BRICS: экономический потенциал, Новый банк развития и цифровая валюта
BRICS: экономический потенциал, Новый банк развития и цифровая валюта
Аннотация
Код статьи
S0044748X0027613-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шакер Ирина Евгеньевна 
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Лукашенко Инна Владимировна
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
41-61
Аннотация

В статье рассмотрены основные направления финансовых инноваций BRICS, в частности, таких, как усиление роли банка этого межконтинентального объединения и перспективы создания собственной валюты. Приведены некоторые характеристики стран и индикаторы финансового сектора Латинской Америки. На основе статистического анализа авторы делают вывод об актуальности дальнейшего изучения латиноамериканского сектора в мировой экономике как потенциального полноценного участника и партнера BRICS. Отмечено также место Mercosur в региональном сотрудничестве и его роль для стран — членов BRICS в деле достижения целей устойчивого развития. Даны предложения по стратегии обеспечения лидерства финансовых решений через Новый банк развития (НБР) BRICS и цифровую валюту Центрального банка (Central Bank Digital Currency, CBDC). В статье также рассматриваются характерные особенности интеграции финансовых продуктов в цифровые интерфейсы НБР BRICS.

Ключевые слова
Латинская Америка, BRICS, Новый банк развития BRICS, валюта BRICS, институты развития, Mercosur, Бразилия, Аргентина, межрегиональное торговое сотрудничество, финансовые технологии, устойчивое развитие
Классификатор
Получено
08.06.2023
Дата публикации
03.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
363
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Уже само название альянса Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (Brazil, Russia, India China, South Africa, BRICS) нацеливает эти страны на формирование взаимовыгодных международных связей в рамках блока на основе долгосрочного равноправного сотрудничества. Перечисленные государства не относятся к так называемому золотому миллиарду, и тот факт, что они объединились, свидетельствует об их стремлении противодействовать доминированию развитых стран, выстраиванию справедливых торговых и иных взаимоотношений развивающихся и развитых экономик.
2 В данной статье мы рассмотрим возможные конкурентные преимущества BRICS и то, каким образом деятельность в рамках указанного объединения влияет на экономическое развитие стран — членов блока. Авторы выявляют наиболее интересные в свете достижения целей устойчивого развития инновационные финансовые продукты и платформы и анализируют, как влияет на развитие BRICS финансовый центр организации — Новый банк развития (НБР). Особое место в исследовании занимает анализ текущей роли Бразилии как члена альянса в рамках действующего латиноамериканского мандата.
3 Проблематика деятельности BRICS много раз освещалась в отечественной литературе. Следует выделить вклад в изучение этих вопросов таких ученых, как Д.И.Кондратов [1]; И.В.Попова и И.П.Никитина [2], в работах которых описываются проблемы интернализации валют и формирования финансовых ресурсов блока. Г.В.Кузнецова [3] рассмотривала макроэкономические параметры объединения. Н.М.Яковлева [4], П.П.Яковлев [5], а также В.Л.Хейфец в тандеме с бразильским исследователем Б.М.Жубра-ном [6], в своих работах изучали формы латиноамериканского и российского стратегического партнерства.
4 Предложенное в рамках данной статьи исследование отличается от предыдущих несколькими аспектами. Во-первых, оно проведено в значимый для BRICS период — перед августовским (2023 г.) XV саммитом, проходившим в Южно-Африканской Республике, на котором были подведены итоги деятельности за год после XIV саммита в Пекине, и оценивалась степень выполнения поставленных задач. Во-вторых, за период, прошедший со времени проведения саммита (24.06.2022 г.), были ужесточены санкции против России, введены в действие седьмой — одиннадцатый пакеты (в особенности стоит отметить установление с 5 декабря 2022 г. потолка цен на такой важный российский экспортный ресурс, как нефть). В-третьих, визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань 2 августа 2022 г., практически через месяц после пекинского саммита BRICS, ухудшил политические и экономические отношения США и Китая.
5 Если перечисленные внешние факторы привели к необходимости корректировки реального ВВП BRICS в худшую сторону, то четвертый фактор (стремительное технологическое развитие и подготовительные периоды внедрения его достижений в различные сферы экономики, в особенности в финансовую), напротив, позволяет странам альянса перейти к практическому использованию цифровых платформ и инструментов для устойчивого роста и развития, опираясь на собственные ресурсы. Разрабатывается и начинает реализовываться программа вовлечения государств — членов BRICS в практику внедрения цифровых технологий в финансовую сферу альянса; создается так называемый оцифрованный финансовый контур. Последний позволит сократить цифровое неравенство развивающихся стран и их объединений, в данном случае на примере BRICS создать свою цифровую экосистему и присоединиться к уже существующим. В качестве метода исследования в данной статье был выбран сравнительный контент-анализ в виде таблиц и графиков.
6

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ АССОЦИАЦИЯ BRICS И УРОВЕНЬ ЕЕ ОТКРЫТОСТИ

7 BRICS — это динамично развивающаяся неформальная межгосударственная ассоциация, позиционирующая себя не как закрытый клуб, а как союз равноправных государств, открытых для приема новых членов. По оценке замминистра иностранных дел Российской Федерации Сергея Рябкова, играющего роль шерпы1 нашей страны в BRICS, единственным критерием, исключающим членство в организации, может быть политика поддержки односторонних санкций против участников блока [7].
1. Шерпа в дипломатии — официальный представитель страны в международной организации.
8 Несмотря на открытость BRICS, присоединение новых членов не является неконтролируемым [8]. За последовательность и четкость этого процесса, в первую очередь, выступала Индия, аргументируя свою позицию опасениями по поводу возможного размывания влияния отдельных стран в рамках блока. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар довольно точно обозначил проблемы, связанные с потенциальным расширением BRICS. По его оценке, для того чтобы расширение сотрудничества не пришло в противоречие с его углублением, необходимо четко сформулировать принципы, стандарты, критерии и процедуры вступления, функционирования и координации сотрудничества в рамках BRICS [8]. С другой стороны, подобные подходы не должны излишне затягивать процесс присоединения новых государств. Важно сохранить правильный баланс между перечнем формальных процедур и степенью стремления той или иной страны присоединиться к альянсу. Вступая в BRICS, те или иные государства решают собственные проблемы и преследуют свои интересы, но при этом расширение объединения усиливает его позиции, влияние в мировом сообществе в связи с увеличением экономического потенциала и численности населения вовлеченных в него стран. В этом случае роль Бразилии как члена альянса, представляющего в нем Латинскую Америку, крайне важна. Бразилия — крупнейшая по численности населения в регионе и шестая по этому показателю среди стран мира. Кроме того, существенную роль играет ее положение в региональных и субрегиональных организациях [6].
9

Тем не менее процесс присоединения к BRICS разных стран идет. На прошедшем летом 2023 г. саммите лидеров стран — членов организации в Йоханнесбурге после утверждения порядка ее расширения было одобрено решение принять в объединение Аргентину, Эфиопию, Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Иран. Официальное вступление этих государств назначено на январь 2024 г. [9]. В случае с Аргентиной, вторым после Бразилии представителем Латинской Америки в блоке, не все так однозначно. Предстоящие в октябре выборы президента Аргентины могут нарушить планы присоединения страны к BRICS в случае победы Хавьера Милея, лидирующего на предварительных выборах и выдвинувшего программу долларизации экономики и упразднения Центрального банка страны [10].

10 Сближение государств Латинской Америки и BRICS осуществляется по разным направлениям. Так, Аргентина ведет переговоры о присоединении к НБР. При этом и Бразилия, и Аргентина уже начали использовать юань в международных расчетах с Китаем, торговля с ним расширяется, и ее объем последовательно растет [4; 6]. Динамика объема торговли с другими государствами альянса тоже положительная, хотя она и значительно меньше, что показано на рис.1 и рис. 2.
11 Рис. 1. Общий объем торговли между Бразилией и другими странами BRICS (млрд долл.)
12

13

Источник: Построено авторами на основе статистических данных [11].

14 Из 19 стран, заявивших перед саммитом BRICS в Йоханнесбурге о возможности присоединения к блоку, четыре представляют Латинскую Америку — Аргентина, Куба, Боливия, Венесуэла. Уругвай наряду с Египтом, Бангладеш и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЕ) уже добился приема в члены НБР [12; 13].
15 Декларация о создании НБР (со штаб-квартирой в Шанхае) была подписана в ходе шестого саммита стран BRICS, состоявшегося в Бразилии, в г. Форталеза 15-17 июня 2014 г. [9]. С июля 2020 г. его руководителем был Маркус Прадо Троихо — бывший заместитель министра экономики и секретарь по вопросам внешней торговли и международным делам Бразилии. В конце марта 2023 г. Советом управляющих НБР новым президентом высшего финансового института BRICS была избрана Дилма Руссефф, занимавшая пост президента Бразилии с 2011 по 2016 г. Ее кандидатуру выдвинула Бразилия, пользуясь мандатом, который действителен до начала июля 2025 г.
16

Рис. 2. Общий объем торговли между Аргентиной и BRICS (млрд долл.)

17

18 Источник: Построено авторами на основе статистических данных [11].
19 В целом же председательство представителя Бразилии в НБР (2020—2025 гг.)2 практически совпадает с периодом разработки и внедрения второй по счету общей стратегии банка (2022—2026 гг.). В это же время портфель принятых к рассмотрению и одобренных НБР международных проектов расширился с 911 млн долл. до 32,8 млрд долл. (общий объем валютных резервов BRICS в НБР составляет 100 млрд долл. [14]). Совокупная доля стран — членов BRICS в капитале по принятым документам не должна опускаться ниже 55%; планка участия нового акционера не может превышать 7% [15].
2. Президент НБР избирается Советом управляющих банка по представлению одного из государств-учредителей в порядке ротации сроком на пять лет. Маркус Троихо занял эту должность в 2020 г. После победы на президентских выборах Луиса Инасиу Лулы да Силвы М.Троихо как ставленнику Болсонару было предложено подать в отставку.
20 Отличительной особенностью НБР BRICS является то, что его основной капитал состоит из пяти равных долей (по количеству членов-участников); кроме того, одобрено соглашение о равных правах при голосовании и принятии решений для каждого из членов BRICS вне зависимости от размера ВВП, территории и населения страны. Первый пакет проектов кредитного портфеля НБР был сформирован по такому же принципу сроком от 12 до 20 лет. Для Бразилии это был проект по созданию 600 МВт мощностей возобновляемой энергии и строительства линий электропередач.
21

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН G7 И BRICS

22 Население государств, входящих в BRICS, составляет 43% от мирового, совокупный объем их внутреннего валового продукта — 31,5% мирового ВВП [14; 15]. Суммарно пять стран BRICS по чистому экспорту являются мировым донором с совокупной величиной 1010 млрд долл. по состоянию на 2022 г., в то время как пять из семи государств G7 являлись на тот же год реципиентами, что показано в таблице 1. Агрегированные цифры по величине чистого экспорта страновых объединений за 2022 г. показаны в таблице 2.
23 Т а б л и ц а 1
24 Чистый экспорт по странам G7, государствам BRICS и четырем странам Латинской Америки (млрд долл., 2022 г.)
25
Страны G7 Чистый экспорт Страны BRICS и Латинской Америки, кандидаты на вступление в блок Чистый экспорт
Великобритания -352,5 Бразилия 88,2
    Россия 396,5
Германия 81,7 Индия -274
Италия -16,3 Китай 745,2
Канада 22,1 ЮАР 54,3
Франция -154,4 Аргентина 12,7
Япония -89 Куба -3
США -115,3 Боливия 1,7
Венесуэла 8,6*

* Данные Центрального банка Венесуэлы 2018 г.

Источник: Составлено авторами на основе статистических данных [11].

26 Т а б л и ц а 2
27

Чистый экспорт по межстрановым объединениям (млрд долл.)

28
Межстрановое объединение Агрегированный чистый экспорт
G7 -1743,2
BRICS 1010
BRICS в совокупности с Аргентиной, Кубой и Боливией 1021,6

Источник: Составлено авторами на основе статистических данных [11].

29

Судя по технологическим показателям, членам BRICS есть, куда стремиться: при сравнении динамики индекса развития информационных технологий MSCI*3 за период с 2013 по 2023 г. видно, что развивающиеся государства, включая страны блока, отстают от США, но по темпам развития указанных технологий опережают остальной мир (рис. 3). Так, значение мирового индекса за исследуемый период выросло в 5,3 раза, совокупного индекса развивающихся стран — в 3 раза, китайского — в 3,1 раза, а индекс всех стран, исключая США, — в 2,5 раза. Расчетный показатель по США вырос в 5,9 раза.

3. Индексы MSCI (Morgan Stanley Capital International) являются одними из самых важных финансовых индикаторов в мире. Они делятся на подкатегории и отражают экономическое состояние государств, секторов экономики и компаний. За 100 (%) принят показатель количества публичных компаний отрасли (в данном случае информационных технологий) на дату 31.12.1998 г.
30

Рис. 3. Индексы информационных технологий MSCI: всемирный, общий для развивающихся стран, китайский и всех государств, исключая США

31

32 Источник: построен авторами на основе данных [17].
33 Представители BRICS говорят о возможности перехода на следующую ступень ассоциации — создание валютного союза [18]. В истории экономических блоков и подходов к валютным объединениям уже были примеры использования либо многонациональной валюты, либо доминирующей национальной валюты (евро для стран еврозоны, переводной рубль для стран — членов Совета экономической взаимопомощи). На сегодняшний день в процессе создания валютного союза можно выделить несколько наиболее перспективных путей. Первый — это создание единой валюты или корзины валют с фондом активов, которые могут быть размещены в НБР. Но задача банка — финансирование перспективных проектов развития стран BRICS, следовательно, для ее решения НБР должен расширить функционал для возможности валютной эмиссии. Второй вариант — создание некого финансового института, наделенного полномочиями хранения заранее определенного объема активов. Такой подход позволяет выпускать союзную валюту. Гипотетически возможен путь использования национальной валюты одной из стран блока. Но такое решение возможно только при согласии остальных членов организации. Этот вариант представляется маловероятным, поскольку доминирование одной валюты в блоке чревато нарушением принципа равного представительства сторон, что противоречит целям BRICS. С другой стороны, уровень ликвидности валют стран — участниц блока разный. Так, индийская валюта низкоконвертируема и мало обращается за рубежом. Подобное положение во многом объясняется отрицательным сальдо внешнеторгового баланса Индии (показано в таблице 1).
34 Длительный процесс европейской валютной интеграции показал всю сложность процедуры создания единой валюты. Поэтому мы считаем, что поэтапное валютное сближение является более продуктивным. Первым этапом станет разработка и введение аналога товарного клиринга, для этого предварительно требуется создание соответствующей клиринговой инфраструктуры BRICS.
35 Другой подход, который рассматривался на встрече министров иностранных дел стран BRICS в Кейптауне, предполагает введение единой цифровой валюты. Три государства альянса — Китай, Россия, Индия — переходят на реализацию национальных пилотных проектов цифровых валют центральных банков [19; 20]. Д.Руссефф, возглавляющая НБР, подтверждает слова президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2001—2011; 2023 — н/в) о необходимости активизации процесса перехода с доллара на национальные валюты в расчетах внутри объединения. Более того, с самого начала своей деятельности в роли главы НБР Руссефф поставила цель осуществить переход к использованию национальных валют в расчетах между членами BRICS. Подобный переход хорошо согласуется с новой экономической политикой самой Бразилии не только как участника BRICS, но и как члена Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur) [5]. В Йоханнесбургской декларации XV саммита BRICS говорится: «Мы подчеркиваем важность поощрения использования национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами BRICS, а также их торговыми партнерами. Мы также призываем укреплять корреспондентские банковские сети между государствами BRICS и обеспечивать возможность расчетов в местных валютах» [10]. В этой же декларации лидеры стран объединения говорили о необходимости пересмотра квот Международного валютного фонда (МВФ) для должного отражения растущей роли BRICS в мировой экономике. Там же было дано поручение министрам финансов/управляющим центральными банками стран блока рассмотреть вопрос об использовании национальных валют, платежных инструментов и платформ до следующего форума лидеров членов BRICS, который состоится уже в расширенном составе.
36 Первоначально расчетной валютой НБР BRICS был доллар, что послужило одним из факторов давления на банк во время введения антироссийских санкций и стало причиной заморозки финансирования проектов на территории России. Тренд на дедолларизацию в международных расчетах BRICS обусловлен несоответствием возрастающего вклада стран блока в мировое производство и международную торговлю с оборотом мирового валютного рынка. Так, в 2019 г. при доле 34,6% глобального ВВП совокупная доля валют BRICS в общем валютном обороте составляла 9,3% [1]. На мировом уровне указанный процесс замещения доллара выразился в ощутимом снижении доли ведущей валюты в международных резервах (см. рисунок 4).
37

Рис. 4. Международные резервы в долларах в процентах от общей суммы размещенных мировых золотовалютных резервов

38

39 Источник: составлено авторами на основе статистики [7].
40 В случае валютной цифровизации BRICS выгодоприобретателями будут страны, обладающие значительными запасами относительно дешевой электроэнергии, поскольку цифровая генерация требует существенных энергетических затрат.
41

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА BRICS

42 Сравнительный анализ экономического потенциала BRICS и G7 в 2015 и в 2022 гг. дает основание полагать, что BRICS лидирует по основным показателям (таблица 3).
43 Т а б л и ц а 3
44

Сравнение потенциала G7 и BRICS в 2015 и 2022 гг.

 

45
Показатели G7 BRICS
  2015 г. 2022 г. 2015 г. 2022 г.
Население 10% 10,1% 42% 45,0%
Доля мирового ВВП 46% 30,7% 27% 31,5%
Средний темп роста экономики 1,5% 4,2% 3,4% 2,8%
Доля в промышленном производстве 35% 30,5% 36% 38,3%
Средняя инфляция 1,5% 7,9% 6,5% 6,9%
Внешний долг 65% 66,7% 3% 4,8%
Золотовалютные резервы 26,5% 28,7% 66,4% 60%

 

46 Источник: [18].
47 Пятерка стран — членов BRICS к 2023 г. обеспечивает 31,5% мирового ВВП, в то время как доля G7 упала до 30%. Исследователи ожидают, что к 2030 г. BRICS будет обеспечивать более 50% мирового ВВП, а предлагаемое расширение организации почти наверняка ускорит этот процесс [3] (таблицы 3, 4).
48 Т а б л и ц а 4
49 Прогноз годового роста реального ВВП стран членов
50 BRICS и всего блока (в %)
51
2023 г. 2024 г. 2025 г.
BRICS 4,5 4,4 4,4
Китай 5,2 5 5
Бразилия 2,3 1,4 1,9
Индия н/д 6,3 6,3
Россия -1,2 0,9 1
ЮАР 0,2 1,9 2,3
___________
52 Источник: составлено авторами по данным [21].
53 Согласно расчетам экспертов МВФ, половина роста мирового ВВП за следующие пять лет, с 2023 по 2028 г., придется на Китай (22,6%), Индию (12,9%), США (11,3%), Индонезию (2,6%) [22].
54 Как отмечает китайский портал Silk Road Briefing, все идет к тому, что BRICS будет более решительно настаивать на реформах многочисленных глобальных институтов, в которых, по мнению членов BRICS, они недостаточно представлены. К ним относятся Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк (ВБ), МВФ, Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Таким образом, есть все основания для конвергенции экономического потенциала стран — членов BRICS и создания уникальной финансово-валютной системы этой организации.
55 Новый банк развития BRICS создан для содействия финансированию проектов по развитию инфраструктуры и инклюзивному устойчивому развитию [23; 24] в странах с развивающейся экономикой как дополнительная площадка к ВБ и МВФ по процентной политике в соответствии с высоким кредитным рейтингом НБР*4 [5]. Его деятельность дополняет усилия многосторонних и региональных финансовых институтов по достижению глобального роста и развития с опорой на внутренние ресурсы стран-акционеров. В рамках устойчивого развития необходимо разработать и начать реализовывать комплексную программу массового вовлечения государств— членов BRICS в оцифрованный финансовый контур, сократить нарастающее цифровое неравенство, присоединившись к существующим цифровым экосистемам. НБР открыт к вступлению в состав акционеров банка новых членов, разделяющих повестку развития и сотрудничества со всеми международными организациями. Банк BRICS установил партнерские отношения с такими институтами, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB), Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, ЕBRD), Европейский инвестиционный банк (European Invest-ment Bank, EIB), группа Всемирного банка (World Bank Group, WBG).
4. Кредитный рейтинг НБР BRICS составляет ААА, по данным двух китайских рейтинговых агентств, и АА, прогноз Стабильный, по данным Fitch и S&P. Финансирование проектов оценивается более чем в 10 млрд долл., среди которых: проект развития инфраструктуры экотуризма в индийском штате Мегхалая, инвестиционная программа SABESP, проект устойчивого финансирования Banco do Brasil и другие. 29 мая 2023 г. НБР успешно выпустил облигации на сумму 8,5 млрд юаней на китайском межбанковском рынке облигаций в рамках своей стратегии по диверсификации присутствия НБР на рынках капитала и мобилизации ресурсов для финансирования проектов устойчивого развития. НБР установил новую эталонную транзакцию с облигациями Panda на китайском межбанковском рынке облигаций, которая превышает объем предыдущего выпуска облигаций Panda на сумму 7 млрд юаней. Сделка вызвала высокий спрос со стороны сообщества местных и зарубежных инвесторов.
56

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ФИНАНСОВЫХ ПЛАТФОРМЕННЫХ РЕШЕНИЙ НБР BRICS ЧЕРЕЗ ЦИФРОВУЮ ВАЛЮТУ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА (ЦВЦБ/CBDС)

57 Президент Бразилии Лула да Силва заявил о необходимости отказаться от использования доллара в расчетах между странами BRICS и в международной торговле в целом. В отдаленной перспективе отмена доллара как валюты торговых расчетов и как резервной валюты разных государств будет означать крах американоцентричной системы мира, в которой США используют доллар как инструмент управления всеми мировыми денежными потоками. При изменении нынешней роли доллара автоматически рушится гегемония США даже при наличии у них мощной военной силы [25].
58 Развитие ряда технологий показывает сонаправленный рост их значимости в российском и мировом рейтингах. В первую очередь это — национальные цифровые валюты: направление разработки и внедрения новых платежных инструментов, на котором сфокусированы усилия государственных институтов и центральных банков [26] (рис. 5).
59

Рис. 5. Инфраструктура цифрового финансового рынка*

* Цифровизация финансового рынка осуществляется путем внедрения цифровых технологий: финансовые технологии (Financial Technologies, FinTech, "финтех"); регулятивные технологии (Regulatory Technologies, RegTech, "регтех").
60

61 Источник: [2].
62 Под инфраструктурой финансового рынка понимается «совокупность организаций, обслуживающих сделки с финансовыми активами, осуществляющих контроль и расчеты, учет и переход прав на финансовые активы, и помимо этого выполняющих хранение, агрегирование и предоставление данных и информации, необходимых для поддержания высокого уровня эффективности финансового рынка» [2]. Цифровая валюта НБР BRICS (Central Bank Digital Currency, CBDC) разрабатывается для использования в рамках цифровой инфраструктуры финансового рынка (ЦИФР) [27].
63 Ключевыми характеристиками CBDC являются следующие [28]:
64 CBDC представляет собой цифровой аналог физических наличных денег, который обладает теми же платежными функциями: мгновенность, бесплатность, выражение единиц стоимости, с правовой окончательностью перевода «ощутимой ценности» (tangible value) между любыми двумя сторонами; в любое время, в любом месте и без цензуры;
65 CBDC расширяет возможности наличных денег с полной функциональностью Интернета и без него.
66 Это создает основу для цифровой трансформации и совместимости экономик, финансовых рынков и инвестиционной практики стран — членов BRICS и других дружественных государств. Отсутствие временных и географических барьеров улучшит экономическое положение членов организации и в случае необходимости позволяет следующее: обеспечить ликвидность через цифровую национальную валюту в качестве законного средства платежа; эмитировать специальные варианты цифровой национальной валюты для финансирования крупных международных проектов с законной возможностью отслеживания ее использования (для снижения уровня коррупции); оживить местную экономику с помощью местной цифровой валюты; создать возможность трансграничных платежей в национальных валютах через наднациональную цифровую валюту на основе золота [28].
67 Возможны три формы или сценария функционирования CBDС, которые представлены на рис. 6. Прямая форма функционирования CBDС: Центральный банк (ЦБ) открывает клиентам электронные кошельки для цифровой валюты и осуществляет расчеты по ним без участия банков. Гибридная форма: ЦБ открывает клиентам электронные кошельки по запросам коммерческих банков, которые осуществляют расчеты по ним. Непрямая форма функционирования: ЦБ открывает электронные кошельки банкам, которые в свою очередь открывают электронные кошельки клиентам и осуществляют расчеты.
68 Рис. 6. Три формы функционирования цифровой валюты Центрального банка (ЦВЦБ) между предприятиями торговли и клиентами
69

70 Источник: Построено авторами на основе [29].
71 В случае трансграничных платежей, на наш взгляд, более вероятным сценарием является установление двухконтурной (эмиссионной и инвестиционной) валютно-финансовой системы [30] с использованием во внешнем контуре CBDС с опорой на золото [31] как на резервный денежный актив стран-членов, партнеров BRICS и НРБ BRICS, т.е. создание золотой оси этой организации, страны которой обладают извлекаемыми запасами золота в объеме 60% его мировых запасов (таблицы 5 и 6).
72 Т а б л и ц а 5
73 Запасы золота в недрах стран BRICS (в тоннах)
74
Бразилия 2400
Россия 5300
Индия 3600
Китай 12 000
ЮАР 6000
БРИКС 29 300
Мир 50 000*
________
75 * Во всем мире разведанными считаются запасы в объеме около 50 тыс. т золота.
76 Источник: Составлено авторами по данным [31].
77 Т а б л и ц а 6
78 Объем золотых запасов стран и организаций (в тоннах)
Бразилия 130
Россия 2295
Индия 711
Китай 1950
ЮАР 125
BRICS 5211
США 8133
Германия 3362
Италия 2450
Франция 2400
Швейцария 1000
Япония 846
МВФ 2800
_______
79 Источник: Составлено авторами по данным [31].
80 Директор по научной работе Национального комитета по исследованию BRICS Ирина Ярыгина отметила актуальность разработки механизма обеспечения золотом коллективной валюты BRICS [32]. Наряду с золотом, дуальными товарами (т.е. способными выполнять и товарные, и денежные функции), обеспечивающими систему расчетов стран, входящих в BRICS, могут стать редкоземельные металлы, нефть и т. д. [31].
81 В целом в финансовом мире рассматривается процесс ремонетизации золота. Базельский стандарт достаточности собственного капитала (Базель-III), вступивший в силу 29 марта 2019 г., усиливает роль золота как резервного денежного актива в мировой валютной системе [33]. Если предыдущий стандарт позволял банкам учитывать золото в своем капитале по стоимости, равной 50% от рыночной, то отныне банки могут учитывать золото по 100% стоимости. Фактически золото в своем денежном статусе уравнивалось с двумя другими высшими категориями банковского капитала — наличными (безналичными) деньгами и казначейскими бумагами с наивысшим инвестиционным рейтингом, и банки могут уже шире использовать золото для покрытия своих обязательств.
82

ИНТЕГРАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТОВ В ЦИФРОВЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ НБР BRICS

83 Поскольку научно-технический прогресс и сопутствующие технологические процессы развиваются беспрецедентными темпами, необходимо понимать связанные с ними проблемы и возможности для глобальных экономических связей. Одним из наиболее важных аспектов является осознание того, что мир вступает в цифровую эпоху, глобальные связи и экономические ландшафты меняются. Благодаря снижению транзакционных издержек, улучшению информационных потоков и увеличению масштабов бизнеса цифровизация расширяет связи между странами и секторами экономики, укрепляет глобальные цепочки поставок и стимулирует межкультурный обмен знаниями для внедрения инноваций в глобальном финансовом мире [34]. Цифровизация также меняет международную торговлю, причем как товарную, так и торговлю услугами. Тенденции цифровизации требуют усиленной мобилизации ресурсов в таких сферах, как капитал (привлечение дополнительных финансовых ресурсов), инвестиции в инфраструктуру для торговли, инновации, передача технологий, координация политики и практические подходы к преодолению цифрового разрыва между странами. С учетом данных обстоятельств созданный странами BRICS НБР должен расширять сферы деятельности и укреплять свою роль, создавая отраслевую финансовую цифровую платформу для сотрудничества.
84 Основными целями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»5 являются разработка и реализация комплекса
5. В рамках реализации Указов Президента от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, правительство сформировало национальную программу, утвержденную протоколом заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
85 мер по созданию цифровых платформ и стимулированию их развития [35]. Они включают правовые, технические, организационные и финансовые преобразования для развития цифровой экономики и ее интеграции в цифровое пространство государств — членов BRICS и НБР. Цифровая платформа как катализатор экономического роста (на наиболее успешных мировых примерах Uber, Airbnb, Amazon, CAINIAO, SmartCAT и др.) приводит к существенному сокращению трансакционных издержек, ускорению операционных циклов, задает новые профессиональные стандарты, развивает конкуренцию и формирует динамические рейтинги участников финансово-технической индустрии [36]. При этом финансовые институты существенно трансформируются, изменяя бизнес-модели, лидеров, продукты и услуги.
86 На определенной ступени развития цифровой экономики России (третий этап на рис. 7) предполагаются интеграция платформенных решений и экосистем в цифровое пространство дружественных стран и расширение цифрового финансового контура финансово-кредитных институтов, что органично встраивается в планы развития партнерских отношений в BRICS и НБР.
87 Рис. 7. Этапы формирования цифровой экономики России
88

89 __________
90 Источник: [36].
91 Для решения указанной выше задачи, на наш взгляд, необходимо в рамках третьего этапа оценить состояние и перспективы рынка информационных технологий для осуществления «импортозамещения» с целью противодействия внешним санкциям, которые следует рассматривать концептуально как повод для достижения «технологического суверенитета» [36], в том числе и путем создания программного обеспечения с открытым кодом6 при взаимодействии BRICS с дружественными странами в области информационных технологий и информационной безопасности в рамках взаимовыгодного сотрудничества [37].
6. Программное обеспечение с открытым кодом (Open Source) — программное обеспечение со свободным доступом к исходному коду, который каждый может изучить, изменить и улучшить.
92 Партнеры BRICS могли бы использовать доступные на рынке азиатские программные продукты. Речь может идти о развивающихся B2B-системах7, таких, как e-сommerce, учитывая, что встроенное финансирование8 востребовано во всем мире. Китайские, индийские, российские производители программного обеспечения активно заявляют о желании сотрудничества в данной области [38].
7. B2B (бизнес для бизнеса) — модель взаимодействия, при которой продавцом и покупателем являются предприниматели или компании.

8. Встроенное финансирование (embedded finance) — это финансовая технология, входящая в функционал какого-либо нефинансового цифрового сервиса.
93 Имея большой и успешный опыт взаимовыгодной торговли с Китаем9, Бразилия предпринимает шаги для перехода на китайскую межбанковскую платежную систему (China Interbank Payments System, CIPS), на расчеты в юанях. Подобная тенденция вполне объяснима, поскольку Бразилия является крупным международным поставщиком кукурузы и сои и планирует наращивать объемы межстрановых расчетов с Китаем. Россия тоже имеет успешный опыт банковских переводов с использованием этой китайской платежной системы.
9. Китай возглавляет список торговых партнеров Бразилии с 2009 г. В 2022 г. торговый оборот между этими странами составил 150,5 млрд долл. [7].
94 Интенсивно развивается «платформизация» — перевод финансовых технологий на комплексные экосистемные решения, позволяющие упростить, ускорить и удешевить доступ потребителей к товарам и услугам. Речь идет о новых системах электронных платежей, где используются цифровые валюты центральных банков, финансировании с применением платформ краудфандинга, наконец, о растущих объемах электронной коммерции.
95 Исследование, проведенное авторами данной статьи, показало важную роль BRICS и рост влияния альянса в мировом сообществе. Вовлечение в поле деятельности организации стран Латинской Америки усилит ее позиции и возможности как в Западном полушарии, так и в странах Глобального Юга10.
10. Географически Глобальный Юг — это регионы Юго-Восточной Азии, Африки и Океании, страны с динамично развивающимися рынками.
96 В контексте сказанного имеет смысл подчеркнуть роль Бразилии на текущем этапе развития BRICS. Влияние этой страны усилилось в связи с назначением Д.Руссефф главой НБР BRICS, проводящего политику полицентричности в геополитической и финансовой архитектуре мира.
97 Проведенный сравнительный анализ экономического потенциала стран G7 и BRICS позволил вычленить конкурентные преимущества BRICS, предопределяющие последовательный переход к дедолларизации в валютных операциях между странами, входящими в ассоциацию, с учетом уровня внутриблокового товарообмена и желания развивающихся государств отойти от моноцентричной формы функционирования финансового капитала.
98 Новый банк развития играет роль финансового локомотива развития стран — членов BRICS и является «центром притяжения» указанных выше государств, заинтересованных в более тесном сотрудничестве с этой организацией, разделяющих взгляды ее членов на финансово-экономические принципы мироустройства.
99 По мнению авторов данной статьи, основным направлением дальнейшей деятельности НБР BRICS будет обеспечение устойчивого развития всего межгосударственного объединения. В этих целях НБР готов создавать новые модели и инструменты финансирования для удовлетворения разнообразных потребностей стран — членов BRICS; поддерживать их инициативы, согласовывать свои стратегии; стимулировать интеграционные процессы государств, близких по основным критериям, для достижения экономического, политического, технологического и культурного суверенитета BRICS.
100 На данном этапе также важно развивать цифровые платформы, в том числе обеспечивать правовые, технические, организационные и финансовые условия развития цифрового пространства стран — членов BRICS. Как нам представляется, для дальнейшего сотрудничества в сфере расчетов и трансграничных платежей НБР необходимо сформировать двухконтурную валютно-финансовую систему с использованием во внешнем контуре CBDС с опорой на монетарное золото, т.е. создать золотую ось BRICS.

Библиография

1. Кондратов Д.И. Интернационализация валют в странах БРИКС. Вестник Российской Академии наук, М., 2021, т. 91, № 2, сc. 127–141. DOI: 10.31857/S0869587321020031]

2. Попова И.В., Никитина И.П. Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов в банках стран БРИКС. Банковские услуги. М., 2018, № 7, cc.2–9.

3. Кузнецова Г.В. Мировая экономика в 2021 году в зеркале оценок международных организаций. Финансы, деньги, инвестиции. M., 2021, № 4, cc. 3–9.

4. Яковлева Н. М. Россия – Аргентина: параметры стратегического партнерства. Вестник РУДН, серия Международные отношения. M., 2015 Т.15, №4, cс. 76–84.

5. Яковлев П. П. Модель “Nearshoring” – концепция новой экономики Латинской Америки. Мировая экономика и международные отношения. M., 2023, Т. 67, № 2, cc. 93–103. DOI 10.20542/0131-2227-2023-67-2-93-103

6. Jeifets V., Jubran B. M. The rise and fall of a strategic partnership: Brazilian-Russian relations within the BRICS framework. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2020, vol. 13, issue 3, pp. 310–325. Available at: https://doi.org/10.21638/spbu06.2020.302 (accessed 08.12.2022).

7. Информационно-аналитическое агентство Интерфакс. Available at: https://www.interfax.ru/world/904282 (accessed 02.06.2023).

8. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индии С.Джайшанкаром в Кейптауне. МИД РФ. Available at: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1873516/ (accessed 04.06.2023).

9. XV саммит БРИКС. Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности ЮАР 23.08.2023. Пресс-служба администрации Президента Российской Федерации. XV sammit BRIKS. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/72103 (accessed 09.09.2023).

10. Milei leads polls in Argentina election after primary shock. 08.09.2023. Reuters. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/milei-leads-polls-argentina-election-after-primary-shock-2023-09-08/ (accessed 09.09.2023).

11. International Monetary Fund. Statistics. Available at: https://www.imf.org/en/Home (accessed 02.06.2023).

12. Чирков М., Казелько А. Новый банк развития БРИКС: Второй Бреттон-Вудс или альтернативная концепция с собственным будущим? Национальный комитет по исследованию БРИКС. Россия. Available at: https://www.nkibrics.ru/posts/show/ 631a14c862726938c1080000 (accessed 02.06.2023).

13. BRICS Considering Large Expansion as Emerging Economies Rally to Join Group. BRICS information portal. Available at: http://infobrics.org/news/politicalcooperation/ (accessed 20.06.2023).

14. World bank. Available at: https://data.worldbank.org/ (accessed 01.06.2023).

15. Новый банк развития БРИКС: итоги первого года работы. Панорама БРИКС. [Novyj bank razvitiya BRIKS: itogi pervogo goda raboty. Available at: https://nkibrics.ru/posts/show/57fb51db6272692c3d0b0000 (accessed 02.06.2023).

16. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской стратегии развития в условиях нестабильности глобальной экономики. Латинская Америка, M., 2020, № 1, сс. 33-44. Latinskaja Amerika, Moscow, 2020, N 1, pp. 33-44. DOI: 10/31857/S0044748X0007757-1] (In Russ.).

17. Morgan Stanley Capital International. Available at: https://www.msci.com/ (accessed 02.06.2023).

18. Chaudhury D.R. BRICS explores creating new reserve currency. The Economic Times. 03.10.2022. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/brics-explores-creating-new-reserve-currency/articleshow/94628034.cms (accessed 10.06.2023).

19. Цифровой рубль. Банк России. Available at: https://www.cbr.ru/fintech/dr (accessed 01.06.2023).

20. Крылова Л. В., Лукашенко И. В. Криптовалюты vs цифровые валюты центральных банков: роль финансовой грамотности населения. Финансы: теория и практика. M., 2022; 26(5), cc. 220-232. DOI: 10.26794/2587-56712021-26-5-220-232

21. Fitch Solutions. Available at: https://www.fitchsolutions.com/ (accessed 10.06.2023).

22. World economic outlook shows economies facing high uncertainty. International monetary fund. Available at: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2023/04/19/world-economic-outlook-shows-economies-facing-high-uncertainty (accessed 10.06.2023).

23. Задачи, цели и значение Нового банка развития. TV BRICS Международная сеть. Available at: https://tvbrics.com/news/zadachi-tseli-i-znachenie-novogo-banka-razvitiya-nbr-brics (accessed 04.06.2023).

24. Шакер И.Е. Концепт "финансовая инклюзивность": инструментальный анализ в парадигме устойчивого развития. Банковские услуги. M., 2022, № 6, cc. 29–34.

25. Волконский В.А. Логика противостояния цивилизационных полюсов. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. M., 2023, Т. 16, № 1, cc. 35–54. DOI: 10.15838/esc.2023.1.85.2

26. Зеленева Е.С. Оценка характеристик, сфер и границ применения цифровых инноваций в финансовом секторе. Финансы: теория и практика. M., 2023, 27(2), cc. 76-86. DOI: 10.26794/2587–5671-2023-27-2-76-86

27. Ибасов, И. В. Финансовый рынок в цифровую эпоху. Специальный выпуск журнала «Депозитариум» Диджитализация 2.0. M., 2017, №2 (147). Available at: http://www.mir-kin.ru/docs/depositarium/2017/all_02_17.pdf (accessed 27.05.2023).

28. Digital bank BRICS. Available at: https://digitalbankbrics.com/index.php/ru/sozdanie-cbdc (accessed 25.05.2023).

29. Способы использования коммерческой эталонной реализации CBDC. Digital Bank BRICS. Available at: https://digitalbankbrics.com/index.php/ru/home-ru/home-default/sozdanie-cbdc (accessed 25.05.2023).

30. Рябухин С. Н., Минченков М. А., Водянова В. В., Заплетин М. П. Двухконтурная валютно-финансовая система как инструмент развития национальной экономики Российской Федерации и обеспечения ее суверенитета. Научные труды Вольного Экономического Общества России. M., 2020, т. 225, cc. 182-200. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-225-5-182-200

31. Reserves of gold worldwide as of 2022, by country. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/248991/world-mine-reserves-of-gold-by-country/ (accessed 01.06.2023).

32. Галазова С. С., Володина В. Н. Историческая роль золота и санкции. Финансы, деньги, инвестиции. M., 2022, №4, cc. 33–36. DOI: 10.36992/2222-0917_2022_4_33

33. Bank of International Settlements. Available at: https://www.bis.org/bcbs/basel3.htm (accessed 01.06.2023).

34. Встроенные финансы: революция, которую нельзя отменить. Banki.ru. Available at: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10981029 (accessed 01.06.2023).

35. Концепция развития цифровой экономики России, апрель 2017 года. it-one.ru «Цифровые Платформы». [Koncepciya razvitiya cifrovoj ekonomiki Rossii, aprel' 2017 goda Available at: http://www.fidp.ru/projects/concept (accessed 20.05.2023).

36. Овчаренко Ю. На пути к технологическому суверенитету. Ведомости. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2023/03/13/966143-na-puti-k-tehnologicheskomu-suverenitetu?ysclid=lf6id0e8rb56635616 (accessed 04.06.2023).

37. Морозова О. А. Киберугрозы цифровых платформ: основные риски, факты и тренды. Сберегательное дело за рубежом. M., 2021. № 2, cc. 29–38. DOI: 10.36992/75692_2021_2_29

38. Цифровая экономика России. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 20.05.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести