- Код статьи
- S032150750026138-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750026138-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №6
- Страницы
- 62-69
- Аннотация
В статье рассматриваются аспекты предоставления иностранной помощи арабскими странам Персидского залива – членами «Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива» (ССАГПЗ). В начале прошлого века, с открытием богатейших месторождений нефти, этот регион стал главным нефтеносным регионом мира. Во время т.н. «нефтяного бума» эти арабские государства использовали свободные финансовые ресурсы для создания фондов развития и оказания помощи, и в конце XX в. стали «новыми донорами» содействия международному развитию. В настоящее время две страны – Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты – входят в 20 ведущих государств-доноров по объемам финансирования, являются весьма влиятельными участниками процессов содействия международному развитию и играют ведущую роль в международной гуманитарной деятельности. Направления и география помощи достаточно обширны и разнообразны, а объемы выделенных средств солидны. Для этих государств гуманитарная помощь является приоритетным направлением внешней политики и способствует повышению престижа на международной арене в целях обеспечения национальных интересов.
- Ключевые слова
- ССАГПЗ, Саудовская Аравия, ОАЭ, иностранная помощь, содействие международному развитию
- Дата публикации
- 21.06.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 16
- Всего просмотров
- 587
ВВЕДЕНИЕ
Сравнительно недавно почти все страны, входящие в интеграционное объединение «Союз сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)1» были «средневековой» провинцией с родоплеменным строем и относились к странам с крайне отсталым потребительским хозяйством. Своеобразие исторического и культурного развития жителей этих стран связано с тем, что до середины XX в. они жили изолированно от мировой цивилизации в условиях бедности и болезней. «Достаточно сказать, что продолжительность жизни составляла всего 33 года, а 95% населения были неграмотны» [1, c. 197]. Но с открытием богатейших месторождений нефти этот регион стал главным нефтеносным регионом мира, и в настоящее время Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия по классификации ООН2 относят к странам с очень высоким уровнем человеческого развития (ИЧР). Вышеуказанные страны входят в группу развивающихся, но их ВВП на душу населения сопоставим с уровнем некоторых развитых стран Западной Европы и является одним из самых высоких не только в регионе, но и в мире. Например, Катар, опережая Люксембург, занимал 1-е место в мире по этому показателю в течение нескольких лет, ВВП на душу населения превышал $100 тыс. в месяц.
«НОВЫЕ ДОНОРЫ»
Во второй половине XX в. страны – члены ССАГПЗ обрели политическую самостоятельность и получили контроль над национальными нефтяными ресурсами. Рост цен на нефть в начале 1970-х гг. позволил им получить огромные финансовые средства от экспорта нефти. В этот период «экономика арабских стран Персидского залива находилась на начальном этапе развития и не была способна вкладывать растущие поступления от нефтяной ренты в национальные проекты, поэтому свободные финансовые средства были использованы для создания фондов развития и оказания помощи»3 [2].
В период 1970–1995 гг. общий объем помощи арабских стран составлял $102 млрд, при этом доля стран – членов ССАГПЗ достигла 93%, что сделало эти страны весьма влиятельными участниками процессов содействия международному развитию. Среди них следует выделить Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт4. С начала XXI в. триада этих арабских государств наращивала объем помощи международному развитию. Так, совокупная доля помощи Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта увеличилась с 2,8% (в 2008–2010 гг.) до 7,5% (в 2011–2015 гг.) от объема помощи «традиционных» доноров.
Эти страны рассматривают участие в гуманитарной деятельности как одно из приоритетных направлений своей внешней политики5. Гуманитарная помощь способствует повышению престижа на международной арене в целях обеспечения национальных интересов этих «малых» государств. Также следует учитывать, что идея о необходимости оказания помощи нуждающимся развивающимся странам опирается на исламский постулат, что каждому мусульманину необходимо отдавать часть своего дохода на благотворительность. Обязательный налог в пользу бедных «закят» – один из самых существенных элементов исламской экономики6. В официальных документах министерства информации ОАЭ подчеркивается, что «философия политики предоставления помощи имеет двойное значение: во-первых, это вера в то, что помощь нуждающимся является обязанностью всех мусульман, и, во-вторых, необходимость направить часть богатства страны, полученного от нефти и газа, на помощь другим странам, которые этими богатствами не располагают» [2]. В ежегодном отчете Министерства иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Foreign Aid: United Arab Emirates 2020 приводятся слова вице-президента, премьер-министра ОАЭ и эмира Дубая шейха Мохаммеда ибн Рашида Аль Мактума: «Наша нация верит в солидарность и синергию между всеми странами мира, мы стремимся сделать ОАЭ активным и действенным членом международного сообщества, направляя свою иностранную помощь на борьбу с бедностью, невежеством и болезнями» [3].
6. В списке стратегических задач Королевства Саудовской Аравии статья «Оказание экономической помощи» занимает 4-е место.
В топ-20 ведущих государств-доноров по объемам финансирования гуманитарной помощи в 2021 г. входят две вышеуказанные арабские страны – Саудовская Аравия (4-е место) и ОАЭ (13-е место)7.
В соответствии с международными критериями для оценки вклада стран-доноров по оказанию иностранной помощи используют показатель: выделенные средств страны по линии ОПР8 по отношению к ВНД9 (ОПР/ВНД). Установленный ООН целевой показатель ОПР/ВНД составляет 0,7%. На диагр. 1 представлены топ-10 стран-лидеров по этому показателю за 2020 г.
9. Валовой национальный доход.
Диаграмма 1. Чистая официальная помощь в целях развития (ОПР) в процентах от ВНД 2020 год, %.
Diagram 1. Net official development assistance (ODA) as a percentage of GNI 2020, %.
Источник: Foreign Aid: United Arab Emirates 2020; [3].
В топ-10 входит только одна из стран ССАГПЗ – ОАЭ10. В период с 2013 по 2018 г. ОАЭ выделяли больше средств по линии ОПР, чем установленный целевой показатель. Однако в 2019 г. показатель ОПР/ВНД составил 0,55%, в 2020 г. из-за последствий вспышки пандемии COVID-19 показатель снизился до 0,5%, а в 2021 г. составил 0,4%. Тем не менее ОАЭ несколько лет подряд сохраняют свое лидирующее положение среди 20 крупнейших доноров ОПР/ВНД, обогнав крупные страны-доноры, входящие в КСР ОЭСР11, такие как Бельгия, Финляндия, Япония и др.
11. Комитет содействия развитию (КСР) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) является форумом для обсуждения вопросов, касающихся помощи, развития и сокращения масштабов нищеты в развивающихся странах.
Саудовская Аравия и ОАЭ входят в топ-10 доноров в целом ряде стран БВСА, предоставляя крупные объемы помощи как в виде поддержки платежного баланса, так и в виде гуманитарной помощи [4].
Рассмотрим более подробно географию, источники и секторы финансирования ведущих стран-доноров.
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ (ОАЭ)
Объем иностранной помощи, предоставленной ОАЭ с 2010 по 2021 г., составил 206,034 млрд дирхамов ($56,14 млрд) [5], в течение этого периода ОАЭ сохраняли высокий уровень предоставления официальной помощи в целях развития и четыре года подряд занимали первое место в мире среди доноров помощи в целях развития, а в другие годы в течение того же периода занимали второе и четвертое места.
Иностранная помощь ОАЭ имеет различные формы, соответствующие характеру реализуемых проектов, такие как: помощь в целях развития12, гуманитарная или благотворительная помощь13. Помощь в целях развития, предоставленная ОАЭ, составила около 87,7% от общей стоимости иностранной помощи, в то время как гуманитарная и благотворительная помощь составили 9,9% и 2,4%, соответственно. Около 59,1% от общего объема помощи ОАЭ в целях развития было предоставлено в виде грантов, которые страны-получатели не обязаны возвращать, а остальные 40,9% составили льготные кредиты [5].
13. Проекты религиозной или культурной направленности (прим. авт.).
В 2021 г. пропорции изменились, и объем помощи в целях развития составил 69,5% от общего объема иностранной помощи ОАЭ, в то время как доля гуманитарной помощи достигла 26,6%, а оставшаяся часть в размере 3,9% была направлена на благотворительность [6].
Географическое распределение иностранной помощи ОАЭ за период с 2010 по 2020 г. следующее: на Африканский континент приходилась почти половина, на страны Азии – около 40%, на Европу, Америку и Океанию – около 5%, а многосторонние программы и международные организации получили около 5% от общего объема внешней помощи. В 2018–2020 гг. географическая структура несколько изменилась, доля стран Африки снизилась до 30%, а помощь в азиатском направлении увеличилась почти до 60%. В 2021 г. доля помощи странам Азии увеличилась до 67,9% (см. диагр. 2).
Диаграмма 2. Выделенные средства в разбивке по континентам (в % от общего объема, 2021 г.).
Diagram 2. Allocated funds by continent (% of total, 2021).
Источник: Составлено автором по данным отчета Foreign Aid: United Arab Emirates 2021; [3].
Опираясь на основной принцип эффективности, организации-доноры ОАЭ разрабатывают программы и предоставляют иностранную помощь по 3 основным каналам:
1) двусторонняя помощь правительства (иностранная помощь, предоставляемая непосредственно правительствам других стран);
2) прямая реализация проекта (проекты доноров, которые реализуются напрямую или через подрядчика);
3) взносы в национальные НПО14 и институты гражданского общества (иностранная помощь, предоставляемая местным неправительственным организациям и институтам гражданского общества в странах-бенефициарах).
На эти три канала приходится около 90% от общего объема иностранной помощи ОАЭ.
Иностранная помощь ОАЭ охватывала 25 ключевых секторов и 131 подсектор. В структуре финансирования ОАЭ по секторам в 2020 г. наибольший удельный вес приходился на сектор здравоохранения и на борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 – 57,9% и 31,4% соответственно. Как указано в отчете Министерства иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Foreign Aid: United Arab Emirates 2020: «В 2020 г., несмотря на чрезвычайные обстоятельства на фоне широко распространенной вспышки коронавирусной болезни (COVID-19), доноры ОАЭ смогли доказать свое лидерство в международной гуманитарной помощи, деятельности в области развития и благотворительности, используя весь свой потенциал, ресурсы и опыт для оказания иностранной помощи и участия в глобальных усилиях по реагированию на региональные и международные последствия пандемии, особенно в уязвимых и нестабильных странах» [3].
В 2020 г. ОАЭ выделили 6,81 млрд дирхамов ОАЭ ($1,85 млрд) в качестве официальной помощи в целях развития. Остановимся на некоторых направлениях оказания помощи.
Помощь в борьбе с пандемией COVID-19
В 2020 г. ОАЭ предоставили более 1860 т медицинских принадлежностей и комплектов индивидуальной защиты на сумму 1,29 млрд дирхамов ОАЭ ($351,3 млн) в 128 стран мира. Поставки включали 4,2 млн наборов для тестирования на коронавирус и более 2,1 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких для борьбы с распространением вспышки COVID-19. Помимо этого, ОАЭ оказали поддержку Всемирной организации здравоохранения и Всемирной продовольственной программе, предоставив около 500 тыс. наборов для ПЦР-тестов на сумму 36,7 млн дирхамов (около $10 млн), а также оказали помощь в транспортировке двух полевых госпиталей из Норвегии и Бельгии в Гану и Эфиопию на сумму $4 млн. Кроме того, ОАЭ создали полевые госпитали в Иордании, Гвинее-Конакри, Судане, Мавритании, Ливане и Сьерра-Леоне для оказания помощи в борьбе с COVID-19.
Программы поддержки сектора возобновляемой энергетики
С 2010 по 2020 г. ОАЭ поддерживали развитие сектора возобновляемой энергетики, предоставив иностранную помощь в размере около 1,97 млрд дирхамов ($537,7 млн). Фонд возобновляемой энергетики ОАЭ – стран Карибского бассейна (UAE-CREF) и Фонд партнерства ОАЭ – страны бассейна Тихого океана (UAE-PPF) получили по $50 млн [5].
Программы поддержки прав и возможностей женщин
В целях поддержки расширения экономических прав и возможностей женщин в 2020 г. ОАЭ выделили 36,7 млн дирхамов ОАЭ ($10 млн)15 в рамках финансовой инициативы Всемирного банка по поддержке женщин-предпринимателей (World Bank’s Women Entrepreneurs Finance Initiative (We-Fi)). Для реализации трех следующих проектов по расширению прав и возможностей женщин в 37 странах по всему миру: проект Африканского банка развития «Позитивные финансовые действия в интересах женщин в Африке» (Affirmative Finance Action for Women in Africa (AFAWA)), ориентированный на 21 африканскую страну, в дополнение к более чем 40 000 небольших проектов, возглавляемых женщинами-бенефициарами, к возможностям трудоустройства для 35 000 женщин; проект Межамериканского банка развития «Женщины-предприниматели для Латинской Америки и Карибского бассейна» (Women Entrepreneurs for Latin America and the Caribbean – WeForLac), ориентированный на 671 тыс. женщин в 6 странах; и, наконец, проект Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Женщины степи» («Women of the Steppe»), ориентированный на 4 страны: Кыргызстан, Монголия, Таджикистан и Узбекистан, ожидаемыми получателями средств которых являются 7499 женщин. Общий объем взносов ОАЭ с 2018 до 2020 г. составил 110,2 млн дирхамов ОАЭ ($30 млн).
Программы по искоренению полиомиелита
В рамках Программы помощи ОАЭ Пакистану (UAE-PAP) по искоренению полиомиелита во всем мире ОАЭ в период с 2014 по 2020 г. поставили 508 млн доз вакцин против полиомиелита более чем для 86 млн пакистанских детей, в т.ч. 52,2 млн доз почти для 16 млн детей в 2020 г. [3, p. 9].
Для предоставления финансирования и реализации программ помощи работают более 40 организаций-доноров. Прежде всего, правительство ОАЭ, благотворительные организации, гуманитарные фонды, фонды развития и предприятия частного сектора ОАЭ.
Первым государственным учреждением ОАЭ, оказывающим иностранную гуманитарную помощь, стал созданный в 1971 г. Фонд развития Абу-Даби. «Целью проектов фонда было стимулирование экономического развития и содействие повышению уровня жизни путем предоставления развивающимся странам безвозмездных займов и кредитов на льготных условиях» [2].
Диаграмма 3. Организации-доноры иностранной помощи ОАЭ (% от общего объема помощи, 2021 г.).
Diagram 3. UAE Foreign aid donor organizations (% of total aid, 2021).
Источник: Составлено автором по данным: Foreign Aid: United Arab Emirates 2020; [3].
Сохраняя репутацию одного из ведущих доноров, Фонд развития Абу-Даби занял привилегированное положение в качестве главного донора иностранной помощи ОАЭ в 2018–2020 гг., предоставив 65% от общего объема выплат иностранной помощи ОАЭ. В 2020 г. на его долю приходится 62,1% от общего объема помощи ОАЭ в целях развития. Правительство ОАЭ, включающее более 16 местных и федеральных правительственных структур, заняло второе место по объему иностранной помощи, далее следует Красный Полумесяц ОАЭ, главное гуманитарное агентство ОАЭ.
В 2021 г. суммарно на эти три донора приходится около 90% от общего объема выплат иностранной помощи ОАЭ. Примечательно, что доля Фонда развития Абу-Даби уменьшилась до 46% за счет роста доли правительства ОАЭ (см. диагр. 3).
Следует отметить, что в ОАЭ, в Дубае, базируется Международный гуманитарный город (International Humanitarian City – IHC) – глобальный центр обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, который позиционирует себя как крупнейший в мире центр оказания помощи. Основанный в 2003 г. эмиром Дубая Мохаммедом ибн Рашидом Аль Мактумом , это крупный логистический центр для международного распределения гуманитарной помощи и чрезвычайной помощи с более чем 130 000 кв. м складских помещений и объектов материально-технического обеспечения. IHC является свободной зоной , где работают 9 учреждений Организации Объединенных Наций , более 85 НПО и коммерческих организаций, занимающихся оказанием помощи как в случае гуманитарных кризисов, так и для поддержки долгосрочного экономического развития. Здесь находится глобальный запас гуманитарной помощи УВКБ ООН16.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Королевство Саудовская Аравия (КСА) является крупнейшим донором иностранной помощи. В общем объеме финансирования Саудовской Аравии около 80% занимает гуманитарная помощь Йемену, где КСА поддерживает правительство в борьбе с хуситами.
Если рассматривать финансирование по секторам Саудовской Аравии, то в 2020 г. наибольший удельный вес составляло финансирование сектора здравоохранения – 45,7% и продовольственной безопасности – 24,8%.
Источники помощи различны, финансирование осуществляется в партнерстве с частным сектором. Основные организации-доноры КСА: Саудовский Фонд развития и Центр гуманитарной помощи короля Салмана. Суммарно на эти 2 донора, которые тесно сотрудничают с международными гуманитарными структурами, приходится около 80% от общего объема выплат иностранной помощи.
Саудовский Фонд развития (Saudi Development Fund) был создан в 1974 г. и уже в 1990 г. занимал 5-е место по абсолютному объему внешней помощи $3,6 млрд (3,89% ВВП) после США, Японии, Франции и Германии [2]. Следует отметить, что финансовая помощь в основном предоставлялась мусульманским странам, поскольку «мусульманская составляющая всегда играла ведущую роль во внутренней и внешней политике саудовского королевства. Предоставление финансовой помощи, в первую очередь, мусульманским странам мусульманского мира было также призвано содействовать укреплению внешнеполитических позиций Саудовской Аравии в арабо-мусульманском мире, ведущим центром которого она стремилась стать» [7, c. 109]. В настоящее время Фонд развития Саудовской Аравии в основном придерживается этого направления.
В 2015 г. был учрежден Центр гуманитарной помощи короля Салмана (The King Salman Center for Relief and Humanitarian Aid). В первую очередь Центр был создан для координации гуманитарной помощи Саудовской Аравии в связи с кризисом в Йемене (где с марта 2015 г. Саудовская Аравия возглавила военную интервенцию в ходе гражданской войны) с упором на обеспечение продовольственной безопасности, хотя в его более широкие полномочия входит «координация и реорганизация гуманитарной помощи Саудовской Аравии под одной крышей» [8]. Финансирование Фонда осуществляется как правительством, так и частными компаниями.
КУВЕЙТ
Справедливости ради следует отметить, что первенство в области гуманитарной деятельности среди государств-членов ССАГПЗ принадлежало Кувейту. Кувейтский Фонд арабского экономического развития был основан в декабре 1961 г. вскоре после обретения страной независимости. Это событие соответствовало одному из приоритетных направлений внешней политики – укреплению отношений с другими арабскими странами с целью повышения уровня их социально-экономического развития [9].Фонд был создан как послание кувейтского народа гласившее, что «мы вступаем в период перемен, но мы не забудем наших нуждающихся друзей». Кувейтский фонд стал первым финансовым учреждением, предоставлявшим финансовую и техническую помощь развивающимся странам, учрежденным развивающейся страной. Президент Всемирного банка (1968–1981 гг.) Роберт Макнамара отмечал: «Кувейтский фонд, впервые созданный в 1961 г., не имел прецедентов. Кувейт, крошечная страна, до недавнего времени входившая в число беднейших регионов Земли, учредила фонд развития в год своей политической независимости и готова поделиться своим будущим богатством с другими арабскими странами». По данным ОЭСР, в 2020 г. официальная помощь в целях развития из Кувейта составила $394 млн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, арабские страны Персидского залива, в частности КСА и ОАЭ, за относительно короткий период времени стали «новыми донорами» иностранной помощи в мировом хозяйстве. Эти страны являются активными участниками СМР и играют ведущую роль в международной гуманитарной деятельности. Как мы могли убедиться, программы и география помощи достаточно обширны и разнообразны, а объемы выделенных средств солидны.
Для этих государств гуманитарная помощь является приоритетным направлением внешней политики и способствует повышению престижа на международной арене в целях обеспечения национальных интересов. Несмотря на то, что арабские страны-доноры придерживаются принципов исламской солидарности и прагматичности в выделении помощи, «они настолько же искусно использовали помощь в качестве инструмента обеспечения политических и экономических интересов, как и страны Запада» [10].
Библиография
- 1. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М., Издательский дом «Панорама», 2006.
- 2. Мелкумян Е.С. Гуманитарная деятельность арабских монархий Персидского залива. Пути к миру и безопасности. 2018, № 1 (54), с. 299–307.
- 3. Foreign Aid: United Arab Emirates 2020. Ministry of Foreign Affairs and International Cooperation (MoFAIC). https://www.mofaic.gov.ae (accessed 20.12.2022)
- 4. Бартенев В.И. Международная помощь странам Ближнего Востока и Северной Африки: управляя рисками: доклад № 62/2020 [вып. ред.: Р.Ш.Мамедов]. Российский совет по международным делам (РСМД). 2020.
- 5. UAE’s foreign aid from 2010 to 2021 totalled AED206 billion: MoFAIC report. http://wam.ae/en/details/1395302963076 (accessed 20.01.2023)
- 6. Foreign Aid: United Arab Emirates 2021. Ministry of Foreign Affairs and International Cooperation (MoFAIC). www.mofaic.gov.ae (accessed 21.01.2023)
- 7. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, направления, процесс принятия решения. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003.
- 8. El Taraboulsi-McCarthy Sh. A Kingdom of Humanity? Saudi Arabia’s Values, Systems and Interests in Humanitarian Action. Humanitarian Policy Group (HPG) Working Paper. London. Overseas Development Institute, 2017. http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/11741.pdf (accessed 15.10.2022)
- 9. Мелкумян Е.С. Гуманитарные аспекты внешней политики малых государств: пример Кувейта. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2016. № 3 (5), с. 60–70.
- 10. Бартенев В.И. Помощь стран Персидского залива постреволюционному Египту: логика, динамика, системное влияние. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. № 4, с. 566–582.
2. За 2019 г., по данным доклада 2020 г. Human Development Report 2020.