Социальная политика в программах политических партий Чили: опыт контент-анализа
Социальная политика в программах политических партий Чили: опыт контент-анализа
Аннотация
Код статьи
S0044748X0023823-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Смаль Светлана Владимировна 
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
39-55
Аннотация

21 ноября 2021 г. в Чили одновременно состоялись президентские, парламентские и региональные выборы. Им предшествовали выборы по всему региону, в ходе проведения которых фиксируется крайняя политическая фрагментированность и связанная с этим социально-политическая нестабильность, характеризующаяся высокой степенью протестного потенциала. В статье предпринята попытка проведения сравнительного анализа текста программ политических партий, выявлены ключевые темы изучаемых документов. Кроме того, определен удельный вес рассматриваемых контент-единиц, сделаны выводы о растущей значимости тем социальной политики в эпоху нового, пандемийного, мироустройства.

Выводы автора о приоритетности социальной сферы подтверждены практикой: в Чили прошли крайне интересные выборы, поделившие электоральное поле по идеологическим основаниям практически пополам (при том, что социальная тематика была в повестке всех участников). Молодому президенту Габриэлю Боричу, удачно интегрировавшему в своей предвыборной программе акценты лево-либеральной и социальной направленности, придется заниматься примирением сторон и выработкой общенационального консенсуса. Актуальности исследованию добавляют и последние события, происходившие в Чили: референдум о принятии новой, социально ориентированной, Конституции и очередная волна протестов, напрямую связанная с таким важным сегментом социальной политики, как образование.

Ключевые слова
социальная политика, депутатский корпус, кросстемпоральный анализ, контент-анализ, Чили
Классификатор
Получено
29.07.2022
Дата публикации
31.01.2023
Всего подписок
17
Всего просмотров
434
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Электоральный процесс в Чили чутко реагирует как на вызовы нестабильности глобальной экономики на региональном уровне, так и на сложности, связанные с введением ограничений из-за пандемии коронавируса [1; 2]. В странах Латинской Америки политический процесс проходит интенсивно, существует даже специальный термин — электоральный «суперцикл» [3], которым обозначают одновременные или близкие по времени выборы всех уровней — президентских, парламентских, в органы местного самоуправления, а также влияющие друг на друга референдумы, проходящие в соседних странах [4].
2 Так, в Чили 21 ноября 2021 г. состоялись одновременно президентские, парламентские и региональные выборы, в результате которых (во втором туре, набрав 55,87% голосов избирателей) президентом стал молодой, на момент избрания достигший лишь 35-летнего возраста, Габриэль Борич, не имеющий опыта «реальной политики», но удачно сделавший в своей предвыборной программе упор на реформы леволиберальной и социальной направленности. При этом на уровне парламента размежевание на электоральном поле отражает как правую, так и левую направленность идеологического спектра [5; 6]. Важно подчеркнуть, что состоявшиеся в Чили выборы стали самыми острыми и непредсказуемыми за последние 20 лет, и в ходе электорального процесса появилось несколько новых явлений, в частности, электронное голосование; чилийцы, проживающие за пределами страны, впервые голосовали столь массово. Однако важнее то, что выборы зафиксировали «абсолютное поражение традиционных партийных коалиций как левого, так и правого центра» [7, с. 101]. В связи с этим становится крайне интересно провести анализ выборов и, в частности, ответить на вопрос: связаны ли электоральные успехи партий с содержанием их программ.
3 В данной статье использованы такие классические методологические подходы, как структурный функционализм и компаративизм; приводится результат анализа текстов программ политических партий, прошедших в парламент. Кроме того, применялся, как часто бывает при изучении политических партий, сравнительный метод [8]. Так, произведен контент-анализ, включающий положения подхода Роберта Мертона [9], а также количественное сравнение в кросстемпоральном разрезе как численности депутатского корпуса и представленных политических партий, так и упоминаемых в текстах программ основных смысловых единиц, отображающих политическую, экономическую и социальную направленность партийного дискурса. Результаты анализа визуализированы при помощи программы SigmaPlot, версия 12.5.
4 Представляется важным уточнить основные понятия, использованные в ходе проведения анализа. Политическая программа в научной литературе [10, с. 126] определяется как согласованный набор целей и планов политических партий и групп, главной целью которых является убеждение избирателей с последующим завоеванием и удержанием власти. Программа представляет собой развернутый документ, где определены политический курс, цели и задачи кандидата или партии, а также методы и способы реализации заявленного. Последние могут приобретать различные формы, что подтвердилось применительно к Чили, где распространенным является наличие, например, «декларации принципов», выполняющей те же функции, что и политическая программа [11].Что касается определения социальной политики, то их существует великое множество как в зарубежной, так и в российской научной литературе [12; 13]. Мы будем опираться на широкое понимание социальной политики как «системы определенных взаимодействий между социальными группами, а также между государством и гражданами, ядром которых являются, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом» [14, с. 42].
5

КРОССТЕМПОРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА ЧИЛИ: 2017 И 2021 ГОДЫ

6 Прежде всего стоит обратить внимание на общие показатели численности депутатского корпуса исследуемой страны. Известно, что в Чили — две палаты парламента, при этом в нижней палате насчитывается 155 депутатов, избираемых по пропорциональной системе на четыре года [15], (до 2017 г. использовалась уникальная биномиальная система [16]), и 50 сенаторов [17], срок полномочий которых — восемь лет. При этом раз в четыре года состав палаты частично переизбирается. Важным представляется тот факт, что в 2015 г. была проведена конституционная реформа, в результате которой численность сената увеличилась с 38 до 50 человек, избираемых от 15 регионов страны [18]. 21 ноября 2021 г. граждане Чили выбирали 27 сенаторов и полный состав депутатов нижней палаты, а также региональные власти и президента страны.
7 В таблице 1 содержится информация о законодательной ветви власти, в частности, о партиях, входящих в палату депутатов 2017 и 2021 г. В таблице 2 представлены данные о коалициях текущего созыва чилийского парламента на 2022 г. Заметим, что в Чили в общей сложности насчитывается 27 политических партий, имеющих представителей на разных уровнях, в том числе на муниципальном. Применительно к парламенту это проиллюстрировано в таблице 2 (блоки и коалиции палаты депутатов Чили).
8

Т а б л и ц а 1

Парламентские партии палаты депутатов Чили (2017 и 2021 гг.)

Название партии Количество депутатов 2017 / 2021 гг.
Национальное обновление Renovación Nacional 36/25
Независимый демократический союз Unión Demócrata Independiente 30/23
Социалистическая партия Чили Partido Socialista 19/13
Христианско-демократическая партия Чили Demócrata Cristiano 14/8
Демократическая революция Revolución Democrática 10/8
Коммунистическая партия Чили Partido Comunista de Chile 8/12
Партия «За демократию» Por la Democracia 8/7
Радикальная социал-демократическая партия Partido Radical Social Demócrata 8/4
Политическая эволюция Evolución Política 6/4
Гуманистическая партия Partido Humanista 5/3
Федерация социальных зеленых регионалистов Federación Regionalista Verde Social 4/2
Либеральная партия Чили Partido Liberal 2/4
Партия зеленых экологов Ecologista Verde 1/2
Независимые Independientes 1/1
Республиканская партия Чили1 Partido Republicano 0/14
Партия социальной конвергенции2 Convergencia Social 0/8
Народная партия3 Partido De la Gente 0/6
Партия общин 4 Partido Comunes 0/6
Итого: 152/1515

Источник: составлено автором по [19].

1. Лидер Республиканской партии Чили Хосе Антонио Каст Рист в конце мая 2016 объявил о выходе из Независимого демократического союза (Unión Demócrata Independiente, UDI), завоевавшего на выборах 2017 г. 30 мест, и организовал свою партию, показавшую весьма достойный результат в следующем электоральном цикле.

2. 21 ноября 2021 г. Convergencia Social присоединилась вместе с другими партиями Широкого фронта (Frente Amplio, FA) к избирательному пакту «Я одобряю достоинство», что позволило в общей сложности набрать 37 мест, однако именно выдвигаемых от этой партии депутатов в парламент прошли восемь.

3. Народная партия была основана 13 декабря 2019 г., юридически зарегистрирована 26 июля 2021 г., что позволило ее предстателям принять участие в выборах, состоявшихся осенью того же года и завоевать шесть мест.

4. Comunes — чилийская политическая партия левого толка, основанная в 2019 г. в результате слияния объединений Гражданская сила (Poder Ciudadano) и Автономных левых (Izquierda Autónoma), членов FA, не набравших достаточного количества голосов в 2017 г., в связи с чем охарактеризовать для сравнения их электоральные успехи 2017 г. не представляется возможным.

5. Ряд партий, такие, как Равенство (Igualdad), партия гражданской власти (Poder Ciudadano) и Национальная прогрессивная партия (Progresista), имели в 2017 г. по одному завоеванному депутатскому мандату, однако в 2022 г. не смогли сохранить за собой место в парламенте. Обратная ситуация — в 2017 г. — ни одного места, а в 2022 г. удалось пройти в палату депутатов с одним мандатом — сложилась в партиях Прогресса (Ciudadanos), Объединенный центр (Centro Unido), Демократической независимой региональной партии (Regionalista Independiente Demócrata) и партии Христианских консерваторов (Conservador Cristiano). Чтобы избежать информационной перегрузки, эти данные были выведены из таблицы 1 и не учитываются в общем подсчете количества мандатов.
9 Как видно из данных таблицы 1, в Чили активно развивается политический процесс, в результате чего постоянно появляются новые партии, создаются блоки и коалиции. Сама политическая система Чили может быть охарактеризована как многопартийная с доминированием двух коалиций и широким представительством партий, принадлежащих к различным идеологическим направлениям [21]. Парламентские выборы, состоявшиеся в 2021 г., фактически привели к равновесию политических сил в палате депутатов. Из 155 мест левые и левоцентристы получили 74; правоцентристская коалиция — 53; консервативное объединение Хосе Антонио Каста — 15; партия Франко Паризи, по многим параметрам близкая правым — 6 мест [7, с. 118; 19]. Остальные места были заняты представителями мелких партий и независимым кандидатам.
10

Т а б л и ц а 2

Коалиции и составляющие их политические партии Палаты депутатов Чили (2022 год)

Название блоков/ общее количество депутатов Название партий, входящих в блоки / количество депутатов
Чили, вперед Chile Vamos 53места Национальное обновление (Renovación Nacional) / 25 мест Независимый демократический союз (Unión Demócrata Independiente) / 23 места Политическая эволюция (Evolución Política) / 4 места Демократическая независимая регионалистская партия (Regionalista Independiente Demócrata) / 1 место
Одобряю достоинство Apruebo Dignidad 37 мест* Коммунистическая партия (Partido Comunista de Chile) / 12 мест Партия социальной конвергенции (Convergencia Social) / 8 мест * Демократическая революция (Revolución Democrática) / 8 мест6 Партия общин (Comunes) / 6 мест Социальная федерация зеленых регионалистов (Federación Social de Regionalistas Verdes) / 2 места
Демократический социализм Socialismo Democrático 30 мест Социалистическая партия Чили (Partido Socialista) / 13 мест Партия за демократию (Partido por la Democracia) / 9 мест Радикальная партия Чили (она же Partido Radical Social Demócrata) / 4 места Либеральная партия Чили (Partido Liberal) / 4 места
Христианско-социальный фронт / Frente Social Cristiano 15мест Республиканская партия Чили (Partido Republicano) / 14 мест Партия Христианских консерваторов (Partido Conservador Cristiano) / 1 место

Источник: составлено автором по [20 и 22].

6. В некоторых источниках, например, [23], указано, что CS представлена 9 мандатами в нынешней палате депутатов, а RD завоевала 7.
11 Анализируя чилийскую партийную систему, надо подчеркнуть, что для нее характерно наличие коалиций, в которые входят политические партии, зачастую совсем разные в идеологическом плане. Этот аспект рассмотрен в таблице 2, где обозначены три самых крупных политических объединения нынешнего созыва парламента Чили на 2022 г.
12 Заметим, что в настоящее время 35,5% депутатов составляют женщины, занимая 55 мест из 155 [24]. И несмотря на наличие серьезных разногласий внутри сформировавшихся коалиций, эти результаты означают, что в парламенте ни у какой из сторон нет явного перевеса. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в будущем в ходе проведения своей политики левое правительство во главе с президентом Г.Боричем столкнется с серьезными трудностями [5, с. 118]. При этом в ходе электорального цикла 2021 г., когда, помимо парламентских и региональных выборов, состоялся и первый тур выборов президента, в целом была отмечена невысокая явка (46,8%) [25]. Это свидетельствует об определенной усталости и апатии граждан и нежелании принимать активное участие в политической жизни. При этом, конечно, необходимо учитывать фактор пандемии. Отметим также, что количественный состав депутатов также постоянно меняется: так, например, в последнем обзорном бюллетене, освещающем деятельность чилийской легислатуры, указано, что к категории «независимые депутаты» относятся уже 22 человека [26, pр. 333-336].
13 В ответ на вызовы сегодняшнего дня необходимо проводить анализ документов, на основании которых функционируют политические партии, являющиеся ключевым элементом политического процесса современных демократических государств. Важнейшими аспектами электоральной кампании в 2021 г. в Чили можно назвать ревизионистскую тенденцию к пересмотру идейных установок и принципов как в левой, так и в правой части политического спектра, а также стремление к обновлению, созданию новых партий и объединений и выдвижению новых политических фигур [27].
14 Опыт контент-анализа программ политических партий Чили
15 Ниже представлен результат контент-анализа программ политических партий Чили, сформировавших новый состав палат депутатов (конец 2021 г.). Ученые довольно регулярно проводят анализ текста программ политических партий: при помощи количественного и качественного изучения лингвистических единиц можно выявить как особенности политической картины мира эксперта-политолога, проводящего анализ, так и характеристики самых политических текстов, и в целом сделать вывод об используемых текстах как об инструменте информационных технологий.
16 В качестве единиц анализа мы возьмем понятия и смысловые лексические единицы, относящиеся к трем исследуемым сферам деятельности, — социальной, политической и экономической. В социальной сфере в качестве лингво-единиц используются следующие слова: социальный (это, возможно, спорная дефиниция в силу широты трактовки, однако было решено не отказываться от нее, так как она является определяющей для данной статьи), здравоохранение, образование наука и безработица. Экономическая сфера анализируется с помощью таких маркеров, как экономика, промышленность, предпринимательство и бизнес, технологии и инновации, сельское хозяйство. Политическая сфера выражается через такие слова, как политика, демократия, власть, управление, институт. Выбранные понятия отражают несколько параметров успешности программ политических партий и направленность (области) их возможной политики.
17 В Чили очень много парламентских партий, поэтому автор столкнулась с проблемой выбора наиболее релевантных элементов для анализа и в итоге отдала предпочтение партиям, входящим в состав правящей коалиции и оппозиционного блока и получивших более четырех мандатов на недавно состоявшихся выборах. При этом общее количество партий в каждом блоке — не менее трех. Итак, было решено проанализировать тексты программ следующих политических партий: Renovación Nacional, Unión Demócrata Independiente, Evolución Política, Partido Comunista de Chile, Convergencia Social, Revolución Democrática, Partido Comunes, Partido Socialista, Por la Democracia, Partido Radical de Chile, Partido Liberal и Partido Republicano. Анализ будет проводиться по группам партий в соответствии с теми блоками и альянсами, в которые они объединились. Далее, также в виде таблиц, представим результаты анализа по каждой парламентской партии, указав удельный вес анализируемых единиц. Уточним, что он высчитывается по простой формуле:
18 K=N/i,
19 где К — значение веса единицы; N — общий объем текста (слов); i — количество упоминаний единицы.
20 Для того, чтобы показатель удельного веса считался статистически значимым, он не должен быть менее одного процента от всех слов в тексте [28], что в целом и показано ниже в таблицах.
21 Сгруппируем все чилийские парти, принимая во внимание их крайне «подвижную» приверженность к блокам. Таким образом, результаты анализа текстов программных документов Renovación Nacional, Unión Demócrata Independiente, Evolución Política — т.е. партий, представляющих альянс Chile Vamos, — будут даны в таблице 4, в таблице 5 — партии из блока Apruebo Dignidad, т.е. — Partido Comunista de Chile, Convergencia Social, Revolución Democrática и Comunes. Таблица 6 посвящена коалиции Socialismo Democrático, а конкретно партиям Partido por la Democracia, Partido Radical de Chile, Partido Liberal. Туда же мы присоединим Partido Republicano, входящую в консервативный альянс Х.А.Каста Frente Social Cristiano.
22 В таблице 3 отражены следующие данные: объемы текста программ партий и даты их принятия. Важно пояснить, что помимо текстов программ, политические партии Чили оперируют такими инструментами, как «декларация принципов» (такая есть у партии UDI), базовая программа, направления политического развития (есть, например, у партии Evolución Política). Кроме того, у каждой партии существует устав, который тоже имеет важное значение, в частности, в нем отражена партийная идеология. Не все партии сообщают точные даты принятия документов, обычно это просто год и месяц.
23 Распределив чилийские партии по блокам, можно проанализировать тексты их программных документов; результаты базируются на открытых источниках [29—39].
24

Т а б л и ц а 3

Объемы текста программ парламентских партий Чили и даты их принятия

Название партии / тип документа Дата принятия Объем документа
Renovación Nacional / устав 19-20 марта 2016 9848 слов
Unión Demócrata Independiente / базовая программа Апрель 2018 4230 слов
Evolución Política / направления политического развития 13 апреля 2016 1759 слов
Partido Comunista de Chile / программа сентябрь 2001 19123 слова
Convergencia Social / принципы партии 18 октября 2018 523 слова
Revolución Democrática / программа 9 октября 2021 62787 слов
Comunes / декларация принципов июль 2019 1294 слова
Partido por la Democracia / декларация принципов Январь 2012 8954 слова
Partido Radical de Chile / декларация принципов 30 декабря 2019 1083 слова
Partido Liberal / манифест 13 июля 2021 2354 слова
Partido Republicano / устав июнь 2019 8355 слов
25

Т а б л и ц а 4

Результаты контент-анализа текстов программ партий блока CHILE, VAMOS

Renovación Nacional [30]
  Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
9 (0,09 %) 0 2 (0,02 %) 1 (0,01 %) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
3 (0,03%) 1 (0,01%) 1 (0,01%) 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
90 (0,91 %) 6 (0,06%) 12 (0,12 %) 7 (0,07 %) 1 (0,01%)
Unión Demócrata Independiente [31]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
33 (0,78%) 0 6 (0,14 %) 4 (0,09 %) 2 (0,05 %)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
32 (0,76%) 0 5 (0,12%) 0 2 (0,05 %)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
35 (0,83 %) 69 (1,63 %) 8 (0,19 %) 5 (0,12 %) 8 (0,19 %)
Evolución Política [32]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
9 (0,51 %) 8 (0,45 %) 3 (0,17%) 3 (0,17%) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
0 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
15 (0,85 %) 3 (0,17%) 2 (0,11 %) 0 0
26 Обращает на себя внимание тот факт, что тут мы впервые сталкиваемся с единицей анализа, удельный вес которой составляет больше одного процента. Это — дефиниция «Демократия», и она 69 раз упоминается в тексте программы партии UDI. Все партии из блока Chile Vamos уделяют серьезное внимание и вопросам экономики: об этом свидетельствуют почти равное количество упоминаний этого слова во всех трех рассмотренных случаях.
27 Далее проанализируем тексты программ партий, входящих в блок Apruebo Dignidad.
28

Т а б л и ц а 5

Результаты контент-анализа текстов программ партий блока Apruebo Dignidad

Partido Comunista de Chile [33]
  Единицы для анализа / удельный вес единицы (в %)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
175 (0,92%) 14 (0,07%) 32 (0,17%) 14(0,07%) 3 (0,02%)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
22 (0,12%) 3 (0,02%) 0 12(0,06%) 6 (0,03%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
60 (0,31%) 31 (0,16%) 67 (0,35%) 0 16 (0,08%)
Convergencia Social [34]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
14 (2,68%) 0 0 0 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
0 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
0 4 (0,76%) 2 (0,38%) 0 1 (0,19%)
Revolución Democrática [35]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
334 (0,53%) 73 (0,11%) 112 (0,18%) 53 (0,08%) 11 (0,02%)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
316 (0,50%) 7 (0,01%) 5 (0,01%) 71 (0,11%) 107 (0,17%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
352 (0,56%) 47 (0,08%) 92 (0,15%) 1 (0,001%) 87 (0,13%)
Comunes [36]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
1 (0,08%) 0 0 0  
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
1 (0,08%) 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
14 (1,08%) 1 (0,08%) 1 (0,08%) 0 0
29 Теперь — о последнем из заявленных блоков: Socialismo Democrático (партии Partido por la Democracia, Partido Radical de Chile, а также Partido Liberal) и Partido Republicano.
30

Т а б л и ц а 6

Результаты контент-анализа текстов программ партий блока Socialismo Democrático и Partido Republicano

Partido por la Democracia [37] 8954
  Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
67 (0,75%) 6 (0,07%) 14 (0,16%) 6 (0,07%) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
46 (0,51%) 0 3 (0,03%) 0 6 (0,07%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
56 (0,63%) 75 (0,84%) 20 (0,22%) 1 (0,01%) 13 (0,15%)
Partido Radical de Chile [38]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
18 (1,66%) 0 1 (0,09%) 1 (0,09%) 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
0 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
4 (0,37%) 6 (0,55%) 3 (0,28%) 3 (0,28%) 0
Partido Liberal [39]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
10 (0,42%) 1 (0,04%) 0 0 0
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
4 (0,17%) 0 0 1 (0,04%) 2 (0,08%)
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
12 (0,51%) 4 (0,17%) 9 (0,38%) 0 0
Partido Republicano [40]
Направления развития Единицы для анализа / удельный вес единицы (в процентах)
Социальная сфера Социальный Здравоохранение Образование Наука Безработица
3 (0,04%) 0 0 0 2 (0,02%)
Экономическая сфера Экономика Сельское хозяйство Бизнес Промыш- ленность Технологии
5 (0,06%) 0 0 0 0
Политическая сфера Политика Демократия Власть Управле- ние Институт
55 (0,66%) 4 (0,05%) 3 (0,04%) 1 (0,01%) 4 (0,05%)
31 На рисунках 1, 2 и 3 представлен график результатов контент-анализа программных документов чилийских партий, разбитых по блокам.
32 Подобная форма (график) подачи материала, в отличие от текстового анализа, позволяет (наглядно) понять, какое внимание партии уделяют различным сферам деятельности. В случае альянса Chile Vamos речь идет о политической сфере, а партия RD, например, рассмотренная в размах блока Apruebo Dignidad, равномерно уделяет внимание всем областям — политической, экономической и социальной. Это показано рисунке 2.
33 Аналогичная ситуация наблюдается при анализе программных текстов парти Partido por la Democracia. Обращает на себя внимание относительно большое количество упоминаний «здравоохранения» в официальном дискурсе Partido Radical de Chile (см. рис 3).
34 Выводы и приглашение к дискуссии
35 Подводя итоги краткого исследования, подчеркнем, что, во-первых, остро востребованная, особенно в пандемийном мире, социальная тематика парадоксальным образом незначительно представлена в программах политических партий. В Чили, как считают наиболее авторитетные исследователи [40, с. 5; 41], сложилась «модель компромиссов», касающаяся не только политического развития, но и электорального процесса.
36 Во-вторых, вопреки тренду на улучшение социальной политики и рост благосостояния, на совершенствование социальной защиты и обеспечения, что зафиксировано в опросах общественного мнения [6], в Чили более важная роль отводится поддержке демократии и связанному с этим политическому участию. Парадокс, однако, заключается в том (и данные последнего Latinobarómetro 2021 г. это подтверждают), что уровень поддержки демократии падает. Это при том, что с 2010 по 2018 г. ситуация была противоположная. В 2021 г. готовность граждан содействовать развитию демократии (в том числе политическое и электоральное участие) упала с 63% до 48%, при том, что в 2020 г. выросла до 49% [6].
37

Рис. 1.

Результаты контент-анализа программных документов партий блока Chile Vamos

38

39 В-третьих, в целом выявлено, что в программах политических партий недостаточно четко прописан механизм влияния на развитие общества, что, возможно, является одной из причин невысокого уровня популярности партий как института. Однако в Чили государство и граждане активно вступают во взаимодействие, и этот процесс зачастую характеризуется значительным протестным потенциалом, при этом в этой стране очень велика роль гражданского общества [42]. Данная особенность, а также не политичность, а именно гражданственность, т.е. нацеленность не на политическое, а на общесоциальное участие чилийского гражданского общества, объясняет его идеологическую поливекторность и наличие большого количества политических партий в стране.
40

Рис. 2.

Результаты контент-анализа программных документов партий блока Apruebo Dignidad

41

42 Кроме того, следует отметить результативность использования контент-анализа текста как метода, в рамках которого успешно применяется статистический принцип частотного распределения признаков. Все это образует новые смыслы, что уже, безусловно, требует качественной интерпретации автора, равно как и порождает методологическую уязвимость исследования, преодоление которой может существенно обогатить современную политическую науку.
43

Рис. 3.

Результаты контент-анализа программных документов партий блока Socialismo Democrático и Partido Republicano

44

Библиография

1. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской стратегии развития в условиях нестабильности глобальной экономики. Латинская Америка. М., 2020, № 1, сс. 33—46 [Lavut A.A. Poiski latinoamerikanskoy strategii razvitiya v usloviyakh nestabilnosti globalnoy ekonomiki [The search for a Latin American development strategy in the context of instability of the global economy]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2020, N 1, pp. 33—46. (In Russ.).

2. Ritchie H., Mathieu E., Rodés-Guirao L., Appel C., Giattino C., Ortiz-Ospina E., Hasell J., Macdonald B., Beltekian D., Roser M. Coronavirus Pandemic (COVID-19), 2020. Available at: https://ourworldindata.org/coronavirus (accessed 21.05.2022).

3. Яковлева Н.М. Электоральный суперцикл в Латинской Америке: политические тренды. Перспективы. Электронный журнал. М., 2018, № 1 (13), сс. 69—80. [Yakovleva N.M. Elektoralnyy supertsikl v Latinskoy Amerike: politicheskiye trendy [Electoral Supercycle in Latin America: Political Trends]. Perspektivy. Elektronnyy zhurnal. Moscow, 2018, N 1(13), pp. 69—80. (In Russ.).

4. Яковлева Н.М. Латинская Америка: президентская власть и оппозиция в XXI веке. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. М., 2018, № 11 (3), сс. 166—184 [Yakovleva N.M. Latinskaya Amerika: prezidentskaya vlast i oppozitsiya v XXI veke [Latin America: Presidential Power and the Opposition in the Twenty-first Century]. Kontury globalnykh transformatsiy: politika, ekonomika, parvo. Moscow, 2018, N 11(3), pp. 166—184 (In Russ.).

5. Хейфец В. Альенде в Чили не вернется. Коммерсантъ. 21.12.2021. [Jeifets V. Alyende v Chili ne vernetsya [Allende will not return to Chile]. Kommersant. 21.12.2021. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5140461?from=doc_vrez (accessed 21.01.2022) (In Russ.).

6. La crisis de la democracia en América Latina, 2019-2021. Available at: https://www.realinstitutoelcano.org/analisis/la-crisis-de-la-democracia-en-america-latina-2019-2021 (accessed 21.05.2022).

7. Дьякова Л.В. Президентские выборы 2021 г. и начало нового политического цикла в Чили. Латиноамериканский исторический альманах, М., 2022, № 33, сс. 100—121 [Dyakova L.V. Prezidentskiye vybory 2021 g. i nachalo novogo politicheskogo tsikla v Chili [The 2021 presidential election and the start of a new political cycle in Chile]. Latinoamerikanskiy istoricheskiy al'manakh, Moscow, 2022, N 33, pp. 100—121 (In Russ.).

8. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К. Джанды. Полис. Политические исследования, М., 1993, № 1, cc. 92—98. [Kulik A.N. Sravnitelnyy analiz v partologii: proyekt K.Dzhandy [Comparative analysis in partology: a project by K. Janda]. Polis. Politicheskiye issledovaniya, Moscow, 1993, N 1, pp. 92—98. (In Russ.).

9. Merton R.K. A Paradigm for functional analysis in sociology. Available at: https://www.researchgate.net/publication/292154937_ROBERTK_MERTON_A_PARADIGM_FOR_FUNCTIONAL_ANALYSIS_IN_SOCIOLOGY (accessed 17.12.2021).

10. Женгота К. Польско-российские отношения в программах выбранных правых политических партий в Польше. Количественный и качественный анализ. Балтийский регион, Калининград, 2019, т. 11, N 3. сс. 125—141. [Zhengota K. Pol'sko-rossiyskiye otnosheniya v programmakh vybrannykh pravykh politicheskikh partiy v Pol'she. Kolichestvennyy i kachestvennyy analiz [Polish-Russian relations as reflected in the programmes of right-wing political parties in Poland: a quantitative and qualitative analysis]. Baltiyskiy region, Kaliningrad, 2019, vol. 11, N 3, pp. 125—141. (In Russ.).

11. Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Предвыборная программа — основной ресурс избирательной кампании. М., РЦОИТ, 2001, 96 с. [Amelin V.N., Fedorkin N.S. Predvybornaya programma — osnovnoy resurs izbiratelnoy kampanii [The election program is the main resource of the election campaign]. Moscow, RTSOIT, 2001, 96 p. (In Russ.).

12. Esping-Andersen G. Three World of Welfare Capitalism. Princeton, Princeton University Press, 1990, 248 p.

13. Spicker P. The Welfare State: A General Theory. London, SAGE Publications Ltd, 2000, 162 p.

14. Смаль С.В. Социальная защита населения как функция современного государства. Дисс. канд. полит. наук. СПб., 2009, 183 с. [Smal S.V. Sotsialnaya zashchita naseleniya kak funktsiya sovremennogo gosudarstva. Diss. kand. polit. Nauk [Social protection of the population as a function of the modern state. Diss. cand. polit. Sciences]. St. Petersburg, 2009, 183 p. (In Russ.).

15. The Chilean national congress. Available at: https://www.congreso.cl/ (accessed 21.05.2022).

16. Ивановский З.В. Конституционные реформы в Латинской Америке и их политические последствия (конец ХХ — начало ХХI В.). PolitBook, М., 2014, № 1, cc. 111—140. [Ivanovskiy Z.V. Konstitutsionnyye reformy v Latinskoy Amerike i ikh politicheskiye posledstviya (konets XX — nachalo XXI v.) [Constitutional reforms in Latin America and their political consequences (late XX - early XXI century)]. PolitBook, Moscow, 2014, N 1, pp. 111—140 (In Russ.).

17. Lista de senadores. Available at: https://www.senado.cl/appsenado/index.php?mo=senadores&ac=listado (accessed 21.05.2022).

18. Reconstrucción democrática. Periodo 1990-. Available at: https://www.bcn.cl/histo-riapolitica/hitos_periodo/detalle_periodo.html?per=1990-2022 (accessed 21.06.2022).

19. Infografías de Resultados Electorales. Available at: https://www.servel.cl/infografias-de-resultados-electorales-2/ (accessed 21.06.2022).

20. Partidos, movimientos y coaliciones. Available at: https://www.bcn.cl/historiapolitica/partidos_politicos/index.html (accessed 21.06.2022).

21. Kailitz S. Arend Lijphart, Patterns of Democracy. Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries, Yale 1999. In: Kailitz, S. (eds) Schlüsselwerke der Politikwissenschaft. VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007, pp. 237—240.

22. Cámara de Diputadas y Diputados de Chile. Available at: https://es.wikipedia.org/wiki/C%C3%A1mara_de_Diputadas_y_Diputados_de_Chile (accessed 21.10.2022).

23. Mujeres en el Congreso Nacional. Available at: https://www.bcn.cl/historiapolitica/mujeres_en_el_congreso/index.html (accessed 21.06.2022).

24. Servicio Electoral de Chile. Participación electoral. Available at: https://servel.cl/participacion-electoral-2/ (accessed 21.10.2021).

25. Iwanowski, Z. W. Partidos políticos de Brasil ante Los desafíos del País. Iberoamerica, Moscow, 2019, N 4, p. 63—85.

26. Balance Legislativo: Congreso Nacional de Chile 2021-22: Legislatura 369ª. Valparaíso, Ediciones Biblioteca del Congreso Nacional de Chile, 2022, 356 p.

27. Prashad V. Chile is at the dawn of a new political era. Peoples dispatch, 21.10.2021. Available at: https://peoplesdispatch.org/2021/10/21/chile-is-at-the-dawn-of-a-new-political-era/ (accessed 21.10.2021).

28. Тихомирова Л.С. Плотность текста в когнитивном сознании. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Философия, филология, культурология. Владивосток. 2011, № 11, cc. 99—104. [Tikhomirova L.S. Plotnost teksta v kognitivnom soznanii [Text Density in Cognitive Consciousness]. Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dalnem Vostoke. Filosofiya, filologiya, kul'turologiya. Vladivostok, 2011, N11, pp. 99—104. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/plotnost-teksta-v-kognitivnom-soznanii (accessed 21.10.2021). (In Russ.).

29. Renovación Nacional. Documentos. Available at: https://rn.cl/documentos/ (accessed 21.06.2022).

30. Unión Demócrata Independiente. Estatutos. Available at: https://www.udi.cl/estatutos/ (accessed 21.07.2022).

31. Partido Evolución Política. Principios. Available at: https://evopoli.cl/conoce-evopoli/principios/ (accessed 21.07.2022).

32. Programa del Partido Comunista de Chile. Available at: https://pcchile.cl/documentos/Programa.pdf (accessed 21.07.2022).

33. Principios del Partido Convergencia Social. Available at: https://convergen-ciasocial.cl/principios/ (accessed 21.07.2022).

34. Revolución Democrática. Programa de acción del Partido de la Revolución Democrática. Available at: https://partidos.ieeg.mx/assets/documentos/PRD_Programa.pdf (accessed 21.06.2022).

35. Un Frente Amplio para Un País en Común. Partido Comunes. Available at: https://media.elmostrador.cl/2019/07/MINUTA-ELECTORAL-2-JULIO-2019.pdf (accessed 21.10.2021).

36. Partido Por la Democracia. Declaración de Principios. Available at: http://americo.usal.es/oir/opal/Documentos/Chile/Partido%20por%20la%20democracia/DeclaracionPrincipios1993.pdf (accessed 21.06.2022).

37. Declaración de Principios. Partido Radical de Chile. Available at: https://www.partidoradical.cl/declaracion-de-principios/ (accessed 21.06.2022).

38. Partido Liberal de Chile. Manifiesto. Available at: https://liberaleschile.cl/manifiesto/ (accessed 21.07.2022).

39. Estatuto del Partido Republicano de Chile. Available at: https://partidorepublicanodechile.cl/partido-republicano/nosotros-partido-republicano/estatutos-partido-republicano/ (accessed 21.07.2022).

40. Дьякова Л.В. Чили: ревизия старых компромиссов. М., Латинская Америка, 2018, № 2, cc. 5—15. [Dyakova L.V. Chili: reviziya starykh kompromissov [Chile: revision of old compromises]. Latinskaya Amerika, Moscow, 2018, N 2, pp. 5—15. (In Russ.).

41. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Правый поворот в Латинской Америке: история и современность. Электронный научно-образовательный журнал «История», М., 2020, т. 11, № 5 (91). [Jeifets V.L., Jeifets L.S. Pravyy povorot v Latinskoy Amerike: istoriya i sovremennost' [Right turn in Latin America: history and modernity]. Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya», Moscow, 2020, Vol. 11, N 5 (91) Available at: https://history.jes.su/s207987840010177-3-1/ (accessed 21.10.2021). (In Russ.)

42. D’yakova L. Civil Society and Educational Development: the Latin American Experience. World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, No 2, pp. 101—111. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-101-111.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести