Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
Аннотация
Код статьи
S020595920004062-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Китова Д. А. 
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории психологии личности
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
128-131
Аннотация

Обсуждается статья А.Л. Журавлева, И.А. Мироненко и А.В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы”, посвященная анализу сложнейших научных проблем. Рассматривается ее концептуальный замысел, постановка острых проблем, характер изложения, комплекс представленных теоретических, методологических и практических вопросов. Отмечается двуединая роль в развитии психологии, которая включает как равновесную динамику самого научного сообщества, в лице конкретных ученых, так и поиск новых психологических знаний, адекватных условиям развития глобальных процессов. Вместе с тем, критикуется слабо выраженный социальный детерминизм происходящих изменений в психологической науке и недостаточная структурированность элементов конкурентоспособности российской психологии как науки, выросшей на исследованиях самобытности российского народа.

Ключевые слова
социальные системы, психологическое знание, глобальные изменения, ресурсы развития, отечественная психология, конкурентные преимущества, естественно-научные традиции.
Классификатор
Получено
20.03.2019
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
633
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Статью А.Л. Журавлева, И.А. Мироненко и А.В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” [3] отличает строгий концептуальный замысел, постановка актуальных проблем, разнообразие идей, связанных с развитием современной отечественной и зарубежной психологии, взвешенный характер изложения, включающий комплекс теоретических, методологических и практических вопросов. Вместе с тем, хотелось бы обозначить ряд проблем, которые, на наш взгляд, совсем не представлены или недостаточно структурированы.
2 ПСИХОЛОГИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
3 В первую очередь, создается впечатление недостаточно выраженного включения анализируемых психологических ситуаций в современные социальные процессы. Как известно, сегодня существует достаточно большое количество теорий эволюции (Л.С. Берг, П. Тейяр де Шарден, Ф. Дрейк, Л.М. Гинделис, В.С. Троицкийи др.), отражающих различные точки зрения: естественнонаучный подход, креационизм, спонтанное зарождение жизни из неживого вещества и т.д.
4 Для осмысления происходящих изменений в науке как социальном институте наиболее приемлемым, по нашему мнению, представляется обращение к теории эволюции социальных систем Спенсера. Социальная картина мира, основанная на совокупности происходивших ранее общественных процессов, динамично изменяется, и психология, как и другие социально-гуманитарные науки, вынуждена вырабатывать информацию о свойствах “нового мира”. В таком ключе, становится понятным, что современные психологические изменения человека, социальных групп и общества в целом связаны с общим течением эволюционных процессов, что и определяет появление новых характеристик общественных отношений, институтов, изменившихся норм, ценностей и потребностей.
5 В значительной степени эти изменения связаны с возникновением Интернет-пространства, одновременно доступного огромному количеству людей, находящихся на различных этапах социального развития [2; 7 и др.]. Информационная революция расширила возможности как конкретного человека, так и групп, организаций, социальных сообществ и государств. С психологической точки зрения, каждый человек, имеющий доступ к Интернету1, получает возможность выражения своей субъектности, становится активным участником и “творцом” глобальных процессов [4], что объединяет большинство проблем, рассматриваемых авторами обсуждаемой статьи.
1. По данным пресс-релиза Международного союза электросвязи (МСЭ) от 22.07.2016, количество пользователей Интернета в мире составляет 3,5 миллиарда человек, а поисковая система Google обрабатывает в среднем 41 млрд. 345 млн. запросов в месяц.
6 При таком подходе понятен непредсказуемый характер мирового развития, исключающий возможность четкого определения эволюционирующих научных элементов системы, цепочки ожидаемых социальных событий, а также характера и уровня востребованности психологического знания в контексте продолжительного периода времени.
7 Тенденции развития психологии в условиях глобальных процессов. В статье корректно представлены векторы ожидаемых социальных трансформаций, которые будут связаны с тем, что многие старые “реальности” в новых условиях станут неэффективны, и им на смену ожидается появление новых объектов и предметов психологического исследования [3, с. 62]. Вследствие этих изменений наука будет вынуждена обратиться к ранее неизвестным “эмпирическим реалиям, порождаемым современным миром” [там же, с. 57]. Было бы важно продумать, каковы эти реалии. Например, можно с уверенностью предположить, что психологии придется разрабатывать способы противодействия деструктивным воздействиям в Интернете, связанным с распространением идеологии терроризма, экстремизма, наркомании и иных деструктивных течений. Не сложно предположить и то, что само психологическое сообщество будет представлять собой многополюсное сетевое образование, взаимодействующее с потребителями психологического знания, как в рамках привычных технологий контактного общения, так и в рамках инновационных форм, ранее не использовавшихся или не имевших технических возможностей для реализации (виртуальные консультации, онлайн конференции и др.).
8 Можно согласиться с авторами, что тенденции развития современного мира не всегда удается предугадать, и возможны “разные, даже взаимоисключающие векторы развития глобальных процессов” [2, с. 5], поэтому прогностические оценки характера предстоящего мирового развития будут порождать научные дискурсы по самым разнообразным направлениям. Хотелось бы услышать от авторов такого рода прогнозы.
9 Вызовы современного мира. Важно было бы также четко структурировать ожидаемые трудности развития психологии в современных реалиях. Можно предположить, что в условиях развития глобальных процессов, в силу культурной опосредованности субъектов социально-экономических трансформаций (человека, группы, общества), наиболее сложно будет управлять социо-гуманитарными составляющими мирового развития, что может по многим причинам “стать уделом” психологии.
10 Во-первых, каждый народ эволюционно стремится к сохранению своего своеобразия, а изменения его ментальности – это сложные и продолжительные по времени процессы.
11 Во-вторых, неравномерность развития социальных процессов в разных регионах мира (иногда даже в рамках одной страны) и такая же неравномерность глобализации различных сфер жизнедеятельности обнажает проблему “непригодности единых гуманитарных концепций” [3, с. 58] для объяснения поведения конкретных участников такого развития. Например, как отмечают авторы, можно выделить непригодность западных теорий даже для описания психического склада целого ряда народов.
12 В-третьих, выработка психологических концепций в “западном мейнстриме” делает непригодными для применения в других культурах не только теоретические концепции, но и методологические подходы, а также вытекающий из них методический инструментарий. С такого рода проблемами, к примеру, давно сталкиваются российские специалисты в области экономической психологии, которые не могут использовать европейские или американские методики без их специальной дополнительной адаптации к реалиям российской социально-экономической среды [6, с. 577–601].
13 В-четвертых, велика необходимость выявления неких психологических универсалий, присущих человеку безотносительно к его культурному своеобразию. В этом направлении показательны, как отмечают авторы, исследования жизни приматов с целью гипотетической реконструкции “генетических механизмов жизнедеятельности человека” [3, с. 60], обусловленных средой обитания.
14 Масштабы глобальных изменений. Следующая позиция авторов связана с тем, что в современных условиях культуры народов неизбежно приобретают новые черты, и для реальной интеграции в глобальное сообщество каждому конкретному государству и обществу требуется отказ от “изоляционистских позиций” [3, с. 58].
15 Для психологического сообщества, как отмечают авторы, жизненно важно “освободиться от необходимости следовать устаревшим теориям” [3, с. 57], научиться апеллировать к “психологии ныне живущего человека” [там же], сохранить способность к “снятию неврозов и кризисов современного человека” [3, с. 59], понимать “очередную” перестройку психологии соотечественников. Остаются пока непредставленными технологические и содержательные векторы такого развития. К примеру, ясно, что это направление будет связано с психологией подрастающего поколения, которое, в силу возрастных особенностей, впитывает социальные нормы и образцы поведения через глобальные СМИ еще на стадии некритичного усвоения социального опыта.
16 Ресурсы развития отечественной психологии. Российскому государству, обществу и науке необходимо определиться с “интеграционным продуктом”, который должен сохранять свою “особость и специфичность” [3, с. 57] и одновременно быть полезным и интересным для мирового сообщества. К ресурсам развития российской психологии авторы относят обстоятельный теоретико-методологический базис, знание специфической психологии многомиллионного народа (с учетом его этно-конфессионального многообразия), но не говорят о теоретико-методологической направленности российской психологии на анализ личностной и социальной гармонизации человека, об отечественных технологиях формирования субъектности, развития творческого потенциала и др. На таких основаниях, как нам представляется, российская психология может конкурировать с западной психологией, характеризующейся отсутствием целостного понимания предмета психологии, фрагментарностью научных исследований, мозаичностью прикладных разработок.
17 Проблемы развития отечественной психологии в условиях глобальных процессов. На наш взгляд, авторам было бы чрезвычайно важно более четко выделить конкурентные преимущества российской психологии, всегда отличавшейся своей самодостаточностью, присущей ей и в дореволюционный период научных исследований (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.), и в период развития советской психологической школы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.), и в постсоветской психологии (А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, Е.А. Климов и др.). К основным преимуществам “российской психологической школы”2 относятся: традиционная ориентация на комплексное и системное решение теоретико-методологических задач; совокупность теоретических и эмпирических достижений субъектного и деятельностного подходов; структурные концепты исследования духовно-нравственного потенциала человека и общества; методологическая опора на культурно-исторический подход; проработанность теоретических оснований субъектности и принципов развития личности и др. (см. подробнее [1; 8; 9 и др.]). В статье эти известные преимущества российской психологии не затрагиваются.
2. Думается, что для понимания места российской психологии в глобальном психологическом сообществе, возможно использование такого термина, который ни в коей мере не отрицает многообразия психологических школ внутри российской психологии, а лишь указывает на их общее научное прошлое.
18 Хотелось бы обратить внимание еще на две позиции. Первая связана с тем, что российская наука, в том числе и психология, имеет богатый опыт естественно-научных традиций. Поэтому логично предположить, что российские психологи способны создавать конкурентные информационно-психологические системы мониторинга, прогноза и проектирования сложных социальных систем. Вторая позиция связана с тем, что содержание и динамика зарубежной психологии всегда были доступны российским психологам и взаимодействие на языке “западного мейнстрима” не представляет для них сложности.
19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20 Российская психология имеет высокий уровень конкурентоспособности в мире, которая обеспечивается ее уникальностью и наличием системных разработок: теоретико-методологических концепций целостного анализа психических явлений; технологий формирования и развития стратегического социального мышления (в противовес оперативным подходам, актуальным в “западном мейнстриме”); психотехник, ориентированных на развитие гармоничной личности, сохраняющей ценности общественной жизни [5]. Все эти концепции и технологии будут востребованы во многих коллективистских культурах, в которых развитие жизни без учета психологического благополучия общества немыслимо.
21 В завершение хотелось бы выразить убежденность в том, что конкуренто способность социо-гуманитарной российской науки, которая частично была утрачена, развиваясь за “железным занавесом”, необходимо возрождать и культивировать, одновременно с этим сохраняя лучшие традиции и историческую преемственность российской психологии, выросшей на исследовании самобытности российского народа.

Библиография

1. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015.

2. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 4 (85). С. 4–9.

3. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 57–70.

4. Китова Д.А., Журавлев А.Л. Социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной сети // Наука. Культура. Общество. 2017. № 3–4. С. 10

5. Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 177–192.

6. Проблемы экономической психологии. Т. 2. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

7. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

8. Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

9. Разработка понятий современной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести