньес, набрав 59,2% голосов. Программные положения тандема были представлены за пять дней до итогового апрельского голосования. Основной вектор был направлен на борьбу с организованной преступностью и коррупцией. В качестве программных шагов было обозначено снижение тарифов на электроэнергию, анонсирован план обеспечения граждан бесплатными лекарствами и медицинскими принадлежностями для повышения доступности медицинской помощи (Pohã Gratis) и ряд других шагов социальной направленности [12]. Основной фокус был сделан на борьбу с коррупцией. В случае победы Э.Алерге собирался реформировать деятельность Национального института сельского развития и земли (Instituto Nacional de Desarrollo Rural y de la Tierra, INDERT), который «стал собственностью наркоторговцев и влиятельных лиц, а не субъектов аграрной реформы» [13]. Планировалось также создание национального секретариата по возвращению денег, украденных у народа во время правления партии Colorado.
19 Показательно, что в качестве идеологической опоры Алегре пытался использовать левую повестку. Для поддержки был приглашен бывший уругвайский президент Хосе Мухика (2010—2015 гг.), который приехал в Парагвай на предвыборную встречу с молодежью. Х.Мухика — давний противник Картеса, обвинявший последнего в связях с наркомафией. Поэтому поддержка Э.Алегре — последовательная многолетняя позиция Х.Мухики. Тем не менее парагвайская повестка настолько обращена на саму себя, что участие внешних акторов едва ли могло стать значимым мобилизующим фактором.
20 Краткое описание предвыборных программ показывает, что вне зависимости от политической ориентации вопросы социальной политики и безопасности составляли ядро, без которого невозможна победа в выборах. Кандидат CN делал ставку на левую повестку и антикоррупционные действия, но эта стратегия не привела к необходимому успеху. Причина, в частности, заключается в фактическом уничтожении традиции левых еще в 1940—1950 гг. [14]. Антикоррупционная борьба, по сути, является борьбой с наследием стресснеризма, который для многих отождествляется с мифом о стабильности и развитии. В итоге борьба с коррупцией воспринималась как политический инструмент сведения счетов [15]. Можно подытожить, что попытка противопоставить ANR—PC коалицию, антикоррупционную риторику и оппонирование по шкале «левые-правые» не привела к ожидаемым результатам.
21 В отличие от классической оппозиции П.Кубас сделал ставку на активный популизм и достиг определенного успеха. Политик занял третье место, набрав 22,9% голосов, уступив Э.Алегре лишь 4,6 п.п. С тех пор, как семь лет назад во время дебатов в Верхней палате конгресса П.Кубас ремнем ударил сенатора, обвинявшегося в коррупции, или когда в 2016 г. в знак протеста против отказа в расследовании дел о коррупции ударил судью, а потом справил нужду в его кабинете [16], поддержка П.Кубаса неуклонно растет, особенно среди молодежи. Результат, которого достиг политик, заслуживает внимания.
22 П.Кубас активно заявил о себе на национальном уровне в 2018 г. Именно популизм и активизм стали ядром эффективной стратегии П.Кубаса на фоне отсутствия стройных идеологических рамок его политических взглядов. Сам Пайо Кубас позиционирует себя как «анархиста». Он напрямую призывает к диктатуре, направленной против коррупционеров и власти наркобизнеса. «Демократия не работает и больше не будет работать. Я анархист-романтик, республиканец и националист, вот идеалы моей политической партии. Я выступаю за диктатуру, предполагающую принятие на себя всех трех ветвей государственной власти: исполнительной, законодательной и судебной, как к этому привыкли парагвайцы», — утверждал политик накануне выборов [17].
23 Сразу после голосования П.Кубас и Э.Алегре потребовали проверки протоколов избирательных комиссий и направили жалобы в прокуратуру на фальсификацию выборов на более чем 60 избирательных участках. В предварительном отчете Миссии Европейского союза по наблюдению за выборами сообщилось о «незаконной деятельности» на 19% наблюдаемых участков, а также об «организованной перевозке избирателей», более известной в Парагвае как «упряжка» (arreo) [16]. П.Кубас был арестован 5 мая 2023 г. по обвинению в нарушении общественного спокойствия и, в частности, за то, что он руководил демонстрациями, которые начались после выборов. Они продолжались более недели и привели к ряду инцидентов c несколькими ранеными. «Мы требуем свободы Пайо Кубаса и всех граждан, посажанных в тюрьму за призыв к прозрачности», — обращался к властям Алегре [16]. Лидер PCN был освобожден после двух месяцев заключения. За это время он объявил о своем намерении участвовать в следующих президентских выборах и желании провести конституционную реформу [18].
24 Имя Пайо Кубас и скандалы стали почти синонимами. Анализ деятельности Национального крестового похода больше похож на чтение бульварной прессы. Это можно было бы отнести к курьезам, если бы не тот факт, что Кубас получил почти столько же голосов, сколько и традиционная оппозиция — PLRA в союзе с прогрессивными объединениями центристского и левого толка.
25 Описанные выше явления согласуются с выводами, представленными Latinobarómentro. По данным исследования, тенденция отношения к демократии в Парагвае негативна: в период с 2020 по 2023 г. поддержка демократии снизилась с 44 до 40%, и с 25 до 27% выросли предпочтения авторитаризма [7, p. 25]. Страновая ретроспектива показывает значительное снижение оценки эффективности существующей системы демократических институтов, рассматриваемой через показатель «удовлетворенности демократией» (рис. 2). Самая высокая оценка была отмечена в период правления Ф.Луго, когда оппозиция пользовалась большой поддержкой избирателей.
26 Рис. 2. Удовлетворенность демократией (1995—2023 гг., в %)
27

28 Источник: построено по данным [7, p. 39].
29 Парагвай, по различным измерениям Latinobarómetro, стал страной с наиболее авторитарными взглядами в регионе. Интерес представляют данные, касающиеся популизма: 68% опрошенных не возражали бы против прихода к власти недемократического правительства, если оно решит существующие проблемы, при этом лишь 31% ни при каких обстоятельствах не поддержали бы военное правительство. Более того, в сложной ситуации прямую поддержку варианту недемократического правительства оказали бы 64% парагвайцев. Это важный признак того, что граждане видят решение своих проблем в применении жестких безальтернативных средств, в слиянии авторитаризма и популизма. На таком фоне отчетливо просматривается кризис партийного представительства: тезис, что демократия может функционировать без партий, близка 58% парагвайцев [7, p. 48]. Обращение к популизму отразило неспособность традиционных политических партий представлять интересы своей аудитории. «Беспартийная демократия — одна из самых серьезных концептуальных проблем латиноамериканской демократии», — делают вывод авторы исследования [7, p. 48]. В свете этого итоги состоявшихся в апреле 2023 г. выборов выглядят по-иному. В отличие от многих стран региона в Парагвае не просматривается перспектива возникновения конфликта на основе разделенной власти (poder dividido), когда исполнительная и законодательная власти находятся в руках противоборствующих сил. Тем не менее эта стабильность иллюзорна. Сложившийся расклад сил повышает уровень внутрипартийного противостояния, которое в этой латиноамериканской стране остается ключевым механизмом запуска турбулентности.
30

Триумфаторы партии Colorado (слева направо): президент страны Сантьяго Пенья, председатель партии Орасио Картес, вице-президент Педро Аллиана

31

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

32 Коррупция остается в Парагвае системным явлением. Она провоцирует недобросовестную конкуренцию, укрепляет связь между властью и правом собственности, распространяя эти принципы на многие сферы жизни и цементируя брешь социального неравенства. Структурный анализ показывает, что укрепление доминирующего положения ANRPC создает контуры моноцентрического режима, при котором доминирующий актор способен препятствовать достижению большинства целей иных акторов [4, с. 22]. В такой конфигурации значение верховенства закона уменьшается, уступая место произвольному использованию власти. В подобной ситуации начинают преобладать неформальные институты [4, сс. 26–27]. В таких условиях борьба с коррупцией используется как юридический инструмент политического противоборства.
33 Политические кризисы, вызванные обвинениями в коррупции тех или иных чиновников, стали отличительной чертой периода правления М.Абдо. Так, фракция «картистов» начала тестировать устойчивость позиций президента фактически сразу после его вступления в должность. В августе 2019 г. разразился политический кризис, связанный с тем, что правительство заключило с бразильской стороной кулуарное соглашение, в котором определялись условия продажи электроэнергии, вырабатываемой крупнейшей бинациональной ГЭС «Итайпу». Оппозиционная PLRA обвинила президента в том, что он «сдался» правительству Жаира Болсонару (2019—2023 гг.) [19]. 6 августа 2019 г. PLRA совместно с PEN и PH представили в палату депутатов обвинительное заключение для импичмента президента М.Абдо и вице-президента Уго Веласкеса. Первоначально «картисты» поддержали выступление против президента. Однако 20 августа 2019 г. палата отклонила ходатайство об импичменте, «против» было подано 43 голоса, «за» — 36. Благодаря договоренности, достигнутой между противоборствующими фракциями ANRPC, процедура была остановлена [20], что стало демонстрацией усиления влияния Картеса.
34 Стабилизация политической жизни была прервана изменением глобальной повестки, связанной с пандемией. Исполнительная власть должна была оперативно принимать решения в условиях полной неопределенности. В Парагвае быстро и довольно решительно ввели меры, препятствовавшие массовому проникновению вируса: были ограничены социальные контакты, введено чрезвычайное положение в сфере здравоохранения, закрыты государственные границы. Стратегия ограничений сильно ударила по базовым свободам граждан.
35 Новый локальный скандал вылился с публичное пространство в начале января 2021 г. Он был связан с погашением долгов Petropar — парагвайской государственной компании по импорту и распределению углеводородов — перед венесуэльской государственной нефтяной компанией PDVSA. Скандал затронул Хуана Эрнесто Вильямайора, главу администрации парагвайского президента, который участвовал в переговорах с Хуаном Гуайдо о выплате долга перед PDVSA [21]. Наблюдатели отмечали фактическое сворачивание антикоррупционной деятельности президентской администрации. Если в начале пятилетнего мандата суды расследовали дела с участием знаковых сторонников Картеса и других влиятельных политиков в конгрес- се [15], то затем эта деятельность фактически была прекращена.
36 В начале марта 2021 г. в столице вновь прошли массовые протесты, вызванные проблемами санитарной политики и неудовлетворенностью правлением Абдо. Перегрузка системы здравоохранения вкупе с обвинениями высших должностных лиц в коррупции при приобретении вакцин и обеспечении их доступности, привели к серьезным беспорядкам. Тогда тысячи людей собрались на площади и улицах у Национального конгресса с плакатами, содержавшими требования отставки Абдо и обвинения президента и его кабинета в коррупции. В ночь на 5 марта центр Асунсьона превратился в зону столкновений: один человек погиб, десятки были ранены.
37 Оппозиционные законодатели при поддержке фракции «картистов» заявили о начале процедуры импичмента. 17 марта 2021 г. депутаты представили обвинительный текст, однако 42 голосами «против» при 36 «за» и 2 «воздержавшихся» палата депутатов отклонила инициативу. Как и в 2019 г., причиной подобного результата стала игра «картистов», представляющих ANR—PC в парламенте. В совокупности такая стратегия привела к тому, что О.Картес стал контролировать ситуацию внутри партии, а избрание его председателем ANR—PC в декабре 2022 г. сделало бывшего президента неформальным руководителем страны.
38 Однако в конце января 2023 г. по описанной выше расстановке сил был нанесен серьезный удар. Министерство финансов США внесло Картеса и занимавшего пост до 15 августа 2023 г. вице-президента Веласкеса в санкционный список из-за обвинений в коррупции в соответствии с Глобальным актом Магнитского. В сопроводительном документе приводились детали, раскрывавшие формальные нарушения. Так, «Картес участвовал в коррупционных действиях до, во время и после своего пребывания на посту президента Парагвая» [22]. К тому же в ходе попыток в 2017—2018 гг. изменить статьи Конституции, препятствующие переизбранию президента, «Картес пообещал выделить миллион долларов из своего собственного состояния на подкуп голосов законодателей для поддержки его безуспешного стремления к конституционной реформе. Картес продолжал оказывать влияние на законодательную деятельность после ухода с поста, подкупая депутатов и направляя их голоса в нужное ему русло для ударов по политическим оппонентам. Его основные сторонники ежемесячно получали до 50 тыс. долларов» [22].
39 Запрос на борьбу с коррупцией в парагвайском обществе весьма высок. Это отражают данные опросов общественного мнения: 50,4% участников полагали, что под руководством ANR—PC Парагвай никогда не добьется прогресса, а семь из десяти граждан видели необходимость глубоких изменений в стране в ближайшие годы [23]. Но, по мнению аргентинского исследователя М.Монтеро, «эта атмосфера восстания и социальной напряженности, обращенная против правящей политической партии, не используется ни левыми, ни левоцентристскими силами в Парагвае» [8]. 2023 г. показал, что сама по себе антикоррупционная повестка находит отклик, но разыгранная между противоборствующими сторонами на пространстве оппозиции, она не приводит к автоматической победе над ANR—PC.
40

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: НА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАЗВИЛКЕ МЕЖДУ ТАЙВАНЕМ И КИТАЕМ

41 На политическую динамику влияли не только санитарные ограничения, но и экономические проблемы. Постковидное восстановление было активным и составило в 2021 г. 4,02%, однако затем рост фактически прекратился — 0,08% (2022) [24]. После отмены ограничений на мобильность, введенных в связи с пандемией, оживление экономической жизни было обусловлено активностью сектора услуг (торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса), в то время как основные драйверы экономики — аграрная индустрия и гидроэнергетика — показали значительный спад из-за засухи и изменений климата [25, p. 4]. В 2022 г. экономическая ситуация осложнялась высокой инфляцией 9,2%, подталкиваемой ростом мировых цен на топливо и продовольствие.
42 На аграрную индустрию влияли внешние факторы, в частности, связанные с экспортом говядины. На протяжении последних лет Россия входила в число десяти основных торгово-экономических партнеров Парагвая. Но из-за проводимой Россией политики самообеспечения говядиной уровень закупок за рубежом постепенно снижался: если в январе 2020 г. на РФ приходился 21% экспорта парагвайской говядины, в 2021 г. — 19%, в 2022 г. — 15%, то в январе 2023 г. — 7% [26]. Президент Парагвайской мясной палаты (Cámara Paraguaya de la Carne, CPC) Рэнди Росс отметил, что Россия остается сложным рынком из-за ограничений финансовых транзакций, а также из-за выдвигаемых ею санитарных требований. В итоге Парагвай работает над получением санитарных разрешений на экспорт в США и Канаду, а также ищет возможности выхода на рынки Сингапура и Южной Кореи [27].
43 Другим важным для Парагвая сектором экономики является гидроэнергетика. Несмотря на то, что в индустрии занято незначительное число людей (12,6 тыс. человек), она создает 7,2% ВВП [28]. В 2023 г. важной внешнеполитической задачей для новой администрации Парагвая должно стать согласование с бразильской стороной условий использования и продажи электроэнергии, вырабатываемой бинациональной ГЭС «Итайпу». ГЭС обслуживает 8,5% бразильского и 85% парагвайского рынков, от ее работы на 100% зависит население юго-востока Бразилии [29]. Интересы сторон различны. Для Бразилии идеальным было бы соглашение на срок не менее десяти лет, и она заинтересована в снижении тарифа до минимума. Парагвай же стремится к наиболее высокой цене и к снятию ограничений на эксклюзивную продажу неиспользованной электроэнергии Бразилии. «Итайпу» является генератором не только электроэнергии, но и финансовых потоков, задействованных Парагваем для финансирования социальных программ. Переговоры по согласованию условий должны начаться во второй половине 2023 г. и могут продлиться год.
44 Парагвай остается единственной страной в Южной Америке, которая поддерживает дипломатические отношения с Тайванем. Они были установлены в 1957 г. в начале продолжительной диктатуры Стресснера и имели антикоммунистическую идеологическую основу. Однако в XXI в. этот фундамент постепенно размывается, уступая место прагматичным целям.
45 С 2004 г. Тайвань и Парагвай пытались заключить соглашение о свободной торговле. Соглашение об экономическом сотрудничестве между Парагваем и Китайской Республикой (Тайванем) вступило в силу лишь в 2018 г. [30]. Сложности двусторонних отношений объясняются также принципиально разными структурами экономик. «С 2007 г. Тайбэй официально отказался от филантропии… в отношении своих латиноамериканских партнеров, посчитав, что выгоды должны быть обоюдными» [31, p. 74]. Тайвань имеет определенную высокотехнологичную специализацию, прежде всего, в виде таких инфраструктурных проектов, как промышленные парки [31, p. 75]. Однако говорить об эффективности работы Индустриального парка Тайваня, расположенного в районе Тройной границы, затруднительно из-за отсутствия данных о его деятельности, а самым наглядным проектом стал открытый в Асунсьоне в 2018 г. Тайваньско-парагвайский политехнический университет.
46 Необходимость отношений с Тайванем уже оспаривалась в Парагвае. 17 апреля 2020 г., в разгар пандемии COVID-19, группа оппозиционных сенаторов из FG выдвинула законопроект, призывающий президента отказаться от отношений с Тайбэем в пользу Пекина [32]. Инициатива была аргументирована возможностью получения медицинской помощи от КНР, а также растущим давлением со стороны экспортеров говядины, стремящихся расширить доступ к китайскому рынку. Тогда предложение было отклонено со счетом 25/16.
47 Неудовлетворенность текущим состоянием отношений с Тайванем была публично обозначена в сентябре 2022 г., когда М.Абдо заявил: «Тайваньские инвестиции составляют более 6 млрд долл. в странах, которые не имеют с Тайванем дипломатических отношений. Мы хотим, чтобы 1 млрд из них был вложен в Парагвай. Это поможет нам аргументировать важность стратегического альянса с Тайванем» [33]. В феврале 2023 г. Абдо посетил Тайбэй, где заявил, что остров является «маяком демократии в регионе». В задачи визита входило расширение торгово-экономических связей и привлечение капитала и инвестиций [34].
48 Тайваньский вопрос поднимался и во время избирательной кампании. Запрос на пересмотр отношений озвучил Э.Алегре: «Парагвай — небольшая страна, и в нынешних условиях он прилагает большие усилия для поддержания контактов с Тайванем, оставляя в стороне перспективы отношений с Китаем. Мы не видим, чтобы Тайвань делал то же самое» [35]. Хотя разрыв дипломатических связей с Тайванем не был центральной темой кампании, риск потерять ключевого союзника вызвал беспокойство в азиатской стране. Несмотря на то, что консервативная линия сохранения отношений с Тайванем была подтверждена С.Пеньей, перед ним стоит задача оживить экономику Парагвая, «основанную на сельском хозяйстве, а также сократить значительный дефицит бюджета и противостоять растущему давлению со стороны производителей сои и говядины, лоббирующих отказ от отношений с Тайванем в пользу Китая и его огромных рынков» [33].
49 В настоящее время Парагвай выглядит своеобразным «чистым листом», не затронутым китайскими инфраструктурными проектами. Это особенно заметно на фоне тех усилий, которые латиноамериканская страна прилагает для развития дорожной инфраструктуры. Самым крупным проектом администрации Абдо стало строительство моста «Героев Чако». Мост напрямую свяжет Асунсьон с Чако, западным регионом страны, и станет третьим мостом, соединяющим две части страны, разделенных р. Парагвай. Несмотря на актуальность задачи улучшения сообщения между различными частями страны, основные региональные инфраструктурные проекты развития железнодорожного транспорта и шоссейных дорог, в том числе с участием Китая, обходят территорию Парагвая [36]. Это снижает взаимодействие с соседними странами и не дает возможность получить доступ к китайским технологическим и финансовым ресурсам. Можно предположить, что давление сельскохозяйственного лобби вкупе с необходимостью инфраструктурного развития постепенно войдут в противоречие с существующими в стране идеологическими установками. И участившиеся обращения к тайваньской стороне подчеркивают нарастающее напряжение.
50 Обобщая ключевые аспекты представленного анализа, можно отметить, что результаты электорального цикла в Парагвае привели к трансформации внутриполитического пространства страны. ANRPC получила абсолютное большинство мест в Национальном конгрессе, и это усилило возможность контролировать политическое пространство путем консолидации законодательной и исполнительной ветвей власти. Победа на президентских выборах Сантьяго Пеньи, члена фракции Honor Colorado, подтвердила силу этого крыла правящей партии.
51 В то же время избрание бывшего президента страны О.Картеса, лидера фракции Honor Colorado, председателем ANRPC, сделало его неформальным руководителем страны. К такому итогу привела целенаправленная стратегия, которая шаг за шагом выбивала опору из-под действовавшего президента М.Абдо и ставила стабильность его власти в прямую зависимость от поддержки фракции «картистов».
52 Итоги выборов показали, что в 2023 г. в Парагвае сформировался моноцентрический политический режим. Неформальные рычаги управления, снижение качества работы политических институтов привели к существенному росту запроса на авторитарный популизм. В новом политическом цикле внутриполитическая устойчивость будет зависеть от фракционной борьбы в ANRPC, а также от интенсивности лоббизма аграрных производителей, заинтересованных в расширении рынков сбыта за счет развития связей с Китаем.

Библиография

1. Christie S., Meltzer A. The Floodgates of Anarchy, 1970. Available at: https://theanarchistlibrary.org/library/stuart-christie-albert-meltzer-the-floodgates-of-anarchy (accessed 04.08.2023).

2. Правый популизм: глобальный тренд и региональные особенности, М., МГИМО, 2020, 402 с.

3. Mudde C. The Populist Zeitgeist. Government and Opposition, vol. 39, is. 4, 2004, pp. 541– 563.

4. Гельман В. Трансформации и режимы. Неопределенность и ее последствия. Россия регионов: трансформация политических режимов. М., Весь Мир, 2000, 374 с.

5. Democracy Index 2020. In Sickness and in Health? A Report by The Economist Intelligence Unit. London, The Economist, 2021, p. 56–58.

6. Латинская Америка: политический ландшафт на фоне турбулентности. М., ИЛА РАН, 2022, 586 с.

7. La recesión democrática de América Latina. Informe 2023. Latinobarómetro, 21.07.2023. Santiago de Chile, 49 p.

8. Монтеро М.Д. Собственный путь или альянс? Парагвай и вечное обещание прогрессивного цикла. Замкнутый круг разобщенных левых (1989—2021). Латинская Америка. М., 2021, № 10, сс. 87–100. DOI: 10.31857/S0044748X0016575-1

9. Se definieron las primarias en Paraguay: el delfín de Horacio Cartes será candidato a presidente en 2023. Infobae, 18.12.2022. Available at: https://www.infobae.com/america/america-latina/2022/12/18/los-primeros-resultados-de-las-elecciones-primarias-en-paraguay/ (accessed 04.08.2023).

10. Кудеярова Н.Ю. Парагвайский транзит: мобильность, историческая память и политические метаморфозы. Латинская Америка, 2018, №10, сс.33–48. DOI: 10.31857/S0044748X0001039-1

11. Efraín Alegre y Santiago Peña, una batalla entre el cambio y el continuismo. France24. 27.04.2023. Available at: https://www.france24.com/es/am%C3%A9rica-latina/20230427-efra%C3%ADn-alegre-y-santiago-pe%C3%B1a-una-batalla-entre-el-cambio-y-el-continuismo (accessed 04.05.2023).

12. Efraín anuncia como primer decreto promesa de reducción de la energía. Ultima Hora. 25.04.2023. Available at: https://www.ultimahora.com/efrain-alegre-promete-sanear-el-indert-de-narcos-y-poderosos-n3048199 (accessed 04.05.2023).

13. Efraín Alegre promete sanear el Indert “de narcos y poderosos”. Ultima Hora, 12.02.2023. Available at: https://www.ultimahora.com/efrain-alegre-promete-sanear-el-indert-de-narcos-y-poderosos-n3048199 (accessed 04.04.2023).

14. Jeifets V., Jeifets L. The Comintern and the Communist Party of Paraguay, a Permanent Disagreement, Izquierdas, Santiago, 2019, t. 45, pp. 160-184.

15. Кудеярова Н.Ю. Условия и практика антикоррупционной политики в Парагвае. Прощание со стресснеризмом? Латиноамериканский исторический альманах. М., 2022, №34, сс. 148-171. DOI: 10.32608/2305-8773-2022-34-1-148-171

16. Detenido en Paraguay ‘Payo’ Cubas, el opositor que llama a movilizarse contra un supuesto fraude electoral. El Pais, 06.05.2023. Available at: https://elpais.com/internacional/2023-05-06/detenido-en-paraguay-payo-cubas-el-opositor-que-llama-a-movilizarse-contra-un-supuesto-fraude-electoral.html (accessed 06.05.2023).

17. Propuesta de Payo Cubas es fortalecer el anarquismo. 04.04.2023. Available at: https://www.adndi-gital.com.py/propuesta-de-payo-cubas-es-fortalecer-el-anarquismo/ (accessed 04.05.2023).

18. Paraguayo Cubas acepta derrota y anuncia candidatura para 2028. Ultima Hora, 26.05.2023. Available at: https://www.ultimahora.com/paraguayo-cubas-acepta-derrota-y-anuncia-candidatura-2028-n3064616 (accessed 26.05.2023).

19. Коновалова К.А. Парагвай и фактор лидерства Бразилии в регионе. Латинская Америка. М., 2021, №6, сс. 19–32. DOI: 10.31857/S0044748X0014981-8

20. Villalba Portillo S.M. Paraguay: crónica de un juicio político que no fue. Política Exterior. 02.09.2019. Available at: https://www.politicaexterior.com/latinoamerica-analisis/paraguay-cronica-juicio-politico-no-fue/ (accessed 04.08.2022).

21. Nuevo escándalo de negociado con PDVSA hunde credibilidad de Marito. Última Hora. 06.01.2021. Available at: https://www.ultimahora.com/nuevo-escandalo-negociado-pdvsa-hunde-credibilidad-marito-n2921803 (accessed 04.08.2022).

22. Departamento del Tesoro de EE.UU. sanciona a expresidente y el actual vicepresidente de Paraguay por corrupción. U.S. Department of State, 26.01.2023. Available at: https://www.state.gov/departamento-del-tesoro-de-ee-uu-sanciona-a-expresidente-y-el-actual-vicepresidente-de-paraguay-por-corrupcion/ (accessed 04.02.2023).

23. Fuerte desaprobación al gobierno de Mario Abdo, señala el Celag. Ultima Hora. 13.06.2022. Available at: https://www.ultimahora.com/fuerte-desaprobacion-al-gobierno-mario-abdo-senala-el-celag-n3006553.html (accessed 04.08.2022).

24. World Bank. World Development Indicators.

25. Paraguay. Estudio Económico de América Latina y el Caribe 2022. CEPAL. Noviembre 2022, 8 p.

26. Rusia está dejando de ser una alternativa de exportación para Paraguay. 15.02.2023. Available at: https://www.agritotal.com/nota/rusia-esta-dejando-de-ser-una-alternativa-de-exportacion-para-paraguay/ (accessed 04.03.2023).

27. Rusia sigue siendo un mercado complicado para la carne paraguaya, señalan. La Nación. 04.01.2023. Available at: https://www.lanacion.com.py/negocios/2023/01/04/rusia-sigue-siendo-un-mercado-complicado-para-la-carne-paraguaya-senalan/ (accessed 04.02.2023).

28. Compendio Estadistico del Paraguay. 2021. Available at: https://www.ine.gov.py/publi-cacion/17/compendios-estadisticos (accessed 04.08.2022).

29. Verri patea definición del Anexo C al 2024 y busca acuerdo de 10 años. Última Hora. 06.02.2023. Available at: https://www.ultimahora.com/verri-patea-definicion-del-anexo-c-al-2024-y-busca-acuerdo-10-anos-n3047250 (accessed 04.03.2023).

30. Paraguay – República de China (Taiwán) Acuerdo de Cooperación Económica. Available at: http://www.sice.oas.org/Trade/PAR_TWN/PAR_TWN_index_s.asp (accessed 04.08.2023).

31. Кузнецов В.С. Тайвань и Латинская Америка. Латинская Америка. M., 2010, № 3, с. 70–79.

32. Senado Rechazo Establecer Relaciones Con ChinaPopular. ABC Color. 17.04.2020. Available at: https://www.abc.com.py/nacionales/2020/04/17/senado-rechazo-establecer-relaciones-con-china-popular/ (accessed 04.08.2022).

33. Paraguay asks Taiwan to invest $1bn to remain allies. The Guardian. 29.09.2022. Available at: https://www.theguardian.com/world/2022/sep/29/paraguay-asks-taiwan-to-invest-1bn-to-remain-allies-china (accessed 04.12.2022).

34. El Presidente Mario Abdo arribó a Taiwan con importante comitiva, en visita oficial. 14.02.2023. Available at: https://edicion.presidencia.gov.py/sala-de-prensa/noticias/historial/el-presidente-mario-abdo-arribo-taiwan-con-importante-comitiva-en-visita-oficial (accessed 04.03.2023).

35. Alegre: Paraguay elige entre democracia o crimen organizado. La Nacion. 25.04.2023. Available at: https://www.lanacion.com.ar/agencias/alegre-paraguay-elige-entre-democracia-o-crimen-organizado-nid25042023/ (accessed 04.05.2023).

36. Кучинов П.А., Мацур В.А. Межокеанические транспортные коридоры Южной Америки. Инструмент внутрирегиональной интеграции и китайского экономического влияния. Латинская Америка. М., 2021, № 11, сc.6–19. DOI: 10.31857/S0044748X0017108-7

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести