Экстремистские установки студенческой молодежи Красноярска
Экстремистские установки студенческой молодежи Красноярска
Аннотация
Код статьи
S013216250010653-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дивеева Ксения Александровна 
Должность: аспирантка кафедры социологии
Аффилиация: Сибирский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Выпуск
Страницы
139-145
Аннотация

Изложены результаты исследования склонности к экстремизму студенческой молодежи трех вузов г. Красноярска на основе онлайн-опроса (N = 442) в феврале-апреле 2020 г. по методикам Д.Г. Давыдова, К.Л. Хломова и К.В. Злоказова. Выявлена «группа риска», состоящая из двух непересекающихся подгрупп: у 3% студентов зафиксирован максимальный уровень концентрации экстремистских установок и еще у 4% – максимальный уровень концентрации диспозиций насильственного экстремизма. Наиболее выраженными оказались установки авторитаризма и ксенофобии, которые в большей степени присущи юношам, чем девушкам. Авторитарные установки ярче выражены у курсантов образовательного учреждения МВД России, чем у красноярских студентов гражданских вузов. Корреляционный анализ показал, что носители установок авторитаризма и национализма несколько более склонны к совершению агрессивных насильственных действий. Между другими характеристиками экстремистских установок и диспозиций насильственного экстремизма связи почти нет.

Ключевые слова
студенческая молодежь, социология экстремизма, экстремистские установки, диспозиции насильственного экстремизма, ксенофобия, национализм, авторитаризм
Классификатор
Получено
24.07.2020
Дата публикации
18.12.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
73
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Социально-экономическое положение России нестабильно, в результате чего растет риск экстремистских протестных проявлений – национализма, ксенофобии, мигрантофобии, терроризма. В социологических исследованиях авторы (см., напр., [Зубок, Чупров, 2008; Рубан, 2018]) справедливо отмечают, что катализатором протестных настроений зачастую является молодежь. Это связано с неумением молодых людей анализировать причины социальных действий и последствия экстремистской активности, неустойчивостью и противоречивостью ценностных ориентаций, склонностью к максимализму и неуверенностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей [Липина, 2015]. Перечисленные характеристики особенно относятся к студенческой молодежи, которая отличается отстранением от социальных статусов, что создает угрозу «отчуждения молодых людей от социума и его правил», являясь благоприятной средой формирования и закрепления в сознании молодых людей экстремистских установок [Магранов, Деточенко, 2018: 109]. Поэтому выявление латентного уровня экстремистских установок позволит вузам корректировать существующие и разрабатывать эффективные механизмы профилактики молодежного экстремизма.
2

Методология исследования.

3 Исследование распространенности экстремистских установок у студенческой молодежи проводилось автором на выборке студентов г. Красноярска, города-миллионника и центра сосредоточения образовательных ресурсов для молодежи Красноярского края и соседних регионов. Есть основания полагать, что красноярская студенческая молодежь типична (по крайней мере, для Сибирского федерального округа) для всей возрастной группы.
4 В феврале-апреле 2020 г. автором проводилось исследование экстремистских установок студенческой молодежи Красноярска методом анкетного онлайн-опроса (N = 442, ошибка выборки – 5%)1. Использовалась многоступенчатая выборка. На первом этапе были отобраны три университета г. Красноярска – Сибирский федеральный университет (СФУ), Сибирский юридический институт (СибЮИ) МВД России и Красноярский педагогический университет (КГПУ) им. В.П. Астафьева. В выборку вошли студенты очной формы обучения всех курсов. Численность в выборке респондентов из СФУ – 202 человека, КГПУ им. Астафьева – 166, СибЮИ МВД России – 74. На втором этапе в каждом выбранном университете было определено необходимое количество респондентов в зависимости от пола и возраста. В выборочной совокупности представлены юноши и девушки примерно пропорционально их соотношению в вузах (159 и 283 респондента соответственно), с некоторым «перекосом» в сторону респондентов-женщин. Возрастная структура включала три группы: 17-18 лет (179 человек), 19-20 лет (169) и 21-23 года (94 респондента).
1. В силу неизбежных при онлайн-опросах ограничений данное исследование носит поисковый характер. Чтобы уверенно экстраполировать полученные данные на всю совокупность красноярской студенческой молодежи, результаты нужно проверять на более крупных и репрезентативных выборках. Из-за небольшого размера выборки структурные показатели приведены с округлением до целых.
5 В данном исследовании реализованы две методики: одна выявляет готовность к экстремистским действиям, другая выявляет экстремистские настроения. Обе являются социально-психологическими и, как отмечают аналитики этого явления, могут применяться для оценки группового уровня предрасположенности к экстремизму подростков и молодежи.
6 Одна часть анкеты основана на методике изучения экстремистско-деструктивных установок К.В. Злоказова [Злоказов, 2014] и нацелена на выявление склонности (готовности) лиц к совершению экстремистских действий, позволяя выявить четыре типа экстремистских установок – фанатизм (религиозная направленность)2, национализм3, ксенофобия4, авторитаризм5.
2. Высокие значения по шкале «фанатизм» говорят о роли религиозных норм в жизни респондента и объяснении им жизненных событий через призму религиозных канонов. Эти установки выявляются (не)согласием респондентов с утверждениями: только моя вера ведет меня в жизни; положения моей веры выше других законов; в моей семье вера всегда объединяла нас; вера для меня важнее всего.

3. Высокие значения по шкале «национализм» отражают нетерпимость к представителям других национальностей и культур, одобрение репрессивных методов управления. Для этого выявляется отношение респондентов к утверждениям: представители некоторых национальностей вряд ли могут успешно учиться в институте; нет необходимости терпеть тех, кто отличается своими обычаями от окружающих; в этом мире нельзя быть добрым к некоторым национальностям; среди политических деятелей меня привлекают диктаторы.

4. «Ксенофобия» характеризует стремление избегать контакта с представителями других национальностей, религии и убеждений. Респондентам предлагают выразить (не)согласие с утверждениями: мне хотелось бы жить в стране, где существует одна религия; я бы предпочел учиться (работать) в группе, в которой люди одной со мной национальности; я бы предпочел избежать общения с людьми не моей религии или национальности; я не стал бы жить среди людей с другой религией или национальностью.

5. Высокие значения по шкале «авторитаризм» описывают готовность придерживаться принятого решения, даже если оно противоречит социальным нормам. Респондентам предлагают выразить отношение к утверждениям: я категоричный человек с твердыми и неизменными взглядами; мне тяжело понять людей с другими привычками, склонностями; считаю, что приговор должен быть приведен в исполнение; мне сложно быть терпимым к тем, кто не проявляет уважения к моим ценностям и святыням.
7 Вторая часть анкеты – модифицированный вариант диагностики диспозиций насильственного экстремизма Д.Г. Давыдова и К.Д. Хломова (18 вопросов) [Давыдов, Хломов, 2017]. Она нацелена на выявление «предуготованности восприятия» индивидом социальных объектов, их субъективной интерпретации как чужих. Такие диспозиции, по мнению авторов методики, выступают основанием формирования враждебных установок в отношении конкретных социальных объектов (социальных групп, организаций и т.д.). Модифицированный вариант методики включает в себя три шкалы: интолерантность6, нормативный нигилизм7 и допустимость агрессии8.
6. Шкала «интолерантность» характеризует стремление к однозначности образа мира, неприятие отличий других людей и инакомыслия. Для их выявления респондентам предлагают выразить (не)согласие по отношению к следующим высказываниям: к некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться; каждый человек либо хороший, либо плохой; мой принцип – никогда не доверять «чужакам»»; нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные; я могу представить человека другой расы своим близким другом; я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.

7. Шкала «нормативный нигилизм» отражает стремление игнорировать законы и социальные нормы, предлагая респондентам выразить отношение к утверждениям: нам нужны не программы и законы, а несколько храбрых, неутомимых и преданных лидеров, в которых люди могут верить; правы люди, которые всегда следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно»; среди тех, кто сидит в тюрьме, многие — настоящие герои; только слабые и трусливые люди стремятся выполнять все правила и законы; законы у нас принимают для того, чтобы в стране был порядок; работа полицейских всегда заслуживает уважения.

8. «Допустимость агрессии» предполагает согласие с возможностью насилия и личную готовность совершить его. Респондентам предлагает выразить отношение к утверждениям: если меня кто-то оскорбит, я могу действовать очень жестко; часто попадаются люди, которые раздражают меня одним своим присутствием; иногда невозможно удержаться от драки; надписи на стенах — приемлемый способ выразить свое недовольство, если нет других путей; не стоит церемониться с людьми, которые тебе не нравятся; человека можно понять, если его разозлили, а он ударил в ответ или сломал какую-либо вещь.
8

Результаты исследования.

9 Анализ результатов опроса с помощью методики К.В. Злоказова показал, что для исследуемой выборки характерны слабый уровень национализма, более высокий уровень фанатизма, однако повышенные уровни (более 20% выборки) ксенофобии и, особенно, авторитаризма (табл. 1).
10

Таблица 1. Выраженность экстремистских установок студенческой молодежи (по методике К.В. Злоказова), % опрошенных

Установки

Уровень выраженности

Низкий

Пониженный

Умеренный

Повышенный

Высокий

Национализм

35

37

20

7

2

Фанатизм

0

43

40

11

6

Ксенофобия

0

55

22

14

9

Авторитаризм

5

23

28

36

9

11 Согласно методике К.В. Злоказова, высокие баллы по шкале «авторитаризм» показывают, что для респондентов характерны ригидность, твердость убеждений и неизменность решений, даже если они противоречат социальным нормам и общественным интересам. Повышенный уровень ксенофобии говорит об избегании контактов с представителями другой национальности, религии и убеждений. Сочетание таких установок в сознании студентов говорит о фокусировании многих представителей студенческого сообщества на правоте собственных убеждений, нежелании принимать многообразие культур и точек зрения.
12 Применяемая методика позволяет изучить, насколько студенты в исследуемой выборке поляризованы по шкале высокого/низкого уровня концентрации экстремистских установок в ценностно-мотивационной сфере. Максимальная концентрация экстремистских установок выражается в наличии повышенного и высокого уровней по всем четырем шкалам и встречается у 3% студентов. Гораздо чаще наблюдается концентрация экстремистских установок по трем и двум шкалам. Сразу по трем шкалам сильные экстремистские установки были у 19% респондентов (чаще наблюдалось сочетание повышенного и высокого уровней «фанатизма», «ксенофобии» и «авторитаризма» – 8%), а по двум шкалам – у 61% (самые частые сочетания – «фанатизм» и «авторитаризм», 17%, а также «ксенофобия» и «авторитаризм», 16%). Доля студентов, у которых практически отсутствуют экстремистские установки (зафиксирован низкий и/или пониженный уровни сразу по четырем шкалам методики), 17%.
13 Таким образом, среди красноярских студентов примерно 1/5 тех, у кого зафиксированы «опасные» (повышенные и высокие по 3-4-м шкалам) уровни концентрации деструктивных экстремистских установок. Чаще всего встречается умеренное сочетание повышенного и высокого уровней шкал «фанатизм» и «авторитаризм». Скорее всего, это обусловлено тем, что религиозность органично сочетается с авторитарными установками, способствуя усилению данного типа экстремистских настроений среди той части студенческой молодежи, для которой более значимы религиозные нормы.
14 Результаты, полученные при помощи модифицированного варианта методики Д.Г. Давыдова и К.Д. Хломова, подтверждают и дополняют результаты использования методики К.В. Злоказова (табл. 2).
15

Таблица 2. Выраженность диспозиций насильственного экстремизма (методика Д.Г. Давыдова и К.Д. Хломова), % опрошенных

Диспозиции

Уровень выраженности

Низкий

Пониженный

Повышенный

Высокий

Правовой нигилизм

29

57

15

1

Допустимость агрессии

35

45

18

3

Интолерантность

9

53

36

1

16 Как видим, наиболее выраженной оказалась диспозиция «интолерантность» (повышенный и высокий уровень – 2/5 респондентов), которая характеризуется стремлением к однозначности образа мира, непринятием отличий других людей, отрицанием возможности инакомыслия и стремлением навязать окружающим свои взгляды любой ценой. Две другие диспозиций повышенного и высокого уровня встречаются существенно реже: по шкале «допустимость агрессии» – чуть более 1/5 респондентов, «правовой нигилизм» – менее чем 1/5.
17 Анализ концентрации диспозиций насильственного экстремизма у красноярских студентов показывает низкую долю респондентов с повышенным и высоким уровнями по трем диспозициям, – 4%. У 25% респондентов наблюдается сочетание высокого и повышенного уровней по двум диспозициям (чаще – сочетания «интолерантность» и «допустимость агрессии» – 11%, а также «интолерантность» и «правовой нигилизм» – 9%). Высокие значения только по одной из указанных диспозиций встречаются у 22% студентов. Самым частым, наблюдавшимся почти у половины опрошенных (49%), оказалось сочетание низкого и пониженного уровней по всем трем диспозициям, что говорит об отсутствии у респондентов предрасположенности к насильственному экстремизму.
18 Наличие у студентов максимальных уровней концентрации экстремистских установок по шкалам обеих методик оказалось редким (у одного респондента). Это кажется парадоксальным. Логичнее, если две методики, направленные на выявление экстремистских установок, будут выявлять примерно одну и ту же группу студентов-экстремистов. Однако дело в том, что применяемые методики направлены на выявление разных аспектов экстремистских установок. Методика К.В. Злоказова выявляет уже сформированные у респондента деструктивные установки, а методика Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова улавливает лишь предрасположенность к экстремистскому поведению. Поэтому не все, у кого есть сформированные деструктивные экстремистские установки, склонны к экстремистскому поведению; эти установки существуют латентно и могут быть актуализированы при определенных условиях социальной среды. Доля студентов, свободных от экстремистских установок, составляет 25%. Это значит, что у четверти респондентов отсутствуют как латентные деструктивные экстремистские установки, так и предрасположенность к экстремистскому поведению.
19 Применение корреляционного анализа (табл. 3) подтвердило невысокую «пересекаемость» двух методик. Оно показало наличие слабой (с коэффициентом корреляции выше 0,2) положительной связи только между диспозицией «допустимость агрессии» и деструктивными экстремистскими установками «национализм» и «авторитаризм». Таким образом, готовность к проявлению агрессивных действий к другим представителям общества выше (не сильно) у студентов, являющихся носителями националистических и авторитарных экстремистских установок.
20

Таблица 3. Матрица корреляций по Спирмену между шкалами методик*

Диспозиции насильственного

экстремизма

Деструктивные экстремистские установки

Фанатизм

Национализм

Ксенофобия

Авторитаризм

Интолерантность

0,102

0,197

0,172

0,184

Правовой нигилизм

0,151

0,149

0,177

0,178

Допустимость агрессии

0,065

0,294

0,179

0,275

*Все коэффициенты значимы при p< 0,005

21 Анализ гендерных различий уровней экстремистских установок ожидаемо показал, что авторитарные и ксенофобские установки ярче выражены у мужчин. Так, доля студентов-мужчин, у которых зафиксирован высокий уровень авторитаризма, составляет в выборке 12%, высокий уровень ксенофобии – 13%, в то время как доля женщин, у которых зафиксирован высокий уровень по этим шкалам, по 7%. В то же время среди носителей экстремистских установок фанатизма и национализма нет существенных гендерных различий. Для студентов-мужчин также в бÓльшей степени характерно наличие высоких значений по шкале «допустимость агрессии» (повышенный уровень – 23%, высокий уровень – 5%). Среди студентов-женщин этот показатель значительно ниже (соответственно 15 и 1%). Интолерантные установки представлены в равной степени, а различия по шкале «правовой нигилизм» несущественны.
22 Результаты анализа выраженности экстремистских установок у «гражданских» студентов СФУ и КГПУ им. Астафьева, с одной стороны, и курсантов СибЮИ МВД России, с другой стороны, демонстрируют существенные различия в уровне лишь авторитарных установок. Среди курсантов в исследуемой выборке зафиксирован наиболее высокий уровень носителей авторитарных установок (69%), - среди студентов двух других красноярских вузов доля носителей таких установок более чем на треть меньше (40%). Такие различия обусловлены, скорее всего, разным характером культурной среды вузов: институты, относящиеся к структуре МВД, отличаются строгой дисциплиной, туда чаще идут молодые люди с повышенным уровнем дисциплинированности, что в большей степени способствует формированию у курсантов твердости (жесткости?) в отношениях с окружающими. Выраженность экстремистских установок по шкалам «фанатизм», «национализм» и «ксенофобия» у студентов и курсантов не имеет существенных различий.
23

Выводы.

24 Исследование позволило выявить латентные характеристики экстремистских установок в сознании красноярской студенческой молодежи.
25 У студентов красноярских вузов выявлен повышенный уровень установок авторитаризма, ксенофобии и интолерантности. У 3% студентов зафиксирован максимальный уровень концентрации деструктивных экстремистских установок (высокие значения по четырем шкалам методики К.В. Злоказова), а у 4% студентов – максимальный уровень концентрации диспозиций насильственного экстремизма (высокие значения сразу по трем шкалам методики Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова). Поскольку эти два подмножества студентов практически не пересекаются, можно утверждать, что примерно 7% студентов образуют «группу риска».
26 Авторитарные установки ярче выражены у курсантов СибЮИ МВД России, чем у студентов других вузов, а также у представителей мужского пола. Корреляционный анализ зафиксировал слабую положительную связь между экстремистскими установками авторитаризма и национализма, с одной стороны, и склонностью к совершению агрессивных насильственных действий, с другой. Выявленные характеристики помогают лучше осознать риски, связанные с потенциально возможным переходом студентов от экстремистских установок к экстремистским действиям при нестабильной социально-экономической ситуации в стране. Важно проводить релевантный мониторинг, отслеживая динамику его изменений и профилактируя такие установки.

Библиография

1. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Методика диагностики диспозиции насильственного экстремизма // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. № 1. C. 78–97.

2. Злоказов К.В. Метод исследования экстремистско-деструктивных установок личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С.173–180

3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 37–46.

4. Липина Е.А. Психологические особенности личности экстремиста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12222 (дата обращения: 16.04.2020).

5. Магранов А.С., Деточенко, Л.С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 108–116.

6. Рубан Л.С. Современное девиантное поведение и отношение молодежи к его проявлениям // Вестник РУДН. Серия: социология. 2018. Т. 18. № 2. C. 318–333.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести