Seleukid Coins from the Collection of the Ivanovo State Museum of Local History
Table of contents
Share
QR
Metrics
Seleukid Coins from the Collection of the Ivanovo State Museum of Local History
Annotation
PII
S032103910002914-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgeniy V. Zakharov 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: The State Historical Museum
Address: Russian Federation, Moscow
Svyatoslav Smirnov
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
959-969
Abstract

The article presents the first publication of the collection of the Seleukid coins from the Ivanovo Museum of Local History. The collection contains 21 previously unpublished items, including a new bronze type of Alexander Balas.

Keywords
Seleukids, numismatics, Hellenism, D.G. Burylin, The Burylin Ivanovo Museum of Local History
Received
23.01.2019
Date of publication
23.01.2019
Number of purchasers
10
Views
818
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В нумизматическом собрании Ивановского областного краеведческого музея (ИОКМ) хранится сравнительно небольшая, но весьма интересная для исследователя коллекция селевкидских монет. Она насчитывает 21 экземпляр, исключая три антикварные подделки. Селевкидские монеты ИОКМ публикуются впервые, что определяет особый научный интерес к данному нумизматическому собранию.
2 За исключением двух экземпляров, все селевкидские монеты ивановского музея, как и подавляющее большинство нумизматического фонда, происходят из богатой коллекции ивановского промышленника и собирателя древностей Д.Г. Бурылина1. Стоит заметить, что коллекция античных монет Д.Г. Бурылина не была систематизирована в процессе формирования, а приобретение им нумизматического материала у петербургских и московских антикваров носило спонтанный характер, ввиду чего точное происхождение селевкидских монет установить не удалось. Несмотря на очевидное увлечение самого Д.Г. Бурылина нумизматикой, а также его активное общение с членами Московского нумизматического общества, нередкими для его коллекционерской деятельности были случаи покупки монет большими партиями на вес, вероятно, без какой-либо предварительной экспертизы. Этим объясняется и относительно большое количество подделок в составе коллекции. Некоторые селевкидские монеты, несмотря на то что с собранием работали ведущие отечественные специалисты-нумизматы, в том числе А.Н. Зограф (1889–1942) и Ю.Л. Дюков (1939–2014), до недавнего времени оставались неатрибутированными, ввиду чего проследить их историю по сохранившимся документам затруднительно, а подчас просто невозможно.
1. Подробнее о коллекции античных монет Д.Г. Бурылина см. Timoshina 2014, 27–32.
3 О двух селевкидских монетах, не относящиеся к коллекции Д.Г. Бурылина, известно следующее: согласно документам отдела учета ИОКМ, обе монеты были приобретены 1982 г. в составе двух нумизматических собраний. По информации сдатчика Е.А. Кошкина, изначально монеты принадлежали его деду, а впоследствии перешли к нему по наследству. Информация о более ранней судьбе монет путанная. По словам самого Е.А. Кошкина, монеты были привезены в Иваново его дедом из Европы в качестве трофея после Великой Отечественной войны. Более точная информация о происхождении этих монет отсутствует.
4 Тем не менее стоит отметить, что за исключением двух тетрадрахм Антиоха I и Антиоха VII, а также бронзовой монеты Селевка II, география выпусков остальных экземпляров из коллекции Д.Г. Бурылина сводится к двум регионам: Сирии (Антиохия на Оронте, Ака-Птолемаида) и Ирану (Экбатаны и Сузы). При этом монеты, отчеканенные на территории Ирана, составляют чуть меньше половины от общего количества, что также является достаточно редким явлением для собраний российских музеев и, вероятно, свидетельствует о единовременном приобретении всех «иранских» монет.
5 Коллекция селевкидских монет состоит из двух серебряных тетрадрахм Антиоха I и Антиоха VII и девятнадцати бронзовых монет, относящихся к чеканке Селевка I, Антиоха I, Селевка II, Антиоха III, Антиоха IV, Александра I и Антиоха VIII. Пожалуй, главной особенностью этого собрания является наличие ранее неизвестных и весьма редких монетных типов, что делает его изучение особенно актуальным.
6

Монеты государства Селевкидов из собрания Ивановского областного краеведческого музея

7 Монетное дело Селевка I (312–281 гг. до н.э.) представлено одной бронзовой монетой (№ 1), выпущенной в Сузах. Данный экземпляр относится к редчайшей серии бронзовых монет и представляет собой, по сути, один из первых бронзовых выпусков Селевка I2. Характерной особенностью данного типа является легенда ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ, часто встречающаяся на ранних монетах диадохов. Такую датировку подтверждает и анализ иконографии. Изображение Александра в слоновьей шкуре на лицевой стороне монеты было достаточно распространенным сюжетом на рубеже IV и III в. до н.э.3
2. SC 189.1 (Series Ib). Б. Критт в своей работе приводит всего 20 известных ему экземпляров данного типа. См. Kritt 1997, 110–120 (Type 1а).

3. Ср., например, монеты Птолемея I (Mørkholm 1991, 64–65).
8 К монетам Антиоха I (281–261 гг. до н.э.) относится одна серебряная тетрадрахма и четыре бронзовые монеты. Тетрадрахма (№ 2) принадлежит к одному из наиболее распространенных монетных типов селевкидской чеканки «Аполлон, сидящий на омфале»4. Данный тип, к слову, впервые появившийся в селевкидской нумизматике именно при Антиохе I, был самым популярным у всех последующих правителей династии. Судя по метрологическим данным, а также особенностям иконографии, представленный экземпляр был отчеканен на монетном дворе Селевкии на Тигре. Однако более точное определение монетной серии, к которой относится эта тетрадрахма, невозможно ввиду плохой сохранности изображения оборотной стороны и, как следствие, полной утраты монограмм в левом и правом внешних полях.
4. SC 378 или 379; SNG Italia. Milano XII.I 34–35.
9 Все четыре бронзовые монеты Антиоха I из собрания ИОКМ были отчеканены на монетном дворе Экбатан. Первая из них (№ 3) относится к масштабному и разнообразному по своим метрологическим данным выпуску типа «голова Антиоха/фигура стоящего Аполлона». Из-за плохой сохранности монеты легенда ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ видна не полностью, а монограммы, следы которых различимы в левом внутреннем поле, не удалось восстановить. Однако на основании метрологических данных этот выпуск можно ассоциировать с SC 414. Три оставшиеся монеты (№ 4–6) принадлежат одному монетному типу «голова Аполлона/кифара» (SC 418), характерному для мелких номиналов бронзовых монет, чей вес колебался в интервале от 0,6 до 1,3 г, с медиальным значением около 1 г. Все три публикуемых экземпляра имеют несколько заниженный вес по сравнению с медиальным значением, что может объясняться плохой сохранностью, как хорошо видно на примере экземпляра №5. По этой причине изображение оборотной стороны и монограммы на ней слабо различимы, что осложняет точное определение выпуска.
10 Большой интерес вызывает бронзовая монета (№ 7) Селевка II (246–225 гг. до н.э.). Она была отчеканена на монетном дворе Селевкии на Тигре и демонстрирует весьма необычный для селевкидской нумизматики монетный тип. На лицевой стороне изображена развернутая в три четверти голова Аполлона в лавровом венке, а на оборотной – Ника, возлагающая венок на голову Селевка II. Стоит отметить, что изображение фигуры в три четверти является довольно редким художественным приемом в монетном деле античных государств, в частности, Селевкидов, однако, бронзовая чеканка Селевка II в Селевкии на Тигре демонстрирует сразу шесть типов с подобным оформлением (SC 767–772, 779–780). Возможно, данный изобразительный прием подчеркивал исключительность и высокую идеологическую значимость всей монетной серии в целом, выделяя ее из общей массы монетных выпусков с более традиционным изображением. Необычным представляется и сюжет оборотной стороны, демонстрирующий сцену царского триумфа. Помещенное здесь изображение царя Селевка в доспехах и держащего копье также является редкой сюжетной особенностью, а сама сцена возложения богиней Никой победного венка на голову царя имеет отчетливый викториальный мотив. Можно допустить, что выпуску рассматриваемой монетной серии предшествовали какая-то крупная военная победа или успешный военный поход. Можно предложить, что это была военная кампания Селевка II против парфян, которая несмотря на ее общий негативный исход для Селевкидов все же на каком-то этапе могла быть весьма успешной для Селевка II5.
5. Plischke 2014, 204–242.
11 О значимости этого успеха и его идеологической репрезентации можно судить, обратившись к чеканке восточных монетных дворов государства Селевкидов того времени. Так, в Селевкии на Тигре Селевк II одновременно отчеканил несколько монетных серий. Некоторые из них, как упоминалось выше, были отмечены нехарактерным изображением в три четверти. Иконография оборотной стороны демонстрирует важнейшие для Селевкидов сюжеты: голова рогатой лошади (SC 771, 774), быка (SC 770–771, 773), Ники, венчающей трофей (SC 775). Подобную картину можно обнаружить и в чеканке Нисибиса и Экбатан. Разнообразие мотивов, так или иначе связанных с образом военного похода или династической символикой, здесь также богато представлено: якорь (SC 756–758), слон (SC 753–755, 817–821), Ника (SC 759, 827–829). Здесь же впервые появляется и уникальный для селевкидской иконографии портрет правителя с бородой (SC 759). В Сузах репрезентация образа царя Селевка II как победителя и удачливого полководца была отмечена чеканкой бронзовых монет с изображением сразу нескольких вариантов царского портрета – с бородой (SC 796), в три четверти (SC 800), с бородой и в кавсии (SC 797–798).
12 В коллекции ИОКМ хранятся пять бронзовых монет Антиоха III (223–187 гг. до н.э.). Все они относятся к хорошо известным монетным типам. Первые три (№ 8–10) были отчеканены в Антиохии на Оронте и представляют собой мелкие бронзовые фракции, в изобилии выпускавшиеся на столичном монетном дворе в течение всего правления Антиоха III. Сохранность этих экземпляров плохая, однако атрибуция оказалась возможной на основании анализа метрологических параметров и изображения оборотной стороны. Оставшиеся две монеты были отчеканены в монетной мастерской Экбатан. Одна из них (№ 11) относится к типу «Аполлон, сидящий на омфале» (SC 1248). Примечательной особенностью данной монетной серии является высокое качество художественного исполнения портрета правителя, что не всегда характерно для мелких бронзовых монет. В данном случае портрет Антиоха III очевидно снабжен индивидуальными чертами, что, без сомнения, говорит о высокой квалификации резчика. Наибольший интерес среди монет Антиоха III представляет экземпляр № 12. Эта монета относится к редкому типу с изображением пасущейся лошади на оборотной стороне (SC 1267)6. Стоит отметить, что данный сюжет уникален и в селевкидской нумизматике не встречается нигде, кроме монет мастерской Экбатан. Можно предположить, что появление данного сюжета связано с религиозными и культурными особенностями региона, где культ лошади был одним из наиболее распространенных среди местного иранского населения.
6. О монете этого типа из собрания Государственного Эрмитажа см. Golenko 1986, 14–17.
13 Все три бронзовые монеты (№ 13–15) Антиоха IV (175–164 гг. до н.э.) из собрания ИОКМ относятся к одному монетному типу (SC 1479; CSE I 791). На лицевой стороне помещен портрет правителя в лучистой короне, на оборотной – стоящая фигура божества. Этот монетный тип чеканился на монетном дворе Ака-Птолемаиды и был одним из наиболее распространенных в данном регионе.
14 Наиболее интересным экземпляром всей коллекции селевкидских монет ИОКМ является уникальная и ранее неизвестная бронзовая монета (№ 16) Александра Балы (152–146 гг. до н.э.). Ее описание и атрибуция требуют отдельного внимания. На лицевой стороне этой монеты помещен портрет правителя в львиной шкуре вправо, на оборотной – фигура Аполлона, сидящего на омфале, держащего в правой руке стрелу, а левой опирающегося на лук. Справа и слева от изображения Аполлона различима легенда – ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ.
15 Общая атрибуция монетного типа не вызывает особых затруднений. Сюжет оборотной стороны вне всяких сомнений определяет принадлежность данной монеты к селевкидской чеканке. Более того, упомянутое в легенде царское имя Александр значительно сужает круг возможных эмитентов. В истории государства Селевкидов известны лишь два царя с этим именем: Александр Бала и Александр Забина, правившие во второй половине II в. до н.э. Весьма примечательно, что оба правителя чеканили на своих монетах как собственный портрет в львиной шкуре, так и изображение Аполлона, сидящего на омфале. Однако подобное сочетание изображений лицевой и оборотной сторон в рамках одного монетного типа неизвестно, что уже само по себе говорит о том, что перед нами новый, ранее неизвестный монетный тип.
16 Более детальное определение вызывает некоторые затруднения, главным образом из-за плохой сохранности оборотной стороны монеты. В частности, неразличимы (или отсутствуют вовсе) монограммы и другие дифференты, что не только не позволяет достаточно точно определить эмитента монеты, но и локализовать монетный двор, на котором она была отчеканена. Тем не менее анализ портретных черт изображения правителя в львиной шкуре выявляет ряд особенностей, характерных скорее для портрета Александра Балы, чем для портрета Александра Забины: это в первую очередь выступающий подбородок, массивная нижняя челюсть и выдающийся нос.
17 Локализация монетного двора, на котором был выпущен представленный экземпляр, также вызывает ряд сложностей. Ввиду отсутствия монограмм следует уделить больше внимания анализу особенностей иконографии. В данном случае это портрет правителя в львиной шкуре. Важно заметить, что такой вариант царского портрета был весьма популярным художественным элементом селевкидской иконографии. С идеологической точки зрения портрет в львиной шкуре был своего рода отсылкой к Александру, на монетах которого впервые появилось данное изображение. Все последующие эллинистические правители, копировавшие изображение Александра или изображавшие свой собственный портрет в львиной шкуре, недвусмысленно проводили таким образом параллели с Александром. По всей видимости, связь с образом Александра имела большое значение для Александра Балы, который старался использовать в качестве орудия борьбы со своими многочисленными конкурентами за престол все доступные идеологические средства, в том числе и иконографию монет. Так, Александр Бала, будучи незаконным претендентом на престол, по сути самозванцем, отчеканил коммеморативную серию монет от имени Антиоха IV (SC 1883–1887), которого он позиционировал в качестве своего отца.
18 Портрет в львиной шкуре встречается на двух монетных сериях Александра Балы. Одна из них была отчеканена в Антиохии на Оронте (SC 1795), другая – в Апамее на Оронте (SC 1805). Обе серии воспроизводят один монетный тип: л.с. портрет Александра в диадеме, о.с. фигура стоящего Аполлона. И монетный двор Антиохии, и монетный двор Апамеи чеканили монеты данного типа одного номинала, у которого диаметр монетного кружка варьировался в пределах от 17 до 20 мм, а медиальный вес монеты составлял 6 г, притом что максимальный вес в Антиохии мог достигать 7,95 г, а в Апамее только 6,50 г. Публикуемая монета (вес 7,84 г, диаметр 19,5–20,5 мм) в целом соответствует этим параметрам. К сожалению, из-за плохой сохранности изображения в правом поле оборотной стороны титул ΒΑΣΙΛΕΩΣ виден не полностью, что не позволяет провести графический анализ надписи и выявить характерные особенности начертания букв, в частности, наличие так называемой «раскрытой» омеги, известной по монетам Апамеи на Оронте.
19 Изображение Аполлона, сидящего на омфале, встречается на двух других бронзовых монетах Александра Балы. Атрибуция этих монетных серий осложняется (как и в случае с представленным экземпляром) отсутствием дифферентов, что исключает принадлежность этих выпусков чеканке Антиохии на Оронте или Апамеи на Оронте. А. Хутон и К. Лорбер отнесли производство монет с изображением Аполлона, сидящего на омфале, к продукции неопределенного «монетного двора 90» (SC 1815–1816), локализуемого в Северной Сирии, а также неопределенной монетной серии из Северной Сирии (SC 1817; SNG Spaer 1498; CSE II 464).
20 Итак, локализация монетного двора, чеканившего монетную серию, к которой относится представленный экземпляр, определяется следующими характеристиками. Если принимать во внимание иконографические особенности портрета правителя, то монетный двор мог находиться либо в Антиохии на Оронте, либо в Апамее на Оронте. Однако отсутствие монограмм и обозначений монетного двора, столь характерных для Антиохии и Апамеи, делают такое предположение маловероятным. Если же учитывать сюжет оборотной стороны, то монетный двор, где могла быть произведена рассматриваемая монета, стоит отождествлять с неопределенным «монетным двором 90», что также маловероятно ввиду расхождения метрологических данных. Тем не менее отсутствие дифферентов, метрологические параметры и стиль художественного исполнения скорее роднят данный экземпляр с неопределенной монетной серией, локализующейся в Северной Сирии.
21 Среди монет Антиоха VII (138–129 гг. до н.э.) выделяется каппадокийское подражание (№ 17) тетрадрахме этого правителя (SC 2150.1). Стилистически все известные каппадокийские подражания копировали продукцию монетного двора Антиохии на Оронте. Примечательно, что все они принадлежат к одному монетному типу – «Афина Никефора». Согласно классификации А. Хутона и К. Лорбер, рассматриваемая монета была выпущена в правление царя Ариарата VIII. Также в собрании ИОКМ хранятся три бронзовые монеты (№ 18–20) Антиоха VIII (125–96 гг. до н.э.) одного типа (SC 2307): л.с. портрет правителя в лучистой короне, о.с. орел, сидящий на молнии. Данный монетный тип очень хорошо известен специалистам. По объемам выпуска он относится к одной из наиболее массовых эмиссий Антиоха VIII.
22 Последним экземпляром из коллекции селевкидских монет ИОКМ является неопределенная бронзовая монета (№ 21). Изображение на оборотной стороне (Аполлон, сидящий на омфале) позволяет без сомнения определить эту монету как селевкидскую. Сохранившаяся в правом внешнем поле монограмма стерта и практически не читается. Художественные особенности изображения, а также легенда ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ, в которой отсутствуют эпитеты, свидетельствуют скорее о принадлежности данной монеты одному из представителей ранних Селевкидов. Упомянутое в легенде имя царя сводит круг возможных эмитентов до трех – Антиоха I, Антиоха II и Антиоха III. Более точное определение на сегодняшний день затруднительно.
23

Каталог

 

1. AE. Селевк I. Сузы. Инв. № ИОКМ 34304.

Л.с. Голова Александра в слоновьем скальпе.

О.с. Стоящая Ника влево, в правой руке держит венок, в левой стилус.

Легенда: справа от Ники – ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ.

Обозначение монетного двора: слева от Ники – якорь.

Монограммы: не видны.

Вес – 4,86 г.

Диаметр – 16 мм.

Соотношение осей – 12 ч. SC 189.1.

24

2. AR. Антиох I. Тетрадрахма. Селевкия на Тигре. Инв. № ИОКМ 600034, д/м 23049.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме вправо. Ленты диадемы лежат ровно за спиной. Изображение в точечном ободке.

О.с. Аполлон, сидящий на омфале. В правой руке держит стрелу, левой опирается на лук. Изображение в точечном ободке.

Легенда: справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Монограммы (в правом и в левом поле): не читаются.

Вес – 16,89 г. Диаметр – 28 мм. Соотношение осей – 6 ч.

SC 378 или 379.

25

3. AE. Антиох I. Экбатаны. Инв. № ИОКМ 34063.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Фигура стоящего Аполлона влево. В правой руке держит лук, в левой – стрелу. Изображение в точечном ободке.

Легенда: Справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Монограммы: не видны.

Вес – 2,08 г. Диаметр 11–12 мм. Соотношение осей – 2 ч.

Наиболее близкий тип – SC 414.

26

4. AE. Антиох I. Экбатаны. Инв. № ИОКМ 34302.

Л.с. Голова Аполлона с длинными кудрями вправо. О.с. Кифара. Легенда: слева от кифары – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, под ней – ΑΝΤΙΟΧΟΥ. Монограмма: не читается. Вес – 0,84 г. Диаметр – 9,5–10 мм. Соотношение осей – 9 ч. SC 418.

27

5. Инв. № ИОКМ 34303.

Л.с. То же.

О.с. То же.

Монограмма: справа от кифары – 

 

28

29

Вес – 0,53 г. Диаметр – 7–10 мм. Соотношение осей – 6 ч.

SC 418c (?)

30

6. Инв. № ИОКМ 34307.

Л.с. То же.

О.с. То же.

Монограмма: не читается

Вес – 0,76 г. Диаметр – 10,5 мм. Соотношение осей – 5 ч.

SC 418.

31

7. AE. Селевк II. Селевкия на Тигре. Инв. № ИОКМ 343308.

Л.с. Драпированный бюст Аполлона в лавровом венке в три четверти. За спиной лира.

О.с. Селевк II стоит в доспехах. В правой руке держит копье. Ника, стоя за спиной Селевка, возлагает на него венок.

Легенда: между фигурами – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, в левом поле – ΣΕΛΕΥΚΟΥ.

Монограммы: между фигурами –

 

32

33

в правом поле –

34

35

Вес – 2,53 г. Диаметр –14 мм. Соотношение осей – 2 ч.

SC 780.

36

8. AE. Антиох III. Антиохия на Оронте. Инв. № ИОКМ 34064.

Л.с. Голова Аполлона в лавровом венке вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Аполлон, сидящий на омфале. В правой руке держит стрелу, левой опирается на лук. Изображение в точечном ободке.

Легенда: справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Монограммы: не видны.

Вес – 3,84 г. Диаметр – 16 мм. Соотношение осей – 9 ч.

SC 1049.

37

9. AE. Антиох III. Антиохия на Оронте. Инв. № ИОКМ 34301.

Л.с. Голова Антиоха в лавровом венке вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Фигура стоящего Аполлона влево. В правой руке держит лук, в левой – стрелу. Изображение в точечном ободке.

Легенда: справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Монограммы: не видны.

Вес – 1,78 г. Диаметр – 11–12 мм. Соотношение осей – 12 ч.

SC 1058.

38

10. Инв. № ИОКМ 34306.

Л.с. То же.

О.с. То же.

Вес – 1,80 г. Диаметр – 11,5–12 мм. Соотношение осей – 2 ч.

SC 1058.

39

11. AE. Антиох III. Экбатаны. Инв. № ИГОИРМ 78721.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Аполлон, сидящий на омфале. В правой руке держит стрелу, левой опирается на лук. Изображение в точечном ободке.

Легенда: справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Монограммы: в правом внешнем поле – 

40

41

в левом внешнем поле –

42

43

Обозначение монетного двора: в левом внешнем поле – голова слона.

Вес – 10,56 г. Диаметр – 21,5–22 мм. Соотношение осей – 10 ч.

SC 1248.

44

12. AE. Антиох III. Экбатаны. Инв. № ИОКМ 34305.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Лошадь влево. Легенда: над лошадью – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, под ней –ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Монограммы: не видны.

Вес – 2,83 г. Диаметр – 15,5–16,5 мм. Соотношение осей – 12 ч.

SC 1267.

45

13. AE. Антиох IV. Ака-Птолемаида. Инв. № ИОКМ 34069.

Л.с. Голова Антиоха в лучистой короне, вправо. Ленты диадемы лежат ровно за спиной. Изображение в бусинном ободке.

Монограмма: в левом поле –

 

46

47

О.с. Женское божество в длинной мантии стоит влево. Правой рукой опирается на скипетр. Изображение в точечном ободке.

Легенда: справа ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ.

Вес – 2,09 г. Диаметр – 13–14 мм. Соотношение осей – 12 ч. Зубчатый край.

SC 1479; CSE I 791.

48

14. Инв. № ИОКМ 34070.

Л.с. То же.

О.с. То же.

Вес – 2,36 г. Диаметр – 13 мм. Соотношение осей – 5 ч. SC 1479.

49

15. Инв. № ИОКМ 34309.

Л.с. То же.

О.с. То же. Вес – 1,78 г. Диаметр – 13 мм. Соотношение осей – 1 ч.

SC 1479.

50

16. AE. Александр I. Инв. № ИГОИРМ 78523.

Л.с. Голова Александра в львиной шкуре вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Аполлон, сидящий на омфале. В правой руке держит стрелу, левой опирается на лук.

Легенда: справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ.

Монограммы: отсутствуют. Вес – 7,84 г. Диаметр – 19,5–20,5 мм. Соотношение осей – 12 ч.

Ранее неизвестный монетный тип.

51

17. AR. Антиох VII. Тетрадрахма. Каппадокийский выпуск. Инв. № ИОКМ 60033, д/м 23048.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме, вправо. Ленты диадемы лежат ровно за спиной. Изображение в бусинном ободке.

О.с. Стоящая Афина, влево. В левой руке держит копье и щит, опущенный на землю. На вытянутой правой руке Ника, обращенная в сторону Афины, держит на вытянутых руках венок.

Легенда: в две строки справа от Афины – ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ, слева – ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ. В ободке из венка.

Монограммы: в левом внешнем поле –

52

53

под ней – А; в левом внутреннем – Т, в правом внутреннем – А.

Вес – 16,18 г. Диаметр – 28–29 мм. Соотношение осей – 12 ч.

SC 2150.1.

54

18. AE. Антиох VIII. Антиохия на Оронте. Инв. № ИОКМ 34066.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме и лучистой короне вправо. Одна лента диадемы лежит на плече, другая развевается. Изображение в точечном ободке.

О.с. Орел на молнии влево.

Легенда: справа от орла в две строки – ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ, слева – ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ.

Монограммы: не видны. Дата: не видна. Вес – 5,22 г. Диаметр – 17–18 мм. Соотношение осей – 1 ч.

SC 2307.

55

19. Инв. № ИОКМ 34067.

Л.с. То же.

О.с. То же. Дата: не видна. Вес – 5,18 г. Диаметр – 17–18 мм. Соотношение осей – 12 ч.

SC 2307.

56

20. Инв. № ИОКМ 34068.

Л.с. То же. О.с. То же. Дата: в обрезе – ΒΣ (202 с.э. = 111/110 г. до н.э.) Обозначение монетного двора: в обрезе – лист плюща.

Вес – 5,19 г. Диаметр – 17–19 мм. Соотношение осей – 12 ч.

SC 2307.2

57

21. AE. Инв. № ИОКМ 34065.

Л.с. Голова Антиоха в диадеме вправо. Изображение в точечном ободке.

О.с. Аполлон, сидящий на омфале. В правой руке держит стрелу, левой опирается на лук. Изображение в точечном ободке.

Легенда: справа от Аполлона – ΒΑΣΙΛΕΩΣ, слева – ΑΝΤΙΟΧΟΥ. Изображение в точечном ободке.

Монограмма: в правом внешнем поле – не читается.

Вес – 3,28 г. Диаметр – 14,5–19 мм. Соотношение осей – 12 ч.

References

1. Plischke, S. 2014: Die Seleukiden und Iran. Die seleukidische Herrschaftspolitik in den ostlichen Satrapien. Wiesbaden.

2. Timoshina, N.N. 2014: Monety, medali i bony v sobranii Ivanovskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya im. D.G. Burylina. Ivanovo, 2014.

3. Golenko, V.K. [A rare bronze coin of Antiochus III from the collection of the State Hermitage Museum]. In: G.A. Koshelenko (ed.), Problemy antichnoy kultury [Problems of Ancient Culture]. Moscow.

4. Golenko, V.K. Redkaya mednaya moneta Antiokha III v sobranii Gosudarstvennogo Ehrmitazha. V sb.: G.A. Koshelenko (red.), Problemy antichnoj kul'tury. M., 1986. S. 14–17.

5. Kritt, B. 1997: The Early Seleukid Mint of Susa. Lancaster.

6. Morkholm, O. 1991: Early Hellenistic Coinage. Cambridge.

Comments

No posts found

Write a review
Translate