Дорога длиною в полвека: первой отечественной кафедре социальной психологии – пятьдесят лет
Дорога длиною в полвека: первой отечественной кафедре социальной психологии – пятьдесят лет
Аннотация
Код статьи
S020595920000842-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Свенцицкий А. Л. 
Должность: профессор, зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Гуриева С. Д.
Должность: зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
84-93
Аннотация

Описывается история развития первой в отечественной психологической науке кафедры социальной психологии, созданной в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете в 1968 году. Возглавивший кафедру Е. С. Кузьмин определил основные направления ее деятельности: разработка вопросов истории, теории, методологии и методов социальной психологии, актуальных социально-психологических проблем, преимущественно в области жизнедеятельности производственных коллективов. В последующие годы тематика исследований сотрудников кафедры существенно расширилась. Полученные результаты нашли отражение в ряде коллективных монографий и отдельных трудах сотрудников, опубликованных как в отечественных изданиях, так и за рубежом. В то же время совершенствовалась профессиональная подготовка в рамках социально-психологической специализации. В настоящее время кафедра является крупнейшим научно-педагогическим центром социальной психологии на Северо-Западе нашей страны. Коллектив кафедры направляет свои усилия на подготовку специалистов, соответствующих потребностям нашего общества.

Ключевые слова
становление и развитие кафедры социальной психологии; теория и методология; социальная психология групп и коллективов; прикладные исследования; научная и образовательная деятельность кафедры.
Классификатор
Получено
25.02.2019
Дата публикации
26.02.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
862
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Сегодня российскому студенту, осваивающему азы психологической науки, может показаться невероятным, что было время, когда мысль об изучении социальной психологии в отечественных университетах выглядела как фантастика. В течение нескольких десятилетий социальная психология официально считалась одной из ветвей буржуазной психологии и потому чуждой марксистской науке. Однако на волне общественно-политических перемен второй половины 1950-х – начала 1960-х гг., охвативших страну, в период оттепели, советское руководство допустило либерализацию в сфере научной мысли. Стало возможным и возрождение отечественной социальной психологии.
2 В 1959 году профессор Б. Г. Ананьев, в то время заведующий кафедрой психологии на философском факультете Ленинградского университета, в рецензии на монографию С. Л. Рубинштейна писал: «Нет оснований полагать, что “социальная психология” может быть только идеалистической и реакционной. Существование общественной психологии не менее бесспорно, чем существование идеологии» [1, с. 155].
3 Эта мысль была для тех лет чрезвычайно смелой, поскольку многие ортодоксальные обществоведы воспринимали ее как попытку психологизировать марксистскую социологию. В неоднократных устных выступлениях того периода Б. Г. Ананьев обосновывал правомерность развития отечественной социальной психологии как научной дисциплины, в которой ощущается большая общественная необходимость [4]. В опубликованных вслед за работой Б. Г. Ананьева статьях ленинградских психологов А. Г. Ковалева [15] и Б. Д. Парыгина [24] также отвергался тезис о несовместимости социальной психологии с марксизмом и высказывалась необходимость разрабатывать актуальную для того периода развития советского общества социально-психологическую проблематику.
4 ИСТОРИЯ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛГУ
5 Благодаря научным и организационным усилиям Б. Г. Ананьева в 1962 году в Ленинградском университете создается первая отечественная лаборатория социальной психологии во главе с доцентом Е. С. Кузьминым (на общественных началах) [4, 10].
6 Наряду с изучением методического опыта западных исследователей, были установлены контакты с рядом ленинградских промышленных предприятий, на базе которых стали постепенно разворачиваться эмпирические исследования взаимоотношений в производственных бригадах. Начинающие исследователи приступили тогда и к разработке лабораторных экспериментов для изучения групповой взаимозависимой деятельности людей. Силами сотрудников лаборатории в 1965 году был впервые прочитан лекционный курс по социальной психологии для студентов.
7 Расширение тематики социально-психологических работ произошло в том же 1965 году, когда в Ленинградском университете был создан научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ). Лаборатория социальной психологии полностью вошла в состав этого института. Первой комплексной работой, в которой сотрудники лаборатории приняли участие (совместно с другими лабораториями), было исследование эффективности управления Ленинградским университетом. С тех пор изучение социально-психологических проблем управления трудовыми коллективами становится одной из главных научных проблем лаборатории, а затем и кафедры социальной психологии.
8 В середине 1960-х годов сотрудники лаборатории во главе с Е. С. Кузьминым включаются в очередную комплексную работу по социальному планированию на промышленных предприятиях [10]. Основная идея социального планирования в соответствии с задачами развития советского общества состояла в регулировании социальной жизнедеятельности трудового коллектива на научной основе. С этой целью на ряде предприятий стали проводиться исследования различных аспектов взаимоотношений в производственных бригадах. В этих исследованиях принимали участие Н. В. Бахарева, М. П. Будякина, С. Ф. Буйнова, И. П. Волков, А. А. Русалинова, А. Л. Свенцицкий и другие сотрудники лаборатории. Итогом стали не только конкретные предложения по совершенствованию контактов между участниками трудового процесса (как на формальном, так и на неформальном уровнях), но и соответствующие методические рекомендации по разработке плана социального развития коллектива предприятия. Эти рекомендации впервые были опубликованы в 1970 году [23] и с последующими исправлениями выдержали еще три издания. Разработки социальных психологов по социальному планированию экспонировались на ВДНХ СССР в 1969 и 1970 годах.
9 Другим направлением работ лаборатории социальной психологии в середине 1960-х годов были поиски в области использования аппаратурных методик. С помощью технической установки “гомеостат” изучалось коммуникативное поведение индивидов при решении групповых задач (Н. В. Голубева, М. И. Иванюк). Разрабатывались также различные технические средства для сбора и первичной обработки информации в социально-психологическом исследовании. Важную в прикладном плане научную работу проводила в эти годы Э. С. Чугунова. В содружестве с НИИ профессионально-технического образования она изучала социально-психологические факторы профессиональной устойчивости молодых рабочих и развития их технического творчества.
10 Следует отметить также исследования ряда сотрудников, занимавшихся новыми для отечественной психологии проблемами межличностного восприятия и понимания людьми друг друга (Б. А. Еремеев, В. Н. Куницына, В. Н. Панфёров).
11 СТАНОВЛЕНИЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛГУ
12 Создание в 1966 году факультета психологии в Ленинградском университете (одновременно с Московским университетом) послужило также важным стимулом развития социально-психологической науки в стране. Тогда же началась и подготовка студентов в рамках специализации по социальной психологии. Сотрудники лаборатории активно включились в преподавательскую работу. 28 августа 1968 года был отдан приказ о создании первой кафедры социальной психологии в СССР. Ее руководителем стал Е. С. Кузьмин, защитивший вскоре докторскую диссертацию “Основы социальной психологии”. В диссертационной монографии [16] рассматривались актуальные проблемы истории, методологии и теории социальной психологии, а также приводились данные первых эмпирических исследований различных типов трудовых групп на промышленных предприятиях Ленинграда. Эта работа не только знакомила читателя с методами социально-психологического исследования, но и освещала и характеризовала основные направления в изучении трудовых групп в СССР и за рубежом.
13 Возглавляемая Е. С. Кузьминым кафедра и лаборатория представляли собой единый организм [10]. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории, а те, в свою очередь, читали лекции и руководили научной работой студентов.
14 В 1976 г. была введена должность штатного руководителя лаборатории, им стал выпускник кафедры, кандидат (а затем и доктор) психологических наук В. Е. Семёнов. Профессор Е. С. Кузьмин, до этого руководивший лабораторией на общественных началах, сосредоточил свои усилия на руководстве кафедрой.
15 Научные интересы социальных психологов университета в 1960-е и 1970-е годы характеризуются охватом широкого круга теоретических и прикладных проблем. Занимаясь разработкой вопросов истории, теории и методологии социальной психологии, Е. С. Кузьмин постоянно подчеркивал необходимость ее оснащения современными методиками сбора и анализа первичной информации и нацеливал своих сотрудников на исследования в данном направлении. В связи с этим можно отметить защиты следующих кандидатских диссертаций: А. Л. Свенцицкий “Интервью как метод социальной психологии” (1966), И. П. Волков “Социометрия как метод социальной психологии” (1968), В. Е. Семёнов “Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях” (1975). Неудивительно, что первая отечественная монография, рассматривающая методы, методологические и процедурные вопросы эмпирического социально-психологического исследования, была написана сотрудниками кафедры и лаборатории [22]. Авторы опирались не только на собственный научный опыт, но и учитывали современный уровень использования аналогичных методических приемов в отечественных и зарубежных исследованиях. Авторы упорядочили разнообразие методов социальной психологии, выделив в отдельные категории методы эмпирического исследования, моделирования и управленческо-воспитательные.
16 В 1970-е гг. отечественная социальная психология развивалась особенно интенсивно, что объяснялось, с одной стороны, социальным заказом советского общества того периода, а с другой стороны, логикой развития самой науки. Неслучайно эти годы ознаменовались публикациями в Москве важных в теоретическом и прикладном плане работ Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина и др. В 1972 г. была открыта кафедра социальной психологии в Московском университете во главе с профессором Г. М. Андреевой. Сразу же установилось сотрудничество между кафедрами в Москве и Ленинграде.
17 Накопление эмпирических данных обусловливало насущную исследовательскую потребность в их обобщении и анализе, более глубокой интерпретации. Заметным явлением стала коллективная монография “Социальная психология” под редакцией Е. С. Кузьмина и В. Е. Семёнова [38]. В ней были рассмотрены особенности возникновения и развития социальной психологии как науки (в том числе и в СССР), специфика социально-психологических явлений и закономерности связей социальной психологии с другими отраслями научного знания. Главное, что отличало данную монографию от многих других работ того периода, – это широкий охват основной проблематики социальной психологии, включая социальное поведение личности, особенности структуры и деятельности малых групп, строение больших групп и специфику процессов массового общения. Большой раздел этой работы был посвящен прикладным социально-психологическим исследованиям. Каждая из глав монографии включала в себя не только соответствующие теоретические положения, но и богатый эмпирический материал, полученный сотрудниками кафедры и лаборатории.
18 Под руководством А. Л. Свенцицкого в 1970–1980 гг. активно развивались исследования социально-психологических проблем управления производственными коллективами. Рассматривались организационные факторы, воздействующие на сознание и поведение личности работника и трудовой группы как объектов управления, влияние вертикальных официальных коммуникаций на эффективность производственного коллектива, особенности стиля коммуникативной деятельности руководителя, его социальных потребностей. Итоги этих исследований были представлены в монографии А. Л. Свенцицкого 1975 года [31]. Вскоре последовала публикация этой книги в Японии (1977). Полученные данные послужили основой докторской диссертации А. Л. Свенцицкого, защищенной в 1980 г. Было обосновано выделение нового научного направления – социальной психологии управления, сформирован ряд положений социально-психологической теории управления производственными организациями, выявлены закономерности при осуществлении управленческих воздействий на трех уровнях: 1) на личность; 2) на первичную рабочую группу; 3) на организацию в целом. Выделена система факторов макро- и микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичной рабочей группы, определена специфика социальной регуляции деятельности личности как субъекта и объекта управления [32]. Одним из практических итогов проведенных исследований явилось создание факультета обучения руководителей на базе объединения “Ижорский завод” в 1980-е гг.
19 Значимыми для теории и практики социальной психологии были исследования малых групп, проводившиеся под руководством И. П. Волкова [3]. Изучались группы, занятые различными видами совместной деятельности: производственной, учебной, научной, организаторской, спортивной, игровой. Анализировались межличностные взаимоотношения, детерминация социометрического статуса, влияние структуры группы на поведение ее членов, взаимосвязь их личностных качеств и результативности групповой деятельности, сыгранность участников команд и их эффективность. Были сформулированы и теоретически обоснованы принципы структурно-аналоговой концепции групповых феноменов. Полученные выводы и рекомендации имели прикладное значение при подборе и комплектовании первичных групп для различных условий совместной деятельности, совершенствования организаторской работы в таких группах.
20 Группа научных сотрудников под руководством В. В. Бойко ([2], докторская диссертация 1982 г.) занималась изучением социально-психологических аспектов рождаемости. Были рассмотрены проявления отдельных компонентов репродуктивного поведения (потребность в детях, репродуктивные установки, мотивы, отношения в семье) на разных уровнях диспозиционной системы личности. Затем выявлялись ведущие уровни диспозиций, играющие первостепенную роль в проявлении того или иного компонента репродуктивного поведения. Всё это позволило определить основные зависимости между компонентами репродуктивного поведения.
21 В тот же период продолжались начатые еще в 1960-е гг. исследования в области промышленной социальной психологии, охватившие широкий круг проблем жизнедеятельности производственных коллективов в целях совершенствования труда и оптимизации управления. На ряде предприятий рассматривались социально-психологические особенности ролевого поведения личности в группах различного рода, производственной адаптации молодого работника, мотивации трудовой деятельности, совместимости и срабатываемости в производственных бригадах, межличностных конфликтов, организационных коммуникаций, руководства, профессиональной деятельности инженера и многие другие. В этих исследованиях принимали участие Н. В. Бахарева, И. П. Волков, Н. В. Гришина, А. А. Ершов, О. С. Михалюк, Л. Г. Почебут, А. А. Прохватилов, А. А. Русалинова, В. Е. Семёнов, Ю. П. Стёпкин, Ю. Т. Тимофеев, Н. Ю. Хрящева, В. А. Чикер, Э. С. Чугунова, А. Ю. Шалыто и др. Многие из них стали авторами коллективной монографии под ред. Е. С. Кузьмина и А. Л. Свенцицкого. Вскоре эта книга была опубликована в Чехословакии (Братислава, 1985).
22 Группа сотрудников кафедры под руководством Э. С. Чугуновой занималась в 1970–1980-е гг. изучением социально-психологических особенностей личности инженера и его творческой активности (С. П. Безносов, А. Н. Капустина, С. М. Михеева, Л. В. Фаустова, В. А. Чикер и др.). Эти исследования отличались широким географическим охватом предприятий и организаций страны. Рассматривались социальные установки инженеров, их профессиональная мотивация, коммуникативные особенности руководителя инженерно-технического персонала и его поведение в стрессовой ситуации [14]. Изучение новых для отечественной науки проблем привело к созданию соответствующих методик сбора первичной информации. Это позволило давать оценку и прогноз успешности деятельности инженеров и руководителей инженерных коллективов. Итогом этих исследований стала докторская диссертация Э. С. Чугуновой, защищенная в 1986 г.
23 КАФЕДРА И ЛАБОРАТОРИЯ В КОНЦЕ 1980-х – 1990-е ГОДЫ
24 В 1980–1990 гг. на кафедре и в лаборатории социальной психологии под руководством Ю. Н. Емельянова ведется работа по теоретико-методологическому обоснованию и практическому применению активных групповых методов социально-психологической подготовки руководителей трудовых коллективов, а также специалистов коммуникативных профессий. Результаты данных исследований были представлены в монографии Ю. Н. Емельянова [11] и его докторской диссертации “Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности”, защищенной в 1991 г. Автор предложил модель, объясняющую источники и механизм формирования такого рода компетентности, которую автор определяет как “осознаваемый и развивающийся межличностный опыт, усваиваемый индивидом в результате трансситуационного научения и объективируемый в межличностном поведении” [12, c. 12].
25 Под руководством В. Е. Семёнова проводятся социально-психологические исследования проблем художественного творчества и влияния произведений литературы и искусства на людей. Развиваемая им концепция основана на представлениях о совместимости и взаимовлиянии субъектов художественного творчества и аудитории. Итоги этих исследований приводятся в двух монографиях В. Е. Семёнова по социальной психологии искусства [33; 34] и докторской диссертации.
26 В конце 1980-х гг. группа преподавателей и сотрудников кафедры начинает активно заниматься теорией и практикой социально-психологического тренинга (Е. Н. Газогареева, О. С. Михалюк, Л. В. Мургулец, Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева, В. А. Чикер) [29]. Многие из преподавателей кафедры стали известными специалистами в области социально-психологического тренинга. Н. Ю. Хрящева, проработавшая на кафедре долгие годы, создала и возглавила в Санкт-Петербурге Институт тренинга, в котором получили профессиональную подготовку сотни отечественных специалистов. Е. В. Сидоренко стала автором учебных пособий, посвященных методическим аспектам проведения тренинга [35–37]. К числу важных практических руководств для подготовки специалистов в этой сфере относятся работы В. А. Чикер, включающие в себя различные программы социально-психологических тренингов [42]. Успешную практическую работу по апробации современных методик социально-психологического тренинга проводит в настоящее время Е. Н. Газогареева.
27 Все эти годы кафедра росла. В 1989 году её заведующим становится ученик Е. С. Кузьмина профессор А. Л. Свенцицкий. Профессор Е. С. Кузьмин продолжал трудиться на факультете до своей кончины в 1993 году.
28 Коммуникативное поведение в течение многих лет изучает В. Н. Куницына. Выявляется механизм формирования доверительности в ходе межличностного неформального общения, специфика и содержание психологических трудностей, возникающих в процессе взаимодействия. На эмпирическом материале определены уровни успешности и неуспешности общения, им даны психологические характеристики. Впервые проведен психологический анализ трудностей общения, личностных (особенно коммуникативных) свойств людей, испытывающих чувство одиночества. Материалы исследований В. Н. Куницыной легли в основу ее докторской диссертации, защищенной в 1992 г. [20]. Рассматриваемые в ней теоретические и практические положения психологии общения были представлены в учебнике для вузов [21].
29 Впоследствии в составе большой группы московских психологов В. Н. Куницына на протяжении шести лет участвовала в создании энциклопедического словаря “Психология общения”, который выдержал два издания и стал настольной книгой каждого психолога, серьезно занимающегося данной проблематикой [30].
30 ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ В ДВУХТЫСЯЧНЫЕ ГОДЫ
31 В 1990–2000-е гг. состоялось несколько защит докторских диссертаций по социальной психологии, выполненных исследователями, окончившими в свое время факультет психологии и сейчас на нем работающими: Н. В. Гришиной (“Психология межличностного конфликта”, 1995; монография выдержала три издания [5]), Н. С. Хрусталевой (“Психология эмиграции. Социально-психологические и личностные проблемы”, 1996), Л. В. Куликовым (“Психология настроения личности”, 1998), Л. Г. Почебут (“Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос”, 2003).
32 Л. Г. Почебут проводит исследования в области психологии больших социальных общностей, этнической и кросскультурной психологии, начиная с 1990-х годов [25–27]. В 2004 г. под её руководством при кафедре был создан Центр толерантности, который сейчас вырос в автономную некоммерческую организацию “Санкт-Петербургский научно-практический институт психологии толерантности”. Основная его цель состоит в том, чтобы содействовать формированию установок толерантного сознания в современном российском обществе. Тесно связаны с этим направлением и работы О. С. Михалюк, в которых анализировалась социально-психологическая специфика различных этнокультурных общностей и проблемы межкультурной коммуникации.
33 Одним из важнейших направлений работы кафедры в 1990-е гг. стали исследования в области социальной психологии здоровья (см. монографию [7] и докторскую диссертацию [6] И. Н. Гурвич). На теоретическом и эмпирическом уровнях анализа был рассмотрен широкий круг социально-психологических факторов, оказывающих как повреждающее, так и протективное влияние на индивида на всех стадиях жизненного цикла, была обнаружена особая роль организационного стресса. В работах И. Н. Гурвича неоднократно подчеркивается, что наиболее стрессогенной социально-статусной позицией в индустриальных организациях является руководящая: источниками стресса выступают ответственность за результаты деятельности организации, ролевая перегрузка и ролевые конфликты, трудности в семье, вызванные особенностями управленческой деятельности. К этому же направления относятся работы Л. В. Куликова [17–19], посвященные социально-психологическим факторам отношения к собственному здоровью личности, ее субъективного благополучия, преодоления жизненных трудностей, зависимостей различного рода.
34 Проблемы зависимости здоровья и психологического благополучия человека от его поведения, системы ценностей, образа и стиля жизни рассматриваются также в работах Л. А. Цветковой. На обширном эмпирическом материале было выявлено, что именно социально-психологические, а не клинические факторы являются доминирующими при инициации рискованного девиантного поведения. Обобщение опыта исследования различных видов рискованного и саморазрушающего поведения молодежи (в том числе студентов) легло в основу докторской диссертации Л. А. Цветковой “Социальная психология наркотизма в студенческой среде” (2011), опубликованной под тем же названием в виде монографии [40].
35 Важным компонентом деятельности кафедры в 2000-е гг. стало ее сотрудничество с кафедрой общей и социальной психологии Якутского государственного университета в рамках проекта поддержки кафедр при содействии Института “Открытое общество” (фонд Сороса), Россия. Полтора года тесного взаимодействия, совместная научно-исследовательская и методическая деятельность двух кафедр стимулировала развитие каждой из них.
36 В те же годы расширялись и укреплялись международные контакты кафедры. Под руководством И. Н. Гурвича и Л. А. Цветковой при участии Н. А. Антоновой и К. Ю. Ерицян проводились исследования социально-психологических аспектов молодежного наркопотребления в сотрудничестве с рядом университетских научных центров США, что нашло отражение в соответствующих публикациях и профилактических программах в России.
37 Преподаватели кафедры принимали также участие в реализации совместного образовательного проекта СПбГУ и Института социально-педагогического образования ФРГ, одним из организаторов и постоянным куратором которого являлась Л. А. Цветкова (в то время декан факультета психологии). Цель проекта состояла в подготовке психологов для работы с русскоязычным населением Германии. В итоге реализации научно-практической программы этого проекта (включая организационную деятельность Н. С. Хрусталевой) было подготовлено более 70 специалистов-психологов, проводящих в настоящее время соответствующую работу в различных учреждениях Германии.
38 В течение нескольких лет ряд преподавателей кафедры в сотрудничестве с представителями итальянской Ассоциации онтопсихологии участвовали в профессиональной подготовке специалистов в Риме. Проводились занятия по широкому кругу социально-психологических дисциплин.
39 Значительным событием в жизнедеятельности кафедры стала защита докторской диссертации С. Д. Гуриевой “Психология межэтнических отношений” в 2010 г. Впервые в отечественной социальной психологии была разработана трёхуровневая модель изучения этнических конфликтов [8].
40 РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ В НАШИ ДНИ
41 В 2015 году профессор С. Д. Гуриева стала заведовать кафедрой. Наступил новый этап её развития, включающий более углубленную подготовку специалистов на основе бакалавриата и магистратуры, а также дальнейшее расширение научно-исследовательской проблематики в соответствии с новыми проблемами теории и запросами практики.
42 В настоящее время кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета является крупнейшим на Северо-Западе России центром подготовки социальных психологов высшей квалификации.
43 На кафедре успешно развивается проблематика социальной психологии общения: социальная перцепция и понимание людьми друг друга, межличностные отношения, трудности общения, межличностные, массовые и межкультурные коммуникации (В. Н. Куницына, Л.Г Почебут, Л. В. Куликов, В. А. Чикер, И. В. Кузнецова, Т. Г. Яничева, С. Д. Гуриева, Е. Н. Газогареева). Результатом этой научной деятельности стала коллективная монография “Социальная психология общения” [39], коллективное учебное пособие “Деловое общение”. В 2015 году вышло учебное пособие по тактикам и стратегиям ведения переговорам [9].
44 В. Н. Куницына много творческих сил и профессиональных знаний посвятила изучению проблематики психологии семьи, разработке психодиагностического комплекса по изучению семейных отношений. В этой сфере продолжают работать Т. В. Казанцева, Т. Г. Яничева, Е. А. Юмкина. Основные интересы сосредоточены на изучении внутрисемейных и внесемейных трудностей общения, групповой работы с детьми и подростками. Были опубликованы работы по психологии семейных отношений: Яничева Т. Г., Цветкова Л. А. “Групповая работа с детьми и подростками”, 2016.
45 Актуальным проблемам этнической и кросскультурной психологии посвящены работы Л. Г. Почебут, С. Д. Гуриевой.
46 Методологические разработки, начатые в трудах Н. Ю. Хрящевой и Е. С. Чугуновой, были продолжены А. Н. Капустиной [13]. В настоящее время сохраняется научный интерес к социальным проблемам личности, который отражен в лекционных курсах и научных пособиях сотрудников кафедры (В. Н. Куницына, А. Н. Капустина, Т. В. Казанцева, Е. А. Юмкина, А. В. Таболина).
47 Продолжаются исследования, развивающие социально-психологический подход к анализу деятельности организаций (В. А. Чикер, Л. Г. Почебут, Е. В. Сидоренко, В. И. Доминяк). Особого внимания заслуживает учебное пособие В. А. Чикер “Социальная психология в организациях” (2017) в рамках читаемой дисциплины с программой инновационного тренинга [41].
48 Знакомство с основами методического тренинга входит в программу обучения студентов факультета психологии. Е. В. Сидоренко стала одним из известейших бизнес-тренеров в нашей стране и за рубежом, автором многих изданий-бестселлеров, посвященных методологическим основам ведения тренинга. На протяжении многих лет В. А. Чикер осуществляет методическую подготовку студентов по ведению тренингов. В настоящее время успешно реализуется программа проведения социально-психологического тренинга (В. А. Чикер, А. Н. Капустина, Е. Н. Газогареева, Е. А. Юмкина, Т. В. Казанцева, Л. В. Марарица и др.) Важным вкладом в разработку технологий ведения тренинга стала монография Е. В. Сидоренко “Технологии ведения тренинга”, учебного пособия “Психологическое сопровождение бизнеса”.
49 Кафедра социальной психологии развивает новые направления научно-педагогической работы. Под руководством С. Д. Гуриевой была реализована образовательная программа “Эффективные межкультурные коммуникации” между Санкт-Петербургским государственным университетом и компанией “Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус” (2012–2013 гг). В рамках программы “Петербургский диалог” и проекта Российско-Германского сотрудничества кафедра осуществляет сотрудничество с университетом Гамбурга (Германия), профессором А. Редлихом. Была реализована программа профессиональной переподготовки “Психология медиации и переговоров”, а также программа повышения квалификации “Деловое общение” (управление конфликтами, деловые переговоры, деловой этикет/протокол).
50 Сотрудники кафедры приняли участие в реализации научно-исследовательского проекта “Разработка теоретико-методологических оснований исследования и научно-методологического обеспечения реализации стратегий социально-экономического развития субъектов РФ” (на примере Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 г.) [45].
51 Кафедра осуществляет экспертную деятельность в рамках диссертационных советов, ученых советов и научных фондов, а также в редколлегиях журналов.
52 Сотрудники кафедры участвуют в международных научных проектах: совместный международный японско-российский исследовательский проект при участии профессора Такеясу Кавабата (Takeyasu Kawabata, Shokei Gakuin University), 2016–2017 гг. [44]. На международном конгрессе по психологии в Японии (Йокогама, Япония, 24–29 июля 2016 г.) совместно с японской стороной была проведена секция “Управление эмоциями” [43].
53 Аспиранты и сотрудники кафедры принимают участие в международном российско-норвежском исследовательском проекте РФФИ “Социальная включенность как фактор психологического благополучия мигрантов: кросс-культурное исследование” (2016–2019 гг, руководитель Ю. Гранская).
54 В 2017 году на Европейской региональной конференции, проводимой Международной ассоциацией по кросскультурной психологии (Польша, Варшава) была проведена секция “Кросскультурная психология интеграции мигрантов и беженцев”.
55 Научно-исследовательская работа кафедры включает в себя как традиционную проблематику (методология и методы социальной психологии, внутригрупповое взаимодействие, социальная психология личности, межличностное общение), так и новые направления исследований. Отдельного упоминания заслуживает научно-исследовательская работа, финансируемая грантами. “Личностные детерминанты просоциального поведения и формирования социального капитала” (руководитель А. Л. Свенцицкий, грант РГНФ), в котором рассматриваются психологические основы формирования социального капитала, стратегии индивидуального социального поведения личности (нетворкинг-стратегии) в функционировании социального капитала социальной сети. Разработка дескриптивной модели этих стратегий и их роли в формировании социального капитала осуществляется в работах сотрудников и аспирантов кафедры (А. Л. Свенцицкий, Л. Г. Почебут, Л. В. Марарица, Т. В. Казанцева, М. А. Недошивина). Проект “Семейные отношения и дом: роль материально-предметной среды в укреплении и развитии семейных отношений” (руководитель В. Н. Куницына, грант РГНФ) направлен на изучение влияния материально-предметной среды в укреплении и развитии семейных отношений.
56 Важным направлением деятельности кафедры на современном этапе развития является сотрудничество с кафедрами социальной психологии и психологии личности Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; кафедрами психологии и педагогике (С. У. Олисаева, О. В. Гогицаева) Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.
57 За минувшие годы кафедра подготовила более полутора тысяч специалистов в области социальной психологии, около 270 человек стали кандидатами наук, 42 – докторами. Многие из них возглавили кафедры в других учебных заведениях. Заметным явлением отечественной психологической науки стали защиты в СПбГУ докторских диссертаций ленинградских (петербургских) исследователей, тесно сотрудничавших с кафедрой социальной психологии (Г. Л. Бардиер, Е. К. Завьялова, Н. Н. Обозов, В. Н. Панфёров, Ю. П. Платонов, О. С. Советова, В. П. Трусов).
58 Сотрудники кафедры читают 44 учебных курса по различным проблемам социальной психологии на многих факультетах СПбГУ. На кафедре постоянно расширяются и обновляются программы учебных курсов и дисциплин, предлагаются новые направления научной деятельности, публикуются монографии, защищаются кандидатские и докторские диссертации, укрепляется сотрудничество с отечественными и зарубежными научно-образовательными центрами.
59 Очевидной тенденцией развития социальной психологии как науки в современный период является расширение и углубление ее связей с практикой. Трудно назвать такую сферу жизнедеятельности общества, в которой не трудились бы психологи – выпускники кафедры социальной психологии. Кафедра в настоящее время динамично развивается, что отвечает современным запросам социально-психологического познания, оставаясь эталоном высокой научной требовательности, сохраняя преемственность и продолжая лучшие традиции ленинградской психологической школы.

Библиография

1. Ананьев Б. Г. Бытие и сознание (о новой книге С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 155.

2. Бойко В. В. Молодая семья: Социально-психологическое исследование. М.: Статистика. 1980.

3. Волков И. П. Социальная психология малых групп и коллективов. Автореф. докт. дис. Л., 1980.

4. Головей Л. А., Журавлев А. Л., Тарабрина Н. В. Б. Г. Ананьев и междисциплинарные исследования в психологии (к 110-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2017. Т .38. № 5. С. 108–117.

5. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

6. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. Автореф. докт. дис. СПб., 1998.

7. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

8. Гуриева С. Д. Психология межэтнических отношений. СПб.: Изд-во “ВВМ”, 2010.

9. Гуриева С. Д. Тактики и стратегии ведения переговоров. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2015.

10. Журавлев А. Л., Почебут Л. Г. Развтие социальной психологии в трудах Е. С. Кузьмина (к 95-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 3. С. 81–91.

11. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.

12. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. докт. дис. Л., 1991.

13. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001.

14. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера // Под ред. Э. С. Чугуновой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.

15. Ковалев А. Г. О социальной психологии // Вестник Ленинградского университета. 1959. № 11.

16. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1967.

17. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.-Петер. ун-та, 1997.

18. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб.: Питер, 2004.

19. Куликов Л. В. Общенаучные категории в отечественной психологии. СПб.: Изд-во С.-Петер. ун-та, 2013.

20. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. Автореф. докт. дис. Л., 1991.

21. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

22. Методы социальной психологии // Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

23. Методика планирования социального развития коллектива промышленного предприятия. Л.: Лениздат, 1970.

24. Парыгин Б. Д. О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии // Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия и право. 1959. Вып. 4. № 23. С. 164–169.

25. Почебут Л. Г. Психология социальных общностей. Толпа, социум, этнос. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

26. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. СПб.: Речь, 2004.

27. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012.

28. Промышленная социальная психология // Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1982.

29. Психогимнастика в тренинге // Под ред. Хрящевой Н. Ю., Сидоренко Е. В., Макшанова С. И., 2000.

30. Психология общения. Энциклопедический словарь // Под общей ред. А. А. Бодалева, М.: Изд-во Когито-Центр, 2011.

31. Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.

32. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во С.-Петер. ун-та, 1999.

33. Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

34. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995.

35. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000.

36. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002.

37. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб.: Речь, 2007.

38. Социальная психология. История, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

39. Социальная психология общения. Монография / Под общ. ред. А. Л. Свенцицкого. М.: ИНФРА-М, 2017.

40. Цветкова Л. А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2011.

41. Чикер В. А. Социальная психология в организациях. Инновационной тренинг. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017.

42. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2007.

43. Gurieva S. D., Takeyasu Kawabata, Ken-ichi Ohbuchi. Effects of Inexpressive Aggression on Depression in College Students: Cross Cultural Study between Japan and Russia // Psychology. 2016. № 7. P. 1575–1586.

44. Gurieva S. D., Borisova M., Mikhalyuk O., Takeyasu Kawabata. Trust as a Mechanism of Social Regulation the Modern Youth’s Behavior // American Journal of Applied Sciences. 2016. Vol. 13. V. 1. 2016. P. 100–110.

45. Gurieva S. D., Kostromina S. N., Tcvetkova L. A., Samuylova I. A., Konfisakhor A. G., Anisimova T. V. Migration as an indicator of people’s social and psychological stability (as exemplified in the Pskov Region) // Psychology in Russia: State of the Art. V. 8(1). P. 61–73. Moscow: Russian Psychological Society, Lomonosov Moscow State University. 2015. V. 8 (1). P. 61–73.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести