Мухинские курганы: А.В. Филиппов и раскопки славянских памятников в Курском Посеймье в 1913 г.
Мухинские курганы: А.В. Филиппов и раскопки славянских памятников в Курском Посеймье в 1913 г.
Аннотация
Код статьи
S086960630007220-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Баранова Светлана И. 
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
118-126
Аннотация

В статье впервые публикуется дневник раскопок трех курганов, проведенных в 1913 г. под руководством известного историка керамики А.В. Филиппова в уезде города Рыльска, вблизи усадьбы его тестя, В.В. Филимонова. Ранее эту группу изучал М.Н. Сперанский, вступивший в полемику с А.А. Спицыным. Основная часть курганной группы утрачена, и новые материалы пополняют представление о сложном этапе установления Древнерусского государства на территориях славянских “племен” в XI в. в районе течения р. Сейм. Дневник имеет значение для суждения об уровне образования в Московском археологическом институте перед началом Первой мировой войны и о роли локальных творческих сообществ в развитии археологии и региональной истории, а также для характеристики личности А.В. Филиппова и его окружения.

Ключевые слова
А.В. Филиппов, археологическое образование, ранние славяне, Древняя Русь, Курск, Рыльск
Источник финансирования
Приношу глубокую благодарность Сергею Павловичу Щавелеву за помощь в работе над статьей.
Классификатор
Дата публикации
25.11.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
729
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В юбилейный для академической археологии России год представляется особенно своевременным ввести в научный оборот находку, сделанную при разборе личного архива известного исследователя истории керамики Алексея Васильевича Филиппова (1882–1956) – русского, советского художника-керамиста, члена-корреспондента Академии архитектуры СССР (о его наследии см.: Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А.В. Филлипова, М., 2017). Ученый и организатор художественных производств, он был разносторонне образованным человеком, стремившимся расширять свое историческое образование до возможных пределов. Интерес к древнерусским изразцам, проблемам их реставрации, привел его в Московский археологический институт, учебное заведение скорее общеисторического профиля, преподавание в котором не было ровным, но в общем находилось на достаточно высоком профессиональном уровне (его возглавлял В.В. Городцов, и делал это отнюдь не формально). А.В. Филиппов и позже довольно много контактировал с археологами, входил в состав Керамической бригады археологического сектора Государственной академии искусствознания, в МО ГАИМК и другие структуры сходной направленности в изучении древностей (вместе с В.А. Городцовым, см.: Городцов, 276, 277; 312, 313; 324, 325; 352, 353). Активный участник общества “Старая Москва”, Филиппов изучал ее археологию и помог М.Г. Рабиновичу организовать анализ истории керамического производства средневековой Москвы, а также раскопки в Гончарной слободе, где именно он открыл керамические горны и связанные с ними слои (Баранова, 2015. С. 164–168).
2 Публикуемые материалы представляют единственную, ранее совершенно неизвестную попытку Филиппова провести самостоятельные раскопки. Ей сопутствовал ряд важных личных обстоятельств. Дело в том, что в начале 1908 г. Филиппов участвовал в обсуждении новой учебной программы на заседании Комиссии по женским гимназиям. Вероятно, там (или при аналогичных обстоятельствах) он познакомился со своей будущей женой – Софьей Валентиновной Филимоновой, которая происходила из довольно известного рода крестьян-промышленников, на рубеже XVIII–XIX вв. получивших дворянство. Родовым гнездом Филимоновых (Фолимоновых тож) было имение в Курской губернии, в районе уездного центра Рыльска.
3

Рис. 1. Мухинская курганная группа. Раскопки кургана № 1. Страница из дневника А.В. Филиппова, 1913 г. Fig. 1. Mukhino mound group. Excavations of mound 1. A page from the diary of A.V. Filippov, 1913.

4 В этом городе и родилась Софья Валентиновна (18.04.1892). Ее отцом был Валентин Васильевич Филимонов (ок. 1858 г. рождения). Он владел капиталом по первой гильдии и 1234 десятинами земли в Рыльском уезде, был почетным мировым судьей г. Рыльска и директором местного уездного тюремного отделения; имел высшее образование (данные 1905 г.).
5 В 1908 г. юная Софья только окончила гимназию. Ее жизнь будет тесно связана с творчеством Филиппова, которому она станет верной помощницей: поступит в тот же Археологический институт и будет в дальнейшем работать в созданной А.В. Филлиповым лаборатории “Керамическая установка”, в 1948 г. защитит диссертацию.
6 Но для нас важен именно первый этап их знакомства. Дело в том, что уже лето 1908 г. они провели вместе, неподалеку от Рыльска, на Мухинском (также Фоновом) хуторе, принадлежавшем Филимоновым. Здесь собралась большая компания молодежи (В.В., А.В., С.В. Филимоновы, композитор А.А. Крейн, М.Д. Фелицина, Е.П. Иванова, Л.П. Соколова, Н.А. Небоедова, П.В. Кюнель, А.Д. Клинкова). Музицировали, путешествовали по окрестностям, рисовали, выпустили четыре номера шуточного рукописного журнала “Горе зубра”, которые редактировал А.В. Филиппов (псевдоним В. Альфил). Он также организовал на “Фоновом хуторе” студию художественной керамики, где следующим летом планировал создать колонию молодых художников (об этом сообщает вырезка из местной газеты, сохранившаяся в его архиве без выходных данных) (Баранова, 2017. С. 16, 17).
7 По-видимому, летние художественные досуги занимали А.В. Филиппова, его друзей и (в силу брака с Софьей Валентиновной) родственников все ближайшие годы. Однако в 1911 г. он поступает в Археологический институт (в анкетах сам Алексей Васильевич часто путал время обучения там, указывая то 1907–1911, то 1910–1913 гг., но его билет студента-первокурсника выписан на семестры 1911/1912 г.). Согласно записной книжке, он закончил его в 1913 г., хотя диплом был выписан только через пять лет. В институте Филиппов прошел полный курс, сдав все предметы на “отлично” (что подтверждено решением ученого совета 15 октября 1918 г. и дипломом № 321 со многими подписями членов-профессоров, богато иллюминованным художником Виктором Васнецовым).
8 Пройденный там курс обучения позволил А.В. Филиппову обратить внимание на древности, которыми были богаты окрестности семейного хутора Филимоновых, и попробовать себя на поприще полевого археолога. В июне 1913 г. он организовал раскопки трех курганов из большой группы в окрестностях д. Мухино, результаты которых отразил в полевом дневнике.
9 Нужно отметить, что эта группа уже была известна науке. Более того – служила предметом дискуссии по поводу перехода от раннеславянского этапа к древнерусскому (государственному). Полемика возникла между Александром Андреевичем Спицыным (1858–1931) и Михаилом Несторовичем Сперанским (1863–1938) – известным историком, филологом и этнографом, одним из клана ученых, носивших ту же фамилию, выдающимся источниковедом, разоблачившим подделки Сулакадзе и “Влесовы книги”.
10 Сперанский был членом МАО, но не полевиком, а музейным кабинетным ученым (Щавелев, 2007. >>>> speransk.html). Однако летом 1894 г. он по приглашению рыльского помещика В.В. Филимонова (из уже известной нам семьи – возможно, отца Софьи, Валентина Васильевича Филимонова) решил исследовать курганную группу на берегу р. Нестуни. Для него, как на два десятилетия позже для Филиппова, это будет чуть ли не единственный опыт раскопок.
11 Зона курганной группы уже распахивалась, кладоискатели грабили курганы, но более ста насыпей еще сохранялось. Сперанский раскопал 11 (в том числе 1 большой курган), из них 4 мужских и 6 женских. Это были ингумации, содержавшие древнерусский инвентарь: сосуды с орнаментом волной, импортные бусы, бубенчики, серьги, шейную гривну, медальон, лунницу, бронзовый браслет, перстень, височные кольца и др. М.Н. Сперанский опубликовал эти материалы, сопоставив с находками А.И. Дмитрюкова и Д.Я. Самоквасова. Для того времени его подход был уже архаичен, и А.А. Спицын оспорил вывод исследователя о принадлежности курганов северянам, сам же отнес их к радимичам (хотя так далеко на юго-востоке памятников радимичей не находят и до сих пор).
12 Позднее В.В. Енуков опубликует материалы о раскопках еще не менее двух курганов у д. Мухино (работы Ю.А. Липкинга 1963 г.), отметив, что данные о группе неполны настолько, что сложно понять, есть ли у погребений могильные ямы (Енуков, 2005. http:// old-kursk.ru/book/enukov/rurik019.html). Были найдены “четыре бронзовых северянских височных колечка” (по мнению Енукова – перстнеобразных) и “пастовые чечевицевидные бусы”, а также нож и лепной сосудик (погребение на спине, головой на запад, с двумя крупными лепными сосудами в поле кургана), и обрезанный в кружок дирхем (не ранее середины X в., возможно, рубеж X–XI вв.). Появление в Посеймье группы с довольно своеобразными древностями, которые Липкинг отнес к финалу роменской культуры, представлялось ему важным фактом.
13

Рис. 2. Мухинская курганная группа. Страница из дневника с зарисовкой костяка из погребения № 1, 1913 г. Fig. 2. Mukhino mound group. A page from the diary with a sketch of the skeleton from burial 1, 1913

14 Результаты работ А.В. Филиппова дополняют сведения о Мухинских курганах, занимая как бы промежуточное положение между работами Сперанского и Липкинга. Им раскопаны три насыпи, причем в один день (15 июня), о чем составлен специальный дневник (скорее, готовая заметка для публикации). Важно, что работы были предприняты не от праздности, а со вполне артикулированной научной целью – решить спор между Спицыным и Сперанским, буде это окажется возможным. Предварительно Филиппов познакомился с литературой, что и отметил в дневнике, формулируя задачи исследования.
15 Результаты работ, вероятно, показались автору слишком скромными, и никакого заключения он в дневник не внес. Однако на некоторые важные детали обратил внимание специально, как бы предвидя последующие вопросы Енукова, – все три погребения совершены на горизонте, без ям.
16 Необходимо отметить, что дневник обличает прилежного ученика В.В. Городцова и дает представление о том, какими навыками обладал выпускник Археологического института: раскопанные погребения тщательно описаны, обмерены и зарисованы.
17 Поскольку задача этой статьи – публикация архивного материала, лучше воздержаться от подробной характеристики раскопанных объектов. Но указать на их возможное место в исследованиях русских древностей необходимо.
18 Проблема отражения в археологических материалах освоения Русью бывших племенных территорий остается в повестке дня, так же как и вопрос верхней границы существования роменской культуры. Современные специалисты предполагали и их интеграцию в единую народность в ходе формирования древнерусского населения (Сухобоков, 1975. С. 153), и частичное уничтожение при завоевании Русью, и частичное бегство на север, в долины верхнего течения Оки и Десны (Узянов, 1993. С. 89; Григорьев, Сарачев, 1999. С. 345–353). Во всяком случае в Посеймье при смене этих культур существенно снижается плотность поселений и кладбищ (так считал А.А. Узянов на материалах долины р. Тускарь и курского течения Сейма со Свапой, см.: Узянов, 1985. С. 81; Кашкин, Узянов, 1987. С. 15, 16). Большая часть городищ и селищ здесь запустевает, зато размеры оставшихся населенными пунктов заметно растут. Похоже, победившая Русь согнала выжившее население в центры своей власти на территории будущего Курского княжества. На продолжающих существовать городищах фиксируется хронологический разрыв между роменским и древнерусским горизонтами (Ратское, Липино, Люшинка, Капыстичи) (Енуков, 2005).
19 Полагаю, что материалы, полученные Филипповым в 1913 г., несмотря на их скромность, пригодятся специалистам в рамках исследований перехода славянских “племен” к древнерусскому государству. Они пополняют круг погребений как раз переходного периода – с ингумациями, но с роменскими чертами в инвентаре, таких как курганная группа с трупоположениями в ямах, с роменской и древнерусской керамикой на средней Десне у Радичева конца X – начала XI в. (Казаков, 1994), и курган с ингумацией на материке, с лепным роменским горшком у д. Городище на р. Многе, притоке Удая (Приймак, 1997. С. 65, 66. Рис. 4, 5).
20 Новые мухинские материалы имеют значение и для истории науки: дополняют общую линию развития археологии ранних славян и Древней Руси; рисуют детали, связанные с археологическим образованием в России начала ХХ в. и ролью творческой интеллигенции в развитии исторических дискуссий. Они внесут новые элементы в общую картину такого крупного явления, как местные, краеведческие гнезда, и несомненно обогатят представления о личности А.В. Филиппова, его персональную и семейную просопографию.

Приложение

21 Дневник А.В. Филиппова о раскопках курганов у с. Мухино (Архив А.В. Филиппова хранится в личном собрании Е.А. Бобринской). Всего в дневнике 16 полос, из которых 2 чистые; бумага без линовки или клеток, сложена в формат ученической тетради (сейчас на скрепке через отверстия дырокола). Имеется заголовок на отдельной полосе:
22 “Дневник // археологических раскопок // Мухинских курганов // Рыльского уезда Курской губернии // 15 июня 1913 года” с подписью: А.В. Филиппов. Далее следует текст, в который включены три рисунка без масштаба: план кургана № 1 и два рисунка костяков из курганов № 1 и 2.
23 На обороте последней полосы есть еще один рисунок погребения (набросок для фиксации кургана № 1?) и деловые пометки: “Шапошниково, Каменка, Дурово (деревни, где растет суровика)”, а пониже, примерно в середине, прямо по рисунку: “Весы у садовника. Шпатели, лопатки, кисти (Мухино)”.
24 Кроме текста в дневник вклеены фотоснимки: расчищенное погребение (вероятно, одно из раскопанных, с пятнами солнца по краям); таблица украшений из курганного погребения (переснята из публикации Сперанского?); рабочий момент раскопок сооружения (керамический горн?) с работниками (место не установлено); общее фото за самоваром на лужайке (двое мужчин студенческого возраста и двое постарше, дама в светлом платье).
25

Текст дневника

26 “Проводя летние месяцы в Рыльском уезде Курской губернии, где по соседству, на земле помещика В.В. Филимонова имеется группа курганов, и узнав, что часть этой группы уже была раскопана приезжавшими из Москвы археологами, я решил, найдя материалы о прежних раскопках, с разрешения владельца продолжать исследования.
27

Рис. 3. Мухинская курганная группа. Страница из дневника с зарисовкой костяк. Страница из дневника с фотографией одного из костяков, 1913 г. Fig. 3. Mukhino mound group. A page from the diary with a sketch of the skeleton from the burial 2, 1913

28 В июне 1913 года совместно с В.С. Вороновым и при участии землевладельца были начаты раскопки.
29 По ознакомлении с отчетами г. М. Сперанского, произведенных 19 лет тому назад, и с критикой на него г. А. Спицына, мы решили по возможности выяснить неясности в выводах исследователя и критика. Таким образом, цель наших раскопок – выяснить: принадлежат ли эти погребения радимичам, как предположительно устанавливает г. Спицын, или другому племени или народу. По нашему мнению, в отчете г. Сперанского нельзя усмотреть тех типичных черт радимичских погребений, которые дали бы возможность приписать эти // курганы данному племени.
30 Мы решили обратить особое внимание на характер погребального ложа: его отношение к горизонту и материал, его составляющий”.
31 Далее следует описание места работ и содержимого каждого из трех курганов в сопровождении схематических (без масштаба) зарисовок планов погребений в них: “Курганы, входящие в состав могильника, находятся в полуверсте от р. Нестуни, впадающей в речку Свапу, приток Сейма, находятся недалеко, 3 версты от шляха из Рыльска в Дмитриев, верстах в 30 от г. Рыльска, в версте от деревни Мухиной, и в 1 ½ в. от д. Студенка.
32 Курган № 1 имеет форму сильно расплывшегося полушария. Окружность у его основания = 30 аршин, его высота – 1 ар. 4 вер. Вокруг кургана заметны неглубокие следы рва с 3 перемычками на В, СЗ и ЮЗ.
33 Снята 1/3 высоты кургана. Вокруг центральной оси его оставлен земляной столб. Затем раскопка продолжалась колодцем 4 × 3 арш. (рис. 1).
34 Рабочих оставлено 2. Состав почвы кургана – чернозем. На глубине ¾ аршина найдены 2 окисленных зеленых из белого металла височных кольца, гнутых проволочных, без спайки, диаметром – 1 ¼ вершка; на этой же глубине изредка в разных местах попадались мелкие косточки скелета; здесь же – норы небольшого зверька и корни дубов.
35 На глубине 16 ½ верш. показался выступ черепа. Был обрезан стол (3 ¾ × 2 арш.) и открыт костяк хорошей сохранности, ориентированный головой на запад. Лежит на спине, с вытянутыми ногами и руками; череп на левом виске, лицом на север, нижняя челюсть отпала. Под костыком – корни, кое-где потревожившие слегка систему костей; в общем направление сохранено правильно, конечности ног и рук целы.
36 Длина костяка – 2 арш. 7 вер.
37 Над кистью левой руки найдено кольцо из листового белого металла, ширина 3/16 вер.
38 Около головы со стороны темени лежали 2 соединенных цепочкообразно проволочных височных кольца, совершенно сходных с выше найденными. Около колен, у пальцев левой ноги и правой руки найдены 4 стеклянных золоченых сверху бочкообразной формы бусинки (Сноска-звездочка: См. рис. 2). Этим исчерпывались все находки. Вся вынимаемая из колодца земля пропускалась через грохот с сантиметровой и полусантиметровой сетками. Костяк оказался лежащим на грунте. Погребение простое, нет никаких следов возвышенного ложа, равно как и угля, золы или остатков костра.
39 Курган № 2 имеет форму как предыдущий. Его окружность = 31 арш., высота = 1 арш. 4 вер. Вокруг кургана – следы рва с перемычками. Копали тем же способом: снятие трети земли, колодец, столб и стол. Состав почвы – чернозем, в котором попадались норы и корни дубов.
40 Костяк лежал на грунте, на уровне горизонта, без всякого подстила. Ориентировка и положение костяка то же самое, что и в кургане № 1. Череп – на правом виске, лицом на юг; нижняя челюсть отпала; при ветхости костей прекрасно сохранились зубы в обеих челюстях. Ребра значительно истлели и разрушились, конечности рук и ног совсем не сохранились. Длина костяка от головы до конца берцовых костей – 2 арш. 4 вершка (рис. 3).
41 Никаких предметов ритуала и украшений в кургане не найдено.
42 Курган № 3 имеет форму расплывшегося полушария, периметр – 28 арш., высота – 1 арш. 3 вершка, вокруг – еле видные углубления почвы в виде прерывающегося рва. На глубине 13 верш. показались затылочные кости черепа, обращенного лицом внутрь кургана. При дальнейшей расчистке череп оказался неполным, без личных костей и челюстей. Внутри черепной коробки находился осколок ребра. Кости скелета очень плохой сохранности и разбросаны в беспорядке, их общее положение указывало на ориентировку головой на запад. Очевидно, курган разрывали раньше.
43 Почва была исследована до грунта и никакого подстила под костяком не обнаружилось и в этом кургане”.

Библиография

1. Баранова С.И. Изразцы из культурного слоя Москвы: первые находки и первые коллекции // РА. 2015. № 1. С. 164–168.

2. Городцов В.А. Дневники: 1928–1944 / ГИМ, ИА РАН / Отв. ред. П.Г. Гайдуков, А.Д. Яновский. В 2 томах. М.: Триумф-принт, 2015.

3. Григорьев А.В., Сарачев И.Г. О времени гибели роменской культуры // История и культура древних и средневековых славян: Труды VI междунар. конгресса славянской археологии. М., 1999. Т. 5.

4. Енуков В.В. Славяне до Рюриковичей // Курский Край. В 20 томах. Т. 3. Курск, 2005. http://oldkursk.ru/book/enukov/rurik019.html

5. Казаков А.Л. Радичевский курганный некрополь // Проблеми ранньослов’янскоi i давньоруськоi археологii. Бiлопiлля, 1994.

6. Кашкин А.В., Узянов А.А. Путивльское и Курское Посемье в IX–XIII вв. (Сравнительная характеристика по археологическим данным) // “Слово о полку Игореве” и Путивльщина: Тезисы докладов и сообщений областной историко-краеведческой научной конференции, посвященной 800-летию “Слова о полку Игореве”. Путивль, 1987.

7. Керамическая установка: по материалам архива и коллекций А.В. Филиппова. М.: Эксмо, 2017. 471 с.

8. Приймак В.В. Территориальная структура межирiччя Середньоi Десни i Середньоi Ворскли VII– поч. IX ст. Суми, 1994.

9. Сперанский М.Н. Раскопки курганов в Рыльском уезде (Курская губерния) // Археологические известия и заметки, изданные Императорским Московским Археологическим Обществом. 1894. № 8, 9. С. 263–269.

10. Сухобоков О.В. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и ее предшественники). Киев, 1975.

11. Узянов А.А. Селище роменской культуры у д. Жерновец // АО–1983. М., 1985.

12. Узянов А.А. Освоение среднерусской возвышенности славянами в раннем средневековье // Экологические проблемы в исследованиях средневекового населения Восточной Европы. М., 1993.

13. Щавелев С.П. Историки Курского края (Биографический словарь). Курск: Курский гос. мед. университет, 2007. 303 с. http://old-kursk.ru/book/ historian/speransk.html

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести