Греческая социология: история становления и современные исследования
Греческая социология: история становления и современные исследования
Аннотация
Код статьи
S013216250009978-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Носкова Антонина Вячеславовна 
Должность: профессор кафедры социологии МГИМО МИД России
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Москва, 119454 Россия, Москва, проспект Вернадского, 76
Торопова Анна Андреевна
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
117-127
Аннотация

В российском публикационном пространстве греческая социология представлена слабо. Обращение к научным статьям греческих авторов, научным интернет-ресурсам показало, что сложная история развития греческой социологии тесно переплетена с турбулентностью социально-политических процессов в Греции в XXв. Современные греческие социологи активно публикуются, ведут общественную деятельность, представлены в европейских социологических объединениях. Некоторые греческие социологические журналы учреждены в первой половине 20 в., что говорит о масштабности и академичности греческой социологии.

Цель статьи – дополнить общую картину европейской социологической мысли научным анализом развития и современного состояния греческой социальной науки в контексте политической истории страны.

В работе показано, что исследования греческих социологов охватывают широкий спектр проблем, как общих с мировой социологией, так и специфических для греческой социологии.

Проведенный анализ контента статей, интернет-публикаций и сайтов научных организаций, а также смежный анализ социально-политического дискурса позволил сформировать круг проблем, актуальных для Греции и греческой социологии. Сделан вывод о научном вкладе греческих ученых в мировую социологическую науку.

Ключевые слова
дискурс социологии, история греческой социологии, социальные проблемы греческого общества, структура греческого общества, исследовательская повестка, национальная идентичность
Классификатор
Получено
03.06.2020
Дата публикации
18.12.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
76
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Постановка проблемы
2 Исторически Россия и Греция образуют духовно-культурную общность, объединенную наследием византийской цивилизации. Греческое присутствие в России и российское – в Греции всегда имели особое значение. Несмотря на некоторые современные геополитические противоречия на государственном уровне, интерес народов друг к другу крепнет: 2016 год был объявлен Перекрестным годом культуры между Россией и Грецией, 2017 г. – Перекрестным годом туризма, а 2019-2020 гг. – Перекрестным годом языка и литературы. В 2021 г. планируется провести Перекрестный год истории1.
1. Παπακωνσταντίνου Π. Αντρέι Μασλόφ: «Να τηρείται το Δίκαιο της Θάλασσας» // Καθημερινή. 12.12.2019. [Papakonstantinou P. Andrey Maslov: The Sea Law must be respected. Newspaper Kathimerini, December 12. 2019. URL: >>>> . (accessed 20. 05. 2020).
3 К сожалению, пространство общественного диалога не охватывает регулярные научные контакты между социологами двух стран. Отсутствие прочных связей в этой сфере гуманитарного сотрудничества во многом обусловлено вакуумом информации о современной греческой социальной науке. Мало научных публикаций по этой теме, у нас плохо известны имена и труды социологов этой страны. В этой связи цель статьи – восполнить дефицит информации о греческой социологии для стимулирования интереса к исследованиям греческих коллег и научных контактов между учеными двух стран.
4 На основе научного анализа содержания публикаций греческих социологов, сайтов научно-исследовательских организаций, а также смежного анализа социально-политического дискурса, в статье дан обзор социальных и научных проблем, актуальных для Греции и греческой социологии в прошлом и настоящем.
5 Особенности развития социальной науки в Греции
6 В 1990-е гг. рейтинговые англоязычные журналы по социологии опубликовали несколько статей известных греческих ученых о развитии социологии в Греции в XX веке [Lambiri-Dimaki, 1996; Kokosalakis, 1998; Kassimati, 1998; Kyrtsis , 1998]. Из текстов следует, что греческая социология, пройдя в течение XX в. несколько этапов становления, к началу 2000-х гг. достигла высоких научно-исследовательских результатов. Каждый автор акцентирует внимание на специфике отдельных периодов, но их сочетание формирует объемное представление об особенностях развития социологии в Греции. Во-первых, – это прямое влияние политического фактора на судьбу социальной науки в Греции в XX в., что привело к разрывам в научной эволюции и современному отставанию от других европейских стран. Во-вторых, зависимость от западного научного дискурса, породившая вопрос о статусе национальной школы греческой социологии [Kyrtris, 1996]. Несмотря на эти факторы, погружаясь в тексты греческих ученых, полностью соглашаешься с мнением А. Кирстсиса, что история социологии в Греции намного интереснее, чем это могло бы показаться на первый взгляд [Kyrtsis, 1996: 10].
7 Зарождение социологии в Греции
8 Зарождение дискурса социологии в Греции пришлось на сложный для страны период начала XX в. Трагические события Первой мировой войны и поражение греков в Малоазиатской военной кампании (1919-1921 гг.), сопровождавшиеся острой конфронтацией политических сил, наложились на ускоренную модернизацию общества. В такой атмосфере общественного накала «социологическая идея» распространилась в либерально ориентированной среде греческой интеллектуальной элиты во главе с известным политиком А. Папанастасиу [Kyrtsis, 1998: 312-315]. В 1908 г. его последователи объединились в «Социологическое общество», игравшее роль кружка для обсуждения актуальных социально-политических проблем греческого общества с позиции социологической теории.
9 Первые греческие социологи не были учеными-профессионалами, скорее они принадлежали к кругу публичных интеллектуалов [Абрамов, 2015: 108]. Формирование их научно-мировоззренческих установок проходило под сильнейшим влиянием западноевропейских научных идей. Так, Папанастасиу черпал социологическое вдохновение в лекциях Г. Зиммеля, а также в теориях кооперации и социального реформирования британских ученых. Большинство членов кружка изучали социальные науки в ведущих университетах Германии, а затем, увлекшись теориями немецких профессоров, импортировали их вместе с социологической лексикой в Грецию. Специфика производимого ими дискурса социологии определялась как риторикой, которая несла в себе заряд новых идеологем, либеральных ценностей, курс на социальные изменения [Kyrtsis, 1998:312], так и деятельностью в сфере публичной политики. Социологическое знание во многом использовалось в то время, как идеологическая сила, способная менять общество. Но, в противовес революционному марксизму, члены кружка выступали за либеральную модернизацию страны. Свои идеи они материализовывали в деле партийного строительства, учредив «Народную партию». В 1910 г. ее лидер Папанастасиу был избран депутатом греческого парламента, а в 1924 и 1932 гг. он дважды занимал пост премьер-министра страны.
10 Институционализация академической социологии началась в 1920-1930 гг. Этот период характеризуется быстрым накоплением и распространением научного знания в результате многократного увеличения числа социологических публикаций и становления социологического образования в Греции. Лидерами-основателями греческой академической социологии считаются крупные ученые-интеллектуалы А. Элефтеропулос и П. Канеллопулос [Lambiri-Dimaki, 1996:122]. Их научные взгляды и образовательная деятельность получили широкое признание не только в Греции, но и за рубежом. Элефтеропулос первым начал читать лекции по социологии на факультете права и экономики в Салониках в 1929 г., а Канеллопулос – на факультете права в Афинском университете в 1833 г. [Kyrtsis, 1996: 10]. Биография Элефтеропулоса2 содержит сведения о его успехах как блестящего лектора-оратора в университетах Лейпцига и Цюриха и о популярности его публичных лекций, которые посещали, в частности, Ленин, Плеханов и Троцкий. До установления режима диктатуры черных полковников Элефтеропулос являлся ректором Университета имени Аристотеля в Салониках. Канеллопулос имел не только академические заслуги в сфере социологии. Он был известен и как политик, философ, историк, правовед, поэт и переводчик, член Афинской академии. Он дважды – в 1945 и 1967 гг. – занимал должность премьер-министра страны [Lambiri-Dimaki, 1996: 123].
2. Eleftheropoulos Avrotelis Collection. Library Information Centre. Aristotle University of Thessaloniki // URL: >>>> (accessed 20. 04. 2020).
11 Рос популярности социологии в 1920-гг. ученые рассматривают в контексте модернизации и обострения социальных проблем в Греции после поражения страны в Малоазиатской кампании [Lambiri-Dimaki, 1996]. К началу XX в. греческое общество «пришло в движение» – трансформировались институты, механизмы управления, ценностные ориентации и установки людей. Как и в других странах Европы, модернизация в Греции нуждалась в новых теориях, объясняющих, как люди должны думать, чувствовать и действовать, чтобы общество быстрее преодолевало отсталость и достигало определенных стандартов развития [Kyrtsis,1996: 314]. В социологии греки увидели также инструмент для получения ответов на злободневные вызовы, с которыми столкнулась страна. Это, в первую очередь, вопросы о путях консолидации и будущего развития общества. Поэтому в обществе формировалось убеждение в пользе социальных исследований, как формы общественного самопознания, для укрепления греческой нации и выработки мер социальной политики [Lambiri-Dimaki, 1996: 123].
12 Но уже к концу1930-х гг. социология оказалась невостребованным знанием. Роковыми стали 1935-1937 гг.: скончался Папанастасиу (1936), распалось социологическое общество, социология как учебная дисциплина перестала преподаваться в греческих университетах. Упадок социологии после 1935 г. стал следствием стечения нескольких социально-обусловленных причин.
13 Во-первых, повлиял экономический и культурный кризис в Европе, изменивший отношение к социологии внутри интеллектуальной элиты Греции. По словам Киртсиса, последствия европейского кризиса начала 1930-х гг. заставили греческих интеллектуалов занять настороженную позицию по отношению к социологии. Те, кто верил в ценность модернизации, провозглашал значение социологии для критического анализа общества, первыми поменяли свою позицию на противоположную [Kyrtsis, 1996: 312].
14 Во-вторых, социология проиграла в дискурсивной борьбе за влияние на общество, символическое доминирование в объяснении общественно-политических процессов. В вопросах национальной сплоченности властителями дум стали сторонники консервативной идеи. Они, избегая прямого обращения к острым социальным проблемам, предлагали понятные населению основания национальной идентичности – опору на славу Древней Эллады и народные традиции. В социальном проектировании будущего грекам импонировали идеалы коммунизма [Lambiri-Dimaki, 1996:123-124].
15 В-третьих, сменился политический режим. Установленная в 1936 г. диктатура генерала Метаксаса ввела полный запрет на критический анализ общества. В такой общественной атмосфере социология надолго утратила свой научный статус [Kokosalakis, 1998: 326].
16 Греческая социология во второй половине XX века
17 Возрождение социологии в Греции тесно связано с созданием Центра социальных наук в Афинах (KKEA) в 1959 г. Это событие ознаменовало наступление социологической оттепели 1960-х гг. Богатая история Центра, подробно описанная на сайте этой организации3, а также в научных публикациях [Kassimati, 1998], отражает значимые моменты развития греческой социологии во второй половине XXвека.
3. Το Ιστορικό του ΕΚΚΕ // Ιστορικό // Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών// URL: >>>> .
18 В приветственном слове директора и председателя попечительского совета Национального Центра Социальных Исследований (ЕККЕ) профессора Н. Демердзиса4 в честь 60-летия организации говорится, что, начиная с 1959 г. и до середины 1980-х гг., Центр был единственной организацией, занимающейся социальными исследованиями в Греции. По его мнению, ЕККЕ– это не только научно-исследовательская организация и не только социальный пульсометр. На протяжении 60 лет центр распространял социальное знание, был школой для молодых ученых, являлся организацией-сателлитом проведения социальной политики.
4. Δεμερτζής Ν. Χαιρετισμός // Χαιρετισμός Προέδρου // Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών. URL: >>>> (accessed 27.04.2020).
19 Центр социальных наук в Афинах – международный проект. Он создавался под прямым патронажем ЮНЕСКО, став своеобразным символом научного единства Греции с другими странами Европы. Большую роль в организации Центра сыграли известные ученые греческого происхождения, сделавшие академическую карьеру за рубежом, – М. Гутоси, И. Перистианис, назначенный первым директором центра [Kassimati, 1998: 346].
20 По словам К. Кассимати, в 1960-е гг. исследовательская деятельность Центра сдерживалась недофинансированием, дефицитом научных кадров, маленькими зарплатами сотрудников, а также низким уровнем общественного доверия к социологии в целом [Kassimati, 1998: 347]. Но благодаря энтузиазму, интеллектуальной свободе и незаурядному социологическому воображению ученых, греческая социология поднялась на качественно новый уровень. Развитие получили прикладные исследования в сферах миграции, урбанизации, образования, подростковой преступности. Был сделан прорыв в области международного сотрудничества: наладились научные связи с ведущими социологами Франции, в частности с П. Бурдье, проводились международные социологические конференции. Начал издаваться журнал «Социологическая мысль», который в 1969 г. был переименован в «Обзор социальных исследований»5.
5. Επιθεώρηση Κοινωνικών Ερευνών // ΕΚΚΕ. Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών// URL: >>>> ).
21 Социологическая оттепель закончилась уже в 1967 г., когда с приходом к власти черных полковников на социологию вновь наложили табу. Центр не закрыли, а после переименования в Национальный центр социальных исследований6перепрофилировали на идеологическую борьбу с коммунизмом, которая велась на основе идеологических постулатов греко-христианского духа [Круговая, 2001].
6. EKKE. Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών // URL: >>>> (accessed 15.04.2020).
22 В исследовательское русло ЕККЕ вернулся в 1974 г. после падения диктаторской власти и проведения демократических выборов в стране.
23 Описывая постдиктаторский период развития социологии, Ламбири-Димаки отмечает, что в стране сложился особый интеллектуальный климат, благоприятствующий подъему национальной социологии: из эмиграции возвращались известные ученые, распространялась переводная социологическая литература, молодые люди, увлекшись социологией, стремились изучать ее в западных университетах [Lambiri-Dimaki, 1996: 126]. Особенностью этого времени стало доминирование марксисткой парадигмы, с которой связаны важнейшие работы греческих социологов середины 1970-х – конца 1980-х гг. [Kokosalakis, 1998: 327, 334]. Приверженность марксизму отчасти объясняет хрестоматийное утверждение выдающегося мыслителя XX века, грека по национальности, К. Касторидаиса: «Всякий, кого интересуют социальные проблемы, сразу и неизбежно сталкивается с марксистским учением» [Касториадис, 2003: 13]. Но главной предпосылкой была общественная атмосфера. Ориентированная на марксизм научная повестка вписывалась в контекст общенародной поддержки левых политических сил. Кокосалакис сравнивает всплеск таких общественных настроений с амплитудой маятника, когда крайне-правая идеология «воинствующего антикоммунизма» раскачала небывалую популярность социалистических идей, и даже находившаяся под запретом с 1949 года коммунистическая партия впервые за все послевоенные годы была допущена к выборам [Круговая, 2001]. Общественные процессы проецировались на академическую среду: восстановились в правах социологи-марксисты, директором EKKE стал социолог-марксист Василис Филиас, крайне-левые идеи пропитали студенческую среду [Kokosalakis, 1998: 333], установились тесные контакты с крупными французскими мыслителями-марксистами греческого происхождения К. Касториадисом, Н. Пуланзасом [ Kyrtsis ,1996]. Интерес к марксизму стимулировался также внешним академическим контекстом –популярностью этой теории в научно-образовательных кругах Франции и Британии в конце 1960-х – начале 1970-х гг.
24 Следуя традиции марксизма, греческие ученые подвергли критическому анализу устоявшиеся представления о социальном единстве греческого народа, переместив центр тяжести в этом вопросе с национального самосознания на социальную структуру и неравенство. При этом, марксизм, реализующийся в трудах греческих социологов, получил национальное проявление в анализе диалектики исторической реальности [Касториадис, 2003: 13]. Например, один из ведущих греческих социологов Д. Цаусис анализировал противоречия социальной структуры в их связи с историческими волнами миграции населения. По его мнению, в преддверии Революции 1821 г. единые устремления народа на обретение независимости стали связующей силой национальной идентичности, однако в XXв. их потенциал консолидации нации был исчерпан [Tsaousis, 1976: 429]. Иммиграция этнических греков с турецких территорий в 1821-1923 гг. спровоцировала социокультурные напряженности между «новыми» и «коренными» греками, а также породила проблему интеграции беженцев в локальные сообщества греков. Интенсивные потоки внутренних и внешних трудовых мигрантов, вызванные динамикой урбанизации в 1960-1970-е гг., усугубили проблему расслоения греческого общества.
25 Современный статус греческой социологии
26 Новый импульс развитию греческой социологии дала интеграция с европейскими учеными, последовавшая за вcтуплением страны в Европейское экономическое сообщество в 1981 году. Так, в историческом обзоре ЕККЕ говорится, что в начале 1990-х гг. Центр стал хорошо спонсироваться со стороны европейских программ, вышел на международный уровень, создав большую базу исследовательских заключений почти по всем областям социальной науки.
27 Во второй половине 1980-х гг. динамично расширялась научно-образовательная инфраструктура. В 1982 г. была создана Ассоциация греческих социологов. В 1984 году открылся первый факультет социологии в Университете «Пантеон» в Афинах7, проложивший дорогу факультетам и кафедрам социологии в других ведущих университетах страны: Македонском Университете экономики и социальных наук, Эгейском Университете, Университете Крита.
7. History // The Department of Sociology // Panteion University of Political and Social Sciences. URL: >>>> (accessed 27.04. 2020).
28 В начале 2000-х гг. появились дополнительные объединения социальных исследователей. В 2001 г. образовалось научное общество социальной политики Греции (НОСПГ) – научное объединение преподавателей, ученых и студентов, занимающихся социальными исследованиями и провозгласившее в качестве своей миссии продвижение роли социальной политики. В 2007 г. создано Греческое социологическое общество (ГСО)8.
8. Θεματικές Ομάδες. Ελληνική Κοινωνιολογική Εταιρεία (ΕΚΕ) // URL: >>>> - (accessed 27.04.2020).
29 Одновременно укреплялся международный статус греческой социальной науки. В 1995 г. в Афинах учрежден Институт Образования и Исследований под эгидой Мировой Ассоциации академических ученых и исследователей. В структуре этой организации есть социологическое объединение. Ежегодно Центр проводит небольшую по числу участников, но престижную международную социологическую конференцию9. На сайте организации говорится, что исследователи со всего мира встречаются в Афинах для обмена своими идеями и дискуссии о будущем. Столица Эллады выбрана для этой цели сознательно. Афины – это символ западной науки и цивилизации, место с тысячелетней историей, уходящей своими корнями в опыт Академии Платона и Лицея Аристотеля. Поэтому миссия Ассоциации – возродить научную славу Древних Афин.
9. ATINER. Athens Institute for Education and Research. A Word Association of Academics and Researchers // URL: >>>> (accessed 28. 05. 2020).
30 Международный престиж греческой социологии повысился в связи с проведением в Афинах 13 Конференции Европейской социологической ассоциации в 2017 г. В своем приветственном послании А. Пападопулос – председатель локального организационного комитета конференции и, на тот момент, президент ГСО – отметил смелость греков, взявших на себя ответственность за столь масштабное научное мероприятие. Такой шаг, по его словам, иллюстрирует намерение греческих социологов усилить роль академической науки, привлечь общественное мнение для организации общественного диалога в Европе и обеспечить поиск новых демократических способов решения острых социально-экономических проблем. Он подчеркнул также, что Греция, находящаяся под бременем неолиберальной политики и мер жесткой экономии, нуждается в распространении социологического мышления и укреплении социологии [Papadopoulos, 2017].
31 Признание национальной школы греческой социологии проявилось в избрании А. Пападопулоса вице-президентом Европейской социологической ассоциации на период 2019-2021 гг.
32 Исследовательская повестка современных греческих социологов
33 О высоком уровне современного развития социологии в Греции свидетельствует исследовательская повестка, охватывающая широкий спектр тематических направлений и репрезентирующая спектр социальных проблем греческого общества.
34 Многогранность исследовательских тем следует из содержания статей главных журналов по социологии и смежным наукам, содержащихся в архиве eJournals национального документационного центра (41 журнал)10 и на портале Ассоциации греческих социологов11: «Обзор социальных исследований», «Социальная политика», журнал Общества македонских исследований («Μακεδονικά», издается с 1940 г.), «События в обществе».
10. eJournals // Εθνικό Κέντρο Τεκμηρίωσης. NationalDocumentation Centre // URL: >>>> (accessed 20.05.2020).

11. Σύλλογος Ελλήνων Κοινωνιολόγων // >>>> (accessed 20.05.2020).
35 Ведущим социологическим журналом считается «Обзор социальных исследований». За 51 год существования издания выпущено 154 номера. Анализ их контента позволяет понять, какие проблемы общества преимущественно интересовали греческих социологов в разные временные периоды. В период с 1969 по 1986 гг. фокус был направлен на освещение вопросов эмиграции (преимущественно – в Германию), жизни в горных районах, трудовой занятости, демографии, высшего образования. В выпусках 1986 – 1991 гг. фокус был смещен на гендерные темы: различия гендерных ролей, женщины в политике, рождаемость в послевоенный период, место женщины на рынке труда. В период с 1991 по 2006 гг. добавились проблемы неполных семей, национальной идентичности, низкого заработка и бедности, наплыва туристов и сохранения идентичности местного населения, проблемы миграции, этики гостеприимства, социальных медиа, развития детей и молодежи в период кризиса. В выпусках 2006 – 2020 гг. наиболее обсуждаемыми стали темы феминизма, гендера, занятости мигрантов, прав женщин-мигрантов, образования, сравнения сельской и городской жизни, школы как пространства безопасности, занятости молодежи, экономического кризиса, пенсионной политики, аномии общества, влияния социальных сетей на здоровье человека, метакультуры, демократии и цифровой культуры, здоровья человека, цифрового государства и метагуманитарной антропологии, консьюмеризма. Следует отметить, что журнал быстро отреагировал на пандемию, посветив этой теме специальный 154 выпуск от 2020 г.12.
12. Επιθεώρηση Κοινωνικών Ερευνών // ΕΚΚΕ. Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών // URL: >>>> (accessed 20.05.2020).
36 Проблемно ориентированная исследовательская повестка отражает злободневные вопросы общественной жизни греков. Так, глубокий финансово-экономический кризис 2009-2015 гг. нашел отражение в многочисленных публикациях «на злобу дня», пик которых пришелся на 2013-2015 гг. В них обсуждались причины кризиса и его последствия для социального государства, рынка труда, стратегий занятости, уровня и качества жизни, системы образования и др.
37 Репрезентирует спектр социальных проблем крупное издание Национального Центра Социальных Исследований «Социальный портрет Греции», включающее выпуски 2001, 2003-2004, 2006, 2010, 2012, 2016-2017. В последнем выпуске за 2016-2017 гг. центральными стали вопросы миграционного кризиса в Греции, изоляции мигрантов, экономического кризиса и путей его преодоления, неравных возможностей получения высшего образования для населения в условиях кризиса (2016-2017 гг.)13.
13. Το Κοινωνικό Ποτραίτο της Ελλάδας 2016-2017. Επιμέλεια. Δεμερτζής Ν, Μπαλούρδος Δ., Κικίλιας Η., Σπυροπούλου Ν., Χρυσάκης Μ. Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών // URL: >>>> (accessed 28.04.20).
38 Современная исследовательская повестка задается не только кругом социальных проблемам, но и приоритетами, обозначаемыми международными фондами. Кассимати пишет, что Европейским Союзом предлагается и финансируется большое число исследовательских программ по социальной эксклюзии, социальным меньшинствам, гендерному равенству и образованию [Kassimati, 1998: 357]. Постепенно эти направления начинают доминировать на фоне других исследовательских тем. Так, с 1990-х гг. важную исследовательскую нишу занимают проблемы гендерного равенства, женской занятости, баланса семьи/работы и т.д. Преимущественно с этими исследовательскими темами греческие ученые участвуют в международных гендерных проектах. Важным показателем научной интеграции по изучению гендерных проблем в 1990-е гг. стало греческое участие в сборнике «Гендерное неравенство в Южной Европе: женщины, работа и социальное благополучие в 1990-х гг.», в котором акцент сделан на взаимодействии трех институтов – государства, семьи и рынка труда – в решении проблемы гендерного неравенства [Gender inequality].
39 В 2000-е гг. появились новые фокусы в гендерной проблематике в Греции. Острые проблемы, связанные с наплывом мигрантов, обусловили масштабное исследование «Гендер и иммиграция», проведенное в 2004-2007 гг. и финансируемое ЕС [Halkias, 2007]. Новейшим трендом стало включение фактора цифровизации в исследование гендерной проблематики [Κολλιά, 2014].
40 Греческое общество в социологическом измерении
41 По словам Н. Коколакиса, греческое общество является интересным объектом для социологического изучения в силу его турбулентной политической истории и радикального отличия от западных стран [Kokosalakis, 1998: 328-329]. Являясь частью Общей Европы, Греция стоит особняком от остального западного мира. Под таким углом зрения исследуются многие проблемы греческого общества, порождая «этноцентризм» как характеристику греческой социологии [Kokosalakis, 1998: 338].
42 В частности, такой исследовательский ракурс имеют институциональные проблемы семьи. Греция – одна из немногих европейских стран, где семейственность входит в основные ценности, сохраняется расширенный тип семейных связей и пока не утратилось традиционное содержание семейных ролей и функций по обеспечению заботы и ухода за детьми и пожилыми [Davaki, 2013]. Об этом говорят как результаты опросов общественного мнения, так и публикации греческих исследователей: Л. Мусуру [Μουσούρου, 2005], Л. Марату-Алипранди [Μαράτου-Αλιπράντη, 2011] и др.
43 Однако в работе «Семья в современной Греции: тенденции и перераспределение ролей» Л. Марату-Алипранди обосновывает, что современная организация общества представляет собой так называемый метасемейный (транссемейный) тип, где семья более не выступает связующим звеном между обществом и индивидом [Μαράτου-Αλιπράντη, 2011].
44 Особое место среди научных публикаций о специфике греческой семьи занимают фундаментальные труды почетного профессора университета Пантеон Л. Мусуру: Греческая семья (1984), Семья и ребенок в Афинах (1985), и др. В них анализируются институциональные проблемы греческой семьи с позиции кризисной парадигмы. В статье «Кризис семьи и кризис ценностей» Мусуру пишет, что современное общество перестает транслировать прототипные образцы семейного поведения, не дает трактования понятий, производя кризис смыслов. Поэтому западные общества превращаются в социально-культурологические пустыни, где развивается безразличие. Мусуру поставила важный вопрос о характере кризиса: идет ли речь об обычном кризисе или это конец одной эпохи и начало другой, где мы еще не умеем ориентироваться [Μουσούρου, 1999].
45 К числу онтологических проблем, всегда интересовавших греческих ученых, относится поиск национальной идентичности в культурно-историческом контексте размежевания Западной и Восточной Цивилизации. Сегодня в обществе идет поиск ответа на типичный вопрос, касающийся ценностной дихотомии «ценность – традиция» / «ценность – либеральная новация»: должно ли общество придерживаться традиционных ценностей или же, с учетом уважения индивидуальности членов общества, следует выбрать либеральные ценности. Речь идет, прежде всего, о выработке определенной рамочной структуры права, политического управления и социальной ответственности для определения подхода к проблеме. В определенном, глубинном смысле поднимается вопрос о выработке понятной народу национальной идеи, которая бы способствовала консолидации нации и реализации ее идентичности. Греки продолжают искать ответы на вопрос «Что есть родина?» [Φραγκουδάκη Α., Δραγώνα Θ., 1997]. В том же контексте крупнейшее греческое агентство по изучению общественного мнения MRBHellasв 2018 г. под эгидой независимой некоммерческой исследовательской экспертной организации διαΝΕΟσις провело опрос на тему «Греки, Европа, мир и национальная идентичность»14. Вопросы о членстве страны в еврозоне, о миграции, греческой идентичности поставлены остро и открыто: «В каких областях Греция преуспевает, а в каких терпит убытки как член ЕС», «Для кого выгодно членство Греции в ЕС», «Вступление в еврозону – ошибка или правильное решение», «Оценка членства Греции в ЕС за последние десять лет», «Мнение относительно мусульман, мигрантов, беженцев, немцев, американцев, евреев, турок, русских», «Мнение относительно того, является ли Греция современной страной», «Греком нужно родиться или можно стать?», «Чтобы считаться греком, каким принципам должно следовать?», «Насколько респондент гордится быть греком».
14. Τι πιστεύουν οι Έλληνες; Πανελλαδική έρευνα - έκθεση αποτελεσμάτων. 01-02.2018. διαΝΕΟσις – Οργανισμός Έρευνας και Ανάλυσης // URL: >>>> (accessed 15.05.2020).
46 Отдельно отметим изданную в 2016 г. монографию «Кто мы? Геополитический взгляд на греческую идентичность», привлекшую к себе внимание специалистов [Πρεβελάκης, 2016]. Уникальность книги состоит в том, что ее автор, С. Превелакис, смотрит на свою Родину как бы извне – из эмиграции, пытаясь осмыслить истоки амбивалентности национального сознания греков, в котором сосуществуют и уравновешивают друг друга два тезиса. Первый закрепляет зависимость Греции от Запада, который всегда предоставит помощь. Второй заключается в том, что Греция не может по определению стать полностью западным обществом.
47 С одной стороны, запад, традиционно поддерживая Грецию предоставлением займов, экономической и военной помощи, увеличивает свое влияние в регионе посредством наличия системы клиентского потребления. Однако отметим, что с приходом новой власти, ситуация меняется, правительство предпринимает попытку сделать ставку на внутренние ресурсы и в политике, и в экономике, и в науке.
48 С другой стороны, Греция являет собой уникальное сочетание духовной и материальной составляющих, унаследованных от предков. И есть несколько сильных сторон греческой идентичности, которые способны успешно перенести эллинизм из эпохи кризиса в эпоху технологического прогресса и помочь адаптироваться в ней: высокий уровень и качество образования в Греции, греческий язык, коммунитаризм – сила региональных властей, "греческие сети"– сетевизация греков, сильные связи с зарубежными диаспорами, гордость за флот – один из самых больших в мире, вера.
49 В качестве заключения кратко обозначим круг проблем, стоящих сейчас перед греческой социологией, как его видят сами ученые Греции. По словам К. Кассимати, несмотря на явный социологический прорыв, наблюдаемый с 1990-х гг., социальные исследования в Греции пока уступают западноевропейским по количественным и качественным характеристикам, а также по организации исследовательского процесса [Kassimati, 1998: 354]. На современное отставание греческой социологии от передовых стран Европы повлияла неравномерность исторической судьбы. Среди других факторов К. Кассимати называет слабую востребованность результатов исследований в практике принятия управленческих решений; проблемы с научно-исследовательскими кадрами – нехватка исследователей с высоким уровнем профессионализма, квалификации и опытом для проведения высококлассных исследований и др. Есть проблема и с утечкой мозгов – высококвалифицированные специалисты уезжают в научные центры стран Западной и Центральной Европы.
50 Лидеры греческого социологического сообщества открыто заявляют о развитии отечественной науки как приоритете на ближайшие годы, что, в свою очередь, должно способствовать возвращению высококвалифицированных ученых на родину15.
15. Δεμερτζής Ν. Χαιρετισμός // Χαιρετισμός Προέδρου // Εθνικό Κέντρο Κοινωνικών Ερευνών. URL: >>>> (accessed 28. 05. 2020).
51 Подводя итог, отметим, что несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, греческие социологи сегодня активно занимаются изучением общественно значимых проблем, ставят вопросы перед обществом, стараются привлечь к ним внимание властей. Опираясь на традицию европейской социологии, ученые Греции сформировали оригинальный «социологический почерк» и внесли свой вклад в мировую социологическую науку.

Библиография

1. Абрамов Р.Н. Академическая автономия на службе интеллектуалов // Социологический журнал. 2015. № 3. C. 107 - 122.

2. Касториадис К. Воображаемое установление общества. Пер с фр./Пер Г. Волковой, С. Офертаса. М: Логос, 2003.

3. Круговая Е.Г. «Черные полковники» в Греции // Новая и новейшая история. № 3. 2001. С. 64 - 80.

4. Davaki К. (2013) The Policy on Gender Equality in Greece // URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/note/join/2013/493028/IPOL-FEMM_NT (2013)493028_EN.pdf (accessed 28. 05. 2020)

5. Maria Jose Gonzalez, Teresa Jurado, Manuela Naldini, ed. (2000) Gender inequality in southern Europe: Women, Work and Welfare in 1990s. London: Routledge.

6. Halkias. A.K. (2008) Kasimati and L. Mousourou (ed.), Gender and Immigration, Theoretical references and empirical research // Athens: Gutenberg Publishers, 2007. Vol. I. P. 299, (in Greek) E. Kambouri, Gender and Immigration. The everyday life of immigrants from Alba. Social Cohesion and Development. № Vol. 3. №1: 81-83. DOI: https://doi.org/10.12681/scad.10062

7. Lambiri-Dimaki J. (1996) Sociology in Greece: Trends and prospects. South European Society & Politics. Vol. 1. № 1:121-130.

8. Kassimati K. (1998) Development of Social Research in Greece. International Sociology. Vol. 13 (3): 345-358.

9. Kokosalakis N. (1998) Politics and Sociology in Greece, 1950-98. International Sociology. Vol. 13(3): 325-343.

10. Kyrtsis A.-A. (1996) Greek Sociology: Does it Really Exist? European Sociologist. 1996. № 4: 10-12.

11. Kyrtsis A.A. (1998) Greek Interbellum Modernizers and the Sociological Idea. International Sociology. № 13(3): 311-324.

12. Papadopoulos A. G. The LOC Chair's Welcome. (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities. 13th Conference of the European Sociological Association, 29.08-01.09.2017 // URL: http://esa13thconference.eu/wp-content/uploads/2017/09/ESA-2017-Athens_Abstract-Book_final.pdf (accessed 20. 05. 2020).

13. Tsaousis P.G. (1976) Greek Social Structure. Annals of the New York Academy of Sciences. Vol. 268: 429-441.

14. Φραγκουδάκη Α., Δραγώνα Θ.(επιμέλεια) «Τι είν’η πατρίδα μας?» Εθνοκεντρισμός στην εκπαίδευση. Συλλογικό.Αθήνα: Αλεξανδρεια. 1997.

15. Κολλιά Β. Το διαδίκτυο στην υπηρεσία της ισότητας των φύλων. // Κοινωνίας Δρώμενα. 2014. Τ. 2 Σ. 102-107.

16. Μαράτου-Αλιπράντη Λ. «Οικογένεια στη Σύγχρονη Ελλάδα: Εξελίξεις και μετασχηματισμοί» // «Ελληνική Κοινωνία 1975-2010: Μετασχηματισμοί, Ανακατάξεις, Προκλήσεις». Τρίτο τακτικό συνέδριο ελληνικής κοινωνιολογικής εταιρείας – Πρακτικά //Επιμέλεια Αντωνοπούλου Μ., Κονιόρδος Σ.,. 3-5.11.2011, Σ. 31-42.

17. Μουσούρου Λ. Μ. Κρίση της οικογένειας και κρίση αξιών // Επιθεώρηση Κοινωνικών Ερευνών. 1999. Σ. 5-19.

18. ΜουσούρουΛ. Μ. Οικογένεια και οικογενειακή πολιτική // Αθήνα: Εκδόσεις Gutenberg, 2005.

19. Πρεβελάκης Γ. Σ. Ποιοι είμαστε? Γεωπολιτική της ελληνικής ταυτότητας. Εκδώσεις Κέρκυρα, 2016.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести