Japan: Have Nuclear Arrows Moved?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Japan: Have Nuclear Arrows Moved?
Annotation
PII
S032150750026057-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Larisa V. Zhilina 
Occupation: Associate Professor, Foreign Languages Chair
Affiliation: F.M.Dostoevsky Omsk State University
Address: Russian Federation, Omsk
Edition
Pages
5-11
Abstract

Lately, when restarting nuclear weapons debate, Japan has to strike a delicate balance since, as the only country to have experienced the horrors of a nuclear attack, it remains committed to leading discussions on bringing about a world without nuclear weapons and continues to face calls from survivors of the 1945 atomic bombings to do more to achieve that.

Although there are several factors that can critically affect the anti-nuclear stance of Japanese public, this paper, based on results of opinion polls 2018–2022 and researches about nuclear issues debates, focuses on Japanese public opinion towards deployment of nuclear weapons in the territory of Japan and analyzing one, but specific factor, which can affect the Japanese public while discussing this issue – social pressure among the Japanese in the society.

Highlighting the importance of social pressure in public opinion toward different issues in both in Japanese society and the online arena, the author makes a conclusion that Japanese people are less likely to succumb to social pressure in matters they consider vital.

Keywords
Japan, public opinion, polls, deployment of nuclear weapons issue
Date of publication
21.06.2023
Number of purchasers
13
Views
551
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Как заявила президент журнала «Бюллетень ученых-атомщиков» Рейчел Бронсон, стрелки символических «Часов Судного дня» переведены на 10 секунд ближе к «ядерной полуночи». Это означает, что до «точки ядерного апокалипсиса» осталось 90 секунд1. Решение сдвинуть стрелку было принято из-за ситуации вокруг Украины [1]. Последние три года «Часы Судного дня» сохраняли отметку 100 секунд до апокалипсиса. 90 секунд – самый высокий уровень риска для человечества за всю историю существования проекта с 1947 г.
1.  «Бюллетень ученых-атомщиков», основанный в 1945 г. А.Эйнштейном и учеными Чикагского университета, участвовавшими в Манхэттенском проекте по разработке атомного оружия, через два года создал Часы Судного дня, используя образы апокалипсиса (полночь) и ядерного взрыва (обратный отсчет времени до нуля), угрожающих человечеству и планете. Часы Судного дня устанавливаются каждый год Советом по науке и безопасности «Бюллетеня ученых-атомщиков» по согласованию с Советом спонсоров, в который входят 10 нобелевских лауреатов. Они стали индикатором уязвимости мира перед глобальной катастрофой, к которой могут привести созданные человечеством технологии. См.: Current Time – 2023. Bulletin of the Atomic Scientists. 24.01.2023. >>>> (accessed 23.01.2023)
3 Япония – единственная страна, которая когда-либо подвергалась ядерным атакам. Имея этот тяжелый опыт, страна заняла твердую пацифистскую позицию. Японское правительство стойко придерживалось политики «трех нет»: Япония НЕ будет владеть, производить и допускать на свою территорию ядерное оружие.
4 После начала Специальной военной операции (СВО) экс-премьер-министр Синдзо Абэ2 предложил Японии обсудить вопрос о размещении американского ядерного оружия, как это делают некоторые страны в Европе. При этом C.Абэ отметил, что «Украина отказалась от ядерного оружия советской эпохи в 1994 г., что, возможно, сегодня сделало её более уязвимой для хищного соседа»3. Однако Абэ не озвучил мысль, что «если бы Япония разместила у себя оружие, то это сняло бы все сомнения относительно её способности сдерживать ядерных агрессоров. Но, он уже тем, что и так сказал очень много, пробил дыру в сёдзи4». Япония традиционно всегда испытывала ксенофобию, потому что исторически чувствовала себя уязвимой перед вторжением или доминированием со стороны чужаков с превосходящими военными возможностями, технологиями и другими ресурсами [2].
2. Премьер-министр Японии в 2006–2007 и 2012–2020 гг., проработавший дольше всех на этой должности. Погиб 08.07.2022 от рук убийцы в г. Нара (о. Хонсю) во время уличного выступления в ходе предвыборной кампании (прим. авт.).

3.  A debate about nuclear weapons resurfaces in East Asia. Economist. 19.03.2022. >>>> (accessed 23.01.2023)

4. В традиционной японской архитектуре сёдзи – это дверь, окно или разделяющая внутреннее пространство жилища перегородка, состоящая из прозрачной или полупрозрачной бумаги (прим. авт.).
5 Предыдущие попытки японских политиков поднять эту тему были отвергнуты экспертами по безопасности. Вместе с тем уже в 2023 г. в Японии впервые на уровень парламентских дебатов был вынесен крайне деликатный вопрос, обсуждение которого может быть отдаленным прологом к более конкретной дискуссии о размещении в стране американского ядерного оружия. Поднял тему в бюджетной комиссии нижней палаты парламента бывший министр обороны, депутат от правящей Либерально-демократической партии Сигэру Исиба. Он призвал правительство премьер-министра Фумио Кисиды обсудить с США вопрос о введении двумя странами системы «совместного владения» ядерным оружием, что, по его словам, не нарушает отказ Токио от обладания ядерным оружием5.
5. Головнин В. В Японии заговорили о ядерном оружии. >>>> (accessed 17.02.2023)
6 «ЯДЕРНАЯ АЛЛЕРГИЯ» ИЛИ ПАЦИФИЗМ?
7 Вопросы безопасности Японии долгое время была в центре интенсивных политических дискуссий и международных отношений, поскольку они сильно влияли на внешнюю политику Японии. По мнению экспертов, позиция Японии в области безопасности представляет серьезную загадку. В то время как одни предсказывали, что государство с сильной экономикой попытается достичь статуса «гегемонии», другие утверждали, что позиция Японии в отношении безопасности остается довольно пассивной [3].
8 Здесь нельзя не отметить, что образ «миролюбивой» культуры Японии глубоко укоренился в японском обществе [4], и этот факт был особенно важным при принятии решения по вопросу о ядерных вооружениях, в котором Япония стойко сохраняла во внешней политике неядерную позицию. Одной из важнейших доктрин в этой области, как упоминалось выше, являются 3 неядерных принципа, впервые провозглашенные в годы холодной войны в декабре 1967 г. премьер-министром Эйсаку Сато: «Япония не будет обладать, производить или допускать размещение или транзит ядерного оружия» в соответствии со ст. 9 Конституции6.
6. Положение Конституции Японии, запрещающее войну как средство разрешения международных споров с участием государства. Конституция вступила в силу 3 мая 1947 г. (прим. авт.).
9 Эти принципы были приняты резолюцией парламента Японии в ноябре 1971 г. и с тех пор стали её национальной политикой [5]. Стоит также отметить, что японская общественность в целом, помня печальный опыт Хиросимы и Нагасаки 1945 г., была категорически против ядерного вооружения. По данным министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, общее число официально признанных выживших после двух ядерных атак, известных как «хибакуся»7, по состоянию на март 2022 г. составляло 118 935 чел. – на 8820 чел. меньше, чем годом ранее. Их средний возраст был 84,53 года8.
7. Выживших после атомной бомбардировки на японском языке называют «хибакуся», что буквально означает «люди, пострадавшие от бомбы». Согласно Закону о помощи пострадавшим от атомной бомбы, существуют признанные категории «хибакуся»: подвергшиеся непосредственному воздействию бомбы и её непосредственных последствий; подвергшиеся облучению в радиусе 2 км, попавшие в зону поражения в течение 2 недель после взрыва; подвергшиеся воздействию радиоактивных осадков в целом; подвергшиеся воздействию внутриутробно, чьи матери были беременны и принадлежали к любой из этих категорий (прим. авт.).

8. Nuclear weapons a ‘loaded gun’, U.N. chief warns, as Hiroshima marks 77 years since bombing. Japan Times. 06.08.2022. >>>> (accessed 19.02.2023)
10 Как считают эксперты, история зарождения послевоенного японского пацифизма прочно укоренилась на руинах, страданиях и трудностях, вызванных долгой войной. Экономические лишения, которые повлекла за собой война, сформировали острое понимание важности вопросов войны и мира, а для рядовых японцев поддержка пацифизма стала выражением их стремления сделать всё, чтобы такие ужасы не повторились вновь [6]. «Это чувство “никогда больше” кристаллизовалось в форме коллективной жертвенности японского народа, таким образом, решимость сопротивляться войне можно понимать как прагматичный шаг для защиты собственного благополучия» [7].
11 Хотя проводимые в Японии опросы общественного мнения постоянно указывают на сильное сопротивление в «ядерном» вопросе9, некоторые исследователи считают, что сложившуюся в стране ситуацию скорее можно описать как «ядерную аллергию»10, не позволяющую людям открыто обсудить вариант ядерного вооружения [8]. Вместе с тем есть понимание, что антиядерная позиция Японии и впредь останется достаточно твердой, поскольку это один из важнейших элементов культуры безопасности страны в период после Второй мировой войны [9; 10].
9. Sekai Schuhou. 2006. Jiji seron chosa report (Survey report of contemporary issues), 87(47), 21. (In Jap.)

10. Эта метафора чаще всего использовалась в конце 1960-х гг., чтобы заклеймить противников ядерной политики Японии как «аллергиков». Критика антиядерных настроений с точки зрения «международного здравого смысла» и начало пропагандистской кампании использовались, чтобы попытаться «вылечить» антиядерную «аллергию» японцев (прим. авт.).
12 Однако не стоит безапелляционно предполагать, что она и впредь будет стабильной. Принимая во внимание, что проблема ядерного вооружения – один важнейших элементов культуры безопасности Японии и что это центральная тема в современном дискурсе, необходимо проанализировать, как под воздействием социального давления японцы выражают своё мнение по данному вопросу.
13 ПРОТИВ ИЛИ НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ?
14 Учитывая, что люди формируют свои установки, взвешивая мнения других, важно понять, как социальное давление может влиять на мнения людей по разным вопросам [11; 12], и уловить характер их поведения в социальной среде. Это особенно актуально для Японии, чьи граждане чрезвычайно чувствительны к тому, что думают другие [13]: в обществе существует сильная ориентация на группу (shudanshugi), поэтому люди избегают обмена новыми/разными мнениями, противоречащими убеждениям и взглядам большинства внутри своей группы.
15 Подобное явление также можно назвать «групповым мышлением», при котором предпочтительно не высказывать альтернативное или непопулярное мнение, чтобы соответствовать ожиданиям других членов общества, что, в свою очередь, влечет за собой определенный контроль общества над индивидами. Благодаря такому контролю элиты могут усилить эмпатию и взаимодействие между всеми членами группы и получить их полную поддержку по дискутируемым вопросам. Соответственно, можно предположить, что одобрение японскими гражданами вопроса «ядерных вооружений» будет зависеть от мнения большинства [12].
16 В 2018 г., в период высокой напряженности в отношениях с Северной Кореей, когда в течение нескольких месяцев накапливались доказательства того, что она может готовить очередное ядерное испытание, был проведен интернет-опрос11 (в нём приняли участие 6623 чел.: американцы, японцы и южнокорейцы), который показал, что большинство японцев всё же поддерживают ядерное разоружение и Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО)12. Результаты опроса были представлены в Journal of Conflict Resolution. Респондентам предложили выбрать одну из 10 возможных причин, по которым они предпочитают «ядерную сдержанность», обсуждая проблемы безопасности. В ответах участники опроса чаще всего упоминали «страх перед ядерной эскалацией» – 60% американцев и 59% южнокорейцев, и утверждали, что «использование ядерного оружия отвратительно». Среди граждан Японии (53%) этот ответ был вторым по частоте выбора. Самой распространенной причиной «ядерной сдержанности» в Японии (58%) было «ядерное табу» и вера в то, что «ни одна страна никогда не должна применять ядерное оружие». Это второе по частоте объяснение, прозвучавшее в США (44%) и Южной Корее (51%).
11. См: Poll: Americans, Japanese, and South Koreans don’t support using nuclear weapons against North Korea. Allison D.M., Herzog S. October 25, 2022. >>>> (accessed 23.01.2023)

12. ДЗЯО – первое всемирное многостороннее соглашение, направленное на всеобъемлющее запрещение ядерного оружия. Это первый договор, содержащий положения о преодолении неблагоприятных гуманитарных последствий применения и испытания ядерного оружия. Он был принят на Дипломатической конференции ООН 07.07.2017 г. и вступил в силу 22.01.2021 (прим. авт.).
17 913–12 августа 2019 г. глобальная исследовательская компания Dynata (ранее Survey Sampling International) провела еще один опрос – «Должна ли Япония присоединиться к Договору о запрещении ядерного оружия?» 75% респондентов ответили утвердительно, 17,7% высказались «против», а 7,3% «не определились» с ответом. Эти результаты еще раз продемонстрировали, что японская общественность имеет ярко выраженную «ядерную аллергию», желая и впредь придерживаться трех неядерных принципов [14].
13. 6 и 9 августа 1945 г. американцы сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки две атомные бомбы – «Малыш» и «Толстяк».
18 В этом же году Исследовательский институт культуры вещания NHK14 в своём исследовании15 выявил, что 65,9% японских респондентов поддерживают участие Японии в ДЗЯО. Интересный факт: в то время как проводимые в Японии многочисленные опросы о так называемых «политических предпочтениях» граждан часто дают большую долю ответов «не знаю» или «затрудняюсь ответить», полезным открытием для специалистов, изучающих японское общественное мнение по ядерному вопросу, станет то, что среди респондентов была лишь небольшая доля «неопределившихся». Другими словами, японские граждане имели довольно четкую позицию по данному вопросу. Таким образом, можно сделать предположение, что выявленный при опросе относительно низкий процент «неопределившихся» респондентов может указывать на важность участия Японии в ДЗЯО16.
14. Японская государственно-общественная центральная телерадиокомпания (прим. авт.).

15. NHK Broadcasting Culture Research Institute. 2019. December 2019 Political Awareness Monthly Survey. NHK Public Awareness Monthly Survey. (In Jap). >>>> (accessed 23.01.2023)

16. При этом 73,6% мужчин и 76,3% женщин выразили поддержку ДЗЯО, хотя больше мужчин (22,3%) выступили против Договора, а больше женщин (10,1%) выразили неуверенность в своих ответах (прим. авт.).
19 Однако, что касается вопроса поддержки политики ядерного разоружения, то начало СВО на Украине заметно усилило кризисные чувства у населения Японии. В резолюции японского отделения «Юристы против ядерного оружия»17 отмечалось, что поддержка ДЗЯО в японском обществе в 2022 г. упала на 10 процентных пунктов – с 71% в 2021 г. до 61% в июле 2022 г., и, как подчеркивалось в резолюции, ключевым фактором такого сдвига стало «вторжение на Украину» (так была названа СВО в резолюции. – Л.Ж.)18.
17. Международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Берлине была основана в 1988 г. Её деятельность направлена на «наращивание и укрепление международно-правовых усилий по запрещению применения и угрозы применения ядерного оружия». В её состав входят отдельные юристы и адвокатские организации (прим. авт.).

18. Japan Anti-Nuclear Lawyers Association. 2022. Japan Anti-Nuclear Lawyers Association 2022. General Assembly Resolution. (In Jap.). >>>> (accessed 21.02.2023)
20 Хотя премьер-министр Кисида всегда открыто поддерживал глобальное ядерное разоружение и отказывался от совместного использования ядерного оружия19, сложно предположить, сможет ли он выдержать давление сторонников жесткой линии в своей партии. В 2023 г. Япония начала прикладывать беспрецедентные усилия по ремилитаризации, и возможный пересмотр ядерной политики также стал предметом переговоров. Новый вектор японской политики можно рассматривать как курс правительства, оправданный результатами опросов общественного мнения в Японии. Кроме того, проведение Россией спецоперации на Украине укрепило веру японцев в то, что Япония должна не только пересмотреть свою Конституцию, но и работать над поиском лучших вариантов «ядерного сдерживания», включая «совместное использование ядерного оружия»20. Многие японские респонденты, особенно пожилые женщины, хотя и не относятся к войне благосклонно, но вместе с тем не видят другого выхода, кроме милитаризации страны (помимо оборонных союзов) для защиты Японии от возможной агрессии со стороны Китая.
19. Aoki N. 2022. Japan may not militarize soon, but Abe’s dream lives on. >>>> japan-may-not-militarize-soon-but-abes-dream-lives-on/ (accessed 21.02.2023)

20. Social Survey Research Center. 2022. April 23, 2022. Public Opinion Survey Results (Free Entry). >>>> (accessed 21.02.2023)
21 БЕЗОПАСНО ЛИ МОЛЧАНИЕ?
22 Хотя после Второй мировой войны японцы были категорически против ядерного оружия, до сих пор неясно, насколько сохранилась эта их установка. Есть вероятность, что японские граждане при определенных обстоятельствах могут пересмотреть свою антиядерную позицию. Вот почему важно учитывать факторы, которые могут критически повлиять на эту позицию.
23 Согласно выводам исследования психолога Соломона Э.Аша21, люди склонны менять свои взгляды, чтобы соответствовать мнению большинства [11]. Точно так же теория «спирали молчания»22 указывает на то, что люди менее склонны не соглашаться с большинством в группе из-за «страха изоляции» [12]. Когда три компонента – политика, СМИ и общественное мнение – противостоят «один против двух», это оказывает на людей социальное давление и напоминает «климат мнений»23 в теории «спирали молчания». Ежедневно отслеживая социальные сети (свои и чужие), просматривая медийный контент, пользователи бессознательно усваивают доминирующие в текущий момент мнения в обществе по животрепещущим вопросам. Таким образом, по разным каналам связи на меньшинство оказывается серьезное давление путем словесных нападок или критики до тех пор, пока оно не сможет не уступить большинству – так постепенно формируется национальный консенсус.
21. Провел эксперимент для выяснения, в какой степени социальное давление со стороны группы большинства может повлиять на человека, чтобы он ей соответствовал; создал основополагающие работы по формированию впечатления, внушению престижа, конформизму и многим другим темам (прим. авт.).

22. «Спиралью молчания» называют теорию, согласно которой люди склонны выражать идеи, созвучные с мнением большинства, а отличные от доминирующих мнений – замалчивать (прим. авт.).

23. Климат мнений – неспецифическое понятие, которое определяет тенденцию к принятию определенной оценки в обществе. «Климат мнений» по способу распространения похож на вирус, т.к. мнение большинства быстро распространяется в обществе в целом (прим. авт.). См.: [12].
24 Еще один из важных факторов, влияющих на формирование общественного мнения, – стремительное распространение Интернета. С развитием коммуникационных технологий и при тотальной доступности информации по разным темам Интернет создал огромное информационное пространство, в котором социальное давление стало играть еще более важную роль. Было, например, выявлено, что «давление со стороны сверстников в Интернете» влияет на принятие молодыми людьми решения об употреблении алкоголя и наркотиков [15]. Однако некоторые исследователи, анализируя поведение людей на дискуссионных онлайн-форумах, пришли к выводам, которые, в свою очередь, могут потребовать некоторых модификаций теории «спирали молчания» [16]. А именно: по результатам проведенных исследований было сделано важное заключение – людей, как правило, привлекают взгляды, схожие с их собственными, а это значит, что они могут объединяться в группы единомышленников. Вместе с тем стоит учитывать, что люди готовы говорить или молчать в зависимости от того, насколько они уверены в своих знаниях об обсуждаемой проблеме, насколько твердое мнение имеют по поднимаемому вопросу и каков уровень их заинтересованности в самом вопросе.
25 Учитывая ситуацию, в которой японская молодежь склонна развивать свою идентичность через тесные отношения в социальных сетях, где в определенном смысле обнажаются существующие в современном обществе проблемы «замкнутости» и обостряются человеческие отношения, можно предположить, что негативное воздействие социальных сетей будет иметь серьезные последствия для японского общества. Те, кто участвует в онлайн-дискуссиях, сталкиваются с сильным прессингом, конечная цель которого – корректировка мнения до уровня соответствия мнению большинства, а отклоняющиеся от общепринятых норм, как правило, «исключаются» из японского общества.
26 Ученые также пришли к выводу, что существуют межнациональные различия в уровнях социального давления с целью соответствия группе большинства [17], и предположили, «что общества различаются по степени боязни изоляции членами общества» [12]. Поскольку социальные взаимодействия в Интернете в этом плане не являются исключением, именно японские граждане, участвующие в онлайн-общении, подвергаются очень высокому уровню давления со стороны своего общества.
27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28 В последние годы Интернет стал одним из важнейших средств коммуникации в Японии24, поэтому, учитывая его критическое влияние, необходимо и дальше изучать, как онлайн-общение формирует взгляды людей на некоторые важные проблемы, поднимаемые в обществе. В частности, пример Японии представляет собой важный контекст, в котором исследователи могут эффективно проверять влияние социального давления на мнения и взгляды активно использующих Интернет.
24. Ministry of Internal Affairs and Communication of Japan. 2017. White paper: Information and communication in Japan. >>>> (accessed 23.01.2023)
29 Можно предположить, что японские граждане с бо́льшей вероятностью поддержат вариант ядерного вооружения Японии, если им будет представлен сценарий, в котором большинство японского общества принимает именно этот вариант. Однако сегодня представление о том, что японское общество является ультраколлективистским и антииндивидуалистическим, весьма спорно, и его не следует принимать безапелляционно.
30 С одной стороны, «коллективно мыслящие» японцы, возможно, не более уязвимы перед последствиями «спирали молчания», чем индивидуалисты – представители Запада, но, с другой стороны, «спираль молчания» может оказаться подходящим инструментом для манипулирования общественным мнением в Японии [18]. Вместе с тем результаты приведенных в статье опросов, показывают, что японцы с меньшей вероятностью поддаются социальному давлению в вопросах, которые они считают жизненно важными.

References

1. Spinazze G. 2023. Press release: Doomsday Clock set at 90 seconds to midnight. Bulletin of the Atomic Scientists. https://thebulletin.org/2023/01/press-release-doomsday-clock-set-at-90-seconds-to-midnight/ (accessed 23.01.2023)

2. Johnson F.A. 1993. Dependency and Japanese socialization: Psychoanalytic and Anthropological Investigations into Amae. New York: New York University Press.

3. Mearsheimer J. 1990. Back to the future: Instability of Europe after the cold war. International Security, 15(1), 5–56.

4. Katzenstein P. 1996. Cultural Norms and National Security: Police and Military in Postwar Japan. Ithaca: Cornell University Press.

5. Kawai K. 2022. Mission Unaccounted: Japan’s Shift of Role in US Extended Nuclear Deterrence. Journal for Peace and Nuclear Disarmament, 5(3): 1–30, DOI:10.1080/25751654.2022.2110636

6. Zhilina L.V. 2022. Japanese Youth: Facing the Peace. Yearbook Japan. 2022; 51:40–60. Р. 52. (In Russ.). https://doi.org/10.55105/2687-1440-2022-51-40-60.

7. Cai Y. 2008. The Rise and Decline of Japanese Pacifism. New Voices in Japanese Studies, 2: 179–200. DOI: 10.21159/nv.02.09. Р. 182

8. Hook G. 1984. The nuclearization of language: Nuclear allergy as political metaphor. Journal of Peace Research, 21(3), 259–275.

9. Kase Y. 2001. The cost and benefits of Japan’s nuclearization: An insight into the 1968/70 internal report. Nonproliferation Review, 8(2), 55–68.

10. Mochizuki M. 2007. Japan tests the nuclear taboo. Nonproliferation Review, 14(2), 303–328.

11. Asch S.E. 1951. Effects of group pressure upon modification and distortion of judgment, In H. Guetzknow (ed.). Groups, Leadership, and Men. Pittsburg: Carnegie Press. 177–190.

12. Noelle-Neumann E. 1974. The spiral of silence: A theory of public opinion. Journal of Communication, 24(2), 43–51.

13. Yoneyama T., Kawahigashi T., & Sweet C. 1986. The importance of the peer group in Japanese society. Review of Japanese Culture and Society, 1(1), 46–50.

14. Baron J., Gibbons R.D. & Herzog S. 2020. Japanese Public Opinion, Political Persuasion, and the Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons. Journal for Peace and Nuclear Disarmament, 3:2, 299–309, DOI: 10.1080/257516 54.2020.1834961

15. Stoddard S.A., Bauermeister J.A., Gordon-Messer C., Johns M., & Zimmerman M.A. 2012. Permissive norms and young adults’ alcohol and marijuana use: The role of online communities, Journal of Studies on Alcohol and Drugs, 73(6), 968–975.

16. Yun G.W., & Park, S.Y. 2011. Selective posting: Willingness to post a message online. Journal of Computer-Mediated Communication, 16(2), 201–227.

17. Matthes J., Hayes A., Rojas H., Shen F., Min S.J., & Dylko I.B. 2012. Exemplifying a dispositional approach to cross-cultural spiral of silence research: Fear of social isolation and the inclination to self-censor. International Journal of Public Opinion Research, 24(3), 287–305.

18. Everett C.L., Karlyn H.B. 1996. Public Opinion in America and Japan: How We See Each Other and Ourselves. Washington, D.C., AEI Press. Р. 138.

Comments

No posts found

Write a review
Translate