The coalition interaction in the government of Pedro Sanchez in Spain (2020—2023)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The coalition interaction in the government of Pedro Sanchez in Spain (2020—2023)
Annotation
PII
S0044748X0026959-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Baranov 
Affiliation: Kuban State University
Address: Russian Federation, Krasnodar
Edition
Pages
79-93
Abstract

This article identifies trends in the development of coalition interaction of political parties within the center-left government of Pedro Sanchez in Spain (2020 – summer 2023). The type of the ruling coalition in Spain is determined as unstable due to the high ideological distance between the participants and the lack of previous experience of cooperation. The political agenda of the government was revealed, it included such social problems as raising the minimum wage and pensions, combating unemployment, labor reform, reducing housing and energy costs, combating corruption, achieving gender equality, and political settlement of the Catalan conflict. The author describes in what aspects of government policy compromises or contradictions prevailed between the main participants of the coalition: PSOE and “Unidas Podemos”. The participants reached compromises in the sphere of increasing citizens' incomes and combating unemployment. The contradictions between the parties are most characteristic of the perception of the Catalan conflict, foreign policy, participatory democracy, progressive taxation. The election campaigns of 2021–2023 led to a significant decline in the influence of “Unidas Podemos”, turning the PSOE into the dominant member of the coalition. The significance of the article is shown in the assessment of the procedures and practices of interaction of parties (inter-party conferences) in the government of Spain, the forecast of the possibilities of creating coalitions after the national elections on July 23, 2023. The author makes the conclusions about “forced coalitions” at the level of national and regional governments. Pragmatic compromises based on the experience of the interaction of parties are also inevitable for the activities of the future right-wing government.

Keywords
coalition interaction, political parties, center-left government, Spain, P.Sanchez, 2020–2023
Received
31.07.2023
Date of publication
03.11.2023
Number of purchasers
11
Views
291
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Актуальность темы представленной ниже статьи обусловлена тем, что левоцентристское правительство Педро Санчеса (2020—2023 гг.) оказалось первым в постфранкистской Испании, в котором участвуют идеологически разнородные политические партии. Опыт данного коалиционного взаимодействия важен для осмысления перспектив развития партийной системы Испании и результатов парламентских выборов 2023 г., потенциала и ограничений компромиссов между политическими акторами по важнейшим вопросам повестки дня. Целью данного исследования стало определение тенденций развития коалиционного взаимодействия политических партий внутри левоцентристского правительства П.Санчеса в Испании (2020—2023 гг.).
2 Методологической основой статьи являются неоинституциональный подход (его разновидность — теории рационального выбора) и диахронный сравнительный анализ. С точки зрения теорий рационального выбора (в трактовке профессора Висконсинского университета Эрика С.Брауна и профессора Бременского университета Джона Дрейманиса) коалиции определяются как итог долгосрочной сделки по распределению совместных дивидендов между рациональными, ориентированными на свои интересы субъектами политики [1, p. 2]. Под коалицией понимается совокупность индивидуальных либо коллективных субъектов политики, которые: согласны вместе двигаться к общей четкой цели; используют значительные ресурсы для ее достижения; сознательно обмениваются информацией, способствующей достижению успеха, и необходимыми для этого ресурсами; достигли согласия по поводу распределения прибыли (по определению профессоров Университета Индианы Свена Грюннингса и Эстеля Вуда Келли и профессора Калифорнийского университета Майкла Лайзерсона [2, p. 3]. По мнению профессора Лейденского университета Руди Андевега, профессора Католического университета Лувена Ливена де Винтера и исследователя Университета Люксембурга Патрика Дюмона [3, cс. 14-25], успешная коалиция обладает следующими признаками: значительное совокупное влияние, достаточное для достижения поставленных целей; незначительные идеологические дистанции между участниками; небольшое количество членов коалиции; исторический опыт предыдущего сотрудничества; отсутствие диктата и принуждения в отношениях между партнерами. При этом значительную роль играют не только общенациональные, но и региональные политические партии со специфическими программами, что ярко подтверждает опыт Испании. Сравнивая партийные стратегии и роль правительственного курса в их развитии, можно описать основные аспекты сходства и различий курса главных участников коалиции —PSOE и UP.
3 Среди исследований данной темы целесообразно упомянуть ряд теоретических работ о современных правительственных коалициях в условиях демократии: статью бразильского профессора Энцо Ленине [4], работу заместителя главного редактора журнала «Полис» Т.В.Шмачковой [5], статьи аспиранта РУДН И.С. Амиантовой [6], аспиранта МГУ им. М.В.Ломоносова Ю.Ю.Беля-евой [7], доцента Казанского федерального университета В.В.Сидорова [8], аспиранта Высшей школы экономики С.А.Климовича [9].
4 Коалиционное взаимодействие в общенациональном правительстве Испании анализируют политологи Университета Мурсии Антонио Гарридо, Мария Антония Мартинес и Альберто Мора [10], профессора Университета Гранады Белен Фернандес-Гарсия и Оскар Г.Луэнго [11], российский исследователь И.А.Шкурихин [12]. Весьма важный аспект коалиционного взаимодействия — влияние политических элит и групп интересов — освещают доктор социологии Андрес Вильена Оливер [13], политолог Университета Аликанте Бернабе Альдегуэр-Серда [14], профессор Университета Гранады Фернандо Фернандес-Льебрес [15], преподаватель МГИМО М.С.Волков [16]. Тенденции коалиционного взаимодействия в правительстве П.Санчеса исследуются в работах ведущих российских испанистов: профессора МГИМО С.М.Хенкина [17; 18], сотрудников Центра иберийских исследований ИЛА РАН П.П.Яковлева [19], В.Л.Верникова [20], А.А.Куракиной-Дамир [21]. Коалиционное взаимодействие в правительствах автономных сообществ Испании оценивают отечественные исследователи Н.В.Кирсанова [22] и Е.Ю.Филиппова [23].
5 В то же время, как нам представляется, новейшие тенденции коалиционного взаимодействия политических партий в правительстве П.Санчеса и его перспективы в условиях быстрых трансформаций партийной системы и электоральной поддержки партий раскрыты недостаточно. Эмпирическая основа статьи включает в себя законодательные акты и законопроекты Испании, заявления председателя правительства П.Санчеса и лидеров политических партий, результаты выборов, итоги социологических опросов, материалы периодической печати.
6

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ В ИСПАНИИ

7 Как доказал А.Вильена Оливер, партийные элиты PSOE и Народной партии (Partido Popular, РР) мало отличаются по социально-классовому составу и каналам рекрутации; процесс их смены во власти после выборов следует расценивать как циркуляцию элит внутри единой системы. В правительстве и во всей административной элите Испании действуют латентные структуры власти — социальные сети влияния [13; 14]. В этом же направлении «работают» правовые нормы, регулирующие партийную и избирательную системы [24; 25]. Применение пропорциональной избирательной системы на выборах Конгресса депутатов — нижней палаты Генеральных Кортесов — с закрытыми партийными списками и перераспределением голосов по методу д’Ондта1 приводит к тому, что Испания является одной из стран, в которых разрыв между результатами голосования граждан и итоговым распределением депутатских мандатов довольно большой. Преимущества добиваются кандидаты партий, выдвинутые в избирательных округах, где население меньше (границы округов совпадают с границами провинций). Партийная дисциплина внутри парламентских фракций достаточно сильна. Выгоду получают две наиболее влиятельные партии. До выборов в декабре 2015 г. PSOE и PP суммарно контролировали свыше 80% мандатов, а партии, набравшей относительное большинство голосов, достаточно было вступить в коалицию с региональными партиями и получить относительное большинство во втором голосовании (по утверждению правительства) депутатов нижней палаты парламента. Но PSOE и PP всегда оставались доминирующим участником таких коалиций.
1. Метод д’Ондта — один из способов распределения депутатских мест при пропорциональной избирательной системе. Он заключается в последовательном распределении мест между партиями, начиная с партии, получившей наибольшую квоту. Квота (число депутатских мест партии) вычисляется по формуле V/(s+1), где V — общее число голосов избирателей, поданных за данную партию, s — число депутатских мест, полученных партией на каждом этапе подсчетов. Таким образом, партии, получившие наибольшее количество голосов избирателей, в итоге имеют завышенное число депутатских мест, а партии-аутсайдеры имеют заниженное представительство. В Испании PSOE и PP получали на 4-5% депутатских мест каждая больше, чем удельный вес голосов, набранных на выборах.
8

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ

9 Мировой экономический кризис, коренные изменения в социальной структуре, образованности и информированности избирателей, коррупционные скандалы привели к снижению уровня популярности основных партий, начиная с 2015 г. Если на выборах в Конгресс депутатов, нижнюю палату Генеральных кортесов, в 2011 г. PSOE и PP в совокупности получили 73,4% голосов, то в 2015 г. — 50,7%, в 2016 г. — 55,6%, в апреле 2019 г. — 45,4%, а в ноябре 2019 г. — 48,8%. PSOE и PP в ноябре 2019 г. суммарно получили 209 из 350 депутатских мест, т.е. 59,4% состава Конгресса депутатов [26, с. 74; 27, с. 25]. Социалисты, существенно опережавшие PP по влиянию, были вынуждены вести переговоры о правительственной коалиции либо с центристской партией «Граждане» (Ciudadanos) (безуспешно), либо с левыми силами — UP, каталонскими, баскскими, галисийскими партиями и т.д. PSOE больше не могла проводить переговоры о коалиции с позиций диктата, поскольку в апреле 2019 г. она получила 28,7% голосов по сравнению с совокупными 18,9%, набранными UP и региональными левыми партиями, а в ноябре 2019 г. — 28,0% по сравнению с 18,75% [27, с. 25]. Новые партии стали ключевыми игроками при формировании правительственных коалиций; именно от них с 2016 г. зависит получение большинства голосов в парламенте и вынесение вотума недоверия кабинету. Фрагментация и волатильность состава Конгресса депутатов (16 фракций с ноября 2019 г., 11 — с августа 2023 г.) затрудняют процесс согласования интересов и создания коалиций.
10 Формирование коалиционного правительства во главе с лидером социалистов П. Санчесом стало вынужденным компромиссом элит из-за невозможности создать однопартийный кабинет по итогам выборов 2015— 2019 гг. За 2016—2017 гг. депутаты парламента шесть раз не поддерживали предложения о формировании правительства: дважды — во главе с социалистом П.Санчесом и четыре раза — во главе с консерватором Мариано Рахоем. Голоса разделялись почти пополам. Это привело к формированию правительств парламентского меньшинства (в 2016 — июне 2018 г. во главе с М.Рахоем, затем — во главе с П.Санчесом). Принятие бюджета и стратегически важных законов было заблокировано. Первое правительство PSOE удалось сформировать 7 июня 2018 г. только после успешного голосования об импичменте кабинета РР. Но и в таких благоприятных условиях П.Санчес с трудом получил 180 голосов из 350: его поддержали депутаты UP, Левых республиканцев Каталонии (Esquerra Republicana de Catalunya, ERC), коалиции Вместе за Каталонию (Junts per Catalunya, JxCat), Баскской националистической партии (Partido Nacionalista Vasco, PNV) и др. [10, pр. 50-51]. Центристская на тот момент партия Ciudadanos отказала в поддержке PSOE, что привело к ее изоляции и потере голосов избирателей. Со своей стороны П.Санчес отказывался приглашать в состав правительств 2018—2019 гг. представителей UP.
11 Невозможным оставалось и создание «большой коалиции» PSOE с РР, поскольку эти наиболее влиятельные акторы политики имеют идеологические противоречия и опираются на различные социальные слои. Согласно телефонному опросу, проведенному сотрудниками Центра социологических исследований за декабрь 2022 г. (пропорциональная выборка 3 871 человек, погрешность 1,6%), по 10-балльной идеологической шкале «левые — правые» UP оценивались в 2,24 балла, ERC — 2,89, «Больше страны» (Mas País) — 3,03, PSOE — 3,76, а PP — 7,47 баллов. По 10-балльной шкале «унитаризм — сепаратизм» PSOE получила 2,96 балла, «Объединенные левые» (Izquierda Unida, IU) — 4,15, UP — 4,34, а ERC — 8,99 баллов [28].
12 Проведение сложных переговоров между PSOE и UP о формировании многопартийного кабинета в 2019 г. исследовала А.А.Куракина-Дамир. Она отметила, что П.Санчес был вынужден предоставить UP четыре министерства, а также пост второго заместителя председателя правительства (это не означало выполнения требования лидера UP Пабло Иглесиаса предоставить левым треть министерских постов). В ответ UP согласились убрать из программы правительства лозунги сдерживания цен на аренду жилья и оплату электричества, частичного пересмотра неолиберальной трудовой реформы, усиления прогрессии налогообложения [29, сс. 50-52]. Соглашение было подписано лишь в последний момент перед вторым голосованием по кандидатуре П.Санчеса.
13 Спад поддержки PSOE и UP, рост популярности правых партий (PP и Vox) на внеочередных выборах 10 ноября 2019 г. также повлияли на формирование кабинета. При первом голосовании 4 января 2020 г. П.Санчес получил 166 голосов, 165 — против, 18 — воздержались [30], а для победы было необходимо 176 мандатов. По процедуре во втором туре достаточно набрать относительное большинство. За кандидатуру П.Санчеса во втором туре 7 января 2020 г. проголосовали 167 депутатов (PSOE и UP, PNV, «Больше страны — компромисс» (Más País — Compromis), «Галисийского националистического блока» (Bloque Nacionalista Galego, BNG), коалиции «Новые Канары» (Nueva Canarias), «Теруэль существует» (Teruel Existe); 165 были против (PP, Vox, Ciudadanos, JxCat, «Кандидатура народного единства» (Candidatura d'Unitat Popular, CUP), Союз народа Наварры (Unión del Pueblo Navarro, UPN), «Канарская коалиция» (Coalición Canaria, СС), «Астурийский форум» (Foro Asturias) и Региональная партия Кантабрии (Partido Regionalista de Cantabria), а 18 — воздержались (ERC и «Бильду» (EH Bildu) [31].
14 Левые партии объявили о создании Прогрессистской коалиции [32]. В правительство первого состава вошли 12 членов PSOE, 5 членов UP и 6 беспартийных. Министры — члены UP получили посты в социальной сфере (министры труда, по вопросам равенства, потребления и по делам университетов). При изменениях персонального состава правительства соотношение партийного представительства сохранялось [33].
15

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТИЙ В КОАЛИЦИИ (2020 — ЛЕТО 2023 ГГ.)

16 В программе организации «Прогрессистская коалиция. Новый договор для Испании» участники коалиции давали следующие обещания: создать качественные рабочие места; соблюдать социальные права граждан и гендерное равенство; ввести справедливую шкалу налогообложения и поддерживать малый и средний бизнес, самозанятость; развивать инновационные отрасли экономики; внедрять «зеленую экономику». Партнеры по коалиции собирались оптимизировать территориальное устройство Испании и отношения центральной власти с автономными сообществами. В сфере политики идентичности они объявили политику «демократической памяти» (искоренения символики франкизма) [32]. Программа составлена в компромиссных формулировках. В нее не вошел, например, лозунг UP о проведении референдума, который определил бы политический статус Каталонии. Многие обещания программы так и не были выполнены.
17 Участники правящей коалиции имеют разные социальные базы и политические программы. Их точки зрения на такие важнейшие вопросы политической повестки дня, как степень и методы государственного регулирования экономики, уровень социальной поддержки малообеспеченных граждан, миграционная политика, цели и методы преодоления каталонского конфликта, отношение к проблеме мигрантов из Марокко и статусу Западной Сахары, сильно отличаются [32].
18 Через два месяца после создания левого правительства началась пандемия коронавируса, заставившая его перенаправить значительные ресурсы на медицинские нужды и поддержку занятости. Бюджет 2021 г. был утвержден со значительным ростом социальных расходов на пенсионное обеспечение, медицину и образование, модернизацию перерабатывающей промышленности и энергетического сектора.
19 В марте 2021 г. отношения между участниками коалиции ухудшились из-за обсуждения проекта Закона о жилище. PSOE предлагала обеспечить снижение налогов на 10% арендодателям, которые сдерживают рост цен на недвижимость. UP предлагала гораздо более радикальный пакет мер по защите малоимущих жильцов. Ирене Монтеро, одна из лидеров левых, заявила: социалисты предлагают «перевести деньги испанских налогоплательщиков крупным землевладельцам, фондам-стервятникам и спекулянтам. Это не решит никаких проблем для семей, которые тратят большую часть своего дохода на оплату аренды». Она пригрозила расторжением правительственной коалиции [34], но обещание не было выполнено.
20 Хотя и PSOE, и UP осудили специальную военную операцию России на Украине, позиция PSOE значительно радикальнее. Генеральный секретарь UP Ионе Беларра и министр по вопросам равенства И.Монтеро выступали за дипломатическое разрешение конфликта, назвав PSOE «партией войны». Напротив, в конце марта 2022 г. П.Санчес без консультаций с партнерами изменил соглашение внутри коалиции об отправке оружия в Украину, пообещав увеличить оборонный бюджет до 2% ВВП Испании в течение десяти лет [35]. В июле 2022 г., когда стало известно о чрезвычайном военном кредите на сумму 1 млрд долл., UP и вице-премьер Йоланда Диас потребовали провести публичное обсуждение вопроса внутри правящих партий и на межпартийном форуме. PSOE утверждала, что расходы были согласованы ранее с ведома партнеров по коалиции. PSOE добилась того, чтобы разногласия обсуждали лидеры сторон конфликта — П.Санчес и Й.Диас, а не межпартийная комиссия [36].
21 UP выступала за кардинальные реформы политической системы в духе «демократии участия», критикуя Конституцию как принятую «кастой». Депутаты UP требовали пересмотреть закон о трудовых отношениях 2012 г., принятый правительством PP, но не нашли поддержки PSOE и ERC. UP выступают за республику, используя коррупционный скандал вокруг короля Хуана Карлоса II. Но, как свидетельствует социологический опрос 2021 г., организованный службой GAD3, поддержка республики после отречения Хуана Карлоса II ослабла и составляет лишь 36,9% [37]. Попытка принять законопроект, лишающий монарха и членов его семьи судебной неприкосновенности, провалилась.
22 UP предлагала уменьшить рабочую неделю до 34 часов, снизить процентные ставки по ипотеке, повысить базовый доход и дотации на электроэнергию для малоимущих, провести переговоры между правительством и каталонскими политиками о демократическом выходе из конфликта. П. Иглесиас требовал отменить ограничения прав граждан на выражения своего мнения, собрания и манифестации, введенные правительством PP в 2015 г. В феврале 2022 г. UP предложила повысить подоходный налог на сверхдоходы, критикуя министра финансов Марию Хесус Монтеро за отказ от этой меры. Представители партии заявили: «Мы выходим из комитета экспертов, которые следуют только лозунгам PSOE, и выступаем против больших фининсовых состояний. Только это может изменить нынешнюю тенденцию к упадку двух [правящих. — А.Б.] партий» [38]. Такие лозунги не могли быть реализованы в коалиции с PSOE.
23 Что касается стратегии PSOE, то качественный контент-анализ предвыборных манифестов партии за 2004—2019 гг., проведенный Б.Фернандес-Гарсия и О.Г.Луэнго, подтверждает учащение популистских призывов и в документах социалистов (антиэлитистские лозунги и одобрение народного суверенитета, критика крупного бизнеса, призывы к открытости политики, критика коррупции). Позже применение таких речевых конструкций сократилось. В отличие от документов UP, манифесты PSOE никогда не содержат отрицания существующей политической системы и ее основных институтов. Напротив, в них выражается одобрение модели представительной демократии, а также содержатся призывы лишь активизировать процедуры консультаций власти с народом и делиберацию [11, рр. 25-27, 29]. Предвыборные программы социалистов, представленные на выборах 2022—2023 гг. также выдержаны в центристских тонах, и в них не акцентируется внимание на проблеме защиты малоимущих.
24 Основные противоречия между участниками коалиции проявились в области экономической и социальной политики. В 2020—2021 гг. министр интеграции и социального обеспечения Хосе Луис Эскрива предложил увеличить количество лет взносов для расчета пенсии с 25 до 35 (UP заблокировали эту инициативу), затем министр добился снижения максимального уровня пенсий и повышения работоспособного возраста до 75 лет. Трудовая реформа стала предметом острого конфликта между вице-премьерами Надией Калвиньо и Й.Диас. В феврале — марте 2022 г. коалиция испытала очередной кризис, вызванный стремлением PSOE принять бюджет страны с урезанными социальными и повышенными военными расходами. Социалисты заговорили о «социал-демократическом повороте» правительства, о возможном распаде коалиции [35]. Летом 2022 г. PSOE заблокировала законопроект UP о прогрессивной шкале налогообложения для граждан, состояние которых превышает 10 млн евро. Радикальные заявления руководства UP о необходимости осуществить национализацию отдельных отраслей промышленности и предприятий, повысить налогообложение высокообеспеченных жителей страны вызвали неприятие и в бизнес-сообществе.
25 Испанское общество оценивает участников коалиции по-разному. Согласно телефонному опросу, проведенному службой GESOP для газет группы Prensa Ibérica в июне 2022 г. (выборка 1001 человек, погрешность 3,15%), 30% респондентов хотели бы сохранения коалиции PSOE и UP, а 33,8% выступали за создание коалиции PSOE и PP. 17% выступили за участия Vox в правительстве. 13% считают, что не нужны никакие коалиции. Электорат PSOE разделен почти пополам в выборе между коалициями с UP (39,3%) и PP (41,3%). Напротив, избиратели UP (86,3%) предпочитали коалицию с PSOE и только 8,4% из них — с PP; сторонники ERC — на 72,4% с PSOE; электорат JxCat — на 57,1% с PSOE [39]. Другой опрос, проведенный Институтом исследований, маркетинга и мнений (Instituto de investigación, marketing y opinión pública, IMOP) в апреле 2022 г. (выборка 500 человек), показал, что сторонники левых партий поддерживают сохранение коалиции PSOE и UP (40% ответов) либо единоличное правление PSOE при внешней поддержке новых партий (25%). По мнению 76% опрошенных, скрывать от общественности разногласия, имеющиеся внутри коалиции, не следует В то же время электорат выступает против расторжения прогрессистской коалиции (74% опрошенных). Основные успехи правительства П.Санчеса 59% респондентов связывают с UP [40].
26 Другой важный аспект расхождений внутри коалиции — урегулирование конфликта в Каталонии. Сохранение правительства во многом зависит от поддержки ERC и баскских партий. UP поддерживает проведение референдума о статусе Каталонии, предлагает узаконить региональные языки в парламентских прениях и называет Испанию «многонациональным обществом». PSOE ограничивается обещанием федерализации страны. Помилование девяти лидеров каталонских сепаратистов в июне 2021 г., осуществленное правительством по настоянию ERC и других региональных партий, снизило уровень доверия граждан к кабинету. Согласно опросу, проведенному газетой El Mundo, помилование осуждали более 60% испанцев, в том числе сторонников левоцентристских партий. Напротив, в Каталонии 60-70% респондентов одобряли помилование [41]. ERC, правившая в Каталонии, требовала амнистии, но правительство не было готово пойти на это. Тем не менее между правительством и Женералитатом [17, с. 15] начались переговоры. П.Санчес отказался от декриминализации подстрекательства к мятежу, так как не имел парламентского большинства для поддержки реформы.
27 PSOE и UP по-разному оценивают гендерную политику и защиту от сексуального насилия. В августе 2021 г. первый вице-премьер правительства Кармен Кальво была отправлена в отставку, в том числе, за отказ признавать права трансгендеров; сторонники К.Кальво в PSOE называли законопроект UP, продвигаемый И.Монтеро, «стиранием женщин» [42]. Вопрос об отношении к Закону о ЛГБТ и трансгендерах стал поводом для самого острого конфликта между участниками коалиции. PSOE внесла в закон 37 поправок. В 2022—2023 гг. конфликт продолжился и в ходе обсуждения закона о сексуальной свободе, по вопросу об ужесточении наказания за совершение насильственных действий. PSOE продвигала законопроект при поддержке PP, вопреки UP. Компромисс был достигнут с большим трудом лишь накануне выборов.
28 В начале октября 2022 г. PSOE и UP пришли к соглашению, связанному с принципами формирования бюджета на следующий год, хотя переговоры были трудными. Давление на премьер-министра оказали второй вице-премьер правительства Й.Диас («Объединенные левые») и министр социальных дел И.Беларра, генеральный секретарь UP. Последняя обвиняла социалистов в том, что они заблокировали переговоры. В итоге правительство согласилось снизить налоги на 2,5 млрд евро [43].
29 Недостатками «прогрессистского» правительства и лично премьер-министра П.Санчеса можно счесть лавирование в отношении UP, заигрывание с политическими партиями Каталонии и Страны Басков, неумелое противодействие пандемии, а как результат — экономический спад 2020—2021 гг. В условиях пандемии значительно выросли безработица и уровень неравенства доходов. Но неэффективность системы здравоохранения — во многом результат политики бюджетной экономии, проводившейся предшествующим правоцентристским правительством М.Рахоя.
30 В то же время более чем три с половиной года деятельности правительства П.Санчеса доказали вполне приемлемый уровень устойчивости коалиции к многочисленным рискам — пандемии коронавируса, коррупционным скандалам, неудачам партий правительственной коалиции на региональных выборах, энергетическому кризису 2022 г. В Конгрессе депутатов удается утверждать ежегодные бюджеты. Правительство повысило минимальный уровень заработной платы до 60% средней межпрофессиональной зарплаты, увеличило пенсии; создано свыше 800 тыс. рабочих мест [17, с. 17]. Кабинет сдерживает безработицу за счет государственных дотаций работодателям. Приняты новый закон об образовательной реформе, закон об эвтаназии, закон о переходе к зеленой экономике. Осенью 2021 г. парламент одобрил законы о жилье и об аудиовизуальной информации. По словам П.Санчеса, коалиция добилась важных успехов: повышения минимальной заработной платы на 47%, трудовой реформы, повышения пенсий на 8,5%, пакетов антикризисной помощи Евросоюза [44].
31 После ухода из правительства в марте 2021 г лидера UP П.Иглесиаса произошла реорганизация кабинета. Новый лидер левых сил Й.Диас — второй заместитель председателя правительства и министр труда и социальной экономики — более умеренна, чем П.Иглесиас, склонна к компромиссам внутри парламента. В 2021—2023 гг. у нее был высокий рейтинг. Стоит также отметить ее продуманные и осторожные выступления. В 2022 г. Й.Диас удалось создать коалицию левых сил «Сумар» (Sumar), в которую вошли UP, IU, Mas País и ряд других организаций.
32 Спад влияния новых левых партий позволил PSOE вернуть себе роль доминирующего участника коалиции. Развитие общественного мнения с 2021 г. не позволяет левым и левоцентристам одержать безоговорочной победы на общенациональных парламентских выборах. Значительное влияние на политику правительства оказали региональные и муниципальные выборы. Начиная с 2021 г., PSOE и UP не смогли нарастить влияние ни в одном из автономных сообществ и крупных городов. Болезненными ударами по правительству стали победы РР в 14 автономных сообществах. Снижение поддержки сильнее ударило по UP, чем по PSOE. Из-за снижения уровня поддержки на региональных и местных выборах, состоявшихся 28 мая 2023 г., П. Санчес счел, что лучше всего распустить Генеральные Кортесы и назначить на 23 июля 2023 г. внеочередные общенациональные выборы. Перенос сроков выборов дал PSOE надежду на сохранение влияния в Конгрессе депутатов, избежав падения рейтинга.
33 Результаты выборов 23 июля подтвердили рациональность такого шага. Масштабы успеха РР (33,1% голосов, 136 мандатов из 350) оказались значительно меньше ожидаемых. PSOE увеличила фракцию в палате депутатов со 120 до 122 мест по сравнению с ноябрем 2019 г., Vox сократила с 52 до 33, Sumar — с 34 до 31 в сравнении с UP. В то же время Sumar почти смогла сохранить совокупную поддержку левых сил (12,3% голосов в сравнении с 13,0% UP). Снизилось представительство региональных партий: ERC — с 13 до 7 мест, JxCat — с 8 до 7, PNV — с 6 до 5, CUP — с 3 мест до 0. Лишь EH Bildu увеличила фракцию с 5 до 6 мандатов, а BNG сохранил 1 место [45]. Если голосование по формированию правительства состоится при таком же позиционировании, как в 2019 г., то прогрессистская коалиция может суммарно рассчитывать на 159 мест, а правая — на 178. Усилилась институциональная неопределенность. И левый, и правый блоки партий могут претендовать на формирование правительства; оба блока вынуждены достичь компромиссов как в своем идеологическом сегменте, так и с региональными партиями. На момент написания статьи партия Vox заявила о том, что не претендует на министерские посты в правом правительстве, но проголосует в Конгрессе депутатов за кабинет А.Ну-ньеса Фейхоо. Это должно облегчить PP получение поддержки региональных партий — UPN, CC и других, чтобы набрать не меньше 176 голосов депутатов в пользу формируемого правительства [46].
34 С точки зрения теории рационального выбора правящая в Испании (2020 — июль 2023 гг.) левоцентристская коалиция относится к неустойчивым из-за большой идеологической дистанции между участниками, а также из-за отсутствия опыта межпартийного сотрудничества. Кроме того, коалиция не сбалансирована: совершенно очевидно, что фракция PSOE количественно преобладает над фракцией UP. Политическая повестка дня правительства включала в себя такие общественные проблемы, как повышение минимальной зарплаты и пенсий, борьбу с безработицей, трудовую реформу, снижение платы за жилье и энергоресурсы, противодействие коррупции, достижение гендерного равенства, политическое урегулирование каталонского конфликта. Решения принимались путем согласования предложений участников коалиции на межпартийной конференции. Но вследствие острых идеологических противоречий между PSOE и UP, амбиций партийных лидеров в борьбе за власть программа коалиции реализована лишь частично. Компромиссы между участниками коалиции были достигнуты в сфере повышения доходов граждан и борьбы с безработицей. Противоречия между партиями наиболее ярко проявляются в их отношении к каталонскому конфликту, внешней политике, демократии участия, прогрессивному налогообложению. Столкнувшись с неприятием своих требований и спадом электорального влияния, сменив лидера, UP не вышла из правительства, хотя это ожидалось. Тем самым левые согласились трансформироваться из антисистемной, протестной силы в элемент существующего политического порядка, каким стала новая платформа Sumar. Прогнозируемый приход к власти правой коалиции может состояться только на основе достижения прагматических компромиссов и учета опыта взаимодействия партий на общенациональном и региональном уровнях в 2020—2023 гг.

References

1. Browne E.C., Dreijmanis J. (eds.). Government Coalitions in Western Democracies. New York; London: Longman Publishing Group, 1982, 384 p.

2. Groennings S., Kelley E.W., Leiserson M. (eds.). The Study of Coalition Behavior: Theoretical Perspectives and Cases From Four Continents. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1970, 489 r.

3. Andeweg R.W., De Winter L., Dumont P. (eds.), Puzzles of Government Formation: Coalition Theory and Deviant Cases. New York: Routledge Publications, 2011, 232 p.

4. Lenine E. Explaining Soalitions: A Taxonomy of Formal Models of Government Formation and Breakdown. Revista Española de Ciencia Política. Madrid, 2019, N 49, rr. 43–62.

5. Shmachkova T.V. Teorii koalitsij i stanovlenie rossijskoj mnogopartijnosti. Politicheskie issledovaniya, Moskva, 1996, № 5, ss. 28–52.

6. Amiantova I.S. Institutsional'no-tsennostnye osnovaniya koalitsionnoj politiki v sovremennykh gosudarstvakh. Predstavitel'naya vlast' – XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy, Moskva, 2010, № 7–8 (102–103), ss.65–70.

7. Belyaeva Yu.Yu. Osobennosti metodologicheskogo instrumentariya v issledovaniyakh politicheskikh koalitsij. Vlast', Moskva, 2011, № 11, ss.115–118.

8. Sidorov V.V. Dinamika koalitsionnykh pravitel'stv v parlamentskikh demokratiyakh. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2011, t. 153, № 1, ss. 191–198.

9. Klimovich S.A. V poiskakh edinoj teorii koalitsionnogo stroitel'stva. Politicheskaya nauka, Moskva, 2018, № 1, ss. 249–268.

10. Garrido A., Martinez M.A., Mora A. La “Geometria Variable”: los Gobiernos Minoritarios de España en Perspectiva Especial. Poltica y Sociedad, Madrid, 2020, N 57 (1), rr. 45–75.

11. Fernández-García B., Luengo O.G. Populist Contagion or Anti-Elitism in Opposition? PSOE’s Response to the Emergence of Podemos. Revista Española de Ciencia Política, Madrid, N 54, pp.13–37. DOI: https://doi.org/10.21308/recp.54.01

12. Shkurikhin I.A. Analiz deyatel'nosti ispanskogo pravitel'stva s tochki zreniya teorii soveschatel'noj demokratii. Aktual'nye problemy Evropy, Moskva, 2014, № 2, cc.114–129.

13. Villena Oliver A. Las Redes de Poder en España: Élites e Intereses Contra la Democracia. Barcelona: Editorial Roca, 2019, 291 p.

14. Villena-Oliver A., Aldeguer-Cerdá B. La importancia de los gobernantes invisibles en la democracia. Un estudio de la «estructura de poder latente» de dos Gobiernos en España (2004 y 2012), Revista Española de Ciencia Política, Madrid, 2017, N 45, rr.67–94.

15. Fernández-Llebrez F. Dr. Jeckyll y Mr. Hyde. Los Peligros de la Omnipotencia Política en la España de Hoy. Granada: Comares, 2020, 216 r.

16. Volkov M.S. Pravyaschaya ehlita Ispanii vtoroj poloviny KhKh v. M.: Russkij fond sodejstviya obrazovaniyu i nauke, 2019, 192 s.

17. Khenkin S.M. Perspektivy pravitel'stva Pedro Sanchesa v kontekste sotsial'no-politicheskoj situatsii v Ispanii. Iberoamerikanskie tetradi, Moskva, 2021, t. 9, № 3, ss.10–19.

18. Khenkin S.M. Ispaniya: Sovremennoe nestabil'noe obschestvo. M.: Aspekt Press, 2023, 383 s.

19. Yakovlev P.P. «Progressistskaya koalitsiya» v Ispanii: strategiya reform i vyzovy Covid-19. Koalitsionnye pravitel'stva v sovremennoj Evrope: shansy i riski. M.: Institut Evropy RAN, 2020, ss.51–59.

20. Vernikov V.L. Pervyj sotsial'no orientirovannyj byudzhet levoj koalitsii v Ispanii. [Vernikov V.L. Pervyij sotsial’no orientirovannyij byudzhet levoj koalitsii v Ispanii. [The first socially oriented budget of the left coalition in Spain]. Available at: https://www.insti-tuteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an230.pdf (accessed 30.07.2023) (In Russ.).

21. Kurakina-Damir A.A. Transformatsiya partijno-politicheskoj sistemy Ispanii v postkrizisnyj period (2014–2019). Latinskaya Amerika, Moskva, 2022, № 10, ss.64–80. DOI: 10:31857/S0044748Kh0022306-5

22. Kirsanova N.V. Itogi vseobschikh i avtonomnykh vyborov: prinuzhdenie k koalitsiyam? Ispaniya v novoj natsional'noj i mezhdunarodnoj real'nosti. M.: Institut Latinskoj Ameriki RAN, 2020, ss.72–77.

23. Filippova E.Yu. Faktory formirovaniya koalitsionnykh pravitel'stv regionalistskikh i obschenatsional'nykh politicheskikh partij v regionakh Ispanii. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, Moskva, 2021, t. 65, № 4, ss.71–79.

24. Ley Orgánica 6/2002, de 27 de Junio, de Partidos Políticos. Texto Sonsolidado. Última Modificación: 31 de Marzo de 2015. Available at: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2002-12756 (accessed 30.07.2023).

25. Ley Orgánica 5/1985, de 19 de Junio, del Régimen Electoral General. Available at: https://www.boe.es/buscar/pdf/1985/BOE-A-1985-11672-consolidado.pdf (accessed 30.07.2023).

26. Baranov A.V. Krizis partijnoj sistemy Ispanii v 2010-kh gg. i ego politicheskie posledstviya. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie, Krasnodar, 2017, № 4, ss.66–84.

27. Yakovlev P.P. Paradoksy ehlektoral'nogo protsessa. Ispaniya v novoj natsional'noj i mezhdunarodnoj real'nosti. M.: Institut Latinskoj Ameriki RAN, 2020, ss.23–27.

28. Barómetro de Diciembre 2022. Avance de Resultados. Estudio nº 3388. Diciembre 2022. Available at: https://www.cis.es/cis/opencms/ES/NoticiasNovedades/InfoCIS/2022/Docu-mentacion_3388.html (accessed 30.07.2023).

29. Kurakina-Damir A.A. Ehvolyutsiya Podemos. Ispaniya v novoj natsional'noj i mezhdunarodnoj real'nosti. M.: Institut Latinskoj Ameriki RAN, 2020, ss. 44–53.

30. Sánchez no Sonsigue la Mayoría Absoluta en la Primera Votación. Available at: https://www.eitb.eus/es/noticias/politica/detalle/6936696/investidura-sanchez-5-enero-2020-mayoria-absoltua-primera-votacion/ (accessed 30.07.2023).

31. Casqueiro J., Pérez F.J. Pedro Sánchez Logra la Investidura y Formará el Primer Gobierno de Soalición de la Democracia. Available at: https://elpais.com/politica/2020/01/07/ac-tualidad/1578382922_404144.html (accessed 30.07.2023).

32. Coalición Rrogresista. Un Nuevo Acuerdo Para España. Madrid, a 30 de Diciembre de 2019. Available at: https://www.psoe.es/media-content/2019/12/30122019-Coalición-progresista.pdf (accessed 30.07.2023).

33. Gobierno de la XIV Legislatura. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/go-bierno/gobiernosporlegislaturas/Paginas/xiv_legislatura.aspx (accessed 30.07.2023).

34. McMurtry A. Coalición de Gobierno en España, en Desacuerdo por Nueva Ley de Rentas. Available at: https://www.aa.com.tr/es/econom%C3%ADa/coalici%C3%B3n-de-gobierno-en-espa%C3%B1a-en-desacuerdo-por-nueva-ley-de-rentas/2181884 (accessed 30.07.2023).

35. El PSOE Asume que la Coalición Está Rota, Pero que Podemos “no Saldrá del Gobierno”. Available at: https://www.vozpopuli.com/espana/psoe-podemos-coalicion.html (accessed 30.07.2023).

36. Romero A., Muñoz M. PSOE y Unidas Podemos Tratan de Salvar la Soalición tras las Discrepancias por el Gasto Military. Available at: https://www.publico.es/politica/psoe-unidas-tratan-salvar-coalicion-gasto-militar.html#analytics-noticia:relacionada (accessed 30.07.2023).

37. La Mayoría Respalda la Monarquía Como Forma de Estado. Available at: https://www.abc.es/espana/abci-mayoria-respalda-monarquia-como-forma-estado202108160112_ noticia.html (accessed 30.07.2023).

38. Sánchez Garantiza a Podemos que Evitará el “Belicismo” Para Preservar la Soalición de Gobierno. Available at: https://www.vozpopuli.com/actualidad/sanchez-belicismo-ucrania.html (accessed 30.07.2023).

39. Regué J., Fischer A.R. Barómetro del GESOP. Un Tercio de los Españoles Apuestan por un Gobierno de Coalición PP–PSOE. Available at: https://www.epe.es/es/politi-ca/20220624/encuesta-elecciones-generales-pactos-13925133 (accessed 30.07.2023).

40. Romero A. Un Estudio de Podemos Indica que el 76% de los Votantes de UP Apoyan Hacer Públicas las Diferencias con el PSOE. Available at: https://www.publico.es/politica/estudio-indica-76-votantes-up-apoyan-publicas-diferencias-psoe.html#analytics-noticia:relacionada (accessed 30.07.2023).

41. Conservadores Españoles Rechazan Indulto a Líderes Catalanes. Available at: https://www.independentespanol.com/ap/conservadores-espaoles-rechazan-indulto-a-lderes-catalanes-conservadores-espaoles-rechazan-indulto-a-lderes-catalanes-b1865003.html (accessed 30.07.2023).

42. Gil A. El Gobierno de Coalición Progresista en España. Un Choque Diario de Pulsiones. Available at: https://www.rosalux.eu/es/article/2036.el-gobierno-de-coalici%C3%B3n-progresista-en-espa%C3%B1a.html (accessed 30.07.2023).

43. Ríos D., López Macías J. El Acuerdo Fiscal Despeja el Camino Para los Últimos Presupuestos de la Coalición PSOE-Unidas Podemos. Available at: https://www.20minutos.es/noticia/5065261/0/el-acuerdo-fiscal-despeja-el-camino-para-los-ulti-mos-presupuestos-de-la-coalicion-psoe-unidas-podemos/ (accessed 30.07.2023).

44. Cuépaula Chouza C.E. La Soalición no Logra Salir de su Peor Crisis a Poco Más de 100 Días de las Elecciones. Available at: https://elpais.com/espana/2023-02-12/la-coalicion-no-logra-salir-de-su-peor-crisis-a-poco-mas-de-100-dias-de-las-elecciones.html (accessed 30.07.2023).

45. 23J. Elecciones Generales 2023. Available at: https://elpais.com/espa-na/elecciones/generales/ (accessed 30.07.2023).

46. Espinosa de los Monteros M. Coalición Canaria Toma una Decisión Clave Para la Investidura de Feijóo. Available at: https://as.com/actualidad/politica/coalicion-canaria-toma-una-decision-clave-para-la-investidura-de-feijoo-n/ (accessed 07.08.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate