Сравнительный анализ внешнеполитических стратегий Б. Обамы и Д. Трампа по отношению к Северной Корее
Сравнительный анализ внешнеполитических стратегий Б. Обамы и Д. Трампа по отношению к Северной Корее
Аннотация
Код статьи
S032150750006527-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Цао Хуэйлинь  
Должность: Post-graduate student, Faculty of Political Science, St. Petersburg State University
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
55-60
Аннотация

В данной статье рассматривается геополитическое положение Корейского полуострова посредством геополитической теории Спайкмена, указывается важность геополитического положения Северной Кореи, особенно в рамках дипломатической стратегии США. Даётся сравнительный анализ внешнеполитических стратегий администраций Б.Обамы и Д.Трампа, а также выделяются их основные характеристики, принципы и цели. В заключение предложены соответствующие меры для развития отношений КНДР и США после второго саммита и решения ядерной проблемы КНДР.

Ключевые слова
геополитика, Северная Корея, внешнеполитическая стратегия Б.Обамы, внешнеполитическая стратегия Д.Трампа, проблема ядерного оружия
Источник финансирования
Статья выполнена при финансовой поддержке «Государственного комитета КНР по управлению фондом обучения за границей».
Классификатор
Дата публикации
31.10.2019
Всего подписок
92
Всего просмотров
3872
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В последние годы термин «геополитика» стал приобретать всё большую значимость и актуальность в политологической науке. Под геополитикой понимается область знания, использующая пространственный подход при анализе политических процессов. С этой точки зрения, Корейский полуостров (КП), граничащий с Китаем и Россией на севере и через Корейский проливс Японией на востоке, является важнейшим геополитическим пространством [1].
2

ВАЖНОСТЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3 Близ КП расположены крупнейшие в мире сухопутные и морские державы. Имея выход к тихо- океанским морям, Корейский полуостров одновременно является воротами Японии на азиатский континент, зоной интересов России на Тихом океане, точкой доступа США к евразийскому континенту и защитной стеной для северо-востока Китая. По теории американского исследователя Спайкмена, Корейский полуостров принадлежит к «Римленду»1, он может служить обширной буферной зоной в конфликте между морскими и сухопутными силами разных государств, занимая особое геополитическое положение в международной политике. В связи с уникальным географическим положением полуострова, в этом регионе пересекаются интересы нескольких мощнейших геополитических игроков, и на протяжении более чем 2000 лет на полуострове попеременно доминировали Китай, Япония, США и Россия (СССР) [2, c. 12-13].
1. «Римленд» – важнейшее с точки зрения геополитики пространство, которое окружает Евразию, включает Малую
4 В настоящее время ключевые проблемы, связанные с Корейским полуостровом – наличие ядерного оружия у Северной Кореи (КНДР), присутствие военного гарнизона США в Южной Корее и недружественные отношения между двумя корейскими государствами. Северокорейский ядерный вопрос относится к наиболее актуальным и безотлагательным. Страны-соседи – Россия, Китай, Япония, а также США обеспокоены обстановкой в КНДР: в стране проводятся ракетные и ядерные испытания, которые могут привести к изменению военного баланса в Северо-Восточной Азии. Из-за этого соседние страны вынуждены в своих оборонных планах принимать во внимание увеличение северокорейского ракетного потенциала [3, с. 142]. Ракетная программа КНДР также влияет на взаимное доверие между двумя Кореями и на снижение перспектив улучшения их взаимоотношений. Решение северокорейской проблемы становится ключевой необходимостью для поддержания стабильности и мира в СВА.
5 Стратегические цели США в СВА реализуются в таких направлениях, как сохранение контроля над ситуацией на Корейском полуострове; укрепление военных союзов с Японией и Южной Кореей; сдерживание экономического роста Китая; сохранение доминирующего положения США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – АТР). Поэтому, с позиций Вашингтона, Северная Корея играет важную роль стратегической буферной зоны для сдерживания Китая и России, а возможное наличие у неё ядерного оружия служит постоянным предлогом для сохранения вооружённых сил США в Республике Корея и укрепления трёхстороннего военного сотрудничества между США, Японией и Южной Кореей. Важно подчеркнуть, что участие в делах КНДР для американской стороны является важной частью стратегии их политического присутствия АТР и расширения великодержавного влияния. То, может ли государство решить проблемы на Корейском полуострове, напрямую отражает его способности к региональному управлению, а также является важным фактором престижа страны с точки зрения глобального управления [4].
6

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ Б.ОБАМЫ И Д.ТРАМПА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

7 Дипломатические приоритеты в первый президентский срок Б.Обамы (2009-2013) заключались в реализации стратегии «перебалансировки сил в АТР». В свой второй президентский срок (2013-2017) Обама сконцентрировался на стремлении заключить соглашение по ядерной программе Ирана и деятельности по свержению правительства Асада в Сирии. По мнению Обамы, ядерного и ракетного потенциала КНДР по-прежнему недостаточно, чтобы в краткосрочной перспективе он мог бы создать серьёзную угрозу внутренней безопасности США, и поэтому ядерная программа КНДР приоритетом для внешней политики США в тот период не стала.
8 Администрация Обамы пыталась связаться с КНДР в первые дни после вступления избранного президента в должность, предлагала вернуться за стол переговоров, но не достигла в этом никаких результатов. Северная Корея твёрдо настаивала на своём требовании, заключающемся в осуществлении денуклеаризации только вместе с нормализацией отношений с США [5]. Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон тогда впервые высказала идею о том, что подход, используемый администрацией США, заключается в «стратегическом терпении» в тесной координации с шестисторонними союзниками – партнёрами по шестистороннему переговорному процессу [6]. «Стратегическое терпение» стало доминантой политики администрации Обамы по отношению к КНДР.
9 «Стратегическое терпение» представляло собой долгосрочное давление на КНДР с целью достижения выгод. По мнению российского корееведа А.З.Жебина, «этот курс заключается в наращивании силового, дипломатического и финансово-экономического давления на страну в надежде вызвать крах существующего там режима» [7, с. 54]. «Стратегическое терпение» выражается в нескольких аспектах.
10 Во-первых, при помощи ряда международных организаций США последовательно налагали экономические санкции против КНДР, оказывали давление на Пхеньян, а также всё более загоняли КНДР в международную изоляцию с позиций дипломатических, экономических и прочих взаимоотношений с другими странами. Например, США, пользуясь своим членством в Совете Безопасности ООН, получили поддержку других стран – участников организации для введения экономических санкций против Северной Кореи. 2 марта 2016 г. была принята резолюция о санкциях против КНДР с целью сдерживания её планов по развитию ядерной и ракетной промышленности, а также призвал к возобновлению шестисторонних переговоров в составе КНДР, Республики Корея, Китая, Японии, России и США.
11 В дополнение к принятым мерам США усиливали одностороннее экономическое давление. Министерство финансов США первым ввело санкции за нарушения прав человека против всех северокорейских должностных лиц, внесло их в список людей, экономическая деятельность которых на американской территории останавливается и вводится запрет на торговые отношения со всеми гражданами США [8]. По данным Совета по правам человека ООН, КНДР занимает первое место по количеству нарушений в сфере прав человека. Это проявляется в отсутствии доступа к информации, отсутствии свободы слова и вероисповедания, нарушение прав женщин и т.д. Также администрация Обамы ввела персональные санкции против Ким Чен Ына и его приближённых. Международный имидж КНДР был испорчен.
12 Важно отметить, что экономические санкции в период президентства Б.Обамы занимали важное место во внешней политике США. В 2015 г. Обама обвинил КНДР во вторжении в дела южнокорейской компании SONY и наложил новый пакет экономических санкций против десяти северокорейских правительственных чиновников и трёх государственных предприятий, а также закрыл их счета в банковской и финансовой системах США. В 2016 г. министерство финансов США ещё более затруднило Северной Корее выход в мировую финансовую систему, объявив КНДР «главной» страной для отмывания денег.
13 Администрация Обамы также подчёркивала необходимость оказания давления на КНДР и другими странами, особенно Китаем, Южной Кореей и Японией. Доходило до того, что США даже переносили ответственность за затягивание ядерной проблемы на Пекин, требовали оказывать совместное политико-экономическое давление на КНДР. Вашингтон считает, что успех санкций против Северной Кореи зависит от Китая [9, pp. 101-132]. США укрепляют военностратегическое сотрудничество с Японией и Южной Кореей, а также создают трёхсторонний координационный механизм в целях создания своей собственной структуры безопасности в СВА. Кроме того, с целью демонстрации своей военной мощи США провели ряд акций, среди которых особо стоит выделить развёртывание противоракетной системы THAAD в Южной Корее.
14 Шестисторонние переговоры также превратились в инструмент для оказания давления на КНДР с дипломатической платформы. После инцидента с «Чхонаном» и обстрела о. Ёнпхёндо Вашингтоном были введены новые санкции, им же были проведены масштабные совместные военные учения с Республикой Корея. 29 ноября 2010 г. Китай потребовал созвать экстренное заседание шестисторонней переговорной группы, но это требование было отвергнуто Южной Кореей, США и Японией. Вместо этого США предложили свои жёсткие условия возобновления шестисторонних переговоров, состоящие в том, что КНДР должна была предпринять определённые действия, отражающие их «искреннее» желание отказаться от ядерного оружия.
15 С точки зрения препятствования распространению ядерного оружия, политику Обамы в отношении КНДР следует признать неудачной, подобная политика может даже характеризовать «слабость» США. «Стратегическое терпение» администрации Обамы дало КНДР время на повышение своего ядерного потенциала, а также вызвало инициативу разработки своего ядерного оружия и проведения ракетных испытаний. За восемь лет президентства Обамы КНДР четыре раза проводила ядерные испытания и несколько раз – ракетные. И сейчас КНДР уже вступила в ряд ядерных держав, так что решение ядерной проблемы на полуострове ещё более усложнилось. Как считают некоторые аналитики, «стратегическое терпение» США является актом молчаливого признания наличия у КНДР ядерного оружия [10, p. 153].
16

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Д.ТРАМПА

17 Основными лозунгами Д.Трампа во время его президентской кампании – «приоритет США» и «Сделаем Америку снова великой!», такие же установки составляют его основные позиции и принципы после вступления в должность президента. В отношении КНДР администрацией Трампа применяется внешнеполитическая стратегия «максимального давления и сцепления одновременно». Трамп более активный, чем его предшественник, и ближайшая его цель состоит в содействии ядерному разоружению КНДР и денуклеаризации Корейского полуострова по принципу «полной, поддающейся проверке и необратимой денуклеаризации».
18 Вашингтон считает, что растущие объёмы ядерного оружия КНДР представляют угрозу безопасности непосредственно для США и что они стали неотложной проблемой, которую срочно необходимо решить, т.к. в ноябре 2017 г. государственные СМИ КНДР объявили об успешном проведении испытаний межконтинентальной баллистической ракеты нового типа, снабжённой «сверхбольшой тяжёлой боеголовкой», способной нанести удар по материковой части США. После этого администрация Трампа действительно усилила свой нажим на КНДР на политическом, дипломатическом, экономическом и военном уровнях. Ядерная проблема Северной Кореи – одна из главных проблем, которую Д.Трамп желает решить в течение своего первого президентского срока.
19 Трамп объявил, что политика «стратегического терпения» Обамы закончилась, и для решения ядерной проблемы КНДР Вашингтон отныне будет предпринимать все средства, включая «упреждающие военные удары». После северокорейских ядерных испытаний, проведённых в 2017 г., отношение Трампа к проблеме стало ещё более решительным и риторика его текстов и речей о КНДР стала более острой. В своей речи на Генассамблее ООН в сентябре того же года Трамп пригрозил «полностью уничтожить» КНДР, а ранее, летом, пообещал применить «огонь и ярость», если страна-изгой не прекратит свои усилия по разработке ядерного оружия [11].
20 Масштабы военных учений между США и Японией, а также между США и Южной Кореей продолжают расти, вместе с ними продолжает увеличиваться и сложность описываемой проблемы. Вашингтон ценит тождественность своих позиций по ядерной проблеме КНДР с Южной Кореей и Японией и часто проводит с этими странами двусторонние встречи на высоком уровне.
21 Так, после своей победы в президентской гонке Трамп немедленно позвонил президенту Республики Корея Пак Кын Хе, чтобы подтвердить важность военного сотрудничества между ними и подчеркнуть, что значение, придаваемое ядерной проблеме КНДР, действительно велико. После своего вступления в должность президент США также несколько раз встречался с премьерминистром Японии Синдзо Абэ в целях координации их позиций по этой проблеме. Министр обороны и государственный секретарь США также часто посещали регион СВА, чтобы добиться координации позиций по политическим вопросам со своими союзниками и призвать их к оказанию давления на КНДР.
22 Помимо неукоснительного выполнения резолюций Совета Безопасности ООН по санкциям против КНДР, Вашингтон полностью разорвал кадровый и экономический обмен с Северной Кореей в целях максимального сдерживания ее возможных источников экономического роста. При администрации Дональда Трампа США внесли в список санкций более 70 частных северокорейских лиц и компаний2.
2. Отношения США и Северной Кореи. См.: >>>>
23 Администрация Трампа проявляет обеспокоенность эффективностью санкционной политики против КНДР. Важно отметить, что санкции в краткосрочной перспективе не будут приостановлены, они будут продолжаться и только усиливаться до тех пор, пока они не достигнут той цели, на которую надеется весь мир [12].
24 Как утверждают официальные представители США, Вашингтон больше не стремится ни к «смене северокорейского режима», ни к «изменению существующего положения КНДР». Вашингтон не намерен угрожать населению Северной Кореи или дестабилизировать АТР [13], главной целью является решение проблемы распространения ядерного оружия, поскольку северокорейский ядерный потенциал представляет собой серьёзную угрозу миру.
25 Отказавшись от конкуренции, Вашингтон начал сотрудничество и с Россией, и с Китаем по этому вопросу. Трамп собирается заручиться их поддержкой, чтобы единым фронтом выступить против северокорейских провокаций.
26 Особенностью дипломатии Трампа является её реализация в Твиттере. Трамп написал уже более 40 000 сообщений в Твиттере («твитов»). Китай и Северная Корея часто упоминаются президентом США. Однако содержание, касающееся Китая, в основном связано с ядерной проблемой КНДР, что показывает большое внимание к этому вопросу. При выражении своего отношения к Северной Корее он неоднократно использовал агрессивную риторику, а также не раз напрямую угрожал Ким Чен Ыну, например: «Лучше всего КНДР больше не будет угрожать США, иначе её встретит огонь и ярость». Обращения Трампа к Ким Чен Ыну имели иронический и даже оскорбительный характер. Так, он называл его «ракетным человеком», «маньяком», «сумасшедшим» и «больным щенком».
27 Однако после изъявления намерения встретиться с Ким Чен Ыном Трамп на словах изменил своё отношение к нему и начал называть его «председателем Кимом» и «своим другом», а также объявил о налаживании дружеских отношений3. Появились в т.ч. и такие тексты: «Ким Чен Ын принял очень мудрое и аргументированное решение, альтернатива была бы катастрофической и неприемлемой!».
3. Как Северная Корея переиграла Трампа. Теперь он готов к переговорам с КНДР. См.: >>>>
28 Стоит отметить, что Вашингтон не закрыл двери для диалога с КНДР. Трамп объявил, что, если КНДР сначала сама решится на прекращение ядерных испытаний, он будет проводить встречи с Ким Чен Ыном в подходящее для этого время. И вместо упреждающего военного удара начался переговорный процесс. 2018 год является годом исторического поворота в отношениях между двумя странами, т.к. тогда состоялся первый в истории американо-северокорейский саммит. После первого саммита ситуация на полуострове значительно улучшилась. КНДР предприняла конкретные действия по денуклеаризации и до сих пор не проводила никаких ядерных испытаний. После второй встречи с Ким Чен Ыном в 2019 г. Трамп объявил об окончательном отказе от крупномасштабных совместных военных учений с Южной Кореей, что стало позитивным сигналом продвижения к снижению напряжённости на полуострове и, как следствие, к его денуклеаризации. Тем не менее, реализовывать денуклеаризацию на полуострове Трамп не торопится, он намерен поддерживать состояние «умеренной напряжённости», чтобы обеспечить легитимность нахождения военных гарнизонов в Южной Корее.
29

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ Б.ОБАМЫ И Д.ТРАМПА

30 Проводя параллели во внешней политике в отношении КНДР между Обамой и Трампом, можно обнаружить некоторые сходства.
31 Во-первых, при разработке внешнеполитической стратегии в отношении КНДР они оба сделали акцент на её подчинении общей геополитической стратегии США, поставив национальные интересы и лидерство в мире на первое место и обозначив это как принцип «приоритета США».
32 Во-вторых, Обама и Трамп с тревогой относятся к ядерной проблеме КНДР, они считают настоятельно необходимой денуклеаризацию Корейского полуострова и поддерживают действие международного Договора о нераспространении ядерного оружия.
33 В-третьих, оба президента США пытались дипломатическими способами изолировать Северную Корею от остального мира. Во время пребывания в должности они стремились сдерживать КНДР путём укрепления военных союзов с Японией и с Республикой Корея, а также развёртывая свои вооружённые силы на Корейском полуострове.
34 В-четвёртых, они оба оказывают давление на Северную Корею посредством экономических санкций в рамках ООН, налагаемых в связи с её ядерной программой, вынуждая республику идти на компромисс в вопросе о денуклеаризации.
35 В-пятых, Обама и Трамп схожи в позициях в отношении роли Китая в решении ядерной проблемы Корейского полуострова. Китай играет жизненно важную роль, т.к. он является дружественным соседом КНДР, важным поставщиком гуманитарной помощи, а также её крупным экономическим и торговым партнёром. Бывший и действующий президенты США полагают, что Китай обязан строго выполнять резолюции ООН по санкциям против Северной Кореи для решения ядерной проблемы КНДР и оказывать экономическое давление на нее, чтобы убедить встать на путь мира и денуклеаризации.
36 Также стоит отметить и различия, которые можно проследить во внешнеполитических стратегиях администраций Обамы и Трампа.
37 Во-первых, внешняя политика в отношении КНДР являлась всего лишь одним из инструментов стратегии Обамы по «возвращению в АТР». Развёртывание противоракетной системы THADD в Южной Корее якобы является ответным действием на ядерные испытания КНДР, но в действительности оно направлено на сдерживание Китая и России. С точки зрения дипломатических приоритетов внешней политики Обамы, ядерная проблема КНДР всегда считалась менее важной по сравнению с ядерной проблемой Ирана. Под предлогом проблем с нарушением прав человека в Северной Корее Обама стремился нанести ущерб ее международному имиджу. Конечная его цель состояла в демонтаже северокорейского режима и воссоединении Корейского полуострова в формате «поглощения КНДР Южной Кореей».
38 Во-вторых, значимое различие Трампа от Обамы в политике относительно КНДР заключается в том, что ядерная проблема КНДР возведена в ранг одного из приоритетов внешней политики США. Масштабы и сила воздействия санкций значительно возросли. Вашингтон не только призвал страны – члены ООН активно применять санкции, но также и повысил уровень «вторичных санкций» для лиц и компаний, связанных с КНДР.
39 Политика Трампа сменилась с военного сдерживания на дипломатическое взаимодействие, он стал уделять больше внимания дипломатическим средствам решения проблем. Администрация Трампа не намерена снова ввязываться в войну на Корейском полуострове, подрывать устои северокорейского режима, также она не имеет желания способствовать ускорению объединения Корейского полуострова. Сейчас в США считается, что потенциальная война с КНДР не имеет ни особых стратегических, ни имиджевых интересов. Такая война привела бы к огромным жертвам среди гражданского населения – сотням и тысячам погибших – и обернулась бы политической катастрофой со всех точек зрения. Тем не менее, ради мира при необходимости допускается использование военных методов с целью урегулирования конфликтов.
40 В-третьих, Трамп использует относительно новый способ ведения дипломатии с помощью Твиттера, в полной мере посредством него выражая своё твёрдое отношение к северокорейской проблеме, а также своё намерение эту проблему разрешить. Стоит отметить, что самым большим прорывом Трампа в этой сфере является его выход на прямой диалог с Ким Чен Ыном, чего ранее не достигал никто из его предшественников.
41 Несмотря на все различия во внешней политике Б.Обамы и Д.Трампа, её основа остаётся неизменной: при разработке политики в отношении КНДР они рассматривают это государство как враждебное, и рассматривают решение проблемы с КНДР как первый шаг на пути к восстановлению выгодного Штатам геополитического порядка в СВА. Фундаментальная же цель геополитики США заключается в поддержании и укреплении собственного статуса мирового гегемона.
42

* * *

43 Неопределённая ситуация на Корейском полуострове не отвечает интересам любой страны. Анализ внешней политики Барака Обамы и Дональда Трампа показал, что США считают ядерную проблему КНДР одной из главных угроз собственной национальной безопасности.
44 По сравнению с политикой Обамы, Д.Трамп внёс новый смысл во внешнеполитическую стратегию США. Прямой диалог с КНДР является большим достижением дипломатии Трампа, что даёт хорошую возможность возобновить проведение шестисторонних переговоров. В частности, после саммита КНДР – США обе страны начали следовать инициативе «двойной приостановки», предложенной министром обороны Китая Ван И, состоящей в приостановлении КНДР своей ядерной деятельности и приостановлении США проведения крупномасштабных военных учений с Южной Кореей.
45 Несмотря на то, что внешняя политика Трампа оказала положительное влияние на современном этапе, в долгосрочной перспективе все ещё остаётся много препятствий для решения северокорейских проблем. Характер двух лидеров Вашингтона и Пхэньяна непредсказуем, и между ними существует серьёзное недоверие. В частности, в последнее время запуск северокорейской ракеты малой дальности неизбежно заставил внешний мир усомниться в её намерении. В связи с этим, все стороны должны взять на себя ответственность, осознать всю серьёзность ядерной проблемы КНДР и разработать новые методы решения этой проблемы.
46 Во-первых, краткосрочная цель должна состоять в том, чтобы предотвратить новые проведения испытаний ракет и ядерного оружия в КНДР. Главным условием урегулирования этой ситуации является восстановление доверия между Вашингтоном и Пхеньяном.
47 Во-вторых, для урегулирования ситуации на Корейском полуострове необходим взаимный учёт интересов друг друга, а не приоритета интересов самой Америки. При условии появления у КНДР намерения отказаться от своей ядерной программы США и ООН, соответственно, также должны смягчить санкции против КНДР и убедить её встать на правильный путь в международное сообщество.
48 В-третьих, будет трудно решить проблему только при участии США и Северной Кореи. И поэтому посредством координации и сотрудничества между Китаем, Россией и США в кратчайшие сроки дóлжно возобновить шестисторонние переговоры, чтобы создать механизм региональной безопасности, в котором не доминировала бы ни одна из сторон, в целях обеспечения безопасности КНДР, развития её внутренней экономики и улучшения отношений с внешним миром. Конечная цель заключается в нормализации отношений между КНДР и США, между КНДР и Республикой Корея, а также в достижении долгосрочной стабильности и процветания народов Северо-Восточной Азии.

Библиография

1. Алексеева И.В. Геополитика в России: между Востоком и Западом: конец XVIII – начало XX в. / И.В.Алексеева, Е.И.Зеленев, В.И.Якунин. СПб, Изд-во СПбГУ, 2001. (Alekseeva I.V. 2001. Geopolitics in Russia: between East and West: the end of the XVIII – the beginning of the XX century / I.V.Alekseeva, E.I.Zelenev, V.I.Yakunin. SPb) (In Russ.)

2. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997. (Gadzhiev K.S. 1997. Geopolitics. M.) (In Russ.)

3. Ткаченко В.П. Корейский полуостров и интересы России. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. (Tkachenko V.P. 2000. Korean Peninsula and Russia’s Interests. M.) (In Russ.)

4. Guan Zhaoyu, Zhang Tingting. Russia-DPRK meeting could lead to a new turn of the situation on the peninsula? 11.03.2019 (In Chin.) – http://rdcy-sf.ruc.edu.cn/Index/news_cont/id/55807.html (accessed 25.03.2019)

5. DPRK Foreign Ministry’s Spokesman Dismisses U.S. Wrong Assertion – http://www.kcna.co.jp/item/2009/200901/news13/20090113-13ee.html (accessed 28.03.2019)

6. Clinton Calls ‘Exploratory’ Meeting with North Korea ‘Quite Positive’ – https://www.voanews.com/a/clinton-callsexploratory-meeting-with-north-korea-quite-positive-78980687/416329.html (accessed 27.03.2019)

7. Жебин А.З. Корейское урегулирование: уроки и задачи / Корея: 70 лет после освобождения: коллективная монография. М., ИДВ РАН, 2015. (Zhebin A.Z. 2015. Korean settlement: lessons and objectives / Korea: 70 years after liberation: a collective monograph. M.) (In Russ.)

8. Obama Places Sanctions on Kim Jong-un and Other Top North Koreans for Rights Abuses – https://www.nytimes. com/2016/07/07/world/asia/obama-puts-sanctions-on-north-korean-leaders-for-human-rights-abuse.html (accessed 27.03.2019)

9. Sun Guoqiang, Huang Fengzhi. Obama Administration’s policy toward the DPRK [J] // Contemporary Asia Pacific, 2015, № 6 (In Chin.)

10. Yang Yue. Analysis of the Obama Administration’s «Strategic Patience» Policy towards the DPRK // Diplomatic Review, 2015, № 4 (In Chin.)

11. Trump on North Korea: ‘The era of strategic patience is over’ – https://www.politico.eu/article/donald-trump-northkorea-the-era-of-strategic-patience-is-over/ (accessed 27.03.2019)

12. Transcript: CNN’s exclusive interview with Rex Tillerson – https://edition.cnn.com/2018/01/05/politics/rextillerson-transcript/index.html (accessed 27.03.2019)

13. Rex W. Tillerson: Remarks at the United Nations Security Council Ministerial Session on D.P.R.K. - https://www.state.gov/secretary/20172018tillerson/remarks/2017/04/270544.htm (accessed 27.03.2019)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести