Позиция «беспристрастности» в дипломатии Бразилии при администрации Жаира Болсонару
Позиция «беспристрастности» в дипломатии Бразилии при администрации Жаира Болсонару
Аннотация
Код статьи
S0044748X0026793-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Эстевес Ана Ливия  
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
6-25
Аннотация

В статье анализируется дипломатический ответ Бразилии на обострение конфликта на Украине в феврале 2022 г. в период нахождения у власти администрации Жаира Болсонару (2019—2022 гг.). Автор утверждает, что страна придерживалась позиции «беспристрастности», предполагающей следование четырем ключевым директивам: осуждать военные действия, выступать против дипломатической изоляции России, отказываться от экономических санкций и поддерживать диалог с Москвой. В статье также рассматриваются внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия решений и обосновывающие причины, по которым Бразилия заняла обозначенные выше позиции. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что подобная стратегия соответствует традиционной практике бразильской внешней политики. Отмечается, что выбранный курс способствовал улучшению отношений с Россией и соответствовал политическим и торгово-экономическим интересам Бразилии.

Ключевые слова
внешняя политика Бразилии, Болсонару, украинский кризис, российско-бразильские отношения
Источник финансирования
Работа подготовлена при грантовой поддержке Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках конкурса проектных групп в 2023 г.
Классификатор
Получено
24.06.2023
Дата публикации
03.11.2023
Всего подписок
11
Всего просмотров
274
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Анализ реакции Бразилии на события февраля 2022 г. имеет важное значение, учитывая стратегическое партнерство страны с Россией и участие обоих государств в различных международных форматах, в частности, в BRICS и «Группе двадцати» (G20). В июне 2023 г. президент Луис Инасиу Лула да Силва (2003—2011, 2023 — н/в) сделал заявление, о том, что власти Бразилии полагают, что разрешить текущую ситуацию в Украине исключительно силовыми методами невозможно, и призывают к применению дипломатических мер [1]. Важно подчеркнуть, что Жаир Болсонару и Лула придерживаются диаметрально противоположных позиций практически по всем вопросам внутренней политики. Но в том, что касается украинского конфликта, Лула следует курсу, проводившемуся Болсонару.
2 Болсонару заявлял, что его позиция обусловлена зависимостью страны от поставок российских удобрений, благодаря которым Бразилия поддерживает урожайность своих культур [2]. Являясь крупным производителем сельскохозяйственной продукции, Бразилия должна поддерживать связи с Россией, чтобы не поставить под угрозу свою экономическую стабильность. Еще одним немаловажным фактором можно назвать общие консервативные ценности, повлиявшие на решение Болсонару занять «нейтральную» позицию [3]. Нельзя не отметить и дружеское расположение Болсонару к российскому лидеру В.В.Путину [4, c. 29], наиболее ярко проявившееся во время визита бразильского президента в Москву в феврале 2022 г.
3 Цель данного исследования — выявить основные критерии дипломатической позиции Бразилии в отношении обострения российско-украинского конфликта в феврале 2022 г. и определить, являлась ли данная позиция новаторской или была разработана в соответствии с историческими традициями внешней политики Бразилии. Не отрицая значимость вышеназванных факторов, автор выдвигает гипотезу о том, что в вопросах выбора стратегии коммерческие интересы и личные симпатии руководства страны вторичны по отношению к исторически сложившимся принципам бразильской внешней политики. Болсонару назвал позицию своей страны «нейтралитетом», однако этот юридический термин предполагает определенные правовые последствия. В силу отсутствия таковых, автор считает более целесообразным использование характеристики, данной бывшим министром внешних связей Бразилии и иностранных дел Карлушем Франсой — «беспристрастность и неравнодушие» [5].
4 Академический анализ реакции Бразилии на события февраля 2022 г. представлен небольшим количеством научных работ в силу исторической близости события. Однако такие известные российские ученые, как Л.C.Окунева [4] и Л.HСимонова [6] опубликовали научные статьи о недавних событиях в российско-бразильских отношениях и внутренних делах Бразилии, обеспечив ценный ресурс для данного исследования. Кроме того, анализ позиций Бразилии в международных организациях в 2022 г. был дополнен квалифицированной оценкой ученых из Исследовательской группы по внешнеполитическим актерам и повесткам Государственного университета Рио-де-Жанейро (Núcleo de Estudos Atores e Agendas de Política Externa Instituto de Estudos Sociais e Políticos da Universidade do Estado do Rio de Janeiro, NEAAPE-IESP/UERJ) [7].
5 С другой стороны, анализ внешней политики Бразилии при Болсонару уже дал импульс для подготовки большого количества научных работ. В Бразилии важную роль в изучении этого периода играет Федеральный университет региона ABC (Universidade Federal do ABC, UFABC) [8], в то время как в России существенный вклад в разработку этой темы внесли такие ученые, как Ю.А.Тимофеева [9], М.С.Хван [10] и М.Безерра [11].
6 В качестве теоретической основы данной статьи был выбран внешнеполитический анализ, основанный на конструктивистских положениях о значимости процесса принятия политических решений и важной роли человеческого фактора в международных отношениях. С помощью междисциплинарного подхода в этом подразделе науки о международных отношениях изучаются определенные агенты и предлагаются различные объяснения внешнеполитических решений через их связь с внутренней политикой [12]. Предметами внешнеполитического анализа могут быть конфигурация международной системы, национальная специфика страны, особенности процесса принятия решений, идентичность и другие аспекты [13]. Согласно данному теоретическому подходу, ключевыми факторами, обусловившими соответствующую реакцию Бразилии на изменение международной конфигурации сил, стали: характер государственных атрибутов (неядерный статус, развивающаяся экономика), особенности находившейся у власти в 2022 г. группы лиц, принимавших решения, а также культура и дипломатические традиции страны.
7 Как писал бразильский исследователь А.Черво, внешняя политика Бразилии зиждется на комплексе положений, уже ставших неотъемлемой частью поведения государства на международной арене [14, р. 26]. Следование этим принципам гарантирует предсказуемость и преемственность общегосударственной политики [15]. Черво удалось обобщить эти руководящие принципы, ставшие ориентирами для нового поколения исследователей внешней политики страны [16].
8 А.Черво утверждает, что неизменными принципами бразильской внешней политики являются: самоопределение, невмешательство и мирное разрешение споров, проистекающие из пацифизма бразильцев и отсутствия стратегической военной мощи; неукоснительное соблюдение закона или легализм, в частности, в отношении норм международного права; нормативная многосторонность (приверженность многосторонним институтам и их решениям); сотрудничество и неконфронтационное внешнее действие (открытость диалогу, сбалансированная политика, сохранение нейтралитета); выстраивание системы стратегического партнерства с теми, кто способствует развитию страны; 6) реализм и прагматизм (признание своего периферийного положения в глобальной экономической и политической системе); политика добрососедства (Бразилия старается не подчеркивать свое экономическое превосходство в латиноамериканском регионе); политика развития (использование внешней политики для решения социально-экономических проблем); независимость от внешнего давления (самостоятельное выстраивание внешней политики) [14, р. 28].
9 Выбранная Бразилией стратегия в отношении российско-украинского кризиса вполне укладывается в сформулированные Черво неизменные принципы внешней политики страны, а потому предсказуема и не должна вызывать удивления у международного сообщества [14, р. 37]. Мы полагаем, что принцип «беспристрастности» администрации Болсонару выразился в четырех ключевых директивах: осуждение начала военных действий; противодействие дипломатической изоляции России; отказ от односторонних экономических санкций; сохранение диалога с Москвой.
10 При этом ряд исследователей рассматривает внешнюю политику Болсонару как отход от устоявшихся принципов внешней политики Бразилии [8; 9; 11], приводя примеры сближения Бразилии с США [17], агрессивную риторику Болсонару в адрес КНР и участие в изоляции Венесуэлы. Ответственность за подобное отклонение от традиционного курса не без оснований возлагают на бывшего министра внешних связей Бразилии Эрнесту Араужу. Его позиция нанесла ущерб репутации страны и привела к коммерческим рискам, что вынудило сенат добиться отставки министра. В марте 2021 г. на смену Араужу пришел Карлуш Алберту Франса, который предпринял целый ряд действий для возвращения бразильской дипломатии в традиционное русло. Особенно ярко контраст между курсами двух министров иностранных дел проявляется на примере бразильско-российских отношений. Если Араужу относился к Москве с недоверием и воздерживался от углубления двусторонних контактов [18], то Франса, напротив, предпринял ряд шагов к таковому, посетив Россию в ноябре 2021 г. и организовав визит Болсонару в Москву в феврале 2022 г.
11

НА ПУТИ К «БЕСПРИСТРАСТНОСТИ»

12 Пример Бразилии по-своему уникален: Болсонару находился в России с официальным визитом буквально за неделю до февральских событий. Бразильцы не отменили визит, несмотря на колоссальное давление со стороны госсекретаря США Энтони Блинкена [19]. В ходе этого визита, проходившего с 14 по 17 февраля 2022 г., Болсонару встретился с президентом Путиным. Состоялись встречи министров иностранных дел и министров обороны двух государств в формате 2+2. В ходе визита бразильцы получили гарантии того, что поставки российских удобрений продолжатся, и договорились о продаже бразильского завода по производству удобрений российской компании — сделку планировалось осуществить в июле 2022 г. [20]. Подобные договоренности означали, что Бразилии есть, что терять в случае конфронтации с Москвой, учитывая, что уже тогда международная обстановка была довольно напряженной, да и вероятность конфликта никем не исключалась.
13 Государственный визит в Россию повлиял на позицию Болсонару, придав ему дополнительную уверенность в необходимости придерживаться принципа «беспристрастности». Так, президент Бразилии заявил, что обсуждал российско-украинский кризис со своим российским коллегой, при этом не раскрывая деталей, якобы в связи с их секретным характером [21]. Болсонару часто оправдывал свой выбор внешнеполитической стратегии тем, что обладает закрытой информацией, полученной в ходе беседы с российским президентом. Однако состоявшийся визит не означал автоматическую солидарность Бразилии с Москвой. Как отмечала д-р ист. наук, профессор МГИМО Л.С.Окунева, еще в январе бразильцы, как и американцы, проголосовали против российского предложения проводить переговоры в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) по Украине в закрытом формате [4, c. 26].
14 Непосредственная реакция Бразилии на начало конфликта была плохо скоординирована. 24 февраля президент Бразилии посетил политический митинг, но не смог четко озвучить позицию страны. Эта пауза позволила его вице-президенту, генералу Амилтону Моурану, заявить, что Бразилия «не являлась нейтральной» в конфликте и что западные державы должны «использовать силу» для поддержки Украины [22]. Подобные заявления вынудили Болсонару провести пресс-конференцию в прямом эфире, в ходе которой он совместно с министром внешних связей Франсой сформулировал официальную позицию государства по украинскому вопросу. Президент опроверг слова Моурану, отметив, что «Бразилия — мирная страна, заинтересованная в укреплении дружбы и развитии экономических связей с другими государствами, в том числе с Россией и Украиной». Болсонару пообещал взять выработку позиции страны под личный контроль и заявил, что ответственность за все дальнейшие комментарии по украинскому вопросу будет возложена на министерство внешних связей — Итамарати [23].
15 К.Франса, в свою очередь, подчеркнул, что дипломатическая традиция Бразилии предполагает, что страна играет в диалоге роль «посредника, который как глобальный игрок способен убедить стороны сесть за стол переговоров». Это полностью совпадало с принципом Черво о сотрудничестве и разрешении конфликтов мирным путем. В тот же день, 24 февраля 2022 г., Итамарати выпустило заявление, в котором, не осуждая никого конкретно, призвало стороны к «немедленному прекращению вооруженных действий и началу переговоров в целях поиска дипломатического решения конфликта на основе Минских соглашений» «с учетом законных интересов всех участников по обеспечению безопасности» [24].
16 После некоторой хаотичности действий 24 февраля бразильское руководство заняло более последовательную позицию. И уже 27 февраля президент заявил, что Бразилия «не будет принимать ничью сторону» и «будет пытаться найти решение». Говоря о заинтересованности в российских удобрениях, Болсонару отметил, что неверное решение может «нанести вред сельскому хозяйству» страны [25]. 8 марта Франса охарактеризовал бразильскую позицию как «непредвзятую и неравнодушную» [5].
17 Усилия Болсонару сделать Итамарати главным рупором бразильской позиции по Украине можно считать успешными. В течение года чиновники в основном придерживались линии министерства внешних связей, смягчил свою позицию и вице-президент страны Моурану [26].
18 Еще одной важной причиной сохранения принципа «беспристрастности» в отношениях с Москвой стали выборы 2022 г., в ходе которых Болсонару переизбирался на очередной срок. Учитывая, что представители агропромышленного комплекса являются важной частью его электората, выбор в пользу «беспристрастности» в украинском конфликте как необходимая мера поддержки этого значимого сегмента экономики мог обеспечить ему голоса избирателей [27]. Неоднократные напоминания о личной дружбе Болсонару с президентом Путиным также свидетельствовали о желании бразильского президента заручиться поддержкой своих консервативных сторонников на выборах [4, c. 29].
19

ОСУЖДЕНИЕ НАЧАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

20

Анализ дипломатического ответа Бразилии на конфликт представляет особый интерес, так как страна являлась участницей всех органов ООН, принимавших резолюции по данному вопросу в 2022 г. Помимо Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) Бразилия — один из непостоянных членов СБ ООН и Совета по правам человека (СПЧ). Рассмотрим голосование Бразилии по украинскому вопросу в трех отмеченных выше структурах.

21

Т а б л и ц а 1

Голосование по резолюциям по украинскому конфликту в СБ, ГА и СПЧ ООН

Резолюция Название или тема (сокращенно) Голосование Бразилии Голосование России Совпадение позиций Бразилии и России? Дружелюбная позиция Бразилии по отношению к России?
S/2022/155 Осуждение ввода войск в Украину Да Нет Нет Нет
S/RES/2623 Постановление о созыве сессии ГА Да Нет Нет Нет
S/2022/231 Гуманитарные аспекты Воздержалась Нет Нет Нет
S/2022/720 Относительно референдума Воздержалась Нет Нет Нет
S/2022/821 Конвенция о биологическом оружии Воздержалась Да Нет Нет
A/RES/ES-11/1 Вывод войск из Украины Да Нет Нет Нет
A/RES/ES-11/2 Гуманитарные последствия ввода войск в Украину Да Нет Нет Нет
A/RES/ES-11/3 Приостановление членства РФ в СПЧ ООН Воздержалась Нет Нет Да
A/RES/ES-11/4 О недействительности референдумов на Донбассе Да Нет Нет Нет
A/HRC/RES/49/1 Положение в области прав человека в Украине Да Нет Нет Нет
A/HRC/RES/51/25 Положение в области прав человека в РФ Воздержалась Приостанов-лено Приостановлено Да

Источник: составлено автором на основе документов, находящихся в электронной библиотеке ООН.

22 В таблице 1 приведены итоги голосований по резолюциям, поставленным на обсуждение в СБ, ГА и СПЧ ООН с 24 февраля по 31 декабря 2022 г. в связи с украинским кризисом. Первые пять столбцов содержат информацию о каждой резолюции. Далее показаны позиция Бразилии и ее соотношение с решением большинства, а также голосование российской стороны и его сопоставление с тем, как голосовала Бразилия. В последней колонке указывается, поддержала ли Бразилия российскую позицию.
23 В соответствии с данными таблицы в 75% случаев правительство Болсонару принимало противоположную России позицию, и только воздержание Бразилии от голосования можно условно охарактеризовать как дружественный шаг по отношению к Москве. Наиболее ярким примером такой условной поддержки российских интересов можно считать решение Бразилии воздержаться при голосовании по вопросу участия РФ в СПЧ ООН. С другой стороны, Бразилия предпочла воздержаться при голосовании по резолюциям S/2022/231 и S/2002/82, предложенным российской стороной, что, соответственно, не способствовало достижению Москвой ее целей. Таким образом, воздержание при голосовании не всегда может оцениваться как дружественный жест в адрес России, поэтому необходимо рассмотреть каждый конкретный случай.
24 Голосование Бразилии в ООН показывает, что дипломатический ответ страны на украинский кризис не так однозначен и не может считаться полностью «пророссийским», каким его часто представляют западные СМИ [28]. Сравнение же моделей голосования всех стран BRICS свидетельствует о том, что Бразилия чаще всего солидаризировалась именно с Западом, наиболее дружеское расположение к Москве проявляла КНР, а Индия и ЮАР придерживались нейтралитета, воздержавшись от голосования по всем резолюциям [7]. Тем не менее Бразилия занимает более близкую России позицию, чем большинство латиноамериканских государств. Такие страны, как Аргентина, Чили, Колумбия и Перу проголосовали по всем резолюциям ГА ООН так же, как США. С другой стороны, Боливия, Куба и Никарагуа повели себя более дружественно по отношению к Москве, чем бразильцы; Венесуэла же была лишена права голоса в Генассамблее.
25 Бразилия осудила начало военных действий, проголосовав за два ключевых документа — проект резолюции 155 в СБ ООН и резолюцию A/RES/ES-11/1 в ГА ООН. Однако критика документов со стороны постоянного представителя страны при ООН посла Роналду Коста Филью в определенном смысле раскрывает нюансы бразильской позиции. В частности, в резолюции 155 бразильцы высказали недовольство пунктами, касающимися переговорного процесса, заявив, что идея оставить сторонам большее пространство для диалога не увенчались успехом. По резолюции A/RES/ES-11/1 замечания бразильцев касались «стремления искать виноватых» вместо того, чтобы вникнуть в обоснованные опасения сторон относительно безопасности, в связи с чем посол Бразилии заявил, что «мир требует большего, чем молчание орудий и вывода войск». Филью также выразил обеспокоенность тем, что резолюция может быть расценена как карт-бланш на неизбирательное применение экономических санкций и развертывание оружия на спорных территориях. Наконец, Бразилия сочла неприемлемым упоминание в резолюции российского решения «повысить готовность своих ядерных сил». Посол отметил, что чувствительность затрагиваемой проблемы не позволяет комментировать «меры военного характера, принятые какой-либо ядерной державой, будь то Российская Федерация или страна НАТО» [29]. Болсонару прокомментировал голосование в СБ ООН следующим образом: «Бразилия принимала активное участие в обсуждениях этой резолюции. Если вы ознакомлены с текстом, то знаете, что в нем не содержится ни санкций, ни осуждений в адрес президента Путина» [30].
26 Голосование Бразилии в СБ, ГА и СПЧ ООН в сопоставлении с российской позицией
27

28

Источник: составлено автором.

29 Голосование Бразилии по указанным выше резолюциям характерно для сложившейся дипломатической практики: страна неоднократно осуждала военные действия, которые велись без одобрения СБ ООН, и сама воздерживалась от участия в них. Так, после вторжения США в Ирак в 2003 г. представитель Бразилии при ООН Роналду Мота Сарденберг заявил, что «может лишь глубоко сожалеть о начале военных действий», призвав к «их прекращению» при «строгом соблюдении всех принципов международного гуманитарного права» [31]. Бразилия также предпочитает не участвовать в иностранных военных операциях, проводимых в третьих странах, даже если они инициированы с одобрения СБ ООН — как в случае с войной в Персидском заливе. Бразилия не входит в число соавторов резолюции 678 от 1990 г., которая санкционировала применение силы для принуждения Ирака к выводу войск из Кувейта. Иными словами, несмотря на широкий международный консенсус по данному конфликту, Бразилия предпочла не направлять свои войска или ресурсы сражавшейся в Ираке многонациональной коалиции, что вызвало недовольство западных держав [32]. Эта последовательная позиция стала отражением принципа «самоопределение, невмешательство и мирное разрешение споров», сформулированного в труде А.Черво.
30

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ РОССИИ

31 На протяжении всего 2022 г. Бразилия выступала против дипломатической изоляции России и стремилась обсуждать украинский конфликт только в тех организациях, которые напрямую занимаются вопросами мира и безопасности. Одним из наиболее ярких проявлений бразильской позиции является тот факт, что страна воздержалась при голосовании по резолюции ГА ООН 11/3, в которой предлагалось приостановить членство России в СПЧ ООН.
32 В течение всего 2022 г. США стремились отстранить РФ от участия во всех международных форумах, в том числе по техническим вопросам. Как отметил советник по национальной безопасности США Джейк Салливан, «для России в международных институтах ничего уже не может быть по-прежнему» [33]. В ответ на это в Итамарати заявили, что подобный шаг приведет к нежелательной политизации всех обсуждений украинского конфликта, отвратит от участия в них соответствующие стороны, тем самым нивелируя все усилия по достижению мира [34]. На слушаниях в сенате министр внешних связей К.Франса указал, что «Бразилия всегда выступала против подобных инициатив, поскольку традиционно придерживается принципов многосторонности и норм международного права». Глава Итамарати подчеркнул, что такие международные площадки, как G20 и Всемирная торговая организация (ВТО), должны продолжать свою деятельность, которая требует «присутствия всех стран, в том числе России» [35].
33 12 марта 2022 г. украинский конфликт стал предметом обсуждения на G20 после того, как американская делегация призвала принять меры против России [36]. В ответ на это посол Бразилии заявил, что «Группа двадцати остается площадкой для диалога, приоритетами которой являются финансово-экономическое сотрудничество и сотрудничество в целях развития». Через несколько дней президент США Джо Байден (202 — н/в) выступил за удаление РФ из G20 [37], на что Франса отреагировал словами: «Россия должна участвовать в этом саммите. Ее исключение не решит реальную проблему — не урегулирует конфликт» [38]. Точку зрения Бразилии разделяли и другие страны — Аргентина, Мексика, ЮАР, КНР, Индия, Саудовская Аравия, Турция и Индонезия [39]. В итоге именно этой позиции стало придерживаться большинство участников, и Россия приняла участие в саммите G20 в 2022 г.
34 Бразильские дипломаты сохраняли приверженность описанной выше линии во всех международных организациях, регулирующих финансово-экономические вопросы [40]. К примеру, в ВТО Бразилия отказалась поддержать группу стран, выступавших за приостановление действия российских торговых прав в рамках режима наибольшего благоприятствования [41]. Бразилия также предпочла не поддерживать антироссийские резолюции в Международной организации труда и ЮНЕСКО.
35 Решение Бразилии обсуждать украинский конфликт только в специализированных международных ведомствах было продемонстрировано и на региональном уровне. 26 февраля в Организации американских государств (ОАГ) бразильцы отказались подписать письмо с осуждением политики России. Представитель Бразилии посол Отавио Бранделли заявил, что позиция страны уже была обозначена в СБ ООН и что «высказываемые Российской Федерацией в последние годы опасения по поводу безопасности должны быть приняты во внимание» [42]. Не поддержали бразильцы и решение приостановить участие России в ОАГ в качестве страны-наблюдателя [43]; они также отказались подписывать антироссийские декларации на открытии 52-й сессии ГА ООН.
36 Бразилия препятствовала усилиям членов Mercosur выпустить совместную декларацию по украинскому конфликту [44]. 25 февраля организация все же обнародовала официальное коммюнике, но без подписи бразильской стороны, а позже и Парагвай (в качестве временного председателя организации) отмежевался от документа, заявив, что документ — всего лишь «черновик, который находится в стадии обсуждения» [45]. Само по себе коммюнике стало отходом от традиционной практики Mercosur, так как эта организация занимается торговыми вопросами и, как правило, не публикует заявления по проблемам мира и безопасности.
37 Непринятие Бразилией дипломатической изоляции какой-либо страны имеет давнюю историю, что в свое время четко показала ситуация с Кубой. В январе 1962 г. бразильцы отказались исключить островное государство из ОАГ [46, р.335]. В связи с этим тогдашний министр внешних связей заявил, что изоляция Кубы сузит пространство для диалога и решения проблем мирным путем. Он также выступил против применения санкций в отношении Гаваны, утверждая, что для подобного решения не было законных оснований.
38 Позиция, которую заняли бразильцы по России в 2022 г., является примером следования перечисленным выше дипломатическим традициям. Пытаясь воспрепятствовать усилиям по изоляции РФ, Бразилия ставила перед собой цель сохранить многосторонние институты. Эта линия отражает еще один из неизменных принципов бразильской внешней политики, сформулированных Черво, — «нормативную многосторонность», которая заключается в присоединении к многосторонним организациям, используемым развивающимися государствами в качестве инструментов для повышения своего статуса на мировой арене [14, р. 26].
39

ОТКАЗ ОТ ОДНОСТОРОННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

40 Бразилия отказалась присоединиться к экономическим санкциям, введенным против России, и подтвердила свою давнюю позицию о введении экономических санкций только в тех случаях, когда, согласно Уставу организации, этого требует Совбез ООН. Более того, Итамарати выразил недовольство принятием пакета санкций не на многосторонней основе, а путем давления сверху на развивающиеся страны. На слушаниях в сенате Франса заявил, что «Бразилия не одобряет применение односторонних или выборочных санкций. Помимо того, что эти меры являются незаконными в рамках международного права, они еще и нацелены на продвижение сиюминутных интересов некоторых стран… и негативно сказываются на поставках продуктов, необходимых для выживания существенной части населения мира» [38]. Болсонару также подчеркнул, что «некоторые страны одобряют санкции, пока те не касаются импорта из России. Ни одно из государств не заинтересовано в том, чтобы навредить себе, и Бразилия — не исключение» [21].
41 Бразильское руководство также раскритиковало санкции, которые ставят под угрозу функционирование международных платежных систем. По словам министра внешних связей Франсы, «подобные санкции представляют опасность международной торговой системе, основанной на правилах, общих для всех и предсказуемых при любых обстоятельствах» [32]. При этом министр попросил у своего американского коллеги Блинкена гарантий того, что бразильские компании смогут продолжать заниматься импортом удобрений из РФ без риска попасть под вторичные санкции, что правительство США в конечном итоге и пообещало. На этом фоне бразильские производители сельхозпродукции даже увеличили закупки российских удобрений, а «во избежание потенциальных сложностей с министерством финансов США» в качестве посредника был выбран американский финансовый конгломерат Citigroup [47].
42 Бразилия традиционно критически относится к экономическим санкциям как к способу урегулирования конфликта, даже если они принимаются Совбезом ООН. Еще в 1997 г. в Бразилии были опубликованы небезызвестные «доклады Селсу Аморима», в которых осуждались бесчеловечные последствия санкций, введенных против Югославии и Ирака [48, р. 99]. В 2010 г. страна голосовала против введения экономических санкций против Ирана [49], а в 2011 г. воздержалась от голосования по аналогичной резолюции в отношении Сирии [50].
43 Итамарати также негативно относится к использованию санкционных списков в отношении физических лиц, считая, что это нарушает гарантированные конституцией право на рассмотрение дел в законном порядке, принцип надлежащей защиты и презумпцию невиновности [48, р. 207]. К тому же бразильцы убеждены, что цели экономических санкций должны быть четко определены, а действия для их окончательной отмены предельно ясно прописаны [48, р. 204]. Линия бразильской внешней политики не изменилась и в отношении России. Во-первых, отсутствие переговоров по вопросам введения санкций в многостороннем формате идет вразрез с приверженностью Бразилии принципу многосторонности. Во-вторых, несоответствие санкционных режимов нормам международного права противоречит принципу неукоснительного соблюдения законов. Наконец, защищая собственные коммерческие интересы и выступая против введение санкций в отношении Москвы, Бразилия стоит на позициях реализма и прагматизма, что соответствует неизменным принципам, сформулированным Черво.
44 Вместе с тем частный сектор не всегда следует официальной линии бразильского правительства, опасаясь попасть под вторичные санкции. Показательным в данном случае можно считать решение авиапроизводителя Embraer подчиниться американским санкциям и приостановить действие контрактов на обслуживание российских самолетов [51]. Авиахолдинг и раньше следовал в русле американских санкций: в 2016 г. он отказался поставить 50 самолетов Ирану [52]. Позиция Embraer обусловлена тем, что правительство США запрещает иностранным компаниям поставлять продукцию, в составе которой имеются американские компоненты. И хотя бразильское правительство, владея блокирующим пакетом акций, имеет определенное влияние на процесс принятия решений в корпорации, оно все же не может использовать право вето в отношении подобных решений [53].
45 Выбор Бразилии в пользу сохранения экономических отношений с Россией обеспечил рост двусторонней торговли в стоимостном выражении в годовом исчислении на 34,5% [54]. Бразильский экспорт увеличился на 23,4%, преимущественно за счет российских закупок сои, в то время как российский экспорт благодаря повышению цен на удобрения вырос на 37,8%. Данные свидетельствуют о том, что бразильские импортеры, опасаясь возможных перебоев в поставках, запаслись российскими удобрениями по существенно завышенной цене. Это привело к увеличению торгового дефицита бразильской стороны в 2022 г. до 5,8 млрд долл., т.е. на 43%. Однако само по себе такое положение дел не является проблемой, ввиду значимости удобрений для производительности первичного сектора экономики страны. Кроме того, профицит Бразилии в международной торговле в тот же период увеличился на 14%, достигнув рекордного уровня в 62,3 млрд долл. США — в основном за счет экспорта сельскохозяйственной продукции.
46 Таким образом, Бразилии и России удалось укрепить коммерческие связи даже в условиях международной напряженности, вызванной режимом санкций в отношении таких значимых составляющих торговли, как платежные системы и логистика.
47

ПОДДЕРЖАНИЕ ДИАЛОГА С РОССИЕЙ

48 Непредвзятость бразильского правительства предполагала ведение диалога со всеми сторонами конфликта. Динамика российско-бразильских отношений сохранялась, а в отдельных секторах, в частности в ядерном, даже наметился определенный прогресс. Первый официальный контакт двух стран после событий 24 февраля 2022 г. состоялся 22 марта, когда глава российского МИД С.В.Лавров провел встречу с аккредитованными в Москве главами дипломатических миссий стран BRICS, чтобы обсудить конфликт в Украине и в очередной раз подчеркнуть стремление России сохранить политический диалог [55].
49 Деятельность BRICS, временным председателем которого была в 2022 г. КНР, не прекращалась на протяжении всего года. Совместное заявление объединения, выпущенное в мае министрами иностранных дел, содержит упоминания о конфликте и подчеркивает центральную роль Совбеза и Ген-ассамблеи ООН в его урегулировании [56]. Это согласуется со стремлением бразильцев не выходить за рамки платформы компетентных ведомств при обсуждении подобных вопросов.
50 В июне 2022 г. между президентами России и Бразилии В.В.Пу-тиным и Ж.Болсонару состоялся телефонный разговор, в ходе которого российская сторона заверила бразильцев в продолжении поставок удобрений и пообещала углубить двустороннее стратегическое партнерство [57]. Кроме того, в 2022 г. прошли две встречи министров иностранных дел — на полях саммита G20 в июне и на сентябрьской сессии ГА ООН. По сообщениям МИД РФ во время диалога обсуждались вопросы двусторонних отношений, а также позиций обоих государств в СБ [58].
51 Особенно активно в 2022 г. диалог Бразилии с Москвой развивался в ядерной сфере. Как пишет Л.С.Окунева, в ходе своего визита в Москву Болсонару попросил президента России оказать содействие в реализации бразильского проекта по созданию атомной подводной лодки [4, c. 32]. В октябре госкорпорации ENBPar и «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве по строительству (по российским технологиям) в Бразилии АЭС большой мощности. В декабре дочерняя компания «Росатома» Internexco GmbH заключила с бразильской госкомпанией Industrias Nucleares do Brasil первый долгосрочный контракт на поставку обогащенного урана в Бразилию [59].
52 Несмотря на успехи в развитии отношений между Россией и Бразилией, достичь цели, поставленной обеими сторонами, не удалось — после семилетнего перерыва провести заседание Комиссии высокого уровня по сотрудничеству (КВУ). Согласно тексту Совместной декларации, опубликованной по итогам встречи двух президентов в Москве, заседание КВУ под председательством вице-президента Бразилии и премьер-министра России должно было состояться в апреле 2022 г. в Рио-де-Жанейро [60]. В соответствии с Планом действий стратегического партнерства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилия эта комиссия является ключевым форматом развития сотрудничества двух стран. Провести КВУ при вступлении в должность обещал и посол Бразилии в Москве Родриго де Лима Баэна Соарес, о чем он заявил на слушаниях в сенате [61].
53 В коммюнике российского правительства говорится, что во время сентябрьской (2022 г.) встречи министры иностранных дел С.В.Лавров и К.Франса обсудили «реализацию договоренностей, достигнутых по итогам российско-бразильских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в феврале» [62]. Из этого можно сделать вывод, что вопрос о проведении КВУ стоял в повестке дня. Помимо сложной геополитической ситуации препятствием для проведения КВУ стали внутриполитические факторы: отношения между президентом Болсонару и вице-президентом А.Моураном, который мог бы стать сопредседателем КВУ, ухудшились еще в 2021 г. Если бы КВУ начала работу, это могло бы дать Моурану дополнительные преимущества в предвыборной гонке за место в бразильском сенате.
54 Таким образом, хотя на полях многосторонних встреч бразильцы не отказывались от личных контактов министров с российскими коллегами, на двустороннем уровне они предпочли занять более осторожную позицию, подтверждением чего стала ситуация вокруг КВУ.
55 Февральские события 2022 г. произошли ровно в тот период, когда российско-бразильские отношения находились на подъеме, доказательством чего стал визит Болсонару в Москву. Бразилия отреагировала на обострение конфликта на Украине, заняв позицию «беспристрастности», которая соответствует принципам традиционной дипломатической практики страны. Укрепление этих принципов связано с особенностями бразильской идентичности на международной арене — представлением о себе как о миролюбивой стране, открытой для диалога. Эта идентичность прошла испытание временем, укоренившись в бразильской дипломатической культуре, неизменной даже в условиях внутриполитических потрясений. Хотя идентичность и дипломатическая культура предопределили выбор страны в пользу следования позиции «беспристрастности», на четыре ключевых директивы ее стратегии также оказали влияние политический контекст и экономические обстоятельства. Такие не зависящие от Бразилии факторы, как экономические санкции или американская политика по дипломатической изоляции России, имели важное значение для разработки четырех директив, которые можно рассматривать как тактический выбор для сохранения позиции «беспристрастности».
56 Позиция «беспристрастности» и четыре директивы, лежащие в ее основе, прекрасно укладываются в концепцию о неизменных принципах бразильской дипломатии, ключевые положения которой систематизировал бразильский историк Черво, а значит, являются продолжением исторического курса Бразилии во внешней политике.
57 Следование принципу «сотрудничества и неконфронтационного внешнего действия» является ключевым в данном исследовании, поскольку позволяет понять концептуальные начала выбранной Бразилией позиции «беспристрастности». Это помогло бразильцам продолжить диалог с Москвой, в результате чего Бразилия смогла сделать шаги в сторону углубления сотрудничества в атомной сфере и сохранить темпы работы группы BRICS, что соответствует национальным интересам страны. Принцип «самоопределения, невмешательства и мирного разрешения споров», в свою очередь, лег в основу принятого Бразилией решения об осуждении начала боевых действий. Свое неодобрение бразильцы высказывали преимущественно в ходе дебатов, происходивших в рамках ООН. Неукоснительное соблюдение закона, неотъемлемой частью которого является следование принципу pacta sunt servanda1, обусловило отказ Бразилии присоединиться к международным санкциям, которые не получили одобрение со стороны СБ ООН, как того требует Устав организации.
1. В переводе с латинского — «договоры должны соблюдаться».
58 Приверженность Бразилии принципу «нормативной многосторонности» объясняет, почему страна неоднократно высказывалась в поддержку продолжения участия России в различных международных форматах. Бразильцы уверены, что следование этой позиции отвечает интересам развивающихся держав. Неизменный принцип «реализма и прагматизма» пред- определил выбор бразильского правительства в пользу стратегии, призванной защитить коммерческие интересы государства, что способствовало развитию торговых отношений с Россией в той мере, насколько это было возможно с учетом периферийного положения Бразилии в капиталистической системе. В частности, руководство страны обеспечило поставку удобрений бразильскому агробизнесу, что положительно сказалось на сальдо внешней торговли в 2022 г. Периферийное положение Бразилии, по сути, заложило принцип «политики развития», в рамках которого внешнеполитические действия страны являются инструментом достижения экономического процветания.
59

Т а б л и ц а 2

Позиция бразильской дипломатии и ее соотнесение с принципами внешней политики страны по А.Черво

60
Дипломатические действия Бразилии Неизменные принципы бразильской внешней политики согласно Черво
Позиция Беспристрастность Самоопределение, невмешательство и мирное разрешение споров
Директивы 1 Осуждение начала военных действий Самоопределение, невмешательство и мирное разрешение споров
2 Противодействие дипломатической изоляции России Неконфронтационное внешнее действие + нормативная многосторонность
3 Отказ от односторонних экономических санкций Нормативная многосторонность+ реализм и прагматизм
4 Сохранение диалога с Москвой Неконфронтационное внешнее действие

Источник: составлено автором.

61 Позиция «беспристрастности» и решение о сохранении торговых связей с Россией подчинены конечной цели обеспечения условий, при которых никакая внешнеполитическая турбулентность не может стать препятствием для экономического развития страны.
62 Несмотря на то, что Болсонару известен своими нарушениями неизменных принципов бразильской внешней политики (особенно в тот период, когда внешнеполитическое ведомство страны возглавлял Э.Араужу), президент Бразилии продемонстрировал приверженность последнему, но, возможно, самому главному из сформулированных Черво принципов — принципу «независимости от внешнего давления». Именно этот принцип диктует Бразилии необходимость формирования собственного внешнеполитического курса, свободного от вмешательства извне. Как заявил Болсонару, позиция Бразилии не зависит от мнения какой-либо иностранной державы и не связана с ней, а бразильцы стоят на страже интересов собственной страны и могут свободно выражать свое мнение [30].

Библиография

1. Machado R. Ao lado de Von der Leyen, Lula pede menos intervenção armada na Ucrânia. Folha de São Paulo. 2023. Available at: https://www1.folha.uol.com.br/mundo/2023/06/ao-lado-de-von-der-leyen-lula-pede-menos-intervencao-armada-na-ucrania.shtml (accessed 16.06.2023).

2. Brito R. Bolsonaro diz que neutralidade do Brasil em guerra na Ucrânia garante fertilizantes. Portal UOL. Available at: https://economia.uol.com.br/noticias/reuters/ 2022/04/12/bolsonaro-diz-que-neutralidade-do-brasil-em-guerra-na-ucrania-garante-fertilizan-tes.htm(accessed 16.06.2023).

3. Esteves A. L. ‘Mais do que um casamento perfeito’: Bolsonaro revela suas impressões de Putin e viagem à Rússia. Sputnik Brasil. 2022. Available at: https://br.sputniknews.com/ 20220216/mais-do-que-um-casamento-perfeito-bolsonaro-revela-suas-impressoes-de-putin-e-viagem-a-russia-21439682.html(accessed 16.06.2023).

4. Окунева Л.С. Визит президента Бразилии Жаира Болсонару в Россию. Латинская Америка. М., 2022, №4, сс.23-41. DOI 10.31857/S0044748X0019315-5.

5. Brasil não tomará partido na guerra na Ucrânia, diz chanceler. Poder 360. 2022. Available at: https://www.poder360.com.br/europa-em-guerra/brasil-nao-tomara-partido-na-guerra-na-ucrania-diz-chanceler/ (accessed 16.12.2022).

6. Симонова Л. Н. Бразилия накануне выборов Итоги правления Ж. Болсонару. Свободная мысль. М., 2022, №4(1694) сс. 53-68.

7. Wolpert dos Santos L. O BRICS e a Guerra da Ucrânia. Boletim NEAAPE. Universidade Estadual do Rio de Janeiro, Rio de Janeiro, 2022, 6(2), рр. 27–39.

8. Maringoni G., Schutte G.R., Berringer T. As Bases da Política Externa Bolsonarista. Santo André, Editora Universidade Federal do ABC (UFABC), 2021, 254 р.

9. Тимофеева Ю.А. Внешняя политика Бразилии при Ж.Болсонару: смена парадигмы? Общество: Философия, История, Культура. Красноярск, Издательский дом Хорс, 2022, № 8(8), сс. 163–171.

10. Хван М.С. Внешняя политика Бразилии в период президентства Жаира Болсонару. Общество: Философия, История, Культура. Красноярск, Издательский дом Хорс, 2020, № 11(79), сс.81-97. DOI 10.24158/fik.2020.11.14.

11. Безерра М. Дипломатия Жаира Болсонару: демонтаж традиционной бразильской внешней политики. Ибероамериканские тетради. М., 2020. т.8, №3(29), сс.35-42 DOI 10.46272/2409-3416-2020-8-3-35-42.

12. George A.Bridging the Gap between Theory and Practice. Washington, DC: U.S. Institute of Peace Press, 1993, 208 р.

13. Hudson V., Day B. Foreign Policy Analysis, Classic and Contemporary Theory. London, Rowman and Littlefield, 2007, 289 р.

14. Cervo A.L. Inserção Internacional- Formação dos conceitos brasileiros. São Paulo, Saraiva, 2008, 297 р.

15. Almeida P.R. Amado Luiz Cervo e a historiografia brasileira de Relações Internacionais. Intelligere Revista de História Intelectual Da USP, Universidade de São Paulo, São Paulo, 2020, 10, рр. 1-14. Available at: https://doi.org/10.11606/issn.2447-9020.intelligere.2020.178316 (accessed 17.06.2022).

16. Mariano M.P. A política externa brasileira e a integração regional: uma análise a partir do Mercosul. São Paulo, Editora UNESP, 2015, 266 р.

17. Козлова А.И. Бразилия. Эволюция региональной политики в начале XXI в. Латинская Америка. М., 2023, № 5, сс.20-34. DOI 10.31857/S0044748X0025403-2.

18. Esteves A.L. Ernesto Araujo and Russia: How The Brazilian Ex-Chancellor’s Ideas Influenced Bilateral Relations between Brasilia and Moscow? Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istorija», Мoscow, 2022, N13. DOI 10.18254/S207987840023498-6.

19. Stargardter G. U.S. leans on Brazil’s Bolsonaro to scrap Russia trip, source says. Reuters, 2022. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/us-leans-brazils-bolsonaro-scrap-russia-trip-source-says-2022-02-01/ (accessed 19.02.2023).

20. Exclusivo: presidente Jair Bolsonaro reforça a neutralidade brasileira na guerra da Ucrânia. R7, 2022. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=xzHNjUmm9ko&ab_chan-nel=DomingoEspetacular (accessed 16.06.2023).

21. Nossa posição tem que ser de cautela, diz Bolsonaro sobre guerra na Ucrânia. CNN Brasil, 2022. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=B2YvKyTMjME&t=1s&ab_chan-nel=CNNBrasil (accessed 16.12.2022).

22. Tensão na Ucrânia: Mourão afirma que Brasil “não está neutro”; Bolsonaro ainda não se pronunciou. Sputnik Brasil, 2022. Available at: https://br.sputniknews.com/20220224/crise-na-ucrania-mourao-afirma-quebrasil-nao-esta-neutro-bolsonaro-ainda-nao-se-pronunciou-21564089.html (accessed 19.02.2023).

23. Bolsonaro, J.Coletiva de Imprensa – 27.02.2022. YouTube. Available athttps://www.youtube.com/watch?v=eedXl-QEEb4&ab_channel=JairBolsonaro (accessed 16.01.2023).

24. Nota à Imprensa n28. Situação na Ucrânia. Ministério das Relações Exteriores, 2022. Available at: https://www.gov.br/mre/pt-br/canais_atendimento/imprensa/notas-a-impren-sa/situacao-na-ucrania-1 (accessed 16.01.2023).

25. Bolsonaro diz que Brasil deve ficar neutro e que Putin não quer massacre. Portal UOL, 2022. Available athttps://noticias.uol.com.br/politica/ultimas-noticias/2022/02/27/bolsonaro-brasil-guerra-ucrania-russia-putin (accessed 18.12.2022).

26. Brasil condena guerra na Ucrânia e defende solução diplomática, diz Mourão à ONU News BR. ONU News, 2022. Available at: https://news.un.org/pt/interview/2022/07/1796082 (accessed 18.01.2023).

27. Otavio C., Faria F., Pitombo J. P., Padua L. Agro doa 21 vezes mais para candidatos do PL de Bolsonaro que para PT de Lula. Folha de S. Paulo. 2022. Available at: https://www1.folha.uol.com.br/poder/2022/09/agro-doa-21-vezes-mais-para-candidatos-do-pl-de-bolsonaro-que-para-pt-de-lula.shtml (accessed 18.01.2023).

28. Sanders R. Why Brazil and Argentina Chose Russia Over Ukraine. The National Interest. 2022. Available at: https://nationalinterest.org/feature/why-brazil-and-argentina-chose-russia-over-ukraine-201244 (accessed 19.12.2022).

29. Costa Filho R. Discurso do Brasil na sessão da Assembleia Geral da ONU sobre o conflito na Ucrânia. ONU News. 2022. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=R5Ejln97 RDM&t=235s&ab_channel=ONUNews(accessed 19.01.2023).

30. Bolsonaro J. Pronunciamento do Presidente Jair Bolsonaro – 24.02.2021. YouTube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=GkWU-ZTtBIU&ab_channel=JairBolsonaro (accessed 19.06.2022).

31. Security Council 4726th meeting S/PV.4726. United Nations Official Document System. 2003. Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N03/295/20/PDF/ N0329520.pdf?OpenElement (accessed 19.02.2023).

32. Hirst M., Pinheiro L. A Política Externa Brasileira em Dois Tempos. Revista Brasileira de Política Internacional. Brasília, Universidade de Brasília, 1995, 38(1), рр. 5–23.

33. Shalal A., Strzelecki M. Russia’s G20 membership under fire from U.S., Western allies. Reuters. 2022. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/poland-pushes-call-russia-be-excluded-g20-2022-03-22/ (accessed 19.01.2023).

34. Nota à Imprensa n60. Resolução da Assembleia Geral da ONU sobre a suspensão do status da Rússia como membro do Conselho de Direitos Humanos. Ministério das Relações Exteriores. 2022. Available at: https://www.gov.br/mre/pt-br/canais_atendimento/imprensa/notas-a-impren-sa/resolucao-da-assembleia-geral-da-onu-sobre-a-suspensao-do-status-da-russia-como-membro-do-conselho-de-direitos-humanos (accessed 19.12.2022).

35. Chanceler Carlos França fala à CRE sobre consequências da guerra para o Brasil – 06.04.22. Senado Federal. 2022. Available at: https://www12.senado.leg.br/noticias/videos/ 2022/04/ao-vivo-chanceler-carlos-franca-fala-a-cre-sobre-consequencias-da-guerra-para-o-brasil-2013-6-04-22 (accessed 24.12.2022).

36. Della Coletta R. Guerra na Ucrânia racha G20 e opõe países ricos e emergentes. Folha de S. Paulo. 2022. Available at: https://www1.folha.uol.com.br/mundo/2022/03/guerra-na-ucrania-racha-g20-e-opoe-paises-ricos-e-emergentes.shtml (accessed 26.01.2023).

37. Biden says he thinks Russia should be removed from G20. Reuters. 2022. Available at: https://www.reuters.com/world/biden-says-he-thinks-russia-should-be-removed-g20-2022-03-24/ (accessed 26.12.2022).

38. França C. Intervenção do Ministro Carlos França em sessão de debates temáticos do Senado Federal – 24 de março de 2022. Ministério Das Relações Exteriores Do Brasil. Available at: https://www.gov.br/funag/pt-br/centrais-de-conteudo/politica-externa-brasileira/intervencao-do-ministro-carlos-franca-em-sessao-de-debates-tematicos-do-senado-federal-24-03-2022 (accessed 30.12.2022).

39. Alifandi A., Cardenas C., Kennedy J., Sevilla-Macip J., & Tesfay N. (2022). G20 members’ views on Russia diverge, making expulsion unlikely. S&P Global Market Intelligence. Available at: https://www.spglobal.com/marketintelligence/en/mi/research-analysis/g20-members-views-on-russia-diverge-making-expulsion-unlikely.html (accessed 30.12.2022).

40. Caram B. Guedes diz que Brasil é contra sanções econômicas e se opôe a expulsão da Rússia do FMI. Portal UOL. 2022. Available at: https://economia.uol.com.br/noti-cias/reuters/2022/04/19/guedes-diz-que-brasil-e-contra-sancoes-economicas-e-se-opoe-a-expulsao-da-russia-do-fmi.htm (accessed 30.01.2023).

41. Chade J. Brasil fica de fora de aliança comercial contra Rússia na OMC. Portal UOL. 2022. Available at: https://noticias.uol.com.br/colunas/jamil-chade/2022/03/15/brasil-fica-de-fora-de-alianca-comercial-contra-russia-na-omc.htm (accessed 30.06.2023).

42. Lorran T. Brasil decide não assinar carta da OEA contra guerra na Ucrânia. Portal Metropole. 2022. Available at: https://www.metropoles.com/brasil/brasil-nao-assina-carta-da-oea-contra-guerra-na-ucrania (accessed 30.01.2023).

43. Suspension of the Status of the Russian Federation as a Permanent Observer to the Organization of American States. Organization of American States (OAS). 2022. Available at: https://scm.oas.org/doc_public/ENGLISH/HIST_22/CP45831E03.docx (accessed 02.12.2022).

44. Figueiredo J. Sem Brasil, Paraguai retira comunicado dos presidentes do Mercosul condenando a Rússia. O Globo. 2022. Available at: https://oglobo.globo.com/mundo/sem-brasil-paraguai-retira-comunicado-dos-presidentes-do-mercosul-condenando-russia-25410712 (accessed 03.01.2023).

45. Comunicado conjunto del Mercosur sobre conflicto en Ucrania aún está en proceso de negociación. Ministerio de Relaciones Exteriores de la Republica de Paraguay. 2022. Available at: https://www.mre.gov.py/index.php/noticias-de-embajadas-y-consulados/comunicado-conjunto-del-mercosur-sobre-conflicto-en-ucrania-aun-esta-en-proceso-de-negociacion (accessed 06.01.2023).

46. Bueno C., Cervo A. História da política exterior do Brasil. Brasília, Editora da Universidade de Brasília, 2015, 605 р.

47. Nicas J. Good News for Food, Bad News for War: Brazil Buys Russian Fertilizer. The New York Times. 2022. Available at: https://www.nytimes.com/2022/05/08/world/americas/brazil-russian-fertilizer-sanctions.html (accessed 06.01.2023).

48. Baumbach M. Sanções do Conselho de Segurança, Direito Internacional e Prática Brasileira. Brasilia, FUNAG, 2014, 272 р.

49. Security Council Resolution S/RES/1929 (2010). United Nations Security Council. Available at: https://www.un.org/securitycouncil/s/res/1929-%282010%29 (accessed 16.12.2022).

50. Security Council Fails to Adopt Draft Resolution Condemning Syria’s Crackdown. UN Press. 2011. Available at: https://press.un.org/en/2011/sc10403.doc.htm (accessed 19.12.2022).

51. Fontes S. Embraer halts services, sales to Russia. Valor International. 2022 Available at: https://valorinternational.globo.com/business/news/2022/03/03/embraer-halts-services-sales-to-russia.ghtml (accessed 11.12.2022).

52. Azeredo Santos, R. Relatório de Gestão da Embaixada do Brasil em Teerã. Senado Federal. 2020. Available at: https://legis.senado.leg.br/sdleg-getter/documento?dm=8888360&ts= 1603149397530&disposition=inline (accessed 11.07.2022).

53. Golden Share of the Brazilian Federal Government. Embraer Investor Relations. 2022. Available at: https://ri.embraer.com.br/en/governance/golden-share/ (accessed 11.01.2023).

54. Estatísticas de Comércio Exterior (COMEXSTAT). Ministério do Desenvolvimento, I. e C. do B. (MDIC). Secretaria de Comércio Exterior (SECEX). Available at: http://comexstat.mdic.gov.br/pt/home (accessed 16.07.2023).

55. Press release on Foreign Minister Sergey Lavrov’s meeting with BRICS ambassadors. Ministry of Foreign Relations of the Russian Federation. 2022. Available at: https://www.mid.ru/en/foreign_policy/news/1805791/ (accessed 16.01.2023).

56. Nota à imprensa n76 Declaração Conjunta do BRICS. Ministério das Relações Exteriores do Brasil. 2022. Available at: https://www.gov.br/mre/pt-br/canais_atendimento/imprensa/notas-a-imprensa/declaracao-conjunta-do-brics-sobre-o-tema-201cfortalecer-a-solidariedade-e-a-cooperacao-do-brics-responder-as-novas-caracteristicas-e-desafios-da-situacao-internacional201d (accessed 16.01.2023).

57. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Бразилии Ж.Болсонару. Администрация Президента России. 2022. Available at: http://www.krem-lin.ru/supplement/5774 (accessed 19.12.2022).

58. О встрече Министра иностранных дел Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Бразилии К.А.Франко Франсой. Министерство Иностранных Дел Российской Федерации. 2022. Available at: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1821126/ (accessed 19.01.2023).

59. Rosatom assina contrato para comercialização de urânio para usinas brasileiras a partir de 2023. Sputnik Brasil. 2022. Available at: https://sputniknewsbrasil.com.br/20221206/rosatom-assina-contrato-e-fornecera-uranio-a-usina-nuclear-brasileira-de-angra-em-2023-26292724.html (accessed 19.01.2023).

60. Телефонный разговор с Президентом Бразилии Жаиром Болсонару. Администрация Президента России. 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68714 (accessed 16.01.2023).

61. Sabatina de Rodrigo de Lima Baena Soares, indicado para exercer o cargo de Embaixador do Brasil na Federação da Rússia e, cumulativamente, na República do Uzbequistão. Senado Federal. 2021. Available at: https://www12.senado.leg.br/ecidadania/visualizacaoaudiencia?id=20591 (accessed 16.12.2022).

62. О беседе Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова c Министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилии К.Франсой. Министерство Иностранных дел Российской Федерации. 2022. Available at: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1830605/ (accessed 16.01.2023).

Комментарии

Написать отзыв
Перевести