Meddix tuticus как магистрат древней Капуи
Meddix tuticus как магистрат древней Капуи
Аннотация
Код статьи
S032103910002907-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кармазина Ольга Викторовна 
Должность: Доцент
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Страницы
875-888
Аннотация

В современной научной литературе до сих пор остаются дискуссионными вопросы, связанные с самнитским магистратом meddix tuticus. Важные сведения об этом должностном лице дают источники, относящиеся к Капуе. Анализ данных литературных и эпиграфических источников позволяет сделать вывод о том, что в Капуе V–III вв. до н.э. meddix tuticus был единственным высшим магистратом, избиравшимся преимущественно из знатных граждан на один год и являвшимся эпонимом. Сфера его деятельности ограничивалась сакральными делами, а также функциями, связанными с непосредственным управлением городом (созыв сената и народного собрания, охрана города, прием послов, набор войска). У нас нет оснований считать медикса в Капуе аналогом римского диктатора. Это был один из ординарных республиканских магистратов, подчинявшийся решению сената и народного собрания и выступавший посредником между различными ветвями власти и органами управления города.

Ключевые слова
Капуя, магистратура, meddix tuticus, самниты, оскский язык, iovile
Классификатор
Получено
23.01.2019
Дата публикации
23.01.2019
Всего подписок
10
Всего просмотров
666
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Современное антиковедение располагает немалым количеством работ, посвященных политическим институтам римского государства. Однако до сих пор в гораздо меньшей степени изучены органы управления и магистраты различных италийских племен до их подчинения Риму. Это обусловлено крайне скупыми сообщениями источников по данной проблеме. Тем не менее исследование политических институтов италиков имеет большое значение для изучения эволюции верховной власти индоевропейских народов в целом. Выделение общих и особенных черт в управлении этими племенами позволяет проследить взаимные влияния в политической сфере.
2 Немаловажную роль в формировании политических институтов древней Италии сыграли самниты1. Это племя в середине V в. до н.э. подчинило своему влиянию значительные территории Апеннинского полуострова. В результате, как отмечает Ф. Сартори, в городах Южной Италии происходит процесс оскизации в органах управления, что выразилось в появлении новых городских магистратов2.
1. О политической системе самнитов см. La Regina 1989, 301–432; Salmon 1995; Tagliamonte 1996; Monaco 2002, а также работы отечественных исследователей: Nechay 1963; Mayak 1971.

2. Sartori 1953, 17.
3 Под властью самнитов оказалась и Кампания, богатейшая область на юге Италии, в которой до этого господствовали этруски. Именно они превратили главный город Кампании Капую в свой форпост на южном направлении колонизации. Капуя, располагавшаяся на плодородной равнине и контролировавшая торговые потоки по суше из Этрурии на юг, где находились греческие колонии, обладала большими ресурсами и привлекала внимание самнитов. После самнитского завоевания в V в. до н.э. Капуя также меняет свое политическое лицо, и на авансцену здесь, согласно источникам, выходит meddix tuticus, самая значительная фигура среди самнитских должностных лиц3.
3. Salmon 1995, 88.
4 Задачей данного исследования является изучение компетенций meddix tuticus Капуи в период самнитского завоевания V–III в. до н.э.
5 Латинский термин medix (Liv. 23. 35; 24. 19; 26. 6), meddix (Fest. s.v.) зафиксирован в эпиграфических источниках в греческой транскрипции – μεδδειξ (End XXXVI) и, главным образом, в оскской – meddίss (End IX), meddίs (End V. XXVI. 2), meddīs (End II. 8. 12. 18. 26), med. (End IV, IV b, XI, XII, XIII). Кроме того, в оскских надписях встречаются различные формы этого слова, такие как mêdikei – Nom. Pl. (End II. 5), mêdikeis – Gen. S. (End X. 9), medikidAbl. S. (Co 117).
6 Т. Моммзен считал, что meddix является производным от того же корня, что и латинский глагол medēri ‘помогать, облегчать’4. Э. Курциус предлагал связывать это слово с греческим μέδω ‘царствовать’5. В современной историографии преобладает точка зрения, согласно которой термин meddix восходит к оскскому medo.dik-s, т.е. «тот, кто творит право, судья». Э. Кампаниле высказывает мнение о том, что данный термин был заимствован от умбрского, так как умбрский medos-dik-s формально более древний6. Упомянутое значение слова meddix ‘судья’ подтверждается оскским термином medíikaú ‘судить’, о чем есть единственное свидетельство: pru medicatud (Ve. 2), имеющее кальку в латинском языке pro iudicatod (CIL I.2 401). Сходным с латинским iudicatio следует признать оскский термин medicatinom7. Имеет значение также абстракция meddicim, встречающаяся в надписи IV–III в. до н.э. из Муро Лукано (Muro Lucano)8. Э. Эндерис переводит данный термин латинским словом magisterium, т.е. «управление, руководство»9. Наконец, mêddīxud (End III. 13. 21), согласно его же точке зрения, можно трактовать как officia meddicis, «обязанности медикса».
4. Mommsen 1850, 277.

5. Цит. по: Smith 1890, 77.

6. Tafaro 2009, 2.

7. Campanile 1996, 169.

8. Del Tutto Palma 1990, 106–109.

9. Enderis 1871, 40.
7 C. Тафаро отмечает, что термин meddix известен не только у италиков, но и у большей части индоевропейцев (исключая латинов)10. Он связан со словом rex, но имеет также ссылку на слово populus через корень tut, что реализуется в словосочетании meddix tuticus.
10. Tafaro 2009, 4.
8 Medix tuticus (Liv. 23. 35. 13; 24. 19. 2; 26. 6. 13), или, в оскской транскрипции, meddίss tiúvtíks (med.tuv., m.t.), мы встречаем в надписях, обнаруженных в Капуе, Ноле, Помпеях, Геркулануме, Бовиане, Мессане11. Под этим же названием был известен высший магистрат и у вольсков12. Курциус считал, что термин tuticus связан с умбрским или оскским словом tauta, tota, touta ‘город’, следовательно, согласно его точке зрения, meddίss tiúvtíks можно переводить как «глава города»13. Е. Эндерис переводит touta как populus, civitas «народ, государство»14. Такова же точка зрения Тафаро, изложенная выше.
11. Smith 1890; Tsvetaev 1882–1886.

12. Mommsen 1850, 320.

13. Curtius 1873, 225.

14. Enderis 1871, 53.
9

В литературе, посвященной изучению meddίss tiúvtíks, было сформулировано несколько проблем, связанных с этим магистратом. Главными из них следует считать вопросы о том, на какую общность распространялась компетенция meddix tuticus и каковы были его полномочия и субординация по отношению к другим должностным лицам. К.Ю. Белох выдвинул предположение о том, что meddίss tiúvtiks стоял во главе всей самнитской федеральной администрации15. Данная позиция выражена также в труде Д. Каяццы16. Напротив, Ш. Вайншток, Дж. Девото и Л. Парети17 усматривали в meddίss tiúvtíks высшего магистрата отдельного полиса. Кампаниле18 отмечает многозначность этого термина, в зависимости от периода и территории, на которой он был распространен. Он считает, что утверждение Девото применимо лишь для городов Тирренского побережья, но не для Апеннин и Адриатики, где политическое единство было связано с этносом и не существовало городского медикса. Согласно утверждению Кампаниле, под meddix tuticus следует понимать именно медикса определенного этноса. Автор также считает, что медикс этноса – более древнее образование, чем медикс города-государства. Последняя магистратура, отмечает историк, возникла по греческой модели, как и остальные магистраты городов-государств южной Италии.

15. Цит. по: Sartori 1953, 18.

16. Caiazza 1986, 100.

17. Weinstock 1931, 243–244; Dеvoto 1931, 265; Pareti 1952, 611.

18. Campanile 1996, 170.
10 В вопросе о полномочиях meddίss tiúvtíks точки зрения ученых также различны. Ж. Эргон сопоставлял meddix tuticus с римским диктатором, от которого самнитский магистрат отличался лишь сроком службы19. А. Момильяно считал, что должность медикса сопоставима с римским praetor maximus20. В. Скутч высказывал мнение, что тот заведовал сакральной функцией, общественным строительством, уголовной системой и командовал войсками21. Д. Каяцца отмечает, что meddix был политическим, юридическим и военным главой самнитов, избирался на год и являлся эпонимом22. В.М. Смирин и Г.П. Чистяков, комментируя перевод Тита Ливия, отмечают, что медикс тутикус, или «общественный судья», был верховным жрецом, верховным судьей, главнокомандующим, ведал внешними сношениями и сооружением общественных зданий23. С. Тафаро подчеркивает, что в первую очередь meddίss tiúvtíks был судьей-арбитром, который играл роль посредника между гражданами. В большей степени он не карал, а осуществлял помощь, этим полномочия медикса отличались от высших магистратур в Риме, имевших военный характер24.
19. Heurgon 1942a, 234–236.

20. Momigliano 1969, 403.

21. Skutsch 1985, 467.

22. Caiazza 1986, 100.

23. Тит Ливий, История Рима от основания Города. Т. II. М., 1994. С. 465 (прим. 3 к кн. XXIII).

24. Tafaro 2009, 4.
11 По поводу субординации meddix tuticus по отношению к другим магистратам были высказаны схожие точки зрения. А. Розенберг полагал, что meddίss tiúvtíks был одним из общинных должностных лиц, называвшихся meddiss menive25. Вайншток усматривал в meddίss tiúvtíks высшего магистрата отдельного полиса, который отличался от простого meddiss. Он полагал, что tiúvtíks является специальным термином, отражающим особое положение этого магистрата26. Эргон также считал, что meddίss tiúvtíks – высшая должность среди других медиксов, как римский praetor urbanus среди прочих преторов27.
25. Rosenberg 1913, 17–20.

26. Weinstock 1931, 243–244.

27. Heurgon 1942a, 234–236.
12 Относительно количества высших магистратов в самнитских городах среди исследователей нет единого мнения. Те, кто считает, что meddix tuticus был эпонимом, отвергают точку зрения, согласно которой высших магистратов могло быть несколько. Моммзен подробно рассматривает надпись из Мессаны, в которой упоминаются два медикса (Co 1), высказывая мнение об исключительности данного случая: двойная магистратура в Мессане сложилась под римским влиянием28. Девото считал, что обычно медиксов было два или более. Каяцца говорит, что медиксов, как и консулов, было два, но они занимали различное положение. Единое военное командование и комплектование войска входило в обязанности meddix touticus, или федерального (союзного) медикса29.
28. Mommsen 1887, 581.

29. Devoto 1931, 216; Caiazza 1986, 100.
13 Очертив круг вопросов, связанных с изучением должности meddix tuticus, обратимся к данным источников об этой должности в Капуе. Главным образом это отрывки из Тита Ливия, в большинстве своем касающиеся периода Второй Пунической войны. Относиться к ним нужно критически, поскольку автор и в описании римских политических реалий допускает ошибки. Кроме того, мы располагаем оскскими надписями, iovile, обнаруженными в Капуе. Для нас представляют интерес также оскские надписи (Tabula Bantina, Cippus Abellanus и др.) из других городов Кампании, однако при их использовании необходимо помнить, что на завоеванной самнитами территории не было политического единства.
14 Возникновение должности meddix tuticus в Капуе, вероятно, следует связывать со временем захвата города самнитами, что, согласно Ливию, произошло в 432 г. до н.э. (Liv. 4. 37. 1–2). Однако не исключено, что появление этой должности непосредственно не связано с самнитами. Так, А.И. Немировский обращает внимание на то, что, судя по надписям из Пирг, правители этрусского города Цере в ранний период после падения монархии (конец V в. до н.э.) назывались meχ θuta30. Как считает Немировский, это название возникло под влиянием италийского medix tuticus. В качестве аргументов ученый указывает на италийское происхождение города и смешанный состав населения; эта этническая неоднородность, по его мнению, приводила не только к языковым, но и политическим заимствованиям. Цере никогда не был самнитским городом, следовательно, речь идет в данном случае об общей италийской политической традиции. В этрусских надписях Капуи мы не встречаем упоминания о meχ θuta, но не следует забывать, что этрусская колония Капуя возникла на месте оскского поселения, где уже могли существовать к тому времени свои органы управления и должностные лица31.
30. Nemirovskiy, Kharsekin 1969, 104.

31. Karmazina 2012, 28–35.
15 После того как Капуя перешла на сторону Ганнибала, в качестве условия вступления в город карфагенских войск в 216 г. до н.э. Капуя по договору получала право «сохранить своих должностных лиц и свои законы» (ut suae leges, sui magistratus Capuae essent – Liv. 23. 7. 1). Последним годом существования в Капуе должности meddix tuticus следует считать 211 г. до н.э., когда римляне захватили город и уничтожили все прежние органы управления: «Не было в нем (в городе. – О. К.) ни гражданства, ни сената, ни народного собрания, ни должностных лиц» (nullum civitatis nec senatum nec plebis concilium nec magistratus esse – Liv. 26. 16. 9).
16 О существовании в Капуе medix tuticus мы узнаем в первую очередь из труда Тита Ливия, где упомянуты несколько лиц, занимавших эту должность: Марий Альфий, который был высшим магистратом у кампанцев в 215 г. до н.э. (medix tuticus – summus magistratus erat Campanis – Liv. 23. 35. 13), Гней Магий Ателланец – в 214 г. (medix tuticus eo anno erat – 24. 19. 1) и Сепий Лесий в 211 г. (medix tuticus, qui summus magistratus apud Campanos est – 26. 6. 13). Кроме того, мы можем предположить, что в 217 г. данную должность занимал Пакувий Калавий, а в 216 г. – Марий Блоссий. О первом из них сказано, что он был высшим магистратом Капуи (in summo magistratu esset – Liv. 23. 2. 3), что соответствует определению Ливия, согласно которому медикс тутикус – высший магистрат. Марий Блоссий упоминается как praetor Campanus (23. 7. 8). Должности претора у самнитов не существовало, она появилась в самнитских городских центрах под римским влиянием, что хорошо видно из Tabula Bantina. Здесь мы можем предполагать два объяснения: Ливий использует слово praetor применительно к медиксу, предполагая первоначальное значение этого слова: «тот, кто идет впереди», т.е. «тот, кто возглавляет, является главой». Например, Мария Альфия историк называет также вождем (dux – 23. 35. 19). Либо в данном случае мы должны предположить, что, называя медикса «претором», Ливий указывает на какие-то судебные функции этого должностного лица. Эргон и Кампаниле высказали точку зрения, согласно которой Мария Блоссия следует считать медиксом32. Мы также придерживаемся этого мнения, поскольку именно к Марию Блоссию как представителю высшей власти в городе направил своего посла Ганнибал (Liv. 23. 7. 8).
32. Heurgon 1942a, 232; Campanile 1996, 170.
17 Кто мог занимать должность medix tuticus и каковы были его полномочия? Согласно Ливию, высшим магистратом в Капуе, как правило, мог стать только знатный человек. Римский историк особо подчеркивает, что Сепий Лесий, который «имел незнатное происхождение» (tenuique fortuna ortus), занял эту должность лишь потому, что «те, кому рождение давало надежду на высокий пост (iis qui nati in spem honorum erant), от него отказались» (Liv. 26. 6. 16). Пакувий Калавий в обращении к землякам подчеркивает, что он женат на дочери Аппия Клавдия (23. 2. 6). Марий Блоссий также был представителем знатной кампанской фамилии. Как можно судить исходя из данных Ливия, Блоссии были рабовладельцами (27. 3. 4). Цицерон называет Блоссиев «памятными врагами Рима» (Leg. agr. II. 93). Говоря о Пакувии Калавии, Ливий употребляет слово senex, что может указывать на почтенный возраст медикса. Интересным представляется прозвище Гнея Магия – Ателланец (Сn. Magio Atellano), которое позволяет нам предположить, что Гней Магий или его предки были выходцами из Ателл, небольшого города в Кампании.
18 Перейдя к рассмотрению полномочий meddix tuticus, следует, во-первых, выяснить его отношение к кампанскому войску. У Ливия мы находим два пассажа, касающиеся этого вопроса. В первом из них (23. 35) римский автор сообщает, что кампанцы решили действовать самостоятельно от Ганнибала и захватить Кумы. Для этого они придумали хитрость: пригласить сенат куманцев на праздник в Гамы, город, расположенный недалеко от Кум. «У всех кампанцев было заведено ежегодно приносить сообща жертву в Гамах» (23. 35. 3). В результате в Гамах собралось множество кампанцев (Campani eo frequentes), включая кампанский сенат. Далее Ливий сообщает, что «неподалеку от этого места тайно Марий Альфий медикс тутикус – высший магистрат у кампанцев – с четырнадцатью тысячами вооруженных воинов расположился лагерем»33. Казалось бы, это место прямо указывает на то, что медикс тутикус командует войсками, поскольку он находится в военном лагере. Однако далее Ливий обращает наше внимание на то, что Марий Альфий «был больше занят подготовкой к жертвоприношению и задуманной ловушке, чем укреплением лагеря и вообще каким-либо воинским делом»34. Исходя из этого обвинения можно предположить, что, с точки зрения Ливия, Марий Альфий должен был этим заниматься, но, возможно, в его функции это и не входило, а присутствие медикса в лагере в данном случае можно объяснить тем, что именно там должно было совершаться жертвоприношение.
33. Liv. 23. 35. 13: procul inde in occulto Marius Alfius medix tuticus – summus magistratus erat Campanis – cum quattordecim milibus armatorum habebat castra.

34. Liv. 23. 35. 14: sacrificio adparando et inter id instruendae fraudi aliquanto intentior quam muniendis castris aut ulli militari opera.
19 Второй отрывок (Liv. 24. 19) рассказывает о военных действиях, происходивших в 214 г. до н.э. под Казилином, расположенным на реке Вольтурн недалеко от Капуи. Римский консул Квинт Фабий расположил свой лагерь вблизи от города и пытался захватить Казилин, который обороняли две тысячи кампанцев и солдаты Ганнибала. Далее Ливий сообщает, что во главе гарнизона Казилина стоял Статий Метий, который был послан туда Гнеем Магием Ателланцем, qui eo anno medix tuticus erat (Liv. 24. 19. 1). Cам же медикс «вооружал без разбору и рабов, и чернь, чтобы напасть на римский лагерь, пока консул занят осадой Казилина»35. Таким образом, Гней Магий, будучи медиксом тутикусом, набирает армию и готовится вместе с ней напасть на римский лагерь. Но и в этом случае у нас возникает множество вопросов. Какую должность, позволявшую ему командовать кампанской армией, занимал Статий Метий? Почему Гней Магий вооружал рабов и чернь, ведь в его распоряжении должна была оставаться остальная часть армии, учитывая то, что гарнизон Казилина состоял из 2000 кампанцев? Если предположить, что кампанские гарнизоны находились в то же время в других городах близ Капуи, почему в такой ситуации медикс тутикус продолжал оставаться в городе? Хотелось бы отметить также, что ни в первом, ни во втором случае мы не имеем прямого указания на то, что медикс тутикус Капуи непосредственно командует войсками. Суммируя все выше сказанное, мы можем считать медикса тутикуса верховным главнокомандующим кампанского войска постольку, поскольку он осуществлял набор войска и общее руководство военной кампанией, в то же время отдельными соединениями кампанской армии командовали другие должностные лица, подчиненные ему.
35. Liv. 24. 19. 2: servitiaque et plebem armarat ut castra Romana invaderet intento consule ad Casilinum oppugnandum.
20 Cреди полномочий medix tuticus Капуи можно выделить также те, что связаны с непосредственным управлением городом, а именно: созыв сената (Liv. 23. 2. 5; XXVI. 13. 1) и народного собрания, которое должно было решить судьбу сенаторов (23. 3. 1). О том, что созыв народного собрания входил в обязанности медикса, мы узнаем из Tabula Bantina: «Медикс в определенный момент может созвать народное собрание» (4) PIS POCAPIT POST EXAC COMONO HAFIE[I]ST MEDDIS DAT CASRID. Девото полагал, что в данном случае термин meddis нужно переводить как «всякий магистрат»36, однако Тафаро настаивает на том, что употребление термина medix без какого-либо уточнения означает «высший магистрат», или medix tuticus37. Кроме того, в тексте Ливия мы встречаем упоминание о том, что медикс тутикус Марий Блоссий «созывает сходку и приказывает» (contione advocata edicit) всему населению города выйти встречать Ганнибала (Liv. 23. 7. 9). Передавая рассказ о Пакувии Калавии, Ливий сообщает о его хитрости, с помощью которой Пакувий решил спасти (а на самом деле подчинить своему влиянию) сенаторов. Для этого он приказывает закрыть курию (вместе с сенаторами) и оставляет у входа стражу (claudi curiam iubet praesidiumque in vestibulo relinquit – Liv. 23. 2. 10).
36. Devoto 1931, 216.

37. Tafaro 2009, 4.
21 С нашей точки зрения, исходя из приведенных цитат нельзя сделать вывод о том, что medix tuticus Капуи обладал чрезвычайными полномочиями, и мы не можем согласиться с позицией Ж. Эргона, который сопоставлял его с римским диктатором. Действительно, Пакувий Калавий отдает приказ закрыть в курии сенаторов. Но в данном случае его действия скорее противоречат установленным правилам, поскольку все происходит в тайне и с согласия сенаторов. Наконец, судьбу «ненавистного сената» решает народное собрание (Liv. 23. 3. 1). Вновь за поддержкой к народному собранию Пакувий Калавий обращается, когда в Капуе решался один из наиболее важных вопросов, перейти на сторону Ганнибала или сохранить верность Риму. Именно народное собрание оказало давление на колебавшийся сенат, который принял решение о сдаче города Ганнибалу: «И чернь, и большая часть сената теперь только и думали, как бы отпасть от римлян; старейшие сенаторы оттянули такое решение на несколько дней, но победило большинство»38.
38. Liv. 23. 6. 5: Extemplo plebes ad defectionem ac pars maior senatus spectare; extracta tamen auctoritatibus seniorum per paucos dies est res. Postremo vicit sententia plurium.
22 При изучении должности meddicus tuticus нельзя обойти вниманием глоссу из сочинения Феста De verborum significatu39, где содержится ссылка на отрывок из «Анналов» Квинта Энния, в котором упоминается summus meddix. Для нас представляется важным то, что Энний знал оскский язык40. Несомненно, что упоминаемый Эннием summus meddix – это meddix tuticus. В цитате Энния речь идет о двух магистратах, один из которых захвачен, а другой – убит. Однако непонятно, оба ли они занимали должность summus meddix или только один из них являлся высшим магистратом, второй же был магистратом рядовым, что соответствует определению Феста: медикс – это магистрат у осков. Вайншток полагал, что на основании текста Энния необходимо говорить о наличии в оскских городах-государствах трех meddices: summus, superior (maior), minor41. Большинство историков выступили против такого толкования. В частности, Девото, исследовав весь комплекс эпиграфических источников, сделал вывод о том, что типичной ситуацией для оскских городов была неравная коллегиальность двух должностных лиц – «медикса и вице-медикса» 42. С моей точки зрения, в цитате Энния речь, по всей видимости, идет о чрезвычайной ситуации, в которой город лишился своего верховного управления: один магистрат убит, другой захвачен. Следовательно, оба они и составляли это верховное правительство, но имели разную компетенцию.
39. Fest. 110. 19 L: Meddix apud Oscos magistratus est. Ennius (Ann. 298) “Summus ibi capitur meddix, occiditur alter”.

40. Lana 1970, 75. Заметим, что в тексте Феста в отличие от Ливия латинское слово meddix содержит двойное d, что делает его более близким к оскскому meddiss.

41. Weinstock 1931, 245.

42. Devoto 1931, 259.
23 Таким образом, рассмотренные нами письменные источники позволяют сделать вывод о том, что должность meddix tuticus существовала в Капуе в период правления самнитов вплоть до 211 г. до н.э. Это был единственный высший магистрат (среди нескольких, по крайней мере, двух магистратов), избиравшийся на один год. Сфера его деятельности ограничивалась сакральными делами, а также функциями, связанными с непосредственным управлением города (созыв сената и народного собрания, охрана города, прием послов). Имеющиеся в письменных источниках сведения не позволяют нам сделать вывод о том, что meddix tuticus непосредственно осуществлял командование войсками. Хотя и имеется ряд свидетельств о его участии в боевых действиях, они недостаточно весомы, чтобы опровергнуть то, что источники нигде не сообщают о его командовании войсками.
24 При всей важности рассмотренных нами письменных свидетельств приходится признать, что они субъективны, неточны, фрагментарны и двусмысленны. Прояснить данную ситуацию, на наш взгляд, могут эпиграфические источники, а именно оскские надписи Капуи, в которых упоминается meddίss tiúvtíks. Все они носят условное название iovile. Это стелы, найденные в имении Паттурелли в Санта Мария Капуя Ветере, древней Капуе. Они частично изготовлены из необработанного туфа, частично представляют собой терракотовые плитки. Большинство таких стел имеют надписи на двух сторонах, в то же время некоторые туфовые блоки образуют пары, которые, вероятно, стояли рядом. Они относятся к тем же посвящающим и отличаются только деталями (Bu 27–28, 29–30, 32–33). Большинство надписей содержат слово diuvila-, или iuvila-, отсюда и происходит их название. Iovile являются уникальным памятником, поскольку подобные стелы нигде, кроме Капуи, больше не были найдены. Исключительно важными для нас их делает то, что среди всех оскских надписей, обнаруженных в Капуе, meddix tuticus упоминается только в них.
25 К. Бук считал, что термин diuvila-, или iuvila-, обозначает объект посвящения и связывал его с Юпитером43. Относительно выражения ekuk iuvilu «эта iovile» автор предполагает, что сам камень тоже назывался iovile или служил пьедесталом для маленькой статуи.
43. Buck 1904, 247.
26 Э.А. Арслан связывает iovile с культом самнитской богини (D)iovia или Giovia44. Это предположение основано на данных одной из iovile (FDB 2), которая содержит, кроме надписи, рельеф с женской головой, окруженной солнечными лучами. Как считает автор, это и есть изображение богини. На оборотной стороне стелы процарапан контур кабана. С нашей точки зрения, необходимо также обратить внимание на то, что iovile были найдены на территории имения Паттурелли, где были обнаружены остатки храма Матер Матуты (этрусской Уни)45.
44. Arslan 2002, 1.

45. Karmazina 2005, 38–41.
27 Текст этих надписей составлен по определенному шаблону. Сначала упоминается имя (имена) посвятителей. Это могли быть отдельные лица (Bu 22, 25, 26, 32, 33), члены одной семьи (Bu 27, 28), одного рода (Bu 21, 29, 30 34). Далее в тексте отмечается время, в которое iovile была освящена (Bu 31, 32, 33, 29, 30, 28, 27, 26), ритуальные действия: принесение жертвы (Bu 29, 30, 31), совершение трапезы (Bu 29), и, наконец, в каком месте iovile была поставлена (Bu 26).
28 Большинство iovile, как считает Бук46, относится к III в. до н.э., а надписи 21–24, в которых отсутствуют i и ti, принадлежат к началу III в. или к концу IV в. до н.э. С точки зрения исследователя, надпись 21 – одна из самых ранних оскских надписей, за исключением легенд на монетах. К этой датировке присоединяется и Арслан47. Он отмечает, что стилистическое решение рельефного изображения позволяет датировать стелу IV –первой половиной III в. до н.э. Эргон датировал iovile временем, предшествующим 217 или даже 213–212 гг. до н.э.48 Важно, что iovile относятся именно к тому периоду, о котором пишет Тит Ливий.
46. Buck 1904, 247.

47. Arslan 2002, 1.

48. Heurgon 1942b, 20.
29

Непосредственный интерес для нас представляют девять надписей (Со 106–107, Со 109, Со 113–117, Со 119), в которых упоминается должность медикса49. О meddix tuticus речь идет в трех из них. В первой надписи (Co 117)50 говорится о том, что три iovile были освящены капуанским meddix tuticus ([M]EDIKID TÚVTIK(UD) KAPV(ANUD) SACRAÍTIR) и что подобает, чтобы капуанский meddix tuticus принес жертву: SAKRIM FAKIIAD KASIT [M]EDIK(I)D. TÚVTIK(UD) KAPV(ANUD). Выражение [M]EDIKID TÚVTIK(UD) KAPV(ANUD) ясно указывает на то, что meddix tuticus являлся городским магистратом Капуи. Конечно, одного этого свидетельства недостаточно, чтобы отвергнуть гипотезу Белоха и Каяццы, согласно которой meddix tuticus – магистрат всей самнитской федерации. Капуя была не просто городом, а центром одной из таких федераций. Однако если мы обратимся к другим эпиграфическим источникам, то увидим присутствие meddix tuticus в двух городах с названием Бовиан (Со 163, 166, 170–171, 174), где не существовало, как отмечает Сартори51, никакой федеральной организации. Это заставляет нас примкнуть к точке зрения Вайнштока, Девото и Парети, которые считали, что meddίss tiúvtíks – высший магистрат отдельного полиса.

49. Транскрипция надписей дана по: Oscan and Umbrian Inscriptions. Text entry by J. Gippert (Frankfurt 1991) and V. >>> (Praha 1995). TITUS version with synoptical arrangement of original scripts by J. Gippert (Frankfurt a/M), 28.2.1998 / 20.6.1998 / 1.6.2000 / 1.9.2002 (>>>)

50. Bu 31; Hg 22; Ve 88a-b; FDB 17, SE 48, 1980, 206f.

51. Sartori 1953, 23.
30 В надписях (Со 109)52 и (Co 107)53 мы встречаем использование имени медикса тутикуса как эпонима. В первой из них (Со 109)54 говорится о том, что iovile установлены, когда должность meddix tuticus занимал Ми(нний) Блоссий: MINNIEIS). BLÚSSII(EÌS) M(EDIKKIAI). TVTIKAI). Во второй надписи (Co 107)55 отмечается, что «в то время, когда медиксом был Ми(нний) Анний, iovile утвердили»: MINNIEÌS). ANNIEÌ(S) MEDIK/KIAI TÚV(TIKAI) IÚVILAM PRÚF(AT)T(EN)S. Не совсем понятно значение глагола PRÚF(AT)T(EN)S, который стоит во множественном числе. Возможно, при церемонии освящения присутствовал и другой магистрат, о котором не было упомянуто в надписи56. Глагол PRUFFATTED «одобрил, утвердил» по отношению к meddix tuticus мы встречаем также в надписях из Пьетраббонданте (древний Бовианум). В первой из них, сделанной на каменном резервуаре для воды, говорится, что «Па(ций) Статий Л(уций) М(едикс) Т(утикс) эту воду в резервуар собрал и… о том, что нужно сделать, позаботился, он же одобрил»: PAK. STATÌIS. L. M.T. AAPAM[EK] AK[…]M. KELLAKED. INIM. KURASS. EKASK. [.A]MANAFED ESIDUM. PRUFFATTED (SE 42. 1974, 376 Nr. 10). А. Ди Йорио полагает, что данный резервуар предназначался для хранения воды из источника и находился в непосредственной близости от храма57. Вторая надпись на блоке из травертина также найдена недалеко от святилища. В ней говорится: «Meddix tuticus то, что необходимо сделать, дал и одобрил» STEN[…] MEDDISS TÚV[TÌK]S. ÚPSANNAM. DEDED INIM. PRÚFATTED (Ve 153). Кроме того, мы встречаем сокращение PRUFA в надписи, в которой речь идет также о meddix tuticus: PETTIUR. E. M.T. SUL. PRUFA. F. NUMNEÍS. ST.58 В надписи из Геркуланума медикс утвердил жертвенный стол из мрамора, посвященный Венере Эрицинской L. SLABIIS. L. AUKÍL. MEDDÍS TOVTÍKS. HERENTATEÍ. HERUKINAÍ. PROFF. (Zv. 60 (56)). В надписи из Помпей meddix tuticus утверждает постройку портика: V. POPIDIIS. V. MED. TOV. PASSTATA. EKAK. OPSAN. DEDED. ÍSÍDU. PROFATTD (Zv. 65 (60)).
52. Bu 26; Hg 60; Ve 81; FDB 24.

53. Bu 33; Hg 21; Ve 83 a-b; FDB 19.

54. Bu 26; Hg 60; Ve 81; FDB 24.

55. Bu 33; Hg 21; Ve 83 a-b; FDB 19.

56. В надписях из Капуи упоминаются также другие медиксы: meddίss minive и meddis verehias; подробнее см. Karmazina 2016, 29–34. Вкратце можно отметить, что meddίss minive был заместителем meddix tuticus (вице-медиксом). Под meddis verehias должен пониматься командующий военным отрядом. Предположительно должность meddis verehias в Капуе в 214 г. до н.э. занимал Статий Метий.

57. Di Iorio 1998, 70.

58. Splendore 1983, 4.
31 Кроме указанных случаев, в текстах iovile встречается слово MEDIKIAI (MEDDIKIAÍ, MEDDIKKIAÍ) (Abl.S.) «в медикию, когда медиксом был», перед которым всегда стоит имя собственное в родительном падеже: DE(KKIEÍS) VIRRIEÍS MEDIKIA(Í) (Co 106)59, LVKIEÍS). PETTÍEI/S. MEDDIKIAÍ (Co 115)60, LVKIEÍS). PETTÍEIS. MEDDIKKIAÍ (Co 116)61. Поскольку рассмотренная выше надпись (Со 117) ясно говорит нам о том, что медиксов могло быть одновременно по крайней мере два (медикс тутикус и медикс младший), следовательно, выражения «в медикию Де(ция) Виррия» или «в меддикию Л(уция) Петтия» должны означать единственно указание на этникон, главного медикса или медикса тутикуса. К сожалению, в данных надписях (Со 106, 115, 116) о действиях медиксов ничего не сказано.
59. Bu 32; Hg 20; Ve 82; FDB 18.

60. Bu 27; Hg 18; Ve 84; FDB 23.

61. Bu 28; Hg 19; Ve 85; FDB 22.
32 Среди текстов iovile мы встречаем также упоминание о медиксе Капуи: PÚN MEDDÍS KAPV(ANS) AD/FUST «когда меддикс Капуи присутствовал» (Со 113)62; EKA(S): TRIS III (IUVILAS) MED(IKID) KAPVA(NUD) SAKRA(SIAS) «эти три iovile медиксом Капуи освященные» (Со 119)63. Поскольку в двух данных случаях имена медиксов не упоминаются, можно сделать вывод, что для посвятителя не было столь необходимым указание срока установления iovile, а важно было подчеркнуть присутствие при этом магистрата. Не ясно, мог ли это быть meddix tuticus или же другой магистрат. В надписи (Со 113) говорится также о принесении жертвы SAKRISS. SAK/RAFÍR и о трапезах KER/SSNAIS.
62. Bu 29; Hg 16; Ve 86; FDB 20; SE 58, 1992[93], 334 (PEI).

63. Hg Suppl. S. 29; Ve 91; FDB 15.
33 Таким образом, анализ эпиграфических данных о деятельности meddix tuticus в Капуе позволяет сделать вывод, что компетенция данного магистрата распространялась исключительно на город. Тексты iovile неизменно говорят о существовании одного meddix tuticus, который был эпонимом, и отражают лишь одну сферу его деятельности – сакральную, что выражалось в освящении iovile и принесении жертвы. Рассмотренные надписи позволяют нам говорить о существовании в Капуе нескольких медиксов одновременно. Также можно сделать вывод о том, что для процедуры установления iovile присутствие государственного магистрата (медикса) было необходимым условием.
34

Интересным, с нашей точки зрения, является сопоставление имен meddix tuticus Капуи по различным видам источников, представленное в таблице.

35

 Таблица

Имена медиксов Капуи Имена посвятителей по данным iovile
По Ливию По данным iovile  
Марий Блоссий Ми(нний) Блоссий MINNIEIS). BLÚSSII(EÌS)  
Марий Альфий Marius Alfius   Па[к](увий) [Эль]вий PA[K](VIEÍS) [HELLE]VÍI(EÍS) С(е)пий Эльвий S[E]PÍEÍS HELEVIIE/ÍS
Пакувий Калавий Pacuvius Calavius   Сеппий Каловий [S(E)P(PIEÍS)] KALÚVIEIS.
  Де(ккий) Виррий DE(KKIEÍS) VIRRIEÍS Тр(ебий) Виррий Кенсурин TR(EBIEÍS). VÍRRIIEÍS. KEN/SSURINEÍS
  Л(овкий) Петтий LVKIEÍS). PETTÍEIS.  
Гней Магий Ателланец Cn. Magius Atellanus    
  Ми(нний) Анний MINNIEÌS). ANNI/ÌEÌ(S)  
    Опил(ий) Ви(бий) Пак(ий) ÚPIL(LEÍS). VI(BIEÍS). PAK(KIEÍS)
Сепий Лесий Seppius Loesius    
36 Таким образом, эпиграфические источники подтверждают данные Ливия о том, что медиксы Капуи избирались из рода Блоссиев, причем неоднократно, поскольку в письменных и эпиграфических источниках упоминаются два имени: Марий и Минний Блоссии. Эпиграфические данные указывают также на то, что в Капуе самнитского периода действительно проживали представители рода Альфиев (Эльвиев) и Калавиев (Каловиев), которые могли занимать должность медикса. Наконец, можно сделать вывод о том, что посвятителями iovile были, как правило, люди знатные.
37 Интерес представляют имена медиксов Минния Анния, Мария Альфия (Эльвия) и Луция Петтия. Анализируя оскские надписи Капуи, Эргон отмечает, что ряд встречающихся в них гентилициев имеют этрусское происхождение. Так anniiei cоответствует этрусским ane, ania, annie из Клузия (CIE 726–729, 1329–1335, 4185–4187), heleviisэтрусским helvereal из Перузии64, pettieis близко к этрусскому peθna, часто встречающемуся в Клузии и Перузии65. Эргон предлагает два объяснения этих фактов. Первое: данные люди – самниты, бывшие клиенты знатных этрусских родов. Такое предположение мы не можем считать убедительным, поскольку, исходя из текстов iovile, эти люди имели высокий социальный статус, позволявший им занять должность meddix tuticus. Вторая гипотеза Эргона представляется нам более правдоподобной. Он считает, что носители этих имен – потомки уцелевших этрусских родов. Если это действительно так, мы можем сделать вывод о преемственности власти в Капуе после ее захвата самнитами.
64. Schulze 1904, 162.

65. Heurgon 1942b, 111.
38 Таким образом, рассмотренные нами источники позволяют сделать вывод, что meddix tuticus в Капуе был единственным высшим магистратом, избиравшимся преимущественно из знатных граждан Капуи на один год и являвшимся эпонимом. Сфера его деятельности ограничивалась сакральными делами, а также функциями, связанными с непосредственным управлением городом (созыв сената и народного собрания, охрана города, прием послов, набор войска). Считать этого магистрата верховным главнокомандующим кампанского войска мы можем постольку, поскольку он осуществлял набор войска и общее руководство военной кампанией, в то же время отдельными соединениями кампанской армии командовали другие должностные лица, подчиненные ему. Попытки связать компетенцию meddix tuticus с судебной сферой основаны исключительно на этимологии термина meddiss. Однако со времени своего возникновения эта должность могла претерпеть значительные изменения, поэтому этимологические данные не могут рассматриваться как решающие. Не стоит забывать также, что еще до появления самнитов в Капуе уже существовала система управления, созданная этрусками, поэтому новым хозяевам приходилось приспосабливать свои политические реалии к этим условиям. Можно сказать, что самнитские магистратуры в Капуе выступают не в чистом виде. Наконец, у нас нет оснований считать meddix tuticus в Капуе аналогом римского диктатора. Это был один из ординарных республиканских магистратов, подчинявшийся решению сената и народного собрания и выступавший посредником между различными ветвями власти и органами управления городом.

Библиография

1. Arslan, Е.А. 2002: La dea “Giovia” di Capua (CE), IV–III sec. a. C. Schede del Museo – Archeologia 12, 1–2.

2. Buck, C.D. 1904: Grammar of Oscan and Umbrian. Boston.

3. Caiazza, D. 1986: Archeologia e storia antica del mandamento di Pietramelara e del Montemaggiore. I. Preistoria ed eta Sannitica. Pietramelara.

4. Campanile, E. 1996: Per la semantica di osco “meddiss”. In: L. Del Tutto Palma (a cura di), La tavola di Agnone nel contesto italico. Atti del Convegno di studio. Agnone 13–15 aprile 1994. Isernia, 169–176.

5. Curtius, G. 1873: Grundzuge der Griechischen Etymologie. Leipzig.

6. Del Tutto Palma, L. 1990: L’iscrizione di Muro Lucano. In: M. Tagliente (a cura di), Italici in Magna Grecia. Venosa, 106–109.

7. Dеvoto, G. 1931: Gli antichi italici. Firenze.

8. Di Iorio, A. 1998: Gli scavi di Bovianum Vetus oggi Pietrabbondante. Roma.

9. Enderis, E. 1871: Versuch einer Formenlehre der oskischen Sprache. Zurich.

10. Heurgon, J. 1942а: Recherches sur l’histoire, la religion et la civilisation preromaine de Capoue des origines a la deuxieme guerre punique. Paris.

11. Heurgon, J. 1942b: Etude sur les inscriptions osques de Capoue dites iuvilas. Paris.

12. Кармазина, О.В. Культ Матер Матуты в древней Капуе. В сб.: Проблемы изучения и преподавания истории культуры. Материалы международной научной конференции. Воронеж, 2005. С. 38–41.

13. Кармазина, О.В. Проблема основания Капуи. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология 2, 2012. С. 28–35.

14. Кармазина, О.В. Магистраты Капуи в самнитский период (V–III вв. до н.э.). Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. 15 (236). Вып. 39. 2016. С. 29–34.

15. La Regina, A. 1989: I Sanniti. In: G. Pugliese Carratelli (a cura di), Italia omnium terrarium parens. Milano, 301–432.

16. Lana, I. 1970: Letteratura latina. Firenze.

17. Маяк, И.Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III–II вв. до н.э. М., 1971.

18. Momigliano, A. 1969: Quarto contributo alla storia degli studi classici e del mondo antico. Roma.

19. Mommsen, T. 1850: Die Unteritalischen dialecte. Leipzig.

20. Mommsen, T. 1887: Romisches Staatrecht. Bd 3. Leipzig.

21. Monaco, D. 2002: Storia dei Sanniti e del Sannio. Isernia.

22. Немировский, А.И., Харсекин, А.И. Этруски. Воронеж, 1969.

23. Нечай, Ф.М. Рим и италики. Минск, 1963.

24. Pareti, I. 1952: Storia di Roma e del mondo romano. Torino

25. Rosenberg, A. 1913: Der Stadt der alten Italiker. Berlin.

26. Salmon, E.T. 1995: Il Sannio e i Sanniti. Torino.

27. Sartori, F. 1953: Problemi di storia costituzionale italiota. Roma. Vol. 1.

28. Schulze, W. 1904: Zur Geschichte lateinischer Eigennamen. Berlin.

29. Skutsch, V.O. 1985: The annals of Q. Ennius. Oxford.

30. Smith, W. 1890: A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. London.

31. Splendore, E. 1983: Le antichita di Castel di Sangro. Castel di Sangro.

32. Tafaro, S. 2009: Considerazioni sulla Tabula Bantina. Diritto e Storia 8, 1–4.

33. Tagliamonte, G. 1996: I Sanniti. Milano.

34. Цветаев, И. Италийские надписи. ЖМНП 1882. 3, 43–57; 1882. 7, 58–101; 1883. 11, 55–93; 1883. 12, 5–12; 1886. 1, 1–38.

35. Weinstock, S. 1931: Zur oskischen Magistratur. Klio XXIV, 243–244.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести