Where is Spain going today?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Where is Spain going today?
Annotation
PII
S0044748X0026852-6-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Alexandra Kurakina-Damir 
Affiliation: Institute for Latin America Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
101-104
Abstract

The spring of 2023 in Spain turned out to be hot not only in terms of weather conditions, but also in terms of the intensity of political passions. The May elections for most of the parliaments of the autonomous regions and municipalities were supposed to be the starting point for a large campaign to prepare for the nationwide elections scheduled for the end of the year. Their outcome was difficult to predict. On the one hand, most opinion polls predicted the coming to power of the centre-right People's Party. On the other hand, Pedro Sanchez, leader of the senior partner of the ruling coalition of the Spanish Socialist Workers' Party (PSOE), has repeatedly demonstrated the ability to regain lost ground. The triumphant victory of the PP in the regional elections forced P. Sanchez to change his plans. He dissolved parliament and called a national election for 23 July. Is such a decision justified, and has the coalition government achieved the goals that it set at the beginning of 2020, when no one thought about the pandemic or the upcoming large-scale restructuring of the global security system? These issues were at the center of the discussion on April, 25 at the situational analysis “Preliminary results of the legislature of the coalition government of Spain”, organized by the Center for Iberian Studies of the ILA RAS.

Keywords
Spain, economic policy, domestic policy, internationalization of the economy, unemployment, social policy
Received
24.08.2023
Date of publication
24.08.2023
Number of purchasers
12
Views
225
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 В качестве методологии ученые выбрали SWOT-анализ — относительно новую, но успешно применяемую методику. Главным образом она используется в экономических и маркетинговых исследованиях, реже — в социальных науках. SWOT-анализ предусматривает выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на ход событий. Внутренние факторы подразделяются на сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses), внешние — на возможности (Opportunities) и угрозы (Threats), отсюда — и аббревиатура SWOT. Подобный подход позволяет, по нашему убеждению, дать структурированный анализ ситуации в Испании с учетом политических и социальных итогов легислатуры коалиционного правительства; оценить устойчивость модели экономического развития; выявить новые ракурсы международных связей и внешней политики Испании.
2 Первый вопрос, который стоял перед учеными, — какие факторы помогли первой в истории демократической Испании правительственной коалиции устоять в непростых условиях. По мнению старшего научного сотрудника центра, канд. полит. наук А.А.Куракиной-Дамир, в момент избрания председателем правительства П.Санчеса значительная часть общества имела, возможно, неоправданно высокие ожидания относительно возможностей коалиции преодолеть внутриполитический кризис, в котором пребывала страна после трансформации партийной системы. Во-первых, у правящей коалиции не было необходимого большинства в нижней палате парламента, а, во-вторых, мир вступал в эпоху беспрецедентной глобальной турбулентности.
3 К сильным сторонам (Strengths) докладчик, среди прочих, отнесла минимально возможное количество участников, близость их идеологических позиций, большие возможности для ведения диалога с малыми региональными силами и безальтернативность. И PSOE, и коалиция Вместе Можем (Unidas Podemos, UP) имели весьма развитую сеть социальных контактов во фрагментированной нижней палате испанского парламента, что позволяло коалиции при необходимости рассчитывать на их поддержку. Это обеспечило стабильность законотворческого процес- са — одного из важных показателей работы. В то же время оппозиционный правый блок не обладал должной степенью поддержки депутатов.
4 Среди уязвимостей, во-первых, стоит выделить отсутствие опыта формирования стабильных коалиций на национальном уровне, во-вторых, миноритарный характер правительственной коалиции, в-третьих, очень хрупкая база, на которой была «построена» коалиция. Правительственный союз был в гораздо большей степени «браком по очень скрупулезному расчету», в котором не было «ни капли любви». Если бы коалиция не смогла сформироваться, П.Санчес столкнулся бы с необходимостью в третий раз распускать парламент и назначать всеобщие выборы, что, вероятнее всего, привело бы к взрывному росту протестных голосов в пользу оппозиции. Но главная внутренняя угроза состояла в том, что UP сама по себе представляла коалицию. В конечном итоге именно раскол внутри нее стал ключевой угрозой выживания всей коалиции и одной из причин переноса выборов.
5 К возможностям (Opportunities) докладчик отнесла, прежде всего, готовность малых региональных сил искать точки соприкосновения именно с социалистической партией, а не с «народниками». Существенными факторами, особенно ярко проявившимся в первую половину срока, являлись публичные противоречия внутри РР, главной оппозиционной партии, и одновременные попытки поглотить конкурента в лице правоцентристской партии Ciudadanos не самыми чистыми методами (2021—2022 гг.). Следствием этого стало резкое падение электоральных рейтингов РР и уход Пабло Касадо с поста руководителя партии. На этом фоне PSOE и UP демонстрировали полное единство взглядов, а эпизоды междоусобицы почти не просачивались в прессу.
6 В качестве внешних угроз были отмечены беспрецедентные по своим масштабам глобальные факторы: пандемия коронавируса, турбулентность и полная перестройка мировой системы безопасности из-за вооруженного конфликта на востоке Европы. Экономические последствия, обусловленные этими факторами, вероятно, в конечном итоге приведут к смене партии власти. Угрозу представляют и изменения на правом фланге. Стремление главной оппозиционной силы продемонстрировать успешное завершение кризисного этапа своего развития и нарастающее внутрипартийное единство дали свои результаты — рейтинги РР пошли вверх. Фактический уход с политической арены Ciudadanos снижает фрагментацию правого фланга и ведет к консолидации голосов двух оставшихся в этой части спектра партий.
7 Главный научный сотрудник Центра иберийских исследований, д-р экон. наук П.П.Яковлев представил свое вúдение экономической ситуации в Испании и воздействие на нее внутренних и внешних вызовов. В 2022 г. ВВП страны достиг отметки в 1 трлн 329 млрд евро, а его прирост в 2021—2022 гг. составлял 5,5%, что выше, чем в среднем в странах ЕС. За последние годы удалось накопить значительные национальные богатства, и это позволило, в том числе, увеличить минимальную заработную плату (с января 2018 г. она выросла на 47%). Важным структурным моментом является успешная реализация энергоперехода в направлении повышения энергобаланса и альтернативных источников энергии. Несмотря на отставание в области фундаментальных исследований, массовое производство средне- и частично высокотехнологических продуктов, товаров, услуг налажено весьма эффективно и приносит свои плоды для реиндустриализации, проводимой нынешним правительством. Идет структурная перестройка экономики. В 2020 г. по числу индустриальных роботов в обрабатывающей промышленности Испания заняла 15-е место в мире, обогнав Францию, Швейцарию, Канаду. Значительную роль играет активизация корпоративного сектора: формируется большая группа крупных корпораций, которые быстро наращивают капитал и все увереннее чувствуют себя на мировых рынках в качестве экспортеров, инвесторов или компаний, предоставляющих те или иные виды услуг; увеличивается количество быстрорастущих фирм, в течение двух-четырех лет удваивающих свои капиталы и/или производства, и технологических стартапов. Большое внимание уделяется цифровизации малого и среднего бизнеса. Оптимистично выглядит частный финансовый сектор, который был оптимизирован после кризиса 2008—2009 гг.
8 К внутренним вызовам стоит отнести, прежде всего, социальный узел: высокий уровень безработицы (около 13%) и ее структурный характер; пенсионная нагрузка (в 2023 г. социальные расходы превысят 200 млрд евро); бюджетные ограничения (в 2022 г. дефицит составил почти 64 млрд евро, или около 5% ВВП). Система пенсионного обеспечения не приносит достаточных доходов, чтобы покрыть расходы. Это — острейшая и сложно разрешимая проблема. Сейчас на 1 пенсионера приходится 3,3 работника, к 2050 г. соотношение будет 1,7. Дискуссионный вопрос — что делать с налогами. Данные, в том числе экспертные оценки, разнятся. Благодаря быстрому росту ВВП в прошлом году налоговая нагрузка несколько сократилась. У страны есть определенные резервы для повышения налогового бремени на крупнейшие многонациональные компании, но пока правительство не спешит поднимать налоги из-за угрозы бегства капиталов. Новым негативным фактором является увеличение оборонных расходов. В 2021 г. они составляли 16 млрд евро, а в 2023 г. — 27,6. В то же время оживились компании ВПК, которые почувствовали приток финансирования. Прогнозы на 2023—2024 гг. в плане прироста ВВП довольно скромные. На этот год — 1,4%, на следующий — 2%. Тем не менее на сегодняшний день шанс возникновения критических рисков крайне низок.
9 Что касается внешних факторов, то здесь следует подчеркнуть, что товарный экспорт в прошлом году составил почти 400 млрд евро, это — 19-е место в мире. Причем отмечается сбалансированность по категориям товаров. Почти полностью восстановился международный туризм. Экспорт услуг в 2022 г. превысил импорт на 91 млрд евро. Восстанавливается после падения в кризисные годы приток иностранного капитала. В 2022 г. он финансировал 860 новых проектов. Положительно сказывается финансовый допинг со стороны ЕС. И еще один позитивный внешний фак- тор — поворот на восток, расширение отношений с внешними партнерами.
10 К внешним шокам и вызовам относятся замедление темпов роста мировой экономики; менее устойчивый и более манипулятивный доступ к международным товарным рынкам; риски сокращения спроса на испанские товары и услуги, прежде всего на фоне агрессивного наступления азиатских стран; дефицит торгового баланса, который ведет к росту госдолга. Новый негативный фактор — военные расходы и напряженность, что мешает нормальному развитию экономики.
11 Какие могут быть системные ответы и решения? Увеличение внутренних инвестиций с помощью частно-государственного партнерства. Необходимо, чтобы они появлялись в новых отраслях, приобретали системный смысл. Второй вариант — попытаться «расшить» узкие места в экономике с помощью институциональных решений, эффективных реформ. Нужны долгосрочные мотивации бизнеса инвестировать, а домохозяйств — приобретать. Бюджетная консолидация — вопрос очень тонкий. Идея в том, чтобы сократить бюджетные расходы, но не инвестиции. В Испании есть отсталые регионы, где можно развивать новые отрасли, новое производство и туда направлять рабочую силу, создавая таким образом регионы технологической диверсификации.
12 Ведущий научный сотрудник Центра иберийских исследований, канд. экон. наук Э.Г.Ермольева осветила вопросы социальной политики нынешнего правительства и динамики показателей качества жизни населения. Прежде всего следует разделить два понятия — уровень жизни и ее качество, поскольку второе шире первого. В международной статистике чаще всего уровень жизни характеризуется такими показателями, как доля населения, живущего ниже уровня бедности, прожиточный минимум, распределение доходов и расходов населением и рядом других. По данным статистики, в конце 2022 г. не менее 21,7% жителей Испании проживали в условиях бедности, среди подростков младше 16 лет этот показатель составляет 28%, старше 65 лет — 17%. От региона к региону уровень жизни значительно различается: самый высокий — в Наварре, самый низкий — в Эстремадуре. Примечательно, что Наварра лидирует и по многомерному показателю качества жизни, который начали рассчитывать с 2021 г. и который включает девять базовых измерений: материальные условия жизни граждан; качество трудовой деятельности; состояние здоровья и образования населения; степень поддержания людьми социальных связей; уровень личной безопасности; качество окружающей среды; активность участия в демократических процессах; субъективная оценка личного благополучия. Наварра, Ла Рьоха и Арагон имеют самые высокие показатели уровня благополучия. На другом полюсе — Андалусия, Канарские острова и Мурсия. Обобщенный результат по всем автономиям за последние несколько лет отразил отсутствие позитивной динамики и даже ухудшение по таким факторам, как материальные условия жизни, здоровье, труд и безопасность. Испанский многомерный индекс благополучия позволяет увидеть территориальные различия, подтверждаемые другими, более привычными для нас показателями, к примеру, распределением бедности и социальной исключенности. При этом некоторые характеристики качества жизни могут и должны регулироваться государством. По сути, цель испанской социальной модели — осуществлять комплексный разносторонний набор мер в области социальной политики, содействующий инклюзивному экономическому росту, повышению уровня жизни граждан и обеспечивающий достойные условия труда.
13 Что касается трудовой сферы, то здесь особое внимание следует уделить показателю временной занятости, так как задача по уменьшению исторически сложившейся дуальности трудового рынка Испании является центральным пунктом трудовой реформы, принятой в декабре 2022 г. До реформы доля временных контрактов в Испании составляла 20% от общего количества трудовых соглашений. К январю 2023 г. численность работающих по бессрочным контрактам достигла исторически самого высокого показателя. Доля временных контрактов в частном секторе составила 17%. Сократилось количество краткосрочных (менее семи дней) контрактов. Положительной тенденцией является ставка на договоры, целью которых является профобразование молодежи.
14 Но есть и негативные последствия. В долговременных договорах во многих случаях предусматриваются неполная занятость или работа по совместительству. Вызывает беспокойство быстрый рост частичной занятости, которая часто является вынужденной, наблюдаются проявления прекаризации рынка труда, сохранения его неустойчивости, что может сопровождаться утратой работниками некоторых трудовых прав. Временная занятость, закамуфлированная в рабочих контрактах, и большое значение секторов экономики, которым временная или частичная занятость присуща объективно, например, туризм, остаются отличительной чертой испанского рынка труда. И если реформа образца 2021 г. дала формальный толчок к сокращению дуальности, то под вопросом остается возможность дальнейших сдвигов в этом направлении. Судьба трудовой реформы может оказаться под вопросом при смене партии власти, как это уже не раз случалось.
15 Завершила обсуждение руководитель Центра иберийских исследований, заместитель директора ИЛА РАН по научной деятельности, канд. экон. наук В.М.Тайар. В своем выступлении она проанализировала векторы диверсификации внешнеэкономических связей Испании в 2019—2023 гг.
16 К внутренним факторам и сильным сторонам политики П.Санчеса стоит отнести особое внимание к проблеме интернационализации испанской экономики. В частности, в 2021 г. в рамках Стратегии интернационализации испанской экономики на 2017— 2027 гг. правительство утвердило План действий на 2021—2022 гг. Его цель — позиционирование внешнего сектора как основы экономического восстановления и генератора рабочих мест за счет повышения конкурентоспособности и увеличения присутствия испанских компаний за рубежом. Основными задачами правительства являются адаптация к потребностям малых и средних предприятий, которые регулярно экспортируют товары и услуги; диверсификация экспортных и инвестиционных рынков; расширение финансовых инструментов поддержки интернационализации; укрепление глобальных производственно-бытовых цепочек, в которые интегрирована Испания; внедрение инноваций, технологий, брендинга и цифровых технологий во внешнюю торговлю Испании; содействие привлечению и консолидации иностранных инвестиций. Во главу угла ставятся устойчивость и экологический, цифровой и технологический переход. Финансирование плана в размере более 4 млрд евро осуществляется за счет средств, выделяемых на меры по борьбе с пандемией, а также за счет европейских фондов и ресурсов для восстановления экономики, предназначенных для поддержки внешней экспансии малых и средних предприятий. Ставка на развитие внешнеэкономического сектора испанской экономики должна сыграть положительную роль в деле выхода страны на устойчивый курс постпандемийного развития. В настоящее время на процесс интернационализации и реализацию плана оказывает влияние ряд факторов внутреннего и внешнего характера, вскрывающих как сильные, так и слабые стороны испанской экономики.
17 К внутренним факторам можно отнести положительные тенденции: повышение числа фирм, занимающихся экспортом; увеличение количества конкурентоспособных компаний, поставлявших продовольствие и медикаменты в период пандемии; лидирующие позиции испанских компаний в секторе возобновляемых источников энергии; подключение фирм к глобальным цепочкам поставок; широкий набор инструментов и фондов по поддержке интернационализации компаний. Среди недостатков внутреннего развития отметим отраслевые диспропорции в экономике, сужение сектора услуг торговли, транспорта, туризма вследствие коронакризиса, а также спад в автомобилестроении и строительстве в 2020—2021 гг. Малые и средние предприятия, преобладающие в экономике, пока слабо представлены на мировых рынках и не склонны внедрять высокие технологии, что сказывается на процессе их интернационализации. К слабым сторонам следует также отнести увеличение торгового товарного дефицита по итогам 2022 г. и потерю Испанией алжирского рынка: свою деятельность там приостановили почти 9 тыс. испанских регулярных экспортеров.
18 Что касается внешних факторов, то, по заявлению П.Санчеса, в ходе реализации плана интернационализации экономики страна намерена отдать приоритет государствам Латинской Америки. Испания является важным инвестором в регионе, туда поступает около трети потока прямых испанских инвестиций. Компании с испанским капиталом создали около 800 рабочих мест, расширили масштабы своей деятельности, стали центрами формирования новых технологий и приобрели опыт управления международными филиалами, что обусловило дальнейшую географическую диверсификацию прямых испанских инвестиций. Испания прилагает усилия к ратификации договора о свободной торговле между Евросоюзом и Общим рынком стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur). Санчес заявил о намерении закрыть этот вопрос во второй половине 2023 г., когда Испания будет председательствовать в ЕС. Важны и договоренности с президентом Бразилии, председательствующей в Mercosur в настоящее время. Следование курсу на многосторонность в отношениях с внешними партнерами также открывает определенные перспективы. Процесс интернационализации в ЕС в целом, и в Испании в частности, зависит от корректировки финансовых и хозяйственных связей внутри еврозоны, создания реальных условий для стимулирования экспортного спроса и развития конкурентных и высокотехнологичных областей.
19 Однако следует отметить, что интенсивная глобализация испанского бизнеса открывает не только новые возможности, но и повышает риски и угрозы, связанные с усилением зависимости экономики Испании от внешних факторов и состояния дел на мировых рынках. Риски несут в себе процесс деглобализации мировой экономики, разрыв цепочек создания стоимости, противостояние таких глобальных игроков, как США и Китай. Так, в краткосрочной перспективе волатильность цен на энергоносители на европейском энергетическом рынке, удорожание промышленного производства в зоне евро негативно сказываются на себестоимости выпускаемой в Испании продукции и подвергает риску интернационализацию испанских компаний.
20 Участники ситуационного анализа считают, что завершающуюся легислатуру коалиционного правительства можно охарактеризовать как вполне успешную и плодотворную. Несмотря на все субъективные и объективные сложности — миноритарное правительство, пандемия, энергетический кризис и кризис системы безопасности — правительству удалось провести большинство задуманных реформ, а также избежать экономической катастрофы.

Comments

No posts found

Write a review
Translate