Social policy in the programs of the political parties of Chile: the experience of content analysis
Table of contents
Share
QR
Metrics
Social policy in the programs of the political parties of Chile: the experience of content analysis
Annotation
PII
S0044748X0023823-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Smal 
Affiliation: Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Edition
Pages
39-55
Abstract

The presidential, parliamentary and regional elections were held at the same time, on November 21, 2021 in Chile. Earlier in the same period, elections were held throughout the Latin American region. Extreme political fragmentation was recorded during these elections. Also, a feature of electronic processes can be called socio-political instability and the associated high degree of protest potential of citizens. The article attempts to conduct a comparative analysis of the text of the programs of the political parties of Chile. The key areas of the studied documents were identified, while the political, economic, and social components were substantiated. The content analysis of the texts of the programs of the political parties of Chile was carried out, the share of content units analyzed by spheres was revealed. The conclusions about the increasing importance of the topics of social policy, social protection and social security in the era of a new, pandemic, world order were verified. Visualization and statistical analysis of the results were made using the SigmaPlot program, version 12.5.

The author's conclusions about the importance of the social sphere are also confirmed by electoral practice. An extremely interesting election took place in Chile, dividing the electoral field almost in half on ideological grounds. At the same time, all participants in the electoral process used the “social theme”. Reconciliation and the development of a national consensus will be the task of the young (at the time of the election, only 35 years old) President Gabriel Boric, he successfully integrated accents of left-liberal and social orientation in his election program. Recent events in Chile add relevance to the study: a referendum on the adoption of a new, socially oriented constitution of the country is scheduled for September 4, 2022. Also, another wave of protests, also recorded in September 2022, is directly related to such a social segment as education.

Keywords
social policy, composition of deputies, programs of political parties, cross-temporal analysis, content analysis, Chile
Received
29.07.2022
Date of publication
31.01.2023
Number of purchasers
17
Views
433
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Электоральный процесс в Чили чутко реагирует как на вызовы нестабильности глобальной экономики на региональном уровне, так и на сложности, связанные с введением ограничений из-за пандемии коронавируса [1; 2]. В странах Латинской Америки политический процесс проходит интенсивно, существует даже специальный термин — электоральный «суперцикл» [3], которым обозначают одновременные или близкие по времени выборы всех уровней — президентских, парламентских, в органы местного самоуправления, а также влияющие друг на друга референдумы, проходящие в соседних странах [4].
2 Так, в Чили 21 ноября 2021 г. состоялись одновременно президентские, парламентские и региональные выборы, в результате которых (во втором туре, набрав 55,87% голосов избирателей) президентом стал молодой, на момент избрания достигший лишь 35-летнего возраста, Габриэль Борич, не имеющий опыта «реальной политики», но удачно сделавший в своей предвыборной программе упор на реформы леволиберальной и социальной направленности. При этом на уровне парламента размежевание на электоральном поле отражает как правую, так и левую направленность идеологического спектра [5; 6]. Важно подчеркнуть, что состоявшиеся в Чили выборы стали самыми острыми и непредсказуемыми за последние 20 лет, и в ходе электорального процесса появилось несколько новых явлений, в частности, электронное голосование; чилийцы, проживающие за пределами страны, впервые голосовали столь массово. Однако важнее то, что выборы зафиксировали «абсолютное поражение традиционных партийных коалиций как левого, так и правого центра» [7, с. 101]. В связи с этим становится крайне интересно провести анализ выборов и, в частности, ответить на вопрос: связаны ли электоральные успехи партий с содержанием их программ.
3 В данной статье использованы такие классические методологические подходы, как структурный функционализм и компаративизм; приводится результат анализа текстов программ политических партий, прошедших в парламент. Кроме того, применялся, как часто бывает при изучении политических партий, сравнительный метод [8]. Так, произведен контент-анализ, включающий положения подхода Роберта Мертона [9], а также количественное сравнение в кросстемпоральном разрезе как численности депутатского корпуса и представленных политических партий, так и упоминаемых в текстах программ основных смысловых единиц, отображающих политическую, экономическую и социальную направленность партийного дискурса. Результаты анализа визуализированы при помощи программы SigmaPlot, версия 12.5.
4 Представляется важным уточнить основные понятия, использованные в ходе проведения анализа. Политическая программа в научной литературе [10, с. 126] определяется как согласованный набор целей и планов политических партий и групп, главной целью которых является убеждение избирателей с последующим завоеванием и удержанием власти. Программа представляет собой развернутый документ, где определены политический курс, цели и задачи кандидата или партии, а также методы и способы реализации заявленного. Последние могут приобретать различные формы, что подтвердилось применительно к Чили, где распространенным является наличие, например, «декларации принципов», выполняющей те же функции, что и политическая программа [11].Что касается определения социальной политики, то их существует великое множество как в зарубежной, так и в российской научной литературе [12; 13]. Мы будем опираться на широкое понимание социальной политики как «системы определенных взаимодействий между социальными группами, а также между государством и гражданами, ядром которых являются, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом» [14, с. 42].
5

КРОССТЕМПОРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА ЧИЛИ: 2017 И 2021 ГОДЫ

6 Прежде всего стоит обратить внимание на общие показатели численности депутатского корпуса исследуемой страны. Известно, что в Чили — две палаты парламента, при этом в нижней палате насчитывается 155 депутатов, избираемых по пропорциональной системе на четыре года [15], (до 2017 г. использовалась уникальная биномиальная система [16]), и 50 сенаторов [17], срок полномочий которых — восемь лет. При этом раз в четыре года состав палаты частично переизбирается. Важным представляется тот факт, что в 2015 г. была проведена конституционная реформа, в результате которой численность сената увеличилась с 38 до 50 человек, избираемых от 15 регионов страны [18]. 21 ноября 2021 г. граждане Чили выбирали 27 сенаторов и полный состав депутатов нижней палаты, а также региональные власти и президента страны.
7 В таблице 1 содержится информация о законодательной ветви власти, в частности, о партиях, входящих в палату депутатов 2017 и 2021 г. В таблице 2 представлены данные о коалициях текущего созыва чилийского парламента на 2022 г. Заметим, что в Чили в общей сложности насчитывается 27 политических партий, имеющих представителей на разных уровнях, в том числе на муниципальном. Применительно к парламенту это проиллюстрировано в таблице 2 (блоки и коалиции палаты депутатов Чили).
8

Т а б л и ц а 1

Парламентские партии палаты депутатов Чили (2017 и 2021 гг.)

Название партии Количество депутатов 2017 / 2021 гг.
Национальное обновление Renovación Nacional 36/25
Независимый демократический союз Unión Demócrata Independiente 30/23
Социалистическая партия Чили Partido Socialista 19/13
Христианско-демократическая партия Чили Demócrata Cristiano 14/8
Демократическая революция Revolución Democrática 10/8
Коммунистическая партия Чили Partido Comunista de Chile 8/12
Партия «За демократию» Por la Democracia 8/7
Радикальная социал-демократическая партия Partido Radical Social Demócrata 8/4
Политическая эволюция Evolución Política 6/4
Гуманистическая партия Partido Humanista 5/3
Федерация социальных зеленых регионалистов Federación Regionalista Verde Social 4/2
Либеральная партия Чили Partido Liberal 2/4
Партия зеленых экологов Ecologista Verde 1/2
Независимые Independientes 1/1
Республиканская партия Чили1 Partido Republicano 0/14
Партия социальной конвергенции2 Convergencia Social 0/8
Народная партия3 Partido De la Gente 0/6
Партия общин 4 Partido Comunes 0/6
Итого: 152/1515

Источник: составлено автором по [19].

1. Лидер Республиканской партии Чили Хосе Антонио Каст Рист в конце мая 2016 объявил о выходе из Независимого демократического союза (Unión Demócrata Independiente, UDI), завоевавшего на выборах 2017 г. 30 мест, и организовал свою партию, показавшую весьма достойный результат в следующем электоральном цикле.

2. 21 ноября 2021 г. Convergencia Social присоединилась вместе с другими партиями Широкого фронта (Frente Amplio, FA) к избирательному пакту «Я одобряю достоинство», что позволило в общей сложности набрать 37 мест, однако именно выдвигаемых от этой партии депутатов в парламент прошли восемь.

3. Народная партия была основана 13 декабря 2019 г., юридически зарегистрирована 26 июля 2021 г., что позволило ее предстателям принять участие в выборах, состоявшихся осенью того же года и завоевать шесть мест.

4. Comunes — чилийская политическая партия левого толка, основанная в 2019 г. в результате слияния объединений Гражданская сила (Poder Ciudadano) и Автономных левых (Izquierda Autónoma), членов FA, не набравших достаточного количества голосов в 2017 г., в связи с чем охарактеризовать для сравнения их электоральные успехи 2017 г. не представляется возможным.

5. Ряд партий, такие, как Равенство (Igualdad), партия гражданской власти (Poder Ciudadano) и Национальная прогрессивная партия (Progresista), имели в 2017 г. по одному завоеванному депутатскому мандату, однако в 2022 г. не смогли сохранить за собой место в парламенте. Обратная ситуация — в 2017 г. — ни одного места, а в 2022 г. удалось пройти в палату депутатов с одним мандатом — сложилась в партиях Прогресса (Ciudadanos), Объединенный центр (Centro Unido), Демократической независимой региональной партии (Regionalista Independiente Demócrata) и партии Христианских консерваторов (Conservador Cristiano). Чтобы избежать информационной перегрузки, эти данные были выведены из таблицы 1 и не учитываются в общем подсчете количества мандатов.
9 Как видно из данных таблицы 1, в Чили активно развивается политический процесс, в результате чего постоянно появляются новые партии, создаются блоки и коалиции. Сама политическая система Чили может быть охарактеризована как многопартийная с доминированием двух коалиций и широким представительством партий, принадлежащих к различным идеологическим направлениям [21]. Парламентские выборы, состоявшиеся в 2021 г., фактически привели к равновесию политических сил в палате депутатов. Из 155 мест левые и левоцентристы получили 74; правоцентристская коалиция — 53; консервативное объединение Хосе Антонио Каста — 15; партия Франко Паризи, по многим параметрам близкая правым — 6 мест [7, с. 118; 19]. Остальные места были заняты представителями мелких партий и независимым кандидатам.
10

Т а б л и ц а 2

Коалиции и составляющие их политические партии Палаты депутатов Чили (2022 год)

Название блоков/ общее количество депутатов Название партий, входящих в блоки / количество депутатов
Чили, вперед Chile Vamos 53места Национальное обновление (Renovación Nacional) / 25 мест Независимый демократический союз (Unión Demócrata Independiente) / 23 места Политическая эволюция (Evolución Política) / 4 места Демократическая независимая регионалистская партия (Regionalista Independiente Demócrata) / 1 место
Одобряю достоинство Apruebo Dignidad 37 мест* Коммунистическая партия (Partido Comunista de Chile) / 12 мест Партия социальной конвергенции (Convergencia Social) / 8 мест * Демократическая революция (Revolución Democrática) / 8 мест6 Партия общин (Comunes) / 6 мест Социальная федерация зеленых регионалистов (Federación Social de Regionalistas Verdes) / 2 места
Демократический социализм Socialismo Democrático 30 мест Социалистическая партия Чили (Partido Socialista) / 13 мест Партия за демократию (Partido por la Democracia) / 9 мест Радикальная партия Чили (она же Partido Radical Social Demócrata) / 4 места Либеральная партия Чили (Partido Liberal) / 4 места
Христианско-социальный фронт / Frente Social Cristiano 15мест Республиканская партия Чили (Partido Republicano) / 14 мест Партия Христианских консерваторов (Partido Conservador Cristiano) / 1 место

Источник: составлено автором по [20 и 22].

6. В некоторых источниках, например, [23], указано, что CS представлена 9 мандатами в нынешней палате депутатов, а RD завоевала 7.
11 Анализируя чилийскую партийную систему, надо подчеркнуть, что для нее характерно наличие коалиций, в которые входят политические партии, зачастую совсем разные в идеологическом плане. Этот аспект рассмотрен в таблице 2, где обозначены три самых крупных политических объединения нынешнего созыва парламента Чили на 2022 г.
12 Заметим, что в настоящее время 35,5% депутатов составляют женщины, занимая 55 мест из 155 [24]. И несмотря на наличие серьезных разногласий внутри сформировавшихся коалиций, эти результаты означают, что в парламенте ни у какой из сторон нет явного перевеса. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в будущем в ходе проведения своей политики левое правительство во главе с президентом Г.Боричем столкнется с серьезными трудностями [5, с. 118]. При этом в ходе электорального цикла 2021 г., когда, помимо парламентских и региональных выборов, состоялся и первый тур выборов президента, в целом была отмечена невысокая явка (46,8%) [25]. Это свидетельствует об определенной усталости и апатии граждан и нежелании принимать активное участие в политической жизни. При этом, конечно, необходимо учитывать фактор пандемии. Отметим также, что количественный состав депутатов также постоянно меняется: так, например, в последнем обзорном бюллетене, освещающем деятельность чилийской легислатуры, указано, что к категории «независимые депутаты» относятся уже 22 человека [26, pр. 333-336].
13 В ответ на вызовы сегодняшнего дня необходимо проводить анализ документов, на основании которых функционируют политические партии, являющиеся ключевым элементом политического процесса современных демократических государств. Важнейшими аспектами электоральной кампании в 2021 г. в Чили можно назвать ревизионистскую тенденцию к пересмотру идейных установок и принципов как в левой, так и в правой части политического спектра, а также стремление к обновлению, созданию новых партий и объединений и выдвижению новых политических фигур [27].
14 Опыт контент-анализа программ политических партий Чили
15 Ниже представлен результат контент-анализа программ политических партий Чили, сформировавших новый состав палат депутатов (конец 2021 г.). Ученые довольно регулярно проводят анализ текста программ политических партий: при помощи количественного и качественного изучения лингвистических единиц можно выявить как особенности политической картины мира эксперта-политолога, проводящего анализ, так и характеристики самых политических текстов, и в целом сделать вывод об используемых текстах как об инструменте информационных технологий.
16 В качестве единиц анализа мы возьмем понятия и смысловые лексические единицы, относящиеся к трем исследуемым сферам деятельности, — социальной, политической и экономической. В социальной сфере в качестве лингво-единиц используются следующие слова: социальный (это, возможно, спорная дефиниция в силу широты трактовки, однако было решено не отказываться от нее, так как она является определяющей для данной статьи), здравоохранение, образование наука и безработица. Экономическая сфера анализируется с помощью таких маркеров, как экономика, промышленность, предпринимательство и бизнес, технологии и инновации, сельское хозяйство. Политическая сфера выражается через такие слова, как политика, демократия, власть, управление, институт. Выбранные понятия отражают несколько параметров успешности программ политических партий и направленность (области) их возможной политики.
17 В Чили очень много парламентских партий, поэтому автор столкнулась с проблемой выбора наиболее релевантных элементов для анализа и в итоге отдала предпочтение партиям, входящим в состав правящей коалиции и оппозиционного блока и получивших более четырех мандатов на недавно состоявшихся выборах. При этом общее количество партий в каждом блоке — не менее трех. Итак, было решено проанализировать тексты программ следующих политических партий: Renovación Nacional, Unión Demócrata Independiente, Evolución Política, Partido Comunista de Chile, Convergencia Social, Revolución Democrática, Partido Comunes, Partido Socialista, Por la Democracia, Partido Radical de Chile, Partido Liberal и Partido Republicano. Анализ будет проводиться по группам партий в соответствии с теми блоками и альянсами, в которые они объединились. Далее, также в виде таблиц, представим результаты анализа по каждой парламентской партии, указав удельный вес анализируемых единиц. Уточним, что он высчитывается по простой формуле:
18 K=N/i,
19 где К — значение веса единицы; N — общий объем текста (слов); i — количество упоминаний единицы.
20 Для того, чтобы показатель удельного веса считался статистически значимым, он не должен быть менее одного процента от всех слов в тексте [28], что в целом и показано ниже в таблицах.
21 Сгруппируем все чилийские парти, принимая во внимание их крайне «подвижную» приверженность к блокам. Таким образом, результаты анализа текстов программных документов Renovación Nacional, Unión Demócrata Independiente, Evolución Política — т.е. партий, представляющих альянс Chile Vamos, — будут даны в таблице 4, в таблице 5 — партии из блока Apruebo Dignidad, т.е. — Partido Comunista de Chile, Convergencia Social, Revolución Democrática и Comunes. Таблица 6 посвящена коалиции Socialismo Democrático, а конкретно партиям Partido por la Democracia, Partido Radical de Chile, Partido Liberal. Туда же мы присоединим Partido Republicano, входящую в консервативный альянс Х.А.Каста Frente Social Cristiano.
22 В таблице 3 отражены следующие данные: объемы текста программ партий и даты их принятия. Важно пояснить, что помимо текстов программ, политические партии Чили оперируют такими инструментами, как «декларация принципов» (такая есть у партии UDI), базовая программа, направления политического развития (есть, например, у партии Evolución Política). Кроме того, у каждой партии существует устав, который тоже имеет важное значение, в частности, в нем отражена партийная идеология. Не все партии сообщают точные даты принятия документов, обычно это просто год и месяц.
23 Распределив чилийские партии по блокам, можно проанализировать тексты их программных документов; результаты базируются на открытых источниках [29—39].
24

Т а б л и ц а 3

Объемы текста программ парламентских партий Чили и даты их принятия

Название партии / тип документа Дата принятия Объем документа
Renovación Nacional / устав 19-20 марта 2016 9848 слов
Unión Demócrata Independiente / базовая программа Апрель 2018 4230 слов
Evolución Política / направления политического развития 13 апреля 2016 1759 слов
Partido Comunista de Chile / программа сентябрь 2001 19123 слова
Convergencia Social / принципы партии 18 октября 2018 523 слова
Revolución Democrática / программа 9 октября 2021 62787 слов
Comunes / декларация принципов июль 2019 1294 слова
Partido por la Democracia / декларация принципов Январь 2012 8954 слова
Partido Radical de Chile / декларация принципов 30 декабря 2019 1083 слова
Partido Liberal / манифест 13 июля 2021 2354 слова
Partido Republicano / устав июнь 2019 8355 слов
25

Т а б л и ц а 4

Результаты контент-анализа текстов программ партий блока CHILE, VAMOS

Renovación Nacional [30]
  Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
9 (0,09 %) 0 2 (0,02 %) 1 (0,01 %) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
3 (0,03%) 1 (0,01%) 1 (0,01%) 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
90 (0,91 %) 6 (0,06%) 12 (0,12 %) 7 (0,07 %) 1 (0,01%)
Unión Demócrata Independiente [31]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
33 (0,78%) 0 6 (0,14 %) 4 (0,09 %) 2 (0,05 %)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
32 (0,76%) 0 5 (0,12%) 0 2 (0,05 %)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
35 (0,83 %) 69 (1,63 %) 8 (0,19 %) 5 (0,12 %) 8 (0,19 %)
Evolución Política [32]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
9 (0,51 %) 8 (0,45 %) 3 (0,17%) 3 (0,17%) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
0 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
15 (0,85 %) 3 (0,17%) 2 (0,11 %) 0 0
26 Обращает на себя внимание тот факт, что тут мы впервые сталкиваемся с единицей анализа, удельный вес которой составляет больше одного процента. Это — дефиниция «Демократия», и она 69 раз упоминается в тексте программы партии UDI. Все партии из блока Chile Vamos уделяют серьезное внимание и вопросам экономики: об этом свидетельствуют почти равное количество упоминаний этого слова во всех трех рассмотренных случаях.
27 Далее проанализируем тексты программ партий, входящих в блок Apruebo Dignidad.
28

Т а б л и ц а 5

Результаты контент-анализа текстов программ партий блока Apruebo Dignidad

Partido Comunista de Chile [33]
  Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
175 (0,92%) 14 (0,07%) 32 (0,17%) 14(0,07%) 3 (0,02%)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
22 (0,12%) 3 (0,02%) 0 12(0,06%) 6 (0,03%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
60 (0,31%) 31 (0,16%) 67 (0,35%) 0 16 (0,08%)
Convergencia Social [34]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
14 (2,68%) 0 0 0 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
0 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
0 4 (0,76%) 2 (0,38%) 0 1 (0,19%)
Revolución Democrática [35]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
334 (0,53%) 73 (0,11%) 112 (0,18%) 53 (0,08%) 11 (0,02%)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
316 (0,50%) 7 (0,01%) 5 (0,01%) 71 (0,11%) 107 (0,17%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
352 (0,56%) 47 (0,08%) 92 (0,15%) 1 (0,001%) 87 (0,13%)
Comunes [36]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
1 (0,08%) 0 0 0  
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
1 (0,08%) 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
14 (1,08%) 1 (0,08%) 1 (0,08%) 0 0
29 Теперь — о последнем из заявленных блоков: Socialismo Democrático (партии Partido por la Democracia, Partido Radical de Chile, а также Partido Liberal) и Partido Republicano.
30

Т а б л и ц а 6

Результаты контент-анализа текстов программ партий блока Socialismo Democrático и Partido Republicano

Partido por la Democracia [37] 8954
  Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
67 (0,75%) 6 (0,07%) 14 (0,16%) 6 (0,07%) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
46 (0,51%) 0 3 (0,03%) 0 6 (0,07%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
56 (0,63%) 75 (0,84%) 20 (0,22%) 1 (0,01%) 13 (0,15%)
Partido Radical de Chile [38]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
18 (1,66%) 0 1 (0,09%) 1 (0,09%) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
0 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
4 (0,37%) 6 (0,55%) 3 (0,28%) 3 (0,28%) 0
Partido Liberal [39]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
10 (0,42%) 1 (0,04%) 0 0 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
4 (0,17%) 0 0 1 (0,04%) 2 (0,08%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
12 (0,51%) 4 (0,17%) 9 (0,38%) 0 0
Partido Republicano [40]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
3 (0,04%) 0 0 0 2 (0,02%)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
5 (0,06%) 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
55 (0,66%) 4 (0,05%) 3 (0,04%) 1 (0,01%) 4 (0,05%)
31 На рисунках 1, 2 и 3 представлен график результатов контент-анализа программных документов чилийских партий, разбитых по блокам.
32 Подобная форма (график) подачи материала, в отличие от текстового анализа, позволяет (наглядно) понять, какое внимание партии уделяют различным сферам деятельности. В случае альянса Chile Vamos речь идет о политической сфере, а партия RD, например, рассмотренная в размах блока Apruebo Dignidad, равномерно уделяет внимание всем областям — политической, экономической и социальной. Это показано рисунке 2.
33 Аналогичная ситуация наблюдается при анализе программных текстов парти Partido por la Democracia. Обращает на себя внимание относительно большое количество упоминаний «здравоохранения» в официальном дискурсе Partido Radical de Chile (см. рис 3).
34 Выводы и приглашение к дискуссии
35 Подводя итоги краткого исследования, подчеркнем, что, во-первых, остро востребованная, особенно в пандемийном мире, социальная тематика парадоксальным образом незначительно представлена в программах политических партий. В Чили, как считают наиболее авторитетные исследователи [40, с. 5; 41], сложилась «модель компромиссов», касающаяся не только политического развития, но и электорального процесса.
36 Во-вторых, вопреки тренду на улучшение социальной политики и рост благосостояния, на совершенствование социальной защиты и обеспечения, что зафиксировано в опросах общественного мнения [6], в Чили более важная роль отводится поддержке демократии и связанному с этим политическому участию. Парадокс, однако, заключается в том (и данные последнего Latinobarómetro 2021 г. это подтверждают), что уровень поддержки демократии падает. Это при том, что с 2010 по 2018 г. ситуация была противоположная. В 2021 г. готовность граждан содействовать развитию демократии (в том числе политическое и электоральное участие) упала с 63% до 48%, при том, что в 2020 г. выросла до 49% [6].
37

Рис. 1.

Результаты контент-анализа программных документов партий блока Chile Vamos

38

39 В-третьих, в целом выявлено, что в программах политических партий недостаточно четко прописан механизм влияния на развитие общества, что, возможно, является одной из причин невысокого уровня популярности партий как института. Однако в Чили государство и граждане активно вступают во взаимодействие, и этот процесс зачастую характеризуется значительным протестным потенциалом, при этом в этой стране очень велика роль гражданского общества [42]. Данная особенность, а также не политичность, а именно гражданственность, т.е. нацеленность не на политическое, а на общесоциальное участие чилийского гражданского общества, объясняет его идеологическую поливекторность и наличие большого количества политических партий в стране.
40

Рис. 2.

Результаты контент-анализа программных документов партий блока Apruebo Dignidad

41

42 Кроме того, следует отметить результативность использования контент-анализа текста как метода, в рамках которого успешно применяется статистический принцип частотного распределения признаков. Все это образует новые смыслы, что уже, безусловно, требует качественной интерпретации автора, равно как и порождает методологическую уязвимость исследования, преодоление которой может существенно обогатить современную политическую науку.
43

Рис. 3.

Результаты контент-анализа программных документов партий блока Socialismo Democrático и Partido Republicano

44

References

1. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской стратегии развития в условиях нестабильности глобальной экономики. Латинская Америка. М., 2020, № 1, сс. 33—46 [Lavut A.A. Poiski latinoamerikanskoy strategii razvitiya v usloviyakh nestabilnosti globalnoy ekonomiki [The search for a Latin American development strategy in the context of instability of the global economy]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2020, N 1, pp. 33—46. (In Russ.).

2. Ritchie H., Mathieu E., Rodés-Guirao L., Appel C., Giattino C., Ortiz-Ospina E., Hasell J., Macdonald B., Beltekian D., Roser M. Coronavirus Pandemic (COVID-19), 2020. Available at: https://ourworldindata.org/coronavirus (accessed 21.05.2022).

3. Яковлева Н.М. Электоральный суперцикл в Латинской Америке: политические тренды. Перспективы. Электронный журнал. М., 2018, № 1 (13), сс. 69—80. [Yakovleva N.M. Elektoralnyy supertsikl v Latinskoy Amerike: politicheskiye trendy [Electoral Supercycle in Latin America: Political Trends]. Perspektivy. Elektronnyy zhurnal. Moscow, 2018, N 1(13), pp. 69—80. (In Russ.).

4. Яковлева Н.М. Латинская Америка: президентская власть и оппозиция в XXI веке. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. М., 2018, № 11 (3), сс. 166—184 [Yakovleva N.M. Latinskaya Amerika: prezidentskaya vlast i oppozitsiya v XXI veke [Latin America: Presidential Power and the Opposition in the Twenty-first Century]. Kontury globalnykh transformatsiy: politika, ekonomika, parvo. Moscow, 2018, N 11(3), pp. 166—184 (In Russ.).

5. Хейфец В. Альенде в Чили не вернется. Коммерсантъ. 21.12.2021. [Jeifets V. Alyende v Chili ne vernetsya [Allende will not return to Chile]. Kommersant. 21.12.2021. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5140461?from=doc_vrez (accessed 21.01.2022) (In Russ.).

6. La crisis de la democracia en América Latina, 2019-2021. Available at: https://www.realinstitutoelcano.org/analisis/la-crisis-de-la-democracia-en-america-latina-2019-2021 (accessed 21.05.2022).

7. Дьякова Л.В. Президентские выборы 2021 г. и начало нового политического цикла в Чили. Латиноамериканский исторический альманах, М., 2022, № 33, сс. 100—121 [Dyakova L.V. Prezidentskiye vybory 2021 g. i nachalo novogo politicheskogo tsikla v Chili [The 2021 presidential election and the start of a new political cycle in Chile]. Latinoamerikanskiy istoricheskiy al'manakh, Moscow, 2022, N 33, pp. 100—121 (In Russ.).

8. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К. Джанды. Полис. Политические исследования, М., 1993, № 1, cc. 92—98. [Kulik A.N. Sravnitelnyy analiz v partologii: proyekt K.Dzhandy [Comparative analysis in partology: a project by K. Janda]. Polis. Politicheskiye issledovaniya, Moscow, 1993, N 1, pp. 92—98. (In Russ.).

9. Merton R.K. A Paradigm for functional analysis in sociology. Available at: https://www.researchgate.net/publication/292154937_ROBERTK_MERTON_A_PARADIGM_FOR_FUNCTIONAL_ANALYSIS_IN_SOCIOLOGY (accessed 17.12.2021).

10. Женгота К. Польско-российские отношения в программах выбранных правых политических партий в Польше. Количественный и качественный анализ. Балтийский регион, Калининград, 2019, т. 11, N 3. сс. 125—141. [Zhengota K. Pol'sko-rossiyskiye otnosheniya v programmakh vybrannykh pravykh politicheskikh partiy v Pol'she. Kolichestvennyy i kachestvennyy analiz [Polish-Russian relations as reflected in the programmes of right-wing political parties in Poland: a quantitative and qualitative analysis]. Baltiyskiy region, Kaliningrad, 2019, vol. 11, N 3, pp. 125—141. (In Russ.).

11. Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Предвыборная программа — основной ресурс избирательной кампании. М., РЦОИТ, 2001, 96 с. [Amelin V.N., Fedorkin N.S. Predvybornaya programma — osnovnoy resurs izbiratelnoy kampanii [The election program is the main resource of the election campaign]. Moscow, RTSOIT, 2001, 96 p. (In Russ.).

12. Esping-Andersen G. Three World of Welfare Capitalism. Princeton, Princeton University Press, 1990, 248 p.

13. Spicker P. The Welfare State: A General Theory. London, SAGE Publications Ltd, 2000, 162 p.

14. Смаль С.В. Социальная защита населения как функция современного государства. Дисс. канд. полит. наук. СПб., 2009, 183 с. [Smal S.V. Sotsialnaya zashchita naseleniya kak funktsiya sovremennogo gosudarstva. Diss. kand. polit. Nauk [Social protection of the population as a function of the modern state. Diss. cand. polit. Sciences]. St. Petersburg, 2009, 183 p. (In Russ.).

15. The Chilean national congress. Available at: https://www.congreso.cl/ (accessed 21.05.2022).

16. Ивановский З.В. Конституционные реформы в Латинской Америке и их политические последствия (конец ХХ — начало ХХI В.). PolitBook, М., 2014, № 1, cc. 111—140. [Ivanovskiy Z.V. Konstitutsionnyye reformy v Latinskoy Amerike i ikh politicheskiye posledstviya (konets XX — nachalo XXI v.) [Constitutional reforms in Latin America and their political consequences (late XX - early XXI century)]. PolitBook, Moscow, 2014, N 1, pp. 111—140 (In Russ.).

17. Lista de senadores. Available at: https://www.senado.cl/appsenado/index.php?mo=senadores&ac=listado (accessed 21.05.2022).

18. Reconstrucción democrática. Periodo 1990-. Available at: https://www.bcn.cl/histo-riapolitica/hitos_periodo/detalle_periodo.html?per=1990-2022 (accessed 21.06.2022).

19. Infografías de Resultados Electorales. Available at: https://www.servel.cl/infografias-de-resultados-electorales-2/ (accessed 21.06.2022).

20. Partidos, movimientos y coaliciones. Available at: https://www.bcn.cl/historiapolitica/partidos_politicos/index.html (accessed 21.06.2022).

21. Kailitz S. Arend Lijphart, Patterns of Democracy. Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries, Yale 1999. In: Kailitz, S. (eds) Schlüsselwerke der Politikwissenschaft. VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007, pp. 237—240.

22. Cámara de Diputadas y Diputados de Chile. Available at: https://es.wikipedia.org/wiki/C%C3%A1mara_de_Diputadas_y_Diputados_de_Chile (accessed 21.10.2022).

23. Mujeres en el Congreso Nacional. Available at: https://www.bcn.cl/historiapolitica/mujeres_en_el_congreso/index.html (accessed 21.06.2022).

24. Servicio Electoral de Chile. Participación electoral. Available at: https://servel.cl/participacion-electoral-2/ (accessed 21.10.2021).

25. Iwanowski, Z. W. Partidos políticos de Brasil ante Los desafíos del País. Iberoamerica, Moscow, 2019, N 4, p. 63—85.

26. Balance Legislativo: Congreso Nacional de Chile 2021-22: Legislatura 369ª. Valparaíso, Ediciones Biblioteca del Congreso Nacional de Chile, 2022, 356 p.

27. Prashad V. Chile is at the dawn of a new political era. Peoples dispatch, 21.10.2021. Available at: https://peoplesdispatch.org/2021/10/21/chile-is-at-the-dawn-of-a-new-political-era/ (accessed 21.10.2021).

28. Тихомирова Л.С. Плотность текста в когнитивном сознании. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Философия, филология, культурология. Владивосток. 2011, № 11, cc. 99—104. [Tikhomirova L.S. Plotnost teksta v kognitivnom soznanii [Text Density in Cognitive Consciousness]. Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dalnem Vostoke. Filosofiya, filologiya, kul'turologiya. Vladivostok, 2011, N11, pp. 99—104. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/plotnost-teksta-v-kognitivnom-soznanii (accessed 21.10.2021). (In Russ.).

29. Renovación Nacional. Documentos. Available at: https://rn.cl/documentos/ (accessed 21.06.2022).

30. Unión Demócrata Independiente. Estatutos. Available at: https://www.udi.cl/estatutos/ (accessed 21.07.2022).

31. Partido Evolución Política. Principios. Available at: https://evopoli.cl/conoce-evopoli/principios/ (accessed 21.07.2022).

32. Programa del Partido Comunista de Chile. Available at: https://pcchile.cl/documentos/Programa.pdf (accessed 21.07.2022).

33. Principios del Partido Convergencia Social. Available at: https://convergen-ciasocial.cl/principios/ (accessed 21.07.2022).

34. Revolución Democrática. Programa de acción del Partido de la Revolución Democrática. Available at: https://partidos.ieeg.mx/assets/documentos/PRD_Programa.pdf (accessed 21.06.2022).

35. Un Frente Amplio para Un País en Común. Partido Comunes. Available at: https://media.elmostrador.cl/2019/07/MINUTA-ELECTORAL-2-JULIO-2019.pdf (accessed 21.10.2021).

36. Partido Por la Democracia. Declaración de Principios. Available at: http://americo.usal.es/oir/opal/Documentos/Chile/Partido%20por%20la%20democracia/DeclaracionPrincipios1993.pdf (accessed 21.06.2022).

37. Declaración de Principios. Partido Radical de Chile. Available at: https://www.partidoradical.cl/declaracion-de-principios/ (accessed 21.06.2022).

38. Partido Liberal de Chile. Manifiesto. Available at: https://liberaleschile.cl/manifiesto/ (accessed 21.07.2022).

39. Estatuto del Partido Republicano de Chile. Available at: https://partidorepublicanodechile.cl/partido-republicano/nosotros-partido-republicano/estatutos-partido-republicano/ (accessed 21.07.2022).

40. Дьякова Л.В. Чили: ревизия старых компромиссов. М., Латинская Америка, 2018, № 2, cc. 5—15. [Dyakova L.V. Chili: reviziya starykh kompromissov [Chile: revision of old compromises]. Latinskaya Amerika, Moscow, 2018, N 2, pp. 5—15. (In Russ.).

41. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Правый поворот в Латинской Америке: история и современность. Электронный научно-образовательный журнал «История», М., 2020, т. 11, № 5 (91). [Jeifets V.L., Jeifets L.S. Pravyy povorot v Latinskoy Amerike: istoriya i sovremennost' [Right turn in Latin America: history and modernity]. Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya», Moscow, 2020, Vol. 11, N 5 (91) Available at: https://history.jes.su/s207987840010177-3-1/ (accessed 21.10.2021). (In Russ.)

42. D’yakova L. Civil Society and Educational Development: the Latin American Experience. World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, No 2, pp. 101—111. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-101-111.

Comments

No posts found

Write a review
Translate