Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Выпуск 4
>
К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова
К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова
Том 78 4
К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова
Эдуард Рунг
;
Евгений Чиглинцев
;
Гульшат Мустафина
;
Олег Синицын
Аннотация
Код статьи
S032103910006170-0-1
DOI
10.31857/S032103910006170-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рунг Эдуард Валерьевич
Связаться с автором
ORCID:
0000-0002-4200-4486
Должность: Профессор
Аффилиация:
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Чиглинцев Евгений Александрович
Должность: Профессор
Аффилиация:
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Мустафина Гульшат Мударисовна
Должность: Доцент
Аффилиация:
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Синицын Олег Владимирович
Должность: Профессор
Аффилиация:
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Том 78 Выпуск 4
Страницы
1076-1078
Аннотация
Классификатор
Получено
09.08.2019
Дата публикации
09.08.2019
Всего подписок
10
Всего просмотров
750
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Мустафина Г. М. , Рунг Э. В. , Синицын О. В. , Чиглинцев Е. А. К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова // Вестник древней истории. – 2018. – T. 78. – Выпуск 4 C. 1076-1078 . URL: https://vdiras.ru/1-ru-55/?version_id=7236. DOI: 10.31857/S032103910006170-0
MLA
Chiglintsev, Evgeniy, Mustafina, Gul’shat, Rung, Eduard, Sinitsyn, Oleg "The 100th Anniversary of Professor A.M. Remennikov."
Vestnik drevney istorii.
78.4 (2018).:1076-1078. DOI: 10.31857/S032103910006170-0
APA
Chiglintsev E., Mustafina G., Rung E., Sinitsyn O. (2018). The 100th Anniversary of Professor A.M. Remennikov.
Vestnik drevney istorii.
vol. 78, no. 4, pp.1076-1078 DOI: 10.31857/S032103910006170-0
Содержание публикации
1
10 ноября 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения известного историка-антиковеда, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан Алексея Михайловича Ременникова (1918–2007). «Вестник древней истории» уже публиковал заметку, посвященную 80-летию ученого (1999, № 2), и некролог по случаю его смерти 24 декабря 2007 г. (2008, № 3). В обеих публикациях кратко представлена биография А.М. Ременникова, а также его основные научные достижения. Эта небольшая заметка, посвященная 100-летию со дня рождения казанского ученого, призвана еще раз отдать дань памяти и уважения незаурядному исследователю и талантливому педагогу, который всю свою жизнь посвятил служению отечественной науке и образованию.
10 ноября 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения известного историка-антиковеда, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан Алексея Михайловича Ременникова (1918–2007). «Вестник древней истории» уже публиковал заметку, посвященную 80-летию ученого (1999, № 2), и некролог по случаю его смерти 24 декабря 2007 г. (2008, № 3). В обеих публикациях кратко представлена биография А.М. Ременникова, а также его основные научные достижения. Эта небольшая заметка, посвященная 100-летию со дня рождения казанского ученого, призвана еще раз отдать дань памяти и уважения незаурядному исследователю и талантливому педагогу, который всю свою жизнь посвятил служению отечественной науке и образованию.
10 ноября 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения известного историка-антиковеда, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан Алексея Михайловича Ременникова (1918–2007). «Вестник древней истории» уже публиковал заметку, посвященную 80-летию ученого (1999, № 2), и некролог по случаю его смерти 24 декабря 2007 г. (2008, № 3). В обеих публикациях кратко представлена биография А.М. Ременникова, а также его основные научные достижения. Эта небольшая заметка, посвященная 100-летию со дня рождения казанского ученого, призвана еще раз отдать дань памяти и уважения незаурядному исследователю и талантливому педагогу, который всю свою жизнь посвятил служению отечественной науке и образованию.
2
Подпись к рисунку/медиа
3
Главными городами в жизни А.М. Ременникова стали Москва и Казань: в Москве он получил образование и обрел дело всей своей жизни, Москву он защищал в первые месяцы Великой Отечественной войны, а Казани он отдал многие годы своей преподавательской и научной деятельности, став одним из символов исторического педагогического образования Республики Татарстан.
Главными городами в жизни А.М. Ременникова стали Москва и Казань: в Москве он получил образование и обрел дело всей своей жизни, Москву он защищал в первые месяцы Великой Отечественной войны, а Казани он отдал многие годы своей преподавательской и научной деятельности, став одним из символов исторического педагогического образования Республики Татарстан.
Главными городами в жизни А.М. Ременникова стали Москва и Казань: в Москве он получил образование и обрел дело всей своей жизни, Москву он защищал в первые месяцы Великой Отечественной войны, а Казани он отдал многие годы своей преподавательской и научной деятельности, став одним из символов исторического педагогического образования Республики Татарстан.
4
Родился А.М. Ременников в Петрограде в семье питерских учителей, так что педагогическое поприще, видимо, не случайно оказалось основным в его судьбе. Однако жить в первые годы советской власти в большом городе было очень голодно, и семья перебралась в Воронежскую область. Здесь, в деревне Вишневое Старо-Юрьевского района, с 1919 по 1930 г. жил и учился в начальной школе Алексей Ременников. Здесь в 1925 г. семилетним мальчиком он лишился отца, а в 1930 г. мама Варвара Павловна перевезла его в Москву, где он и окончил среднюю школу.
Родился А.М. Ременников в Петрограде в семье питерских учителей, так что педагогическое поприще, видимо, не случайно оказалось основным в его судьбе. Однако жить в первые годы советской власти в большом городе было очень голодно, и семья перебралась в Воронежскую область. Здесь, в деревне Вишневое Старо-Юрьевского района, с 1919 по 1930 г. жил и учился в начальной школе Алексей Ременников. Здесь в 1925 г. семилетним мальчиком он лишился отца, а в 1930 г. мама Варвара Павловна перевезла его в Москву, где он и окончил среднюю школу.
Родился А.М. Ременников в Петрограде в семье питерских учителей, так что педагогическое поприще, видимо, не случайно оказалось основным в его судьбе. Однако жить в первые годы советской власти в большом городе было очень голодно, и семья перебралась в Воронежскую область. Здесь, в деревне Вишневое Старо-Юрьевского района, с 1919 по 1930 г. жил и учился в начальной школе Алексей Ременников. Здесь в 1925 г. семилетним мальчиком он лишился отца, а в 1930 г. мама Варвара Павловна перевезла его в Москву, где он и окончил среднюю школу.
5
В августе 1936 г. Алексей Ременников поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Это был один из первых наборов после возрождения истфаков в университетах. Именно в этом году прием стал осуществляться по новым правилам, утвержденным Наркомпросом, основным требованием которых являлась проверка знаний поступающих в объеме средней школы, выяснение уровня общего развития будущих студентов. Для мальчика из интеллигентной семьи это была прекрасная возможность. Набор был достаточно многочисленным – 150 человек, – но, учитывая, что полноценные истфаки пока существовали только в Московском и Ленинградском университетах, это оказалось совсем немного для огромной страны.
В августе 1936 г. Алексей Ременников поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Это был один из первых наборов после возрождения истфаков в университетах. Именно в этом году прием стал осуществляться по новым правилам, утвержденным Наркомпросом, основным требованием которых являлась проверка знаний поступающих в объеме средней школы, выяснение уровня общего развития будущих студентов. Для мальчика из интеллигентной семьи это была прекрасная возможность. Набор был достаточно многочисленным – 150 человек, – но, учитывая, что полноценные истфаки пока существовали только в Московском и Ленинградском университетах, это оказалось совсем немного для огромной страны.
В августе 1936 г. Алексей Ременников поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Это был один из первых наборов после возрождения истфаков в университетах. Именно в этом году прием стал осуществляться по новым правилам, утвержденным Наркомпросом, основным требованием которых являлась проверка знаний поступающих в объеме средней школы, выяснение уровня общего развития будущих студентов. Для мальчика из интеллигентной семьи это была прекрасная возможность. Набор был достаточно многочисленным – 150 человек, – но, учитывая, что полноценные истфаки пока существовали только в Московском и Ленинградском университетах, это оказалось совсем немного для огромной страны.
6
На кафедрах факультета в это время работали выдающиеся историки. В своих воспоминаниях А.М. Ременников позже написал: «Пять лет обучения прошли очень быстро. Нам читали лекции академики, профессора мирового уровня, мы начали принимать участие в научной работе»
1
. Кафедрой истории Древнего мира заведовал профессор В.С. Сергеев, автор первого советского учебника по истории Древней Греции.
1. Ременников, А.М. Вспоминая военные годы.
Музейный вестник КГПУ
. 2005. Вып. 2. С. 71.
На кафедрах факультета в это время работали выдающиеся историки. В своих воспоминаниях А.М. Ременников позже написал: «Пять лет обучения прошли очень быстро. Нам читали лекции академики, профессора мирового уровня, мы начали принимать участие в научной работе»<sup>1</sup>. Кафедрой истории Древнего мира заведовал профессор В.С. Сергеев, автор первого советского учебника по истории Древней Греции.
На кафедрах факультета в это время работали выдающиеся историки. В своих воспоминаниях А.М. Ременников позже написал: «Пять лет обучения прошли очень быстро. Нам читали лекции академики, профессора мирового уровня, мы начали принимать участие в научной работе»<sup>1</sup>. Кафедрой истории Древнего мира заведовал профессор В.С. Сергеев, автор первого советского учебника по истории Древней Греции.
1. Ременников, А.М. Вспоминая военные годы. <em>Музейный вестник КГПУ</em>. 2005. Вып. 2. С. 71.
7
Годы учебы А.М. Ременникова в МГУ были годами становления истфака: появлялись новые кафедры, в том числе древних языков, которую возглавил проф. Н.И. Новосадский. В то же время преподавателей коснулись репрессии, которые прокатились по стране: был отправлен в ГУЛАГ профессор П.Ф. Преображенский, расстрелян декан факультета Г.С. Фридлянд. Одновременно, по воспоминаниям А.М. Ременникова, «все явственнее чувствовалось приближение войны».
Годы учебы А.М. Ременникова в МГУ были годами становления истфака: появлялись новые кафедры, в том числе древних языков, которую возглавил проф. Н.И. Новосадский. В то же время преподавателей коснулись репрессии, которые прокатились по стране: был отправлен в ГУЛАГ профессор П.Ф. Преображенский, расстрелян декан факультета Г.С. Фридлянд. Одновременно, по воспоминаниям А.М. Ременникова, «все явственнее чувствовалось приближение войны».
Годы учебы А.М. Ременникова в МГУ были годами становления истфака: появлялись новые кафедры, в том числе древних языков, которую возглавил проф. Н.И. Новосадский. В то же время преподавателей коснулись репрессии, которые прокатились по стране: был отправлен в ГУЛАГ профессор П.Ф. Преображенский, расстрелян декан факультета Г.С. Фридлянд. Одновременно, по воспоминаниям А.М. Ременникова, «все явственнее чувствовалось приближение войны».
8
И все-таки А.М. Ременников в 1941 г. успел закончить полный курс обучения, причем закончить «с отличием» – все следующие курсы и в самой Москве, и в эвакуации в Ашхабаде учились по сокращенной программе. Летопись Московского университета сообщает, что уже 1 июля 1941 г. первая группа студентов была мобилизована на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Руководителем батальона стал студент-выпускник исторического факультета
Михаил
Гефтер
. Алексей Ременников оказался в Смоленской области в составе большой группы московских студентов и заводских рабочих. Вспоминая эти дни лета и осени 1941 г., он рассказал, как смертельно опасны были налеты германской авиации, не дававшие копать противотанковые рвы в дневное время, как ценою многих жизней учились они маскировке и как пришлось им срочно уходить в тыл, неся по пути потери, когда враг прорвал фронт и возникла угроза окружения для массы безоружных работников.
И все-таки А.М. Ременников в 1941 г. успел закончить полный курс обучения, причем закончить «с отличием» – все следующие курсы и в самой Москве, и в эвакуации в Ашхабаде учились по сокращенной программе. Летопись Московского университета сообщает, что уже 1 июля 1941 г. первая группа студентов была мобилизована на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Руководителем батальона стал студент-выпускник исторического факультета <a target=_blank href="http://letopis.msu.ru/peoples/4843"><span style="text-decoration: underline;">Михаил</span><span style="text-decoration: underline;"> </span><span style="text-decoration: underline;">Гефтер</span></a> . Алексей Ременников оказался в Смоленской области в составе большой группы московских студентов и заводских рабочих. Вспоминая эти дни лета и осени 1941 г., он рассказал, как смертельно опасны были налеты германской авиации, не дававшие копать противотанковые рвы в дневное время, как ценою многих жизней учились они маскировке и как пришлось им срочно уходить в тыл, неся по пути потери, когда враг прорвал фронт и возникла угроза окружения для массы безоружных работников.
И все-таки А.М. Ременников в 1941 г. успел закончить полный курс обучения, причем закончить «с отличием» – все следующие курсы и в самой Москве, и в эвакуации в Ашхабаде учились по сокращенной программе. Летопись Московского университета сообщает, что уже 1 июля 1941 г. первая группа студентов была мобилизована на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Руководителем батальона стал студент-выпускник исторического факультета <a target=_blank href="http://letopis.msu.ru/peoples/4843"><span style="text-decoration: underline;">Михаил</span><span style="text-decoration: underline;"> </span><span style="text-decoration: underline;">Гефтер</span></a> . Алексей Ременников оказался в Смоленской области в составе большой группы московских студентов и заводских рабочих. Вспоминая эти дни лета и осени 1941 г., он рассказал, как смертельно опасны были налеты германской авиации, не дававшие копать противотанковые рвы в дневное время, как ценою многих жизней учились они маскировке и как пришлось им срочно уходить в тыл, неся по пути потери, когда враг прорвал фронт и возникла угроза окружения для массы безоружных работников.
9
А дальше, уже в тылу, каждый сам определял свою судьбу. А.М. Ременников отправился в военкомат с намерением уйти на фронт, но из-за близорукости получил отказ и был прикомандирован к Наркомату просвещения. На ближайшие два года А.М. Ременников стал учителем истории и конституции в одной из школ Вологодской области, затем все-таки был призван в армию и оказался в запасном полку. Лишь в сентябре 1944 г. он попал в качестве переводчика в действующую армию на 3-й Белорусский фронт. Воспоминания А.М. Ременникова о войне поражают своей будничностью и обыденностью, при этом в описании каждого конкретного эпизода чувствуется боль за гибнущих товарищей.
А дальше, уже в тылу, каждый сам определял свою судьбу. А.М. Ременников отправился в военкомат с намерением уйти на фронт, но из-за близорукости получил отказ и был прикомандирован к Наркомату просвещения. На ближайшие два года А.М. Ременников стал учителем истории и конституции в одной из школ Вологодской области, затем все-таки был призван в армию и оказался в запасном полку. Лишь в сентябре 1944 г. он попал в качестве переводчика в действующую армию на 3-й Белорусский фронт. Воспоминания А.М. Ременникова о войне поражают своей будничностью и обыденностью, при этом в описании каждого конкретного эпизода чувствуется боль за гибнущих товарищей.
А дальше, уже в тылу, каждый сам определял свою судьбу. А.М. Ременников отправился в военкомат с намерением уйти на фронт, но из-за близорукости получил отказ и был прикомандирован к Наркомату просвещения. На ближайшие два года А.М. Ременников стал учителем истории и конституции в одной из школ Вологодской области, затем все-таки был призван в армию и оказался в запасном полку. Лишь в сентябре 1944 г. он попал в качестве переводчика в действующую армию на 3-й Белорусский фронт. Воспоминания А.М. Ременникова о войне поражают своей будничностью и обыденностью, при этом в описании каждого конкретного эпизода чувствуется боль за гибнущих товарищей.
10
Закончил А.М. Ременников войну в Германии, но демобилизовался он только в ноябре 1945 г. Проработав около года сотрудником Центрального государственного архива СССР, в 1946 г. он поступил в аспирантуру кафедры истории древнего мира истфака МГУ. В 1950 г. А.М. Ременников защитил кандидатскую диссертацию на тему «Войны римлян с племенами Северного Причерноморья в III в. н.э.» под руководством С.Л. Утченко и вскоре переехал в Казань, город, в котором прошла вся его дальнейшая жизнь. В Казанском пединституте, педагогическом университете, а затем – Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете пятьдесят лет отдал он подготовке учительских кадров для Татарстана и ряда соседних регионов, в том числе в качестве заведующего кафедрой всеобщей истории.
Закончил А.М. Ременников войну в Германии, но демобилизовался он только в ноябре 1945 г. Проработав около года сотрудником Центрального государственного архива СССР, в 1946 г. он поступил в аспирантуру кафедры истории древнего мира истфака МГУ. В 1950 г. А.М. Ременников защитил кандидатскую диссертацию на тему «Войны римлян с племенами Северного Причерноморья в III в. н.э.» под руководством С.Л. Утченко и вскоре переехал в Казань, город, в котором прошла вся его дальнейшая жизнь. В Казанском пединституте, педагогическом университете, а затем – Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете пятьдесят лет отдал он подготовке учительских кадров для Татарстана и ряда соседних регионов, в том числе в качестве заведующего кафедрой всеобщей истории.
Закончил А.М. Ременников войну в Германии, но демобилизовался он только в ноябре 1945 г. Проработав около года сотрудником Центрального государственного архива СССР, в 1946 г. он поступил в аспирантуру кафедры истории древнего мира истфака МГУ. В 1950 г. А.М. Ременников защитил кандидатскую диссертацию на тему «Войны римлян с племенами Северного Причерноморья в III в. н.э.» под руководством С.Л. Утченко и вскоре переехал в Казань, город, в котором прошла вся его дальнейшая жизнь. В Казанском пединституте, педагогическом университете, а затем – Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете пятьдесят лет отдал он подготовке учительских кадров для Татарстана и ряда соседних регионов, в том числе в качестве заведующего кафедрой всеобщей истории.
11
Казанский государственный педагогический институт, в котором начал работать историк, был, по сути, его ровесником. Основанный в 1876 г. как Казанский учительский институт (третий после Петербурга и Москвы), в октябре 1918 г. решением Наркомпроса он был преобразован в Казанский педагогический институт, а с 1934 г. – в Казанский государственный педагогический институт. Очевидно, что такой вуз имел замечательные традиции воспитания учителей, и молодой ученый, сын учителей, очень хорошо вписался в образовательную и воспитательную жизнь института. Здесь он прошел путь от преподавателя до профессора и заведующего кафедрой. Именно во время работы в КГПУ была написана и в 1967 г. защищена в совете Московского университета докторская диссертация А.М. Ременникова «Историческая роль племен Подунавья в падении Римской империи», большой двухтомный труд, получивший положительную оценку научной общественности.
Казанский государственный педагогический институт, в котором начал работать историк, был, по сути, его ровесником. Основанный в 1876 г. как Казанский учительский институт (третий после Петербурга и Москвы), в октябре 1918 г. решением Наркомпроса он был преобразован в Казанский педагогический институт, а с 1934 г. – в Казанский государственный педагогический институт. Очевидно, что такой вуз имел замечательные традиции воспитания учителей, и молодой ученый, сын учителей, очень хорошо вписался в образовательную и воспитательную жизнь института. Здесь он прошел путь от преподавателя до профессора и заведующего кафедрой. Именно во время работы в КГПУ была написана и в 1967 г. защищена в совете Московского университета докторская диссертация А.М. Ременникова «Историческая роль племен Подунавья в падении Римской империи», большой двухтомный труд, получивший положительную оценку научной общественности.
Казанский государственный педагогический институт, в котором начал работать историк, был, по сути, его ровесником. Основанный в 1876 г. как Казанский учительский институт (третий после Петербурга и Москвы), в октябре 1918 г. решением Наркомпроса он был преобразован в Казанский педагогический институт, а с 1934 г. – в Казанский государственный педагогический институт. Очевидно, что такой вуз имел замечательные традиции воспитания учителей, и молодой ученый, сын учителей, очень хорошо вписался в образовательную и воспитательную жизнь института. Здесь он прошел путь от преподавателя до профессора и заведующего кафедрой. Именно во время работы в КГПУ была написана и в 1967 г. защищена в совете Московского университета докторская диссертация А.М. Ременникова «Историческая роль племен Подунавья в падении Римской империи», большой двухтомный труд, получивший положительную оценку научной общественности.
12
А.М. Ременников не создал собственной научной школы, но трудно переоценить его роль в воспитании молодых научных кадров. Он с удовольствием и большой самоотдачей работал в специализированном совете по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций, который существовал в Казанском государственном университете, выступал на его заседаниях с короткими, но емкими оценками представленных исследований, и всегда очень доброжелательно отзывался о работах диссертантов.
А.М. Ременников не создал собственной научной школы, но трудно переоценить его роль в воспитании молодых научных кадров. Он с удовольствием и большой самоотдачей работал в специализированном совете по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций, который существовал в Казанском государственном университете, выступал на его заседаниях с короткими, но емкими оценками представленных исследований, и всегда очень доброжелательно отзывался о работах диссертантов.
А.М. Ременников не создал собственной научной школы, но трудно переоценить его роль в воспитании молодых научных кадров. Он с удовольствием и большой самоотдачей работал в специализированном совете по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций, который существовал в Казанском государственном университете, выступал на его заседаниях с короткими, но емкими оценками представленных исследований, и всегда очень доброжелательно отзывался о работах диссертантов.
13
Помимо большой преподавательской и воспитательной работы, как истинный русский интеллигент А.М. Ременников создавал вокруг себя атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Факт, который не может не вызывать восхищения и уважения: приехав в национальную республику, участвуя в подготовке ее национальных кадров, он посчитал для себя обязательным выучить татарский язык, знал его и постоянно в нем совершенствовался. Академик АН РТ, многолетний председатель специализированного совета по историческим наукам И.Р. Тагиров вспоминал в связи с этим традиционные речи, которые произносил А.М. Ременников на неформальных посиделках после каждой из защит, произносил на хорошем литературном татарском языке, умело импровизируя по ходу речи. Это вызывало всеобщий и бурный восторг. Но профессор Ременников не только говорил по-татарски, но и читал в оригинале произведения татарских писателей. Вообще жизнь республики и ее столицы, национальная и мировая культура, общественная жизнь нашей страны, словом, разносторонность интересов помогала ему в главной работе учебной и воспитательной деятельности.
Помимо большой преподавательской и воспитательной работы, как истинный русский интеллигент А.М. Ременников создавал вокруг себя атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Факт, который не может не вызывать восхищения и уважения: приехав в национальную республику, участвуя в подготовке ее национальных кадров, он посчитал для себя обязательным выучить татарский язык, знал его и постоянно в нем совершенствовался. Академик АН РТ, многолетний председатель специализированного совета по историческим наукам И.Р. Тагиров вспоминал в связи с этим традиционные речи, которые произносил А.М. Ременников на неформальных посиделках после каждой из защит, произносил на хорошем литературном татарском языке, умело импровизируя по ходу речи. Это вызывало всеобщий и бурный восторг. Но профессор Ременников не только говорил по-татарски, но и читал в оригинале произведения татарских писателей. Вообще жизнь республики и ее столицы, национальная и мировая культура, общественная жизнь нашей страны, словом, разносторонность интересов помогала ему в главной работе учебной и воспитательной деятельности.
Помимо большой преподавательской и воспитательной работы, как истинный русский интеллигент А.М. Ременников создавал вокруг себя атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Факт, который не может не вызывать восхищения и уважения: приехав в национальную республику, участвуя в подготовке ее национальных кадров, он посчитал для себя обязательным выучить татарский язык, знал его и постоянно в нем совершенствовался. Академик АН РТ, многолетний председатель специализированного совета по историческим наукам И.Р. Тагиров вспоминал в связи с этим традиционные речи, которые произносил А.М. Ременников на неформальных посиделках после каждой из защит, произносил на хорошем литературном татарском языке, умело импровизируя по ходу речи. Это вызывало всеобщий и бурный восторг. Но профессор Ременников не только говорил по-татарски, но и читал в оригинале произведения татарских писателей. Вообще жизнь республики и ее столицы, национальная и мировая культура, общественная жизнь нашей страны, словом, разносторонность интересов помогала ему в главной работе учебной и воспитательной деятельности.
14
Многие годы А.М. Ременников был тесно связан с кафедрой всеобщей истории (позднее – кафедрой истории древнего мира и средних веков) Казанского государственного университета, поддерживая тесные научные и дружеские связи с патриархом казанского антиковедения, профессором Аркадием Семеновичем Шофманом (1913–1993).
Многие годы А.М. Ременников был тесно связан с кафедрой всеобщей истории (позднее – кафедрой истории древнего мира и средних веков) Казанского государственного университета, поддерживая тесные научные и дружеские связи с патриархом казанского антиковедения, профессором Аркадием Семеновичем Шофманом (1913–1993).
Многие годы А.М. Ременников был тесно связан с кафедрой всеобщей истории (позднее – кафедрой истории древнего мира и средних веков) Казанского государственного университета, поддерживая тесные научные и дружеские связи с патриархом казанского антиковедения, профессором Аркадием Семеновичем Шофманом (1913–1993).
15
Научное наследие А.М. Ременникова представлено трудами, посвященными исследованию внешнеполитических факторов в развитии кризиса и падения Римской империи. В 1951 г. в «Вестнике древней истории» была опубликована статья «Война между Римской империей и племенами Северного Причерноморья в 250–251 гг. н.э.», а в 1954 г. в издательстве АН СССР вышла монография «Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н.э.».
Научное наследие А.М. Ременникова представлено трудами, посвященными исследованию внешнеполитических факторов в развитии кризиса и падения Римской империи. В 1951 г. в «Вестнике древней истории» была опубликована статья «Война между Римской империей и племенами Северного Причерноморья в 250–251 гг. н.э.», а в 1954 г. в издательстве АН СССР вышла монография «Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н.э.».
Научное наследие А.М. Ременникова представлено трудами, посвященными исследованию внешнеполитических факторов в развитии кризиса и падения Римской империи. В 1951 г. в «Вестнике древней истории» была опубликована статья «Война между Римской империей и племенами Северного Причерноморья в 250–251 гг. н.э.», а в 1954 г. в издательстве АН СССР вышла монография «Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н.э.».
16
Ю.К. Колосовская в своей рецензии на эту монографию отмечает, что «рассматриваемый (…) вопрос о борьбе причерноморских и прикарпатских племен с Римской империей в III в. чрезвычайно важен не только для выяснения общей проблемы взаимоотношения Рима с варварской периферией, но и для характеристики всего периода в целом, которым начинается постепенное крушение Римской империи» (
В
ДИ
. 1955. № 4. С. 72). В дальнейшем научный интерес А.М. Ременникова переместился на изучение борьбы племен Подунавья с Римом в III–IV вв. н.э., чему он посвятил ряд публикаций в «Вестнике древней истории» (1960. № 3; 1967. № 1; 1970. № 2) и в кафедральном издании Казанского государственного педагогического института «Проблемы всеобщей истории» (1967, вып. 1; 1969, вып. 2; 1974, вып. 4). В своей статье «Вестготы и Римская империя накануне нашествия гуннов» (
ВДИ
. 1967. № 1) А.М. Ременников внес свой вклад в изучение большой дискуссионной проблемы об исторической роли варварских народов в падении Римской империи.
Ю.К. Колосовская в своей рецензии на эту монографию отмечает, что «рассматриваемый (…) вопрос о борьбе причерноморских и прикарпатских племен с Римской империей в III в. чрезвычайно важен не только для выяснения общей проблемы взаимоотношения Рима с варварской периферией, но и для характеристики всего периода в целом, которым начинается постепенное крушение Римской империи» (<em>В</em><em>ДИ</em>. 1955. № 4. С. 72). В дальнейшем научный интерес А.М. Ременникова переместился на изучение борьбы племен Подунавья с Римом в III–IV вв. н.э., чему он посвятил ряд публикаций в «Вестнике древней истории» (1960. № 3; 1967. № 1; 1970. № 2) и в кафедральном издании Казанского государственного педагогического института «Проблемы всеобщей истории» (1967, вып. 1; 1969, вып. 2; 1974, вып. 4). В своей статье «Вестготы и Римская империя накануне нашествия гуннов» (<em>ВДИ</em>. 1967. № 1) А.М. Ременников внес свой вклад в изучение большой дискуссионной проблемы об исторической роли варварских народов в падении Римской империи.
Ю.К. Колосовская в своей рецензии на эту монографию отмечает, что «рассматриваемый (…) вопрос о борьбе причерноморских и прикарпатских племен с Римской империей в III в. чрезвычайно важен не только для выяснения общей проблемы взаимоотношения Рима с варварской периферией, но и для характеристики всего периода в целом, которым начинается постепенное крушение Римской империи» (<em>В</em><em>ДИ</em>. 1955. № 4. С. 72). В дальнейшем научный интерес А.М. Ременникова переместился на изучение борьбы племен Подунавья с Римом в III–IV вв. н.э., чему он посвятил ряд публикаций в «Вестнике древней истории» (1960. № 3; 1967. № 1; 1970. № 2) и в кафедральном издании Казанского государственного педагогического института «Проблемы всеобщей истории» (1967, вып. 1; 1969, вып. 2; 1974, вып. 4). В своей статье «Вестготы и Римская империя накануне нашествия гуннов» (<em>ВДИ</em>. 1967. № 1) А.М. Ременников внес свой вклад в изучение большой дискуссионной проблемы об исторической роли варварских народов в падении Римской империи.
17
За годы своей научно-педагогической деятельности профессор А.М. Ременников опубликовал несколько десятков статей, в том числе две на немецком языке, две монографии и два учебных пособия по теме своих исследований. Научное значение работ А.М. Ременникова подчеркивается интересом к ним не только среди специалистов-антиковедов, но и историков других направлений. Не обходились без ссылок на труды А.М. Ременникова работы известных отечественных исследователей Ю.К. Колосовской (
Паннония
в
I
–
III
веках
. М., 1973), Л.Н. Гумилева (
О
т
крытие Хазарии
. М., 2004), В.П. Будановой (
Готы в эпоху великого пер
е
селения народ
ов
. М., 1990) и др. Вызывают интерес труды А.М. Ременникова и в зарубежной науке, о чем непосредственно свидетельствуют ссылки на его русскоязычные работы в книгах Т. Бернса (Burns, T.S.
A
History
of
the
Ostrogoths
. Bloomington–Indianapolis, 1991), Ф. Дженкинса (Jenkins, F.C.
Ammianus
Marcellinus
: An Annotated Biblio
g
raphy, 1474 to the Present
. Leiden, 2017) и др.
За годы своей научно-педагогической деятельности профессор А.М. Ременников опубликовал несколько десятков статей, в том числе две на немецком языке, две монографии и два учебных пособия по теме своих исследований. Научное значение работ А.М. Ременникова подчеркивается интересом к ним не только среди специалистов-антиковедов, но и историков других направлений. Не обходились без ссылок на труды А.М. Ременникова работы известных отечественных исследователей Ю.К. Колосовской (<em>Паннония</em><em> в </em><em>I</em><em>–</em><em>III</em><em> </em><em>веках</em>. М., 1973), Л.Н. Гумилева (<em>О</em><em>т</em><em>крытие Хазарии</em>. М., 2004), В.П. Будановой (<em>Готы в эпоху великого пер</em><em>е</em><em>селения народ</em><em>ов</em>. М., 1990) и др. Вызывают интерес труды А.М. Ременникова и в зарубежной науке, о чем непосредственно свидетельствуют ссылки на его русскоязычные работы в книгах Т. Бернса (Burns, T.S. <em>A</em><em> </em><em>History</em><em> </em><em>of</em><em> </em><em>the</em><em> </em><em>Ostrogoths</em>. Bloomington–Indianapolis, 1991), Ф. Дженкинса (Jenkins, F.C. <em>Ammianus</em><em> </em><em>Marcellinus</em><em>: An Annotated Biblio</em><em>g</em><em>raphy, 1474 to the Present</em>. Leiden, 2017) и др.
За годы своей научно-педагогической деятельности профессор А.М. Ременников опубликовал несколько десятков статей, в том числе две на немецком языке, две монографии и два учебных пособия по теме своих исследований. Научное значение работ А.М. Ременникова подчеркивается интересом к ним не только среди специалистов-антиковедов, но и историков других направлений. Не обходились без ссылок на труды А.М. Ременникова работы известных отечественных исследователей Ю.К. Колосовской (<em>Паннония</em><em> в </em><em>I</em><em>–</em><em>III</em><em> </em><em>веках</em>. М., 1973), Л.Н. Гумилева (<em>О</em><em>т</em><em>крытие Хазарии</em>. М., 2004), В.П. Будановой (<em>Готы в эпоху великого пер</em><em>е</em><em>селения народ</em><em>ов</em>. М., 1990) и др. Вызывают интерес труды А.М. Ременникова и в зарубежной науке, о чем непосредственно свидетельствуют ссылки на его русскоязычные работы в книгах Т. Бернса (Burns, T.S. <em>A</em><em> </em><em>History</em><em> </em><em>of</em><em> </em><em>the</em><em> </em><em>Ostrogoths</em>. Bloomington–Indianapolis, 1991), Ф. Дженкинса (Jenkins, F.C. <em>Ammianus</em><em> </em><em>Marcellinus</em><em>: An Annotated Biblio</em><em>g</em><em>raphy, 1474 to the Present</em>. Leiden, 2017) и др.
18
Таким образом, пройдя непростой, но весьма насыщенный жизненный путь, А.М. Ременников оставил после себя весьма значимое научное наследие, без учета которого невозможно плодотворное изучение роли варварских народов в падении Римской империи.
Таким образом, пройдя непростой, но весьма насыщенный жизненный путь, А.М. Ременников оставил после себя весьма значимое научное наследие, без учета которого невозможно плодотворное изучение роли варварских народов в падении Римской империи.
Таким образом, пройдя непростой, но весьма насыщенный жизненный путь, А.М. Ременников оставил после себя весьма значимое научное наследие, без учета которого невозможно плодотворное изучение роли варварских народов в падении Римской империи.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены