В статье представлена попытка ответить на вопросы, поставленные Славоем Жижеком гегелевской системе. Возвращаясь к диалектике вопреки всем попыткам современности порвать с немецким мыслителем, Жижек стремится повторить Гегеля посредством его перепрочтения на основе лакановского психоанализа. Одновременно им разрабатывается проект по утверждению субъекта и выявлению его «избыточного непризнанного ядра», сопротивляющегося полному присвоению со стороны логоса. Обнаруживая в гегелевском наследии следы этой – не принадлежащей ни природе, ни культуре – изнанки cogito в образе «мировой ночи» и погружающем в нее опыте безумия, словенский философ отмечает, что самая радикальная попытка осмыслить данный опыт была предпринята именно Гегелем. Однако в то же время на конкретных примерах сам Жижек демонстрирует неспособность диалектики схватить «промежуточность» безумия, изымающего субъект из изначальной естественной среды и знаменующего его переход к сфере символического. Не замечая подрывного для природного уровня индивида характера сумасшествия, Гегель, как полагает Жижек, слишком поспешно мыслит подобный опыт в качестве регрессии к уровню простой животной жизни, подчиненной ритмам природы. Пытаясь разрешить это противоречие между общей позитивной оценкой гегелевской системы и демонстрацией ее провалов на частностях, автор статьи возвращается к текстам Гегеля и вступает в спор о животном. Действительно ли диалектика не замечает выводящую из природности «позитивную» функцию безумия? Какое место феномен помешательства занимает в спекулятивной концепции немецкого классика? Как, наконец, соотносятся в ней природность зверя и животное начало человека?
1. Mills, Jon (2002) The unconscious abyss: HegelТs anticipation of psychoanalysis, SUNY Press, Albany.
2. Olson, Alan M. (1992) Hegel and the Spirit: Philosophy as Pneumatology, Princeton University Press, Princeton.
Сообщения не найдены
Комментарии
Сообщения не найдены