Интермедиальность и городской текст: к анализу понятия “городской картины”
Интермедиальность и городской текст: к анализу понятия “городской картины”
Аннотация
Код статьи
S241377150013617-1-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Козлова Марина Андреевна 
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6
Выпуск
Страницы
43-53
Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть в рамках интермедиальной методологии особый тип текста, называемый “городской картиной&8j1;. Вначале производится разграничение понятий “городской текст&8j1; и “городская картина&8j1;, где вторая понимается как отдельная разновидность городского текста, структурным и смыслообразующим элементом которого является репрезентируемый в произведении или же его отрывке образ города. Городской текст, в свою очередь, определяется одновременно как система знаков (город как текст, в семиотической перспективе) и как семантически связанная общность текстов о городе. Далее приводится анализ основных подходов к изучению явлений, условно обозначаемых зонтичным термином “интермедиальные отношения&8j1;, с целью определить инструментарий для последующей работы. В наиболее обобщенном виде интермедиальный подход рассматривает переносы и переходы различных элементов между так называемыми “медиумами&8j1; (или “медиа&8j1;), то есть системами средств выражения, или же между двумя произведениями, созданными в рамках того или иного “медиума&8j1;. Предпосылками к исследованию текстов в свете интермедиального подхода выступают междисциплинарная природа городского текста и включенность визуального компонента как в само понятие “городская картина&8j1;, так и в тексты, классифицируемые как примеры данного типа письма. На примере произведений отдельных авторов (Ш. Бодлер, А. Бертран, Л.-С. Мерсье, Э. Верхарн, Ж. Роденбах) производятся попытки анализа интермедиальных связей в рамках “городской картины&8j1;. В первую очередь, приводится анализ взаимосвязей литературы и живописи в избранных произведениях, затем – особенностей связей в иллюстрированных изданиях, а также “обратный&8j1; медиальный переход в область изобразительного искусства. В заключение делается вывод о продуктивности описанного подхода для анализа городских текстов.

Ключевые слова
интермедиальность, городской текст, городская картина, французская литература, Шарль Бодлер, бельгийский символизм, Жорж Роденбах, Эмиль Верхарн
Классификатор
Получено
22.09.2021
Дата публикации
22.09.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
1487
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S241377150013617-1-1 Дата внесения исправлений в статью - 22.09.2021
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Stierle K. Baudelaire and the tradition of Tableau de Paris // New Literary History. 1980. Vol. 11, №. 2, pp. 345–361.

2. Stierle K. La capitale des signes. Paris et son discours. Paris: Éditions de la maison des sciences de l'homme, 2001. 630 p.

3. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб.: Искусство– СПБ, 2003. 614 с.

4. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры: Петербург / Тартуский государственный университет. Тарту, 1984. Вып. 664. С. 30–45.

5. Schmider Ch. Écriture de la ville et poétique du mensonge – l’espace urbain chez Flaubert et Balzac // Cahiers d’Études Germaniques. 2015. №68. URL: http://journals.openedition.org/ceg/1405

6. Franz P. L’esthétique du tableau dans le théâtre au XVIIIe siècle. Paris: Puf, 1998. 272 p. URL: https://doi.org/10.3917/puf.frant.1998.01

7. Hansen-Löve A.A. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort– und Bildkunst – Am Beispiel der russischen Moderne // Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität / Hg. von W.Schmid und W.D.Stempel (Wiener Slawist. Almanach, Sonderb. 11). Wien, 1983, pp.291–360.

8. Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.

9. Седых Э.В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 9. Выпуск 3. Часть II. С. 210–214.

10. Хаминова А.А., Зимберман Н.Н. Теория интермедиальности в современной гуманитарной науке // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38–45.

11. Марков А.В., Турышева О.Н. Литература и живопись: неканонический случай интермедиального взаимодействия (на материале картины Андреа дель Сарто “Девушка с томиком Петраркиˮ // Известия УрФу, серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 2. C. 83–91.

12. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 160 с.

13. Тишунина Н.В. Проблема взаимодействия искусств в литературе западноевропейского символизма // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы II научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. М., 2002. С. 100–101.

14. Тимашков А.Ю. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX веков. Автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09. Санкт-Петербург, 2012. 23 с.

15. Ripple G. Handbook of Intermediality: Literature-Image-Sound-Music. Berlin/Boston: Walter de Gruyter, 2015. 703 p.

16. Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в зарубежной науке. URL: https://www.spbric.org/PDF/tim08_1.pdf

17. Ильин И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М.: ГБЛ. 1998. 28 с.

18. Rajewsky I. O. Intermediality, Intertextuality, and Remediation: A Literary Perspective on Intermediality // Intermédialités / Intermediality. 2005. №6, pp. 43–64.

19. Barthes R. Sémiologie et urbanisme. Conférence organisée par l’Institut français de l’Institut d’histoire et d’architecture de l’université de Naples, 1967. URL: https://www.larchitecturedaujourdhui.fr/wp-content/uploads/2016/05/7-BARTHES-ENTIER-tiny2.pdf

20. Starobinski J. Préface // Stierle K. La Capitale des signes: Paris et son discours. Les Éditions de la MSH, 2001, pp.10–13.

21. Benjamin W. Paris, capitale du XIXe siècle // Das Passagen-Werk. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1982, pp. 60–77.

22. Citron P. La Poésie de Paris dans la littérature française de Rousseau à Baudelaire. Paris: Les Éditions de Minuit, 1961. 188 p.

23. Sansot P. Poétique de la ville. Paris: Klincksieck, 1971. 422 p.

24. Loubier P. Le Poète au labyrinthe, Ville errance, écriture. Fontenay/Saint-Cloud: ENS Éditions, 1998. 443 p.

25. Bernard S. Le Poème en prose de Baudelaire jusqu’à nos jours. Paris: Nizet, 1959. 814 p.

26. Бертран А. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло. М.: Наука, 1981. 352 с.

27. Балашов Н.И. Алоизиус Бертран и рождение стихотворения в прозе // Бертран А. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло. М.: Наука, 1981. С. 235–295.

28. Sainte-Beuve Ch. A. Notice // Bertrand A. Gaspard de la nuit. Paris: Labitte, 1842. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8600227w/f1.item

29. Ortel Ph. Les doubles imaginaires de la photographie // Romantisme. 1999. № 105, pp. 5–15.

30. Ortel Ph. La Littérature à l’ère de la photographie. Enquête d’une révolution invisible. Nîmes: Rayon Photo, 2002. 382 p.

31. Baudelaire Сh. À quoi bon la critique ? // Salon de 1846 // Œuvres complètes, tome I, Bibliothèque de la Pléiade. Paris: Gallimard, 1956. 1604 p.

32. Rodenbach G. Bruges-la-Morte. Paris: Flammarion, 1892. 223 p.

33. Verhaeren É. Les Villes tentaculaires. Paris: Helleu & Sergent éditeurs, 1919. 178 p.

34. Verhaeren É. Les Campagnes hallucinées. Paris: Helleu & Sergent éditeurs, 1927. 118 p.

35. Rodenbach G. Bruges-la-Morte, ouvrage illustré par Lucien Lévy-Dhurmer (18 pastels, 1927–1930). Paris: Javal & Bordeaux, 1930. 147 p.

36. Беньямин В. Задача переводчика // Маски времени. Эссе о культуре и литературе. М.: Симпозиум, 2014. C. 27–47.

37. Stead É. La Chair du livre. Matérialité, imaginaire et poétique du livre fin-de-siècle. Paris: PUPS, coll. Histoire de l'imprimé, 2012. 566 p.

38. Mallarmé S. Crise de vers // Œuvre complètes. Paris: Gallimard, Bibliothèque de la Pléiade, 1945. 1696 p.

39. Vouilloux B. La critique des dispositifs // Critique. 2007. № 3, pp.152–168.

40. Schröter J. Discourses and Models of Intermediality. // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2011. URL: https://doi.org/10.7771/1481-4374.1790

41. Le Beller É. Lucien Lévy-Dhurmer, portraitiste et illustrateur de Georges Rodenbach. Mémoire Master 2 Arts, parcours Histoire et critique des arts. Université Rennes 2. 2017. 171 p.

42. Quaghebeur M. Le pictural comme métaphore du combat pour la littérature // Histoire, forme et sens en littérature. La Belgique francophone. Tome I – L’engendrement (1815–1914). Bruxelles: Peter Lang, 2015, pp. 311–339.

43. Quaghebeur M. Verhaeren et la lumière. L’aboutissement d’une vaste activité critique // Lettres belges entre absence et magie. Bruxelles: Labor, 1990, pp.47–64.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести