Психология в глобальной науке: современный статус и актуальные задачи развития
Психология в глобальной науке: современный статус и актуальные задачи развития
Аннотация
Код статьи
S020595920002991-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ковалева Ю. В. 
Должность: старший научный сотрудник лаборатории психологии личности
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
130-133
Аннотация

Рассматриваются высказанные в статье А. Л. Журавлева, И. А. Мироненко и А. В. Юревича [3] положения о формировании глобальной психологии в современном мире и представлении о ней как новом этапе развития научной психологии. Отмечается недостаточная связь данного исследования с опытом, накопленным другими науками, разрабатывающими сходную проблематику. В качестве примера предлагается сравнение видения глобальной психологии авторами анализируемой статьи с положениями глобальной истории. Высказывается мнение о необходимости обращения к разработкам глобалистики как одной из ведущих дисциплин в изучении современных глобальных процессов.

Ключевые слова
глобальная наука, глобалистика, глобальная психология, глобальная история, процессы глобализации, междисциплинарность, диалог, ситуация.
Источник финансирования
Работа выполнена в соответствии с грантом РНФ, проект № 18-18-00439.
Классификатор
Получено
25.02.2019
Дата публикации
26.02.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
660
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Глобальные изменения последних десятилетий затронули практически все уровни жизни общества и не могли не коснуться науки, что вызвало потребность в осмыслении трансформации научных дисциплин под влиянием этих процессов [7]. Обсуждение в статье А. Л. Журавлева, И. А. Мироненко и А. В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” этой проблематики на первый взгляд исчерпывает все актуальные вопросы по теме. Однако, представляется, что некоторые акценты можно было бы обозначить более уверенно и полно. 1 Несмотря на то, что авторы не предлагают систематизированного взгляда на глобальную психологию, тем не менее, в работе представлены, большей частью в неявной форме, несколько линий ее понимания, которые можно обобщить следующим образом:
2 1. Глобальная психология как психология универсальная или всемирная, сложившаяся под воздействием интенсификации межнациональной и межинституциональной коммуникации, пережившая размежевание с “туземными” психологиями, и сейчас расширяющая свое предметное поле за счет новых культурных контекстов.
3 2. Психология глобальных процессов, в фокусе внимания которой находятся изменения и риски, возникающие в социуме под влиянием глобализации.
4 3. Глобальная психология как новый этап развития психологической науки, характеризующийся переосмыслением старых и возникновением новых направлений, нацеленный на поиск способов описания глобального мира и человека в нем.
5 Предложенные трактовки не представляются исчерпывающими, но позволяют выделить две линии анализа глобальной психологии.
6 Первая – это рассмотрение глобальной психологии в связи с изменениями в современном цифровом обществе, в котором производство информации и услуг начинает преобладать в общем валовом продукте, а социальная иерархия заменяется на сетевое взаимодействие [1]. В науке также появляются новые явления – интенсификация обмена информацией (появление новых изданий; увеличение числа публикаций; и др.) и возникновение новых научных центров, как географических, так и в результате усиления внутренней интеграции и дифференциации (размежевания внутри направлений, увеличения числа дискуссионных площадок и др.).
7 Соответственно, меняются и ценностные установки. Приобретает значение не столько содержание знания, сколько его распространение. Классическая научная экспертиза с ее многоэтапностью обсуждения результатов ограничивает этот процесс и вынуждает к поиску более простых путей оценки работы ученого. Так индексы цитирования хоть и свидетельствуют в первую очередь об охвате, и только во вторую – о значимости результатов, но они, тем не менее, позволяют экономно оценить рейтинг и специалистов, и данных. Эти черты действительно глобальны, поскольку пронизывают весь социум, и количество лайковпод постом блогера немногим от них отличается. Таким образом, уровень экспертного сообщества и качество научной деятельности становятся личной ценностью и могут поддерживаться прежде всего персональными усилиями.
8 В первом и втором предложенных вариантах глобальной психологии, описаны именно эти явления. В этом смысле психология становится глобальной, как и другие общественные явления. Она, соответственно, изучает эту новую реальность, ее возможности и вызовы [7; 9]. Необходимо отметить, что эти два варианта видятся как перспективные для понимания места нашей научной отрасли и среди научных дисциплин, и в обществе в целом.
9 Однако анализ третьего авторского определения глобальной психологии позволяет выделить и вторую линию ее понимания.
10 По всей видимости, психология, как относительно молодая наука, именно на данном этапе своего развития подошла к моменту осмысления своих роли, места и возможностей в описании сложных явлений в жизни человека, социальных групп, общества и человечества в целом. Действительно, те вопросы, которые ставятся в работе, уже давно и не без своих сложностей обсуждаются в других научных дисциплинах. К сожалению, в рассматриваемой работе не проводятся параллели и не анализируется, даже не упоминается, опыт других наук.
11 Например, в истории, изучающей такие глобальные объекты, как территории, большие массы людей, страны, эпохи, цивилизации и др., разработка принципов именно глобальной истории ведется с середины XX в., начиная с французской школы Анналов [4]. Таким образом, в современной науке есть дисциплины, которые могут выступить для глобальной психологии объектами сравнения. Выделение общих и отличающихся закономерностей в развитии разных наук тем важнее на современном этапе научного развития, чем больше возрастает роль междисциплинарных исследований, в том числе в психологии [2].
12 Так, всеобщую историю, ориентированную на универсальные законы, линейность повествования и такие понятия, как цивилизация, варварство и национальное государство, можно сопоставить с первым вариантом глобальной психологии. Историю глобализации можно сравнить с психологией глобализации с учетом соответствующих отраслевых особенностей (образом Запада, методологией метанарратива, теорией модернизации и связью с социальными науками) [4].
13 Обозначим основные черты глобальной истории, которая не претендует на создание новой парадигмы, а заявляет о смене познавательной позиции: постоянный диалог подходов и традиций исторической памяти; научный анализ с опорой на взаимодействие, а не различение; реализация достоверности за счет взаимной проблематизации, а не конкуренции; взаимозависимость культур; понимание модернизации как многолинейности; принятие принципа преимущества рефлексии над рациональностью, разнообразия возможностей над прогрессом.
14 Можно соотнести эти характеристики с третьим вариантом глобальной психологии, отдельные черты которой авторы обозначили очень точно, это: дивергентное развитие научных школ, диалог различных научных направлений и соответствующее место психологии в современной глобальной научной сети. В дополнение хотелось бы конкретнее выразить следующие моменты.
15 Во-первых, формирование глобальной психологии лишь отчасти обусловлено глобализацией, а в большей степени вызвано развитием самой психологической науки, накоплением значительного объема знаний по отдельным направлениям. Этот процесс необходимо понимать как внутренний прорыв, свидетельствующий о растущих возможностях психологии в объяснении сложных явлений жизни человека и социума. Одним из заметных шагов в этом направлении было развитие в течение последних лет макропсихологии [5; 11].
16 Во-вторых, ключевым понятием глобальной психологии, по аналогии с глобальной историей, может стать понятие ситуации, а главным методологическим принципом – междисциплинарность исследования, с учетом ее внутри-, внешне- и внепсихологического уровней [2]. Возможно, именно по отношению к последнему существуют ожидания в глобалистике, осознающей свою слабую связь с человекознанием, а значит исследования психологии человека в условиях глобализации могут стать частью корпуса наук по глобальным проблемам [10].
17 В истории психологии имели место попытки создать теории, ориентированные на интегральное рассмотрение изучаемого явления – это всестороннее изучение человека В. М. Бехтеревым, методология комплексного человекознания Б. Г. Ананьева, системный подход Б. Ф. Ломова, а также субъектный подход С. Л. Рубинштейна, получивший развитие в трудах К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и др. В работах последнего, в частности, придавалось особое значение экспериментальной ситуации как интегратора всех ресурсов человека вокруг ее условий [6]. Однако нами имеется в виду более широкая трактовка ситуации, учитывающая ее условия, их динамическое взаимодействие, и ее субъективная интерпретация человеком в изменяющемся культурном контексте [8]. Кстати, именно такое понимание ситуации наиболее близко философской школе Анналов [4].
18 В-третьих, необходимо сформулировать обязательные черты, которые должны иметь новые предмет, объект и методы глобальной психологии. В этом смысле целесообразно обратиться к базовым понятиям, которые сформированы в глобалистике [10]. Это позволит значительно расширить понимание психологических феноменов, соответствующих глобальной проблематике.
19 В-четвертых, некоторые понятия, такие как опыт, время, история, интеллект, по всей видимости, постепенно могут быть пересмотрены, поскольку их старое толкование будет затруднять анализ ситуации. В частности, понятие времени в сегодняшнем обыденном и научном понимании и его трактовка в сетевой методологии принципиально различаются, что меняет представления о линейности событий и их детерминации [1].
20 Таким образом, предметное поле глобальной психологии уже возможно конкретизировать. Это не только новые явления глобального мира и культурные контексты, приближающие к универсальному описанию психологии человека, но, прежде всего, подход к изучению психологических феноменов в их взаимосвязи со смежными явлениями. Понимание психологией границ своих возможностей одновременно должно предполагать взаимную проблематизацию и сотрудничество с другими науками, способными предоставить данные для понимания изучаемых психологией явлений. Междисциплинарность даже на описательном уровне и актуальные вопросы в адрес других специалистов позволит психологии более активно заявлять о своем месте в современном научном мире.
21 Хочется надеяться, что обсуждение становления глобальной психологии будет продолжено, и постепенно сложатся основные черты этого направления, а также состоятся исследования, выполненные в русле ее методологии.

Библиография

1. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.

2. Журавлев А. Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 15–32.

3. Журавлев А. Л., Мироненко И. А., Юревич А. В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71.

4. Ионов И. Н. Глобальная история и изучение прошлого России // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 139–153.

5. Макропсихология современного российского общества / Под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

6. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000.

7. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Д. А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

8. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.

9. Соснин В. А., Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально-психологические аспекты геополитической стабильности и ядерного сдерживания в XXI веке. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

10. Чешков М. А. Глобальные проблемы, глобализация и глобалистика // Международные процессы. 2005. Т. 3. № 9. С. 170–174.

11. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести