Принцип целостности в интеграции психологического знания
Принцип целостности в интеграции психологического знания
Аннотация
Код статьи
S020595920004051-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Панфёров В. Н. 
Должность: Почетный профессор
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерция
Микляева А. В.
Должность: профессор кафедры психологии человека
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
5-14
Аннотация

Рассмотрены возможности применения принципа целостности в интеграции психологического знания для решения теоретических, методологических и дидактических задач, актуальных для современной психологии. Реализация принципа целостности способствует сущностной дифференциации изучаемых в психологии феноменов и определению понятий, имеющих гносеологический и онтологический статус (“психическая организация человека” и “психология человека”). Тем самым создаются предпосылки для разработки целостных конструктов психической организации человека на основе синтеза достижений различных парадигм психологической науки, обеспечения содержательной валидности психологических исследований и решения проблемы обобщения знаний в процессах преподавания дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова
психологическое знание, принцип целостности, интеграция, психическая организация человека, психология человека.
Классификатор
Получено
08.03.2019
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
924
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920004051-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 18.02.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

2. Балин В.Д. Интеграция психологического знания и критерии ее завершенности // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 22–24.

3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Per Se, Смысл, 2000.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

6. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности. Р/нД.: б.м., 1994.

7. Долганов Д.Н. Метарегуляция учебной деятельности // Психолог. 2017. № 1. С. 45–52. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_21717.html (дата обращения 02.01.2018).

8. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 15–32.

9. Знаков В.В. Мир человека и современная психология субъекта // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 30–53.

10. Кабрин В.И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной психологии // Вестник Томского гос. ун-та. 2005. № 286. С. 15–19.

11. Карицкий И.Н. Интегративная модель психологической практики // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 107–122.

12. Карпов А.В. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2014.

13. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986.

14. Козлов В.В. Интегративная психология – возврат к предмету психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 132–148.

15. Кольцова В.А. Гуманитарное знание: история и перспективы развития // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 37–71.

16. Коржова Е.Ю. Интегративный подход к психологии жизненного пути личности // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 53–68.

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

18. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–46.

19. Мазилов В.А. Интеграция психологического знания: методологические проблемы. М.: Изд-во МАПН, 2008.

20. Мазилов В.А. Разработка теории комплексных и междисциплинарных исследований в психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 201–212.

21. Мироненко И.А. Об интеграции психологического знания // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 153–155.

22. Никандров В.В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека // Вестник СПбГУ. Сер. 3. 1999. №3 (20). С. 73–80.

23. Панферов В.Н., Безгодова С.А. Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 20–33.

24. Панферов В.Н., Микляева А.В., Волохонская М.С. Общая психология: теоретические основы. М.: Юрайт, 2016.

25. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009.

26. Петраш Е.А., Никишина В.Б. Норма и патология социальной идентичности: метасистемный подход. Курск: КГМУ, 2017.

27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия 2003.

28. Пешкова В.Е. Системный подход как объяснительный принцип теоретического описания психики человека // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. Т. 13. С. 2521–2525. URL: http://e-koncept.ru/2015/85505.htm (дата обращения 02.01.2018).

29. Полещук И.А. Принцип целостности // Современные инновации. 2015. № 2 (2). С. 64–67.

30. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

32. Сергиенко Е.А. От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 308–332.

33. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120–132.

34. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. Под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Прайм Еврознак, 2003.

35. Уилбер К. Интегральная психология / Пер. с англ. Под ред. А. Киселева. М.: ACT и др., 2004.

36. Ушаков Д.В. Анатомия психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 71–115.

37. Юревич А.В. Перспективы парадигмального синтеза // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 3–15.

38. Юревич А.В. Состав и структура психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 9–37.

39. Янчук В.А. К построению социокультурно-интердетерминистской диалогической метатеории интеграции психологического знания // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции. В 5 томах: Том 1 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 136–139.

40. Healy P. Toward an integrative, pluralistic psychology: On the hermeneutico-dialogical conditions of the possibility for overcoming fragmentation // New Ideas in Psychology. 2012. V. 30 (3). Р. 271–280.

41. Valsiner Y. Becoming Integrative in Science: Rebuilding Contemporary Psychology through Interdisciplinary and International Collaboration // Integrative Psychological and Behavioural Science. 2007. V. 41. Р. 1–5.

42. Yanchar S.C., Slife B.D. Putting it all together: toward a hermeneutic unity of psychology // Journal of Mind and Behavior. 2000. V. 21 (3). P. 315–326.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести