- Код статьи
- S0044748X0025411-1-1
- DOI
- 10.31857/S0044748X0025411-1
- Тип публикации
- Рецензия
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 5
- Страницы
- 104-110
- Аннотация
В рецензии рассмотрена монография латиноамериканского исследователя, по-священная проблематике антарктической политики Бразилии. Представляется, что на данный момент в этой книге максимально подробно рассмотрены интересы южноамериканского «тропического гиганта», связанные с Антарктидой, а также представлена обширнейшая база архивных источников по данной теме. Автор дает некоторые прогнозы возможных путей развития бразильской антарктической политики.
- Ключевые слова
- Бразилия, Антарктида, Южная Атлантика, антарктическая политика
- Дата публикации
- 31.05.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 420
Рецензия посвящена монографии Игнасио Хавьера Кардоне «Антарктическая политика Бразилии: где тропики встречаются с полюсом», вышедшей в электронном виде на английском языке в 2022 г. в издательстве Palgrave Macmillan. В 2019 г. автор данной книги закончил совместную программу докторантуры Института международных отношений Университета Сан-Паулу (IRI/USP, Бразилия) и Королевского колледжа Лондона (KCL, Великобритания), защитив диссертацию на тему «Континент для мира и науки: антарктическая наука и международная политика от 6-го Международного географического конгресса до Договора об Антарктике (1895-1959)» [1]. Рецензируемая монография об антарктической политики Бразилии стала квинтэссенцией публикаций автора по данной тематике [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7].
Круг исследовательских интересов И.Х.Кардоне охватывает исторический процесс, отражающий постепенное вовлечение Бразилии в антарктический регион, экологическую тематику (изменение климата), политическую тематику (изучение бразильской политики в отношении Антарктики, соотношение с интересами других государств — участников Договора об Антарктике) и международно-правовую тематику (эволюция Системы Договора об Антарктике и антарктического режима). Такое большое внимание к Антарктике позволило автору всесторонне рассмотреть экономические, геополитические и прочие интересы Бразилии в регионе.
Книга состоит из шести глав, написанных в логике поэтапного исторического развития бразильской антарктической политики. Предвещая начало захватывающего путешествия по страницам архивных записей и документов, автор цитирует Эльбера де Мелло Энрикеса, одного из начальников Генерального штаба периода военной диктатуры: «Наша страна не может пропустить величественное будущее, которое мы предвидим для двадцать первого века: покорение двух совершенно противоположных миров. С одной стороны экватора расположена легендарная и огненная Амазонка. С другой — ледяная Антарктида» [8].
Обращение к военным с самого начала повествования не удивительно. Как показано автором в первой главе «Бразильское геополитическое мышление и Антарктика», страна довольно поздно повернулась в сторону Южного полюса и только благодаря военным сумела сформулировать свое отношение к ледяному континенту, а также пройти путь длиной в 25 лет (с 1959 г., когда ведущие мировые державы подписали Договор об Антарктике, и до 1984 г, когда у Бразилии появилась своя научная станция), прежде чем достичь хоть каких-то позиций в сфере антарктических исследований.
Первое приближение бразильских ученых к теме Антарктики следует относить к середине 1950-х годов, когда географы Карлос Дельгадо де Карвальо*1 и Терезинья де Кастро обосновали «Теорию противопоставления» (Teoria da Defron-tação2), согласно которой, обращаясь лицом к Южному полюсу с территории Бразилии, можно провести меридиональные линии, образовав таким образом некоторый сектор, на который Бразилия должна претендовать в Антарктиде [10]. Рисунок ниже наиболее точно иллюстрирует идею теории, которую предлагалось использовать не только в Бразилии, но и во всех южноамериканских государствах.
Рассматривая в первой главе эволюцию геополитической мысли в Бразилии, И.Х.Кардоне анализирует основные труды военных по этой теме и приходит к выводу, что даже появление «теории противопоставления» в середине 1950-х годов не повернуло страну в сторону Антарктики. Так было вплоть до 1970 г. Ключевыми направлениями долгое время считались Амазония («тропическая идентичность» [12, p. 14], марш на Запад — Drang nach Westen [13, p. 76]), противоборство с Аргентиной и стремление к союзу с США.
«Территория противопоставления» в Антарктиде и секторы южноамериканских государств
Источник: Felicio, R. Antártida A geografia do continente gelado e as operações brasileiras. Confins, 2007, N 1 [11].
Во второй главе «Прелюдия к бразильской антарктической политике» Кардоне рассматривает участие ряда бразильцев в качестве частных лиц в полярных экспедициях других государств, а также развитие в стране институтов, связанных с темой полярных исследований. Все это подобно закону перехода количественных изменений в качественные создало необходимую базу, которая способствовала появлению к 1970 г. антарктической повестки. Среди большого множества упомянутых структур, следует отметить Бразильский институт географии и статистики (Instituto Brasileiro de Geografia e Estatística, IBGE), Высший военный колледж (Escola Superior de Guerra, ESG)*3, Бразильское общество для прогресса науки (Sociedade Brasileira para o Progresso da Ciência), Национальный исследовательский совет (Conselho Nacional de Pesquisas, CNPq), Генеральный штаб Вооруженных сил (Estado-Maior das Forças Armadas, EMFA). Кардоне изучал архивные записи этих организаций, поэтому ему удалось значительно обогатить фактологическую базу монографии, что является ее несомненным достоинством.
В начале 1971 г. с трибун бразильского конгресса прозвучали слова одного из депутатов — Эврипедеса Кардозо де Менезеса, призвавшего уделить особое внимание Антарктиде и создать национальную программу для арктической политики. Несколько позже он предложил «сделать официальное заявление относительно законных претензий Бразилии» [14, p. 210], так как эти территории попадали в сферу безопасности в рамках Межамериканского договора о взаимной помощи (Inter-American Treaty of Reciprocal Assistance, TIAR), более известного как «Пакт Рио» (Rio Pact). С этого момента первые бразильские инициативы стали воплощаться в жизнь, и 16 мая 1975 г. «тропический гигант» сделал долгожданный шаг, войдя в Договор об Антарктике (один из параграфов монографии так и назван — «Шаг Бразилии в антарктическую политику»).
Особенно интересной представляется третья глава книги «Когда тропики встретились с полюсом», где автор раскрывает меры, предпринятые Бразилией для получения консультативного статуса в Договоре об Антарктике, а также пишет об особенностях бразильской национальной политики (POLANTAR), в рамках которой была сформулирована антарктическая программа страны (PROANTAR). С момента подписания Бразилией Договора об Антарктиде пройдет еще восемь лет, прежде чем состоится первая официальная бразильская экспедиция в Антарк- тиду — OPERANTAR I.
«18 декабря 1982 г. президент Фигейредо в сопровождении министра Фонсеки, госсекретаря Баккера, министра Сарайвы Геррейро и других представителей власти посетил корабль «Barão de Teffé» в порту Рио-де-Жанейро, проводив в добрый путь первую официальную бразильскую антарктическую экспедицию» [12, р. 103], которая успешно завершилась 22 февраля 1983 г. К концу этого года страна получила консультативный статус, а уже в 1984 г. развернула научную станцию, названную именем капитана Ферраса (Estação Antártica Comandante Ferraz) — одного из океанографов и военных, который должен был возглавить OPERANTAR I, но скончался за несколько месяцев до начала экспедиции. Таким образом, появление научно-исследовательской базы стало символом окончательного закрепления Бразилии в Антарктике, а также означало завершение 25-летнего пути «тропиков» в сторону полюса.
В четвертой главе «Возвышение “дебютантов”» Кардоне показывает постепенное развитие Договора об Антарктике, который по мере подключения к нему новых государств (Бразилии, КНР, Уругвая, Индии, Южной Кореи и др.) подвергался постоянной критике. Самым острым вопросом для развивающихся стран, присоединившихся к договору в 1980—1990-е годы, было экономическое развитие, которое могло быть подстегнуто за счет добычи полезных ископаемых в Антарктиде. В результате длительных переговоров страны смогли сформулировать ряд дополнительных протоколов, объединенных в Систему договора об Антарктике [15], регламентирующую деятельность любого государства в этом регионе.
В предпоследней главе «Наука и окружающая среда на главной сцене» ученый описывает реструктуризацию бразильской антарктической программы, в рамках которой в начале XXI в. приоритетными направлениями стали исследование окружающей среды и международное сотрудничество. Начиная с 2003 г., когда Бразилия стала частью межрегиональной диалоговой площадки IBSA — India, Brazil, South Africa (Индия, Бразилия, ЮАР) [16], взаимодействие со странами Глобального Юга стало центральным направлением внешней политики латиноамериканского государства. Антарктида, Южная Атлантика и так называемый Южный океан стали местом пересечения интересов с точки зрения совместных исследований IBSA, поэтому «антарктический регион был признан областью, в которой этим странам следует развивать сотрудничество» [12, p. 183].
До 2012 г. подобное взаимодействие с международным научным сообществом (не только с обозначенными странами Юга, но и европейскими и латиноамериканскими государствами) считается золотыми годами бразильской антарктической программы и политики, омраченной, к сожалению, пожаром научной станции в период OPERANTAR ХХХ. Лишь в 2020 г. эта станция была восстановлена, и в ней появились дополнительные модули для научных лабораторий.
В завершающей главе Кардоне подводит итоги и делится своим мнением о перспективах развития бразильской антарктической политики. Можно согласиться с автором в том, что Бразилия меняла свое отношение к Южному полюсу в соответствии с международной обстановкой, когда до распада биполярной системы международных отношений на первом месте стояли вопросы национальной безопасности, а после 1991 г. Бразилия переориентировала свою антарктическую политику, сконцентрировавшись на научной, экологической и экономической сферах. В то же время справедливо и иное суждение: «активизируя свое присутствие на белом континенте, Бразилия ставит перед собой не только научные задачи, но и стремится закрепить за собой лидерство в системе региональных и международных отношений» [17, c. 89].
Принимая во внимание изменение образа страны на международной арене в период президентства Жаира Болосонару (2019—2023 гг.), автор монографии полагает, что антарктическая политика Бразилии столкнется с серьезными проблемами (недофинансирование, недостаточная вовлеченность молодых исследователей), и это будет происходить до тех пор, пока не вернется «прежняя» Бразилия образца Лулы да Силвы (2003—2011, 2023 — н/в). Нам же — сторонним наблюдателям — остается только смотреть и ждать, удастся ли Луле вернуть «золотой век» антарктических исследований после трудной избирательной кампании конца 2022 г. [18].
Следует отметить, что рассмотренная научная работа представляет собой важный труд в области исследования темы, связанной с Антарктидой, так как в монографии максимально подробно, с опорой на архивные источники и обширнейшую историографическую базу описывается эволюция бразильского (в сравнении с аргентинским и чилийским) взгляда на Южный полюс, а также делается попытка проведения историософского анализа.
В то же время за положительной картиной антарктических перспектив Бразилии, представленной в книге, скрывается ряд вопросов, которые автор не затронул или упомянул вскользь. Самый главный из них — материально-техническое обеспечение. Начиная с 1980-х годов, когда Бразилия начала осуществлять антарктические экспедиции, в стране не было построено ни одного ледокола, который мог бы способствовать реализации государственных интересов (не только в плане проведения антарктической политики и закрепления в регионе, но и в плане развития промышленности). Имеющиеся судоходные средства закупались у других государств, и на данный момент они практически исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Вследствие этого возникает справедливый вопрос: как долго Бразилия сможет продолжать проводить исследования в Антарктике?
Второй момент связан с международным сотрудничеством, а именно с кооперацией в рамках BRICS. Кардоне уделил внимание бразильско-индий-скому сотрудничеству и частично сотрудничеству с ЮАР, однако за скобками оказались Китай и Российская Федерация. Представляется, что взаимодействие с этими странами, особенно с Россией, имеющей мощный атомный ледокольный флот, было бы полезно Бразилии. Поэтому нам представляется, что антарктическое сотрудничество в рамках BRICS может стать одной из тем будущих научных работ.
Высказанные выше замечания вовсе не умаляют достоинств монографии, а являются лишь своего рода предложениями для дальнейших исследований. Книга И.Х.Кардоне, безусловно, представляет собой несомненную ценность не только для латиноамериканистов, профессорско-преподавательского состава и студентов, но и для широкого круга читателей, интересующихся темой Антарктики, Южной Атлантики, историей и внешней политикой Бразилии.
2. Defrontação — противопоставление (пер. с порт.) [9, c. 258].