Archaeology of Mexico City: new studies in the study of the history of the ancient Aztecs
Table of contents
Share
QR
Metrics
Archaeology of Mexico City: new studies in the study of the history of the ancient Aztecs
Annotation
PII
S0044748X0018054-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Valentina Baglay 
Affiliation: Kuban State University
Address: Russian Federation, Krasnodar
Edition
Pages
75-90
Abstract

The article presents an overview of archaeological discoveries in Mexico City over the past few years. The research, which is carried out primarily by Mexican scientists, is based on both traditional methods of archaeology and the capabilities of modern science, in particular, electroresistive tomography and geophysics. The article uses primary data and their inclusion in the history of archaeological research in Mexico City is still ahead. Despite the preliminary nature of the assessments of these archaeological data, they allow not only to clarify the established ideas based on the many decades of work of archaeologists, but also to take them into account when further studying the past of the Aztecs and their capital Mexico City-Tenochtitlan. The paper presents the materials of recent excavations in the area of the Main Temple (Mexico City proper) and Greater Mexico City (the ancient territory around Lake Texcoco). In the center of Mexico City, archaeologists have discovered the remains of the room in which the Spaniards were, who first found themselves in the Aztec capital, fragments of pre-Hispanic stone basreliefs. It is also a find of the Great (Great) Tsompantli (traditional construction of skulls). The excavations of the Great Cuaushikalco as part of the ritual and sacred space and the ancient objects associated with it can be considered noteworthy. In the Greater Mexico City area, there are ongoing studies of an artificial tunnel, a cave (a symbol of the entrance to the world of the dead) inside the famous pyramid of the Moon in Teotihuacan. Here, on the territory of the ancient valley of Mexico, the study of the Preclassic period of its history continues (archaeological surveys in Zacatenco and Tlalpan with the oldest burials of unusual cone-shaped graves and intentional spiral arrangement of bodies). The post-classical period (the Aztec era) was enriched by excavations of salt mining sites, etc. The article notes that the new archaeological data generally confirm the well-known features of the Aztec society, without justifying, but also without belittling its own importance in world history and culture.

Keywords
Archeology of Mexico City, Great Temple, Great Cuauhxicalco
Received
14.05.2021
Date of publication
24.01.2022
Number of purchasers
14
Views
1057
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Археология — наука, как говорится, непрерывная, и в этом утверждении нет ничего нового. Археологические исследования определенных регионов и культур, как правило, длятся довольно долго и позволяют не только подтверждать устоявшиеся представления, но и формировать новые подходы в решении исторических загадок. Разумеется, это касается и древних ацтеков (мешиков), изучение которых в настоящее время, как и ранее, опирается на использование новых археологических данных. При этом письменные свидетельства также важны, хотя трудно ожидать, что мы получим новые сведения из ранее неизвестных раннеколониальных источников, учитывая значительные масштабы и направления исследований архивов и публикаций их данных в течение предыдущих столетий. В подобной ситуации основная надежда возлагается именно на археологические исследования. И несмотря на то, что в настоящее время составлена довольно полная картина этой доколониальной культуры, есть возможность продолжить изучение ее традиционными средствами, используемыми в ходе археологических раскопок, которые в Мексике идут непрерывно. В наши дни, как и прежде, они ведутся по двум направлениям:
2 — центр ацтекского государства — древняя территория ацтеков на островах и по берегам озера Тескоко, представленная столицей г. Мехико-Теночтитланом, а также ближайшими районами (в наши дни современный Большой Мехико);
3 — провинциальные территории (с учетом разной степени связей с центром).
4 Условия и потенциальные результаты археологических исследований в двух указанных регионах будут разными в том, что касается выявления ацтекского присутствия. Одно дело области, находящиеся ближе к г. Мехико-Теночтитлану, и другое — более отдаленные. Если учесть общекультурные показатели, характерные для этих территорий (порожденные, в том числе, природными особенностям, влиянием одних древних обществ на другие, силу общественных связей, традиционности, военное давление, рыхлость самой структуры древнеацтекского государства и т.п.), то следует отметить, что, чем дальше эти районы находились от г. Мехико-Теночтитлана, тем цивилизационное присутствие ацтеков там было меньше.
5 По указанным причинам в провинции средствами археологии не всегда возможно определить именно ацтекский культурный и исторический горизонт, который определенно прослеживается только в центре. Вместе с тем сами по себе раскопки в ацтекской провинции расширяют возможности изучения древних региональных культур1.
1. О находках только 2012 г. в штатах Оахака, Наярит, Чолула и др. см.: 1; 2, рр. 24-34; перечень наиболее важных публикаций по археологии региональной тематики см.: 2, рр. 24-34].
6 Как бы то ни было, по всей Мексике ведутся археологические исследования. Однако, учитывая значительные масштабы раскопок, а также их первостепенную важность для изучения древнеацтекской культуры, мы ограничимся наиболее интересными с нашей точки зрения данными по г. Мехико и его окрестностям за последние несколько лет.
7 Особенность археологических раскопок в Мехико заключается, в частности, в том, что места, где они ведутся, как правило, затрагивают современную инфраструктуру (сложная сеть подземных городских коммуникаций, расположение линий метро и т.п.). Хотя это обстоятельство затрудняет профессиональную деятельность археологов и требуют значительных финансовых затрат, раскопки являются источником получения ценных научных знаний [3; 4].
8 Парадоксально, но иногда успеху археологических исследований в Мексике способствуют стихийные бедствия, в частности, довольно частые и сильные землетрясения. Из относительно недавних подобных ситуаций следует отметить землетрясения 19 сентября 1985 г. и 19 сентября 2017 г., а также 21 января 2016 г. и 23 июня 2020 г. На момент написания данной статьи в ночь на 8 сентября 2021 г. в 300 км от Мехико, в Акапулько, произошло землетрясение силой 7,1 баллов, оставившее столицу без света. Примечательно, что раскопки в районе знаменитого археологического объекта, а именно, Главного (Великого) Храма (Темпло Майор, двойной храм, где на одной пирамиде возведены храмы, посвященные богу войны Уитсилопочтли и дождя Тлалоку) активно и на постоянной основе проводятся особенно после землетрясений 1978 г., 1985 г., благодаря чему были открыты многие знаменитые памятники. Особенность самой археологической зоны состоит в том, что пространство Главного Храма — это также пирамиды с алтарями бога-творца мира и одновременно разрушителя Тескатлипоки, бога плодородия и отчасти легендарной личности Кетцалькоатля, а также значительное число иных сооружений, связанных с обслуживанием сакрального пространства.
9 Главный Храм как религиозный центр древней империи ацтеков был открыт сравнительно недавно. 21 февраля 1978 г. рабочие-электрики, проводившие подземные работы, обнаружили в двух кварталах от Сокало, центральной площади города, его руины [5]. Они также открыли здесь своеобразную скульптуру богини Койолшаушки (ассоциирующейся с луной), представленную в соответствии со сложным и важным богоборческим мифом в расчлененном виде.
10 В том же году был запущен связанный с Главным Храмом специальный археологический проект во главе с Эдуардо Матосом Моктесумой. Под руководством этого известного мексиканского исследователя раскопки проводились в течение четырех десятилетий. Был создан и Музей Главного Храма. Раскопки в г. Мехико (как и в целом по стране) проводятся под наблюдением Национального института антропологии и истории в рамках специальной программы по городской археологии [6; 7]. Для популяризации результатов раскопок также осуществляется общемексиканская программа «С тобой на расстоянии» министерства культуры станы2.
2. Специальная программа пропаганды культуры Мексики. С помощью аудио, видео и иных интерактивных средств дистанционно обеспечивается доступ к разнообразному культурному наследию, включая языки коренных народов, а также сотрудничество с художниками, ремесленниками и т.п. [8].
11 Раскопки в Мехико и их результаты — всегда событие [3; 9]. Здесь были реализованы грандиозные археологические проекты, ставшие знаменитыми именно из-за достигнутых их научных результатов. Благодаря этому появляется возможность сопоставить археологические и письменные данные. Причем, это касается не только европейских, но и месоамериканских документов, в частности, пиктографики. Мехико-Теночтитлан в свое время произвел своей многолюдностью большее впечатление на испанцев, знакомых с большими городами Старого Света не понаслышке. В частности, можно сослаться на воспоминания одного из участников его завоевания — Берналя Диаса дель Кастильо. Он писал, что улицы города были заполнены людьми, а шум его главной площади, полной кричащих торговцев и ремесленников, предлагающих все — от продуктов питания до изделий ремесла, был слышен на многие мили [10, сс. 76-78]. Пятьсот с лишним лет спустя главная площадь Мехико, ныне известная Сокало, все так же многолюдна, заполнена туристами, уличными торговцами и покупателями. И совсем близко от нее археологи находят следы древнего города, который так поразил испанских завоевателей [3; 9].
12

Археология Главного Храма

13

Среди археологических исследований последних двух-трех лет в Мехико можно отметить несколько наиболее значимых. К примеру, раскопки под руководством археологов Рауля Барреры Родригеса и Хосе Марии Гарсии под этажами здания, известного под старинным названием Национальный Ломбард (Nacional Monte de Piedad), в нескольких шагах от площади Сокало и столичного кафедрального собора. Это строение, расположенное в историческом центре, является одним из самых старых в градостроительном плане раннеколониального Мехико. При проведении реставрационных работ и обязательных при этом раскопках, археологами были выявлены признаки строительства разного времени, начиная с доколониальной эпохи. Объект был открыт еще в феврале 2020 г., однако археологи не объявляли о нем до тех пор, пока не получили значимые результаты [6; 7].

14 Здесь на расстоянии около двух метров друг от друга были сделаны 12 раскопов (колодцев), где сначала обнаружили остатки стены раннеколониального периода (1,5 м в высоту и 1,25 м в длину), которая служила фундаментом здания, построенного в середине XVIII в. [4; 6; 7]. Потом на глубине 3 м был раскрыт пол. С учетом наличия известной древней топографии Мехико-Теночтитлана и исторических свидетельств эпохи завоевания археологи предположили, что раскрытое историческое пространство может иметь отношение к резиденции правителя (тлатоани) Ашайакатля (1469—1481 гг.), отца последнего правителя ацтеков Моктесумы II Младшего (1502—1520 гг.) [6; 7; 11].
15 В ходе дальнейших раскопок было определено помещение размером 5х4 м, возведенное из базальтовых плит доиспанского происхождения. Известно, что после падения Мехико-Теночтитлана и начала христианизации ацтеки были вынуждены собственными руками разрушать уцелевшие храмы и иные сооружения как языческие и строить новый город из тех же доиспанских материалов. Именно поэтому в стене этого помещения колониальной эпохи были обнаружены фрагменты двух доиспанских каменных барельефов с изображениями головного убора из перьев и орла (длина 1,7 м) (рис.1). Археологи полагают, что эти фрагменты когда-то были частью жертвенной стелы, возведенной еще во время правителя Моктесумы I Старшего (1440—1469 гг.), и, таким образом, она датируется серединой XVв. [12].
16

Рис. 1. Фрагмент барельефа с изображением «обсидианового орла»

17 Важна символика этих барельефов. Она связана с особым почитанием фантастического «обсидианового орла». Орел — науал (воплощение) бога Уицилопочтли, а форма его перьев, похожих на каменные ножи из обсидиана, ассоциируется с кровью и войной, что подтверждает высказанное предположение о барельефе как части жертвенной стелы. С той же символикой связан и фрагмент барельефа с изображением головного убора из перьев. Аналогичные образы орла известны также в пиктографических рукописях, так называемых кодексах (например, в рукописи доиспанского периода Кодексе Борджиа или Кодексе Теллериано-Ременсис XVI в.). Что касается изображения головного убора из перьев, то он представляет собой важную часть образа почти всех персонажей пиктографических рукописей, прежде всего, Уитсилопочтли и Кетцалькоатля.
18 Среди других артефактов следует назвать изображения на камне пиктограмм, соответствующих словам «рынок», «драгоценность» в древних пиктографических рукописях. Другие артефакты, найденные в этом же месте раскопок, — фрагменты знаменитой доиспанской керамики из древнего г. Тескоко (оранжевая монохромная, черно-оранжевая), а также колониального периода [6; 11]. С этой локацией, т.е. резиденцией Ашайакатля, связаны судьбоносные, драматические события в истории ацтеков. 8 ноября 1519 г. в Мехико-Теночтитлан прибыли конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом (1485—1547 гг.). Пришельцы обустроили здесь свои казармы, приспособив одно из помещений для богослужений. В этом же месте впоследствии завоеватели удерживали в плену самого Моктесуму II и нескольких его приближенных [6; 10; 11; 13, с. 80].
19 Как известно, дружелюбие ацтеков со временем сменилось враждебным отношением к испанцам, а также презрением к слабохарактерному, по мнению народа, Моктесуме, под давлением пришельцев убеждавшему соплеменников признать их власть. Наконец, именно из Мехико-Теночтитлана испанцы панически и с большими потерями бежали. Впрочем, через год они вернулись и, последовательно разрушая квартал за кварталом, захватили город. В память об этом у площади Трех культур (Площадь Тлателолко) установлена мемориальная доска, на которой написано, что 13 августа 1521 г. Э.Кортес разгромил ацтекскую армию во главе с вождем Куаутемоком, а на главной улице Мехико возведен памятник этому национальному герою.
20 На каждом новом этапе археологических исследований Главный Храм продолжает преподносить сюрпризы. Одной из самых впечатляющих находок за последние годы, без сомнения, является открытие так называемого Большого (Великого) Тцомпантли. Тцомпантли (общее название данного типа сооружений) — это конструкция из черепов, насаженных на длинные деревянные шесты и составленных в виде лестниц, вместе образующих своего рода стеллажи цилиндрической формы. Это — черепа людей, ритуально принесенных в жертву. Целями кровавого церемониала были стремление отблагодарить или умилостивить богов, вызвать ужас, напугать врагов, а также продемонстрировать мощь ацтеков. Археологи полагают, что большая часть черепов — это останки пленных воинов. Открытая на настоящий момент часть ритуального сооружения, имеет диаметр 4,7 м [13, с. 77; 14; 15].
21

Рис. 2. Большое (Великое) Тцомпантли

22 Тцомпантли было открыто еще в 2015 г., но подробная информация о нем появилась только в марте 2020 г., поскольку раскопки продолжались. Это позволило археологам под руководством Лорены Васкес Валлин найти останки 119 человек, в том числе детских, а всего на этом месте было обнаружено более 600 черепов (рис. 2). Мексиканские власти назвали открытие Великого Тцомпантли одним из самых важных археологических находок в стране за последние годы [14; 15].
23 Большое Тцомпантли формировалось десятилетиями и относится к концу XV в.; некоторые называют и более точную дату (1486—1502 гг.). Как и другие знаменательные объекты древности, Тцомпантли как ритуальный объект был отражен в пиктографике, в частности, в Кодексе Рамиреса (или Кодекс Товара, кон. XVI в.) (рис.3).
24 Между тем ученые постепенно заполняют архитектурную топографию древнего Мехико-Теночтитлана, уточняя расположение уже открытых на настоящее время около восьмидесяти доиспанских сооружений, главным образом, в священном пространстве Главного Храма. При участии специализирующегося в области месоамериканской археологии Роберто Мартинеса Месы в районе улицы Республики Гватемала в сентябре 2011 г. на глубине 5 м были обнаружены руины доиспанского сооружения диаметром, по разным данным, от 15 до 17 м и высотой 1,7 м с сохранившимися деталями главной лестницы на западной стороне [16]. Сооружение было идентифицировано как Великое Куаушикалько (ацт. Huei Cuauhxicalco), место церемонии кремации правителей [17] (рис.4).
25 Сооружение посвящено богу Уицилопочтли и первоначально при его обнаружении в 2011 г. время возведения объекта определили периодом 1469—1481 гг., то есть временем тлатоани Ашайякатля. Однако позднее ученые пришли к выводу, что Великое Куаушикалько было построено раньше, в эпоху Моктесумы I [17]. Археологи полагают, что позже, когда происходило обновление (переустройство храмов как аналог обновления мира каждые 52 года в соответствии с древним летоисчислением), каменными плитами закрывались не только предыдущее сооружение Главного Храма, тело пирамиды и храма, но и те культовые объекты, которые находились рядом, — идолы богов и богинь, а также иные объекты, включая Великое Куаушикалько, и возводились новые. Поэтому, что касается куаушикалько (куаушикали, общее название данного типа сооружения, повторяющего форму чаши разных размеров) как ритуального объекта, то следует подчеркнуть, что ученым известны и другие не менее впечатляющие. Таковой, например, является открытое ранее знаменитое куаушикалько в виде фантастического персонажа с чертами ягуара.
26

Рис. 3. Главный Храм с символическими фигурами Тлалока и Уитсилопочтли (слева) и тцомпантли. Кодекс Рамиреса

27 Великое Куаушикалько построено из камней вулканической породы, скрепленных глиной. В боковые поверхности вставлено 19 фантастических змеиных голов, что связывает его оформление с пирамидой Главного Храма и его символикой. Небольшие головы вырезаны из туфа, а более крупные (длиной 40-45 см) — из базальта [17]. Великое Куаушикалько украшают два каменных барельефа, на одном из которых представлена пиктограмма слова «война» (в виде изображения щита), повторяющая стилистику древних рукописей, кодексов (рис. 5).
28

В 2012 г. археологи обнаружили еще несколько объектов, связанных с Великим Куаушикалько. Первый — ритуальное захоронение из 45 фрагментированных черепов и около 250 нижних челюстей. Из некоторых черепов были сделаны маски, связанные с культом бога смерти Миктлантекутли. Следующая находка 2012 г. представляла собой жертвенный камень (ацт. течкатль), высота наземной части которого 40 см, а подземной — 12 см. В его основании нашли пять черепов, обращенных лицевой стороной на запад. Вполне возможно, что изначально они были частью Великого Тцомпантли, поскольку в височной части черепов имеются характерные отверстия (рис.6).

29

В том же 2012 г. в зоне раскопок Великого Куаушикалько были найдены чаши, и в них — обсидиановые ножи, использовавшиеся в ритуалах кровопускания (жертвование собственной крови), что подтверждают следы, обнаруженные на лезвиях. Ученые считают, что эти приношения могли быть сделаны на этапе возведения Великого Куаушикалько [17].

30 В 2013 г. археологи обнаружили туннель шириной 45 см, длиной 8,38 м и высотой 1,5 м, который вел к центру Великого Куаушикалько. Там они нашли две запечатанные камеры, в которых, как первоначально решили ученые, могли храниться кремированные останки правителей. Позже это не подтвердилось. Тем не менее поиски гробниц ацтекских правителей, упоминаемых в исторических источниках, продолжаются. Ученые считают, что эту задачу можно будет решить, в частности потому, что в южной половине Великого Храма, посвященного Уицилопочтли, было обнаружено несколько урн с человеческими останками.
31

Рис. 4. Змеиные головы Великого Куаушикалько

32 Среди других находок на этом археологическом объекте следует упомянуть остатки священного дуба. Согласно представлениям ацтеков, это дерево связывало земной мир с небесным и подземным [1; 17].
33

Археология Большого Мехико

34 Земля исторического центра мексиканской столицы, где был построен древний Мехико-Теночтитлан, по-прежнему остается неисчерпаемым источником археологических находок. Но исследования ведутся и в его окрестностях, поэтому важная зона археологических исследований последних десяти лет — раскопки в районах Большого Мехико. В отличие от центра древнего города, здесь сосредоточены памятники разных периодов — от Формативного (Доклассического) (2500 г. до н.э. — 250 г. н.э) до Классического (250—900 гг.) и Постклассического (900—1521 гг.). Это означает, что они не всегда являются ацтекскими, хотя в целом и участвуют в формировании историко-культурного облика их древнего государства.
35 В частности, это касается продолжающихся исследований знаменитой пирамиды Луны в окрестностях Большого Мехико, в древнем Теотиуакане в 40 км от столицы. После землетрясения 2017 г. группа инженеров-геофизиков в составе Андреса Техеро, Мартина Карденаса, Херардо Сифуентеса, Рене Э.Чавеса, Эстебана Эрнандеса-Кинтеро и Алехандро Гарсии подтвердила существование там пещеры или системы полостей [9; 18; 19]. Для этого полости были просканированы с помощью электрорезистивной томографии, что позволило получить изображения и измерить структуры, находящиеся под поверхностью сооружения, которое в древности неоднократно реконструировалось. Кстати, если вначале ученые считали, эти полости естественного происхождения, то в настоящее время пришли к выводу об их искусственной природе. Раскопки показали, что пирамиду перестраивали минимум шесть-семь раз, что обычно для Месоамерики. Внутри пирамиды был обнаружен канал шириной 20 метров и глубиной около 15 м, ориентированный к центру нынешней пирамиды. Он, по-видимому, относится к периоду четвертой—седьмой фазам реконструкций, проделанных в 150—450 гг. Как полагают археологи, эта полость внутри пирамиды использовалась для проведения погребальных ритуалов, поскольку собственно туннель, в соответствии с представлениями древних, вел в подземный мир мертвых. Возможно, был и второй вход в туннель. Дальнейшие исследования пирамиды помогут уточнить данные, имеющиеся на данный момент.
36

Рис. 5. Пиктограмма «война» (щит на рельефе и как атрибут в руках бога Уитсилопочтли). Великое Куаушикалько и Кодекс Борджиа (доиспанский период)

37 Кстати, еще в конце 1990-х годов мексиканские археологи нашли в пирамиде два погребения, одно из которых датировалось четвертым, дру- гое — пятым этапом реконструкции. В них археологи обнаружили останки принесенных в жертву людей и животных, в том числе пумы и ягуара, а также украшения, обсидиановые фигурки и ритуальные ножи [12].
38 Изучение пирамиды Луны в последние десятилетия способствовало формированию иных оценок роли обеих знаменитых пирамид в истории Теотиуакана. Так, есть мнение называть Теотиуакан не «город богов», а «город Солнца» (по пирамиде Солнца). Кроме того, в исследовании, проведенном археологами совместно с экспертами инженерного факультета Института геофизики Национального автономного университета Мексики, отмечается, что пирамида Луны (памятник женскому божеству воды, плодородия и земли) могла стать отправной точкой для формирования плана древнего города. Первый из ее конструктивных этапов (так называемое, «сооружение I») датируется периодом 100 г. до н.э. — 50 г. н.э. и является самым древним известным памятником Теотиуакана [20].
39 Интересными являются раскопки в другом историческом районе долины Мехико — исследования в Сакатенко и Тлалпане как продолжение изучения Доклассического периода ее истории.
40 Во время раскопок к северу от Мехико, в Сакатенко, недалеко от акведука Гваделупы в 2016—2017 гг. археологами, в частности Эстибалис Агуайо, было раскрыто и исследовано захоронение. Погребенными под несколькими слоями земли оказались более чем 140 скелетов [21; 22; 23]. Это были останки детей в возрасте от трех до десяти лет, молодых людей и взрослых мужчин и женщин (определенно 60 взрослых и 40 детей), живших в одном из первых поселений на ближайшем побережье озера Тескоко. Многие были захоронены лицом вниз. Кроме того, были найдены два захоронения в положении зародыша. При погребенных найдено большое количество подношений (керамика, костяное шило, бусины из зеленого камня или раковин, серый обсидиан и т.д.). Среди погребенных была беременная женщина, отмеченная красным порошком (гематит или киноварь). Выделяется погребение мальчика с нагрудником, состоящим из 162 раковинных пластин. Возможно, они являются маркерами определенного статуса. Эти пожертвования позволяют получить обширную информацию о каналах обмена, которые поддерживались с другими районами. Археологи определили, что данное место захоронения относится к Среднему Доклассическому периоду (800—500 гг. до н.э.) [21].
41

Рис. 6. Течкатль и черепа. Великое Куаушикалько

42 Надо сказать, что Сакатенко еще в 1935 г. открыл знаменитый американский археолог Джордж Вайян. Изучение продолжили спустя 30 лет, в 1960-е годы, его не менее заслуженные коллеги — Уильям Т. Сандерс, Джеффри Р.Парсонс и Роберт С.Сантли. Подобные исследования были проведены для древних поселений Тлатилько и Тлапакойя, которые относятся к Раннему и Позднему Доклассическому периоду соответственно. С тех пор за полвека не было обнаружено другого, сопоставимого с Сакатенко объекта. Новые открытия в Сакатенко позволяют уточнить, что здесь было 5-6 тыс. жителей. Погребение 145 человек может рассматриваться репрезентативным и для таких подсчетов, и для изучения этого периода истории в целом [21].
43 В южной части района исследования археолог Мария де Хесус Санчес определила жилую зону со следами (планами) небольших комнат, портиков и дворов, а также пространство, которое имеет отношение к добыче соли в Поздний Постклассический период (1200—1521 гг.), подтверждением чего являются керамические сосуды и оловянные горшки, покрытые штукатуркой, использовавшиеся для извлечения соли из солоноватой воды озера Тескоко. В этом месте было найдены захоронения новорожденных внутри пяти керамических сосудов [21].
44

Рис. 7. Спиральное захоронение. Тлалпан

45 Примечательно, что здесь же, на южном берегу озера Тескоко, расположен очень важный археологический объект — Куикуилько. Этот религиозный центр известен своей знаменитой круглой пирамидой, редкой для долины Мехико конструкции. Куикуилько, современный культуре ольмеков, процветал в Средний и Поздний Формативный период (700—150 гг. до н.э.), между фазами Сакатенко (700—400 до н.э.) и Тикоман (400—200 до н.э.) [24]. Он был разрушен в результате извержения вулкана в конце этого периода. Археологи находят здесь остатки укрепления, древних строений, признаки занятия земледелием (ирригация, террасы) [22; 23; 24; 25; 26].
46 В 2017 г. в Тлалпане археологи открыли памятники и артефакты Доклассического периода. Ими были раскрыты 20 ям в виде усеченного конуса с бȯльшим диаметром на дне и меньшим в устье (от 1,2 м-1,5 м до 1,8-2,3 м). Их возраст — 2,5 тыс. лет. Тогда же исследователи предположили, что ямы служили местами хранения (складами) продукции, возможно, могилами или использовались и в том, и в другом качествах [24]. Как показало дальнейшее изучение, по крайней мере шесть из этих ям использовали как одиночные погребения. Описано погребение, где похоронены более десяти человек. По мнению антрополога Лусии Лопес Мехии, почти все они при жизни были молодыми людьми. Пол удалось установить только двоих — как мужской и женский; были среди них и дети в возрасте 3-5 лет и месячный младенец [25]. Судя по характеру захоронения, оно носило ритуальный характер, так как все были похоронены одновременно и особым образом. Тела намеренно соединены друг с другом и уложены спиралью (круговое захоронение): руки одного лежали на спине другого, голова третьего на груди четвертого и т.д., что также свидетельствует о единовременности захоронения. У двоих были умышленно деформированы черепа, у некоторых повреждены зубы. Погребальные дары состояли из керамических сосудов (илл.7).
47 Археологи из Национального института антропологии и истории считают, что этот ритуал очень древний и мог быть выполнен охотниками и собирателями. Об этом свидетельствует и датировка костей —Доклассический период, возможно, около XVI в. до н.э. — то есть задолго до появления ацтеков [23; 25; 26]. Ученые отмечают, что круговое захоронение было зафиксировано впервые и, видимо, представляет собой ранее неизвестную ритуальную практику. Это открытие важно так же, как и раскопки, которые проводились в период с 1960 по 1990 г. в таких местах, как Тлатилько, Темаматла и Тлапакойя, относящихся к этому же времени [24].
48 В чем может быть смысл всех этих древних спиралей и кругов? Есть несколько предположений. Так, исследователь из Папского университета Мексики Химена Ривера Эскамильо считает, что такая форма погребения олицетворяет «круг жизни», который начинается с ребенка, продолжается взрослым и, в конечном счете, заканчивается стариком, стоящим на пороге смерти. Предлагается трактовка спиралей и как обозначение кругов на воде — намек на занятие рыболовством. Упоминается связь со звездным небом (круги символизировали движение звезд). Выдвигается также предположение, что круги отражают генерацию энергетической мощности Матери-земли. Наконец, спирали трактуются как символ течений воздуха, влиявших на охоту и рыболовство, что означало их важность при занятии этими типами хозяйственной деятельности [20; 23; 25; 26]. Впрочем, все это — только предположения. Возможно, мы так никогда и не узнаем, что означало это спиральное захоронение в момент его появления.
49 Рассмотренные выше некоторые из значимых археологических исследований последних лет действительно позволяют приблизить к нам историческое прошлое Мехико-Теночтитлана, конкретизировать и дополнить знания о древнеацтекском обществе в целом, хотя концептуальные изменения пока не так значительны.
50 Типично в этом отношении мнение мексиканского археолога Э.Матоса Моктесумы, который в своей лекции в Гарварде, а также в ходе общения с прессой подтвердил уже устоявшиеся представления о древнеацтекской культуре и обществе. Он поставил Месоамерику и Анды в один ряд с Египтом, Месопотамией, Китаем и долиной Инда — регионами, являющимися яркими, фактически эталонными, примерами древних цивилизаций [5]. Однако здесь необходимо внести некоторые уточнения, касающиеся этого мнения. Так, важно подчеркнуть, что цивилизации Старого Света были на несколько тысячелетий старше культур Нового Света, к тому же на определенном этапе они влияли друг на друга. Именно поэтому месоамериканские общества определяются как древние, хотя в соответствии с европейской системой хронологии и периодизации они относятся к средневековью.
51 Э.Матос Моктесума также надеялся развеять, как он определил, «черную легенду» о том, что только ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения (кстати, не упоминая при этом ритуальный каннибализм). Ученый отмечает, что у ацтеков не все ритуалы носили подобный характер, а кровавые ритуалы в принципе существовали во многих древних культурах. Они были связаны, главным образом, с земледельческими культами, а в Месоамерике рассматривались и как способ обеспечения дальнейшего существования Вселенной (считалось, что человеческая кровь ее подпитывала, предотвращая конец мира). Странно, что косвенным оправданием кровавого культа Э.Матос Моктесума считает и то, что, как правило, в жертву приносили рабов или военнопленных [5]. Поэтому Главный Храм в виде Великого Тцомпантли, при раскопках которого обнаружены останки более 600 человек, ученый трактует как «сооружение, связанное с жизнью, а не со смертью» [15]. К этому мнению присоединяется представитель столичного министерства культуры Алехандра Фраусто Герреро, которая назвала Великое Тцомпантли важным свидетельством «могущества» и «величия», достигнутых Мехико-Теночтитланом [15].
52 Думается, что, пытаясь объяснить кровавый культ и все, что с ним связано, упомянутые выше ученые вступают на тупиковый путь его оправдания. К тому же человеческие жертвоприношения ацтеков (и представителей других месоамериканских культур), их кровавый культ в чистом виде действительно вызвал шок у испанцев, хотя средневековый Старый Свет под другими лозунгами сам пролил моря крови. Возможно, не следует пытаться оправдать эту жуткую религиозную практику, которая сама по себе не отменяет культурных достижений ацтеков и других месоамериканцев?
53 Как бы то ни было, но недавние археологические открытия позволяют получить новые знания о достижениях жителей Месоамерики. Э.Матос Моктесума прав, когда говорит, что археологи обнаружили лишь небольшую часть того, что может быть связано с Мехико-Теночтитланом [3; 5]. Несомненно, археология Мехико еще готовит сюрпризы. Сегодня археологические раскопки в Мехико можно наблюдать повсюду — как в виде давно исследуемых объектов, так и вновь открытых. К настоящему времени по всему центру Мехико кроме образцов древней архитектуры и строительства, археологи обнаружили около 40 тыс. различных артефактов. Разумеется, эта цифра не окончательная, так как исследования продолжаются. И занимаются ими не только археологи, но и ученые, работающие в рамках других дисциплин. В современных условиях, это, например, развитие этнологических исследований, целью которых является синхронизация этноистории и археологии, т.е. изучение прошлого в традиционных культурных проявлениях современной Мексики [13, р. 83]. В деле формирования современных объективных оценок этого древнего общества, а также разрушения стереотипов о древнеацтекской культуре, ассоциирующейся, прежде всего, с кровавым культом, помогает и музейно-выставочная деятельность, которая ведется, в том числе, и за пределами Мексики. В качестве примера можно привести открывшуюся 11 октября 2020 г. в Музее Линдена в Штутгарте (Германия) выставку «Ацтеки», на которой эта культура представлена с помощью ее самых выдающихся артефактов [28].
54 Надо сказать, что шаги по формированию принципиально новых, но взвешенных представлений о древних обществах Центральной Америки предпринимались и ранее. Так с 1992 г., когда отмечалось 500-летие открытия Америки, появились новый лозунг и новая оценка этого события как «Встреча двух культур» в качестве альтернативы прошлому лозунгу — «Открытие Америки». Тем самым подчеркивалось, что в доевропейской Америке сформировалась собственная культура — материальная, социальная, духовная, система сохранения и передачи информации в виде пиктографики, иероглифики и т.п. как часть мировой культуры древности, занимающая в ней свое достойное место.

References

1. Ofrendas y tumbas, algunos hallazgos arqueológicos en 2012. Boletín. 28 de Diciembre de 2012 / Instituto Nacional de Antropología e Historia. Available at: http://www.inah.gob.mx/es/boletines/1953-ofrendas-y-tumbas-hallazgos-en-2012); (accessed 10.04.2021).

2. Arqueología Mexicana. Indice general. Volumes I – XXVI, 1993-2018, r. 24-34. Available at: https://arqueologiamexicana.mx/sites/default/files/banco_imagenes/indice_general_2018.pdf (accessed 12.04.2021).

3. Atwood, Roger. Under Mexico City. Beneath the capital's busy streets, archaeologists are discovering the buried world of the Aztecs Archaeology, Archaeological Institute of America July/August 2014. Available at: https://www.archaeology.org/issues/138-1407/features/2173-mexico-city-aztec-buried-world/ (accessed 11.06.2020).

4. Ancient Aztec palace ruins discovered in Mexico City. Available at: https://www.dw.com/en/aztec-palaca-mexico-city/a-54166113/ (accessed 02.04.2021).

5. Mineo L. Unearthing the secrets of the Aztecs. The Harvard gazette, April 9, 2018. Available at: https://news.harvard.edu/gazette/story/2018/04/unearthing-the-secrets-of-the-aztecs/ (accessed 02.05.2021).

6. El Monte de Piedad guardaba «un secreto»: restos del Palacio de Axayácatl, lugar donde murió Moctezuma. Available at: https://www.elfinanciero.com.mx/culturas/hallan-restos-del-palacio-de-axayacatl-bajo-el-monte-de-piedad-lugar-en-donde-murio-moctezuma/ (accessed 18.04.2021).

7. Surgen vestigios de casa que habitaron Axayacátl y Cortés, El universal. Available at: https://www.eluniversal.com.mx/cultura/patrimonio/500-anos-de-la-noche-triste-surgen-vestigios-de-la-casa-que-habitaron-axayacatl-y (accessed 12.04.2021).

8. Con tigo en la distancia. Available at: https://contigoenladistancia.cultura.gob.mx (accessed 02.04.2021).

9. Pruitt, Sarah .The Most Amazing Historical Discoveries of 2018. 7. A deadly earthquake in Mexico led to the discovery of an ancient Aztec temple. Available at: https://www.history.com/news/discoveries-2018-archaeology-science-finds (accessed 07.04.2021).

10. Baglaj V.E. Atsteki: istoriya, ehkonomika, sotsial'no-politicheskij stroj. M., «Vostochnaya literatura» RAN, 1998, 432 s.

11. Remains of the Palace of Axayácatl and a house built by order of Cortés are discovered in Monte de Piedad building. Available at:https://www.inah.gob.mx/boletines/9259-remains-of-the-palace-of-axayacatl-and-a-house-built-by-order-of-cortes-are-discovered-in-monte-de-piedad-building (accessed 04.04.2021).

12. Archéologie: découverte au Mexique d’un rare basrelief aztèque représentant un aigle- Available at: ttps://www.connaissancedesarts.com/monuments-patrimoine/archeologie-decouverte-au-mexique-dun-rare-bas-relief-azteque-representant-un-aigle-11152687/ (accessed 12.04.2021).

13. Rojas y Gutiérrez de Gandarilla, J. L. Los azteca ¿Cultura arqueológica o cultura con arqueología? Universidad Complutense de Madrid. Revista Española de Antropología Americana, 24, s. 75-92, Edit, Madrid, 1994. Available at: https://revistas.ucm.es/index.php/REAA/article/view/REAA9494110075A (accessed 02.04.2021).

14. Mexico's 'tower of skulls' yields more ancient remains RTL Radio i TV Lyuksemburga. Available at: https: today.rtl.lu/news/world/a/1629110.html (accessed 02.04.2021).

15. Woodward A. Photos show a tower of human skulls found buried beneath Mexico City. Available at: https://www.yahoo.com/lifestyle/photos-show-tower-human-skulls-123700815.html (accessed 10.04.2021).

16. Descubrimientos arqueológicos. UNESCO World Heritage Centre, Friday, 30 March 2012 Available at: https://whc.unesco.org/es/noticias/863 (accessed 10.05.2020).

17. Martínez Meza, Roberto. Cuauhxicalco de Templo Mayor, pasado prehispánico que sale a la luz.Boletín UNAM-DGCS-709 Ciudad Universitaria. 12:00 hrs. 1 de diciembre de 2011. Available at: (accessed 12.09.2020).

18. Pirámide de la Luna pudo ser el inicio de Teotihuacán: INAH. Available at: https://www.infobae.com/america/mexico/2020/07/28/piramide-de-la-luna-pudo-ser-el-inicio-de-teotihuacan-inah/ (accessed 09.08.2021).

19. Pirámide de la Luna podría ser el punto de partida del diseño urbano de Teotihuacan. Available at:https://www.inah.gob.mx/boletines/9291-piramide-de-la-luna-podria-ser-el-punto-de-partida-del-diseno-urbano-de-teotihuacan (accessed 04.04.2021).

20. Nueva teoría: la Pirámide de la Luna podría ser el origen de Teotihuacán. Actualizado al 30/07/2020. Available at:https://www.clarin.com/internacional/nueva-teoria-piramide-luna-podria-origen-teotihuacan_0_u7xJX1u6F.html (accessed 07.02.2021).

21. Mariló, T. A. Recuperan restos de hace al menos 2.500 años correspondientes a más de 140 antiguos habitantes de Zacatenco, al norte de Ciudad de México Ancient Origins, 30 Octubre, 2016. Available at: https://www.ancient-origins.es/noticias-historia-arqueologia/recuperan-restos-hace-al-menos-2500-%C3%B1os-correspondientes-m%C3%A1s-140-antiguos-habitantes-zacatenco-al-003849/ (accessed 09.5.2020).

22. Encuentran entierro prehispánico múltiple en Tlalpan - López-Dóriga Digital, enero 29, 2018. Available at:https://lopezdoriga.com/nacional/encuentran-entierro-prehispanico-multiple-en-tlalpan/ (accessed 02.08.2020).

23. Cowie A. Descubierta antigua espiral de la muerte en México Ancient-origins, 4 Febrero, 2018. Available at: https://www.ancient-origins.es/noticias-historia-arqueologia/descubierta-antigua-espiral-la-muerte-m%C3%A9xico-004682 (accessed 02.08.2020).

24. Descubren en Tlalpan un entierro múltiple de los primeros aldeanos de la Cuenca de México, Gobierno de México. México, Lunes, 29 de Enero de 2018. Available at: https://www.inah.gob.mx/boletines/6865-descubren-en-tlalpan-un-entierromultiple-de-los-prime-ros-aldeanos-de-la-cuenca-de-mexico/ (accessed 03.08.2020).

25. La muerte entrelazada: hallan espiral de osamentas en Tlalpan/ Cultura, Martes 30 de enero de 2018 r.4. Available at: https://www.jornada.com.mx/2018/01/30/cultura/a04n1cul (accessed 02.09.2020).

26. Zorich Z. Circle of Life. Circular burial, Tlalpan, Mexico. Available at: https://www.archaeology.org/issues/298-1805/trenches/6522-trenches-mexico-tlalpan-circular-burial/ (accessed 04.05.2021).

27. Cortes A. Investigadoras del INAH descubren asombroso entierro múltiple entrelazado. Available at: https://www.sopitas.com/noticias/inah-tlalpan-entierro/ (accessed 03.05.2021).

28. Elola E. «Aztecas» en Stuttgart, una nueva visión europea desde el Museo Linden. Available at: https://www.dw.com/es/aztecas-en-stuttgart-una-nueva-visi%C3%B3n-europea-desde-el-museo-linden/a-50826369 (accessed 14.04.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate